В начале 1917 г. в Петрограде ожидали скорого завершения мировой войны. Для ускорения восстановления хозяйства, внешней торговли и промышленности страны Временное правительство решило учредить ряд вольных гаваней в приморских пунктах.
Для разрешения этой проблемы при Министерстве торговли и промышленности было образовано "Особое совещание по мореплаванию и судостроению", при котором действовала специальная комиссия, включавшая представителей центральных организаций по торговле и промышленности, мореходных учреждений и других заинтересованных организаций.
К концу апреля комиссия выработала проект общего закона "О вольных гаванях" и наметила некоторые портовые города, где предполагалось устроить гавани такого статуса. Согласно этому проекту, допускалось устройство вольных гаваней на казенные, общественные или частные средства. Они должны были находиться в подчинении Министерства торговли и промышленности. Деятельность свободных гаваней подлежала регулированию особыми положениями, разработанными для каждой гавани в отдельности.
2 мая 1917 г. в дополнение к ранее принятым решениям комиссия сформулировала требования, которым должны были следовать вольные гавани. Речь шла, в частности: 1) о предоставлении удобной и обширной гавани для спокойной стоянки, загрузки и разгрузки судов, 2) об установлении связи с внутренними водными и железнодорожными путями, 3) о том, чтобы гавани строились на пересечении вольных морских путей. Исходя из этих требований, а также в целях недопущения конкуренции между этими гаванями, комиссия сочла целесообразным устроить по одной, а в случае необходимости и по две вольные гавани во всех морях, омывающих Россию.
Комиссия намеревалась построить вольные гавани в следующих пунктах: на севере - в Мурманске или в устье Енисея; на побережье Тихого океана - во Владивостоке или в устье Амура; на Балтийском море - одну в Петрограде или Ревеле, а другую в Курляндии после изгнания оттуда германских войск. На Черном море комиссия рекомендовала построить одну вольную гавань в Одессе, а другую - для Кавказского побережья - в Поти или Батуми.
Для окончательного выбора пунктов будущих вольных гаваней законопроект был разослан на обсуждение местным органам самоуправления и общественным организациям приморских городов. Полученные с мест сведения и заключения, по мнению комиссии, дали бы необходимую основу для всестороннего и детального изучения этого вопроса. Затем предполагалось перейти к практическому решению организационных, технических и юридических аспектов устройства свободных гаваней во всех избранных приморских пунктах 1 .
В Батуми проект был получен в конце мая 1917 года. Эта новость воодушевила местную общественность, так как учреждение вольной гавани открывало городу перспективу быстрого выхода из тяжелого социально-экономического положения, в котором он оказался в связи с войной. Передовые представители батумской общественности начали собирать материалы, фактически подтверждавшие преимущества
стр. 174
размещения гавани именно в Батуми. Они указывали на то, что Батуми уже имел подобный опыт в 1878 - 1886 гг., когда он являлся основным транзитным пунктом не только для Закавказья, но и для Средней Азии и Персии 2 .
Однако после Октября 1917 г. Россию охватила гражданская война и создание вольных гаваней стало невозможным.
В начале 1918 г. представители Батумского городского самоуправления сами подняли вопрос об устройстве вольной гавани. В этом отношении обращают на себя внимание статьи секретаря городского правления И. Месхи под общим названием "К вопросу о вольной гавани в Батуми" 3 , в которых указывалось, что до войны Батумский порт на Черном море по грузообороту занимал второе место после Одессы и был основным пунктом, через который шла вся заграничная торговля Закавказья, Закаспийского края и вся транзитная торговля с Персией и прочими странами, и что выполнять эту роль Батуми мог бы с успехом и в будущем. Месхи обращал внимание общественности и на то, что активизация иностранного капитала, рассчитывавшего эксплуатировать медные месторождения и другие геологические богатства Чорохского бассейна Батумской области, также создавала благоприятную почву для будущего возрастания роли Батумской гавани.
Деятели Батумского городского самоуправления учитывали недостатки прежнего режима порто-франко в 1878 - 1886 гг. и предлагали в будущем такой статус придать не всему городу, а лишь части порта. В остальной части гавани предполагалось облагать товары пошлиной на общих основаниях 4 . Однако и этот проект не был осуществлен из-за наступления весной 1918 г. турецких войск в Закавказье и овладения ими Батуми.
Третий проект создания свободной гавани в Батуми рассматривался во второй половине 1918 г. по инициативе Германии, которая имела в Батуми свои многосторонние экономические и политические интересы, однако Турция, ее же союзница, всячески препятствовала этому. Поэтому на намечавшейся Константинопольской мирной конференции Германия, по сведениям грузинского дипломата 3. Авалишвили, намеревалась настоятельно потребовать от Турции объявить Батуми свободной гаванью 5 . Однако и этот план провалился из-за поражения турецко-немецкого блока в первой мировой войне.
Сиоридзе Малхаз, доктор исторических наук, зав. отделом истории Батумского НИИ им. НА. Бердзенишвили АН Грузии.
Примечания
1. Центральный государственный архив Аджарской Автономной Республики (ЦГА ААР), ф. 6, оп. 1, д. 644, л. 1 - 6.
2. СУРГУЛАДЗЕ А., СИОРИДЗЕ М. Порто-франко в Батуми. Батуми. 1996, с. 23 - 40 (на груз. яз.).
3. Южная речь, 1918, N97, 98.
4. ЦГАААР, ф. 16, оп. 1, д. 133, л. 1 - 7.
5. ПИПИЯ Г. В. Политика Германии в Закавказье в 1918 году (сб. док-тов). Тбилиси. 1971; АВАЛОВ З. Независимость Грузии в международной политике 1918 - 1921 гг. Париж. 1924, с. 139.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |