Libmonster ID: KZ-1461
Автор(ы) публикации: Б. Т. КУЛИК

I

В условиях поражения социализма в СССР и крушения мировой социалистической системы крупным анклавом социализма остается Китайская Народная Республика. Причем она не только избежала участи других социалистических стран, но и добилась настолько впечатляющих экономических успехов, что они названы "китайским чудом".

Средства сотворения этого "чуда" - социально-экономические преобразования, которые в КНР называют строительством социализма с китайской спецификой. Конкретно имеются в виду экономические реформы, старт которым был дан 3-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва, состоявшимся в декабре 1978 г., т.е. 24 года тому назад.

Однако реформы с самого их начала были восприняты по-разному, причем споры возникли не по каким-то частностям, а по фундаментальной проблеме - сохранится ли прежний вектор общественного развития КНР или она сворачивает на капиталистический путь. Настойчивые заявления лидеров КПК о своей непоколебимой верности марксизму-ленинизму убеждали далеко не всех, многие истолковывали это как вынужденную риторику, прикрывающую то, что в действительности в КНР якобы идет строительство капитализма с китайской спецификой.

Экономические успехи Китая отодвинули вопрос о векторе его общественного развития в густую тень, но они не могли и не могут закрыть его вообще, ибо это касается не одной лишь КНР, но и самым непосредственным образом затрагивает судьбы всего мира. К настоящему моменту сложились следующие основные точки зрения на данный вопрос.

Общественные круги левой ориентации, если говорить о России, то в первую очередь это КПРФ, придерживаются того взгляда, что Китай находится в русле социалистического развития, чем и объясняются все его успехи и достижения.

Те, кто у нас называются демократами, полагают, что фактически КНР уже превратилась в обыкновенную капиталистическую страну, но по целому ряду внутренних и внешних причин не декларирует этого, в чем, собственно, и нет, мол, надобности.

Есть еще и третье мнение, сторонники которого вообще отрицают дихотомию "социализм-капитализм". Они считают, что КНР, как и весь остальной мир, развивается по неким внеклассовым и внеидеологическим законам, неподвластным никаким "векторам".

Наконец, следует упомянуть о том, что теория строительства социализма с китайской спецификой стала одним из объектов большей частью схоластических дискуссий относительно того, что такое социализм, в ходе которых каждый по своему интерпретирует марксистско-ленинское учение.


Кулик Борис Трофимович - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, академик РАЕН, посол в отставке.

(c) 2003 г.

стр. 23


А есть ли надобность ставить вопрос о векторе общественного развития КНР? Думается, ЧТО есть. И прежде всего потому, что этот вопрос приобретает возрастающе актуальный характер в самом Китае. Как убедили меня ежегодные научные командировки в КНР в течение последних 10 лет, в китайских общественных кругах существуют, причем достаточно явственно дают о себе знать, все те точки зрения, которые перечислены выше. Пожалуй, непосредственным толчком к написанию этой статьи послужил мой разговор в марте 2002 г. со знакомым профессором из Гуанчжоу. На вопрос о том, как сказывается на положении в провинции Гуандун соседство с Сянганом (Гонконг), который теперь является частью КНР, профессор ответил: "В провинции Гуандун никто не скрывает, что она развивается по капиталистическому пути". Согласно его мнению, такой же процесс происходит и во всем Китае. Конечно, это мнение одного китайского ученого, но не в столь категоричной форме высказывания в подобном духе приходилось слышать и от многих других. А вот серьезный разговор о строительстве социализма в Китае завести в частной беседе не удается.

Вынесения открытого вердикта социально-экономическому статусу КНР избегают как правые, так и левые. Для этого есть свои причины. Первые опасаются, что откровенной констатацией скольжения КНР в их лагерь они навредят этому процессу, активизируют протестные силы внутри Китая, дадут им в руки доказательства их правоты. Не выгодно правым выпячивать и "красноту" КНР, так как это будет ставить в неловкое положение капиталистические страны, заинтересованные в развитии с нею экономических связей.

В намного более сложном положении оказались левые. С одной стороны, их не может не вводить в смущение вполне очевидное отступление КНР от советского пути социалистического строительства, они обеспокоены тем, что многие новшества КПК никак не укладываются в ортодоксальные марксистские концепции о социализме. Перед лицом использования руководством КПК понятийных категорий марксизма-ленинизма для обоснования своих преобразований, им надлежит решить архисложную задачу: что происходит в Китае - отход от марксизма или его творческое развитие, реализация марксистской теории в новой исторической обстановке? С другой стороны, левые опасаются нанести ущерб делу мирового социализма, ставя под сомнение социалистический характер КНР - крупнейшей в мире страны, официально заявляющей о своей приверженности социалистическому пути развития.

Однако главное, что вызывает необходимость обратиться к проблеме общественного развития КНР, заключается в том, что чем дальше, тем больше выявляется объективная неоднозначность результатов строительства социализма с китайской спецификой.

Представляется очевидным, что отношение к КНР должно определяться не тем, что желаемое выдается за действительное, а самой действительностью.

Было бы большой ошибкой, чреватой серьезными отрицательными последствиями, считать, что вопрос о социально-общественном статусе КНР представляет только теоретический или сугубо идеологический интерес. На самом деле этот статус служит первоосновой формирования внешней политики Китая, которая в свою очередь является важнейшим фактором глобальной международной жизни.

II

Руководство КПК приступило к своим преобразованиям, вылившимся в строительство социализма с китайской спецификой, в сложной идеологической обстановке внутри страны, когда еще не утратили своего влияния установки "культурной революции", и в условиях конфронтации с Советским Союзом и другими социалистическими странами. Это сразу выдвинуло вопрос о векторе общественного развития КНР на передний план.

стр. 24


В Советском Союзе новшества лидеров КПК были встречены с явным неодобрением. Неприятие Москвой реформаторского курса Пекина объяснялось не только доктринальными представлениями руководителей КПСС. Не меньшее значение имело то, что Пекин одновременно с резким отходом от советского пути строительства социализма взял курс не на сближение даже, а на прямое блокирование с США и другими западными странами на антисоветской основе. Нормализация советско-китайских отношений, достигнутая на основе удовлетворения Москвой ряда ультимативных требований Пекина, произошла лишь на девятом году преобразований в КНР.

Для российского руководства после 1991 г. вопрос о путях общественного развития КНР утратил свое значение, хотя некоторая настороженность в отношении "красного Китая" сохранялась. Она была преодолена вследствие деидеологизации Пекином своей внешней политики, а также благодаря тому, что экономические реформы в КНР стали восприниматься Москвой как имеющие прокапиталистическую направленность. Б. Н. Ельцин во время одного из визитов в КНР заявил, что в отличие от российских китайские коммунисты "хорошие" и он готов с ними сотрудничать.

В КНР реформы подверглись резкой критике со стороны части партийных кадров. Вскоре после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва в китайской печати появились сообщения, что "некоторые ответственные кадровые работники" расценивают его установки как линию на внедрение капиталистической организации труда и капиталистических методов управления, осуждают ориентацию на западный рынок, называют выдвинутую пленумом программу "четырех модернизаций" "пропагандой капитализма и правого уклона" 1 . Дискуссии и борьба вокруг решений пленума велись в течение всего 1979 г. В выступлениях партийных руководителей на местах, в материалах центральной печати откровенно признавалось, что существуют сомнения в отношении курса ЦК КПК, недоверие к установкам 3-го пленума, порой оказывается сопротивление их реализации 2 . Такого рода настроения проявились даже на одном из партийных собраний, в котором принимал участие Дэн Сяопин 3 .

У многих вызвала непонимание линия реформаторов на сглаживание классовых противоречий, выразившаяся в "социальной реабилитации" национальной буржуазии. К 1981 г. социальный статус трудящихся был восстановлен у 700 тыс. из 860 тыс. бывших промышленников и торговцев. Позднее появилось уведомление, что они стали "трудящимися социалистического общества", их социальный статус приравнивался к статусу "кадровых работников или рабочих" 4 .

Вскоре со всей очевидностью обнаружилось, что реформы вошли в резкое противоречие с ортодоксальными представлениями о социалистическом строе, эталоном которого до тех пор служила советская модель. Прежде всего был разрушен один из краеугольных камней такой модели - осуществлена деколлективизация сельского хозяйства, кооперированного в 50-х годах XX в. Как было заявлено тогда на VIII съезде КПК, это стало решающей предпосылкой того, что в Китае был "создан социалистический общественный строй" 5 . Четверть века спустя сотни миллионов китайских крестьян вышли из коллективных хозяйств, перешли на семейный подряд и вновь превратились в арендаторов-единоличников.

За этим последовал перевод всего народного хозяйства КНР с плановой системы на рельсы рыночной экономики. Ныне государство планирует производство лишь пяти видов продукции - нефть, нефтепродукты, природный газ, уголь, автомобили. Цены в стране на 90% определяются рынком.


1 Гуанмин жибао, 23.1.1979.

2 Женьминь жибао, 26.IV. 23.V., 12..VI. 07.VIII. 29.IX.1979.

3 Женьминь жибао, 27.IX.1979.

4 Краткая история Коммунистической партии Китая (1921 - 1991). Пекин, 1993 (на русском яз.), с. 922.

5 Материалы VIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. М., 1956, с. 471.

стр. 25


Экономика КНР приобрела многоукладный характер. В 2001 г. в производстве ВВП, в накоплении и инвестировании участвовало 7 основных укладов: государственный; коллективный; индивидуальный; совместные предприятия; акционерный и частный; иностранный; инвесторы из Сянгана (бывший Гонконг, ныне Сянганский особый административный район), Аомэня (бывшее Макао, ныне Аомэньский особый административный район) и Тайваня. В Сянганском и Аомэньском анклавах сохраняется в нетронутом виде капиталистическая экономика. На государственный сектор в 2001 г. приходилось 46% производства ВВП в сфере современной промышленности, а на частные (китайские и зарубежные) - 44,5%. Таким образом, удельный вес двух категорий секторов практически сравнялся. Правда, к общественному сектору в КНР наряду с государственным относят и коллективный уклад, так что в общей сложности доля общественного сектора в 2001 г. составляла 55,5% 6 . Вместе с тем следует отметить, что в государственный сектор включаются и акционерные предприятия с контрольным пакетом акций государства. В 2001 г. частные уклады показали более высокие темпы роста по сравнению с общественным сектором.

Большое место в инвестиционной системе КНР занимает иностранный капитал, привлекаемый как в форме государственных займов, так и в форме прямых вложений иностранных инвесторов и предпринимателей, прежде всего из Сянгана, Аомэня и Тайваня. В общей сложности за 22 года реформ (1979 - 2000 гг.) Китай получил 633,7 млрд. долларов, в том числе 162,8 млрд. по займам и 24,3 млрд. других поступлений. Наибольшие суммы прямых инвестиций поступают от предпринимателей Сянгана. На середину сентября 2001 г. сянганские бизнесмены вложили на материке 181 млрд. долларов Всего в КНР действует 110 тыс. предприятий с капиталом бизнесменов из Сянгана. Только в провинции Гуандун на таких предприятиях занято 5 млн. человек 7 . Поскольку Сянган является частью КНР, главное в данном случае состоит не в "национальности" сянганского капитала (и там, и там он китайский), а в том, что это капитал частный. Последнее обстоятельство существенно для рассматриваемой нами стороны экономических реформ в КНР.

До определенного момента реформы осуществлялись главным образом методом проб и ошибок. Как признают сами лидеры КПК, они "переходили реку, нащупывая камни". Руководством к действию служили отдельные высказывания Дэн Сяопина, в соответствие с его требованием о "раскрепощении сознания" настойчиво велись поиски новой модели социалистического строительства. В 1982 г. под линию социально- экономических преобразований была подведена крепкая идейно-теоретическая база. Ее составила концепция нахождения КНР на начальной стадии социализма, впервые изложенная в развернутом виде в отчетном докладе ЦК КПК на XIII съезде партии, состоявшемся в конце октября - начале ноября 1987 г. Суть концепции состояла в следующем. Социализм в Китае вышел из недр полуколониального и полуфеодального общества и по уровню развития производительных сил КНР далеко отстает от развитых капиталистических стран. Именно это обстоятельство предопределило необходимость для КНР пройти через длительную начальную стадию развития, на которой предстоит осуществить индустриализацию, придание производству товарного характера, его обобществление и модернизацию, т.е. проделать то, что многие другие страны проделали в условиях капитализма. Временные рамки начальной стадии социализма были определены минимум в 100 лет - от завершения в основном социалистических преобразований частной собственности на средства производства в 50-х годах XX в. до осуществления в основном социалистической модернизации в середине XXI в.


6 Китайская Народная Республика в 2001 г. Политика, экономика, культура (далее - КНР в...). М. 2002, с. 71.

7 Там же, с. 60.

стр. 26


Главным противоречием на начальной стадии было названо противоречие между растущими материально-культурными потребностями народа и отсталым общественным производством. Отсюда вытекала задача перестройки той части производственных отношений и той части надстройки, которые не отвечают требованиям развития производительных сил. Решению этой задачи, говорилось в докладе ЦК КПК на XIII съезде, препятствовали "непомерно однообразная структура собственности, закоснелая хозяйственная система и связанная с нею политическая система с ее чрезвычайно большой централизацией власти" 8 . "Что особенно необходимо на первой его (социализма - Б. К.) стадии, так это развивать многоукладное хозяйство при условии сохранения ведущей роли общественной собственности..." 9 .

В последующем концепция начальной стадии социализма стала выступать как теория Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой. Основные положения этой теории были обстоятельно изложены в докладе Генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя в сентябре 1997 г. на XV съезде партии. Одним из ее ключевых моментов является использование в качестве основного критерия для оценки любой деятельности "три на пользу", т.е. то, идет ли она на пользу развитию производительных сил, росту совокупной мощи государства, повышению жизненного уровня народа 10 . Огромное значение имело такое разъяснение Дэн Сяопина, которое он дал в начале 1992 г.: "Коренное различие между социализмом и капитализмом не в том, чего больше - планирования или рынка. Плановая экономика не равнозначна социализму, при капитализме тоже есть планирование. А рыночная экономика не равнозначна капитализму, при социализме тоже есть рынок. Как план, так и рынок - экономические рычаги" 11 .

Выдвинутые лидерами КПК положения не сняли все вопросы теоретического характера по поводу строительства социализма с китайской спецификой. Однако для его восприятия более важным оказалось другое - практические результаты этого строительства. Менее чем за 20 лет производство ВВП в ходе реформ увеличилось более чем в 6 раз при среднем годовом темпе прироста 9,5% 12 . Масштабы достигнутого не преуменьшает то, что этот скачок был осуществлен на достаточно мощной экономической базе, созданной в КНР за предшествующие годы социалистического строительства. Наша страна может испытывать удовлетворение от того, что в свое время внесла весомый вклад в создание условий для нынешнего взлета китайской экономики. Существенно повысился жизненный уровень китайского народа. В период экономических реформ благосостояние городского населения выросло в 3,5 раза, сельского - в 4,5 раза. Численность населения, проживающего за чертой бедности, сократилась, по официальным данным, с 250 млн. человек в 1980 г. до 34 млн. человек в 1999 г. 13 Средняя продолжительность жизни в КНР в 2001 г. составила 71,8 года. Как на яркий показатель улучшения благосостояния китайского народа обычно указывают на то, что сегодня китайские юноши и девушки на 15 - 25 см выше, чем их ровесники 30 лет тому назад.

III

Казалось бы путь строительства социализма с китайской спецификой доказал свою безупречность. Однако наряду с его достижениями обнаружилось, что реформы порождают не только сложные социально-экономические проблемы, но и тре-


8 XIII Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. М., 1988, с. 11.

9 Там же, с. 13.

10 Информационный бюллетень Посольства КНР в РФ, N 28. 10.IX.1997, с. 8.

11 Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. Статьи и выступления. М., 1997, с. 396.

12 КНР в 2000 г., с. 77.

13 КНР в 1999 г., с. 124.

стр. 27


вожные тенденции, оказывающие ощутимое негативное воздействие на характер общественного строя КНР.

Переход на рыночные рельсы, политика "открытых дверей", широкое привлечение иностранного капитала - все это сыграло свою роль в подъеме китайской экономики. Вместе с тем дают себя знать и теневые стороны новой экономической стратегии. Верные принципу погони за прибылью, иностранные инвесторы не склонны направлять капиталы в жизненно важные области экономики КНР - сельское хозяйство, базисные отрасли промышленности, наукоемкие сферы услуг, на подъем отстающих регионов. На заседании "круглого стола", организованного в декабре 2002 г. журналом Института Дальнего Востока РАН "Проблемы Дальнего Востока" по итогам XVI съезда КПК, констатировалось: транснациональные корпорации, используя преимущества в капиталах, организации и управлении, в доступе к рынкам, вступают в жестокую конкуренцию с отечественными китайскими производителями, часто ставя под угрозу не только перспективы их развития, но и само существование. Они захватили господствующие позиции в таких областях, как электроника и пищевая промышленность, производство коммуникационного оборудования, средств транспорта, изделий из пластмасс, активно проникают в текстильную и швейную отрасли, производство электротехники, резиновых изделий, лекарств. В ряде случаев ими уже монополизирован китайский рынок, что заставило национальный капитал отступать. С местного рынка вытесняются даже традиционные китайские марки, что стало особенно заметно после вступления КНР в ВТО. Немалый ущерб несет отечественный производитель - государственный и негосударственный - вследствие того, что транснациональные компании перетягивают к себе лучшие инженерно-технические и управленческие кадры. Ко всему этому, по данным ГСУ КНР, более 60% предприятий с иностранным капиталом уклоняются от уплаты налогов 14 .

Переход крестьянства на систему семейного подряда, давший на первых порах большой эффект, как оказалось, не решил коренные проблемы ни развития сельскохозяйственного производства, ни жизнеобеспечения сельского населения. Практика выявила, что в условиях развивающейся товарно-денежной экономики заниматься сельским хозяйством, прежде всего производством продовольствия, хотя внутренние цены на него выше мировых, невыгодно. Тревожным симптомом неблагополучия явилось то, что последние три года подряд происходило нарастающее снижение сбора зерновых. По сравнению с рекордным 1998 г. он сократился в 1999 г. на 4,3 млн. т, в 2000 г. - на 50 млн. т, в 2001 г. - почти на 60 млн. т. 15 Между тем численность населения КНР в 2001 г. увеличилась по сравнению с 1998 г. на 28,17 млн. человек 16 .

Семейный подряд не только не вывел сельское хозяйство из состояния крайней технической отсталости, но и усугубил ее. Как говорят в КНР, крестьяне по- прежнему выращивают свою продукцию "в ладонях", т.е. на основе ручного труда, при весьма слабой механизации, широкое внедрение которой невозможно в условиях семейного подряда, раздробившего пахотные земли на микроскопические участки. В конечном счете это оборачивается болезненным разрывом между уровнями жизни сельских и городских жителей. В 2001 г. среднегодовой чистый доход на душу населения в сельской местности был в 2,9 раза ниже, чем у горожан 17 .

Неоднослойно и само крестьянство. В 2000 г. 13,2% крестьян получали 4000 и более юаней чистого дохода на человека в год для удовлетворения своих жизненных потребностей, а 50% - менее 2000 юаней, т.е, как минимум в два раза меньше. Дохо-


14 Проблемы Дальнего Востока, 2003, N 1, с. 66.

15 КНР в 1999 г., с. И8; КНР в 2001 г., с. 73,79.

16 КНР в 1998 г., с. 151; КНР в 2001 г., с. 79.

17 КНР в 2001 г., с. 85.

стр. 28


ды 32,1% крестьян последней категории не достигали и 1500 юаней, что ниже прожиточного уровня 18 . В крупнейших по производству зерна провинциях Цзилинь и Хэйлунцзян доходы крестьян едва превышали 2000 юаней и четыре последних года неуклонно снижались 19 .

Острый характер приобрела проблема неравномерного развития различных районов Китая. Словно незримая граница разделила КНР на две резко отличающиеся друг от друга части - стремительно продвинувшуюся вперед восточную с ее приморскими районами и оставшуюся далеко позади западную. Между тем на западную часть приходится 3/5 территории страны и около 23% всего населения, что составляет почти 300 млн. человек. Запад чрезвычайно богат различными полезными ископаемыми, но большая часть его территории занята горами и пустынями, земель, пригодных для распашки, крайне мало. При общей слабости экономики западной зоны среднегодовые темпы ее роста значительно ниже, чем на востоке. Сложился большой разрыв в качестве жизни населения двух частей страны. Средний уровень потребления сельского населения на Западе в 1998 г. был в 2 раза ниже, чем на Востоке, городского - на треть. Согласно опубликованным в китайской печати данным, 10% крестьян находились на грани нищеты 20 . Расходы на образование на душу населения в западных районах были ниже, чем в восточных, в 1,5 раза, на здравоохранение - в 1,7 раза 21 . Запад стал поставщиком своеобразных отечественных "гастарбайтеров", используемых на черных работах, которых чураются разбогатевшие жители восточных районов. Мне доводилось выслушивать рассказы об этом при посещении в 2002 г. г. Сучжоу в приморской провинции Чжэцзян. Ситуация с разительным отставанием Запада от Востока находила свое объяснение в выдвинутой руководством КПК формуле, согласно которой богатыми не могут стать все сразу, поэтому вначале благополучия должны достичь одни, затем другие. Пока же "другим" рекомендовано запастись терпением.

Быстро набрал силу процесс глубокого расслоения людей на богатых и бедных в масштабе всей страны, причем как раз на Востоке, в первую очередь в приморских городах и в специально выделенных районах интенсивного роста экономики, разрыв между ними особенно велик. В стране, где десятки миллионов граждан живут на 100 долларов в год, появилось немалое количество миллионеров. Согласно опросу, который был проведен Государственным статистическим управлением КНР в отношении 40 тысяч семейств, 20% лиц с высокими доходами контролируют 42,5% национального богатства Китая 22 . В 2001 г. КНР относилась к числу 40 стран с критическим уровнем имущественной дифференциации 23 .

Достижением советской модели социализма явилась ликвидация безработицы в СССР. В КНР в ходе строительства социализма с китайской спецификой не удается справиться с этой проблемой. Напротив, в ходе экономических реформ она даже обострилась, пусть это и связано с рациональными мерами по повышению производительности труда путем его интенсификации за счет сокращения избыточного числа рабочих, а также ликвидации бытовавшей в прошлом системы так называемого наследования рабочих мест. По официальным данным в 2000 г. общая численность зарегистрированных безработных в городах и поселках составила 5,75 млн. человек, или 2,7% экономически активного населения этой зоны 24 . Однако имеются данные о том, что превышение рабочей силы над спросом в том же году в стране в целом достигло 183,5 млн. человек, т.е. скрытая безработица превышала 26% экономически


18 Там же.

19 Там же, с. 86.

20 Цзинцзи тичжи гайгэ, 2000, N 5, с. 17.

21 КНР в 2000 г., с. 102.

22 Beijing Review, 2001, N 25, p. 25.

23 Beijing Review, 2001, N26, p. 25.

24 КНР в 2000 г., с. 162.

стр. 29


активного населения 25 . Около 100 млн. человек постоянно кочуют по стране в поисках работы. В 2000 г., проживая в гостинице недалеко от вокзала, я наблюдал их наплыв в Пекин. Даже по внешнему виду и "экипировке" в приезжих легко угадывались выходцы из отдаленных сельских районов, нагрянувшие в столицу отнюдь не ради туристических целей.

Во времена существования Советского Союза во всем мире родовыми признаками социализма считались бесплатное образование и здравоохранение. Страна Советов первой на практике претворила в жизнь эти принципы социализма. По дороге к такой же цели продвигалась и КНР. После образования Республики ее граждане обрели право на получение бесплатного высшего образования, работники бюджетной сферы пользовались бесплатным медицинским обслуживанием. Теперь в КНР стали платными и высшее образование, и медицина. Плата за учебу в институте составляет сейчас 4800 юаней (600 долл.) в год. Стипендия студентам не выплачивается. Для поступления в среднюю школу (10-й - 12-й классы) так называемой престижной категории (ее окончание гарантирует прием в вуз) надо заплатить минимум 96000 юаней (12000 долл.). Ежегодная плата за учебу в такой школе 1600 юаней (200 долл.). И это при том, что в 2001 г. доходы городского населения на одного человека составляли 6860, а сельского - 2366 юаней (соответственно 857 и 295 долл.) 26 .

IV

Глубокие изменения претерпел также идеологический и психологический настрой китайского общества. В нем начинает доминировать новая шкала жизненных ценностей, в массовом сознании все более утрачиваются прежние мировоззренческие ориентиры.

Все это является не только порождением экономических реформ, которые возникли не стихийно, а определяются соответствующими идеологическими установками руководства КПК. Естественно, что установки, дающие оценку природы и предназначения осуществляемых социально-экономических преобразований, играют чрезвычайно важную роль в формировании идеологического и психологического климата в стране.

Китайские реформы нередко сравнивают с ленинским нэпом, для чего есть определенные основания. Однако В. И. Ленин никогда не отождествлял нэп со строительством социализма, он говори о нэпе как о вынужденном отступлении от прямой социалистической дороги, как о средстве преодоления возникших трудностей, после чего надлежало вновь устремиться вперед по этой дороге.

Руководство КПК рассматривает свои реформы по-иному, оно считает, что как раз в реформах и воплощается строительство социализма, осуществление реформ и есть это строительство.

Реализация программы реформ неизбежно потребовала идеологического новаторства. Главным образом это выразилось в молчаливом отказе от классового подхода и в линии на достижение солидарности всех социальных слоев на основе общих интересов возрождения могущества, величия и процветания Китая. Шаги в этом направлении (о некоторых из них упоминалось выше) были предприняты даже раньше их теоретического обоснования, но затем такие обоснования появились. Все громче звучал тезис, согласно которому ничто не должно мешать сплочению всей нации ради воплощения в жизнь программы модернизации Китая. Во главу угла ставится задача поддержания общественной стабильности, потребность в чем особенно остро ощущалась после потрясений "культурной революции". Летом 1979 г., через шесть месяцев после выдвижения 3-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва линии реформ, пре-


25 Там же.

26 КНР в 2001 г., с. 85.

стр. 30


мьер Госсовета КНР Хуа Гофэн на сессии ВСНП провозгласил постулат о социальной однородности китайского общества, о наличии в КНР единой социальной категории "народ", включающей в себя как рабочих и крестьян, так и представителей всех других социальных слоев. Весь этот конгломерат был назван "хозяевами страны". Утверждалось, что на данном этапе в КНР "помещики, кулаки и капиталисты уже не существуют как классы"; главным противоречием теперь является не противоречие между буржуазией и пролетариатом, а противоречие между сторонниками и противниками модернизации 27 .

Эти положения получили дальнейшее развитие и закрепление в "Постановлении ЦК КПК относительно руководящего курса в строительстве социалистической духовной культуры", принятом 28 сентября 1986 г. 6-м пленумом ЦК КПК 12-го созыва. В постановлении указывалось на необходимость "добиться того, чтобы тесно сплотились все коммунисты и некоммунисты, марксисты и немарксисты, верующие и неверующие, соотечественники внутри страны и в не страны, словом, чтобы все труженики, все патриоты активизировались и включились в борьбу во имя достижения общих идеалов". "Общим идеалом", призванным "цементировать и поднимать многонациональный народ", называлось "построение социализма с китайской спецификой и превращение нашей страны в социалистическое государство с высоко-развитой культурой и демократией" 28 . Однако очевидно, что понятие социализм для многих могло быть приемлемо только в качестве синонима таких понятий, как "возрождение китайской нации" (под китайской нацией подразумевается совокупность всех проживающих в КНР наций. - Б. К.), "модернизация Китая", "созидание могущества и процветания страны". Собственно, в постановлении и делается упор на эти цели, так что их идеологическое облачение "некоммунисты" и "немарксисты" могли воспринимать лишь как дань "партийному этикету" КПК. Иногда возникали и другие поводы для подобных умозаключений. Так, только в 2002 г. в аспирантуре Академии общественных наук Китая было восстановлено изучение "Капитала" К. Маркса, прекращенное на одном из этапов реформаторских преобразований.

В постановлении ЦК КПК целый раздел был посвящен "направляющей роли марксизма-ленинизма в строительстве духовной культуры", в нем указывалось на необходимость воспитания людей в духе коллективизма и уважения общих интересов, подчеркивалось требование "твердо руководствоваться марксизмом- ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна". Однако внедрение рыночной системы вносило в сознание населения иные идеологические и нравственные императивы. Рынок с его беспощадной конкурентной борьбой, безудержной погоней за прибылью, культом наживы, психологией индивидуализма поощрял как раз те тенденции, которые осуждались в постановлении - корыстолюбие, кредо "деньги превыше всего", злоупотребление властью, "мошеннические проделки, вымогательства и все подобные взгляды и действия". На свой лад рынок переиначил и зафиксированную в постановлении вроде бы благоразумную формулу "поощрять приход к зажиточной жизни сначала части людей". Она стала восприниматься как лозунг "Обогащайся, кто и как может!".

Широкое распространение в стране получила коррупция. Несмотря на крайне жестокие методы борьбы с нею, вплоть до публичных казней коррупционеров, она продолжает неуклонно распространяться.

Деколлективизация сельского хозяйства, когда каждый крестьянин стал индивидуальным "кузнецом собственного счастья", появление огромного количества частников в городе, занятость значительной части населения на смешанных предприятиях и в свободных экономических зонах, где жизненные взгляды, привычки и нравы формируются уже прямо по буржуазным образцам, - все это способствовало тому,


27 Жэньминь жибао, 26.VIA979.

28 Жэньминь жибао, 29.IX.1986.

стр. 31


что сознанием широких масс чем дальше, тем больше овладевала идеология потребительского общества. Разумеется, это относится к наиболее обеспеченной части общества, а не к тем его слоям, которые кочуют по стране в поисках работы.

Сведения о настроениях, интересах, чаяниях китайской общественности говорят о том, что люди в основном поглощены сами собой, созданием своего личного благополучия. Это подтверждают и мои собственные контакты. Таксисты, случайные собеседники в закусочных, при посещении выставок и музеев, во время прогулок в городских парках легко и раскованно вступают в разговор, охотно делятся своими житейскими заботами, но словно от чего-то неинтересного отмахиваются от таких тем, как та или иная партийная установка, проблемы войны и мира, международные события и т.п. Нередко в ответ на попытки поднять такого рода вопросы следует снисходительное разъяснение, что для собеседника это не актуально, теперь люди заняты более насущными делами.

Деидеологизация общественной жизни проявляется в том, что с улиц китайских городов исчезли пропагандистские лозунги, плакаты, призывы. В дни работы XVI съезда КПК мне удалось увидеть в Пекине, Шанхае и Даляне не больше трех-четырех транспарантов, приветствовавших открытие съезда.

Из обращения в КНР практически исчезло слово "товарищ", которое до начала реформ было самым широко употребляемым. Сейчас его заменило старорежимное "господин". Правда, в китайском языке оно не имеет столь яркой социальной окраски как в русском. И к тому же в китайском церемониале, в отличие от нашего, имеется большой выбор обращений к лицам различной категории.

КПК неизменно подчеркивает верность ленинизму. Вместе с тем ни разу не был возвышен голос в защиту В. И. Ленина, имя и дело которого подвергаются поношению в ряде российских СМИ и даже высокопоставленными государственными деятелями. Китайские делегации, посещающие Москву, от правительственных до рядовых, не возлагают венков к Мавзолею Ленина. Не отреагировала КПК и на попытки запрета Коммунистической партии Российской Федерации. После ее легитимизации она поддерживает с нею контакты на том же уровне и в той же форме, что и с самыми разнообразными политическими партиями в десятках других стран мира.

V

С обострением многих проблем, возникших в ходе строительства социализма с китайской спецификой, КНР вступила в XXI в. С учетом этого особо важное значение приобрел первый в новом веке, 16-й по общему счету съезд КПК, состоявшийся 8 - 14 ноября 2002 г. С ним связывались большие ожидания и далеко идущие предположения, поскольку он был призван подвести итоги 24-х лет реформ и осветить перспективы развития страны в новом столетии. Интерес к съезду подогревался тем, что еще до его созыва стало известно о предстоящих крупных изменениях состава высшего руководства КПК.

Решения съезда по кадровым вопросам оказались сенсационными. Состав ЦК партии, насчитывающий теперь 198 членов и 158 кандидатов в члены, обновлен наполовину. Еще более разительные перемены произошли в Политбюро ЦК и в Постоянном комитете Политбюро: первый из этих органов обновлен на 60%, а во втором из старого состава остался только один человек - Ху Цзиньтао, который избран новым Генеральным секретарем ЦК КПК. Цзян Цзэминь, занимавший пост Генерального секретаря с июня 1989 г. и выступивший на съезде с докладом от имени ЦК, не был избран даже членом Центрального Комитета, не говоря уже о Политбюро и его Постоянном комитете. Вне высших партийных органов оказались Председатель КНР (Цзян Цзэминь), а также главы других высших органов государственной власти - Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (парламента), Председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (руководящий орган Еди-

стр. 32


ного фронта), Премьер Госсовета (правительства) КНР. В стране сложилась уникальная ситуация: до марта 2003 г., когда состоялась очередная сессия ВСНП, все эти посты продолжали занимать рядовые члены партии.

Цзян Цзэминь сохранил один партийный пост, превышающий по своей значимости многие другие - не будучи членом Центрального Комитета, он переизбран председателем Военного совета ЦК КПК. Председатель Военного совета, являющийся главнокомандующим вооруженными силами страны, поставлен выше руководства КПК, поскольку Генеральный секретарь ЦК КПК находится в подчинении у председателя Военного совета как его заместитель. Ему подчиняются и другие члены Постоянного Комитета Политбюро, входящие в состав Военного совета.

Пока еще трудно сказать, как скажется необычайно радикальное изменение состава лидеров КПК, а в марте 2003 г. за этим последовало избрание новых людей и на высшие государственные посты, на основных направлениях внутренней и внешней политики КНР, не произойдут ли и здесь столь же разительные перемены. Что касается самого XVI съезда, то его материалы свидетельствуют об обратном - они подтверждают неизменность прежней основной стратегической линии развития Китая.

Высказывается предположение, согласно которому сохранение прежнего курса обусловлено тем, что Цзян Цзэминь, являющийся его твердым и последовательным проводником, подобно Дэн Сяопину в прошлом, занял теперь положение харизматического вождя, способного своим авторитетом предопределять решение важнейших задач, обеспечивать стабильность в развитии страны. Но по крупному счету, стабильность стратегии развития КНР объясняется более важными факторами, а именно тем, что эта стратегия на данном этапе отвечает интересам реализации основополагающей национальной идеи - превращения Китая в современную могучую и процветающую державу.

В отчетном докладе ЦК КПК на XVI съезде 29 был особо выделен период последних 13 лет, в течение которых Генеральным секретарем партии был Цзян Цзэминь. В этот период страна смогла добиться "важных исторических успехов". Осуществлен "исторический прорыв в области реформы и открытости", выражением чего стал "переход от плановой экономики к социалистической рыночной экономике". Подчеркнуто также, что "все (выделено мною. - Б. К.) наиболее важные установки" предшествовавшего XV съезда "являются правильными и отвечают коренным интересам самых широких слоев народа". Таким образом, курс реформ получил самую высокую оценку, не было дано ни малейших поводов для предположения о его возможной корректировке.

В докладе изложены 10 требований, которыми следует руководствоваться, чтобы успешно двигаться дальше. Все они начинаются словом "по-прежнему": "По-прежнему неустанно продвигать теоретическое новаторство...", "По- прежнему ...разрешать проблемы на пути движения вперед под углом зрения развития...", "по-прежнему реформу ...продвигать во всех сферах деятельности", "по-прежнему ...держать курс на приоритет стабильности", "по-прежнему ...решать международные дела согласно курсу на хладнокровное наблюдение и сдержанную реакцию..., стараться обеспечивать себе мирную международную обстановку и хорошую среду в окружности (Китая. - Б. К.)".

Подтвержден курс на развитие многоукладной экономики, что нашло выражение в формуле "два "без всяких колебаний"": "без всяких колебаний укреплять и развивать общественный сектор" и "без всяких колебаний поощрять, поддерживать и ориентировать развитие необщественного сектора экономики". Последний характеризуется как "важная часть социалистической рыночной экономики".

В качестве главной задачи на первое двадцатилетие XXI в. съезд поставил "всестороннее строительство среднезажиточного общества более высокого уровня",


29 Жэньминь жибао, 18.IX.2002.

стр. 33


имея в виду, что определенный уровень средней зажиточности уже был достигнут в предшествующий период. На этой основе к середине XXI в. можно будет закончить в основном модернизацию и превратить Китай "в богатую и могущественную, демократическую и цивилизованную социалистическую державу". Намечается увеличить к 2020 г. валовой внутренний продукт вчетверо против 2000 г.

В докладе указывается, что для выполнения задачи всестороннего строительства среднезажиточного общества "в вопросах развития требуется новое мышление, в области реформы - новый прорыв, а в сфере открытости - создание новой обстановки. Словом, во всем нужны нововведения".

Негативные явления в жизни страны не рассматривались на съезде под углом зрения того, подтачивают ли они устои социализма, тем более как чреватые опасностью изменения вектора общественного развития Китая. В докладе кратко упоминается, что доходы крестьянства и частично городского населения "растут медленно, безработных становится больше", "отношения распределения доходов пока еще не отлажены", "рыночный экономический порядок предстоит продолжать улучшать и нормировать", "кое-где плохо с общественным порядком". Некоторые руководящие работники "в довольно серьезной мере занимаются очковтирательством, роскошеством и расточительством, кое-какие явления разложения по-прежнему режут глаза". Однако обо всем этом говорится в спокойном тоне, как о естественных трудностях в текущей работе.

Вместе с тем съезд в программе дальнейшего экономического строительства акцентировал внимание на ряде тех задач, реализация которых отвечает интересам социалистического развития страны. Подчеркивается, что движение вперед разных секторов экономики должно осуществляться "при доминанте сектора общественной собственности". В докладе заявляется: "Развитие и укрепление государственной экономики, ее контроль над командными высотами народного хозяйства играют ключевую роль в развертывании преимуществ социалистического строя, усилении нашей экономической мощи, оборонного потенциала и сцементированности нации".

В необычном плане был поставлен на съезде вопрос о перспективах развития сельского хозяйства. Не проявляя поспешности, руководство КПК берет курс на коренную трансформацию системы семейного подряда на основе перехода сельскохозяйственного производства на промышленные начала. Путем расширения практики безвозмездной уступки прав на подрядное использование земли будет постепенно развиваться крупномасштабное хозяйствование, наращиваться мощь коллективной экономки.

Относительно системы распределения делается упор на ее "гармонизации", что предусматривает многообразное по формам распределение "с доминантой распределения по труду". Указывается на необходимость "предотвращать весьма большую разницу в доходах", регулировать чрезмерно высокие и изымать незаконные доходы.

Особо следует выделить рассмотрение на съезде вопроса, который не просто непосредственно касается перспектив общественного развития КНР, но то или иное решение которого является главным в выборе вектора этого развития. Речь идет об определении места и роли КПК в жизнедеятельности страны на современном историческом этапе, в условиях перехода КНР на рельсы рыночной экономики.

Съезд одобрил и даже включил в Устав партии в качестве руководящих принципов выдвинутые Цзян Цзэминем 1 июля 2001 г. в докладе о 80-летии КПК идеи "тройного представительства", означающие, что компартия должна постоянно представлять (1) "требования развития передовых производительных сил Китая, (2) прогрессивное направление китайской передовой культуры, (3) коренные интересы самых широких слоев китайского народа" 30 .


30 Цзян Цзэминь. Речь на торжественном собрании по случаю 80-й годовщины со дня создания КПК 1 июля 2001 г. (на русском яз.). Пекин, 2001.

стр. 34


Сами по себе эти идеи не вызвали оживленной реакции в КПК, хотя, насколько известно, у многих возникло непонимание их конкретного содержания, особенно применительно к практической деятельности низовых партийных организаций. В действительности дело обстояло сложнее. Внедрение в КНР рыночной экономики с присущими ей стимулами и рычагами развития объективно все более остро ставило проблему места и роли компартии, утратившей такую свою функцию, как мобилизация масс на решение задач экономического и культурного строительства. Линия на создание обстановки сплочения и сотрудничества всех социальных слоев, лишение рабочего класса особого статуса самостоятельной ведущей общественной силы - все это по существу делало ненужным наличие у рабочих вождя в лице компартии. В конечном счете компартия превращалась как бы в "безработного", она не находила своего оправданного и эффективного применения. В чем, например, оно должно заключаться в деревне, где сотни миллионов крестьян с головой ушли в требующий максимального напряжения ручной труд на крохотных земельных наделах и где еще в сентябре 1979 г. было объявлено об "отказе от лозунга опоры на бедняков и низших середняков во избежание искусственного обострения классовых противоречий"? 31 .

Но концепция "трех представительств" шла дальше провозглашения программных целей КПК, она прокладывала путь к изменению самой природы партии, необходимость чего обосновывалась тезисом об изменении в результате реформ характера китайского общества.

Еще намного раньше руководство КПК стало квалифицировать интеллигенцию как часть рабочего класса. В докладе Цзян Цзэминя о 80-летии КПК также подтверждается это определение. На XVI съезде на одну доску с рабочим классом были поставлены и "широкие слои крестьянства". Было сказано, что они "неизменно представляют собой ту коренную силу, которая стимулирует развитие наших передовых производительных сил и всесторонний прогресс общества". Картина современного китайского общества завершалась в докладе на съезде таким заявлением: "Появившиеся в процессе социальных перемен предприниматели и техперсонал негосударственных научно-технических предприятий, управленческий и технический персонал, работающий по контракту на предприятиях иностранного капитала, индивидуальные хозяева, частные предприниматели, лица, занятые в посреднических организациях, лица свободных профессий и другие слои общества (после столь подробного перечисления трудно себе представить, кто же это еще "и другие" - Б. К.), словом, все они строители социализма с китайской спецификой". Вслед затем ставится задача "сплачивать людей всех слоев общества", создавать такую обстановку, благодаря которой все бы "имели подобающее себе место в обществе и жили в мире и согласии (выделено мной. - Б. К.)".

Обосновывая возможность согласования интересов всех социальных слоев китайского общества, ЦК КПК заявил на XVI съезде: "В ходе построения социализма с китайской спецификой коренные интересы всего китайского народа едины, и отношения различных конкретных интересов, а также внутренние противоречия можно урегулировать на этой основе".

Единственным критерием полезности любого вида деятельности становится то, отвечает ли она интересам модернизации Китая (слово "модернизация" неизменно сопровождается эпитетом "социалистическая"). Отсюда требование "охранять все законные трудовые и нетрудовые доходы". Под последними имеются в виду доходы от предпринимательской деятельности, финансовых операций и т.п. Запрещается брать за критерий для определения политической прогрессивности или отсталости людей то, есть ли у них имущество, а если есть, то сколько.

С учетом нового характера китайского общества компартия становится выразительницей интересов всего общества в целом, т.е. фактически превращается из пар-


31 Чжунго циньнянь бао, 04.IX.1979.

стр. 35


тии рабочего класса в общенародную партию, или, согласно докладу на съезде, "в партию, которая от имени народа держит в руках государственную власть".

В Уставе КПК, принятом 1 ноября 1987 г. на XIII съезде, в Общей программе провозглашалось: "Коммунистическая партия Китая есть авангард китайского рабочего класса, верный выразитель интересов многонационального народа страны, руководящее ядро дела социализма в Китае" 32 . XVI съезд изменил эту формулировку следующим образом: "Коммунистическая партия Китая является авангардом рабочего класса и одновременно авангардом китайского народа и китайской нации, руководящим ядром дела социализма с китайской спецификой (выделено мной. - Б. К. ) 33 ".

Тем не менее и в докладе Цзян Цзэминя о 80-летии КПК, и в докладе ЦК КПК на XVI съезде подчеркивается, что "марксизм - основополагающая руководящая идеология партийного строительства", что "необходимо твердо отстаивать характер партии как авангарда рабочего класса", "неустанно укреплять классовую основу партии", что КПК "навсегда сохранит свою истинную природу как марксистская политическая партия".

В частных беседах китайские политологи высказывают такое соображение: облачение нынешнего режима в марксистские идеологические одежды требуется для того, чтобы придать ему легитимность в том смысле, что он создан не искусственно и как бы заново, а является наследником и продолжателем свершившейся в Китае ранее революции.

Задача превращения партии во всенародную закономерно влечет за собой необходимость расширения ее социальной базы. В докладе Цзян Цзэминя о 80- летии КПК был поставлен вопрос о допуске в партию, помимо рабочих, крестьян и интеллигенции, представителей буржуазных слоев, образовавшихся в результате экономических реформ. Это вызвало отрицательную реакцию среди части партийных кадров. Группа несогласных во главе с бывшим заведующим отделом пропаганды ЦК КПК Дэн Лицюнем выступила с открытым письмом, в котором назвала идею о принятии в партию буржуазных элементов" крайне серьезной политической ошибкой" и "нарушением Устава КПК". "Открытие дверей партии для частных предпринимателей, -говорилось в письме, - равнозначно капитуляции перед доморощенными капиталистами". С аналогичными открытыми заявлениями выступили некоторые другие видные деятели, в том числе директор Центра экономических исследований АОН Китая, крупный экономист Ху Аньган 34 . Однако это не привело к изменению заявленной Цзян Цзэминем позиции. Тезис о расширении "массовой базы партии" за счет привлечения в нее представителей всех социальных слоев получил подтверждение на XVI съезде и нашел закрепление в Уставе партии.

С тем, чтобы не пустить процесс расширения социального состава партии на самотек, согласно новому Уставу КПК усиливаются контрольные функции парткомов, расширяются полномочия партийных комиссий по проверке дисциплины, чаще практикуется совмещение партийных и государственных постов. И тем не менее все это не снимает вопроса о том, в каком направлении эволюционирует сама партия.

Примечательны такие особенности состава делегатов съезда. Среди них от парторганизации провинции Цзянсу было два миллионера, относящихся к числу 100 самых богатых китайцев в КНР. Состояние одного из них, сталелитейного магната Шэнь Вэньжуна, оценивается в 155 млн. долл. Правда, в списке китайских богачей, составленном журналом Forbes, он занимает скромное 37-е место. По данным журнала, в декабре 2002 г. из сотни богатейших китайцев четверть уже вступила в КПК.


32 XIII Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая, с. 78.

33 Жэньминь жибао, 20.XI.2002.

34 Китай, актуальные проблемы внутренней политики, права, административных и политических реформ. М., 2002, с. 27.

стр. 36


В парторганизации провинции Чжэцзян насчитывалось 5 тыс. крупных бизнесменов. Личное состояние чжэцзянского делегата XVI съезда КПК короля швейных машинок Цю Цзибао достигало, по его словам, 160 млн. долл. Цю является секретарем парткома на предприятии, которым он владеет. На вопрос корреспондента о том, хозяин ли руководит парткомом, или партком хозяином, бизнесмен ответил: "У каждого свое направление. Что касается хозяйствования и развития предприятия, то я руковожу парткомом. Что касается реализации политического курса компартии, то партком руководит мною" 35 .

Как представляется, идея превращения КПК в общенародную партию трудно совместима с социальной неоднородностью китайского общества, резко возросшей вследствие осуществляемых в КНР реформ. В Уставе КПК, принятом XVI съездом с частичными поправками, указывается: "В силу внутренних факторов и зарубежного влияния классовая борьба (в Китае. - Б. К.) будет в определенных рамках еще долго существовать, а при известных условиях, возможно, и обостряться" (выделено мной. - Б. К. У 36 .

Для такого вывода есть основания. Работая секретарем Генерального Консульства СССР в Шанхае в 50-х годах прошлого века, я наблюдал, как частные торговцы и промышленники этой цитадели китайского национального капитала под ликующие звуки гонгов и барабанов, размахивая красными флагами, радостно праздновали превращение их предприятий в смешанные государственно-частные. Через считанные месяцы после этого в КНР развернулись события, которые руководство КПК охарактеризовало как "бешеное наступление буржуазных правых элементов на устои социализма в Китае".

VI

Выдержит ли социалистический строй в КНР те суровые испытания, которым он подвергается в ходе строительства социализма с китайской спецификой? Убедительный ответ на этот вопрос может дать только одна "царица доказательств" - практика.

Сегодня же есть все основания для твердого вывода о том, что позиции социализма в Китае очень крепки, они обеспечиваются рядом надежных факторов. Прежде всего тем, что КНР представляет собой государство демократической диктатуры народа, являющейся, как указывается в Конституции, "диктатурой пролетариата по существу" 37 . Вопросы реформы политической системы КНР неизменно рассматриваются руководством КПК с позиций неукоснительного соблюдения "четырех основных принципов": "отстаивание социалистического пути, отстаивание демократической диктатуры народа (т.е. диктатуры пролетариата), отстаивание руководства со стороны Коммунистической партии и отстаивание марксизма- ленинизма, идей Мао Цзэдуна". Эти принципы зафиксированы в Уставе КПК, где о них говорится, что они - "основа основ нашего государства". Устав также требует: "Во всем процессе социалистической модернизации необходимо твердо держаться этих четырех основных принципов и бороться против буржуазной либерализации". Предстоящая и частично уже осуществляемая реформа политической системы КНР была охарактеризована XVI съездом как "самосовершенствование и развитие политических институтов социализма". Сделан упор также на то, что при учете полезных достижений политической культуры человека "ни в коем случае не копировать модели политической системы Запада (выделено мной. - Б. К. )".

Осуществление идей "тройного представительства" само по себе не предусматривает ослабления руководящей роли компартии. Институт многопартийного сотруд-


35 Ломаное А. Китайские господа-товарищи - Время, 2.ХП.2003.

36 Жэньминь жибао, 15.XI.2002.

37 Конституции Китайской Народной Республики 1954, 1975, 1978 и 1982 годов. М., 1983, с. 69.

стр. 37


ничества будет по-прежнему функционировать под ее несомненным контролем. Компартия в КНР - это политический стержень, скрепляющий огромную страну, регионы которой, превосходящие по многим параметрам крупные самостоятельные страны, резко отличаются друг от друга уровнями своего экономического и культурного развития.

Не менее существенно то обстоятельство, что в целом КПК удалось связать надежды широких общественных кругов на создание могучего и процветающего Китая с понятием социализма. Под лозунгом строительства социализма достигнуты крупные успехи в экономическом развитии страны и в усилении ее международных позиций. Утверждая КПК в роли гаранта светлого будущего Китая, XVI съезда заявил, что "на ее плечах лежит величественная миссия - великое возрождение китайской нации".

В условиях реформ КПК сохраняет за собой функции разработки наиболее важных курсов и установок, берет на себя выдвижение законодательных предложений, рекомендацию работников на важные посты. Все это позволяет ей превращать партийную платформу в волю государства.

Разработка лидерами КПК новых путей социалистического строительства проникнута их стремлением к творческому осмыслению теории научного социализма. Руководство КПК доказало свою способность учиться у жизни, исходить из постулата "практика есть критерий истины" и при необходимости корректировать свою линию. В начале реформ Дэн Сяопин говорил: "Мы проводим великий эксперимент, и, разумеется, кое-что нельзя выполнить одним разом, временами даже возможны промахи. Но это не страшно. Ошибки могут быть своевременно выправлены" 38 . Будущее покажет, сумеет ли воздвигаемое в КНР здание социализма с китайской спецификой выдержать потрясения XXI в.

Состоявшаяся в марте 2003 г. сессия ВСНП прошла в духе решений XVI съезда КПК. Новый Генеральный секретарь партии Ху Цзиньтао был избран Председателем КНР, а ушедший с этого поста Цзянь Цзэминь переизбран Председателем Центрального Военного совета, возглавив таким образом руководство вооруженными силами страны не только по партийной, но и по государственной линии. Сессия на уровне высшего органа государственной власти утвердила выработанный съездом курс внутренней и внешней политики КНР.


38 Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1988, с. 90.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/СТРОИТЕЛЬСТВО-СОЦИАЛИЗМА-С-КИТАЙСКОЙ-СПЕЦИФИКОЙ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. Т. КУЛИК, СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 14.06.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/СТРОИТЕЛЬСТВО-СОЦИАЛИЗМА-С-КИТАЙСКОЙ-СПЕЦИФИКОЙ (дата обращения: 22.11.2024).

Автор(ы) публикации - Б. Т. КУЛИК:

Б. Т. КУЛИК → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1022 просмотров рейтинг
14.06.2021 (1257 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
CHRONICLE NOTES 2012
час назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
час назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Каталог: Политология 
Вчера · от Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
Каталог: Политология 
Вчера · от Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
Вчера · от Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android