Libmonster ID: KZ-964

Брянск: изд-во Брянского государственного университета, 2011, 312 с.

Тема монографии доцента Брянского государственного университета кандидата исторических наук С. В. Артамошина актуальна не только для изучения истории Германии. Речь идет о выяснении причин, повлиявших на трагическую судьбу первой германской республики, получившей название Веймарской - по месту принятия ее конституции в 1919 г. Крах Веймарской республики в 1933 г. являет собой урок и для современных демократических систем. Автор обратился к изучению влиятельного идеологического течения Веймарской республики - "консервативной революции".

Это течение хронологически совпадает с историей Веймарской республики - оно возникло как антипод Веймарской демократии, но с установлением нацистской диктатуры исчезло. В этом один из парадоксов "консервативной революции". На протяжении многих лет историки изучают феномен "консервативной революции", анализируют взгляды "революционных консерваторов". Ценность работы

стр. 239

С. В. Артамошина состоит в том, что ее автор, впервые в отечественной историографии предпринял комплексное исследование мировоззренческих и политических компонентов этого течения. Историк проследил процесс оформления "консервативной революции" как интеллектуального течения, рассмотрел его структуру, социальное происхождение и биографии идеологов "консервативной революции", особо остановившись на анализе германского националистического консерватизма после Первой мировой войны, вкладе "революционных консерваторов" в духовное разрушение Веймарской демократии.

В монографии показано, что поражение Германии в Первой мировой войне, крах кайзеровской империи, Ноябрьская революция, провозглашение республики, Версальский договор стали для консервативных интеллектуалов началом поиска особого "третьего пути", отличительной чертой которого стал германский национализм. В их представлении этот путь стал бы "противоядием" от яда версальско-веймарской системы; с национальной "консервативной революции" должно было начаться "возрождение" германской нации и государства. С. В. Артамошин обращается к духовным истокам "консервативной революции", ко взглядам П. де Лагарда, А. Ю. Лангбена, Х. Доносо Кортеса, в которых был ярко выражен националистический и антидемократический элемент. "Консервативные революционеры" видели основу возрождения германства в трансформации консервативной идеи. Таким образом, с их обращением к немецкой консервативно-националистической традиции в Германии устанавливалась историческая преемственность. В книге показана специфика "консервативной революции", ее отличие от консерватизма времен кайзеровской империи.

Первая мировая война оказала глубокое воздействие на национальное сознание немцев. У "консервативных революционеров" представление о войне было разное. Э. Юнгер, участник и герой войны, испытавший на себе все ужасы и тяжести фронтовой службы, нарисовал образ представителя военного поколения - окопника, "перерожденного" войной и смотрящего на мир иными глазами. Поколение войны восприняло поражение Германии как личную трагедию. С. В. Артамошин приходит к выводу, что солдаты-фронтовики, чей мир отражал в своем творчестве Юнгер, были готовы после поражения Германии в войне продолжать борьбу, но уже на внутреннем фронте - против республики, заключившей "позорный" мир с Антантой (с. 69).

С. В. Артамошин сосредоточил главное внимание на обстоятельном анализе мировоззренческих и политических элементов "консервативной революции", главным из которых был националистический. Как пишет автор, консерватизм повернулся к нации и соединил в себе консервативный и националистический компоненты. "Певцом национализма" стал Мёллер ван ден Брук: все его мировоззрение было пропитано национализмом. Он видел в немецком национализме дух пруссачества. "Консервативных революционеров" объединяли именно национализм, антиреспубликанизм, антилиберализм - демократическую Веймарскую республику они презирали.

Исходя из националистической идеи, идеологи "консервативной революции" выработали свое понимание государственной власти, которое являлось альтернативной парламентаризму. Речь шла о сословном государстве. По утверждению С. В. Артамошина, сословно-корпоративный принцип государства должен был послужить заменой Веймарской демократии. Грядущий германский рейх, "третий рейх", - это национальное и авторитарное государство, принципиально отличающееся от либеральной демократии Веймарской республики. По Мёллеру ван ден Бруку, "третий рейх" - это руководимое "вождем" антидемократическое, антилиберальное, националистическое государство, основанное на идеях "германства", в основе которого лежит "пруссачество".

С. В. Артамошин анализирует воззрения консервативного религиозного философа К. Шмитта на проблему государства, рассматривая его теорию диктатуры, выделяя два ее типа: "суверенную" и "комиссарскую" Шмитт был автором антитезы "друг-враг", указывая на наличие особой связи между понятиями "друг" - "враг", "мир" - "война".

"Консервативные революционеры" были не только националистами, сторонниками сильного национального государства, но и проявляли крайнюю неприязнь к либерализму и демократии. Мировоззренческая борьба с либерализмом служила основой для критики и отторжения политической системы Веймарской республики. Антилиберальные и антидемократические воззрения были тесно связаны со взглядами на немецкий национальный социализм, в консервативном его понимании. Представители "консервативной революции" выступали против интернационального марксизма и марксистского понимания социализма как проявления либерального мира. Немецкий национальный социализм был националистическим, а не интернационалистическим, а образ единой народной общности был воплощен в прусском социализме, который выступал как социализм нации-государства, а не класса. Немецкий национальный социализм, справедливо отмечает

стр. 240

автор, "должен был служить альтернативой как буржуазному миру, так и самой политической системе Веймарской республики" (с. 203).

Ноябрьскую революцию и Веймарскую республику идеологи "консервативной революции" превращали в единственного виновника поражения Германии и Версальского мира. "Политическая и идеологическая борьба против республики, - заключает автор, - являлась одновременно борьбой против Версальской системы. Ведь республика родилась под роковой звездой Версаля" (с. 205).

Одним из самых сложных и спорных аспектов исследования С. В. Артамошина является проблема взаимоотношений и взаимосвязи "консервативной революции" и национал-социализма. С. В. Артамошин отмечает, что, несмотря на идейную близость, между ними были сложные и противоречивые взаимоотношения. Их сближало разрушение республики, ревизия Версальского договора, строительство немецкого националистического государства. Но их принципиально разъединяло отношение к расизму. "Консервативные революционеры" отрицали расизм, в то время как сторонники гитлеровского национал-социализма рассматривали расизм как краеугольный камень своей идеологии и политики. Консерваторы так и не смогли распознать суть нацизма, давали ему разное толкование; они серьезно недооценивали опасность национал-социализма. Восприятие нацизма шло от признания и восхваления (Э. Юнгер) до религиозно-политического отрицания (Э. Никиш). Национал-социализм и "консервативная революция", по образному выражению С. В. Артамошина, "шли одним курсом против Веймарской республики, но каждый на своем собственном корабле" (с. 266).

С приходом Гитлера к власти течение "консервативных революционеров" постепенно исчезает из общественно-политической жизни Германии. Никто из "консервативных революционеров" не оказался причастен к преступлениям нацизма. В работе упоминается об участии некоторых деятелей "консервативной революции" в заговоре против Гитлера в июле 1944 г. Однако кто конкретно участвовал в антигитлеровском Сопротивлении и в чем состояло это участие - не сказано. В монографии следовало бы дать анализ (помимо произведений идеологов "консервативной революции") источников и литературы, на которые автор опирается.

В целом же, С. В. Артамошин написал содержательный труд, сделал интересные выводы и внес важный вклад в изучение истории Веймарской республики.

М. Е. Ерин, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Ярославского государственного университета


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/С-В-Артамошин-ПОНЯТИЯ-И-ПОЗИЦИИ-КОНСЕРВАТИВНОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ-ТЕЧЕНИЕ-КОНСЕРВАТИВНОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-В-ПОЛИТИЧЕСКОЙ-ЖИЗНИ-ВЕЙМАРСКОЙ-РЕСПУБЛИКИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. Е. Ерин, С. В. Артамошин. ПОНЯТИЯ И ПОЗИЦИИ КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ "КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ" В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 02.02.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/С-В-Артамошин-ПОНЯТИЯ-И-ПОЗИЦИИ-КОНСЕРВАТИВНОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ-ТЕЧЕНИЕ-КОНСЕРВАТИВНОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-В-ПОЛИТИЧЕСКОЙ-ЖИЗНИ-ВЕЙМАРСКОЙ-РЕСПУБЛИКИ (date of access: 24.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. Е. Ерин:

М. Е. Ерин → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
671 views rating
02.02.2020 (1757 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
THE LEBANESE CRISIS: THE TRANSFORMATION OF SOCIETY AND THE STATE
Catalog: История 
25 minutes ago · From Urhan Karimov
IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО АРХЕОЛОГИИ ЕВРАЗИИ
2 hours ago · From Urhan Karimov
ИБРАГИМ АС-САМАРРАИ ВЫДАЮЩИЙСЯ АРАБСКИЙ ФИЛОЛОГ XX ВЕКА
Catalog: Филология 
3 hours ago · From Urhan Karimov
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ИГРА НА ПРОТИВОРЕЧИЯХ ОСНОВНЫХ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ИГРОКОВ
3 hours ago · From Urhan Karimov
ANNA ANGADYKOVNA DARBEEVA (1917-2013)
3 hours ago · From Urhan Karimov
POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND IRAN IN THE REGIONAL CONTEXT (CENTRAL ASIA, CAUCASUS, MIDDLE EAST)
3 hours ago · From Urhan Karimov
A. G. YURCHENKO. THE GOLDEN HORDE: BETWEEN YASA AND THE KORAN (THE BEGINNING OF THE CONFLICT); A. G. YURCHENKO. KHAN UZBEK: BETWEEN EMPIRE AND ISLAM (STRUCTURES OF EVERYDAY LIFE)
Catalog: История 
3 hours ago · From Urhan Karimov
WORLD OF CENTRAL ASIA-2012
3 hours ago · From Urhan Karimov
К 80-ЛЕТИЮ ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ТЮРИНА
4 hours ago · From Urhan Karimov
В.В. НАУМКИН. ОСТРОВА АРХИПЕЛАГА СОКОТРА (ЭКСПЕДИЦИИ 1974-2010 гг.).
4 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

С. В. Артамошин. ПОНЯТИЯ И ПОЗИЦИИ КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ "КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ" В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android