
В чем он заключается при проведении занятий с военнослужащими- женщинами в системе общественно-государственной подготовки
Общеизвестно, что мужчины и женщины по-разному воспринимают и интерпретируют информацию, по-разному мыслят, по-разному оценивают свою роль в обществе. Эти различия есть и в военно- профессиональной деятельности, где женщины все активнее проявляют себя. На начало 2000 года в силовых ведомствах России насчитывалось более 500 тыс. женщин. Это, кстати, составляет около 65% от общего числа солдат и сержантов-контрактников. Поэтому без учета так называемого "женского фактора" в армии просто не обойтись. В условиях, когда до 60% призывников уклоняются под различными предлогами от военной службы, а 35% офицеров до 35 лет, по данным кадровых органов, не собираются продлевать контракты, руководству Министерства обороны приходится все чаще обращать свой взор на женскую часть населения как на потенциальных военнослужащих.
Одним из важнейших факторов, определяющих направленность профессионального сознания военнослужащих, являются занятия в системе общественно-государственной подготовки. Подобные занятия по ОГП проводятся и с военнослужащими-женщинами, выделенными в отдельные группы подготовки. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, воинской специализацией женщин, во-вторых, особенностями их индивидуально-личностной психологии, в-третьих, осуществлением принципа дифференцированного подхода к обучению и воспитанию военнослужащих.
Исходя из этого возникает вполне закономерный вопрос: должны ли занятия по ОГП с женщинами организовываться с помощью особых приемов, или методика этих занятий универсальна для всех категорий обучаемых?
Целенаправленное изучение проблемы показало, что руководителю занятий по ОГП не обойтись без учета следующих социально- психологических и индивидуально-личностных особенностей представительниц прекрасного пола:
- повышенная эмоциональная
стр. 63
чувствительность, ранимость и рефлексия;
- ярко выраженная реакция на необъективность оценки профессиональных заслуг и знаний по теме занятия;
- связь нервно-психического состояния с месячным гормональным циклом и семейно-бытовыми проблемами;
- стремление оставаться женщиной в рамках военной службы, независимо от характера выполнения служебных обязанностей;
- избрание военной службы прежде всего по социально-экономическим и финансово-бытовым причинам;
- высокие ответственность, исполнительность и личная организованность при наличии в воинской части здоровой морально- психологической обстановки служебных взаимоотношений.
Командир батальона девушек-курсантов Московского военного института Федеральной пограничной службы России полковник А. Крышталов утверждает, что представительницы прекрасного пола воспринимают процесс обучения не так, как мужчины, более остро, порой дело доходит до слез при спорах или даже малейшем замечании, полученном от руководителя занятия. При работе с женской аудиторией нельзя не учитывать этого.
Женщин отличают ранимость, повышенная эмоциональность, обостренное чувство собственного достоинства. Не случайно румынская королева Елизавета определяла женщину как "живую магнитную стрелку, направленную к полюсам чувствительности ". Поэтому при оценке их знаний руководителю занятий необходимы подчеркнутая объективность, максимальная корректность и чуткость, знание всех мелочей в личной и семейной жизни своих подчиненных-женщин. При разборе занятий крайне важно обращать внимание на форму и интонацию своих рекомендаций и замечаний. Если же ситуация требует серьезного разговора, то желательно давать свои рекомендации с помощью индивидуального подхода, а не при всей учебной группе (подразделении).
По данным социальных психологов, на парламентских и президентских выборах 1999 - 2000 годов женщины чаще голосовали "сердцем". В контексте занятий по ОГП это означает, что для женщин очень важно, когда руководитель занятий им симпатичен. Тогда и активизируется восприятие материала, повышается внимание к речи говорящего, лучше усваивается учебная информация. Не случайно известный швейцарский педагог Песталоцци отмечал, что "воспитание есть теория возбуждения". Л.С. Макаренко в этой связи обращал внимание на то, что выбор средств и приемов воздействия на активизацию познавательной деятельности обучаемых - задача во многом воспитывающая, так как "образы формируют чувства, а чувства влияют на эмоциональную привлекательность получаемых знаний". Поэтому руководитель занятий должен особенно следить за своим внешним видом: при работе с женской аудиторией быть подтянутым, опрятным, уверенным в себе. Такие руководители как бы "притягивают" слушательниц-женщин и активизируют их эмоционально-образное мышление.
Ученые доказали, что особенности мышления и восприятия мира женщиной и мужчиной обусловлены работой полушарий их головного мозга. Правое полушарие отвечает, как правило, за эмоции, творчество, интуицию, артистизм, закрепление навыка. Левое - за рационально- логическое и абстрактно-образное мышление, вербальную коммуникацию, новые открытия. Исследования показали, что женщины преимущественно правополушарные, а мужчины - левополушарные. Причем количество межполушарных связей у женщин гораздо больше, чем у мужчин. Поэтому женщины быстрее схватывают информацию, относящуюся к их личному профессиональному и жизненному опыту. Они активнее усваивают учебный материал, представленный в слайдах, видеофрагментах. И это необходимо учитывать при проведении занятий с ними.
При анализе психологических особенностей женщины нельзя обойти весьма деликатную и одновременно чрезвычайно важную проблему - женские "критические дни". Среди женщин-связисток 78% опрошенных отметили, что "командиры не всегда учитывают особенности женской физиологии и связанного с этим самочувствия". А ведь мудрый руководитель-офицер не должен обходить этой проблемы.
По-разному относятся мужчины и женщины к службе, карьере. "Женщине неизмеримо труднее, чем мужчине, подчиняться организованному порядку, - подчеркивала известная французская феминистка Симона де Бовуар. - Мужчина подчиняется ему самостоятельно как центральному правилу жизни. Женщине же в этом процессе необходимо, как правило, посредничество мужчины". Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную часть своей жизни. Они, как правило, ищут возможности решения профессиональных проблем зачастую в ущерб семейной жизни. Женщины же в подобных ситуациях поступают по- другому, ищут опору на так называемый "проверенным механизм своей социально-правовой защиты". Хотя все это не говорит о том, что женщины служат менее добросовестно, проявляют халатность.
Из этого следует, что к женщинам нужен особый подход, основанный на такте, учете их психологических и социальных особенностей. Все это надо учитывать и при проведении с ними занятий в системе общественно-государственной подготовки.
Еще А. Герцен ставил вопрос: "Много ли у нас таких людей, которые способны заговорить с женщиной по-человечески?" В наши дни, когда нарастает женская безработица и идет дискриминация женщин в различных сферах профессиональной деятельности, этот вопрос по- прежнему актуален. В ходе проведенного опроса 870 военнослужащих- женщин Московского и Ленинградского военных округов респонденты подчеркивали, что жен-шины хотели бы видеть у офицеров- руководителей такие качества, как порядочность (87%), справедливость (78%), внимание к женским проблемам (69%), чуткость (57%), терпение (43%), сдержанность (41%) и др. "Хотелось бы, чтобы офицеры помнили, что мы, кроме того что солдаты, еще матери и жены, спешащие после службы домой, чтобы создать уют своим мужьям и обогреть детей заботой", - отмечает гвардии прапорщик Валентина Н. из Калужской области.
Во многих армейских частях руководители ОГП умело находят подход к слушателям-женщинам в ходе организации и проведения с ними занятий, проявляют при этом необходимый такт, стараются вникнуть в проблемы женщин-военнослужащих, помочь в трудной жизненной ситуации.
Не случайно заслуженным уважением в войсках пользуются руководители женских групп ОГП майоры А.А. Аникеев, Е.Ю. Зайцев, В.Н. Ершов, капитан Б.Н. Шишов и многие другие.
Давайте не будем забывать слова великого русского писателя Д. Писарева: "Оглянемся на самих себя: посмотрим, что мы - люди дела и люди мысли дали и даем нашим женщинам? Посмотрим - и покраснеем от стыда..." Так давайте поддержим женщин в погонах! Поможем им обрести интересную, насыщенную жизнь в условиях военной службы. Тем более что многие из них доказали право на это своей многолетней добросовестной службой, профессиональными способностями и качествами высококлассных специалистов.
Новые публикации:![]() |
Популярные у читателей:![]() |
Новинки из других стран:![]() |
![]() |
Контакты редакции |
О проекте · Новости · Реклама |
![]() 2017-2025, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |