Говорят, что по частоте употребления в СМИ слова "ислам" и однокоренные с ним сейчас - на первом месте. И не удивительно: ведь значительную часть газетной и журнальной "площади" занимают статьи и корреспонденции о "карикатурной войне" исламских стран с западным миром, о позиции Исламской Республики Иран по ядерной проблеме, о победе радикального исламского движения ХАМАС на выборах в Палестинской автономии, наконец, о множестве терактов, которые неизменно приписывают "исламским террористам". Но многие ли могут внятно ответить, что же это все-таки такое - ислам? Религиозное верование, подобное христианству? Мировоззрение, подобное коммунистической идее? Система организации жизненного уклада, подобная "Домострою"? Политический, экономический и социальный канон, подобный капитализму или социализму?
Представьте себе - и то, и другое, и третье, и четвертое. Многие полагают: чтобы считать себя христианином, достаточно принять обряд крещения, знать несколько молитв и содержание Евангелия, соблюдать пост и по воскресеньям ходить в церковь. Чтобы стать мусульманином, т.е. приверженцем ислама, мало посещать мечеть и хорошо знать Коран - надо особым образом одеваться, по-особенному организовать быт, отделив в собственном доме женщин от мужчин, иначе, нежели все остальные люди, питаться, навсегда отказавшись, например, от вина и свинины, совершать жестокие, не принятые в других сообществах обряды, например, жертвоприношения животных. Ислам - не только религия, но и образ жизни, которому обязан следовать любой мусульманин.
Понять это не так просто, но не забудьте - почти полтора миллиарда людей на планете понимают и безоговорочно принимают ислам. А как быть остальным четырем с половиной миллиардам? Им не нужно принимать ислам - у каждого своя вера, свои вытекающие из нее морально-нравственные нормы. Но понимать, что такое ислам, обязательно нужно - ведь мы живем на одной планете, и непонимание друг друга чревато жестким, даже кровавым, противостоянием. Та же "карикатурная война" между христианским Западом и исламским Востоком приобрела совершенно не карикатурные формы.
Именно пониманию, что собой представляет ислам, помогает и способствует не очень большая - всего 224 с. - книга кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Института восточных культур и античности РГГУ А. В. Журавского, которая так и называется - "Ислам" и выпущена московским издательством "Весь мир".
Жанр работы определить нелегко. С одной стороны - это яркий, публицистический очерк, который читаешь "на одном дыхании" - настолько просто, доступно и одновременно увлекательно он написан. С другой - это строгий по структуре справочник, практически не оставляющий у читателя "белых пятен" в представлении об исламе. В чем-то похожие книги издавались у нас и прежде: в 1983 г. - "Ислам. Краткий справочник", в 1991 г. - "Ислам. Энциклопедический словарь". Но это были коллективные труды многих авторов, безусловно полезные, но стилистически обезличенные. Пригодные, чтобы познакомиться с каким-то важным историческим фактом или термином, но не предназначенные для массового читателя, а тем более - для "чтения с увлечением". Что касается Алексея Журавского, то, видимо, "проснулись" семейные гены - он сын известного в 50-е - 70-е гг. журналиста Василия Журавского, чьи яркие очерки на международные темы многие помнят до сих пор. Потому и написал книжку, которая, будучи справочником, тем не менее, воспринимается как яркая публицистика.
Про такие работы говорят - "крепко сколоченная". И в самом деле, разделы каждой из глав сформулированы четко и "прилегают" друг к другу как бревна в хорошем сельском срубе. "Глава 1. Коран. Структура Корана. Хронология Корана. Коранический текст"; "Глава 2. Мухаммад. Рождение Мухаммада. Проповедь в Мекке. Начало эпохи ислама. Мухаммад в Коране"; "Глава 6. Догматика. Бог и человек. Ангелы. Пророки и посланники. Адам. Ной. Авраам. Моисей. Мария и Иисус".
Даже если не читать книгу, а ограничиться просмотром оглавления, нельзя не придти к мысли: как много между нами - мусульманами и христианами - общего. Одни и те же святые и пророки и в Коране, и в Старом и Новом Заветах - чего же нам делить, о чем спорить?.. Но и различий очень много. И автор не умалчивает о них, но, наоборот, как бы выпячивает, одновременно убеждая нас, что основные постулаты ислама не враждебны христианству и другим религиям. Ислам - не лучше и не хуже их, он просто иной. Главное отличие ислама в том, что он не различает духовное и мирское, религиозное и культурное, правовое и этическое начала, а также не знает национальных отличий, объединяя мусульман в единую общину верующих. Ислам нельзя считать просто религией - это система, объемлющая все стороны жизни и общества.
Понять это человеку, не знакомому с Кораном, не жившему в мусульманской стране, пожалуй, труднее, чем понять теорию относительности Эйнштейна. Но понять необходимо. Так же, между прочим, как мусульманам важно понять ценности христианства, буддизма и иудаизма. Если не поймем - конец всем нам. Столкновение цивилизаций, о котором в последнее время так часто говорят представители той и другой "сторон", станет неизбежным, и развернувшаяся "карикатурная война" между Западом и Востоком покажется смешной карикатурой по сравнению с тем, что нас всех - и мусульман, и немусульман - ждет в будущем.
Книга "Ислам", возможно, небольшой и довольно скромный вклад в это взаимопонимание, но, право, сейчас и такой малый вклад - очень большое дело.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |