Libmonster ID: KZ-377
Author(s) of the publication: Б. И. ИСКАНДАРОВ

М. Изд-во "Наука". Главная редакция восточной литературы. 1980. 456 с. Тираж 25000. Цена 3 руб. 30 коп.

Интерес к Александру Македонскому не ослабел на протяжении более 23 столетий, отделяющих нас от событий той далекой эпохи. Монография акад. Б. Г. Гафурова и греческого историка Д. И. Цибукидиса "Александр Македонский и Восток" является обобщением исследований по данной теме. Работа актуальна, особенно в связи с тем, что современная буржуазная наука обращается к указанной тематике, пытаясь почерпнуть в ней аргументы о "неполноценности" и "отсталости" народов Востока. Авторы на обширном фактическом материале развенчивают эти взгляды буржуазных историков.

В книге использован значительный литературный материал, а также данные эпиграфики, нумизматики и археологии. Именно привлечение разнородных источников, в том числе и тех, которые совсем недавно были введены в научный оборот, позволило авторам глубже проникнуть в суть проблематики раннего эллинизма, социально-экономических условий синтеза западных и восточных начал. В предисловии акад. М. А. Коростовцев отмечает, что рецензируемая работа является вкладом в марксистскую историографию эллинизма, одного из важных и своеобразных этапов истории Древнего мира (с. 3).

стр. 145


В монографии убедительно показаны социально-экономические факторы, обусловившие идеологические предпосылки восточных походов Александра. На материале сочинений Платона, Аристотеля, Исократа, Демосфена авторы показывают, как идея восточной кампании исподволь вызревала в недрах кризисной экономики Греции IV в. до н. э., обретая форму "отмщения" персам за былое разорение Эллады и борьбы за "освобождение" малоазийских эллинов от персидской зависимости. Социально-политические концепции о необходимости восточных походов явились отражением кризиса классического греческого полиса. В связи с этим в монографии поднимается ряд проблемных вопросов: причины роста могущества Македонии и кризис греческого полиса, македонская фаланга и ее преимущество перед греческой, насильственное объединение Греции под эгидой Македонии, Коринфский конгресс и его решения, социальная направленность лозунгов панэллинского единства и "отмщения" персам, замирение "северных варварских" племен Балканского полуострова и союзных греков, совместная подготовка восточной экспансии. В итоге авторы приходят к выводу: "Легендарный поход македонского царя на Восток... представлял собой типичное предприятие по захвату новых земель и богатств" (с. 91).

Излагая события этого похода, авторы исходят из того, что у Александра сразу же после восшествия на престол не было еще четкого плана всей кампании. Первоначальной целью был захват Малой Азии "под видом отмщения персам и освобождения малоазийских эллинов" (с. 11). Замыслы же покорения Востока возникли уже после битвы при Гавгамелах. По мере продвижения на Восток аппетиты завоевателя возрастали. Повествование о событиях, относящихся к завоеванию жизненных центров державы Ахеменидов (Малой Азии, Сирии, Финикии, Египта, Вавилонии, Персиды), содержит развернутый анализ основных сражений, осад и тактических приемов греко-македонцев и восточных народов.

Отношения между греками и жителями завоеванных областей авторы рассматривают дифференцированно. В Малой Азии Александр опирался на демократических деятелей малоазийских городов, враждебно настроенных к персидской власти, что, впрочем, не помешало ему оставить на своих постах лояльных по отношению к нему сатрапов и династов, которые были подчинены царским наместникам, начальникам гарнизонов и сборщикам налогов. Неудивительно, что лозунг "свободы и автономии", провозглашенный Александром на Востоке, отнюдь не везде находил одинаковый отклик (с. 121 - 125). Быстрота и бескровный характер операции по завоеванию Египта, указывают авторы, объясняются совпадением политических расчетов Александра и классового интереса египетских жрецов; они оказались союзниками в деле подчинения народных масс. Возврат к доперсидской системе управления, провозглашенной Александром в Египте, ставил в привилегированное положение жрецов, которые не преминули провозгласить македонского царя сыном бога Амона и, следовательно, также богом. Система управления Египта, сочетая в себе местные формы, отдавала в руки греков и македонцев всю верховную власть в стране. В этот период оформились общие контуры системы управления Востоком, основанной на разделении административного и военного управления, упорядочении чеканки монеты и сбора налогов, провозглашении свободы от персидской зависимости и опоре на местную знать и жречество.

Авторы сумели показать, что античная историография во времена Александра старалась затушевать захватнические цели его восточных походов идеями "единомыслия" и просветительства, точно так же, как в пору римского владычества настоятельно подчеркивались идеи "согласия" и "процветания", составляющие якобы суть внешней политики римлян. В монографии убедительно раскрывается социальная направленность идей и лозунгов македонского царя, служивших агрессивным целям рабовладельческого класса.

Анализ краха Персидской державы занимает существенное место в рецензируемой книге. Авторы отмечают, что общий упадок державы Ахеменидов сказался на боевых качествах персидского войска, которое не смогло задержать продвижение завоевателя в восточные сатрапии.

В книге рассмотрен рост оппозиции Александру Македонскому. Недовольство греко-македонского окружения царя было в значительной степени связано с тем, что он все более и более сближался с персами и другими иранцами: перенимал персидскую одежду и придворные обычаи, вводил иранские контингенты в македонскую армию, женился на бактриянке сам и поощрял смешанные браки среди своих приближенных. Многие из его соратников стали превращаться в непримиримых противников, желавших соблюдения интересов греко-македонцев.

стр. 146


С увлечением читаются страницы, посвященные завоеванию областей Восточного Ирана и Средней Азии, где ранее не знавшее поражений войско греко-македонских завоевателей впервые стало нести значительные потери от бактрийцев и согдийцев, сумевших сплотить вокруг себя свободолюбивые племена. В условиях "малой войны" греко-македонская фаланга оказалась непригодной к действиям против рассыпного строя народов-кочевников, действовавших небольшими соединениями. К тому же пребывание Александра в Средней Азии осложнялось заговорами, покушениями на его жизнь, что указывало на рост оппозиции среди командиров, противившихся осуществлению миро-державных планов македонского царя. Как подчеркивают авторы, только благодаря измене части бактрийской и согдийской аристократии завоевателю удалось покорить племена восточных сатрапий и включить их в состав мировой державы Александра (с. 263 - 264).

Освещение событий той эпохи представляет интерес и для изучения истории советских среднеазиатских республик, на территории которых македонский полководец в течение трех лет осуществлял военные операции. Выступления народов восточных сатрапий, описанные в сочинениях античных историков и представленные там как акции "разбойников", на самом деле - яркие страницы сопротивления среднеазиатских племен, не мирившихся с подневольным положением. Авторы задают вопрос о причинах этого сопротивления и приходят к выводу, что "ответ однозначен: сни защитили свой дом, свой очаг" (с. 11).

"Вопреки свидетельствам апологетических источников, утверждавших, что Александр стремился распространить на Востоке эллинскую культуру и приобщить к ней людей, живших примитивной и дикой жизнью, действительные цели восточного похода были захватническими. Однако объективные последствия завоевания привели к синтезу греческих и восточных начал" (с. 12). Этот вывод имеет принципиальное значение. Исследование Б. Г. Гафурова и Д. И. Цибукидиса убедительно свидетельствует о связях и культурном взаимодействии населения Средней Азии с другими народами.

Авторы подчеркивают значение центральноазиатской культурной традиции, которая существовала до прихода греков и македонян и не иссякла после их ухода. Выработке правильной позиции по указанному вопросу особенно содействовали археологические находки последних десятилетий. Опираясь на них, авторы подвергают аргументированной критике распространенные в буржуазной историографии концепции превосходства "эллинского духа", "европоцентризма", "эллиноцентризма" (с. 12). Древние культуры народов Востока, и в том числе Средней Азии, в период эллинизма не только обогащались, но и сами обогащали эллинистическую культуру. Так создалась синкретическая культура эллинизма, обязанная своим рождением и Западу и Востоку.

Оценивая значение походов Александра Македонского, авторы отмечают, что "в целом восточная политика (Александра. - В. И.) объективно сыграла огромную историческую роль во встрече Запада с Востоком. Эта встреча была грандиозна во всех аспектах: социальном, экономическом, культурном" (с. 15). Это, однако, не может перечеркнуть огромных бедствий, которые восточный поход принес завоеванному населению.

В отличие от работ буржуазных историков в книге последовательно проводится мысль о том, что культурное развитие ни в коей мере нельзя отрывать от социально-экономической базы. Культура не может рассматриваться как самодовлеющий фактор прогресса. "Значение эллинизма в ином: он начал ломку этнической, полисной, религиозной замкнутости, породил новые формы государственности, расширил обмен и торговлю, заложил основы новых верований, а вместе с тем продолжил процесс поляризации древнего общества, усилил классовую борьбу неимущих и рабов против рабовладельцев" (с. 390).

Конечно, анализ античных источников различных направлений мог бы быть в книге более полным. Можно было подробнее рассмотреть религиозную политику Александра, направленную на поиски социальной опоры в среде местной восточной знати, а также на укрепление своей державы путем введения собственного культа, шире показать социальные движения в Греции и на севере Балканского полуострова, в Иллирии и Фракии, а также антимакедонское выступление под предводительством спартанского царя Агиса III.

В целом же монография представляет собой исследование, способствующее более углубленному и разностороннему пониманию проблем эллинизма.

Академик АН Таджикской ССР Б. И. Искандаров


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-Б-Г-ГАФУРОВ-Д-И-ЦИБУКИДИС-АЛЕКСАНДР-МАКЕДОНСКИЙ-И-ВОСТОК

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Б. И. ИСКАНДАРОВ, Рецензии. Б. Г. ГАФУРОВ, Д. И. ЦИБУКИДИС. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ И ВОСТОК // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 18.02.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-Б-Г-ГАФУРОВ-Д-И-ЦИБУКИДИС-АЛЕКСАНДР-МАКЕДОНСКИЙ-И-ВОСТОК (date of access: 12.12.2024).

Publication author(s) - Б. И. ИСКАНДАРОВ:

Б. И. ИСКАНДАРОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1658 views rating
18.02.2018 (2488 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Маронит, мелькит или яковит? К вопросу о конфессиональной принадлежности Абд ал-Масиха ибн На'има ал-Химси, арабо-христианского переводчика Плотина
15 hours ago · From Urhan Karimov
Два модуса жизни в "науке о душе" XVII века
16 hours ago · From Urhan Karimov
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕТРОГЛИФОВ (по материалам Центральной Азии и Южной Сибири)
Yesterday · From Urhan Karimov
ШАЙТАНСКОЕ ОЗЕРО II: НОВЫЕ СЮЖЕТЫ В ИЗУЧЕНИИ БРОНЗОВОГО ВЕКА УРАЛА
Yesterday · From Urhan Karimov
ЭЛИТНЫЙ КОМПЛЕКС СЮННУСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В ПАДИ ЦАРАМ (ЗАБАЙКАЛЬЕ)
Yesterday · From Urhan Karimov
РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АЛТАЯ В АНТРОПОГЕНЕ
Yesterday · From Urhan Karimov
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОГО АЛТАЯ
2 days ago · From Urhan Karimov
О СЕМАНТИКЕ ОРНИТОМОРФНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В РИТУАЛЬНОЙ АТРИБУТИКЕ ПАЗЫРЫКСКИХ КУРГАНОВ
2 days ago · From Urhan Karimov
ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ЧЕЛОВЕК В ПОЗДНЕМ НЕОПЛЕЙСТОЦЕНЕ СЕВЕРНОЙ МОНГОЛИИ
2 days ago · From Urhan Karimov
Традиционная народная культура боснийских мусульман в XXI веке
3 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Рецензии. Б. Г. ГАФУРОВ, Д. И. ЦИБУКИДИС. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ И ВОСТОК
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android