В Южной Корее сильны конфуцианские традиции, благодаря которым идеология мужского превосходства пронизывает всю систему общественных отношений. До сих пор здесь участие женщин в политике и крупном бизнесе остается очень скромным по сравнению с развитыми странами Запада, и до сих пор они сталкиваются с проявлениями "мужского шовинизма" [подробнее см.: Ланьков, 2000, с. 219 - 220]. Неудивительно поэтому, что внимание к отношению полов и положению женщин в корейском обществе с каждым годом усиливается.
Первые попытки раскрепощения корейских женщин были предприняты во второй половине XIX в. христианскими миссионерами, которые пропагандировали идею равенства человека и большую роль отводили образованию женщин [Ким Янчан, 1997, с. 197 - 198]. Идеи равенства людей были заложены и в учении тонхак, в дальнейшем ставшем "одной из ведущих сил в борьбе за независимость Кореи..." [см.: Курбанов, 2002, с. 321 - 323]. Под влиянием внешней угрозы государственному суверенитету было создано Общество независимости () - Кроме требования демократических свобод члены этого общества пропагандировали знания как путь к прогрессивному развитию Родины [см.: Тягай, Пак, 1996, с. 11 - 12], а также уделяли большое внимание положению женщин и ратовали за создание сети женских школ. Но "в тот период требование равенства в получении образования не носило характера борьбы за равноправие между женщинами и мужчинами" [Ким Янчан, 1997, с. 297]. На волне просветительского движения активизировалась деятельность женщин, о чем говорит тот факт, что в начале 1900-х гг. в Корее уже существовали женские организации, которые имели свои печатные издания. Целью одних организаций была просветительская деятельность, других - благотворительность [подробнее см.: Ким Янчан, 1997, с. 251 - 258].
В 1920 - 1930-е гг. в Корею проникли западные идеи "равенства полов", но они не могли получить распространения, поскольку устои конфуцианского общества в то время были очень прочными. Активная общественная деятельность женщин воспринималась как аморальная и подвергалась осуждению. Несмотря на это, в годы японской оккупации женщины наравне с мужчинами принимали участие в патриотическом движении, поддерживали выступления против колониальной политики, жестокой эксплуатации рабочих, унижения национального достоинства корейцев и бесправия женщин. Однако в 1930 г. последовали репрессии японских властей против патриотических и женских организаций, их деятельность прекратилась. Перестали выходить многие газеты и журналы.
В 1920 - 1930-е гг. на литературной арене появились писательницы, положившие начало современной женской литературе. В своих произведениях они пытались показать бесправное положение своих современниц и несправедливость старых патриархальных устоев, когда женщины низводились до уровня домашних рабынь. Но борьба за изменение их судьбы шла не только на литературной арене. В самом корейском обществе стали раздаваться голоса в защиту прав женщины. В 1948 г. с формированием в Республике Корея демократических институтов им были гарантированы равные с мужчинами политические права, в том числе и право на образование и работу. Эти гарантии не были завоеваны женщинами в политической борьбе, они им были просто предоставлены [подробнее см.: Ким Янчан, 1997, с. 278 - 283]. Однако декларированные свободы не смогли разрушить многовековые традиционные порядки, и корейская женщина не обрела реальной свободы.
стр. 160
Говоря об особенностях женского движения этих лет, критик Ким Чончжа отмечает, что в Корее оно не было явлением организованным и самостоятельным. Как известно, на Западе феминистское движение началось с борьбы женщин за свои гражданские права, в частности за предоставление им избирательных прав (так называемый суфражизм), за "равенство полов". В Корее же это движение было ограничено в основном просветительской деятельностью, направленной на борьбу за независимость государства, и носило ярко выраженный патриотический характер [см: Ким Чончжа, 1991, с. 18].
Вторая волна феминизма, поднявшаяся на Западе в 1960 - 1970-е гг. [см: Темкина, 1996, с. 9], спустя некоторое время докатилась и до Южной Кореи. Государство встало на путь индустриализации, и развитие всех отраслей экономики требовало новых рабочих рук, в том числе и женских. В это время, наряду с активизировавшимися рабочим и студенческим движениями, развернулась деятельность женских феминистских организаций, критиковавших устои общества, в котором ущемлялись права женщин. Тем не менее нельзя утверждать, что в тот период в корейском обществе прислушивались к голосам приверженцев феминизма.
Проникновение феминистских идей в различные сферы корейского общества продолжилось и в 1980-е гг. Именно тогда в Республике Корея начался постепенный процесс демократизации, объективно обусловленный общим экономическим ростом страны, ростом материального благосостояния ее граждан [Курбанов, 2002, с. 532]. Большие изменения произошли в социальной структуре общества, пошатнулась система семейных отношений. В стране была заложена основа для восприятия западной цивилизации, и ее влияние сказалось на всем укладе жизни корейцев.
Жители Кореи уже не желали оставаться в тесных рамках традиционных коллективистских установлений, у каждого конкретного человека появилась возможность проявить свою индивидуальность. В таких условиях проблема неравенства мужчин и женщин не могла более замалчиваться. В обществе появились такие новые понятия, как "эмансипация женщин", стал рассматриваться вопрос о правомерности идеологии мужского превосходства. Характерной особенностью этого периода стало увеличение числа разводов, что можно считать последствием расширения прав женщин.
Постепенно феминистское движение в стране становилось все популярнее, и в 1990-х гг. деятельность женских организаций уже не ограничивалась лишь требованием равенства полов; получил распространение радикальный феминизм, направленный на утверждение превосходства женщин. "Женщина миролюбивее мужчин, женщине присущи субъективность, интимность, мечтательность, эмоциональность", - говорили идеологи этого радикального течения [Темкина, 1996, с. 9]. В 1998 г. в Республике Корея было создано "Научное общество феминизма и корейской литературы" (The Academic Society of Feminism and Korean Literature), которое и сейчас ведет активную деятельность. Эти тенденции способствовали дальнейшему развитию литературы, созданию новых произведений, обращенных к внутреннему миру человека. Большой вклад в этот процесс внесли женщины.
В южнокорейской литературе женской прозе отведено особое место, она имеет свою историю, и ее развитие охватывает большой период. К сожалению, в российском корееведении этой теме до сих пор внимания не уделялось.
Проводя хронологический обзор становления женской прозы, можно выделить его важнейшие этапы сначала в Корее, а после 1945 г. - в Республике Корея.
Среди сохранившихся произведений, написанных женщинами, известна лирика XVI в, как на корейском (сичжо), так и на китайском языке. Авторами этих стихов были кисен (певицы и музыкантши), среди которых наиболее известными считаются Хван Чини (литературный псевдоним Мёнволь) (1506 - 1544), Ли Керан (Мэчхан) (1573 - 1611) и Чин Ок. Современные исследователи поэтического творчества женщин традиционной Кореи в жанре сичжо считают, что их стихи - это "заговор, заклинание, молитва", направленные на то, чтобы стал счастливым этот мир, "...где жизнь продолжается благодаря гармоничному взаимодействию двух вечных начал - мужчины и женщины" [Касаткина, 2003, с. 27, 30].
Поэтические традиции XVI в. были продолжены и в поэзии XVIII в., с развитием жанра кюбан каса - "напевных строф женской половины дома". Тематика женской поэзии того времени не претерпела больших изменений - это по-прежнему мир личных чувств; женщины пишут о своей нелегкой доле, встречах и расставаниях, преданности любимому, ожидании его возвращения. В начале XX в. женская литература помимо любовной тематики стала затрагивать и "гражданские темы". Немецкая исследовательница корейской литературы Соня Хёсслер от-
стр. 161
мечает, что после 1960-х гг. жанр кюбан каса "пришел в упадок" [Haeussler, 2006, с. 206], но все же сохранился как традиция. В наши дни женщины, владеющие искусством слова, продолжают сочинять и исполнять каса, следуя правилам жанра.
В прозе женщины проявили себя в первую очередь в жанре дневника. В XVII - XVIII вв. в корейской литературе стал заметен интерес к частной жизни человека. Дневниковая проза, дошедшая до нас главным образом в виде дневниковых записей придворных, изобилует личными впечатлениями и душевными переживаниями. Самым известным произведением в этом жанре, созданном на корейском языке, считается "Записанное в страдании" (Ханчжун нок - ). Его автором была госпожа Хон, жена принца Садо (1735 - 1762), наследника престола. Госпожа Хон умерла в 1815 г., оставив после себя дневник, который "по эмоциональному настрою близок женской лирической поэзии" [Троцевич, 2004, с. 174].
Кроме того, в конце XVII в. развился жанр традиционного корейского романа, основными читателями которого, как правило, были женщины. Большая часть этих, в большинстве своем анонимных, произведений ходила по рукам в виде рукописей. Существует предположение, что переписывали и распространяли романы в основном женщины [Троцевич, 2004, с. 176].
В жанре биографии чон XVIII в. известно анонимное произведение "Жизнеописание государыни Инхён", посвященное "образцовой жене", которую погубили интриги придворных. Есть предположение, что автором этого сочинения могла быть одна из фрейлин, близких государыне [Троцевич, 2004, с. 205].
Следует отметить, что главные героини популярных произведений традиционной корейской литературы являли собой, как правило, образ либо добродетельной жены (повесть неизвестного автора "Верная Чхунхян" [Верная Чхунхян, 1990], роман Ким Манчжуна [Скитания госпожи Са..., 1960, с. 323]), либо почтительной дочери [Повесть о Сим Чхон, 1960, с. 179]. Этот традиционный образ корейской женщины доминировал в литературе вплоть до начала XX в.
В произведениях 1920 - 1930-х гг. появляются новые типы героинь, однако это все еще, как правило, слабые зависимые существа, не обладающие правами и возможностями управлять своей судьбой [см. подробнее: Ретнер, 1997, с. 59].
В корейском обществе отношение к женской общественной деятельности вообще и к писательскому творчеству в частности всегда было критическим. В работах корейских исследователей эта литература "выглядит особым островом и не вливается в общий поток развития словесности. Даже в исследованиях современных авторов оно не представлено как одно из направлений, связанных с общими тенденциями в движении литературы, а просто выделено в специальные разделы, посвященные именно женскому поэтическому и прозаическому творчеству" [Троцевич, 2004, с. 175].
В XX в. первой писательницей нового типа была Ким Мёнсун (1896-?). Она наравне с писателями-мужчинами работала в редакциях журналов "Творчество" учрежденного Ким Тонином 1, и "Руины" основанного группой молодых литераторов Ким Оком Ким Ёньхваном Ём Сансопом и др. В этих журналах она публиковала свои произведения. Первый рассказ Ким Мёнсун, написанный в 1917 г., называется "Девушка под подозрением" В этом рассказе реалистически изображена действительность и с большим сочувствием говорится о тяжелом положении женщины. Вслед за этим произведением писательница опубликовала еще несколько романтических и сентиментальных рассказов. Ее талант проявился и в поэзии; в 1925 г. был издан сборник ее стихов. Однако на родине писательская деятельность Ким Мёнсун была воспринята с неодобрением, она стала объектом критики и осуждения.
Традиционно в Корее занятие литературой считалось прерогативой мужчин. Но в 1930-е гг. на литературной арене кроме Ким Мёнсун появились еще две писательницы: Ким Вончжу (1896 - 1971) и На Хесок (1885 - 1946). Их творчество также подвергалось осуждению, нападкам со стороны консервативной части общества. Однако их деятельность способствовала дальнейшему освобождению корейской женщины от патриархальных устоев, давала ей возможность заниматься творчеством. Первые писательницы были выдающимися женщинами своего времени. Они обладали не только смелостью, но и литератур-
1 Известный писатель, приверженец "чистой литературы", годы жизни: 1900 - 1951.
стр. 162
ным талантом. Тем не менее критик Ким Янчан считает, что "им не хватало опыта в анализе происходящих событий и понимания жизни во всех ее проявлениях" [Ким Янчан, 1997, с. 295].
В 1930-е гг. стали известны имена писательниц Ким Мальбон (1901 - 1961), Пак Хвасон (1904 - 1988), Кан Кёнэ (1907 - 1943) и Пэк Синэ (1908 - 1939), продолживших работу в жанре женской прозы и способствовавших ее развитию. Знакомство корейцев с западной культурой, появление женских школ и институтов способствовали тому, что женщины в Корее стали активно участвовать в общественной жизни, получили возможность преподавать и заниматься творческим трудом. В газетах и журналах печатались их произведения. Некоторым из кореянок удавалось продолжить учебу за границей.
Известной писательницей этого периода была Пак Хвасон, чья литературная деятельность началась довольно рано, в 21 год. В ее произведениях "Канализационные работы" "Дух засухи" "Во время пахоты" описывается суровая жизнь простых людей, крестьян и рабочих, страдающих от бесчинства властей и колониального гнета. Герои этих произведений стараются сохранить свое достоинство в самых тяжелых ситуациях. Рассказы и романы писательницы часто носят сентиментальный и дидактический характер.
В отличие от произведений Пак Хвасон, созданных в русле дидактической прозы, творчество Кан Кёнэ утверждает принципы реализма. Эта писательница показывает жизнь простых людей, и ее сюжеты часто заканчиваются трагически. Проблемы, затрагиваемые в ее работах, актуальны и реалистичны. Так, в рассказе "Мать и дочь" опубликованном в 1931 г., говорится о противоречиях между старшим и молодым поколениями. В романе "Проблемы человечества" 2 (1934) показана нищенская жизнь крестьян в 1920 - 1930-х гг., забитых и покорных воле жестокого самодура-землевладельца. Исследователь корейской литературы Чо Тониль отмечает, что "в этот период было не так много произведений, в которых настолько правдиво и сурово описывалась жизнь людей, борющихся против насилия над ними. Творчество Кан Кёнэ отличает особый стиль, где авторская позиция высказывается посредством особых знаков и намеков, размышлений героев, а не с помощью решительных действий персонажей" [Чо Тониль, 1998, с. 335].
Другая писательница, Пэк Синэ, несмотря на свою недолгую жизнь, оставила заметный след в корейской национальной литературе. Активная участница женского движения, она в своем творчестве сочувствует страданиям простого человека, выражает свое отношение к актуальным проблемам современного ей общества. Писательница рассказывает правдивые истории о судьбах корейских семей, живущих не только в Корее, но и за ее пределами. Так, в романе "Корейцы" (1934) описывается печальная судьба семьи, которая покинула родину в поисках лучшей жизни и поселилась в Сибири. В произведении "Товарищ, уехавший далеко" () мальчик рассказывает историю друга, с которым ему пришлось расстаться: нищета заставила его семью отправиться в Манчжурию. Главная мысль этих произведений, считает Мин Хёнги, "...заключена в необходимости освобождения родины и страдающего народа от колонизаторов" [Мин Хёнги, 1998, с. 129].
В отличие от вышеназванных авторов, делавших упор на социальных проблемах и жестокостях современного мира, Ким Мальбон, продолжая традиционную направленность женской литературы, посвящает свои рассказы и романы взаимоотношениям людей, уделяя большое внимание романтическим и любовным историям. Так, в рассказе "Расплата" описывается история женатого мужчины, сожалеющего о том, что его жизнь прошла бесцельно, а в рассказе "Письмо" главная героиня страдает от ревности. "Произведения Ким Мальбон пользовались большой популярностью у читателей, несмотря на то, что в них героям не хватало целеустремленности и силы в борьбе с превратностями судьбы" [Мин Хёнги, 1998, с. 135].
По мнению современных корейских исследователей, произведения писательниц 1930-х гг. отличаются от тех, что написаны их предшественницами в 1920-е гг., более высоким уровнем писательского мастерства и художественными достоинствами. Их объединяет общая тема -тема страдания бедных людей от тягот колониальной жизни, раскрытая через характеры и судьбы женских персонажей. "В произведениях 1930-х гг. можно обнаружить идеологическую зрелость писательниц и рост женского самосознания" [Мин Хёнги, 1998, с. 152]. Характерно,
2 Роман переведен на русский язык [Кан Ген Э, 1955].
стр. 163
что все эти писательницы были хорошо образованны, боролись за равные права с мужчинами, участвовали в работе женских организаций.
