Libmonster ID: KZ-1897

Элгер Д.

Абстрактное искусство

М.: Арт-Родник / Taschen 2009

Немецкий искусствовед Дитмар Элгер сотрудничает с издательством Taschen давно. В серии "Стили, течения и направления в искусстве" уже вышли две его книги - "Экспрессионизм" и "Дадаизм". На этот раз Элгер обратился к одному из самых сложных художественных явлений XX века - абстрактному искусству. За вступительным очерком, в котором Элгер стремится объяснить феномен успеха абстракционизма, следует подборка иллюстраций. Как и в других альбомах этой серии, каждому художнику посвящен разворот: слева небольшой рассказ о нем, справа - репродукция одной из картин. Скажем сразу, что трактуется абстракционизм в данном случае максимально широко, и его история охватывает большую часть прошлого столетия: от работ Пикассо, Кандинского, Делоне, Марка, Малевича и Арпа 1910-х годов до созданных в 1966-м году холстов Барнета Ньюмана и доныне здравствующей Хелен Франкенталер. Тут есть и супрематизм, и симультантное искусство, и "дриппинг" Джексона Поллока, и многое другое.

Триумф абстракционизма неразрывно связан с общим развитием искусства в XXстолетии, - утверждает Элгер в своей вступительной статье. - Прежде искусство было подражательным. Даже если художник хотел воплотить на картине абстрактные идеи и понятия, он пользовался для этого инструментами традиционного искусства. Уравняв абстрактные идеи и отвлеченные понятия, которые обычно изображались с помощью символов или аллегорий, Элгер "традиции предметности" противопоставляет "искусство воплощения свободных символов". Что такое "свободные символы"? Ну, это своего рода пересекающиеся параллельные прямые из геометрии Лобачевского. Строго говоря, ни того ни

стр. 92

другого не может быть, потому что не может быть никогда. Само значение слова "символ" требует жесткой связи двух планов, а значение слова "параллельный" и заключается, собственно, в непересечении. Но в начале XX века подобные смысловые неувязки мало кого волновали: вызов традиции бросали везде, где его только можно было бросить. И добивались при этом подчас выдающихся результатов. Так произошло с геометрией Лобачевского, изменившей господствовавшее на протяжении многих столетий эвклидово представление о мире. Так случилось и с абстрактным искусством. Принятое сначала в штыки, в течение нескольких десятилетий оно завоевало мир: аукционные цены на работы сейчас уже превзошли стоимость полотен старых мастеров, а крупнейшие музеи с гордостью представляют в своих залах не только Пикассо, Мондриана или Пауля Клее, но и Марка Ротко, Франка Стелу и Жоржа Матье. В начале XX века новое искусство стремилось заставить зрителя за видимым хаосом прочувствовать дисгармонию окружающего. Или иную гармонию, которая должна была прийти на смену рушащимся прежним представлениям о мире. Кто-то стремился вернуться к первоистокам, кто-то - прорваться в новое, неизведанное, кто-то - выразить "разруху в головах". Но в любом случае тогда искусство отражало происходившие в мире и в сознании изменения - и в этом смысле было не таким абстрактным, каким хотело казаться. Во второй половине прошлого столетия все явственнее становится уже коммерческая составляющая. Столь привлекательным абстракционизм теперь делает его универсальность: картины подходят к любому интерьеру. Произведения абстрактного искусства находят свое место в гостиных и кабинетах, в музеях и в офисах - в общем, везде, где у человека есть время и повод задуматься: а что же это все-таки значит?


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Абстрактное-искусство

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Дмитрий Николаев, Абстрактное искусство // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 21.01.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Абстрактное-искусство (date of access: 02.02.2023).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Дмитрий Николаев:

Дмитрий Николаев → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
Лучшая азбука в стране букв
12 hours ago · From Цеслан Бастанов
Пугачева К. Прекрасные черты
2 days ago · From Цеслан Бастанов
Воронин Л. Ищу человека
2 days ago · From Цеслан Бастанов
Невидимый град
2 days ago · From Цеслан Бастанов
Шергин Б. Праведное солнце Дневники разных лет (1939 - 1968)
2 days ago · From Цеслан Бастанов
Николаева О. Тутти: Книга о любви
2 days ago · From Цеслан Бастанов
Распад. Судьба советского критика: 40 - 50-е годы
Catalog: История 
2 days ago · From Цеслан Бастанов
Первый ряд
2 days ago · From Цеслан Бастанов
Мальчик, которому не больно: Не сказка для не взрослых
3 days ago · From Цеслан Бастанов
Тайна Лунной Долины
Catalog: История 
3 days ago · From Цеслан Бастанов

Actual publications:

Latest ARTICLES:

BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Абстрактное искусство
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Kazakhstan Library ® All rights reserved.
2017-2023, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones