Libmonster ID: KZ-171
Author(s) of the publication: А. Н. ЧИСТОЗВОНОВ

С 22 по 29 апреля 1977 г. в Прато (Италия) проходила очередная ежегодная IX "неделя" по экономической истории стран Европы1 , организованная Международным институтом экономической истории "Ф. Датини" (председатель - О. Маджистрали, Италия) и Международным научным комитетом при институте (председатель - Ф. Бродель, Франция).

В "неделе" приняли участие более 200 человек, преобладающую часть которых составляли итальянские историки и историки-экономисты. Свыше 50 участников прибыли из 13 других европейских стран и США. От СССР было три представителя.

Открыл "неделю" Ф. Бродель. Генеральный секретарь Международного научного комитета А. Тененти (Франция) в своей вступительной речи подчеркнул, что общая тема IX "недели" - "Инвестиции и городская культура в XIII-XVIII вв." - является комплексной, позволяющей ставить и решать широкие, разноплановые по своему характеру проблемы и вопросы. В работе второго дня "недели" принял участие председатель сената Италии историк- экономист А. Фанфани. В краткой речи он отметил большое международное научное значение "недель" и роль института "Ф. Датини" в их организации и проведении.

Основные направления, которым были посвящены доклады и сообщения, суть следующие: 1) общие проблемы и методы исследования; 2) власти и инвестиции в городах Европы; 3) вложения в фортификационные сооружения европейских городов; 4) инвестиции в сферу материальной и духовной городской культуры. В постановке и решении проблем и методов исследования с самого начала дала себя знать та терминологическая неточность, которой отмечена формулировка главной темы. Не случайно А. Тененти счел необходимым отметить, что заимствованный из современного понятийного аппарата термин "инвестиции" в изучаемый период воспринимался не в его "коммерческом" смысле, а скорее как одна из статей расходов, как категория престижного или благотворительного порядка и т. п. С развитием и дифференциацией городов менялось как соотношение вложений, так и источники финансирования. Ф. Вольф (Франция), определяя понятие "инвестиции", употребил абстрактную формулировку - "возрастание капитала в двух исчислениях и в двух измерениях времени". Х. Штооб (ФРГ) и М. Кернер (Швейцария) относили к "инвестициям" затраты на очень широкий круг городских потребностей - от создания и поддержания городских укреплений, дорог, мостов вплоть до издержек на военные и политико-дипломатические мероприятия. П. Берн (Англия) рекомендовал применительно к изучаемому периоду понимать под "инвестициями" просто затраты. Е. Войтович (Польша) и Д. Гранаштон (Венгрия) подчеркивали несоответствие термина "инвестиции" исторической канве изучаемого периода, сомнительность его применения в сфере культуры.

Ведущим по проблеме "Власти и инвестиции в городах Европы" был доклад Ф. Вольфа "Власть и городские вложения в Западной и Центральной Европе XIII- XVII вв.", в котором был рассмотрен широкий круг проблем: от финансирования государством и городскими властями строительства общественных зданий, больниц, школ до создания укреплений, дорог и мостов. Главное внимание было сосредоточено на трех крупных и разнотипных городах: Риме, Париже, Лилле, - где роль государства в сфере планировки, застройки и благоустройства, а также культуры была определяющей. В Марселе же вложения на нужды города распределялись поровну между государством, с одной стороны, и магистратами вместе с частными лицами - с


1 О III "неделе" по экономической истории см.: "Вопросы истории", 1972, N 3; о VI "неделе" - 1975, N 2; о VIII "неделе"- 1976, N 10.

стр. 181


другой. Для подавляющего большинства европейских городов типичным было покрытие затрат по всем статьям, в том числе и на культурные цели, за счет бюджетов городов, разных корпораций, включая церковные, меценатов и др. По мере политической централизации обозначилась тенденция к возрастанию роли государства в финансировании городских культурных нужд, поскольку лишь ему под силу было осуществление широких проектов.

По Швейцарии (спецификой которой было отсутствие в средние века центрального правительства) вопросы финансирования городских потребностей, в том числе и культурных, были разработаны в сообщении М. Кернера "Городские общественные инвестиции в Швейцарии в XVI в.; секторное распределение". Анализ городских бюджетов показал, что расходы на постройку, ремонт и содержание зданий общественно-культурного назначения составляли от 17 до 37%, на цели же "чистой культуры", включая церковь, шло немногим более 1%. К сходным выводам пришли и М. Кутюрье (Франция) в сообщении "Инвестиции религиозных учреждений Шартра в культуру (1480 - 1600)", а также Ж. Лабро (Франция) - "Аристократия в Неаполе: вложение, буйность, хищничество". По-видимому, именно такие размеры расходов на культуру приближались к "норме". В обстоятельном и синтетичном по форме сообщении М. А. Ладеро Кесады (Испания) "Городские вложения и социальные изменения в Андалузии XIII- XV вв." были проанализированы все основные функции и сферы деятельности городских властей в связи с социальной эволюцией общества и сложным переплетением мусульманских реликтов и новых тенденций развития в условиях Реконкисты.

Рассматриваемой проблеме был посвящен и ряд сообщений ученых социалистических стран. Это прежде всего сообщения А. Лаубе (ГДР) "Финансирование и вложения в строительство и произведения искусства в саксонских горнорудных городах XV-XVI вв." и Д. Моленды (Польша) "Вложения в промышленность и культуру в горнорудных городах Центральной Европы в XIII-XVII веках". Оба докладчика показали, что развитие горнорудных городов - и по темпам и по своему характеру - резко отличалось от развития обычных средневековых городских центров. Судьбы горнорудных городов были теснейшим образом связаны с жизнью и перспективами развития горных разработок, с политикой властей (королевских - в Польше и Чехии, герцогских в Саксонии). В частности, темпы. роста таких городов были очень быстры, а финансировались их потребности за счет отчислений от доходов с рудников или выделения им паев (куксов) в горных разработках. Расходы на культуру в них были несколько выше, школ здесь было больше и поставлены они были лучше.

Иными были формы зависимости городов от властей в Венгрии, Валахии и Трансильвании. Это видно из сообщений: Д. Гранаштои - "Инвестиции и городская культура в Венгрии (XV-XVI вв.)", Ш. Гимеши (Венгрия) - "Доходы, коммунальное строительство и инвестиции в венгерских городах в XVIII в.", П. Чиха и я (Румыния) - "Господарь и культура в валашских городах в середине XVII в.", А. Армбрюстера (Румыния) - "Культурная деятельность губернатора Трансильвании Самюэля Брукенталя в городе Сибиу-Херманнштадт (вторая половина XVII в.)". В XV в. крупные (по местным масштабам) венгерские города располагали устойчивыми источниками доходов в виде муниципальных сборов, поступлений от торговли, ремесла подвластных городам сеньорий. После поражения в битве с турками при Мохаче 1526 г. и расчленения Венгрии города захирели, их доходы резко сократились. Соответственно в бедственном положении оказалась и городская культура. В XVIII в. прогрессивное социально - экономическое развитие имело место преимущественно в королевских городах, сеньориальные же продолжали в основном отставать.

Расходам на фортификационные сооружения европейских городов был посвящен доклад Ф. Контамина (Франция) "Города и инвестиции на оборону во Франции в XIV-XV веках", опиравшегося на выборочный статистический материал. Создание крепостной стены, по мнению докладчика, означало формирование городской общности, а одновременно и закладывание основы городской администрации и финансов, поскольку строительство и содержание фортификаций всегда составляли одну из основных функций городских советов.

К. Фаулер (Англия) в сообщении "Вложения в городские укрепления: пограничные области Франции и Англии в XIV в." показал зависимость вложений в городские укрепления этих стран от их географического положения и связанных с ним военно-

стр. 182


стратегических концепций обеих стран (поэтому в процентном отношении во Франции, эвентуально более открытой для вторжений со всех сторон, укрепленных городов было значительно больше, чем в Англии). В сообщении А. Милобендского (Польша) "Военная архитектура в польских городах; война и инвестиции в культуру (XVI-XVIII вв.)" шла речь об отражении специфики польской государственности на фортификационной системе городов. Крепостное строительство в XVI-XVIII вв. в Польше в целом консервировалось, практиковалась лишь модернизация укреплений, возведенных еще в XIV веке. В Центральной Польше большие города обычно сами строили укрепления. Главной областью военно-политической напряженности был юго-восток страны, подверженный вторжениям турок и крымских татар и являвшийся одновременно ареной освободительной борьбы украинского крестьянства. Поэтому здесь активно строились разного типа городские укрепления - от земельных валов с деревянным "тыном" до мощных магнатских городов- крепостей (Замостье, Жолкнев) и опорной королевской цитадели (Каменец- Подольский). Владельцы городов на строительстве укреплений широко применяли труд своих крепостных.

Иная картина вырисовывалась из сообщений Х. Соли (Бельгия) "Торговые города и потребности безопасности. Укрепления Антверпена в XVI в.: экономическая и социальная цена" и Дж. Папаньо и М. Романи (Италия) - "Цитадель и город: новая фарнезианская крепость Пармы (1589 - 1597 гг.)". В Антверпене строительство новых укреплений привело этот богатейший город к огромной задолженности. Принудительное же строительство цитадели герцога Альбы поставило город на грань банкротства. Нажилась лишь кучка богатых купцов, поставившая строительные работы на чисто буржуазную основу с созданием специальных кирпичных заводов и т. п. Крупные купцы-банкиры Пармы, Рима, Женевы и Фландрии финансировали возведение цитадели в Парме. Эти сооружения служили целям феодально-католической реакции, огромные затраты на них привели к еще большему ограблению горожан, к обострению социально-политических конфликтов.

По проблеме "Инвестиции в сферу материальной и духовной городской культуры" было сделано два доклада: Х. Штооб (ФРГ) - "Городское строительство в среднеевропейских городах XII-XV вв." и Х. Кенигсбергер (Англия) - "Республики и дворы в итальянской и европейской культуре XVI и XVII столетий", а также около 15 сообщений. Внимание Х. Штооба было сосредоточено на проблемах расширительно понимаемой сферы городской материальной культуры, включая проблемы транспорта, снабжения городов и т. п. Фактический материал доклада был в основном иллюстративным. Х. Кенигсбергер практически заслонил социальный аспект проблемы инвеститоров категориями государственными, личностными, психологическими и т. п. Государственная централизация и абсолютизм во Франции, Англии и других странах, подчеркнул он, превращают дворы монархов в центры культурной жизни, меценатства и т. д., а возрастающие ресурсы государства позволяют ему все больше вмешиваться в городские дела, в частности и в роли "культурных инвеститоров", выступать организаторами больших градостроительных и т. п. проектов. Их запросы, "аристократизация" общества предопределяют ход эволюции культуры от Ренессанса к маньеризму, а позднее - к барокко.

В сообщениях польских историков: А. Выробиша "Частные города в Польше XVI-XVIII вв. как форма инвестиций в культуру", Т. Зарембской "Замостье - "идеальный город" Возрождения и его создание", М. Богуцкой "Буржуа и инвестиции в культуру (пример Гданьска в XVI-XVIII вв.)" и Е. Войтовича "Культурные инвестиции в городах Королевской Пруссии с XVI по XVIII век" - была дана обстоятельная оценка двух ансамблей городской культуры, характерных для разных районов Польши. А. Выробиш и Т. Зарембска показали, что упадок центральной власти в Польше имел следствием быстрый рост числа и значения магнатских городов, которые к концу XVII в. составляли 64% общего числа городов страны. В них размещались в основном монастыри. Они были главными центрами развития культуры: архитектуры, школ, типографий. Образцом "ренессансного" магнатского города стало Замостье. Е. Войтович и М. Богуцка сосредоточили свое внимание на прусских городах, среди которых первенствовал Гданьск. Автономный статус и устойчивое, хотя и с перерывами мирное существование, торговое могущество этих городов позволили местному патрициату обстроить и благоустроить их, создать систему хорошо

стр. 183


поставленных школ и гимназий, возвести ряд общественных зданий. Е. Войтович допускает, что на чисто культурные цели здесь шло до 11 % городских расходов. Но пользовались ее благами лишь господствующие слои.

П. Бёрк (Англия) в сообщении "Инвестиции и культура трех городов XVII в." показал размеры и характер затрат на благоустройство и культуру (включая строительство общественных и культурных зданий, планировку и реконструкцию) в трех столь разных по своему типу городах, как папский Рим, абсолютистский Париж и купеческий Амстердам. Докладчик подчеркнул, что затраты на сферу культуры придавали ей особые социально-эстетические оттенки, зависевшие от воли и вкусов "инвеститоров". Ч. Чалкин (Англия) в сообщении "Культурная деятельность и инвестиции в общественные здания в провинциальных городах георгианской Англии" отметил интенсификацию строительства зданий чисто культурного назначения (школ, библиотек, театров) и общий рост культуры в провинциальных городах Англии конца XVIII - первой четверти XIX в. за счет муниципальных и частных фондов. Сообщения итальянских историков Дж. Романелли "Альвизополь как городская утопия", Р. Маскио "Инвестиции в строительство "Большой школы" в Венеции", М. Фанти "Постройка базилики св. Петрония в Болонье в XIV - XV вв." затрагивали частные вопросы.

Дискуссия по всем обсуждавшимся на "неделе" проблемам носила очень оживленный характер. Касаясь дефиниции "капиталовложения" применительно к феодальному обществу, ряд ученых буржуазных стран: Фернандес де Пинеда (Испания), А. Тененти, П. Бёрк, Феллони (Италия) - и социалистических стран: Г. А. Некрасов, А. Л. Хорошкевич (СССР), Д. Гранаштои - отмечали, что этот термин может употребляться при изучении явлений средневековья лишь с большими ограничениями или его следует заменить более обоснованными терминами - "расходы", "затраты". Что касается роли городских укреплений в сфере культуры, то Ж. Фавье изображал их как гарантов городской культуры от мятежей. Ф. Лопец (США) указал на тот факт, что в Италии, как правило, народные массы в замках, цитаделях и укрепленных городах видели оплоты насилия и произвола. Необходимость социально-классового подхода к решению данного вопроса обосновал А. Н. Чистозвонов.

Наиболее многоплановым было обсуждение проблем, связанных с определением понятия "городская культура" и характером затрат на нее. Многие выступавшие подчеркивали необходимость социального анализа этой проблемы, показа того факта, что господствующие слои если и производили затраты на культуру, то делали это в основном в престижных и эгоистических целях. Ставились также вопросы типологии вложений в сферу культуры, зависимости ее прогресса от развития государств, социально-идеологического содержания культуры и т. д. В целом дискуссия была конструктивной, хотя слишком широкий хронологический и тематический профиль главной темы "недели" предопределил известную гетерогенность обсуждения, растекание его по многим каналам, перекрещивание несопоставимых понятий и т. п.

Члены советской делегации приняли активное участие в работе "недели". А. Н. Чистозвонов, выступавший в качестве эксперта, уделил основное внимание методологическим проблемам главной темы. Он отметил рискованность упрощенного подхода к пониманию сложных, опосредствованных взаимосвязей между затратами денежных средств в сфере культуры и особенностями ее содержания, форм проявления и т. д.; остановился на социальном аспекте проблемы "денежные вложения - культура", подчеркнув, что господствующие классы и государства антагонистических обществ проводили четко выраженную классовую линию в вопросах культуры и затрат на нее; подверг критике распространенную в буржуазной науке концепцию, будто богатство само по себе является культурой; выразил сожаление, что очень мало было уделено внимания деятельности университетов, школ и почти полностью игнорировались проблемы народной культуры и источников ее материального обеспечения; выразил сомнение в правомерности преувеличенного внимания к вопросам создания фортификационных сооружений как "объектов культуры".

Г. А. Некрасов в сообщении "Основные направления капиталовложений в строительство Петербурга (первая четверть XVIII в.)" затронул следующие проблемы: определяющее место государства в финансировании, проектировании и строительстве новой столицы России, в том числе зданий общественно - культурного назначения,

стр. 184


включая школы, библиотеки, Академию наук, типографии, госпитали, аптеки; характеристика Петербурга как города нового типа с "регулярной" застройкой; малый удельный вес вложений в строительство и культуру города со стороны частных лиц- дворян и купцов, финансирование строительства за счет повышения нормы эксплуатации крепостного крестьянства. Выступая в дискуссии, Г. А. Некрасов подчеркнул неправомерность применения термина "инвестиции" к экономике феодального периода; неоправданность широты хронологических рамок главной темы, что повлекло за собой стирание формационных и стадиальных граней, специфики закономерностей развития культуры феодального и буржуазного обществ.

А. Л. Хорошкевич в сообщении "Финансирование культурной деятельности в средневековом Пскове" сделала вывод, что власти этого города проводили значительную работу по возведению укреплений, общественных и культовых зданий, благоустройству улиц и т. п. Поощрялось также создание местных хроник и копирование общерусских летописных преданий. Размеры и формы участия частных лиц в развитии псковской культуры пока почти не поддаются учету. А. Л. Хорошкевич в выступлениях в дискуссии коснулась взаимоотношений русских городов с княжеской, сеньориальной и церковной властями и отражения этих связей в сфере культуры; затрат властей на возведение городских укреплений, необоснованности подмены социального аспекта в сфере культуры "государственным".

Ставшие традиционными ежегодные "недели" в Прато заняли одно из ведущих мест среди международных мероприятий такого рода. В целом они весьма результативны в научном отношении. Накопленный опыт их проведения показывает, что существуют возможности дальнейшего совершенствования их работы.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/IX-НЕДЕЛЯ-ПО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ-ИСТОРИИ-В-ПРАТО

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Н. ЧИСТОЗВОНОВ, IX "НЕДЕЛЯ" ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В ПРАТО // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 24.12.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/IX-НЕДЕЛЯ-ПО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ-ИСТОРИИ-В-ПРАТО (date of access: 13.12.2024).

Publication author(s) - А. Н. ЧИСТОЗВОНОВ:

А. Н. ЧИСТОЗВОНОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
864 views rating
24.12.2017 (2546 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
АНТРОПОМОРФНАЯ, ЗООМОРФНАЯ И СОЛЯРНАЯ СИМВОЛИКА НА СОСУДАХ БРОНЗОВОГО ВЕКА ПРИБАЙКАЛЬЯ
4 hours ago · From Urhan Karimov
СЕРЕБРО КАЗАХСКИХ ЗЕРГЕРОВ: ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ
4 hours ago · From Urhan Karimov
ОБЫЧАИ РЯЖЕНИЯ В КАЛЕНДАРНЫХ ПРАЗДНИКАХ НЕМЦЕВ СИБИРИ
4 hours ago · From Urhan Karimov
ПАХОМОВСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ
5 hours ago · From Urhan Karimov
ГЛИНЯНЫЕ ШАРЫ С ОСТРОВА СУЧУ - МАТЕРИАЛЬНЫЕ САКРАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ЭПОХИ НЕОЛИТА
5 hours ago · From Urhan Karimov
"Тезис о конфликте" и научный натурализм
15 hours ago · From Urhan Karimov
"Precepts" of Socialism: Transformation of a religious holiday in a village in the Central Nechernozem Region in the mid-1940s-early 1960s
19 hours ago · From Urhan Karimov
Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука
Yesterday · From Urhan Karimov
Селезнев Н. Н. Pax Christiana et Pax Islamica: Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке
Yesterday · From Urhan Karimov
Маронит, мелькит или яковит? К вопросу о конфессиональной принадлежности Абд ал-Масиха ибн На'има ал-Химси, арабо-христианского переводчика Плотина
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

IX "НЕДЕЛЯ" ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В ПРАТО
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android