Женская проза периода оккупации в основном посвящена бедам, обрушившимся на простых людей, и их страданиям, жизнь героев произведений часто заканчивается трагически. Следует сказать, что тематика женской прозы этого периода не отличается от произведений, написанных мужчинами. Единственная отличительная черта - это то, что ее героини - по преимуществу женщины. Поэтому на данном этапе выделение критиками особой "женской литературы" выглядит искусственным. Скорее всего критики, следуя традиции, просто не могут избежать привычного противопоставления "женское-мужское". Эту традиционную оппозицию в оценке корейского литературного творчества можно увидеть и в работах современных критиков.
К 1945 г., когда Корея освободилась от японского колониализма, число женщин-писательниц увеличилось. Помимо собственно литературного творчества они принимали также участие в полемике, развернувшейся между различными литературными сообществами на страницах газет и журналов. Писательницы в числе прочих общественных и культурных деятелей искали путь, по которому следует идти новой литературе народа, получившего свободу после 35-летнего периода колониальной зависимости.
После окончания Корейской войны в 1953 г. среди женщин-писательниц, внесших свою лепту в становление новой корейской литературы, наиболее заметными фигурами были Кан Синчжэ (род. в 1924 г.), Сон Сохи (1917 - 1986), Хан Мальсук (род. в 1931 г.) и Пак Кённи (род. в 1927 г.). Они работали в тяжелейших условиях послевоенной разрухи и хаоса и создавали произведения, в которых появились новые герои, по-своему ищущие смысл жизни.
Пак Кённи была самой известной среди писательниц этого периода. В ее рассказе "Эпоха неверия" (1957) деградация современного общества показана с точки зрения женщины. В это время многие писатели обращались к животрепещущей трагической теме раздела страны. В романе "Рынок и поле боя" (1964) была сделана попытка проанализировать причины гражданской войны с позиции простых людей. Другая писательница, Сон Сохи, в рассказах "Когда зацветет аир" (1956) и "Долина солнца" (1959), описывая любовные истории, особое внимание уделяет психологии женщины. Любовь помогает героям этих произведений преодолеть тяготы жизни.
Как замечают корейские критики, творчество писательницы Кан Синчжэ отличает красота стиля. В рассказе "Молодая дзелква"* (1960) она рассказывает о том, как доминирующие в обществе патриархальные законы влияют на женские судьбы. В прозе Хан Мальсук главная тема - тоже положение женщины, ее отношение к существующим порядкам. В романе "Утес, овеянный мифами" (1957), посвященном жизни людей после войны, она критикует тех женщин, которые живут лишь сегодняшним днем. А в произведении "Белый путь" Хан Мальсук описывает людей нового поколения, противостоящих ханжеству обывателей и старым порядкам [Квон Ёнмин, 2001, с. 66 - 67].
В 1960-е гг. прозу, написанную женщинами, корейские критики еще не называли феминистской, хотя ее главными проблемами, которые обсуждались авторами, были правовое неравенство женщины, ее низкий по сравнению с мужчиной статус в семье и обществе, несправедливые законы, унижающие ее достоинство. Начиная с 1970-х гг. женская литература уже вооружилась феминистской идеологией, противостоящей идеологии главенства мужчин в обществе, и это свидетельствовало о дальнейшем росте самосознания корейской женщины.
В этот период появляются произведения новых писательниц: Пак Вансо (19 ), О Чонхи (1947), Со Ёнын (1943), Ким Чхэвон (1946) и др. Их рассказы и романы "не подходят под определение корейских критиков "женская сентиментальность", хотя эти авторы писали о своем, особом видении мира, поднимали вопросы, касающиеся роли женщины в семье и в обществе нового времени. В своих произведениях писательницы рассказывают о жизни так называемого среднего класса, обращают внимание на положение женщин в патриархальных семьях и ставят вопрос о несправедливом, пренебрежительном отношении к ним со стороны мужчин" [Квон Ёнмин, 2001, с. 83 - 84]. Наряду с этим они поднимают проблемы личных взаимоотношений мужчин и жен-
* Вид дерева, произрастающего в Корее.
стр. 164
щин, противопоставляют их характеры, подчеркивают стремление женщин жить в гармонии с мужчиной. Кроме того, в произведениях того времени "можно обнаружить отрицательное отношение авторов к эгоистичным или алчным героиням, критику чрезмерной опеки и безграничной любви матери к сыну, причины которой кроются все в той же идеологии мужского превосходства" [Чо Намхён, 1998, с. 68].
В 1970 - 1980-х гг. в стремительном потоке жизни корейского общества почти не оставалось места отдельному человеку с его личными проблемами. В этот период большую роль стали играть новые средства массовой информации, компьютеризация охватила все сферы деятельности людей. Писатели (и мужчины, и женщины) обращают внимание на то, как в наступившую эпоху разгула стяжательства, наживы и культа денег разрушается старая идеология, как СМИ влияют на образ жизни и сознание людей. Тематика произведений этого времени выделяется своей социальной направленностью. Немецкая исследовательница корейской литературы Рета Ретнер отмечает тот факт, что "число женщин, занимающихся профессиональной литературной деятельностью, неуклонно увеличивается, говорит о возрастающей роли женщины в обществе" [Ретнер, 1997, с. 59].
С конца 1980-х гг. термин "феминистская литература" был в ходу у литературных критиков, а произведения писательниц стали привлекать все большее внимание читателей. "Развитие демократических институтов и изменения в общественной жизни настолько улучшили положение женщин, занимающихся литературой, что женские голоса стали выделяться из общей массы писателей. Творчество писательниц, высокая оценка их мастерства, большая популярность среди читателей способствовали тому, что к этому времени теория феминизма стала рассматриваться в качестве главной тенденции в литературе" [Ким Михён, 1996, с. 42^-3], а женская проза стала ассоциироваться с феминистской литературой.
Критик Ли Сансу в своей статье "Разговор о прозе на разные темы" приводит определение феминистской прозы, данное исследователем литературы Ким Чису: "Феминистской называется проза, в которой женщина-автор отводит женщине роль главной героини и показывает, как система образования и культура, ориентированные на господство мужской силы, отнимают у женщины чувство человеческого достоинства" [Ли Сансу, 1995, с. 100]. Это определение подходит к произведениям, написанным до 1970-х гг., в которых героини, вынужденные жить в страданиях, представлены как жертвы мужчин. Однако в 1990-е гг. в корейской литературе появился образ новой женщины, экономически независимой от мужчины, которая уже хочет жить ради себя, а не только ради мужчины и детей.
Появление прогрессивно настроенных женщин было воспринято консервативной критикой неодобрительно. В результате возник конфликт между женщинами, стремящимися жить по-новому, чувствовать себя свободными, и мужчинами, которых вполне устраивала жизнь по старым правилам. Но, как считает критик Ан Намён, "...поскольку мужчина и женщина должны мирно сосуществовать на этой земле, необходимо было найти способы сохранения нормальных отношений между ними. В результате таких поисков в литературе возникла тенденция к феминизму, которая нашла свое развитие в произведениях писательниц нового поколения" [Ан Намён, 1998, с. 468].
В тот период в Республике Корея приверженцы женского движения делились по своим взглядам на два лагеря: одни считали, что женщина должна управлять мужчиной, другие ратовали за сотрудничество между мужчинами и женщинами. Обращало на себя внимание и утверждение, что для реализации идей феминизма "слабому полу" необходимо прежде всего уничтожить некоторые черты характера, свойственные восточной женщине, воспитанной в патриархальном обществе. Вторую половину 1990-х гг., время небывалой популярности женской прозы, некоторые исследователи называют "гиноцентрической" (gynocentric), поскольку в произведениях писательниц можно было усмотреть радикальные феминистские взгляды [Чо Намхён, 1998, с. 60]. Так, героини Ли Кёнчжа (род. в 1948 г.) стараются избавиться от "пережитков прошлого", ведут открытую борьбу против мужчин, стремятся одержать верх над ними, доказывая свою силу.
Сегодня большинство корейских писательниц настроено менее радикально. Они предпочитают выражать свою позицию, выводя в качестве героинь женщин, осознавших право на достойную жизнь, способных сделать собственный выбор, одновременно подчеркивая в их характерах женственность, стремление к гармонии. Это не мешает, однако, писательницам последовательно проводить мысль о том, что корейская женщина должна быть сильной,
стр. 165
целеустремленной, иметь свою точку зрения. Возможно, именно в этом консервативная часть общества усматривает идею феминизма, которая противоречит основным законам патриархального общества, основанного на конфуцианской морали.
Несмотря на то что в Южной Корее женская проза продолжает ассоциироваться с феминистской литературой, в последнее время наметилась и другая тенденция. Женщины-писательницы стали не только обращаться к темам, напрямую связанным с "женским вопросом", но и касаться в своих произведениях проблем, затрагивающих более широкий спектр человеческих взаимоотношений. Если в 1990-х гг. они утверждались за счет нового, "смелого женского взгляда" на взаимоотношения мужчины и женщины, привлекая читателей своей откровенностью, то в наступившем XXI в. стало ясно, что эта тема исчерпала себя. Новым шагом в развитии корейской женской прозы стал, по мнению критиков, роман Ын Хигён "Тайна и ложь", увидевший свет в начале 2005 г. Его содержание далеко выходит за рамки традиционных женских проблем, в нем говорится о любви к родному краю, его истории, о национальных традициях и верованиях - об истоках, питающих культуру народа, без чего невозможно гармоничное развитие человека и общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ан Намён. Исследования способов отражения в прозе изменений современного общества. Сеул, 1998.
Верная Чхунхян. М., 1990.
Кан Ген Э. Проблемы человечества. М., 1955.
Касаткина Н. Поэтическое творчество женщин средневековой Кореи в жанре сичжо // Материалы конференции "Россия и Корея: к новым горизонтам литературных взаимоотношений". Москва-Санкт-Петербург. Июнь 2003. М., 2003.
Квон Ёнмин. Современная корейская литература (II) (Kwon Young-Min. Modern Korean Literature (11) // Сеульский журнал по корееведению (SeoulJournal of Korean Studies). T. 14. Декабрь 2001 (Vol. 14. December 2001).
Ким Михён. Корейская женская проза и феминизм (). Сеул, 1996.
Ким Янчан. Женщины Кореи (Yung-Chang Kim. Women of Korea). Сеул. 1997.
Ким Чончжа. Исследования корейской женской прозы (). Сеул, 1991.
Курбанов С. О. Курс лекций по истории Кореи с древности до конца XX века. СПб., 2002.
Ланьков А. Н. Корея. Будни и праздники. М., 2000.
Ли Сансу. Разговор о прозе на разные темы (). Сеул, 1995.
Мин Хёнги. Исследование современной корейской прозы (). Тэгу, 1998.
Повесть о Сим Чхон // История о верности Чхун Хян. М., 1960.
Рета Ретнер. Материалы международной конференции, посвященной столетию корееведения в СПГУ14 - 16 октября 1997 года. (Reta Retner. On the changing image of the woman in Korean literature). СПб., 1997.
Скитания госпожи Са по югу // История о верности Чхун Хян. М., 1960.
Темкина А. Многоликий феминизм // Женский вопрос сегодня: Восток-Запад. СПб.: ИСАИ РАН, 1996.
Троцевич А. Ф. История корейской традиционной литературы (до XX в.). СПб., 2004.
Тягай Г. Д., Пак В. П. Национальная идея и просветительство в Корее в начале XX века. М., 1996.
Чо Намхён. Женская проза 1970 - 1980-х годов и феминизм. Дискуссия по литературе 1990-х годов (). Сеул, 1998.
Чо Тониль. Общая история корейской литературы. Т. 5. (). Сеул, 1998.
Haeussler S. Preserving and Creating Kyubang Kasa in Contemporary Korea: A Traditional Genre in a Rapidly Changing Socio-Cultural Environment // Международная научная конференция "Востоковедение и африканистика в университетах С.-Петербурга, России, Европы. Актуальные проблемы и перспективы". Тезисы докладов. 4 - 6 апреля 2006 г. СПб., 2006.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |