Libmonster ID: KZ-713
Автор(ы) публикации: К. Б. БИЖАНОВ

Павлодар-Экибастузский территориально-промышленный комплекс (ТПК) в Казахстане является энерго-химико-металлургическим и машиностроительным ТПК всесоюзного значения. В него входят крупные предприятия цветной и черной металлургии, машиностроения, энергетики, угольной, химической, нефтеперерабатывающей, легкой, пищевой промышленности и др. Активное освоение ресурсов этого региона началось в 1950 году.

Однако еще в конце прошлого века здесь стала развиваться горнозаводская промышленность, началась прокладка Транссибирской магистрали. Эта линия нуждалась в минеральном топливе, и в 1899 г. павлодарский купец А. И. Деров построил первую на территории нынешней Павлодарской обл. железную дорогу, связавшую угольные копи Экибастуза с Воскресенской пристанью (ныне г. Ермак) на Иртыше. Уголь, который добывался в 10 небольших шахтах Экибастуза, транспортировался в Омск, Семипалатинск, Барнаул, Петропавловск, Риддер (ныне Лениногорск) : и Пермскую губернию. В Экибастуз по Воскресенской железной дороге доставлялись цинковый и свинцовый Концентраты, производимые на обогатительной фабрике в Риддере. Там для выплавки из них цветных металлов строились свинцовый, цинковый заводы, а также чугунолитейный, кирпичный и силовая электростанция.

В 1914 г. Экибастузские угольные копи вместе с Воскресенской железной дорогой перешли в руки английского промышленника Л. Уркварта. В 1917 г. шахты Экибастуза дали 83,4 тыс. т угля1 . Гражданская война затормозила развитие угледобычи в Экибастузе. Во время нэпа Уркварт обратился с просьбой к Советскому правительству "вернуть" ему экибастузские концессии и предложил договор на выгодных для себя условиях. 12 сентября 1922 г. В. И. Ленин писал членам Политбюро ЦК РКП(б): "Предлагаю отвергнуть эту концессию. Это кабала и грабеж"2 . В дальнейшем Владимир Ильич неоднократно интересовался судьбой Экибастуза. Сравнивая экономическую целесообразность транспортировки на Урал углей Кузбасса и Экибастуза, он указал на особое значение Экибастузского бассейна для возрождения Урала и Транссибирской магистрали. 6 октября 1922 г. Ленин отмечал: "Главное из всех вопросов - Экибастуз и его значение для Урала... Какой тут может быть спор, когда Экибастуз имеет ветку к Иртышу и обеспечивает несравненно более близкий и дешевый водный транспорт к Уралу?"3 . 13 мая 1921 г. Совет Труда и Обороны принял постановление за подписью Ленина о включении в программу государственного строительства прокладки железной дороги Экибастуз - Павлодар с мостом через Иртыш у Павлодара4 .

Тяжелые последствия гражданской войны, отсутствие транспорта, питьевой и технической воды, нехватка квалифицированных рабочих и технических кадров вынудили в 1925 г. прекратить добычу угля в Экибастузе и поставить его предприятия на консервацию. Они имели низкую техническую оснащенность, оборудование было сильно изношено. Для возобновления работы требовалось затратить боль-


1 Народное хозяйство Казахстана, 1932, N 8 - 9, с. 55.

2 Ленин В. И. ПСС. Т. 45, с. 208.

3 Там же, с. 216.

4 Железнодорожный транспорт в документах Коммунистической партии и Советского правительства (1917 - 1957 гг.). М. 1957, с. 120.

стр. 103


шие средства, а их у молодого Советского государства тогда не было. В качестве первоочередных были выдвинуты восстановление металлургии Юга, развитие Кузбасса и освоение Карагандинского бассейна, близкого к уральским рудам.

Вопрос об Экибастузе вновь был поставлен в конце 1930-х годов. В постановлении Экономического совета при СНК СССР от 22 октября 1939 г. Экибастузский бассейн был признан крупнейшей топливной базой для промышленности и железных дорог Казахстана и соседних с ним областей, ибо пласты этого месторождения достигали в разрезе 150 - 180 м, в то время как в Караганде они не превышали нескольких метров5 . Великая Отечественная война отодвинула решение вопроса. А в марте 1948 г. Совет Министров СССР принял постановление "Об освоении Экибастузского угольного месторождения"6 . В нем указывалось, что наличие огромных запасов угля и благоприятные условия их залегания позволяют вести разработку открытым способом. В Экибастуз были направлены рабочие, техники и инженеры7 , завершившие строительство Ангренского разреза в Узбекистане. Для строительства первых угольных разрезов, промышленных предприятий, жилых и культурно-бытовых зданий был создан трест "Иртышуглестрой" (ныне комбинат "Карагандашахтострой"), его управляющим был назначен И. И. Каращук, главным инженером - А. А. Хищук.

Создание Экибастузского угольного бассейна проходило в нелегких условиях. Вблизи Экибастуза отсутствовали пригодные для сельского хозяйства площади, водоемы. Грунтовые воды, которые можно было бы использовать для бытовых и производственных нужд, удалось обнаружить только в 60 км, в районе оз. Калкаман. Не хватало жилья, квалифицированных рабочих, специалистов средней и высшей квалификации. Наблюдались перебои в обеспечении товарами широкого потребления и продуктами питания. Строители жили в голой степи, летом прокаленной солнцем, а зимой продуваемой ледяными ветрами, в 135 км от областного центра - Павлодара и в 110 км от районного центра - Баянаула8 . Многие рабочие с семьями ютились зимой в бараках или в землянках, летом - в палатках.

Открытие сквозного движения Акмолинск - Павлодар и Омск - Барнаул создало более благоприятные условия для развития Павлодар-Экибастузского ТПК. В 1949 г. в Экибастузе был установлен энергопоезд - передвижная электростанция. Электролинии помогали прокладывать все, кто был свободен от других работ. В том же году поступили первые экскаваторы СЭ-З. Машинисты Н. Н. Малыгин, С. А. Губенко, В. Н. Косякин и Н. Колотов произвели монтаж, и вскоре начались вскрышные работы. Однако добывать уголь на разрезах горняки без помощи шахтеров не могли, т. к. через угольные пласты, находившиеся в глубине, проходили грунтовые воды. Для их отвода стали строиться дренажные шахты. Проходчики, руководимые А. Ш. Шариповым, обеспечили осушение угольных полей. Какую работу они выполнили, можно представить хотя бы по такой цифре: вертикальные и горизонтальные проходки дренажной системы разреза составляют 40 км9 .

В борьбе с трудностями люди мужали и совершенствовали свое мастерство10 . Инициатором соревнования за сокращение времени при снятии слоя грунта в разрезе выступил машинист экскаватора М. Ф. Возный. За смену он стал снимать по 300 куб. м грунта при норме 150. Его опыт явился затем достоянием всех машинистов экскаваторов. Вскоре машинист Колотов вынул за смену более 3,5 тыс. куб. м; однако Возный побил и этот рекорд, вынув 3,7 тыс. куб. м и систематически добиваясь роста производительности труда. 24 декабря 1954 г. он вынул из разреза последний ковш земли, и в тот же день в железнодорожный состав был погружен и отправлен на Урал первый уголь Экибастуза. Это сделал ставший бригадиром Колотов (впоследствии старший механик разреза "Центральный"). Имена всех,


5 Сборник важнейших постановлений и приказов по промышленности Наркомугля СССР. М. 1941, с. 79; Социалистическая индустрия, 5.I.1979.

6 Уголь, 1949, N 8, с. 9.

7 Партийный архив Павлодарской области (ПАПО), ф. 3, оп. 23, д. 92, л. 233.

8 Там же,.оп. 32, д. 189, л. 87.

9 Партийный архив Казахского филиала (ПАКФ) НМЛ, ф. 708, оп. 28, д. 1516, д. 41.

10 ПАПО, ф. 3, оп. 17, д. 292, л. 88.

стр. 104


кто отличился на строительстве первого разреза годовой мощностью 3 млн. т, были занесены в акт государственной комиссии11 , свидетельствующий о массовом героизме рабочих: в акте перечислены более 200 человек, среди них машинисты экскаваторов братья Е. И. и Н. И. Яичниковы, Н. С. Бабинин, М. А. Евстигнеев, И. П. Ефанов, И. И. Беляев, электрик Т. П. Бисеев, машинист паровоза Я. Ш. Галимов. М. Ф. Возному было присвоено звание Героя Социалистического Труда, впоследствии он стал почетным гражданином г. Экибастуза. Почетным гражданином города стал и Н. И. Петренко, который вбил "первый колышек" при освоении павлодарского Прииртышья. Выходец из бедняцкой семьи, он участвовал ранее в коллективизации сельского хозяйства, во время Великой Отечественной войны сражался под Сталинградом, а в 1948 г. стал главным маркшейдером треста "Иртышуглестрой".

В 1955 г. горняки разреза добыли 2,3 млн. т угля, выдав сверх плана 282 тыс. тонн. В 1956 г. была освоена проектная мощность разреза. Через два года добыча угля превысила, проектную мощность в 2 раза12 . За сравнительно короткий срок в Экибастузе была создана индустриальная база, необходимая для строительства новых угольных разрезов, жилищно- коммунального строительства. Появились ТЭЦ, растворобетонный завод с цехом сборных железобетонных деталей, асфальтовый и кирпичный заводы, деревообделочный комбинат, песчаный карьер. Коллектив СМУ N 4 треста "Карагандашахтостроймонтаж" построил и сдал в эксплуатацию водопровод Калкаман - Экибастуз13 .

Однако возможности разработки угольного бассейна использовались далеко не полностью. О помощью привычных трудовых схем и техники начала 1960-х годов обеспечить быстрый рост угледобычи оказалось невозможным. Попробовали увеличить емкость ковшей экскаваторов. Однако глыбы угля, которые доставали новыми ковшами, были слишком велики для обработки. Оказался неудачным и другой вариант - увеличение в карьерах числа экскаваторов прежнего типа. Машины мешали ДРУГ другу, к тому же потребовалась дополнительная рабочая сила, которой не имелось. Тогда-то возникла идея вместо ковшового экскаватора применить более производительный, роторный. Идея была хороша; смущало то, что повсюду такие машины использовались на мягких породах.

Наукой и практикой было доказано, что крепкий уголь неподвластен роторной технике. А прииртышский пласт как раз отличается особой твердостью. Тем не менее в Экибастузе пошли на эксперимент. Первый роторный агрегат через полчаса работы начал разваливаться. Специалисты вместе с учеными и проектировщиками стали испытывать один образец за другим и совершенствовать технологию добычи. Была создана новая методика буровзрывных работ. Пришлось пересмотреть и былую теорию резания горных пород, которая не вписывалась в местные геологические условия. Перестраивалось транспортное хозяйство. Рабочие и ИТР добились все-таки того, что практически весь экибастузский уголь стал добываться роторными комплексами. Как отмечалось в 1976 г., "в дополнение к третьей всесоюзной кочегарке - Караганде вдвое возросла добыча угля в гигантских разрезах Экибастуза"14 . Экибастуз встал в один ряд с Донбассом, Кузбассом и Карагандой. Осенью 1978 г., в канун первой годовщины принятия новой Конституции СССР, с разреза "Центральный" ушел эшелон с 500-миллионной тонной угля.

Освоение Экибастузского угольного бассейна открыло грандиозные перспективы для развития Павлодар-Экибастузского ТПК. Еще в 50-е годы были проведены выездные сессии АН СССР и АН КазССР, посвященные комплексному изучению природных ресурсов Центрального Казахстана, Джезказганского, Тургайского, Южно-Казахстанского и Павлодар- Экибастузского промышленных районов. По материалам научно- исследовательских институтов была разработана схема размещения и развития производительных сил Казахстанского экономического района на 70-е годы15 .


11 Социалистическая индустрия, 5.I.1979.

12 ПАПО ф. 3, оп. 32, д. 191, л. 289.

13 Там же, оп. 26, д. 205, л. 51.

14 XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стеногр. отч. Т. I. М. 1976, с. 140.

15 ЦПА ИМЛ, ф. 17, оп. 102, д. 1564, л. 188.

стр. 105


Павлодарский обком партии и облисполком разработали долгосрочную программу развития края16 . ЦК КП Казахстана и Совет Министров республики подготовили предложения с учетом соотношения принципов отраслевого и территориального планирования17 . Местом размещения алюминиевого, нефтеперерабатывающего и химического заводов, потребляющих большое количество воды, сырья и энергии, избрали Павлодар. Наличием значительных водных ресурсов объясняется сооружение Ермаковского завода ферросплавов на Иртыше, хотя по источникам сырья он тяготеет к районам Караганды и Целинограда. Для успешного развития комплекса была упорядочена структура строительных организаций - созданы мощные тресты "Ермакферросплавстрой", "Павлодарпромстрой", "Павлодаржилстрой", "Экибастузэнергострой", в состав которых вошли предприятия стройиндустрии и управления механизированных работ с кранами, экскаваторами и бульдозерами.

Развитию Павлодар-Экибастузского ТПК способствовало и его расположение на пересечении Южно-Сибирской железной дороги с Иртышом, между Рудным Алтаем. Карагандой, Кузбассом и Уралом. Существенную роль сыграла и возможность интенсивного развития сельского хозяйства возле Павлодара, способного удовлетворять потребности населения в продуктах питания. Ускорил развитие ТПК быстрый рост трудовых ресурсов. Дальнейшее освоение региона было связано с реализацией решений XXV съезда КПСС, Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1977 г. "О создании Экибастузского топливно-энергетического комплекса и строительстве линии электропередачи постоянного тока напряжением 1500 киловольт Экибастуз - Центр".

Долгие годы слово "Экибастуз" было синонимом гигантской угольной кладовой. Сегодня в его угольных разрезах работают роторные экскаваторы, способные за час отправить потребителям 5 тыс. т угля. Но уголь этот самый высокозольный. Каждый вагон чуть ли не наполовину заполняется практически пустой породой. Потому и возникла идея сжигать уголь на месте, разгрузив железную дорогу, а уже готовую энергию подавать по проводам. На базе Экибастузского угольного бассейна планировалось построить пять электростанций общей мощностью 20 млн. квт, что равно многим Днепрогэсам. Станции решили строить одинаковыми - по восемь блоков - "полумиллионников" на каждой18 .

Весной 1977 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР было обсуждено на собрании областного партийно-хозяйственного актива с участием руководителей министерств угольной промышленности, энергетики и электрификации СССР. Собрание приняло резолюцию, в которой указывались конкретные задачи областных управлений, объединений, предприятий и организаций по сооружению Экибастузского топливно-энергетического комплекса (ЭТЭК). Его создание было поручено тресту "Экибастузэнергострой" Минэнерго СССР, тресту "Иртышуглестрой" Минуглепрома СССР и управлению "Павлодарстройпуть" Минтрансстроя СССР. Для координации их деятельности, оперативного решения вопросов и укрепления исполнительской дисциплины на объектах образовали областную комиссию по строительству во главе с секретарем обкома партии А. М. Макеевым19 . При обкоме партии начал функционировать штаб строительства экибастузских ГРЭС. По масштабам и значимости ЭТЭК вскоре встал в один ряд с такими всенародными стройками, как Байкало-Амурская магистраль, Камский автозавод, Оскольский металлургический комбинат. ЦК КП Казахстана и правительство республики направили туда отряд опытных специалистов, ЭТЭК был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой20 . На важнейших его участках трудилась 41 комсомольско-молодежная бригада21 .

В 1979 г. в тресте "Экибастузэнергострой" уже 25 коллективов работали по методу бригадного подряда22 . На сооружении ГРЭС-1 бригада монтажников В. А. Сизинцева стала инициатором движения за выполнение плана трех лет пятилетки


16 ПАПО, ф. 3, оп. 8, д. 317, л. 109.

17 ПАКФ ИМЛ, ф. 708, оп. 35, д. 105, л. 116.

18 Известия, 24.III, 29.IV.1977; Кызыл ту, 12 III.1977.

19 Экономическая газета, 1977, N 24, с. 14; Правда, 1.VIII.1978.

20 Партийный архив Целиноградской области (ПАЦО), ф. 1402, оп. 2, д. 479, л. 6.

21 ПАПО, ф. 3, оп. 12, д. 122, л. 15.

22 Экономическая газета, 1978, N 22, с. 1; Социалистическая индустрия, 5.I.1979.

стр. 106


к 7 октября и завоевала право называться бригадой имени 60-летия Великого Октября. В предпусковые дни она выступила с инициативой развернуть соревнование за право включения рубильника первого энергоблока ГРЭС-1. Соцсоревнование под этим девизом ускорило ход работ на всех объектах. Большой вклад бригады в строительство был отмечен, в частности, присуждением бригадиру Сизинцеву Государственной премии КазССР 1980 года. Немало передовиков трудилось и в других молодежных коллективах. А. Ф. Миронов, который строил Троицкую и Ермаковскую ГРЭС, в Экибастузе создал бригаду монтажников из новичков, возводившую главный корпус станции. Она работала круглосуточно в три смены по скользящему графику, звенья возглавляли опытные монтажники Н. В. Мешков, Ю. К. Петров, Ю. Г. Поляков23 . Такая организация труда позволила свести к минимуму внутрисменные потери рабочего времени, повысить выработку каждого рабочего, на треть увеличить производительность использования подъемных механизмов. Именно эта бригада одной из первых перешла на бригадный подряд и широко применила монтаж укрупненных конструкций, заменила болтовые соединения стеновых металлических плит сварными, а ручную сварку - полуавтоматической. Бригада была признана одной из лучших в энергоотрасли24 .

С первого дня строительства жилого микрорайона бригаду отделочниц возглавила Г. Е. Чуркина, один из ветеранов Экибастуза, начавшая работать там штукатуром-маляром еще в 1953 году. Бригаду отделочниц сформировали из вчерашних школьниц, впервые взявших в руки мастерок. Жизненный опыт, доброта, высокое профессиональное мастерство бригадира, умение правильно организовать работу и научить принесли свои плоды. Плотником-бетонщиком пришел на стройку Т. С. Сарсембин. Вскоре он стал бригадиром, а его бригада прочно заняла место в числе передовых. Сарсембину присуждена премия Ленинского комсомола, он удостоен чести сфотографироваться среди лучших строителей страны на крейсере "Аврора". Когда в 1981 г. комсомол Казахстана сформировал для ЭТЭК республиканский ударный отряд, командиром его был назначен именно Сарсембин.

Во второй половине 70-х годов в Павлодар-Экибастузском ТПК вошли в строй комплексно-механизированные и автоматизированные цехи, участки и линии, крупнейший в мире разрез "Богатырь" проектной мощностью 50 млн. т в год. Его длина - около 6 км, ширина - почти 2 км, глубина - 200 метров. Были построены картонно-рубероидный завод, нефтепровод Омск - Павлодар, депо на станциях Павлодар, Ермак и Экибастуз, электрифицирована железная дорога, открыт первый подземный рудник в Майкаине. Труд строителей, монтажников, эксплуатационников на сооружении разреза "Богатырь" и нефтеперерабатывающего завода в Павлодаре получил высокую оценку в приветствиях ЦК КПСС25 . Около 100 передовиков строительства разреза "Богатырь" были награждены орденами и медалями, звания Героя Социалистического Труда удостоены генеральный директор объединения С. П. Куржей и бригадир трубоукладчиков Б. С. Сутжанов, машинист экскаватора Д. Ф. Василенко награжден орденом Ленина, лауреатами Государственной премии СССР за 1978 г. стали С. П. Куржей, технические директора объединения И. П. Федоров и Н. М. Велик, главный механик С. Ш. Шешембеков, начальник Северного погрузочно-транспортного управления В. Ф. Гаврюшин, машинист роторного экскаватора Б. Г. Гудыменко26 .

Однако не все шло гладко при сооружении новых объектов. Выяснилось, что ГРЭС-1 спроектирована недостаточно продуманно. Ее директор В. Шнайдер заявил: "Хуже, чем здесь, я не видел компоновки! Теснота, скученность..."; проектировщики гордятся, что "создали самую дешевую станцию, а мы теперь, куда ни кинь, расплачиваемся за... "экономию". Дело в том, что проектировщики всеми правдами и неправдами добивались удешевления и без того "самого дешевого проекта". Например, в ущерб надежности и удобству эксплуатации были размещены распредустрой-


23 Гусляров Е. Энергоград. Книга-репортаж о первых шагах знаменитой стройки Казахстана. Алма-Ата. 1980, с. 16.

24 Шевченко С. П. Экибастуз. Алма-Ата. 1982, с. 112.

25 Правда, 19.I.1979.

26 ПАПО, ф. 3, оп. 12, д. 122, л. 18. .

стр. 107


ства для обеспечения энергией механизмов станции. В итоге ремонтные и обслуживающие площади сократились до минимума. Одни "удешевляли" проект за кульманами, другие отсекали от него необходимые объекты, оставляя их на "потом", третьи стремились сдать блоки и лишь затем создать нормальные условия людям, строящим и эксплуатирующим их. Так, центрального ремонтно- механического завода, без которого не может нормально работать не только весь энергокомплекс, но и ГРЭС-1, нет до сих пор, хотя он предусматривался в первоначальных проектных решениях. Сейчас завод все-таки начали строить, но очень медленно. Между тем из-за несовершенства ремонтной базы на станции гораздо дольше нормативных сроков простаивали энергоблоки, а оборудование, побывавшее в ремонте, нередко работает хуже, чем до него27 .

Министерство энергетики и электрификации СССР направляло основные силы на сооружение электростанции; лишь вторым, ослабленным эшелоном шло строительство жилья, детских садов, школ, больниц и магазинов. Крупнейший в стране Экибастузский ТПК создавался с нарушениями принципов комплексной застройки. Для прибывавшего в адрес ГРЭС-1 оборудования отсутствовали площадки и склады, не использовалась для получения стройматериалов оставшаяся после сжигания угля зола. Из-за недостатков в работе транспорта несвоевременно отгружался уголь. Темпы строительства ГРЭС-1 были подвергнуты резкой критике на ноябрьском (1979 г.) Пленуме ЦК КПСС. Там, в частности, говорилось: "Надо ускорить освоение Экибастузского, Канско-Ачинского, Кузнецкого топливно-энергетических комплексов и, конечно, сооружение соответствующих линий электропередач, прежде всего линии Экибастуз - Центр на постоянном токе напряжением 1500 киловольт... Строительство уникальных тепловых электростанций на востоке Казахстана ведется до сих пор из рук вон плохо"28 .

Как известно, действовавший у нас "многие годы народнохозяйственный механизм создавал психологию хозяйственника, стереотипы навыков и мышления, мягко говоря, не стимулирующие внедрение нового, прогрессивного... За последние четверть века не было ни одного пятилетнего или годового плана, в котором не воздавали бы должного техническому прогрессу. Но... за те же годы ни разу не был выполнен план по новой технике. Ни пятилетний, ни годовой, ни квартальный"29 . Это обстоятельство наложило свою печать на многие стройки страны, в том числе и на Экибастуз, хотя здесь немало делалось и делается для развития техники. В частности, организуются конкурсы и смотры рационализаторов, а на страницах многотиражной и стенных газет, по местному радио рассказывается о лучших рационализаторах, об их работе, имеется Доска почета рационализаторов и изобретателей. Лучшими рационализаторами в Экибастузском угольном бассейне были признаны начальник участка энергоснабжения А. И. Конаков, электромеханик В. М. Кочерга, помощник машиниста экскаватора Н. В. Репин, электромонтер связи А. Н. Перминов, машинист экскаватора В. П. Бенцлер, токарь Ю. И. Сабуров, главный энергетик С. М. Дорохин и др.30 . С начала освоения этого бассейна в движении рационализаторов и изобретателей приняло участие более 6 тыс. человек, ими подано свыше 13 тыс. рационализаторских предложений и изобретений, из них более 10,7 тыс. внедрено с общим экономическим эффектом 11,75 млн. рублей31 .

Постепенно повышается профессиональное мастерство рабочих. Если в 1961 г. Экибастуз чествовал самых первых "миллионеров" - экипажи экскаваторов Ф. В. Мокрослоева и М. И. Евстигнеева, то в последующие годы этот рубеж превзошли бригады заслуженного шахтера республики коммуниста Г. И. Мозера, Н. Колотова, Ф. Ф. Белкина, В. С. Егорова, Э. Д. Гельверта и других32 .

С начала XI пятилетки в Экибастузе добыто и отгружено более 320 млн. т уг-


27 Известия, 12.VIII.1985.

28 Экономическая газета, 1978, N 22, с. 2; Правда, 28.XI.1979; Социалистическая индустрия, 5.I.1979; 15.VII.1980; 4.VIII.1985.

29 Известия, 14.VIII.1985.

30 Кызыл ту, 20.V.1980.

31 Уголь, 1980, N 4, с. 24.

32 ПАПО, ф. 3, оп. 8, д. 303, л. 163.

стр. 108


ля; объем годовой добычи увеличился на 13,5 млн. т33 , введена в строй ГРЭС-1 мощностью 4 млн. квт: в 1980 г. был пущен ее первый энергоблок, в 1984 г. - последний, восьмой. Однако за 1980 - 1984 гг. блоки электростанции аварийно останавливались более 700 раз. Только из-за высокой текучести кадров и низкого уровня обучения работников аварийность по вине обслуживающего персонала составила в 1984 г. почти 23% от общих простоев, в результате станция недопоставила энергии на 26 млрд. квт/часов34 . Коллектив экибастузской ГРЭС-1 длительное время не справлялся с планами выработки электроэнергии. Лишь с февраля 1985 г. ГРЭС-1 начала работать стабильно. Со дня пуска она выработала свыше 50 млрд. квт/ч электроэнергии35 . Развернулось строительство ГРЭС-2, работы на строительной площадке которой начались в 1979 году. Вступила в строй действующих подстанция и линия электропередачи переменного тока напряжением 1150 квт.

На экибастузских углях продолжают работать свыше 20 электростанций Казахстана, Западной Сибири и Урала общей мощностью более 16 млн. квт36 . Концентрация и централизация крупных тепловых электростанций в Павлодар-Экибаетузском ТПК позволили осуществить централизованное распределение электроэнергии внутри Павлодарской обл. и за ее пределами, ликвидировать мелкие ведомственные электростанции. Построены ЛЭП Ермак - Семипалатинск - Усть-Каменогорск, Ермак - Экибастуз - Караганда, Ермак - Целиноград, Ермак - Барнаул, Ермак - Омск, Ермак - Темиртау. С вводом этих линий в эксплуатацию началась сплошная электрификация большей части Казахстана и Западной Сибири.

За годы развития Павлодар-Экибастузского ТПК значительно изменился облик основных центров региона. Павлодар, который долгие годы не имел ни водопровода, ни канализации, ни дорог с твердым покрытием и освещался керосиновыми лампами, превратился в крупный промышленный центр. В городе действует более 50 современных предприятий машиностроения, цветной металлургии, нефтехимической, пищевой и легкой промышленности, строительной индустрии, энергетики37 . Широко известен Павлодарский алюминиевый завод им. 50-летия СССР, занимающий ведущее место в цветной металлургии страны по производству глинозема. 5 ноября 1964 г. оттуда был отправлен первый эшелон сырья в Сибирь и на Урал, там впервые разработана и внедрена в крупном масштабе высокоэффективная технология получения глинозема из казахстанских бокситов. Это позволило сэкономить 150 млн. руб. капитальных вложений, а ежегодно - по 25 млн. руб. эксплуатационных расходов. 99,9% основной продукции там выпускается с государственным Знаком качества38 . За создание и промышленное освоение нового способа переработки низкокачественных бокситов группа работников завода удостоена Государственной премии СССР 1980 г., в том числе директор завода Ф. Б. Прокопов, зам. главного инженера А. И. Исаев и начальник отдела Николаевского глиноземного завода Ю. Ф. Узких. Коллектив Павлодарского алюминиевого завода награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему присвоены звания "Предприятие высокой культуры производства", "Коллектив коммунистического труда". Его достижения были отмечены на XV съезде КП Казахстана39 .

Когда на этом заводе встал вопрос об освоении мощностей, прокальщик А. И. Туракбаев выступил с почином "Каждому агрегату, технологическому комплексу - проектную производительность". Ценность почина заключалась в том, что он позволял быстрее освоить проектную мощность предприятия. Эта задача была решена на год раньше срока40 . Туракбаеву присвоено звание "Почетный металлург СССР", он стал орденоносцем и наставником молодежи. Аппаратчик В. Н. Поздняков прибыл на завод с Урала и за короткий срок освоил несколько смежных профес-


33 Звезда Прииртышья, 2.VIII.1985.

34 Известия, 12.VIII.1985.

35 Звезда Прииртышья, 3.XII.1985.

36 Социалистическая индустрия, 5.I.1985.

37 Звезда Прииртышья, 31.XII.1980.

38 ПАКФ ИМЛ, ф. 708, оп. 36, д. 205, л. 73.

39 XV съезд Коммунистической партии Казахстана. Стеногр. отч. Алма- Ата, 1981, с. 75.

40 ПАПО, ф. 32, оп. 17, д. 461, л. 76.

стр. 109


сий. Не довольствуясь этим, начал действовать по принципу "научился сам - научи другого". Так родился почин "каждому - смежную профессию". Он перерос в систему, появились школы передового опыта. За высокие производственные показатели Поздняков награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Бригадир спекальщиков Н. С. Софьин предложил выпускать продукцию отличного качества при наименьших затратах энергоресурсов. Этот почин сразу взяли на вооружение 105 подразделений, где трудилось около 2 тыс. рабочих и инженерно-технических работников. За счет этого в 1982 г. предприятие сэкономило 6,7 млн. квт/ч электрической и 58,4 тыс. гиг/калл тепловой энергии. Начинание бригады Софьина было одобрено на бюро Павлодарского обкома КП Казахстана и внедряется на всех предприятиях региона41 .

Одним из крупнейших в стране является объединение "Павлодарский тракторный завод имени В. И. Ленина". Его создание осуществлялось ускоренными темпами. И уже 12 августа 1968 г. с главного конвейера завода сошла первая машина марки "Казахстан". Русские и казахи, украинцы и белорусы, люди многих национальностей плечом к плечу, в братском содружестве создавали тракторный гигант на Иртыше. Сборка первой машины была поручена казаху С. Садыкову, русскому А. Тарнову и украинцу И. Маринко. Значительным событием для тракторостроителей стал выпуск 100- тысячного трактора. В ходе социалистического соревнования коллектив завода сумел решить многие сложные производственные задачи, и на два дня раньше предусмотренного графиком срока - 5 марта 1975 г. с главного конвейера сошел юбилейный трактор с эмблемой "ПТЗ"42 .

Бурное развитие промышленности Павлодара отразилось и на росте его значения как культурного и научного центра. Если до революции в городе не было ни одного высшего учебного заведения, то сейчас имеются индустриальный и педагогический институты, филиалы Целиноградского сельскохозяйственного и Семипалатинского зооветеринарного институтов; помимо того: политехнический и зооветеринарный техникумы, медицинское, торгово-кооперативное, музыкальное и педагогическое училища, областной драмтеатр имени А. П. Чехова, филармония, краеведческий и художественный музеи, кинотеатры, парки культуры, библиотеки и т. д.43 . Там расположен единственный в Казахстане Проектно-конструкторский технологический институт автоматизации и механизации.

Из небольшого поселка, насчитывавшего два десятка саманных домишек, превратился в крупный центр угольной промышленности и энергетики Экибастуз. В нем проживает свыше 130 тыс. человек. Здесь выросли больничный комплекс, торгово-общественный центр, библиотека, детские дошкольные учреждения, профтехучилища и др. В 1985 г. первую группу инженеров-строителей выпустил Экибастузский общетехнический факультет Павлодарского индустриального института44 . Горняки Экибастуза своими силами построили теплицы, где круглый год выращиваются огурцы, помидоры, лук и цветы. В честь первопроходцев освоения Экибастузского месторождения в городе установлен памятник - ковш экскаватора, которым была добыта первая тонна топлива.

Большую роль в регионе играет Ермак, до 1961 г. - небольшой поселок. Он стал центром трех гигантов: ГРЭС, завода ферросплавов и канала Иртыш - Караганда. Ермак соединен с Павлодаром железнодорожной веткой. По мосту, сооруженному через Иртыш, проложена бетонированная автомобильная трасса. По этим путям на новостройки Ермака направляются строительная техника, стройматериалы, оборудование. В короткий срок там возведены жилые дома со всеми удобствами, проложены водопровод и канализация, подведен газ45 . Однако, несмотря на высокие темпы строительства, в Павлодар- Экибастузском ТПК сейчас имеется школ лишь на две трети от нормативов, детсадов и яслей - около 40% потребности, больниц - чуть больше трети необходимого, культурных учреждений - 15% нормы. "Именно


41 Кызыл ту, 8.I.1983.

42 Социалистик Казахстан, 6.III.1975.

43 Звезда Прииртышья, 12.VIII.1977.

44 Звезда Прииртышья. 19.I.1981; Экономическая газета, 1985, N 35, с. 9.

45 ПАКФ НМЛ, ф. 708, оп. 34, д. 125, л. 5.

стр. 110


недостаток жилья, объектов культуры и быта в значительной мере сдерживает развитие... Экибастуза"46 .

Труженикам Павлодар-Экибастузского ТПК предстоит еще многое сделать. В развитии комплекса им оказывают помощь министерства и ведомства, промышленные предприятия и стройки, научные институты нашей и других стран социалистического содружества. РСФСР, Украина и Белоруссия снабжают комплекс мощными экскаваторами и бульдозерами, Азербайджан и Грузия - кранами, Латвия - кабельными изделиями, Узбекистан и Киргизия - станками. ГДР поставляет в Экибастуз роторные экскаваторы и контрольно- измерительные приборы, Чехословакия - электровозы. В результате притока рабочих и специалистов из разных районов состав рабочего класса комплекса оказался многонациональным: на строительстве разреза "Богатырь" работают представители 56 национальностей. Школой дружбы и интернационального воспитания стали алюминиевый, нефтеперерабатывающий, ферросплавный и тракторный заводы47 .

Кадры рабочих готовятся главным образом через систему ПТУ, школ и курсов производственного обучения. В ТПК подготовка кадров ведется по 90 специальностям48 . Горняк А. И. Витт приехал в Экибастуз, имея начальное образование. Был строителем, помощником машиниста экскаватора, затем освоил профессию машиниста экскаватора и учился в вечерней школе и вечернем горностроительном техникуме. Важным условием успешной подготовки молодежи к трудовой деятельности является целеустремленная работа по профориентации. В школах и ПТУ, на предприятиях действуют консультационные пункты и бюро по профориентации, где специалисты консультируют школьников и их родителей. На предприятиях созданы учебные цехи и участки. Регулярно проводятся встречи учащихся с ветеранами и передовиками производства, экскурсии на предприятия, дни открытых дверей в ПТУ. Традиционными стали ежегодные городские торжественные собрания выпускников 8-х классов, поступающих в ПТУ. В Экибастузе они проводятся во Дворце шахтеров. Перед ребятами выступают передовые рабочие, ученые и деятели культуры. Собрания принимают специальные обращения к выпускникам восьмилеток. В областных и районных газетах, на телевидении и по радио ведутся постоянные рубрики "Жизнь профтехучилища", "Подготовка кадров", "Мы - молодой рабочий класс".

Более 40% выпускников 8-х классов школ Павлодара и Ермака учатся в ПТУ49 , причем большинство поступает в горный техникум или профтехучилище, дающие горняцкие профессии50 . Вечернее отделение Экибастузского горного техникума окончил А. А. Шишлов, который отдал угледобыче более 25 лет, начав трудовую деятельность на угольном разрезе Караганды. С 1959 г. он работал на разрезах "Северный" и "Южный" помощником машиниста экскаватора, затем электромехаником участка. С 1975 г. Шишлов руководит бригадой добычного комплекса ЭРШРД-5000, который называют богатырем в "Богатыре", а Шишлова - "первым директором первого в стране добычного комплекса". В 1980 - 1985 гг. его бригада отгрузила 32 млн. т угля, из которых 2 млн. сверх плана51 .

В годы XI пятилетки в Павлодар-Экибастузском ТПК широко развернулось соревнование под девизом "Честь и слава - по труду". Оно дало значительные результаты при изыскании путей рационального использования рабочего времени, сокращения простоев, других потерь, в борьбе за дисциплину труда, улучшение организации производства52 . Получило развитие соцсоревнование за право добычи юбилейных тонн угля, достижение проектной производительности оборудования и наивысшей производительности ко дню рождения Ленина. Высоких показателей за последние годы достигли вскрышные экскаваторные, транспортные и буровые бригады. Экипаж роторного экскаватора под руководством Героя Социалистического Труда


46 Известия, 12.VIII.1985; Правда, 8.I.1986.

47 ПАПО, ф. 1402, оп. 4, д. 272, л. 69; ф. 3, оп. 8, д. 313, л. 168.

48 Социалистик Казахстан, 7.VIII.1983.

49 Казахстанская правда, 11.III.1981.

50 ПАЦС), ф. 3227, оп. 2, д. 74, л. 46.

51 Казахстанская правда, 6.XII. 1985.

52 Казахстан коммуниси, 1984, N 12, с. 30.

стр. 111


Витта за пять лет выдал сверх плана более 1 млн. т топлива: Комсомольско- молодежная бригада А. А. Страшко рапортовала о досрочном завершении задания XI пятилетки53 . Более 10 бригад в конце 1984 г. рапортовали о досрочном выполнении плана четырех лет XI пятилетки, в их числе - экипажи А. В. Зеленковз и А. С. Никишина с разреза "Южный", Е. П. Рериха и Л. Ф. Ивасюка с разреза "Северный", В. Н. Проценко с разреза "Центральный". Бригада С. И. Зубко с "Богатыря" установила всесоюзный рекорд, отправив за год потребителям 6,8 млн. т угля. А всего в 1984 г. горняки разреза "Богатырь" добыли 64 млн. т угля. Почти 1 млн. т сверх нормы дала бригада роторного экскаватора СРС(к)-2200 В. Г. Сахарова, более чем на 0,5 млн. т перекрыл нормы экипаж бригады В. Ж. Мукшиева. За успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании коллектив разреза "Богатырь" в 1984 г. награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и занесен на Всесоюзную доску почета ВДНХ СССР54 . Ежедневно с путей Экибастуза уходят по 60 и более эшелонов самого дешевого в стране топлива55 . В канун 50-летия стахановского движения горняки объединения "Экибастузуголь" отправили потребителям дополнительно к плану тысячи тонн топлива, выполнив обязательства, взятые на пятилетку. Экскаваторные бригады Шишлова и Зубко первыми рапортовали о досрочном выполнении своих пятилетних заданий56 .

Главной стройкой Экибастуза в настоящее время является разрез "Восточный"57 . По мощности он меньше соседнего "Богатыря", но по технической оснащенности и совершенству технологии должен сделать новый шаг в угледобыче открытым способом. Полоска степи, которую в ближайшее время поглотят роторы мощных экскаваторов, ранее разделяла не только два гигантских многокилометровых карьера, но и две эпохи в открытой добыче угля. "Богатырь" рос вширь и вглубь, оставаясь самым крупным в стране и за рубежом угольным разрезом. "Восточный" растет еще и вверх. Рядом высятся мощные устройства перегрузки и усреднения угля, где закладываются основы стабильной работы электростанций еще до их пуска. Разница между соседями этим не ограничивается. По уступам "Богатыря" тепловозы катали вагоны. При перерывах в их подаче прекращал работу весь конвейер добычи угля. В "Восточном" на смену пришли мощные ленточные конвейеры. Безостановочному по принципу работы роторному экскаватору здесь был придан непрерывный подъемно-транспортный механизм. Осуществление такой работы должно повысить производительность роторного экскаватора с 4 млн. т угля в год на "Богатыре" до 7,5 млн. т на "Восточном".

Однако достижение такого эффекта зависит от качества и комплексности строительных и монтажных работ. Полная мощность нового разреза - 30 млн. т угля в год, стоимость - свыше 0,5 млрд. руб., время окончания строительства - 1988 год. Уже в 1985 г. предстояло пустить две очереди "Восточного", каждая из которых должна давать по 7,5 млн. т угля. Сдача первой была намечена на середину 1985 года. Тем не менее неорганизованность предыдущего периода строительства дала о себе знать. Многое не учли специалисты Минуглепрома СССР. Они неправильно распланировали сроки ввода очередей. По вине работников дирекции строящихся предприятий строители и монтажники не получили вовремя оборудование. Потом выяснилось, что не хватает многих километров кабеля и других материалов. В канун пуска, в июне 1985 г., когда на строительство "Восточного" были брошены крупные силы, вдруг прекратили отгрузку цементные заводы Казахстана. То, что делают наспех, всегда дает о себе знать потерями. Взять хотя бы такой видимый пример: высотную трубу на Экибастузской ГРЭС-1 построили криво. Эта местная "Пизанская башня" стоит как урок на будущее. Неиспользованными остаются и многие резервы увеличения добычи топлива. Минуглепром СССР и объединение "Экибастузуголь", сделав основную ставку на новое строительство, не уделили


53 Социалистик Казахстан, 29.IV.1983.

54 Экономическая газета, 1985, N 8, с. 17.

55 Социалистик Казахстан, 29.IV.1983.

56 Экономическая газета, 1985, N 28, с. 9.

57 Там же, 1985, N 17, с. 18.

стр. 112


должного внимания реконструкции действующих разрезов. В результате сложились явные диспропорции в уровнях технической оснащенности основного оборудования. А к чему приводит, например, отставание ремонтной базы и путевого хозяйства? Простои экскаваторов за два года составили 15 тыс. часов, что равнозначно потере 5,5 млн. т угля58 . Отстает от все возрастающих темпов добычи угля вскрышной комплекс. Ни разу за пятилетие не был выполнен план вскрышных работ.

Горняки Экибаетуза успешно потрудились под девизом "XXVII съезду КПСС - 27 ударных декад". Право добыть миллиардную с начала освоения месторождения тонну угля завоевали экскаваторные бригады лауреата Государственной премии СССР 1985 г. А. А. Шишлова, Ф. К. Ахметова, а вывезти ее - локомотивная бригада В. В. Харченко. Сто горнотранспортных бригад успешно справились со своими заданиями и обязательствами. 43 бригады рапортовали о досрочном выполнении пятилетних планов. С перевыполнением суточных и месячных заданий шли комсомольско- молодежные коллективы В. Мочали и В. Мукишева. Комсомольско-молодежная бригада роторного комплекса ЭРШРД-5000, руководимая Р. Х. Фецером, установила всесоюзный рекорд добычи угля в месяц: в августе 1985 г. ею было отгружено более 1,5 млн. т угля59 . Одним из первых в стране инициаторов повышения эффективности грузоперевозок за счет увеличения веса и длины поездов стал коллектив Экибастузского железнодорожного узла.

В сентябре 1983 г. впервые в стране со ст. Экибастуз отправился состав с углем весом более 15 тыс. тонн. Его повели лучшие машинисты И. М. Сташкевич и С. А. Урбанович. Через месяц они же провели по этому маршруту поезд весом свыше 18 тыс. тонн. Затем началось вождение составов весом до 30 тыс. т и более. Теперь такие рекорды стали нормой. За XI пятилетку на Экибастузском железнодорожном узле было сформировано свыше 39 тыс. тяжеловесных составов, что позволило перевезти дополнительно около 32 млн. т народнохозяйственных грузов60 . В числе передовиков Павлодар- Экибастузского ТПК - комсомольско-молодежный коллектив, возглавляемый коммунистом М. Г. Зубцом, бригады штукатуров-маляров М. Д. Абасовой и А. И. Скрыгаловской.

Сегодня Павлодар-Экибастуэский ТПК - мощный центр производства дешевой электроэнергии, тракторов, углей, ферросплавов, глинозема, редких металлов, продукции нефтеперерабатывающей промышленности и др. Выпускаемая здесь продукция имеет важное значение в ускорении научно-технического прогресса народного хозяйства страны, В "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года" отмечается, что следует "продолжить формирование Павлодар-Экибастузского территориально-производственного комплекса. Значительно увеличить добычу угля в Экибастузском бассейне, начать освоение Майкюбенского месторождения угля. Ввести в действие мощности на Экибастузской ГРЭС-2, развернуть строительство Экибастузской ГРЭС-3"61 . Выполнить эти задачи можно, лишь учитывая уроки прошлого и трудясь с полной отдачей сил. Эти задачи по плечу труженикам Экибастуза, в конце 1985 г. добывшим и отгрузившим миллиардную тонну угля.


58 Звезда Прииртышья, Кызыл ту, 5.XII.1985.

59 Угольный Экибастуз, 5.IX. 1985; Правда, 4.XII.1985.

60 Кызыл ту, 25.VIII, 1985.

61 Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года. М. 1985, с. 77.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ПАВЛОДАР-ЭКИБАСТУЗСКИЙ-КОМПЛЕКС

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

К. Б. БИЖАНОВ, ПАВЛОДАР-ЭКИБАСТУЗСКИЙ КОМПЛЕКС // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 31.10.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ПАВЛОДАР-ЭКИБАСТУЗСКИЙ-КОМПЛЕКС (дата обращения: 21.11.2024).

Автор(ы) публикации - К. Б. БИЖАНОВ:

К. Б. БИЖАНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
5474 просмотров рейтинг
31.10.2018 (2214 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
10 минут назад · от Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
Вчера · от Urhan Karimov
К 90-ЛЕТИЮ ФЕДОРА ДМИТРИЕВИЧА АШНИНА
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ.2012
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov
POSTMODERN AZERBAIJANI NOVEL OF THE XXI CENTURY
Вчера · от Urhan Karimov
AFGHANISTAN: DEJA VU. what's next?
Вчера · от Urhan Karimov
TO THE 85TH ANNIVERSARY OF MARIA NIKOLAEVNA ORLOVSKAYA
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov
CONFERENCE DEDICATED TO THE 90TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF YU. V. GANKOVSKY
Вчера · от Urhan Karimov
INTERNATIONAL SEMINAR "WHITE SPOTS IN THE STUDY OF SOUTH ASIA"
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov
BURJANS IN THE HISTORY OF EURASIA
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ПАВЛОДАР-ЭКИБАСТУЗСКИЙ КОМПЛЕКС
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android