Libmonster ID: KZ-964
Автор(ы) публикации: М. Е. Ерин

Брянск: изд-во Брянского государственного университета, 2011, 312 с.

Тема монографии доцента Брянского государственного университета кандидата исторических наук С. В. Артамошина актуальна не только для изучения истории Германии. Речь идет о выяснении причин, повлиявших на трагическую судьбу первой германской республики, получившей название Веймарской - по месту принятия ее конституции в 1919 г. Крах Веймарской республики в 1933 г. являет собой урок и для современных демократических систем. Автор обратился к изучению влиятельного идеологического течения Веймарской республики - "консервативной революции".

Это течение хронологически совпадает с историей Веймарской республики - оно возникло как антипод Веймарской демократии, но с установлением нацистской диктатуры исчезло. В этом один из парадоксов "консервативной революции". На протяжении многих лет историки изучают феномен "консервативной революции", анализируют взгляды "революционных консерваторов". Ценность работы

стр. 239

С. В. Артамошина состоит в том, что ее автор, впервые в отечественной историографии предпринял комплексное исследование мировоззренческих и политических компонентов этого течения. Историк проследил процесс оформления "консервативной революции" как интеллектуального течения, рассмотрел его структуру, социальное происхождение и биографии идеологов "консервативной революции", особо остановившись на анализе германского националистического консерватизма после Первой мировой войны, вкладе "революционных консерваторов" в духовное разрушение Веймарской демократии.

В монографии показано, что поражение Германии в Первой мировой войне, крах кайзеровской империи, Ноябрьская революция, провозглашение республики, Версальский договор стали для консервативных интеллектуалов началом поиска особого "третьего пути", отличительной чертой которого стал германский национализм. В их представлении этот путь стал бы "противоядием" от яда версальско-веймарской системы; с национальной "консервативной революции" должно было начаться "возрождение" германской нации и государства. С. В. Артамошин обращается к духовным истокам "консервативной революции", ко взглядам П. де Лагарда, А. Ю. Лангбена, Х. Доносо Кортеса, в которых был ярко выражен националистический и антидемократический элемент. "Консервативные революционеры" видели основу возрождения германства в трансформации консервативной идеи. Таким образом, с их обращением к немецкой консервативно-националистической традиции в Германии устанавливалась историческая преемственность. В книге показана специфика "консервативной революции", ее отличие от консерватизма времен кайзеровской империи.

Первая мировая война оказала глубокое воздействие на национальное сознание немцев. У "консервативных революционеров" представление о войне было разное. Э. Юнгер, участник и герой войны, испытавший на себе все ужасы и тяжести фронтовой службы, нарисовал образ представителя военного поколения - окопника, "перерожденного" войной и смотрящего на мир иными глазами. Поколение войны восприняло поражение Германии как личную трагедию. С. В. Артамошин приходит к выводу, что солдаты-фронтовики, чей мир отражал в своем творчестве Юнгер, были готовы после поражения Германии в войне продолжать борьбу, но уже на внутреннем фронте - против республики, заключившей "позорный" мир с Антантой (с. 69).

С. В. Артамошин сосредоточил главное внимание на обстоятельном анализе мировоззренческих и политических элементов "консервативной революции", главным из которых был националистический. Как пишет автор, консерватизм повернулся к нации и соединил в себе консервативный и националистический компоненты. "Певцом национализма" стал Мёллер ван ден Брук: все его мировоззрение было пропитано национализмом. Он видел в немецком национализме дух пруссачества. "Консервативных революционеров" объединяли именно национализм, антиреспубликанизм, антилиберализм - демократическую Веймарскую республику они презирали.

Исходя из националистической идеи, идеологи "консервативной революции" выработали свое понимание государственной власти, которое являлось альтернативной парламентаризму. Речь шла о сословном государстве. По утверждению С. В. Артамошина, сословно-корпоративный принцип государства должен был послужить заменой Веймарской демократии. Грядущий германский рейх, "третий рейх", - это национальное и авторитарное государство, принципиально отличающееся от либеральной демократии Веймарской республики. По Мёллеру ван ден Бруку, "третий рейх" - это руководимое "вождем" антидемократическое, антилиберальное, националистическое государство, основанное на идеях "германства", в основе которого лежит "пруссачество".

С. В. Артамошин анализирует воззрения консервативного религиозного философа К. Шмитта на проблему государства, рассматривая его теорию диктатуры, выделяя два ее типа: "суверенную" и "комиссарскую" Шмитт был автором антитезы "друг-враг", указывая на наличие особой связи между понятиями "друг" - "враг", "мир" - "война".

"Консервативные революционеры" были не только националистами, сторонниками сильного национального государства, но и проявляли крайнюю неприязнь к либерализму и демократии. Мировоззренческая борьба с либерализмом служила основой для критики и отторжения политической системы Веймарской республики. Антилиберальные и антидемократические воззрения были тесно связаны со взглядами на немецкий национальный социализм, в консервативном его понимании. Представители "консервативной революции" выступали против интернационального марксизма и марксистского понимания социализма как проявления либерального мира. Немецкий национальный социализм был националистическим, а не интернационалистическим, а образ единой народной общности был воплощен в прусском социализме, который выступал как социализм нации-государства, а не класса. Немецкий национальный социализм, справедливо отмечает

стр. 240

автор, "должен был служить альтернативой как буржуазному миру, так и самой политической системе Веймарской республики" (с. 203).

Ноябрьскую революцию и Веймарскую республику идеологи "консервативной революции" превращали в единственного виновника поражения Германии и Версальского мира. "Политическая и идеологическая борьба против республики, - заключает автор, - являлась одновременно борьбой против Версальской системы. Ведь республика родилась под роковой звездой Версаля" (с. 205).

Одним из самых сложных и спорных аспектов исследования С. В. Артамошина является проблема взаимоотношений и взаимосвязи "консервативной революции" и национал-социализма. С. В. Артамошин отмечает, что, несмотря на идейную близость, между ними были сложные и противоречивые взаимоотношения. Их сближало разрушение республики, ревизия Версальского договора, строительство немецкого националистического государства. Но их принципиально разъединяло отношение к расизму. "Консервативные революционеры" отрицали расизм, в то время как сторонники гитлеровского национал-социализма рассматривали расизм как краеугольный камень своей идеологии и политики. Консерваторы так и не смогли распознать суть нацизма, давали ему разное толкование; они серьезно недооценивали опасность национал-социализма. Восприятие нацизма шло от признания и восхваления (Э. Юнгер) до религиозно-политического отрицания (Э. Никиш). Национал-социализм и "консервативная революция", по образному выражению С. В. Артамошина, "шли одним курсом против Веймарской республики, но каждый на своем собственном корабле" (с. 266).

С приходом Гитлера к власти течение "консервативных революционеров" постепенно исчезает из общественно-политической жизни Германии. Никто из "консервативных революционеров" не оказался причастен к преступлениям нацизма. В работе упоминается об участии некоторых деятелей "консервативной революции" в заговоре против Гитлера в июле 1944 г. Однако кто конкретно участвовал в антигитлеровском Сопротивлении и в чем состояло это участие - не сказано. В монографии следовало бы дать анализ (помимо произведений идеологов "консервативной революции") источников и литературы, на которые автор опирается.

В целом же, С. В. Артамошин написал содержательный труд, сделал интересные выводы и внес важный вклад в изучение истории Веймарской республики.

М. Е. Ерин, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Ярославского государственного университета


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/С-В-Артамошин-ПОНЯТИЯ-И-ПОЗИЦИИ-КОНСЕРВАТИВНОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ-ТЕЧЕНИЕ-КОНСЕРВАТИВНОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-В-ПОЛИТИЧЕСКОЙ-ЖИЗНИ-ВЕЙМАРСКОЙ-РЕСПУБЛИКИ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. Е. Ерин, С. В. Артамошин. ПОНЯТИЯ И ПОЗИЦИИ КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ "КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ" В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 02.02.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/С-В-Артамошин-ПОНЯТИЯ-И-ПОЗИЦИИ-КОНСЕРВАТИВНОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ-ТЕЧЕНИЕ-КОНСЕРВАТИВНОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-В-ПОЛИТИЧЕСКОЙ-ЖИЗНИ-ВЕЙМАРСКОЙ-РЕСПУБЛИКИ (дата обращения: 24.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. Е. Ерин:

М. Е. Ерин → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
672 просмотров рейтинг
02.02.2020 (1757 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ СТАТЬИ А.К. ШАГИНЯНА "НАХИЧЕВАНЬ В СОСТАВЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА"
час назад · от Urhan Karimov
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА В НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКЕ ЗА 2012 г.
Каталог: Вопросы науки 
час назад · от Urhan Karimov
ОТ РОССИЙСКОГО ОРИЕНТАЛИЗМА К СОВЕТСКОЙ ИРАНИСТИКЕ. ИРАНОЯЗЫЧНЫЙ МИР И ЕГО ИСТОРИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ
Каталог: Вопросы науки 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПАТРИМОНИАЛИЗМ VS СУЛТАНИЗМ: "АРАБСКАЯ ВЕСНА" И СУДЬБЫ ТРАДИЦИОННОГО ГОСПОДСТВА
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАЩИТНОЕ ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕ ТАНГУТОВ
Каталог: Экология 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
Е.А. ОГАНОВА, С.Н. ВОРОБЬЕВА. ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПЕРЕВОДУ ТУРЕЦКО-РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ
Каталог: Лингвистика 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ 2013
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПОЛИТИКА МОНГОЛИИ В ОБЛАСТИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
THE LEBANESE CRISIS: THE TRANSFORMATION OF SOCIETY AND THE STATE
Каталог: История 
4 часов(а) назад · от Urhan Karimov
IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО АРХЕОЛОГИИ ЕВРАЗИИ
Каталог: Вопросы науки 
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

С. В. Артамошин. ПОНЯТИЯ И ПОЗИЦИИ КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ "КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ" В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android