С. ИОАНЕСЯН
Кандидат экономических наук
Всего несколько лет назад, в 1999 г., пресса писала, как непросто искоренить наркопроизводство в так называемом "Золотом треугольнике"1. Сегодня это мнение уже не звучит столь категорично. В конце 1990-х входящие в него страны и их региональные партнеры объявили войну наркотикам, и всего за 7 - 8 лет производство опия в Лаосе, Мьянме, Таиланде и Вьетнаме упало почти в 6 раз (с 1933 т до 326 т), примерно во столько же раз сократились и площади под маком. Это сенсационное сообщение прозвучало летом 2006 г. в докладе ООН о мировой ситуации с наркотиками2.
"Золотой треугольник" как производитель наркосырья стал широко известен уже с конца XIX в., но репутацию "макового сердца" Азии, оптового поставщика наркотического зелья, он приобрел в 1960-е - 1970-е, в годы войны в Индокитае, положившей начало опиумному буму в регионе.
Именно тогда тесно сплелись интересы племенных вождей горного Индокитая и мирового наркобизнеса (не секрет, что горная местность - идеальная среда для выращивания опийного мака, или, как его называет местное население, "черного риса"). Этот ареал включает в себя приграничные возвышенности Лаоса, Мьянмы и Таиланда, а также примыкающие к ним северо-запад Вьетнама и крайний юг КНР (две последние страны были причислены к "треугольнику" в начале 1990-х гг.). Среди продуцентов макового сырья и продуктов из него за Лаосом и Мьянмой практически до последнего времени сохранялись 2-е и 3-е места в мире. В названном субрегионе выращивают сотни тонн опиума-сырца, а в десятках местных лабораторий (большая часть их находится в Мьянме) опиум перерабатывают в героин и морфин.
Отсюда шли и продолжают пока идти маршруты наркотрафика в другие части света. К началу XXI в. проблема криминального использования наркотического зелья, превратившегося в доходный подпольный бизнес глобального масштаба, стала крайне острой и приобрела интернациональный характер. Борьба с ним потребовала от мирового сообщества самых широкомасштабных усилий по его искоренению. В самой Юго-Восточной Азии наркопроблема стала явной угрозой не только социально-экономическим, но и политическим интересам региона. На ее решение в странах АСЕАН отвлекается масса сил и ресурсов. В международных документах неоднократно подчеркивалось, что наркомания и наркокриминал - это производное от бедности и, одновременно, одна из ее причин.
На форуме, прошедшем в 1999 г. под эгидой "Программы ООН по контролю за наркотиками" с участием представителей стран АСЕАН, было заявлено, что Ассоциация озабочена тенденцией увеличения криминального наркооборота и выступает за полное решение вопроса к 2015 г. путем проведения мер профилактики среди населения, укрепления границ вблизи известных трафиков наркопродукта, ужесточения наказания за торговлю и другие виды нарушений законодательства в отношении использования наркотиков.
Есть еще один важный аспект проблемы - экологический, связанный с производством в регионе опиумного мака, - нанесение огромного ущерба окружающей среде. Дело в том, что при выращивании опийного мака используется практика подсечно-огневого земледелия. Под посевы ежегодно выжигаются все новые и новые пространства, занятые древесно-травянистой растительностью, представляющей ценный биологический и экономический ресурс. От этого страдает не только лесной покров, но и фауна горных районов.
Еще лет двадцать назад главным перевалочным пунктом наркотиков в ЮВА был Таиланд, теперь им стал Лаос3. Изменение маршрутов объясняется многими причинами, среди которых и довольно успешная политика тайских властей по вытеснению наркобизнеса из страны, который в результате стал использовать территорию соседней ЛНДР в качестве более доступного пути для перемещения опиатов к вьетнамской и китайской границам, весьма "прозрачных" для криминалитета, и превосходная приспособленность разветвленных горных дорог Лаоса для организации сети международных наркодилеров.
Кроме того, в отдаленных местностях Лаоса и Мьянмы до сих пор действует немало повстанческих трайбалистских группировок, стремящихся сохранить свои доходы от продажи опиума, идущие на обогащение вождей и покупку вооружения.
Причина особой привлекательности индокитайского опиума на зарубежных наркорынках - его высокое качество: по химическому составу этот продукт, особенно лаосских сортов, представляет собой соединение 20-ти алкалоидов растительного происхождения, пригодных для изготовления галлюциногенных препаратов. В мире он востребован также в медицинских целях (для производства, например, таких известных лекарств, как кодеин, папаверин, морфий и различных транквилизаторов). Попадая через Лаос и территорию Камбоджи в порт Кахконг на берегу Сиамского залива и проникая затем в Малайзию, Сингапур, Гонконг, Японию, Америку, Австралию и Южную Азию, этот наркотрафик сливается с знаменитым "Золотым полумесяцем".
С середины 1980-х гг. началось ужесточение антинаркотической борьбы в Таиланде. За сравнительно короткое время там удалось достичь весьма положительных результатов: была ликвидирована сеть предприятий по производству героина, созданы спецучреждения для лечения наркоманов, осуществляется государственная программа реплантаций опиума альтернативными сельскохозяйственными растениями - другими видами мака, шелковицей, клещевиной, каучуком, овощами и фруктами, высокоурожайными зерновыми, а также цветами4.
В целом, как свидетельствует статистика, в последние годы XX в. сокращение масштабов наркооборота в регионе продолжалось, хотя и более медленными темпами. Вместе с тем, наркопроизводство в Юго-Восточной Азии, в результате начатой властями борьбы, не успело превра-
стр. 25
титься в монопольно высокоразвитую, как в Афганистане, отрасль экономики, хотя еще до 80-х гг. прошлого века такая угроза реально существовала, представляя серьезную проблему для национальной безопасности стран региона.
Вопрос борьбы с наркотиками потребовал от стран-продуцентов не только активизации собственных мер, но и совместных с зарубежным сообществом усилий. Это сотрудничество сегодня осуществляется как в рамках дву- и многосторонних региональных соглашений, так и международных, в том числе и с участием неправительственных организаций (в списке партнеров - Австралия, Дания, Япония, Азиатский банк развития). В июле 2000 г. на 33-м заседании руководителей АСЕАН в Бангкоке была поставлена задача: к 2015 г. сделать регион ЮВА полностью свободным от натуральных наркотиков, одновременно усилив контроль за ввозом их химических заменителей.
В декабре 2004 г. на встрече представителей правоохранительных органов 24 государств Азии, Америки и Европы было принято решение о консолидации действий Лаоса, Мьянмы и Таиланда по патрулированию прибрежных районов р. Меконг для пресечения перемещения контрабандных опиатов. Главная цель провозглашенной политики - борьба с нищетой и безработицей населения стран "треугольника". В Лаосской республике, например, с отказом населения от выращивания опиума непосредственно связывается магистральная задача вывода Лаоса ее к 2020 г. из числа наименее развитых стран мира.
Меры, предусмотренные международными договорами, имеют комплексный характер и весьма разнообразны. Это и создание национальных программ противодействия распространению и употреблению наркотиков; и материальная, финансовая и кадровая помощь странам Индокитая (например, в формировании специальных вооруженных подразделений на приграничных территориях); и усиление пограничного контроля, особенно между Лаосом и Вьетнамом; и мероприятия по мониторингу наркотрафиков и районов выращивания мака; и создание материальных стимулов для крестьян-горцев с целью замещения ими опиумного мака другими товарными сельскохозяйственными культурами путем выдачи им льготных кредитов или субсидий на приобретение высокосортных семян, а также саженцев, удобрений, агротехники и на обустройство жилья при переселении в низинные земли; и организация особых, свободных от наркотиков, зон; и ужесточение наказаний за преступления, связанные с наркобизнесом.
Интегральная часть большинства этих программ - обустройство новых мест обитания жителей отдаленных районов, производящих опиумный мак, коммуникациями, электростанциями, ирригационными сооружениями, школами и медпунктами. На реализацию названных задач предназначены специальные фонды "Anti-Drugs Funds".
Наиболее тесно сотрудничают между собой в борьбе с наркобизнесом Лаос и Таиланд, и не только на уровне официальных властей. Так, в начале 2005 г. СМИ обеих стран проявили инициативу: создать специальные радиопрограммы, посвященные проблемам наркобизнеса, а также профилактической и медицинской помощи наркозависимым гражданам5. Ранее, в 2002 г., Таиланд, Лаос и Мьянма подписали договор о совместных действиях по перекрытию наркотрафика6.
В числе их активных партнеров по борьбе с наркопроизводством в районе "Золотого треугольника" выступает Китай. С 2003 г. Пекин осуществляет в Лаосе и Мьянме программу помощи жителям сельских районов, граничащих с китайской провинцией Юньнань, которая предусматривает оказание им финансовой поддержки как путем выдачи кредитов на реплантацию опийного мака другими культурами, так и отмены таможенных пошлин на экспорт их сельскохозяйственной продукции в КНР7. Понятно, что Китай не столько заинтересован в закупках у соседей сельскохозяйственных товаров, сколько в пресечении деятельности там наркотрафикеров.
Россия также имеет соглашение с Лаосом о сотрудничестве в борьбе против оборота наркотических и психотропных средств и злоупотребления ими8. В феврале 2006 г. между Национальной комиссией ЛНДР по контролю за наркотиками и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков было подписано новое соглашение о сотрудничестве в этой области. Оно предусматривает проведение двусторонних встреч по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, обмен информацией, опытом работы и методическими рекомендациями.
Совместные усилия стран субрегиона и их зарубежных партнеров в борьбе с наркооборотом дали хорошие результаты: уже в 2000 г. Вьетнам стал свободной от наркотиков частью Индокитая; Таиланд добился такого же статуса в 2003 г., Лаос - в конце 2005 г. Даже в Мьянме масштабы производства опийного мака за 2000 - 2003 гг. упали с 1097 т до 810 т, а посевные площади под него сократились на 24%9.
Эти успехи обеспечила политика "кнута и пряника": сочетание предельно жестких мер по борьбе с наркоторговцами и поощрения тех производителей (фермеров), которые отказались от выращивания опиумного мака.
В марте 2006 г. на 49-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам было высказано удовлетворение прогрессом, достигнутым в деле борьбы с культивированием запрещенных наркосодержащих растений во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе и Таиланде, в меньшей степени - в Мьянме и в остальной части Юго-Восточной Азии10.
В частности, во Вьетнаме велась нелегкая борьба против втягивания страны в международную контрабандную наркосеть и превращения ее в рынок опиумной продукции. Резко активизировалась деятельность полиции по выявлению и преданию суду членов местных наркоструктур; государством предусмотрены весьма жесткие меры наказания в отношении как производителей, так и торговцев, курьеров, вплоть до смертной казни, причем, невзирая на гражданство. Отслеживались и пресекались связи местных наркокартелей с международными, включающими представителей зарубежной вьетнамской диаспоры.
Лаосское государство ведет целенаправленную политику истребления посевов опийного мака в горных районах и прекращения использования территории страны для транзита наркотиков. Важную роль при выработке и проведении в жизнь этой политики сыграли активное участие международных организаций и помощь правительств самых разных государств, начиная от США и кончая Брунеем. Так, в сентябре 2005 г. последний передал Лаосу грант в 200 тыс. долл. США на создание во Вьентьяне
стр. 26
реабилитационного центра для страдающих наркоманией11. Еще один подобный центр был профинансирован правительством Таиланда. С 2004 г. в стране действует австралийская программа для подростков по обучению самостоятельному избавлению от наркозависимости.
С конца 1990-х гг. в стране шла энергичная пропагандистская работа среди населения, осуществлялись специальные программы переселения крестьян горных районов в низины и перехода их на альтернативные культуры, в городах создавалась сеть медучреждений для наркоманов, осуществлялся максимально жесткий, в условиях Лаоса, полицейский контроль за наркотрафиком, было осуществлено ужесточение законодательства в сфере ответственности за распространение и торговлю наркотиками12. В период между 1999 г. и 2006 г. площадь посевов опийного мака в стране сократилась почти на 30 тыс. га. Округ за округом, провинция за провинцией объявлялись свободными от посадок мака.
Во многом схожа с лаосской и ситуация в Таиланде. И только Мьянма, по мнению американского эксперта по наркотикам К. Хейзера, еще поддерживает прежнее реноме "Золотого треугольника" как одного из крупнейших в мире источников опиума, хотя к середине текущей декады нового века и она добилась определенного успеха в антинаркотической борьбе13.
И все же, несмотря на вышеперечисленные успехи, задача полного искоренения наркобизнеса в "Золотом треугольнике" в ближайшее десятилетие будет осложнена множеством трудностей. На фоне успешной борьбы с натуральными наркопродуктами в регионе растет спрос на их химические заменители, поступающие из разных источников. За наркодеятельностью в ЮВА стоят достаточно солидные подпольные картели, пользующиеся поддержкой мирового криминального сообщества.
Играют роль и другие факторы. Борьба правительств стран Индокитая с наркопроизводством и наркотрафиком тормозится скудостью материальных ресурсов, а нередко и отсутствием у властей политической воли к продолжению этой деятельности. Более того, некоторые правящие круги, например, тайские, подобно афганским, считают возможным привлекать наркоденьги в экономику и социальную сферу. С другой стороны, успешная борьба с наркобизнесом, как показывает новейшая история, остается важной политической картой для властей стран "треугольника". Так, США, признав успешной борьбу с распространением наркотиков в Лаосе, включили его в список стран, имеющих право на получение безвозмездной экономической помощи.
Мьянма же, уже привыкшая жить в самоизоляции от развитого мира, долгое время даже не рассчитывала на его содействие в ликвидации наркобизнеса на своей территории. Напротив, определенные поблажки, допускаемые правительством Мьянмы в отношении героинового бизнеса на северо-восточных границах страны, способствовали некоторому ослаблению военной напряженности между правительством и отрядами повстанцев, связанных с местными наркобаронами.
И с другой стороны, признание в 1990-х гг. странами АСЕАН серьезного вклада руководства Вьетнама и Лаоса в противостояние наркодеятельности на территории соответствующих стран благоприятно повлияло на решение ее членов о приеме обеих в Ассоциацию (соответственно, в 1995 и 1997 гг.).
Другими словами, решению проблемы окончательного истребления натуральных наркотиков в ЮВА пока препятствуют противоположные интересы самых различных политических и социальных сил. А потому в ближайшие годы полного исчезновения культуры опийного мака в "треугольнике" ожидать, видимо, нельзя, в том числе и потому, что в ряде государственных программ этих стран предусматрено развитие на его основе фармакопейного производства, что неизбежно будет порождать новых наркодельцов, ищущих свое место под "денежным солнцем". Например, в Лаосе и Таиланде планируется превратить названный вид хозяйственной деятельности в один из важных источников притока средств в госказну, чтобы помочь решению таких острых социально-экономических проблем, как бюджетный дефицит, внешнеторговый дисбаланс и рост безработицы.
1 Например, см.: Независимая газета, 3.04.1999.
2 Коммерсант, 28.06.2006.
3 По существу, Лаос не столько крупный поставщик на внешний рынок опиатов собственного производства, сколько удобный трафик для наркодельцов из-за малодоступности многих маршрутов для контроля государственных органов за перемещением наркотиков.
4 Таиландские власти давно убедились в прибыльности выращиваемых крестьянами названных растений: так, кофе легко приживается в климатических условиях гор, особенно сорт "арабика" с высоким содержанием кофеина; другой схожий пример - клещевина, из которой изготовляют касторовое масло.
5 Vientiane Times, 17.02.2005.
6 Юго-Восточная Азия в 2002 г. Актуальные проблемы развития. М., 2003, с. 174.
7 Пульс планеты, ИТАР-ТАСС. 27.02.2003.
8 См.: "К 40-летию установления дипломатических отношений между Россией и Лаосом". М., 2000, с. 19.
9 World Drug Report. United Nations, 2005 p. 228.
10 Компас. 2006, N 13, с. 70, 73.
11 Vientiane Times, 5.09.2005.
12 Юго-Восточная Азия в 2004 г. Актуальные проблемы развития. М., 2005, с. 156 - 157. В феврале 2005 г. народным судом ЛНДР был приговорен к смертной казни 44-летний дилер, у которого конфисковали почти 60 кг амфетамина. - Vientiane Times, 24.02.2005.
13 Пульс планеты, 20.03.2006.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |