Элгер Д.
Абстрактное искусство
М.: Арт-Родник / Taschen 2009
Немецкий искусствовед Дитмар Элгер сотрудничает с издательством Taschen давно. В серии "Стили, течения и направления в искусстве" уже вышли две его книги - "Экспрессионизм" и "Дадаизм". На этот раз Элгер обратился к одному из самых сложных художественных явлений XX века - абстрактному искусству. За вступительным очерком, в котором Элгер стремится объяснить феномен успеха абстракционизма, следует подборка иллюстраций. Как и в других альбомах этой серии, каждому художнику посвящен разворот: слева небольшой рассказ о нем, справа - репродукция одной из картин. Скажем сразу, что трактуется абстракционизм в данном случае максимально широко, и его история охватывает большую часть прошлого столетия: от работ Пикассо, Кандинского, Делоне, Марка, Малевича и Арпа 1910-х годов до созданных в 1966-м году холстов Барнета Ньюмана и доныне здравствующей Хелен Франкенталер. Тут есть и супрематизм, и симультантное искусство, и "дриппинг" Джексона Поллока, и многое другое.
Триумф абстракционизма неразрывно связан с общим развитием искусства в XXстолетии, - утверждает Элгер в своей вступительной статье. - Прежде искусство было подражательным. Даже если художник хотел воплотить на картине абстрактные идеи и понятия, он пользовался для этого инструментами традиционного искусства. Уравняв абстрактные идеи и отвлеченные понятия, которые обычно изображались с помощью символов или аллегорий, Элгер "традиции предметности" противопоставляет "искусство воплощения свободных символов". Что такое "свободные символы"? Ну, это своего рода пересекающиеся параллельные прямые из геометрии Лобачевского. Строго говоря, ни того ни
другого не может быть, потому что не может быть никогда. Само значение слова "символ" требует жесткой связи двух планов, а значение слова "параллельный" и заключается, собственно, в непересечении. Но в начале XX века подобные смысловые неувязки мало кого волновали: вызов традиции бросали везде, где его только можно было бросить. И добивались при этом подчас выдающихся результатов. Так произошло с геометрией Лобачевского, изменившей господствовавшее на протяжении многих столетий эвклидово представление о мире. Так случилось и с абстрактным искусством. Принятое сначала в штыки, в течение нескольких десятилетий оно завоевало мир: аукционные цены на работы сейчас уже превзошли стоимость полотен старых мастеров, а крупнейшие музеи с гордостью представляют в своих залах не только Пикассо, Мондриана или Пауля Клее, но и Марка Ротко, Франка Стелу и Жоржа Матье. В начале XX века новое искусство стремилось заставить зрителя за видимым хаосом прочувствовать дисгармонию окружающего. Или иную гармонию, которая должна была прийти на смену рушащимся прежним представлениям о мире. Кто-то стремился вернуться к первоистокам, кто-то - прорваться в новое, неизведанное, кто-то - выразить "разруху в головах". Но в любом случае тогда искусство отражало происходившие в мире и в сознании изменения - и в этом смысле было не таким абстрактным, каким хотело казаться. Во второй половине прошлого столетия все явственнее становится уже коммерческая составляющая. Столь привлекательным абстракционизм теперь делает его универсальность: картины подходят к любому интерьеру. Произведения абстрактного искусства находят свое место в гостиных и кабинетах, в музеях и в офисах - в общем, везде, где у человека есть время и повод задуматься: а что же это все-таки значит?
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |