BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: KZ-401
Author(s) of the publication: О. И. ВАРЬЯШ

Share with friends in SM

5 - 6 июня в Калинине состоялся III Всесоюзный коллоквиум по истории средневекового города1 . В нем приняли участие преподаватели вузов и научные работники Калинина, Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Горького, Иваново и Калуги. Тема коллоквиума - "Образ города в сознании людей средневековья". Заслушанные участниками доклады и сообщения отличались широтой хронологического и территориального охвата проблемы. Открыл заседание вступительным словом М. М. Фрейденберг (Калинин).

М. Г. Рабинович в докладе "Русские города по материалам былин (до XVII в.)" продемонстрировал возможности исследования, основанного на материалах фольклора2 , показав на примере былин новгородского и киевского циклов многослойность их текста, отражавшую конкретные социальные реалии. Изменения в тексте возникали вследствие бытования былин в разные исторические периоды и в связи с тем, что, будучи созданы в городах, они записывались преимущественно вне их стен, из-за чего возникал зазор между действительностью и знаниями записывающего. Былины прекрасно ложатся на археологический ма-


1 О предыдущих см. Вопросы истории, 1979, N 12, с. 124 - 126.

2 Советская наука широко использует былины в этом плане (см.: Очерки истории СССР. Период феодализма. IX - XV вв. Ч. 1. М.-Л. 1953; Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI - XIV вв.). М. 1960. Былины обильно использует в своих трудах акад. Б. А. Рыбаков).

стр. 158


териал древнерусских городов, конкретизируя и разъясняя его. Былинные гиперболы были не только литературным приемом, но и социальной позицией - свидетельством отношения рассказчика к объекту. В целом для былин была характерна восторженная оценка городской жизни.

И. М. Смилянская на основе сравнения описаний Дамаска XVIII в. русским паломником В. Григоровичем-Барским и дамасским улемом Аль-Будайри показала различия восприятия и формирования образа города у лиц, находившихся в разном социальном положении. Григорович-Барский был хорошо знаком с восточными городами, что обусловило положительную в целом оценку им Дамаска; главным для него оставалось чисто внешнее описание города. Аль-Будайри же воспринимал его изнутри, как социальный организм; материальный мир города не нашел отражения в его сочинении. Таким образом, их представления об одном и том же городе лежали как бы в параллельных плоскостях. Эти различия объясняются неодинаковостью жанров, а также культурно-типологическими особенностями восприятия этими авторами мира в целом и города в частности. Оба труда содержат ценные сведения, существенно дополняющие традиционное описание3 Дамаска XVIII столетия.

Сходные проблемы на материале сказаний иностранцев о русских городах поставил П. Д. Малыгин (Калинин) в докладе "Русские города XVI - XVII вв. глазами иностранных гостей". Отобрав сочинения тех иноземцев, кто, по существующему мнению, писал о России достаточно объективно (С. Герберштейн, Я. Я. Стрёйс, Я. Рейтенфельс и др.), докладчик использовал их для того, чтобы наметить развитие во времени восприятия русских городов "чужими" глазами и вычленить тот образ-эталон западноевропейского и среднеевропейского города, исходя из которого иностранцы воспринимали русский город. Критериями подобного сравнения могут служить материально- пространственные элементы (каменные стены, большие дома, структура застройки). Нам представляется, что исследования такого рода имеют значение и для уточнения недостаточно разработанной4 историко- географической типологии городов.

Доклад М. М. Фрейденберга "Балканские города в представлениях западных путешественников XVI - XVII вв." касался определенного стереотипа в подходе и самом построении описаний городов. Здесь налицо непременный интерес к природе и к древностям, античные реминисценции в идеологии (что во многом объяснялось распространением гуманистической образованности). Постепенно описания становятся трезвее, рационалистичнее, хотя по-прежнему главное внимание уделяется экзотике или чему-то необычному. В середине XVII в. возникает даже схема рассказа о городе. Поскольку западноевропейские путешественники отталкивались от образца привычных им городов Запада, своеобразие балканских городов (размытость границ, отсутствие стен, специфика высотной границы застройки, нечеткость обособления от деревень) заставляло их нередко грешить в терминологии и не замечать производственной жизни этих городов, ибо в сознании западноевропейского человека город присутствовал, тогда как искусственно созданная среда со своими конкретными детерминантами (стены, особый характер застройки, величина поселения). В научном отношении важно также, что при сопоставлении впечатлений путешественников и материала, добытого более поздними исследованиями, наблюдается больше несовпадений, нежели сходства как в объектах описания, так и в их оценках.

Несколько иной подход к проблеме содержал доклад Ю. Л. Бессмертного "Грань города и деревни в Северной Франции XI - XIII вв. в осмыслении современников". Отмстив, что понятие "город" у средневекового человека формировалось вначале постольку, поскольку он отталкивался от другого, более привычного ему понятия "деревня", докладчик охарактеризовал терминологические различия в обозначении городов и деревень и соотношение традиционных, латинских, и новых, французских, терминов. В XI - XII вв. горожане не противопоставлялись какой-либо другой социальной группе. Только с XIII в. широко употребляются понятия "город" и "горожане", связанные со спецификой их профессиональной деятельности. С этого времени город и деревня противопоставляются как два разных социальных феномена. Столь позднее отражение городской специфики в сочинениях той эпохи объясняется особенностями восприятия новых явлений, включая отсутствие абстрактного понятия "городское сословие" и затушевывание различий между крестьянами и горожанами до того, как оформились правовые привилегии последних. Эти доводы, как нам представляется, еще раз подтверждают тот порою оспариваемый факт, что феодальный город был в тогдашнем обществе не чужеродным объектом, а неразрывной составной частью феодального организма в целом.

Н. А. Богодарова (Калуга) говорила о сравнительно позднем формировании сословия английских горожан5 и резком выделении на этом фоне лондонцев в силу особой роли Лондона. Уже с XII в. существуют его описания как центра ремесла и торговли. Для XIV в. имеется детальное описание обычаев горожан, топографии города, корпораций ремесленников, причем отношение к городу во всех этих сочинениях подчерк-


3 Ср.: Dimashk. - Encyclopedic de l'Islam. 2-е ed. Т. 2. Leyden - P. 1965, pp. 286 - 299.

4 Одна из существенных работ в этом аспекте: Windelband U Typologisierung stadtischer Siedlungen. Gotha - Leipzig. 1973.

5 В свое время в историографии была высказана несколько иная точка зрения (см Левицкий Я. А. Города и городское ремесло в Англии в X - XII вв. М.-Л. 1960).

стр. 159


нуто положительное. В XV в. возникает мотив осуждения городской жизни, хотя и здесь это могло быть связано с сугубо жанровыми задачами произведения.

Д. И. Полывянный (Иваново), касаясь "сакральной" роли восточноевропейского города, доказывал, что в официальной идеологии и в обыденных представлениях именно город, а не село, "охранялся" сакральными силами и сам являлся "хранителем благодати и святынь". Если это верно, данное обстоятельство отчасти может объяснить, почему позднее в городах чаще возникали секты демократического характера, выступавшие против догматов католической церкви, связанных со "святыми дарами"6 .

Ю. В. Иванова подчеркнула ценность фольклора как источника для изучения средневекового города даже в случаях деревенского происхождения фольклорных материалов, ибо для сельского населения идеальной моделью жизни была тогда городская. Это справедливо и для этнически смешанной среды, например, в захваченных турками европейских районах, где, в частности, наличие османского этноса не мешало взаимному культурному обмену. И. И. Поп, говоря об иноэтничных по составу населения городах Словакии, подчеркнул, что по этой причине крестьяне воспринимали их как враждебную силу; данное обстоятельство нашло отражение в источниках. В. А. Закс (Калинин) обосновывал необходимость исследования данных прежде всего именно местных, а не внешних источников для создания обобщенного образа города, лишенного "личностного" отношения у людей, специально писавших о городе в средние века, ввиду их различий в происхождении и культурно- типологических особенностях восприятия жизни. В. А. Якубский (Ленинград), напротив, доказывал научную значимость описаний города "со стороны" как более объективных в принципе источников.

В ходе дискуссии выявилось, что в медиевистике недостаточно разработана система категорий применительно к проблеме восприятия мира средневековым человеком; порой специалисты подменяют одни понятия другими; не всегда отчленяется изучение воображаемой картины от исследования реальных явлений действительности. Коллоквиум еще раз подтвердил необходимость дальнейшей разработки этой проблематики.


6 Об этом см.: Чистозвонов А. Н. Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в. М. 1964, с. 200 - 209.

Orphus

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/КОЛЛОКВИУМ-МЕДИЕВИСТОВ-В-КАЛИНИНЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. И. ВАРЬЯШ, КОЛЛОКВИУМ МЕДИЕВИСТОВ В КАЛИНИНЕ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 06.03.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/КОЛЛОКВИУМ-МЕДИЕВИСТОВ-В-КАЛИНИНЕ (date of access: 04.12.2020).

Publication author(s) - О. И. ВАРЬЯШ:

О. И. ВАРЬЯШ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
319 views rating
06.03.2018 (1004 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Н. И. МИНИЦКИЙ. МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Catalog: История 
ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ АН СССР В ИДЕЙНОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ С ПАРТИЙНЫМИ ИНСТАНЦИЯМИ. 1966 - 1968 гг.
Окна. Пластиковые или деревянные?
8 days ago · From Казахстан Онлайн
Какие преимущества у пластиковых окон перед металлическими и деревянными?
8 days ago · From Казахстан Онлайн
Абдельазиз Бутефлика
Catalog: История 
16 days ago · From Казахстан Онлайн
Тевтонский орден на Ближнем Востоке в XII-XIII вв.
Catalog: История 
16 days ago · From Казахстан Онлайн
В. БЕНЕКЕ. Военное дело, реформы и общество в царской России. Воинская повинность в России. 1874-1914
Catalog: История 
16 days ago · From Казахстан Онлайн
Обычай взаимопомощи в Дагестане в XIX - начале XX в.
Catalog: История 
16 days ago · From Казахстан Онлайн
Дагестан и отношения России с Турцией и Ираном во второй половине 70-х гг. XVIII в.
Catalog: История 
18 days ago · From Казахстан Онлайн
"Пражская весна" и позиция западноевропейских компартий
Catalog: История 
21 days ago · From Казахстан Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
latest · Top
 
1
Вacилий П.·zip·45.48 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·xlsx·19.25 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·xls·31.84 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·txt·2.07 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·rtf·8.2 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·rar·46.19 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·pptx·41.16 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·pdf·29.17 Kb·1249 days ago

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КОЛЛОКВИУМ МЕДИЕВИСТОВ В КАЛИНИНЕ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Kazakhstan Library ® All rights reserved.
2017-2020, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones