7-12 октября 1999 г. в Пекине и в г. Цюйфу (провинция Шаньдун) в качестве завершающего аккорда празднования 2550-й годовщины со дня рождения Конфуция, продолжавшегося весь год, состоялся международный симпозиум "Конфуцианство и мир и развитие в XXI в.". В симпозиуме, спонсорами которого выступили Международная конфуцианская ассоциация (IСА), Китайский фонд Конфуция и ЮНЕСКО, приняли участие более 250 ученых из разных стран (в том числе четверо из России), было представлено 150 научных докладов, прочитанных на двух пленарных и шести секционных заседаниях.
Открытие форума состоялось в зале заседаний Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, чем было подчеркнуто значение, придаваемое Конфуцию руководством нынешнего Китая. "Ныне весь мир снова открывает для себя в конфуцианстве источник идей и ценностей, необходимых ему для решения проблем, с которыми человечеству придется иметь дело в новом тысячелетии", - сказал на открытии симпозиума представитель ЮНЕСКО Ким Ер Су.
Интерес к идеям конфуцианства как к интегрирующему общество началу характерен прежде всего для Китая и стран Восточной и Юго-Восточной Азии, традиционно входящих в ареал влияния китайской цивилизации. Экономические успехи "Маленьких Драконов Юго-Восточной Азии" многие ученые и политические деятели склонны связывать с конфуцианством. Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, почетный председатель правления IСА, выступая на открытии симпозиума, сказал, что конфуцианский дух помогал Восточной Азии в выходе из поразившего регион финансового кризиса. По его словам, народ в Южной Корее выстраивался в очереди, чтобы пожертвовать золото и драгоценности и помочь тем самым своей стране избежать банкротства.
Западный мир, по мнению ученых, также может извлечь из идей конфуцианства пользу для своего развития. Эта мысль звучала в докладах большинства китайских и зарубежных участников симпозиума, подкреплявших ее высказываниями Конфуция и его последователей. С наибольшей полнотой и четкостью ее выразила профессор Бондского университета Р. Деллиос (Австралия) в докладе "Конфуцианская парадигма глобальной политики".
Современный мир, отметила Р. Деллиос, уже в значительной степени глобализован. Развитие коммуникаций, позволяющее осуществлять мгновенную связь с любой точкой земного шара, планетарная экономика и международные путешествия - это реальность нашего времени. Иными словами, подготовлена инфраструктура для единства мира. Но эта инфраструктура, если использовать компьютерную терминологию, представляет собой своего рода hardware - материальную основу единства, которое мертво без software - духовной основы единства - духа миролюбия. Конфуцианство как учение о Датун, единстве Поднебесной, является наиболее подходящим software. И не только потому, что признает разные идеи и культуры манифестациями единого принципа. Все философии признают "множество" манифестаций "Единого". Конфуцианство имеет перед другими учениями то преимущество, что в нем разработана политическая технология достижения и поддержания мирового единства. Оно описывает этическую иерархию (или иерархию повышающихся уровней интеграции) таким образом, что политическое лидерство в ее центре должно развертывать власть как моральный престиж, как притягательную силу Добродетели (Дэ). Если добродетель структурно укоренена в функционировании системы как глобальной, так и национальной политики, в международных отношениях политика насильственного манипулирования сменяется цивилизованными взаимодействиями. "Если правитель сам правилен, дела будут идти без его приказаний. Если же сам он неправилен, сколько ни будет отдавать приказаний, им не станут следовать", - говорил Конфуций. Привлекательность правления, основанного на моральном престиже, состоит в том, что оно: 1) соответствует характеру глобализованной жизни - широкому и сложному комплексу динамичных информационных потоков, человеческих взаимодействий и рыночных всплесков; 2) избегает подавления, что, в свою очередь, не вызывает в обществе стремления к сопротивлению и агрессии. Правление с помощью морального примера стимулирует в сообществах гармонизирующие энергии. "Управляешь народом с помощью установлений и
стр. 153
сдерживаешь его наказаниями - народ постарается ускользнуть и у него не будет стыда. Управляешь народом с помощью притягательной силы добродетели, сдерживаешь его ритуалами - у народа будет чувство стыда и он станет лучше". "Улучшение" народа или "самопреобразование" общества - другая выдающаяся черта учения Конфуция как политической философии. Преобразование общества, по Конфуцию, начинается с воспитания личности. В самовоспитании целостной личности главным принципом должна быть "взаимность": "Не делай другому того, чего не хочешь от другого себе". Напоминая, в чем состоит ученость, делающая нас людьми, Конфуций говорил, что ученый муж не ищет жизни в ущерб совести, а может ради совести пожертвовать своей жизнью.
Конфуций считал, что в деле образования не должно быть сословных различий. В конфуцианстве меритократия стоит превыше обычной элиты, определяемой властью и деньгами, и это не только справедливо, но и необходимо для того, чтобы руководство было эффективным, прозрачным и способным открыть резервы человеческих талантов, которые могут быть использованы на благо всего мира. Китайская экзаменационная система, использовавшаяся для формирования китайской бюрократии, дает пример методологии, не превзойденный другими цивилизациями. И самое важное - чиновники-ученые должны быть советниками высших властей. Всякое правление, основанное на моральном престиже, требует наличия советников, обладающих высокими моральными качествами. Такой советник, по Конфуцию, действует ради сохранения Небесной санкции правления. Другими словами, он действует от имени народа, поскольку воля народа выражает желание Неба. Это не противоречит современным демократическим представлениям.
Р. Деллиос отнюдь не предполагает, что история Китая может служить моделью для современности, но считает нужным заметить, что альтернатива европейскому порядку, которому уже более 300 лет, существует. Конфуцианская парадигма глобальной политики весьма актуальна для кануна XXI в., так как глобализация без глобальной этики может произвести больше "проигравших", чем "выигравших". Правильно проводимая конфуцианская линия не предполагает отказа от собственных интересов в глобальных отношениях. Она просто трансформирует их таким образом, чтобы могли оказаться в выигрыше все. Конфуцианство предполагает международные отношения взаимной поддержки в мире. Важнейшие из этих проблем, как и прежде, - это проблемы войны и несправедливости, неспособности преодолеть свой собственный племенной эгоизм. Проблема состоит в том, как стать человеком. В мире, который не перестал быть варварским, проект Конфуция остается актуальным.
Участники симпозиума были единодушны в том, что конфуцианство может стать идейной основой развития Китая в XXI в. Если вспомнить пароксизмы критики конфуцианства и Конфуция в Китае на протяжении трех четвертей XX в., то сдержанное и порой скептическое отношение к предложениям реанимировать конфуцианство, высказывавшееся в статьях некоторых китайских ученых в последние два десятилетия, является шагом вперед в возрождении конфуцианских традиций. Что касается симпозиума, то тут критики конфуцианства не было вообще. Только в докладе Чэн Чжунъина (Гавайский ун-т, США) прозвучал призыв опираться одновременно и на учение Мэн-цзы о моральном престиже, и на учение Сюнь-цзы о законе, дабы избежать присущей каждому из этих двух основных направлений конфуцианства однобокости. Профессор Гарвардского университета Ду Вэймин (США), известный историк конфуцианства, десять лет тому назад называвший его "музейной реликвией", которую нельзя оживить, пересмотрел свои взгляды. Он указал на ошибку тех исследователей, которые ставят мыслителей древности ниже современных. Старейшина китайских историков Чжин Дайнянь в своем выступлении сделал упор на всеобщем и вечном в идеях Конфуция, причем на первое место поставил принцип: "Не делай другому того, чего не хочешь себе".
В конфуцианстве существует и другая, позитивная формулировка этого принципа, которая оказалась в центре внимания многих выступавших: "Чего хочешь для себя, помоги сначала получить другому. То место, которое хочешь занять, помоги сначала занять другому". Этот принцип взаимопомощи и несоперничества противопоставлялся безжалостной конкуренции и расталкиванию соперников локтями, характерным для западного подхода. Так, по словам Тан Джои, сингапурского миллиардера, спонсора симпозиума, успехом своего бизнеса он обязан тому, что был воспитан на идеях конфуцианства.
В докладах на тему "Конфуцианство и экономика" (в разных секциях их было прочитано 14) китайские ученые, как правило, оперировали многими цитатами и, комментируя их, старались
стр. 154
показать, что конфуцианские идеи не противоречат экономическому развитию в современном мире. Только в докладе "Великая игра: конфуцианство, азиатский кризис и технологическая революция" Р. Литтла (Бондский ун-т, Австралия) была предпринята попытка разобраться в причинах успеха бизнесменов Восточной и Юго-Восточной Азии, вдохновляемых конфуцианством. Р. Литтл не приписывал его одному конфуцианству, но показал важнейшую роль того, что он назвал "десятью конфуцианскими добродетелями". Главными среди них являются строгий баланс между личной инициативой и ответственностью перед обществом, в котором все взаимосвязано, а также упор на образование и воспитание. Эти добродетели позволяют конфуцианскому обществу, в том числе и в КНР, где конфуцианские ценности долгое время активно отрицались, но тем не менее продолжали существовать, неизменно преодолевать кризисы.
Наиболее оживленное заседание симпозиума оказалось связанным не с прикладными, а с академическими аспектами изучения конфуцианства. Доклады Цянь Суня (Ун-т Цинхуа) и Люй Шаогана (Цзилиньский ун-т) были посвящены анализу конфуцианских и даосских текстов, которые были обнаружены в результате археологических раскопок в 1993 г. Тексты на бамбуковых планках относятся, по убеждению археологов, к середине периода Чжаньго. Тексты опубликованы в 1999 г., и ученый мир только начинает их осваивать. Ожидается, что они могут внести большие коррективы в наши представления о периоде Чжаньго и даже открыть новую эру в изучении доциньской истории Китая.
В ходе симпозиума был проведен Второй съезд Международной конфуцианской ассоциации. В нем приняли участие все присутствовавшие на симпозиуме, хотя большинство ученых не являются членами ассоциации по причине довольно высокого для социалистических и постсоциалистических стран порога вступительных и ежегодных взносов. На съезде были внесены поправки в устав и избран новый председатель правления - сингапурский предприниматель Тан Юй. С его избранием связываются надежды на создание в Пекине Конфуцианского университета.
Как было сообщено на съезде, многие китайцы, никогда раньше не державшие в руках конфуцианских книг, теперь проводят время за их чтением. В университете Цинхуа и в Пекинском университете организуются студенческие группы для изучения классических канонов. Хэ Кэйюн, учитель из провинции Чжэцзян, открыл в своей деревне частную школу, где изучают Конфуция. Он на свои деньги издал биографию Конфуция, для написания которой прошел по маршруту странствий своего кумира. Экземпляры книги были подарены участникам симпозиума. Профессор Ван Дяньцин, директор НИИ восточной морали в Пекине, обучает учеников средней и начальной школы читать и декламировать китайские классические каноны. Такой тренинг прошли уже около двухсот тысяч пекинских школьников. В настоящий момент нехватка средств и квалифицированных преподавателей задерживает развитие конфуцианского воспитания.
Во время симпозиума была развернута выставка "золотых книг" известного каллиграфа Чжао Чжичжуна. Художник написал золотом на шелке несколько главнейших конфуцианских канонов. Золотая каллиграфия Чжао Чжичжуна охотно покупается музеями и частными коллекционерами.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |