Libmonster ID: KZ-2448

Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2005. 430 С. + 15 Farbtab (Verzeichnis orientalischer Handschriften in Deutschland: Islamische Handschriften. Band XXXVII. Teil 4)

Постмодернистская наука немало ругала классическую европейскую ориенталистику за схематизацию и упрощение образа мусульманского Востока, преувеличение на нем роли письменного слова [Colonna, 1987; Said, 2003]. Признавая справедливость этих упреков, нельзя забывать, что именно классическому востоковедению XIX-XX вв. мы обязаны созданием колоссального научного и справочного аппарата, прежде всего многотомных словарей, каталогов и описаний, без которого прошлое, а порой и настоящее Ближнего Востока и других мусульманских регионов было бы для нас закрыто. Странствующие энтузиасты-востоковеды колониальной поры описали, собрали и систематизировали огромный фактический материал по истории ислама. К тому же сегодня в гуманитарных науках довольно остро ощущается дефицит хороших востоковедных описаний. Увлекшись ниспровержением общих теорий и клише колониального времени, востоковеды конца XX в. слишком мало внимания уделяли сбору и обработке источников.

В связи с этим нельзя не признать важность продолжающейся в наши дни публикации коллекций, собранных классиками европейского востоковедения. Среди подобных изданий выделяется


Рукописи фонда Макса Фрейгера фон Оппенгейма (Кёльн), описанные Беатой Визмюллер. Штутгарт: Изд-во Франца Штайнера, 2005, 430 с. + 15 цвт. табл. (Описание восточных рукописей Германии: исламские рукописи. Т. XXXVII. Ч. 4).

стр. 199


большой проект описания восточных рукописей Германии VOHD (Verzeichnis orientalischer Hand-schriften in Deutschland), начатый востоковедами ФРГ при поддержке целого ряда фондов еще в начале 60-х гг. XX в. 37-й том VOHD включает каталоги крупнейших коллекций по исламу. Два его первых выпуска, посвященные землям Северный Рейн-Вестфалия и Тюрингия, появились в 1999 и 2001 гг. [Gotz, 1999; Sobieroj, 2001]. Готовится издание еще трех выпусков описаний собраний Баварии и Киля [Islamische Handschriften-Sammlungen; Haase; Sobieroj]. Предметом настоящей рецензии является каталог рукописей Фонда Макса фон Оппенгейма (Кёльн), опубликованный известным немецким ориенталистом Беатой Визмюллер. Книга представляет собой хороший пример скрупулезного, удобно построенного востоковедного описания с подробным введением.

Перед тем как давать характеристику изданию и коллекции, стоит сказать несколько слов о складывании кёльнского собрания арабских и персидских рукописей по исламу. Коллекция делится на два фонда, или собрания. Более крупное, так называемое старое, собрание состоит из 132 рукописей и 10 сборников XI - первой четверти XX в. на арабском языке, вывезенных в 1892 - 1929 гг. с Ближнего Востока и Северной Африки известным немецким востоковедом, археологом и дипломатом Максом фон Оппенгеймом (1860 - 1946), прославившимся раскопками обнаруженного им в Северной Сирии городища 5 - 4-го тыс. до н.э. Телль-Халаф. Оппенгейм хорошо знал арабский язык. Он живо интересовался прошлым и настоящим мира ислама, а в годы Первой мировой войны руководил службой антианглийской панисламской пропаганды в Османской империи. Сообразно своим интересам Оппенгейм собрал библиотечку арабских рукописей. Отдельные образцы ее выставлялись в музеях Берлина и Мюнхена в 1910 г. В 1922 г. собрание было передано в созданный Оппенгеймом Институт Востока при музее Телль-Халафа в Берлине, в 1929 г. преобразованный в Фонд Оппенгейма.

Музей и институт погибли под бомбежками союзников в годы Второй мировой войны. Однако ученику Оппенгейма Вернеру Каскелю удалось спасти большую часть рукописей и передать их в 1948 г. в Кёльнский университет, на кафедре востоковедения которого он стал работать. Возобновивший деятельность в Кёльне Фонд Оппенгейма в 60 - 70-х гг. XX в. пополнил коллекцию Оппенгейма новым собранием из 65 отдельных и 28 сборных арабских и персидских рукописей XV-XX вв. Они были приобретены у Абдолджавада Фалатури (1926 - 1997). Выходец из Исфахана в Иране, где он получил хорошее традиционное образование и достиг высшей у шиитов-имамитов ступени ученого богослова и правоведа (муджтахид), Фалатури с середины 1950-х гг. учился, а затем работал в Германии. В 1975 - 1991 гг. он преподавал персидский язык и исламоведение в Кёльнском университете. В область его интересов входили религиозная философия и догматика, связи между исламом, христианством и иудаизмом, а также их отражение в исламском образовании. Эти темы определили подборку рукописей его коллекции, собранных большей частью в Иране.

Среди восточных рукописей Фонда Оппенгейма в Кёльне нет ни особенно древних списков, ни уникумов. 55 копий Корана - от отдельных фрагментов на насхе, куфи и магриби до полных копий - дают хорошее представление об искусстве арабской каллиграфии со времен Арабского халифата до начала XX в. Древнейший документ на пергаменте, приобретенный Оппенгеймом в Египте, представляет собой договор о покупке части дома в Фаюме (Египет) в зу-л-ка'де 414/январе 1024 г. (N 6 каталога). Судя по именам покупателя и продавца, грамота вышла из коптской среды. Самая ранняя книга старого собрания - копия мутазилитского тафсира Замахшари (ум. 1144), переписка которой, как явствует из колофона рукописи, была завершена 5 рад-жаба 674/25 января 1275 г. (N 70). К числу редких старых рукописей относится фрагмент маликитского компендиума по фикху "ал-Мудаввана ал-кубра" на трех листах пергамента (N 195). Наиболее древняя рукопись нового собрания Фалатури - "Шарх ал-мисбах" Ибн ал-Асвада ан-Никсари (ок. 1397). Это комментарий на книгу ал-Мутарризи по арабской грамматике, переписанный в Ливии к раби' аввалу 843/августу 1439 г. (N 269).

Для исламоведов особый интерес представляют преобладающие в коллекции рукописи XVI - начала XX в. Наиболее любопытны сочинения и письма суфиев Северной Африки и литература из шиитских медресе Ирана. Среди них попадаются раритеты. Оппенгейм приобрел работы по экзегетике и хадисоведению (N 129), основам права (N 192,214) и суфийской этике (N 130) алжирского марабута Мухаммада б. 'Али ас-Сануси (ум. 1859), основавшего в 1837 г. братство сенуситов, прославившееся участием в джихаде против европейских завоевателей Ливии. О жизни основателя братства и его сына Мухаммада ал-Махди (1844 - 1902), организации сенуситов рассказывают путевые заметки ал-Хаша'иши и шайха ал-Иусуфа (N 260, 261), элегия (марсийа)

стр. 200


на смерть Мухаммада ас-Сануси (N 308), генеалогия и биография ас-Сануси и его сына ал-Махди (N 334 - 340). В собрании Оппенгейма хранятся также фрагменты трактата "Нубза мин калам..." основателя братства Рахманийа 'Абд ар-Рахмана (ум. 1793 - 94), прозванного "Двухмогильным" (Абу-л-кабрайн) (N 332), письма шайху братства Даркавийа из французской администрации Алжира (1882 г.; N 132, 133, 316), образец каллиграфии одного шайха из Сенегала (1910 г.; N 1).

Особого внимания заслуживают хорошо представленные в собрании Фалатури сочинения и учебники шиитов-имамитов. В этом отношении кёльнская коллекция выделяется среди европейских (да и российских) собраний, в которых в целом мало рукописей, вышедших из шиитской среды. К числу редких относятся глосса к труду по догматике "Таджрид ал-калам" Насир-ад-дина ат-Туси (ум. 1274) (986/1576 г., N 94), извлечение (мухтасар) из комментария Джа'фара ал-Хилли (ум. 1277) к правовому трактату Хамзы ад-Дайлами (ум. 1070 - 1071) "ал-Марасим ал-'ала-вийа фи-л-фикх" (1036 - 1037/1627 - 1628 гг., N 198), трактат "Ка'ида фи нафи ад-дарар" о непричинении вреда Муртады ал-Ансари (ум. 1864) (1278 - 1280/1862 - 1864 гг., N 193), две работы о брачном контракте и сборник фетв муфтия Мухаммада ар-Рамли (ум. 1596) (1872, 1853 и 1895 гг., N 215,216,218). Кроме того, новое собрание располагает 8 рукописями шиитского богословского движения XIX в. Шайхийа, из которого выросло знаменитое синкретическое учение бабидов (N 103, 104, 111, 124, 229, 230, 306, 329).

Наряду с рукописями по исламу собрание располагает небольшой, но ценной коллекцией поздних образцов арабской переписки и исторических сочинений, собранных Оппенгеймом во время его путешествий и раскопок, включая христианскую церковную историю и апологетику. Многие из них уникальны. Имеется письмо 1305/1887 - 1888 г. упоминавшегося выше Мухаммада ал-Махди руководителю отделения братства сенуситов в Мурзуке (Ливия) (N 318). К числу раритетов относится хроника Хусайна Хилми "Барикат ас-суйуф ал-'арабийа фи сират ахфад Таймур Паша ал-Милийа" (1343/1924 г., N 324) о действиях в 1860 г. против маронитов друзско-бедуинского союза племен Сирии, с вождями которого дружил Макс фон Оппенгейм. Здесь же следует упомянуть хронику Ибн Ганнама (ум. 1811) "Китаб ал-газават ал-байанийа ва-л-футухат ар-раббанийа..." о походах ваххабитов Аравии до 1797 г. (N 322), "Та'рих Мардин" 'Абд ас-Салама ал-Мардини, начиная с арабского завоевания (19/640 г.) до установления в Джазире (Сирия) французского мандатного правления (1924 г.) (1911 г.; N 323).

Из двух арабо-христианских рукописей собрания выделяется небольшой фрагмент полемического сочинения против иудеев о божественной природе Иисуса Христа (N 341). Текст записан на пергаменте коптского происхождения почерком восточный куфи. Автор и название сочинения не установлены. Другой образец поздней арабо-христианской литературы дает анонимная хроника полулегендарного содержания о распространении христианских монастырей в Северной Месопотамии с 589 по 1694 г. Рукопись происходит из г. Мардина (на юго-востоке современной Турции), недалеко от района раскопок Оппенгейма в Телль-Халафе. Это извлечение, сделанное из другой хроники 1891 г., основанной на сочинениях пяти арабо-христианских авторов - Базхии ал-Кафартути, диакона Шим'уна ан-Насиби (около 1543^4), епископа Шму'ила ал-Кау-каби, отца Муша из с. Ра'с ал-'Айн и диакона Нахума ат-Тибйаси. По числу диоцезов Северной Месопотамии хроника делится на 5 глав.

Собрание Оппенгейма интересно не только своими раритетами, но копиями и списками сочинений, известных по другим европейским коллекциям. В ней есть образцы учебников по всему кругу дисциплин традиционного исламского образования у суннитов и шиитов-имамитов. По каталогу Беаты Визмюллер читатель с легкостью представит себе состав, хронологический и географический расклад коллекции. Описание рукописей построено по удобной общей схеме, принятой в изданиях VOHD: описание Корана, его семи чтений (кира'а) и коранической экзегетики (тафсир) (раздел II); хадисы (III); догматика (IV); суфизм (V); сочинения по основам веры (усул ад-дин) (VI); основам (усул ал-фикх) и отраслям (фуру') права, фетвы (VII-VIII); вспомогательные на среднем и высшем уровне образования в мадрасах этика (IX); география (X); зоология (XI); медицина (XII); арабская грамматика (XIII); словари (XIII); риторика (XIV); беллетристика с поэзией (XV) и история (XV). Наиболее полно в собрании представлены Коран и хадисы, догматика, правоведение, философия, грамматика и риторика.

При сравнительно небольшом размере коллекции все имеющиеся в нем рукописи подробно и единообразно описаны. Лишь незначительное число (16) дефектных экземпляров не удалось идентифицировать с точностью. Система описания следующая. После археографического описания рукописи приводится имя автора и название работы (по-арабски и в латинской транскрип-

стр. 201


ции), начало ('унван) и конец (колофон) рукописи (по-арабски), дата и имя переписчика, наконец, краткая характеристика сочинения с расшифровкой наиболее частых глосс. По возможности указаны параллели по другим каталогам. К сожалению, Макс фон Оппенгейм не оставил заметок о поступлении рукописей в его библиотеку. Поэтому составительнице приходилось отталкиваться от косвенных сведений, имеющихся в нисбах переписчиков, владельческих глоссах и приписках в колофоне сочинений. Можно только подивиться широте "географии" коллекции: от мусульманской Испании (ал-Андалус) и Марокко на западе и Сенегала на юге до Северной Месопотамии и Крымского ханства на северо-востоке (тафсир ал-Байдави 1744 г. из Гезлева/Евпатории, N 71).

Подводя итоги настоящей рецензии, можно с полным основанием поздравить составителя и читателей каталога с еще одним нужным и фундированным востоковедным описанием, проливающим новый свет на собранные ориенталистами колониальной эпохи сокровища исламского знания в рукописных собраниях Германии. Хочется надеяться, что хотя бы отдельные экземпляры этого каталога найдут себе место и в крупнейших востоковедных библиотеках России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Colonna F. Critique de l'orientalisme ou critique du scripturalisme? // Colonna F. Savants pay sans. Elements d'his-toire sociale sur I'Algerie rurale. Alger, 1987.

Gotz M. Islamische Handschriften-Sammlungen. Teil. 1. Nordrhein-Westfalen. Stuttgart, 1999 (Verzeichnis der ori-entalischen Handschriften in Deutschland. Bd. XXXVII).

Haase C.P. Islamische Handschriften-Sammlungen. Teil. 3. Kiel. Stuttgart (в печати).

Islamische Handschriften-Sammlungen. Teil. 2. Stuttgart (в печати).

Said E.W. Orientalism. L., 2003 (First ed. N.Y., 1978).

Sobieroj F. Islamische Handschriften-Sammlungen. Teil. 5. Thuringen. Stuttgart, 2001.

Sobieroj F. Islamische Handschriften-Sammlungen. Teil. 6. Munchen. Stuttgart (в печати).


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/HANDSCHRIFTEN-DER-MAX-FREIHERR-VON-OPPENHEIM-STIFTUNG-KOLN-BESCHRIEBEN-VON-BEATE-WIESMULLER

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. О. БОБРОВНИКОВ, HANDSCHRIFTEN DER MAX FREIHERR VON OPPENHEIM STIFTUNG (KOLN) BESCHRIEBEN VON BEATE WIESMULLER // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 03.07.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/HANDSCHRIFTEN-DER-MAX-FREIHERR-VON-OPPENHEIM-STIFTUNG-KOLN-BESCHRIEBEN-VON-BEATE-WIESMULLER (date of access: 08.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. О. БОБРОВНИКОВ:

В. О. БОБРОВНИКОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
ИСЛАМИЗМ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
22 hours ago · From Alibek Kasymov
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ
2 days ago · From Alibek Kasymov
С. М. ШАПШАЛ (ЭДИБ-УС-СУЛТАН) - УЧИТЕЛЬ НАСЛЕДНИКА ПЕРСИДСКОГО ПРЕСТОЛА
2 days ago · From Alibek Kasymov
У.-Ж. Ш. ДОНДУКОВ. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ МОНГОЛЬСКИХ ЯЗЫКОВ
2 days ago · From Alibek Kasymov
K. B. ОРЛОВА. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНИЗАЦИИ КАЛМЫКОВ. СЕРЕДИНА XVII - НАЧАЛО XX В.
2 days ago · From Alibek Kasymov
ФЕМИНИЗМ И КОРЕЙСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПРОЗА В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ
2 days ago · From Alibek Kasymov
НЕРЕЛИГИОЗНОЕ ФЕМИНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И "ИСЛАМСКИЙ ФЕМИНИЗМ" В ЕГИПТЕ: XX ВЕК
2 days ago · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

HANDSCHRIFTEN DER MAX FREIHERR VON OPPENHEIM STIFTUNG (KOLN) BESCHRIEBEN VON BEATE WIESMULLER
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android