И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. М.: Аспект Пресс, 2009. 208 с.
Постсоветские республики Центральной Азии, столкнувшиеся после неожиданного обретения независимости с огромными и, как казалось, непреодолимыми трудностями, за истекшие 20 лет смогли создать жизнеспособные государства, восстановить экономический рост и занять достойное место в мировой экономике и политике.
Рецензируемая книга И. Д. Звягельский, известной своими содержательными публикациями по ближневосточной проблематике, явилась итогом не только работы с источниками и трудами востоковедов и историков по Центральной Азии, но и личного, достаточно продолжительного знакомства автора с регионом и участия в проходивших там событиях.
Отталкиваясь от итогов столетнего пребывания региона в пределах царской России, а затем СССР, И. Д. Звягельская использовала современный политологический инструментарий для анализа развернувшихся в Центральной Азии процессов, выявила их природу и тенденции.
В первых разделах книги рассмотрены основные вехи завоевания Россией во второй половине XIX в. Центральной Азии и ее последующей колонизации, охарактеризованы главные направления и особенности проводившейся там политики. Царские наместники - генерал-губернаторы предпочитали не вмешиваться в действия местной администрации, не вносить слишком резких изменений в привычный образ жизни мусульманского населения и придерживались осторожного обращения с исламом и его институтами. Не имела радикального характера и русификация региона, не навязывалась чуждая его населению культура. Основное внимание было сосредоточено на экономическом освоении Туркестанского края - расширении хлопковых плантаций и производстве хлопка, в котором нуждались российские фабрики. Этим целям было подчинено и строительство оросительных сооружений, регулирование переселенческого движения из Центральной России, перераспределение земель и т.д. Освоение и колонизация края были существенно ускорены железнодорожным строительством, начатым в 1881 г., которое значительно ускорило доставку грузов, прежде осуществлявшуюся караванными путями. Как пишет автор, освоение Россией Средней Азии к моменту установления советской власти "только начиналось".
Дальнейшая история, связанная с нахождением региона в составе СССР, характеризуется "резким переходом от царской политики относительного "невмешательства" к кардинальной ломке прежних структур" (с. 28). Одной из наиболее болезненных для региона мер, осуществленных Центром, было введение нового административного деления, носившего искусственный характер. Результатом его стали фрагментация отдельных народов, трудности доступа к земельным и водным ресурсам, проблематичность установленых границ. Вместе с тем новая власть в отличие от прежней оказала огромное влияние на социокультурную сферу жизни, которая приобрела особую специфику и создала проблемы, в некоторых случаях связанные со своеобразным синтезом традиционных и привнесенных представлений, а в других - с их противостоянием. Создание широкой сети образовательных учреждений привело к появлению слоя образованных людей, что способствовало ускорению модернизации. Национальная интеллигенция через русский язык обрела возможность приобщения к мировой культуре и науке.
В то же время в работе отмечается неоднозначный, противоречивый характер проводимой политики. С одной стороны, авторитарными методами осуществлялись русификация, подавление национальных традиций, религиозных ценностей, а с другой - поощрялось развитие культуры "социалистической по содержанию и национальной по форме". В результате, как констатирует автор, вся многоплановая деятельность Центра, связанная с созданием советских республик,
"вела к ощущению ущербности у вскормленных ею национальных элит, не обладавших желательной свободой действий" (с. 34).
Насильственная коллективизация, массовые репрессии, идеологическое давление в сталинский период не могли разрушить вековые устои традиционных обществ, которые разными путями адаптировались к советским порядкам. Для экономической политики Центра было характерно максимальное использование ресурсов региона при игнорировании местных нужд и возникавших экологических угроз. Хотя промышленная база региона существенно усилилась, это произошло в чрезвычайных условиях Великой Отечественной войны в результате переноса из европейской части страны сотен промышленных предприятий. В целом же результаты централизованного планирования экономического развития центральноазиатских республик, базировавшегося на установках общесоюзного разделения труда, отражали "ущербность советской модели, несмотря на ее модернизаторский заряд" (с. 37), что относится к экономике и других республик в составе СССР.
Становление государств Центральной Азии после распада СССР, происходившее в условиях разрыва экономических связей и наступления острейшего экономического и социального кризиса, обошлось без необратимых последствий и пограничных конфликтов. Сильное потрясение они испытали после исключения из рублевой зоны. Автор находит объяснение этой акции не столько в экономических, сколько в политических опасениях российского руководства: "стремление российских демократов первой волны как можно скорее избавиться от политического груза центральноазиатских авторитарных режимов... способных, по их мнению, поддержать коммунистический реванш" (с. 41). Как представляется, этот вывод недостаточно убедителен и требовал подкрепления достоверными источниками и дополнительной аргументацией.
Падение производства сопровождалось развитием высокой безработицы во всех вновь образовавшихся государствах Центральной Азии, усилением процессов маргинализации и пауперизации населения. Этому также способствовала утрата прежних преимуществ советского периода: бесплатного образования и здравоохранения, низких коммунальных и других социальных услуг. В книге хорошо показано, как с утратой социальной защищенности ускорилась ретрадиционализация: оживление институтов традиционного общества (клановых, семейных, земляческих связей) компенсировало развал прежних институтов, поддерживавших социальную устойчивость и самосохранение населения.
Еще одним явлением, связанным с изменением культурной парадигмы, стал массовый отток населения, в первую очередь не относящегося к титульной нации. Если прежде культурная идентичность республик Центральной Азии базировалась преимущественно на русской культуре, то после получения независимости "ее место закономерно заняла культура титульного этноса" (с. 46). В изменившемся культурном контексте у представителей нетитульных народов складывалось убеждение, что у них и у их детей "нет будущего". Эмиграция нанесла трудновосполнимый урон республикам из-за потери квалифицированных кадров. Специфика эмиграции из стран региона раскрывается в специальном разделе книги.
В работе также показана несовместимость многих традиционных привычек и обычаев с официальными стратегиями экономического роста и рыночными отношениями - накопленные богатства не инвестируются, но сообразуясь с общественными представлениями тратятся на дорогостоящие празднества, подарки и тому подобные цели.
Многопланово и емко в книге охарактеризованы черты сформировавшейся за истекшие годы политической культуры региона. Приверженность принципам демократии, рыночным отношениям, которая обычно объявляется руководством государств Центральной Азии, в большой степени имеет демонстрационный характер, обращенный к западному сообществу. Подобные заверения облегчают получение финансовой помощи, процедуру принятия в западные структуры и т.д. Нельзя не согласиться с автором, что "реальная либерализация политической жизни произошла далеко не везде" (с. 54). Наличие многопартийных систем, регулярных выборов, свободной прессы в сочетании с традиционными понятиями придает политической модернизации адаптационный характер. Авторитарная политическая модель обусловила и особый тип приватизации, которая обеспечила власти "мощные экономические рычаги", сопровождалась обогащением бюрократии и беспределом криминальных структур.
Важный раздел книги посвящен роли мусульманской религии и исламского фактора в общественно-политической жизни стран региона. Хотя после распада СССР государства Центральной
Азии сохранили свой светский характер, возрождение традиционной культуры сопровождалось и повышением роли ислама. Помимо поиска собственной идентификации эту тенденцию усиливали внешние факторы. В их числе - открывшиеся возможности получения религиозной литературы, обучения в зарубежных исламских учебных заведениях, совершения хаджа, ношения одежды, принятой в исламских странах. Все государства Центральной Азии вступили в Организацию "Исламская Конференция", могли пользоваться средствами Исламского банка развития (в Алма-Ате создано его региональное представительство). Уже в начале 1990-х гг. в Центральной Азии стали появляться исламские политические партии радикального толка (в работе содержатся характеристики отдельных исламских партий, с. 83 - 91). Взаимодействие ислама со светской властью складывается по-разному в отдельных государствах региона. Но не вызывает сомнений следующий авторский вывод: "Какую бы стратегию в отношении ислама ни избрала власть... она не может игнорировать того обстоятельства, что обращение к политическому исламу в большинстве случаев является своего рода протестом против бедности, безработицы, отсутствия социальных гарантий, а также важнейшим элементом социокультурного единства" (с. 90).
Практически все политические режимы постсоветских государств Центральной Азии ориентируются на развитие отношений с западными государственными структурами, международными экономическими организациями и корпорациями. Борьбе, развернувшейся за влияние, рынки и ресурсы Центральной Азии, посвящен раздел книги "Меняющиеся балансы: взаимодействие внешних сил", который содержит анализ процесса диверсификации внешних связей новых центральноазиатских государств. В настоящее время основными игроками в Центральной Азии являются Россия, США, государства Евросоюза и Китай. В их отношениях первоначально наблюдавшиеся терпимость и даже взаимодействие вскоре сменились конкуренцией и жестким соперничеством. В первую очередь это относится к взаимоотношениям России с западными партнерами, после того как США, объявив Каспийский регион зоной своих стратегических интересов, совместно со структурами Евросоюза занялись созданием транспортной и трубопроводной системы для поставки каспийского углеводородного сырья и налаживания товарообмена со странами Центральной Азии в обход России, предпринимая шаги, противоречащие ее интересам. По этому поводу в работе сказано: "По мере того, как энергоносители становились все более важным для Москвы экономическим и политическим ресурсом, соперничество в зоне Каспийского бассейна принимало все более острые формы" (с. 109). Это соперничество распространилось и на сферу безопасности и военного сотрудничества, особенно после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. и начала военных операций США и их союзников в Афганистане, с чем было связано создание американских военных баз в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане, вызвавшее беспокойство и ответные меры России.
Что касается стран Евросоюза, активность которых в регионе в последнее время быстро возрастает, то для них главными являются прагматические цели - обеспечение поставок энергоресурсов по уже созданным и проектируемым трубопроводам ("Набукко"), развитие торговли и создание для этого транспортной системы (TRACECA) в обход России. Решение этих задач увязывается с социально-политической модернизацией и демократизацией в странах Центральной Азии. Это далеко не идеализм, а необходимое условие обеспечения гарантий для инвестиций и нормальных торговых отношений.
Пожалуй, наиболее активным игроком на пространстве Центральной Азии ныне является Китай. Его экономическое наступление развернулось в регионе со второй полвины 1990-х гг. и было закреплено созданием Шанхайской организации сотрудничества. Китай также заинтересован в центральноазиатском рынке и в получении энергоресурсов из Каспия, которые уже поступают по нефтепроводу из Казахстана и по газопроводу из Туркмении.
В книге дается развернутая характеристика как ШОС, так и ОДКБ, а также двустороннего сотрудничества по вопросам безопасности между Россией и отдельными государствами Центральной Азии. Отмечаемая в работе сбалансированность двустороннего сотрудничества в последнее время все чаще нарушается, что ведет к определенной утрате доверия сторон. Стремление дистанцироваться от России, ужесточить условия сотрудничества, а в некоторых случаях их нарушать - во многом результат возрастания конкуренции и соперничества, позволяющих местным элитам извлекать максимум выгод от предлагаемых проектов и соглашений.
В специальном разделе работы "Вызовы, угрозы, конфликты" рассматриваются вопросы, связанные с водными ресурсами и их распределением, производством и транзитом наркотиков, конфликтами, чаще всего на этнической почве. Наиболее подробно проанализирован межтаджикский конфликт, возникший на почве разрушения баланса политических сил после провозглашения независимости Таджикистана и имевший под собой не только межэтнические, но и клановые и идеологические противоречия. И. Д. Звягельская непосредственно наблюдала за развитием этого конфликта, переросшего в гражданскую войну, ее анализ этих событий предметен и достоверен. Заключающий книгу раздел, посвященный межтаджикскому общественному диалогу, позволившему достичь национального примирения, несомненно имеет практическое значение. Как будет складываться в дальнейшем судьба региона, покажет будущее. Ознакомление с книгой И. Д. Звягельской будет полезно всем, кто хочет понять, что происходит в Центральной Азии.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |