BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: KZ-534
Author(s) of the publication: Г. Е. Марков

share the publication with friends & colleagues

Comparative Studies in Society and History Cambridge, 1982, N 4.

Г. Е. Марков

В последние десятилетия значительно повысился интерес исследователей к проблемам скотоводства и номадизма. В связи с этим привлекает внимание статья Р. П. Линднера (Мичиганский университет, США) "Что такое кочевое племя?". Автор начинает с утверждения, что в большинстве исследований о номадах их прошлое освещается тенденциозно и с враждебных им позиций, что, по его мнению, является отражением взглядов античных и средневековых источников, рассматривавших кочевников как извечных врагов культурных земледельческих народов. В известной мере Линднер прав, но только в отношении части работ прошлого и начала нашего века. Что же касается обширной литературы последних десятилетий, и особенно советских исследований, то этот упрек лишен основания. Трудно согласиться с автором и в оценке состояния археологических источни-


1 Thilo Th. Jadegewander und staatliche Getreidespeicher. Das alte China irn Lichte neuer archaologischer Funde.- Das Altertum, 1975, Bd. 21, Hf. 2, S. 105, Abb. 6.

стр. 162


ков. По его словам, археологические данные о кочевых народах ограничиваются "интенсивными раскопками в Центральной и Восточной Европе захоронений богатых всадников" и изучением разрушенных номадами оседлых поселений (с. 690). Между тем существуют, как известно, многочисленные исследования советских археологов о кочевниках Сибири, Средней и Центральной Азии, о которых автор даже не упоминает.

Критически расценивает Линднер попытки английских и американских историков и этнографов (антропологов, этнологов) реконструировать прошлое племенной организации скотоводов по данным современных исследований. Очевидно, он прав, утверждая, что данные о современной племенной организации, деформированной вследствие подчинения скотоводов оседло-земледельческими государствами, не могут использоваться для ретроспективного анализа без существенных поправок. В известной мере основательно и его замечание о том, что в английских и американских этнографических исследованиях мало учитывается воздействие государственных институтов на кочевников (с. 691). Однако, справедливо критикуя метод "прямой ретроспекции", Линднер неосновательно приписывает его всем исследователям истории кочевничества и его современного состояния. Многие зарубежные ученые рассматривают развитие социальных институтов кочевников с исторических позиций 1 . Принцип историзма характерен для работ, публикующихся в СССР и других социалистических странах 2 .

Значительное внимание Линднер уделяет критике теоретических положений английских и американских антропологов и этнологов о существе скотоводческой племенной организации. В статье поставлен вопрос о возможности использования при ее изучении моделей, разработанных буржуазными исследователями ("конусообразного клана" и "сегментарного линиджа"). В связи с этим автор справедливо упрекает антропологов и этнологов в излишнем увлечении генеалогическими структурами и терминами родства при попытке объяснения принципов племенной организации и призывает к изучению ее исторических истоков.

Согласно первой модели, всякая племенная структура представляет собой пирамиду реальных генеалогических родственных связей. Вершину ее родословной составляет прародитель-мужчина, ниже располагаются его потомки, а основание пирамиды составляют современные потомки прародителя. Такого рода структура справедливо оценивается Линднером как мифологическая, лишенная реального основания. Он отмечает, что в евразийских степях в условиях частых войн и миграций была невозможна стабильная племенная организация, основанная на принципе родства и генеалогических связей. В кочевых обществах происходило постоянное рассеивание или концентрация племенных групп, комбинировавшихся из этнически разнородных элементов, т. е. племена формировались не генеалогически, а чисто исторически. В связи с этим, по верному замечанию Линднера, предводителями скотоводческих групп были вовсе не патриархи - генеалогические главы племенных подразделений, а наиболее удачливые и одаренные люди, избиравшиеся, а при необходимости и смещавшиеся соплеменниками. Эти точки зрения уже давно приняты в советской историографии 3 .

Сегментарная линиджная система, понимаемая как структурная совокупность племенных подразделений, объединенных реальными родственными связями и находящихся между собой в иерархических отношениях, определяемых генеалогическим местом в "конусообразном клане" ("старшие" и "младшие" племенные подразделения), так же, как полагает Линднер, не соответствуют общественной организации кочевников. Он называет эту систему неприемлемой с исторической точки зрения, т. к. в условиях подвижной жизни родственные связи как внутри группы, так и между племенными подразделениями постоянно нарушаются и возникают новые виды уже не генеалогических, а исторических связей (с. 696, 699). И эта точка зрения была ранее сформулирована советскими авторами 4 .

Наряду с критическими замечаниями по поводу моделей общественной организации скотоводов Линднер выдвигает свое решение проблемы происхождения и существа племенной организации номадов в прош-


1 См., напр.: Herzog R. Sesshaftwerden von Nomaden. Koln und Opladen. 1963; Vajda L. Untersuchungen zur Geschichte der Hirtenkulturen.- Veroffentlichungen des Osteuropa Institutes in Munchen. Bd. 31, 1968.

2 См., напр.: Коnig W. Die Achal-Tepe. Brl. 1962.

3 Библиографию см.: Марков Г. Е. Кочевники Азии. М. 1976.

4 Ср. там же, с. 310 ел.

стр. 163


лом, а также роли в племенной системе вождей-предводителей. По поводу значения генеалогических связей в племенной организации Линднер приходит примерно к тем же выводам, что и советские авторы. Он пишет, что кочевники используют легендарную генеалогию племен в качестве идеологического обоснования реальных политических и исторических связей. Эта легендарно-генеалогическая система позволяет объединяться разнородным по происхождению семьям и племенным подразделениям путем признания фиктивных родственных уз 5 .

Однако, верно оценивая путь формирования скотоводческих племенных структур, Линднер рассматривает этот процесс несколько односторонне и механистично. Дело в том, что кардинальные пертурбации племен происходили по преимуществу только во время завоевательных походов и миграций. Большую же часть времени племенная организация оставалась до известной меры стабильной. Это подтверждается и используемым автором материалом: о гунском, монгольском, оттоманском завоеваниях, составлявших только эпизодические, хотя исторически и весьма существеного, этапы прошлого скотоводческих народов. По Линднеру же получается, что вся история развития племенной организации представляла собой механическое перемешивание племен и их подразделений (с. 699-701, 707). Здесь автор явно вступает в противоречие с собственным призывом рассматривать кочевников не только как завоевателей и разрушителей.

Чрезмерно преувеличивает Линднер роль вождей в функционировании племенной системы. Согласно его точке зрения, не только положение племени целиком зависело от вождя, но и сама племенная структура поддерживалась или разрушалась в зависимости от удачных или неудачных его действий (с. 700).

Таким образом, подход Линднера к вопросам социальной организации номадов более историчен, чем у многих других буржуазных исследователей кочевничества. Однако его концепция страдает недооценкой социально-экономических факторов, следствием чего является механистическое понимание им исторических процессов.


5 Там же.

Orphus

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/К-изучению-проблемы-кочевых-племен

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. Е. Марков, К изучению проблемы кочевых племен // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 23.06.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/К-изучению-проблемы-кочевых-племен (date of access: 22.04.2019).

Publication author(s) - Г. Е. Марков:

Г. Е. Марков → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
250 views rating
23.06.2018 (303 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Keywords
Related Articles
ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ ИЗМЫШЛЕНИЯМ О РЕВВОЕНСОВЕТЕ КАСПИЙСКО-КАВКАЗСКОГО ФРОНТА
13 days ago · From Казахстан Онлайн
ДЖ. Н. КЕРЗОН В РОССИЙСКОЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Catalog: История 
13 days ago · From Казахстан Онлайн
According to our hypothesis, the conversion of electrons and positrons into each other occurs by replacing the charge motion vector with the opposite vector. This is explained by the fact that all elements of the electron's magnetoelectric system are opposite to all elements of the positron's magnetoelectric system. And this opposite is determined by the vector of their movement in space. Therefore, it is only necessary to change the motion vector of one of the charges to the opposite vector, so immediately this charge turns into its antipode.
Catalog: Физика 
Мы живем в самое прекрасное время в истории человечества с точки зрения продолжительности жизни и состояния физического здоровья населения. Сегодня люди и в 80 лет работают и сохраняют энергичный ритм жизни. Медики говорят, что это может быть правилом, а не исключением, когда люди начнут заботиться о своем здоровье. Здоровье - именно тот ресурс, без которого достичь успеха очень трудно. Это понимают и молодые люди.
63 days ago · From Казахстан Онлайн
ИРАНСКИЙ ДЕМОКРАТ-ГУМАНИСТ САЙД НАФИСИ
72 days ago · From Казахстан Онлайн
Рецензии. ТАНАКА АКИРА. ТАКАСУГИ СИНСАКУ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙСКА
72 days ago · From Казахстан Онлайн
ЛЮДИ И ПРИРОДА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ. ОПЫТ ОБЪЯСНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ДЕТАЛЕЙ ИСТОРИИ КОЧЕВНИКОВ
Catalog: История 
72 days ago · From Казахстан Онлайн
Что происходит с украинским книжным рынком сейчас? Почему война стала катализатором изменений в отрасли? Как школьные учебники тормозят развитие книгоиздания Украины и почему литература должна выдаваться не за счет бюджета? Изменения в рыночном ландшафте Украины обсуждали во время 25-го "Book Forum" в Киеве, участие в нем принимали и делегации из Казахстана.
78 days ago · From Казахстан Онлайн
А. И. ЗЕВЕЛЕВ, Ю. А. ПОЛЯКОВ, Л. В. ШИШКИНА. БАСМАЧЕСТВО: ПРАВДА ИСТОРИИ И ВЫМЫСЕЛ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ
Catalog: История 
84 days ago · From Казахстан Онлайн
УЧАСТИЕ СОВЕТСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНА В МЕЖДУНАРОДНОМ КУЛЬТУРНОМ И НАУЧНОМ ОБМЕНЕ В 20-30-е ГОДЫ
84 days ago · From Казахстан Онлайн

ONE WORLD -ONE LIBRARY
Libmonster is a free tool to store the author's heritage. Create your own collection of articles, books, files, multimedia, and share the link with your colleagues and friends. Keep your legacy in one place - on Libmonster. It is practical and convenient.

Libmonster retransmits all saved collections all over the world (open map): in the leading repositories in many countries, social networks and search engines. And remember: it's free. So it was, is and always will be.


Click here to create your own personal collection
К изучению проблемы кочевых племен
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Reviews · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2019, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK