Libmonster ID: KZ-2074
Author(s) of the publication: С. ИОАНЕСЯН

С. ИОАНЕСЯН

Кандидат экономических наук

Всего несколько лет назад, в 1999 г., пресса писала, как непросто искоренить наркопроизводство в так называемом "Золотом треугольнике"1. Сегодня это мнение уже не звучит столь категорично. В конце 1990-х входящие в него страны и их региональные партнеры объявили войну наркотикам, и всего за 7 - 8 лет производство опия в Лаосе, Мьянме, Таиланде и Вьетнаме упало почти в 6 раз (с 1933 т до 326 т), примерно во столько же раз сократились и площади под маком. Это сенсационное сообщение прозвучало летом 2006 г. в докладе ООН о мировой ситуации с наркотиками2.

"Золотой треугольник" как производитель наркосырья стал широко известен уже с конца XIX в., но репутацию "макового сердца" Азии, оптового поставщика наркотического зелья, он приобрел в 1960-е - 1970-е, в годы войны в Индокитае, положившей начало опиумному буму в регионе.

Именно тогда тесно сплелись интересы племенных вождей горного Индокитая и мирового наркобизнеса (не секрет, что горная местность - идеальная среда для выращивания опийного мака, или, как его называет местное население, "черного риса"). Этот ареал включает в себя приграничные возвышенности Лаоса, Мьянмы и Таиланда, а также примыкающие к ним северо-запад Вьетнама и крайний юг КНР (две последние страны были причислены к "треугольнику" в начале 1990-х гг.). Среди продуцентов макового сырья и продуктов из него за Лаосом и Мьянмой практически до последнего времени сохранялись 2-е и 3-е места в мире. В названном субрегионе выращивают сотни тонн опиума-сырца, а в десятках местных лабораторий (большая часть их находится в Мьянме) опиум перерабатывают в героин и морфин.

Отсюда шли и продолжают пока идти маршруты наркотрафика в другие части света. К началу XXI в. проблема криминального использования наркотического зелья, превратившегося в доходный подпольный бизнес глобального масштаба, стала крайне острой и приобрела интернациональный характер. Борьба с ним потребовала от мирового сообщества самых широкомасштабных усилий по его искоренению. В самой Юго-Восточной Азии наркопроблема стала явной угрозой не только социально-экономическим, но и политическим интересам региона. На ее решение в странах АСЕАН отвлекается масса сил и ресурсов. В международных документах неоднократно подчеркивалось, что наркомания и наркокриминал - это производное от бедности и, одновременно, одна из ее причин.

На форуме, прошедшем в 1999 г. под эгидой "Программы ООН по контролю за наркотиками" с участием представителей стран АСЕАН, было заявлено, что Ассоциация озабочена тенденцией увеличения криминального наркооборота и выступает за полное решение вопроса к 2015 г. путем проведения мер профилактики среди населения, укрепления границ вблизи известных трафиков наркопродукта, ужесточения наказания за торговлю и другие виды нарушений законодательства в отношении использования наркотиков.

Есть еще один важный аспект проблемы - экологический, связанный с производством в регионе опиумного мака, - нанесение огромного ущерба окружающей среде. Дело в том, что при выращивании опийного мака используется практика подсечно-огневого земледелия. Под посевы ежегодно выжигаются все новые и новые пространства, занятые древесно-травянистой растительностью, представляющей ценный биологический и экономический ресурс. От этого страдает не только лесной покров, но и фауна горных районов.

Еще лет двадцать назад главным перевалочным пунктом наркотиков в ЮВА был Таиланд, теперь им стал Лаос3. Изменение маршрутов объясняется многими причинами, среди которых и довольно успешная политика тайских властей по вытеснению наркобизнеса из страны, который в результате стал использовать территорию соседней ЛНДР в качестве более доступного пути для перемещения опиатов к вьетнамской и китайской границам, весьма "прозрачных" для криминалитета, и превосходная приспособленность разветвленных горных дорог Лаоса для организации сети международных наркодилеров.

Кроме того, в отдаленных местностях Лаоса и Мьянмы до сих пор действует немало повстанческих трайбалистских группировок, стремящихся сохранить свои доходы от продажи опиума, идущие на обогащение вождей и покупку вооружения.

Причина особой привлекательности индокитайского опиума на зарубежных наркорынках - его высокое качество: по химическому составу этот продукт, особенно лаосских сортов, представляет собой соединение 20-ти алкалоидов растительного происхождения, пригодных для изготовления галлюциногенных препаратов. В мире он востребован также в медицинских целях (для производства, например, таких известных лекарств, как кодеин, папаверин, морфий и различных транквилизаторов). Попадая через Лаос и территорию Камбоджи в порт Кахконг на берегу Сиамского залива и проникая затем в Малайзию, Сингапур, Гонконг, Японию, Америку, Австралию и Южную Азию, этот наркотрафик сливается с знаменитым "Золотым полумесяцем".

С середины 1980-х гг. началось ужесточение антинаркотической борьбы в Таиланде. За сравнительно короткое время там удалось достичь весьма положительных результатов: была ликвидирована сеть предприятий по производству героина, созданы спецучреждения для лечения наркоманов, осуществляется государственная программа реплантаций опиума альтернативными сельскохозяйственными растениями - другими видами мака, шелковицей, клещевиной, каучуком, овощами и фруктами, высокоурожайными зерновыми, а также цветами4.

В целом, как свидетельствует статистика, в последние годы XX в. сокращение масштабов наркооборота в регионе продолжалось, хотя и более медленными темпами. Вместе с тем, наркопроизводство в Юго-Восточной Азии, в результате начатой властями борьбы, не успело превра-

стр. 25


титься в монопольно высокоразвитую, как в Афганистане, отрасль экономики, хотя еще до 80-х гг. прошлого века такая угроза реально существовала, представляя серьезную проблему для национальной безопасности стран региона.

Вопрос борьбы с наркотиками потребовал от стран-продуцентов не только активизации собственных мер, но и совместных с зарубежным сообществом усилий. Это сотрудничество сегодня осуществляется как в рамках дву- и многосторонних региональных соглашений, так и международных, в том числе и с участием неправительственных организаций (в списке партнеров - Австралия, Дания, Япония, Азиатский банк развития). В июле 2000 г. на 33-м заседании руководителей АСЕАН в Бангкоке была поставлена задача: к 2015 г. сделать регион ЮВА полностью свободным от натуральных наркотиков, одновременно усилив контроль за ввозом их химических заменителей.

В декабре 2004 г. на встрече представителей правоохранительных органов 24 государств Азии, Америки и Европы было принято решение о консолидации действий Лаоса, Мьянмы и Таиланда по патрулированию прибрежных районов р. Меконг для пресечения перемещения контрабандных опиатов. Главная цель провозглашенной политики - борьба с нищетой и безработицей населения стран "треугольника". В Лаосской республике, например, с отказом населения от выращивания опиума непосредственно связывается магистральная задача вывода Лаоса ее к 2020 г. из числа наименее развитых стран мира.

Меры, предусмотренные международными договорами, имеют комплексный характер и весьма разнообразны. Это и создание национальных программ противодействия распространению и употреблению наркотиков; и материальная, финансовая и кадровая помощь странам Индокитая (например, в формировании специальных вооруженных подразделений на приграничных территориях); и усиление пограничного контроля, особенно между Лаосом и Вьетнамом; и мероприятия по мониторингу наркотрафиков и районов выращивания мака; и создание материальных стимулов для крестьян-горцев с целью замещения ими опиумного мака другими товарными сельскохозяйственными культурами путем выдачи им льготных кредитов или субсидий на приобретение высокосортных семян, а также саженцев, удобрений, агротехники и на обустройство жилья при переселении в низинные земли; и организация особых, свободных от наркотиков, зон; и ужесточение наказаний за преступления, связанные с наркобизнесом.

Интегральная часть большинства этих программ - обустройство новых мест обитания жителей отдаленных районов, производящих опиумный мак, коммуникациями, электростанциями, ирригационными сооружениями, школами и медпунктами. На реализацию названных задач предназначены специальные фонды "Anti-Drugs Funds".

Наиболее тесно сотрудничают между собой в борьбе с наркобизнесом Лаос и Таиланд, и не только на уровне официальных властей. Так, в начале 2005 г. СМИ обеих стран проявили инициативу: создать специальные радиопрограммы, посвященные проблемам наркобизнеса, а также профилактической и медицинской помощи наркозависимым гражданам5. Ранее, в 2002 г., Таиланд, Лаос и Мьянма подписали договор о совместных действиях по перекрытию наркотрафика6.

В числе их активных партнеров по борьбе с наркопроизводством в районе "Золотого треугольника" выступает Китай. С 2003 г. Пекин осуществляет в Лаосе и Мьянме программу помощи жителям сельских районов, граничащих с китайской провинцией Юньнань, которая предусматривает оказание им финансовой поддержки как путем выдачи кредитов на реплантацию опийного мака другими культурами, так и отмены таможенных пошлин на экспорт их сельскохозяйственной продукции в КНР7. Понятно, что Китай не столько заинтересован в закупках у соседей сельскохозяйственных товаров, сколько в пресечении деятельности там наркотрафикеров.

Россия также имеет соглашение с Лаосом о сотрудничестве в борьбе против оборота наркотических и психотропных средств и злоупотребления ими8. В феврале 2006 г. между Национальной комиссией ЛНДР по контролю за наркотиками и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков было подписано новое соглашение о сотрудничестве в этой области. Оно предусматривает проведение двусторонних встреч по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, обмен информацией, опытом работы и методическими рекомендациями.

Совместные усилия стран субрегиона и их зарубежных партнеров в борьбе с наркооборотом дали хорошие результаты: уже в 2000 г. Вьетнам стал свободной от наркотиков частью Индокитая; Таиланд добился такого же статуса в 2003 г., Лаос - в конце 2005 г. Даже в Мьянме масштабы производства опийного мака за 2000 - 2003 гг. упали с 1097 т до 810 т, а посевные площади под него сократились на 24%9.

Эти успехи обеспечила политика "кнута и пряника": сочетание предельно жестких мер по борьбе с наркоторговцами и поощрения тех производителей (фермеров), которые отказались от выращивания опиумного мака.

В марте 2006 г. на 49-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам было высказано удовлетворение прогрессом, достигнутым в деле борьбы с культивированием запрещенных наркосодержащих растений во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе и Таиланде, в меньшей степени - в Мьянме и в остальной части Юго-Восточной Азии10.

В частности, во Вьетнаме велась нелегкая борьба против втягивания страны в международную контрабандную наркосеть и превращения ее в рынок опиумной продукции. Резко активизировалась деятельность полиции по выявлению и преданию суду членов местных наркоструктур; государством предусмотрены весьма жесткие меры наказания в отношении как производителей, так и торговцев, курьеров, вплоть до смертной казни, причем, невзирая на гражданство. Отслеживались и пресекались связи местных наркокартелей с международными, включающими представителей зарубежной вьетнамской диаспоры.

Лаосское государство ведет целенаправленную политику истребления посевов опийного мака в горных районах и прекращения использования территории страны для транзита наркотиков. Важную роль при выработке и проведении в жизнь этой политики сыграли активное участие международных организаций и помощь правительств самых разных государств, начиная от США и кончая Брунеем. Так, в сентябре 2005 г. последний передал Лаосу грант в 200 тыс. долл. США на создание во Вьентьяне

стр. 26


реабилитационного центра для страдающих наркоманией11. Еще один подобный центр был профинансирован правительством Таиланда. С 2004 г. в стране действует австралийская программа для подростков по обучению самостоятельному избавлению от наркозависимости.

С конца 1990-х гг. в стране шла энергичная пропагандистская работа среди населения, осуществлялись специальные программы переселения крестьян горных районов в низины и перехода их на альтернативные культуры, в городах создавалась сеть медучреждений для наркоманов, осуществлялся максимально жесткий, в условиях Лаоса, полицейский контроль за наркотрафиком, было осуществлено ужесточение законодательства в сфере ответственности за распространение и торговлю наркотиками12. В период между 1999 г. и 2006 г. площадь посевов опийного мака в стране сократилась почти на 30 тыс. га. Округ за округом, провинция за провинцией объявлялись свободными от посадок мака.

Во многом схожа с лаосской и ситуация в Таиланде. И только Мьянма, по мнению американского эксперта по наркотикам К. Хейзера, еще поддерживает прежнее реноме "Золотого треугольника" как одного из крупнейших в мире источников опиума, хотя к середине текущей декады нового века и она добилась определенного успеха в антинаркотической борьбе13.

И все же, несмотря на вышеперечисленные успехи, задача полного искоренения наркобизнеса в "Золотом треугольнике" в ближайшее десятилетие будет осложнена множеством трудностей. На фоне успешной борьбы с натуральными наркопродуктами в регионе растет спрос на их химические заменители, поступающие из разных источников. За наркодеятельностью в ЮВА стоят достаточно солидные подпольные картели, пользующиеся поддержкой мирового криминального сообщества.

Играют роль и другие факторы. Борьба правительств стран Индокитая с наркопроизводством и наркотрафиком тормозится скудостью материальных ресурсов, а нередко и отсутствием у властей политической воли к продолжению этой деятельности. Более того, некоторые правящие круги, например, тайские, подобно афганским, считают возможным привлекать наркоденьги в экономику и социальную сферу. С другой стороны, успешная борьба с наркобизнесом, как показывает новейшая история, остается важной политической картой для властей стран "треугольника". Так, США, признав успешной борьбу с распространением наркотиков в Лаосе, включили его в список стран, имеющих право на получение безвозмездной экономической помощи.

Мьянма же, уже привыкшая жить в самоизоляции от развитого мира, долгое время даже не рассчитывала на его содействие в ликвидации наркобизнеса на своей территории. Напротив, определенные поблажки, допускаемые правительством Мьянмы в отношении героинового бизнеса на северо-восточных границах страны, способствовали некоторому ослаблению военной напряженности между правительством и отрядами повстанцев, связанных с местными наркобаронами.

И с другой стороны, признание в 1990-х гг. странами АСЕАН серьезного вклада руководства Вьетнама и Лаоса в противостояние наркодеятельности на территории соответствующих стран благоприятно повлияло на решение ее членов о приеме обеих в Ассоциацию (соответственно, в 1995 и 1997 гг.).

Другими словами, решению проблемы окончательного истребления натуральных наркотиков в ЮВА пока препятствуют противоположные интересы самых различных политических и социальных сил. А потому в ближайшие годы полного исчезновения культуры опийного мака в "треугольнике" ожидать, видимо, нельзя, в том числе и потому, что в ряде государственных программ этих стран предусматрено развитие на его основе фармакопейного производства, что неизбежно будет порождать новых наркодельцов, ищущих свое место под "денежным солнцем". Например, в Лаосе и Таиланде планируется превратить названный вид хозяйственной деятельности в один из важных источников притока средств в госказну, чтобы помочь решению таких острых социально-экономических проблем, как бюджетный дефицит, внешнеторговый дисбаланс и рост безработицы.


1 Например, см.: Независимая газета, 3.04.1999.

2 Коммерсант, 28.06.2006.

3 По существу, Лаос не столько крупный поставщик на внешний рынок опиатов собственного производства, сколько удобный трафик для наркодельцов из-за малодоступности многих маршрутов для контроля государственных органов за перемещением наркотиков.

4 Таиландские власти давно убедились в прибыльности выращиваемых крестьянами названных растений: так, кофе легко приживается в климатических условиях гор, особенно сорт "арабика" с высоким содержанием кофеина; другой схожий пример - клещевина, из которой изготовляют касторовое масло.

5 Vientiane Times, 17.02.2005.

6 Юго-Восточная Азия в 2002 г. Актуальные проблемы развития. М., 2003, с. 174.

7 Пульс планеты, ИТАР-ТАСС. 27.02.2003.

8 См.: "К 40-летию установления дипломатических отношений между Россией и Лаосом". М., 2000, с. 19.

9 World Drug Report. United Nations, 2005 p. 228.

10 Компас. 2006, N 13, с. 70, 73.

11 Vientiane Times, 5.09.2005.

12 Юго-Восточная Азия в 2004 г. Актуальные проблемы развития. М., 2005, с. 156 - 157. В феврале 2005 г. народным судом ЛНДР был приговорен к смертной казни 44-летний дилер, у которого конфисковали почти 60 кг амфетамина. - Vientiane Times, 24.02.2005.

13 Пульс планеты, 20.03.2006.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/НОВОСТИ-ИЗ-ЗОЛОТОГО-ТРЕУГОЛЬНИКА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. ИОАНЕСЯН, НОВОСТИ ИЗ "ЗОЛОТОГО ТРЕУГОЛЬНИКА" // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 29.05.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НОВОСТИ-ИЗ-ЗОЛОТОГО-ТРЕУГОЛЬНИКА (date of access: 05.03.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. ИОАНЕСЯН:

С. ИОАНЕСЯН → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
315 views rating
29.05.2023 (281 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И КАЗАХСТАНСКО-ЕГИПЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Yesterday · From Цеслан Бастанов
ЭФИОПИЯ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ШТАТЕ ГАМБЕЛЛА
2 days ago · From Цеслан Бастанов
МЭР ЛОНДОНА - МУСУЛЬМАНИН
4 days ago · From Цеслан Бастанов
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" В ЛИВИИ
8 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Catalog: Экономика 
11 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Catalog: Экономика 
12 days ago · From Цеслан Бастанов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЯПОНИИ
14 days ago · From Цеслан Бастанов
XII СЪЕЗД КПВ В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКОВ И УЧЕНЫХ
15 days ago · From Цеслан Бастанов
XII CONGRESS OF THE CPV IN THE ASSESSMENTS OF POLITICIANS AND SCIENTISTS
Catalog: История 
15 days ago · From Цеслан Бастанов
СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В НЕБЕ КИТАЯ
17 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

НОВОСТИ ИЗ "ЗОЛОТОГО ТРЕУГОЛЬНИКА"
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android