Libmonster ID: KZ-2830

Анализ древнеуйгурских рунических памятников Монголии, которые были открыты и исследованы в ходе работ Советско-Монгольской историко-культурной экспедиции (1969 - 1990), показывает, что упоминаемая в них западная летняя ставка уйгурских каганов Касар-Куруг, существовавшая в 50 - 60-е гг. VIII в., находилась на территории Тувы близ бассейна р. Тэс, на месте известного сегодня городища Пор-Бажын. В статье сопоставлены сведения надписей Тэсинской и Терхинской стел, а также на стеле Могойн Шине-Усу с результатами археологических работ на городище Пор-Бажын.

Ключевые слова: Уйгурский каганат, Тува, древнеуйгурские рунические памятники, куруг, Хангайская горная страна, токуз-огузы.

В сентябре - октябре 749 г. победой Элетмиш Бильге-кагана завершилась двухлетняя междоусобная война в Уйгурском каганате. Ее последние сражения почти совпали с появлением новой угрозы государству уйгуров - на северо-западе сформировался враждебный им союз кыргызов, чиков, карлуков и басмылов. Новым театром военных действий становились Тува, Северо-Западная Монголия, Джунгария. В 750 г. Элетмиш Бильге-каган, определив главное оперативное направление, перенес свою летнюю ставку на запад, в нынешнее монголо-тувинское пограничье.

"В год Тигра (750 г.) я пошел в поход на чиков. Во втором месяце, на четырнадцатый день, у (реки) Кем я их разгромил. В том году я приказал учредить ставку в Касар-Кордане, что у верховий (реки) Тез, на западном склоне Отюкена. Я приказал воздвигнуть там крепость и провел там лето. Там я установил границы (моих владений). Там же я приказал вырезать мои (гербовые) знаки и мои письмена", - говорится в надписи на стеле из Могойн-Шине-усу (стк. 19 - 20)*.

Более короткий вариант сообщения об учреждении Элетмиш Бильге-каганом западной ставки содержится в Терхинской надписи (стк. 1 - 2): "Я, Новорожденный Элетмиш Бильге-каган, (вместе с) Неборожденной (супругой) Эльбильге-катун, приняв на себя титулы каган и катун, тогда повелел поставить свою ставку < и соорудить крепость >, там, на западной окраине Отюкена, у верховий (реки) Тез. Там в год Тигра (750 г.) и в год Змеи (753 г.) два раза я провел лето". В этом месте формировалась исходная база для новых походов, туда стягивалось войско для подготовки к весенне-летним и осенним кампаниям.

Основание ставки сопровождалось рядом строго определенных и во всех случаях повторяемых действий - строился cyt (укрепление, крепость) и orgin (ставка), где находился трон, воздвигалась стела с гербовыми знаками кагана и его рода (belgii), на стелу наносилась руническим письмом декларация кагана (bitig). Центр ставки - чыда-крепость - возводилась в наиболее безопасном и стратегически удобном месте, а стела со знаками и письменами - на границах ханской резервации. Местоположение ставки фиксировалось в каганской декларации и объявлялось заповедным (куругом).

* Тексты и переводы цитируемых здесь рунических памятников, а также их интерпретацию см.: [Кляшторный, 2010].

стр. 94
Институт заповедных царских земель (парадизов, охотничьих парков) существовал во многих древних и средневековых государствах Западной и Восточной Азии [Allsen, 2006]. Первое описание заповедника такого рода в степной империи, у гуннов, сохранилось в "Истории ранней династии Хань" (I в. до н.э.). В ней цитируется меморандум Хоу Ина, чиновника "сведующего в пограничных делах": "С востока на запад более тысячи ли тянутся горы Инынань... Среди этих гор шаньюй Маодунь нашел себе прибежище. Здесь он изготовлял луки и стрелы, отсюда совершал набеги, и это был его заповедник для разведения диких птиц и зверей" [Таскин, 1973, с. 39 - 40].

В унаследованной тюрками степной традиции заповедные земли именовались quruglqorug (от глагола qurylqory - "оберегать, охранять") [Doerfer, Bd. III, S. 440 - 450]. Назначение куруга было весьма многообразным. Куруг был и охотничьим угодьем, и полигоном для сбора и подготовки войска к походу, и местом заготовок припасов и оружия, и закрытым для подданных сезонным кочевьем хана [Дробышев, 2005; Дмитриев, 2006]. Еще одну функцию выделяет Махмуд Кашгарский (XI в.): "куруг - это (место) укрытия правителя" [Махмуд ал-Кашгари, 2005, с. 356].

Наиболее важным было стратегическое назначение куруга, о чем свидетельствуют сообщения арабских авторов, относящиеся к эпохе каганатов. Так, ат-Табари (IX в.) описывает куруг тюргешского кагана первой половины VIII в. следующим образом: "Хакан приказал своим готовиться к войне. А у хакана были во владении луга и заповедные горы, к которым никто не приближался и не смел в них охотиться, ибо они были оставлены для (подготовки) к войне. Пространство, которое занимали эти луга, было в три дня (пути), и заповедники в горах - три дня (пути). И люди стали готовиться (к походу). Они выпустили пастись свои стада (на заповедные луга), стали дубить шкуры убитых на охоте животных и делать из них сосуды, стали изготовлять луки и стрелы" [Ат-Табари, 1987, с. 242].

Границы куруга определялись в уйгурских надписях через систему постоянных ориентиров, которые упоминаются многократно и дополняются единичными указаниями. Пользуясь этими ориентирами и указаниями, попытаемся определить, где была расположена западная ставка Элетмиша и его сына - Бёгю-кагана: "Он (Бёгю-каган) поселился у (реки) Тез, в Касар-Куруге, построил крепость, воздвиг ставку. (Там) он провел лето" (Тэсинская надпись, стк. 19).

Прежде всего следует зафиксировать, что ни крепость, ни дворцовое сооружение не были местом постоянного пребывания кагана. Находясь в местах летовки, каган жил в своей юрте (eb), о чем неоднократно упоминается, и кочевал по определенным маршрутам. Вся территория кочевья, весь куруг кагана, т.е. охраняемая заповедная местность, считалась его летней резиденцией. Нигде не упоминается о том, что он когда-либо жил в чыдае-крепости. Следы его пребывания не выявлены и во время археологического изучения крепости: "Как показали исследования 2007 г., интенсивность функционирования памятника была очень незначительной - слои обживания практически отсутствуют. Это тесным образом связано с анализом архитектурно-планировочных зон Пор-Бажына. В выделенных зонах не прослеживается жилая зона, обязательная для дворцового сооружения". Отмечается отсутствие отопительных систем, что делает невозможным проживание в крепости в зимнее время: "... памятник функционировал только летом и, по всей видимости, в течение кратких периодов" [Крепость Пор-Бажын, 2008, с. 5]. Вот как описывается летовка Элетмиш Бильге-кагана в Терхинской надписи: "... по (рекам) Карга и Бургу, в той стране, я кочую по (этим) моим рекам. В моих летних кочевьях, по западному краю северного склона Отюкена и к востоку от верховий (реки) Тез, здесь я кочую" [стк. 4 - 5].

Где же по сведениям, приведенным в надписях, находились сооружения, построенные по приказу кагана, и где он кочевал? В обеих обнаруженных надписях Элетмиш Бильге-кагана, двух из многих - на Терхинской стеле и стеле из Могойн-Шинеусу, сначала указаны постоянные ориентиры кочевья: "у верховий (реки) Тез (или: от верховий (реки) Тез), по западной окраине Отюкена" (Терхинская стела, стк. 1). Этот ориентир упомянут в той же надписи в уже цитированных строках 4 - 5. Именно Отюкенское нагорье и крупные реки - Оркун (Орхон), Тогда (Тола), Селенга, Тез, Кем, Иртыш - образуют своего рода сеть главных ориентиров на виртуальной карте кочевых и военных маршрутов уйгурских каганов. Их сугубо маршрутные представления о пространстве существенно отличаются от современного географического дескриптива [Klyashtornyi, 2008, р. 409 - 414].

Река Тез - современная Тэсхем в Туве, она же Тэсийнгол в Монголии. В надписях она неоднократно упоминается как основной ориентир к западу от верховий Селенги и Отюкена. Отюкен (Ötüken jyš - Отюкенская чернь) - это Хангайская горная страна. Ее западный край - хребет Сангилен, с северных склонов которого начиналось ханское кочевье - куруг, как указано в надписи, восточнее (точнее северо-восточнее) верховий реки Тэс в непосредственной близости от хребта Сангилен. Сама крепость расположена между долинами Малого Енисея и Тэс в их верхнем течении. И главным ориентиром являлась именно Тэс, т.к. она была основным водотоком на пути в крепость с юга, а ее верхнее течение входило в состав куруга.

стр. 95
С северных склонов Сангилена берет начало р. Карга (современная Каргы), впадающая в Каахем (Малый Енисей, р. Кем в надписях). Река Бургу, о которой говорится в надписи, свое название не сохранила, но широкое междуречье, упирающееся на севере в оз. Терехоль, ограничено с востока рекой с современным названием Балыктыгхем (букв. 'Рыбная'). С востока и запада это пространство окружено невысокими лесистыми горными грядами, обозначенными на старых картах местным тувинским названием Хан-тайга - "Царская тайга". А с юга, из Монголии, к ним ведет древняя дорога, которую монголы называют Ханын зам - "Царская дорога". С севера Хан-тайга ограничена котловиной оз. Терехоль [Карта..., 1887].

Следует отметить, что в тюркских языках и диалектах Тувы и Алтая термин тайга не имеет значения "сплошной лес", которое он приобрел в русском языке. Обычно тайгой там называют гористую местность, чаще всего богатую черневыми лесами, но с широкими безлесными речными долинами. Иногда так же называют и безлесные горы, соседствующие с чернью [Молчанова, 1979, с. 93 - 94]. В древнетюркском языке такая местность называлась jyš, и этим названием обозначали целые горные страны (например, Ötüken jyš - Хангайская горная страна).

Крепость, которую тувинцы называют Пор-Бажын [Вайнштейн, 1964], два сезона (750 и 753 гг.) была центром летних кочевий Элетмиш Бильге-кагана и по крайней мере один сезон - его сына и наследника Бёгю-кагана. Это были čyt и örgin обоих каганов на западе; южной и юго-западной границами резиденции считались верховья Тэс и отроги хребта Сангилен. Именно в этом пограничье в летний полевой сезон 1976 г. мною был обнаружен нижний фрагмент стелы с рунической надписью - декларацией Бёгю-кагана. Удалось найти и место установки Тэсинской стелы.

По словам жителей Цаган-уул-сомона (Хубсугульский аймак), памятник еще в недавнем прошлом лежал на холме Ногон-толгой, где в 1981 г. мною проводились раскопки*. Холм оказался насыпным искусственным сооружением полусферической формы. Его ширина по оси С - Ю 37 м, по оси 3 - В 46 м, высота ок. 1,5 м. В западной части холма имеется пологий пандус (8 - 9 м). После снятия почвенного покрова было обнаружено, что холм и пандус покрыты двойным слоем из пахсовых блоков. Первоначально сооружение имело вид усеченной пирамиды с пологим подъемом на нее с западной стороны. Под пахсовым слоем, на глубине 0,75 - 0,80 м, находилось кострище диаметром 0,8 - 1,0 м, в нижнем слое которого сохранились шесть лежащих параллельно друг другу обугленных бревнышек диаметром 5 - 8 см; верхний слой кострища состоял из мелких углей. Костер горел интенсивно, но недолго - большая часть дерева не рассыпалась; очевидно, он был засыпан. Под кострищем обнаружены конские и бараньи кости, а также фрагмент боковины сосуда ручной лепки. Скорее всего, на холме после сооружения и до покрытия двойным пахсовым слоем было совершено ритуальное сожжение жертвенного мяса.

В 3 км к юго-западу от Ногон-толгой находится подобный по форме земляной холм Хух-толгой; он вдвое меньше по размерам, высотой 1 м. С западной стороны холма также выступает короткий "язык" - пандус. Небольшой шурф, заложенный в 1981 г., показал, что и этот холм искусственного происхождения. Вероятно, он и был местом установки пограничной стелы Элетмиш Бильге-кагана, которая не сохранилась.

В надписи Бёгю-кагана (Тэсинская стела) обозначена вся территория резиденции; она названа Касар-Куруг - "заповедные (запретные) земли Касар". В эпитафийной надписи Элетмиша назван, возможно, только центр резиденции - Касар-Кордан. Впрочем, слова, которые я читаю как qasar qordan, Дж. Клосон, исправляя чтение Г. Рамстедта, читает как qasar qurydyn и переводит "на западе Касара" [Clauson, 1972, р. 95]. И. В. Кормушин предлагает чтение qasar qurda "в Касар-Куре" [2004, с. 106 - 107], что менее оправданно. Я условно сохраняю предложенное мною ранее чтение второго слова как qordan [1980, с. 90], полагая его частью названия. Если принять интерпретацию Дж. Клосона, то название Касар в надписях является обозначением достаточно обширной области. Мое чтение qasar qordan принял Ф. Рыбацки, полагая, что слово qordan является географическим или этническим именем, которое он фиксирует также в 14-й строке надписи Тоньюкука [Rybatzki, 1997, S. 95 - 96].

Касар - основной компонент в названии западной ставки уйгурских каганов. Это название распространялось на земли, ограниченные верховьями Тэс на юго-западе, хребтом Сангилен на юге, речными долинами Каргы и Балыктыг на севере. Восточную границу каганского куруга определить труднее. Возможно, на северо-востоке куруга ею было оз. Терехоль. Между тем, в основе топонима Касар, дважды упомянутого в надписях, лежит этноним. Он также дважды упомянут в надписях в составе личного имени древнего огузского (огурского) вождя Кадыр Касара, оба раза в паре с именем другого вождя - Беди Берсил. Ранее мною отмечались значение обоих персонифицированных этнонимов для истории Хазарского каганата, а также то, что племенной союз касар/хазар лишь частично мигрировал на запад евразийской степи [2005,2007]. Основной массив огузских племен, которые с середины VII в. именовались

* Подробнее об обстоятельствах открытия памятника см.: [Кляшторный, 1983, с. 77 - 78].

стр. 96
токуз-огузами - "девяти(племенными) огузами" и возглавлялись он-уйгурами - "десяти(племенными) уйгурами", остался во Внутренней Азии. В зависимости от политической ситуации они то покидали коренные земли в бассейнах рек Толы и Селенги для откочевок в Восточный Туркестан, то вновь возвращались в Центральную и Северо-Западную Монголию [Кляшторный, 2010].

В содержащихся в старой и новой "Историях династии Тан" китайских списках "девяти племен", т.е. токуз-огузов, племя коса (касар) упомянуто шестым. В другом важнейшем танском компендиуме - Тан ху-эйяо ("Свод важнейших событий династии Тан") -шестым названо племя сыцзе (сикер). Это противоречие, отмеченное уже Э. Пуллиблэнком [Pulleyblank, 1956, р. 167 - 168], было окончательно разъяснено Т. Сенга, показавшим, что в обеих Таншу совмещены список названий "малых" племен (sub-tribal names), входивших в состав собственно уйгуров, и список названий "девяти племен", т.е. токуз-огузов. Обобщая результаты исследований нескольких японских ученых, Т. Сенга показал, что племя коса (касар) было главенствующим в племенной группе сыцзе (сикер) [Senga, 1990, р. 57 - 69], в него входило и племя апусы (абуз) [Pulleyblank, 1955].

Уточнить местоположение коренных земель племенной группы сикер позволяет китайский список "вассальных округов", учрежденный императорским указом 648 г., когда уйгуры, после разгрома каганата сеяныпо (сиров), возглавили огузские племена и формально признали свою зависимость от империи. "Вассальный округ" сикеров, именовавшийся "округ Лушань", находился севернее р. Толы и западнее "округа" самих уйгуров [Liu Mau-tsai, 1958, S. 357]. Г. Е. Грумм-Гржимайло локализовал "округ Лушань" в верховьях Селенги [1926, с. 275], т.е. на крайнем западе расселения огузских племен. Западная локализация сикеров косвенно подтверждается их привязкой к западному крылу военно-административной организации в уйгурских государствах - тардушам, как это зафиксировано в хотано-сакском документе 925 г. Согласно этому документу, составленному хотанскими послами в Дуньхуане, сикеры традиционно возглавляли западное тардушское крыло, в то время как династийное племя уйгуров, ягла-кары, возглавляли тёлисов, т.е. племена восточного крыла [Hamilton, 1977, р. 516 - 517]. Касары, главенствующее племя в племенной группе сикеров, скорее всего, занимали крайние на западе уйгурские земли - территории севернее Тэс, которые и стали обозначаться их именем.

Для чего же нужна была крепость, в которой никто не жил? Только в качестве временного убежища (рефугиума) на случай войны, вторжения и внезапного нападения врагов. Личный конвой хана, который в надписях назван qut jortuy - "августейший эскорт", и его гвардия (в надписях - turyaq) в любой момент могли создать надежное прикрытие при быстром отходе в крепость, а ворота со створами 4 - 5-метровой ширины* были способны мгновенно пропустить отступающий отряд. Конечно, крепость могла использоваться и для торжественных случаев, о которых упоминается в надписях. Дважды говорится и об угрозах извне, исходивших в одном случае от тутука чиков, а в другом - от кыргызского хана. В обоих случаях превентивные походы уйгурских войск предотвратили войну на территории резиденции. Однако фиксируется случай, когда одно из мятежных огузских племен было разгромлено на берегу Бургу, т.е. в пределах куруга. Так что создание крепости-убежища на землях ханского куруга было отнюдь не пустым делом.

Таковы были местоположение, границы и функции западной ставки первых уйгурских каганов, именуемой Касар-Куруг - "заповедная земля Касар".

Список литературы

Вайнштейн С. И. Древний Пор-Бажын // СЭ. - 1964. - Вып. 6. - С. 103 - 114.

Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. - Л.; Уч. комитет Монгольской Народной Республики, 1926. - Т. II: Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии. - 896 с.

Дмитриев С. В. Среднеазиатские куруки в эпохи Шибанидов (по материалам XVI в.) // Тюркологический сборник 2005. - М.: Вост. лит.,2006. - С. 143 - 158.

Дробышев Ю. И. К типологии средневековых заповедников в Центральной и Средней Азии // Тюркологический сборник 2003 - 2004. - М.: Вост. лит., 2005. - С. 30 - 44.

Карта Военно-топографического управления Генерального штаба. - СПб., 1887.

Кляшторный С. Г. Терхинская надпись (предварительная публикация) // Сов. тюркология. - 1980. - N 3. - С. 68 - 95.

Кляшторный С. Г. Тэсинская надпись (Предварительная публикация) // Сов. тюркология. - 1983. - N 6. - С. 76 - 90.

Кляшторный С. Г. Азиатский аспект ранней истории хазар // Хазарский проект. - Иерусалим; Москва: Мосты культуры, 2005. - Т. XVI: Хазары. - С. 259 - 264.

Кляшторный С. Г. Рунические памятники уйгурской эпохи как исторический источник // Вести. РГНФ. - 2007. - Вып. 4. - С. 30 - 42.

Кляшторный С. Г. Рунические памятники Уйгурского каганата и история евразийских степей. - СПб.: Петербург, востоковедение, 2010. - 325 с.

Кормушин И. В. Древние тюркские языки: учеб. пособие. - Абакан: Хак. гос. ун-т, 2004. - 336 с.

* Информация получена в ходе консультации с В. А. Завьяловым.

стр. 97
Крепость Пор-Бажын // Проект "Крепость Пор-Бажын": науч. альманах. - М.: Культурный фонд "Крепость Пор-Бажын", 2008. - 48 с.

Махмуд ал-Кашгари. Диван лугат ат-Турк / пер. и предисл. Э. - А. М. Ауэзовой. - Алматы: Дайк-Пресс, 2005. - 1285 с.

Молчанова О. Т. Топонимический словарь Горного Алтая. - Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1979. - 397 с.

Ат-Табари. История ат-Табари. - Ташкент: Фан, 1987. - 411с.

Таскин В. С. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). - М.: Наука, 1973. - Вып. 2. - 170 с.

Allsen Th. T. The royal hunt in Eurasian history. - Philadelphia: University of Pensylvania Press, 2006. - 406 p.

Clauson G. An etymological dictionary of pre-thirteenth-century Turkish. - Oxford, Clarendon Press, 1972. - 879 p.

Doerfer G. Türkische und mongolische Elemente im Neupersichen. - Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1967. - Bd. III. - 680 S.

Hamilton J.R. Nasales insiables en turc khotanais du Xе siěcle // Bull, of the School of Oriental and African Studies. - 1977. - Vol. XL,pt. 3. - P. 508 - 521.

Klyashtornyi S. Old Turkic runic texts and history of the Eurasian steppe. - Bucuresti, Editura Academiei Romane, 2008. - 489 p.

Liu Mau-tsai. Die chinesichen Nachrichten zur Geschichte der Ost-Türken (T'u-küe). - Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1958. - 831 S.

Pulleyblank E.G. Some remarks on the Toquz-oghuz problem // Ural-Altaische Jahrbiicher. - Wiesbaden, 1955. - Bd. 28. - S. 35^12.

Pulleyblank E.G. The background of rebellion of An Pushan. - Oxford: Oxford University Press, 1956. - 264 p.

Rybatzki V. Die Toñuquq-Inschrift. - Szeged, University of Szeged, 1997. - 130 S.

Senga T. The Toquz Oghuz problem and the origin of the Khazars // J. of Asian history. - 1990. - Vol. 24, N 1. - P. 57 - 69.

Материал поступил в редколлегию 14.11.11 г. в окончательном варианте - 15.12.11 г.

стр. 98


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/КАСАР-КУРУГ-ЗАПАДНАЯ-СТАВКА-УЙГУРСКИХ-КАГАНОВ-И-ПРОБЛЕМА-ИДЕНТИФИКАЦИИ-ПОР-БАЖЫНА

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Urhan KarimovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Karimov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. Г. Кляшторный, КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 21.12.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/КАСАР-КУРУГ-ЗАПАДНАЯ-СТАВКА-УЙГУРСКИХ-КАГАНОВ-И-ПРОБЛЕМА-ИДЕНТИФИКАЦИИ-ПОР-БАЖЫНА (дата обращения: 21.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. Г. Кляшторный:

С. Г. Кляшторный → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Urhan Karimov
Astana, Казахстан
18 просмотров рейтинг
21.12.2024 (4 часов(а) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НОСИТЕЛЕЙ АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ЮГО-ВОСТОЧНОГО СЕМИРЕЧЬЯ В СВЕТЕ ДАННЫХ ГЕОАРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ЖИЛИЩЕ БАКАЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УСТЬ-ТЕРСЮКСКОГО-1 ГОРОДИЩА
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android