Брянск: изд-во Брянского государственного университета, 2011, 312 с.
Тема монографии доцента Брянского государственного университета кандидата исторических наук С. В. Артамошина актуальна не только для изучения истории Германии. Речь идет о выяснении причин, повлиявших на трагическую судьбу первой германской республики, получившей название Веймарской - по месту принятия ее конституции в 1919 г. Крах Веймарской республики в 1933 г. являет собой урок и для современных демократических систем. Автор обратился к изучению влиятельного идеологического течения Веймарской республики - "консервативной революции".
Это течение хронологически совпадает с историей Веймарской республики - оно возникло как антипод Веймарской демократии, но с установлением нацистской диктатуры исчезло. В этом один из парадоксов "консервативной революции". На протяжении многих лет историки изучают феномен "консервативной революции", анализируют взгляды "революционных консерваторов". Ценность работы
С. В. Артамошина состоит в том, что ее автор, впервые в отечественной историографии предпринял комплексное исследование мировоззренческих и политических компонентов этого течения. Историк проследил процесс оформления "консервативной революции" как интеллектуального течения, рассмотрел его структуру, социальное происхождение и биографии идеологов "консервативной революции", особо остановившись на анализе германского националистического консерватизма после Первой мировой войны, вкладе "революционных консерваторов" в духовное разрушение Веймарской демократии.
В монографии показано, что поражение Германии в Первой мировой войне, крах кайзеровской империи, Ноябрьская революция, провозглашение республики, Версальский договор стали для консервативных интеллектуалов началом поиска особого "третьего пути", отличительной чертой которого стал германский национализм. В их представлении этот путь стал бы "противоядием" от яда версальско-веймарской системы; с национальной "консервативной революции" должно было начаться "возрождение" германской нации и государства. С. В. Артамошин обращается к духовным истокам "консервативной революции", ко взглядам П. де Лагарда, А. Ю. Лангбена, Х. Доносо Кортеса, в которых был ярко выражен националистический и антидемократический элемент. "Консервативные революционеры" видели основу возрождения германства в трансформации консервативной идеи. Таким образом, с их обращением к немецкой консервативно-националистической традиции в Германии устанавливалась историческая преемственность. В книге показана специфика "консервативной революции", ее отличие от консерватизма времен кайзеровской империи.
Первая мировая война оказала глубокое воздействие на национальное сознание немцев. У "консервативных революционеров" представление о войне было разное. Э. Юнгер, участник и герой войны, испытавший на себе все ужасы и тяжести фронтовой службы, нарисовал образ представителя военного поколения - окопника, "перерожденного" войной и смотрящего на мир иными глазами. Поколение войны восприняло поражение Германии как личную трагедию. С. В. Артамошин приходит к выводу, что солдаты-фронтовики, чей мир отражал в своем творчестве Юнгер, были готовы после поражения Германии в войне продолжать борьбу, но уже на внутреннем фронте - против республики, заключившей "позорный" мир с Антантой (с. 69).
С. В. Артамошин сосредоточил главное внимание на обстоятельном анализе мировоззренческих и политических элементов "консервативной революции", главным из которых был националистический. Как пишет автор, консерватизм повернулся к нации и соединил в себе консервативный и националистический компоненты. "Певцом национализма" стал Мёллер ван ден Брук: все его мировоззрение было пропитано национализмом. Он видел в немецком национализме дух пруссачества. "Консервативных революционеров" объединяли именно национализм, антиреспубликанизм, антилиберализм - демократическую Веймарскую республику они презирали.
Исходя из националистической идеи, идеологи "консервативной революции" выработали свое понимание государственной власти, которое являлось альтернативной парламентаризму. Речь шла о сословном государстве. По утверждению С. В. Артамошина, сословно-корпоративный принцип государства должен был послужить заменой Веймарской демократии. Грядущий германский рейх, "третий рейх", - это национальное и авторитарное государство, принципиально отличающееся от либеральной демократии Веймарской республики. По Мёллеру ван ден Бруку, "третий рейх" - это руководимое "вождем" антидемократическое, антилиберальное, националистическое государство, основанное на идеях "германства", в основе которого лежит "пруссачество".
С. В. Артамошин анализирует воззрения консервативного религиозного философа К. Шмитта на проблему государства, рассматривая его теорию диктатуры, выделяя два ее типа: "суверенную" и "комиссарскую" Шмитт был автором антитезы "друг-враг", указывая на наличие особой связи между понятиями "друг" - "враг", "мир" - "война".
"Консервативные революционеры" были не только националистами, сторонниками сильного национального государства, но и проявляли крайнюю неприязнь к либерализму и демократии. Мировоззренческая борьба с либерализмом служила основой для критики и отторжения политической системы Веймарской республики. Антилиберальные и антидемократические воззрения были тесно связаны со взглядами на немецкий национальный социализм, в консервативном его понимании. Представители "консервативной революции" выступали против интернационального марксизма и марксистского понимания социализма как проявления либерального мира. Немецкий национальный социализм был националистическим, а не интернационалистическим, а образ единой народной общности был воплощен в прусском социализме, который выступал как социализм нации-государства, а не класса. Немецкий национальный социализм, справедливо отмечает
автор, "должен был служить альтернативой как буржуазному миру, так и самой политической системе Веймарской республики" (с. 203).
Ноябрьскую революцию и Веймарскую республику идеологи "консервативной революции" превращали в единственного виновника поражения Германии и Версальского мира. "Политическая и идеологическая борьба против республики, - заключает автор, - являлась одновременно борьбой против Версальской системы. Ведь республика родилась под роковой звездой Версаля" (с. 205).
Одним из самых сложных и спорных аспектов исследования С. В. Артамошина является проблема взаимоотношений и взаимосвязи "консервативной революции" и национал-социализма. С. В. Артамошин отмечает, что, несмотря на идейную близость, между ними были сложные и противоречивые взаимоотношения. Их сближало разрушение республики, ревизия Версальского договора, строительство немецкого националистического государства. Но их принципиально разъединяло отношение к расизму. "Консервативные революционеры" отрицали расизм, в то время как сторонники гитлеровского национал-социализма рассматривали расизм как краеугольный камень своей идеологии и политики. Консерваторы так и не смогли распознать суть нацизма, давали ему разное толкование; они серьезно недооценивали опасность национал-социализма. Восприятие нацизма шло от признания и восхваления (Э. Юнгер) до религиозно-политического отрицания (Э. Никиш). Национал-социализм и "консервативная революция", по образному выражению С. В. Артамошина, "шли одним курсом против Веймарской республики, но каждый на своем собственном корабле" (с. 266).
С приходом Гитлера к власти течение "консервативных революционеров" постепенно исчезает из общественно-политической жизни Германии. Никто из "консервативных революционеров" не оказался причастен к преступлениям нацизма. В работе упоминается об участии некоторых деятелей "консервативной революции" в заговоре против Гитлера в июле 1944 г. Однако кто конкретно участвовал в антигитлеровском Сопротивлении и в чем состояло это участие - не сказано. В монографии следовало бы дать анализ (помимо произведений идеологов "консервативной революции") источников и литературы, на которые автор опирается.
В целом же, С. В. Артамошин написал содержательный труд, сделал интересные выводы и внес важный вклад в изучение истории Веймарской республики.
М. Е. Ерин, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Ярославского государственного университета
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |