
Психологическая адаптация призывников к условиям военной службы
Проблема психологической адаптации призывников к военной службе занимает важное место в воспитательной работе с молодыми воинами. Сегодня мы коснемся лишь одной грани этой большой проблемы а именно - поговорим, как учитывать особенности адаптации молодых людей на начальном этапе военной службы.
Результаты проведенных исследований показывают, что первые два месяца пребывания юношей в армейской среде характеризуются особенно яркими проявлениями психофизиологических процессов, вызванных необходимостью адаптации к новым условиям жизни. Проблемы по степени их значимости в первые недели службы можно расположить и прокомментировать следующим образом.
1) Очень высокая потребность вернуться к общению с членами семьи, тоска, вызывающая неспособность контролировать внешнее проявление этого чувства. Мысли о доме, в котором рос и воспитывался юноша, и вызываемые ими ощущения заполняют все, становятся преобладающими среди других проблем. Отсутствие интереса к окружающему, подавленность и апатия особенно проявляются в первые три дня. В этот период юноши стараются часто, чуть ли не ежедневно писать письма домой, болезненно переживают задержки с ответом на них. Данная проблема характерна даже для тех, кто начинал свою службу в непосредственной близости от дома и имел возможность общения с родственниками при посещении ими части.
Однако жизнь показывает, что у 80 процентов молодых солдат уже на 30 - 40-й день с момента их прибытия в подразделение эта проблема отходит на второй план. На первое место выдвигаются другие вопросы.
2) Неопределенность, неясность будущего, вызывающие состояние, по силе проявления несколько уступающее описанному, начинают заметно отходить на второй план лишь к концу третьей недели со дня прибытия в подразделение. Такое состояние характеризуется ощущением одиночества, необъяснимым страхом, желанием чувствовать рядом с собой человека, уверенного в себе и знающего все. Ему свойственны боязнь незнакомых людей, новых для себя порядков и правил, незнание, как
стр. 50
поступить в той или иной ситуации. Именно такое состояние призывника в этот период используется некоторыми младшими командирами для подавления его гражданских привычек, например повышенного самолюбия, воспитания неукоснительного подчинения воле командира. Именно в этот период происходит главное "закручивание гаек".
У некоторых командиров при этом желание власти благодаря безропотному подчинению молодого солдата может перейти в чувство вседозволенности, что приводит к неуставным взаимоотношениям. Это ведет к тому, что некоторые новобранцы в поиске опоры активно стремятся наладить хорошие отношения со старослужащими и сержантами, стараются во всем им услужить.
Однако со временем острота описываемого фактора притупляется и все эти "закрученные гайки" сами по себе быстро "раскручиваются", не давая намеченного эффекта, но вызывая порой нарушения дисциплины. Поэтому для профилактики возможных неуставных взаимоотношений уже в первый день прибытия призывников необходимо организовать подробное знакомство с подразделением и командирами в доброжелательном тоне.
3) Неуверенность, вызванная неизвестностью содержания новой социальной роли, боязнь быть униженным. Молодого человека очень беспокоит то, как он должен себя вести в незнакомом окружении, чтобы не были ущемлены нравственные нормы, лежащие в основе чувства собственного достоинства, сформированного еще до призыва. Больнее всего это переживается юношами, общение которых в основном ограничивалось узким кругом лиц (семьей, одним-двумя постоянными друзьями), в котором статус его личности был довольно высок, опирался только на любовь близких и не требовал каких-либо усилий для постоянного подтверждения. Интересно, что много таких ребят увлекаются чтением фантастики или сказок, уделяя этому занятию основную часть свободного времени. Спорт их, как правило, не интересует, поэтому многие из них уступают сверстникам в физическом развитии. Так же со значительными трудностями решают для себя эту проблему молодые люди из семей, в которых общение целенаправленно ограничивалось соответствующим кругом. Здесь помощь в адаптации может быть оказана только посредством грамотно построенной информационно-разъяснительной работы.
Проблему борьбы за сохранение привычных, естественных для юноши норм общения и поведения, соответствующих его социальной роли "на гражданке", смену привычного социального окружения актуализирует следующий фактор.
4) Потребность общения с близкими по мировоззрению и интеллекту людьми. При невозможности удовлетворения по каким- либо причинам этой потребности примерно через месяц сослуживцы начинают проявлять особый интерес к неумению или нежеланию юноши общаться с ними, к его явной обособленности. Про такого человека, как правило, думают, что "он задирает нос", и подвергают его травле. Либо после неудачных попыток установить с ним неформальные контакты объявляют ему бойкот. Все это может привести к депрессии молодого солдата и, в худшем случае, к его мести обидчикам, членовредительству, самовольному оставлению им части, суициду. Одним из вариантов выхода из данной ситуации будет выполнение его просьбы о переводе в другое подразделение. Решению проблемы общения способствует определение социальной роли молодого человека в неформальной структуре коллектива, формирование уверенности в себе.
Смена привычного социального и этнического окружения вследствие призыва в армию вызывает и другую проблему.
5) Потребность земляческого или национального объединения. Формирование землячества происходит тем интенсивнее, чем контрастнее относительно домашней социальная и этническая среда, в которую попали призывники. От того, насколько
стр. 51
резко отличается новое социальное окружение с его нормами от прежнего, в котором формировалась личность, зависит сила потребности входить в такое землячество. Внутригрупповые нормы этих объединений могут иногда не соответствовать индивидуальным взглядам и воспитанию отдельных членов. Но именно сила потребности компенсировать социально-этнические потери способна заставить юношу действовать даже против собственных убеждений, в соответствии с нормами своего землячества, вызывая при этом душевный дискомфорт. На территории России это особенно характерно для воинов, призванных с Кавказа. Видимо, именно данный фактор является основополагающим в формировании корпоративных национальных микрогрупп в воинских коллективах.
6) Изменение привычного для восприятия ландшафта, природных условий, материального окружения. Объяснение механизма воздействия на психику этого фактора заключается в том, что психологическая адаптация человека к новым условиям в определенной мере зависит от его физиологической адаптации к среде, воспринимаемой через ощущения. Она происходит быстрее у тех, кто с первых дней службы получает значительные (в разумных пределах) нагрузки. Они быстрее справляются с теми проблемами, которые описаны выше. Выделяется даже такая категория людей, которая с несколько странным, по мнению стороннего наблюдателя, желанием стремится выполнять любую физически тяжелую работу. У таких призывников основные этапы адаптации заканчиваются раньше, чем у тех, кто по каким-то причинам такую нагрузку не получает. Физическая нагрузка интенсифицирует процесс физиологической адаптации к новой среде, что в свою очередь способствует облегчению процесса адаптации психики. Но необходимо отметить и обратную зависимость. Если не учитываются индивидуальные физические возможности юноши, а осуществляются грубое принуждение к нагрузкам и давление на психику, то на определенном этапе резко возрастает опасность психического срыва, приводящего к оставлению рабочего места - уходу "куда глаза глядят". В этом случае страх перед наказанием за уход значительно уступает необходимости психологической разгрузки. У юноши возникает потребность забыться, отрешиться от всего. Как правило, он ищет место, где его будет трудно найти, и длительное время спит. Страх перед наказанием приходит только после отдыха. И в зависимости от его степени юноша либо возвращается в подразделение, либо предпочитает скрываться и может покинуть часть.
7) Ограничение свободы передвижения. Оно происходит как из-за естественных условий, связанных с размерами помещений и площади, на которой расположена часть, так и из-за необходимости все свои шаги согласовывать с младшим командиром. Особенно болезненно воспринимается вторая причина. Такая необходимость противоречит обостренному в юноше чувству самолюбия, стремлению к независимости, тем более от сверстников. Пока остаются значимыми факторы, указанные во втором и третьем пунктах, эта проблема не очень беспокоит, не проявляется внешне. Новобранцы старательно и пунктуально выполняют требования командиров. Но со снижением значимости данных факторов нарастает внутренний протест, и эта проблема в период 40 - 60 дней с момента прибытия в подразделение выходит на второе место по значимости после тоски по дому. Если командование своевременно не ограничит до разумных пределов количество мест, куда солдат обязан отпроситься у сержанта, то неуклонный рост нарушений этих требований приводит к физической невозможности командира реагировать на них. В сознании подчиненных фиксируется состояние бессилия начальников, и они еще более активно начинают пользоваться возможностями "самоопределения".
8) Эмоциональный голод на новые впечатления. У основной массы призывников эта проблема возникает лишь в конце третьей - начале четвертой недели службы. Значимость ее растет постепенно, затеняя другие из названных проблем. Вполне естественной является для любого человека потребность в познании окружающего мира, в получении новых впечатлений и ощущений. С притуплением чувства новизны обстановки, в которой находится молодой солдат, у него обязательно будет расти стремление к получению новых эмоциональных впечатлений за пределами ограниченного армейскими рамками мира. Начиная с третьего месяца службы командиры наблюдают рост числа самовольных отлучек. Снижению количества таких нарушений может способствовать официальное, где это возможно, увеличение числа увольнений за пределы части, экскурсии или другие различающиеся по способу воздействия на эмоции молодых людей мероприятия.
Понятно, что с течением времени динамика воздействия указанных факторов психологической адаптации юношей к армейской среде может и чаще всего меняется. И хотя в предложенной публикации удалось лишь обозначить некоторые из существующих проблем, хочется надеяться, что она все же поможет расширить методику воспитательной работы с молодыми военнослужащими, а самим новобранцам - понять, что каждый впервые переступивший порог казармы поначалу испытывает примерно одинаковые чувства и переживания. Уверенность в себе приходит не сразу...
New publications:![]() |
Popular with readers:![]() |
News from other countries:![]() |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2017-2025, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |