BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: KZ-1071

Share with friends in SM

"Царство гуннов" обязано своим названием армянской историко-географической традиции. Впервые оно появляется на страницах "Армянской географии" А. Ширакаци (VII в.): "К северу [от Дербента] находится царство гуннов"1. В "Истории Албании" М. Каганкатваци (VII в.) есть упоминание о "великолепном городе Варачане" или Вараджане, который располагался к северу от Дербента и в котором жил "великий князь гуннов"2. М. И. Артамонов, чья точка зрения относительно "царства гуннов" стала господствующей в отечественной историографии, считал, что его население составляли сувары: "...оно (царство гуннов. - С. Х.) охватывало одно из подразделений болгар, ранее известное под именем савир"3. И лишь в качестве предположения допускал, что кроме сувар там обитало и другое болгарское племя - берсула.

Основанием для первого вывода стали сведения, приводимые Ибн Хордадбехом, а для второго - авторская интерпретация армянского названия столицы "царства гуннов" города Вараджан (Варачан). Ибн Хордадбех сообщает, что "...за пределами ал-Баба4 [идут земли] владык сувар, лакзов, аланов, филана, ал-Маската, сахиба ас-Сарир и город Самандар"5, из чего вытекает цепь следующих заключений: если армянские источники к северу от Дербента помещают "царство гуннов", а Ибн Хордадбех "за пределами аль-Баба", то есть Дербента, первым называет "владыку сувар", то, следовательно, населением названного царства были сувары. Что касается берзилов, то их этноним М. И. Артамонов сближает с армянским названием столицы "царства гуннов" городом Вараджан.

Берзилов, которых вышеназванный ученый считает второй и близкородственной суварам и булгарам этнической группой "царства гуннов", армянские, византийские и сирийские источники упоминают как народ, живущий к северу от Дербента. Например, Феофан и Никифор, византийские писатели IX в., упоминают Берзилию, "самую дальнюю страну первой Сарматии"5. Первая или азиатская Сарматия по системе Клавдия Птолемея располагалась между Доном и Волгой, следовательно, Берзилия должна быть локализована на крайнем востоке Сарматии, то есть ограничена с востока Каспийским морем и Волгой, так как за Волгой начиналась птолемеевская Скифия. Таким образом, устанавливается восточная граница Берзилии. Что касается северо-восточной границы, то тут на помощь приходит "Армянская география" Ширакаци: "В Сарматии... много рек, в числе которых Этиль (Волга. - С. Х.) с 70 рукавами, на котором защищается народ ба[р]силы"7. Южная граница Берзилии четко определяется сведениями Михаила Сирийца (1126 - 1199), который называет Берзилию страной алан, "в которой римлянами были построены города Каспия, называвшиеся


Хамидуллин Салават Ишмухаметович - соискатель кафедры Отечественной истории Башкирского Государственного университета.

стр. 159

вратами Turaye..."8. Тем самым, он локализует ее в районе Дербента, так как слово Turaye является, по мнению исследователей, авторской передачей древнего ирано-армянского названия Каспийского прохода - Чор. С запада Берзилию ограничивали горы Кавказа. Следовательно, древняя Берзилия включала в себя просторы Восточного Предкавказья от Дербента до низовий Волги.

Армянские авторы VII в. Ширакаци и Каганкатваци, отмечающие на этой территории "царство гуннов", ничего не говорят о его этническом составе. Термин "гунны" у них имеет собирательное значение и играет роль политонима, поэтому внимание Артамонова привлекло название города Варачан: "Это имя в различных вариантах упоминается не только в армянских, но и в византийских, в арабских и еврейских источниках и, очевидно, связывается с названием страны Берсилия и подразделения болгар - берсилиев, барсилов или берсула..."9. При этом нужно учитывать, что "царство гуннов" второй половины VII в. не совпадало с древней Берзилией, ибо охватывало, по всей видимости, лишь ее южную половину. Согласно источникам, низовья Волги, территория современной Калмыкии и степи Северного Кавказа уже были заняты хазарами, которых армянские источники не отождествляют с "гуннами".

Основным аргументом в построениях Артамонова являются данные Ибн Хордадбеха о народах, проживавших севернее Дербента. Именно упомянутые арабским географом IX в. "за пределами ал-Баба" сувары являются, по его мнению, обитателями "царства гуннов", что, как представляется, не соответствует действительности. Во-первых, сведения Ибн Хордадбеха датируются временем его административной карьеры в качестве чиновника почтовой службы Багдадского халифата, то есть относятся ко второй половине IX в., тогда как "царство гуннов" уверенно датируется второй половиной VII - началом VIII века. Следовательно, сведения Ибн Хордадбеха отражают этнические реалии своего времени, а не периода почти двухсотлетней давности. Во-вторых, в "Армянской географии" Ширакаци, современника "царства гуннов", говорится: "К северу [от Дербенда] близ моря находится царство гуннов, на западе у Кавказа (то есть у подножья гор Кавказа. - С. Х.) город гуннов Вараджан, а также города Чунгарс и Мендр (Семендер). К востоку живут савиры до реки Талта10, отделяющей азиатскую Сарматию от Скифии..."11. Как следует из источника, в VII в. сувары жили северо-восточнее "царства гуннов", занимая район дельты Волги, сердце Хазарии и, следовательно, не могли населять Восточное Предкавказье, то есть "царство гуннов". В этой связи нелишне указать на то, что Масуди называет хазар тюркскими сабирами, и только по-персидски они именуются хазаран12. Исходя из этого, следует, что основным этническим компонентом хазар были сабиры или сувары, жившие в центре Хазарского каганата на Волге.

Армянская историография считает берзилов и хазар современниками и относит их появление на исторической арене к III веку. "Отец армянской истории" Хоренаци пишет, что в правление армянского царя Вагаршака (Вахарша) "массы горцев - я разумею - хазар и ба[р]силов, соединившись, прошли через врата Чора (Дербентский проход. - С. Х.) под предводительством царя своего Внасепа Сурхапа..."13. Вагаршак погиб в сражении, а так как его правление продолжалось с 193 по 213 г., то, следовательно, поход берзило-хазар в Армению состоялся в 213 году. Не рассматривая "злополучную проблему армянской историографии, касающуюся Моисея Хоренского"14, следует сказать, что к традиционной датировке его "Истории Армении" V в., сегодня склоняется все большее число исследователей. Если принять данную установку, то ничего не остается, как признать III в. временем появления на исторической арене хазар и берзилов, тем более что эта дата подтверждается арабской историко-географической традицией. В ней же мы находим и ответ на вопрос об этнической составляющей "царства гуннов".

Берзилия в сочинении Балазури, одного из ранних арабских историков конца IX в., упомянута в связи с популярным в арабской литературе сюжетом об обстоятельствах строительства знаменитых Дербентских укреплений. Он рассказывает о встрече, состоявшейся между персидским шахом Хосровом Ануширваном и тюркским Синджибу-каганом15 в Берзилии: "И подарил турок Ануширвану свою дочь, а затем сам прибыл к нему. И встретились они в Баршалии"16. Взамен Ануширван отдает замуж за кагана свою дочь. Ибн ал-Асир почти слово в слово воспроизводит рассказ, приведенный Балазури. Ануширван пускается на хитрость, результатом которой ста-

стр. 160

новится возведение Дербентских стен: "...И построил Ануширван стену от моря до вершин гор. И сделал в ней железные ворота и поставил охрану. И сказали царю турок: "Воистину, тебя обманули: твоя жена не дочь Ануширвана, и он укрепился против тебя". И не мог каган найти какую-либо хитрость против него". Однако, в отличие от Балазури Ибн ал-Асир место, где встретились каган и шах и где был построен Дербент, называет не Баршалийа, а Бурджан: "И когда укрепились его (Ануширвана. - С. Х.) дела, он воевал Фергану и Бурджан, затем вернулся [из Бурджана] и построил города Шабиран, Маскат и Баб аль-Абваб. И назван этот [город] "Воротами" потому, что построен на пути в горы"17. Ему вторит ат-Табари: "...Ануширван напал на Бурджан, затем вернулся и построил Баб аль-Абваб..."18. При сопоставлении рассказов Балазури, Ибн ал-Асира и ат-Табари о событиях, имевших место во второй половине VI в. на Кавказе, выходит, что Берзилия византийских источников, страна Барслов армянских и аль-Баршалийа Балазури соответствуют стране Бурджан арабских авторов. Как считает В. Минорский, название Barsli (Баршалия) является тюркской конструкцией с суффиксом принадлежности -li-, тогда как армянская форма Варачан (Вараджан) представляет собой ту же основу с иранским окончанием -ан19.

Страну Бурджан упоминает историк Я'куби (конец IX в.) в одной из глав своего сочинения, посвященной генеалогии народов Кавказа и Закавказья. Он пишет: "...разделил Фалаг бен 'Абр бен Арфахшад бен Сам бен Нух (Ной) землю между детьми Нуха, которые ушли по левую сторону востока. И отделилось от них племя - дети На'ума - в направлении севера. И распространились они по той стране, и стало несколько царств: и это - Бурджан, Дейлем, Табар, Тилсан, Джилян, Филан, Алан, Хазар, Дуданийа, Арман..."20.

Таким образом, легендарная генеалогия считает бурджан, то есть берзилов, и хазар аборигенами Кавказа. Ибн Хордадбех, используя данные сасанидских архивов, рассказывает о том, что во времена Ардашира Папакана (220 - 240 гг.), основателя Сасанидской династии, среди прочих пограничных с Ираном владетелей был Бурджан-шах21. Обращает на себя внимание то, что царство Бурджан упомянуто Ибн Хордадбехом в связи с событиями III в., а это напрямую согласуется с хронологией берзилов в "Истории Армении" Хоренаци. Наконец, в контексте событий середины VII в., то есть непосредственно перед появлением в армянской литературе VII в. "царства гуннов", арабский энциклопедист Йакут XIII в. приводит следующие сведения: "Бурджан: ... страна из числа областей Хазарии. Звездочеты утверждают, что [страна Бурджан] находится в шестом климате, и ее местонахождение - сорок градусов долготы и сорок пять градусов широты; мусульмане нападали на [Бурджан] в дни 'Усмана - да будет доволен им Аллах!"22. Это сообщение не оставляет места для сомнений относительно географической локализации Бурджана, так как мусульмане "в дни 'Усмана" (644 - 656) воевали с хазарами на территории современного Дагестана севернее Дербента. Таким образом, источники, описывающие события III-VII вв., говорят в пользу того, что население так называемого "царства гуннов" состояло из племени бурджан (берзил). Лишь в VIII-IX вв. равнины Восточного Предкавказья, опустевшие после ухода последних, были заселены хазаро-суварами. Этот факт и зафиксировал Ибн Хордадбех.

Что касается происхождения берзилов (берсула), то в литературе их обычно связывают с тюркоязычными булгарами. Основанием для этого служат сведения Ибн Русте, упоминающего племя берсула в составе волжских булгар23. Однако Михаил Сириец называет берзил аланами, что при тщательном анализе имеющихся источников представляется весьма правдоподобным утверждением. Например, имя царя хазар и берзилов, встречающееся в "Истории Армении" М. Хоренаци, дает возможность его интерпретации как иранского. Именно так считает А. В. Гадло, уточняя его звучание - Гушнасп Сухраб вместо Внасеп Сурхап, и делая замечание, что этот царь "представляет не хазаро-акацирскую, а барсилскую аристократию". Следовательно, "барсилы - не тюрки, а иранцы"24. Этногенетическое предание, записанное в XIX в. башкирским писателем Мухаммед-Салимом Уметбаевым, подтверждает сармато-аланское происхождение бурджан: "Искандер также был шахом: [выступив] из Рума, он захватил много иранских ('Аджам) земель... Оттуда пошел в Чин, из Чина в Хитай, из Хитая к уйгурам, которые происходят из одного рода с башкирами; от них - в Туркестан, оттуда пошел в Хаверстан, оттуда к алан-бурджанам, - это и другие [племена] затем вошли в состав башкир..."25.

стр. 161

Хазарский каганат представлял собой федерацию, состоявшую из вассальных владений. Федератами хазарского кагана, судя по арабским и армянским источникам, были, по крайней мере, два правителя - цари волжских булгар и северокавказских "гуннов". Вассальные цари, согласно тюркской титулатуре, назывались эльтеберами. Армянский писатель М. Каганкатваци называет правителя "царства гуннов" Алп-Илитвером, то есть эльтебером по имени Алп26. Каганкатваци дает красочное описание вождя "гуннов": "Выделяясь силой и доблестью, он прославился в состязаниях, как победитель на греческих олимпиадах, отличившись силой среди всех остальных, он снискал себе великолепное имя доблестное, совершив многие подвиги храбрости в Туркестане при хакане хазиров, он снискал любовь хакана, и тот выдал за него свою дочь. А также был он удостоен сана илитуерства и прославлен в пределах всех трех стран..."27. Берзилы были привилегированным племенем, что нашло выражение не только в том, что их эльтебер удостоился чести жениться на дочери хазарского кагана, но и в том, что главная жена кагана - хатун - выбиралась из берзилских принцесс. Об этом сообщает "Армянская география": "царица же, жена хагана, происходит из народа басилов... Царь их называется хаган, а царица, жена хагана, хатун"28.

Кагакатваци оставил описание "царства гуннов": "Преданный сатане, народ этот, охваченный заблуждением древопоклонения, по северной холодной глупости своей вздорные и ложные верования, скверные языческие обряды свои считал выше [других]. Если громогласное огненное сверкание молнии, обжигающее эфир, поражало человека или другое животное, то они считали, что это жертва, посвященная богу Куару, и служили ему. И еще почитаемому ими идолу какому-то, огромному и безобразному богу Тангри-хану, которого персы называют Аспандиат, приносили в жертву коней на кострах..."20. В этом пассаже принято видеть отражение этнического многообразия "царства гуннов": Гадло в поклонниках бога Куара видел ираноязычных кочевников массагетов-маскутов, а Тангри-хану, соответственно, поклонялись тюркоязычные гунны. Однако, маскуты, согласно "Армянской географии", жили южнее Дербента, поэтому, скорее всего, Куар-Аспандиат был богом бурджан (берзилов), племени иранского происхождения.

Исследователи сопоставляют имя Куар с древнеиранским словом Hvar (солнце). Солярные культы, как известно, были распространены среди индоевропейских народов. Например, высшим божеством древних славян был громовержец Сварог (Svar или Surya - бог солнца у индийцев - через оппозицию индоевропейского -s- иранскому -h- сходятся с Hvar). Так же и северокавказский Hvar, судя по описанию Кагакатваци, был богом-громовержцем. Что касается названия Аспандиат, то его можно перевести с иранских языков следующим образом: Аспанд (авестийское Spenta и латинское Santa) "всесвятый" плюс дад (английское dad, русское "дед", таджикское "дада") "батюшка" в сумме обозначают "небесный отец". Впрочем, возможно и иное толкование: Аспанд (всесвятый) и дад (дар) образуют понятие "дар всесвятого", как, например, в имени Митридат, "дар Митры". Что касается Тенгри-хана, то он является тюркским аналогом Куара-Аспандидада, так как эти имена коррелируются между собой. Земной парой "небесного отца" Тенгри-хана, Куара-Аспадиата, была некая Афродита. Кагакатваци пишет: "колдуны, ворожеи и чародеи [слуги богини] Афродиты начали свое неистовое колдовство, стали обращаться к земле, с лживыми призывами..."30. Обращение "слуг Афродиты" к земле разоблачает в названной богине тюркское божество Йер-Суб (Земля-Вода), небесной персонификацией которого была богиня Умай. Почитание наряду с иранскими тюркских божеств свидетельствует о далеко зашедшем процессе тюркизации населения царства Бурджан.

Если географическое и историческое тождество Бурджана и Берзилии налицо, то тождество лексическое между этими названиями не столь очевидно. "Этимология этнонима бурджан неясна, - пишет Р. Г. Кузеев. - Само написание слова бурджан заимствовано из иранской литературной традиции, следовательно, этноним в живой речи мог звучать несколько иначе..."31. Как именно, ученый не поясняет, хотя башкирское народное название буръян и литературная форма бурджан (в русифицированном виде "бурзян". - С. Х.) в точности соответствуют написанию этого этнонима в иранской и арабской письменных традициях. Значения этнонима бурджан коснулся и Ф. И. Гордеев. Он считает возможным этимологизировать его с позиций тюркского и иранского языков: тюркское "джан" - "человек" плюс иранский корень "бур",

стр. 162

семантика которого остается неясной, но предполагается его иранское или сармато-аланское происхождение32. В отечественной историографии было высказано мнение о тождестве бурджан с булгарским племенем берсула и кипчакским бурдж-оглы, из которого происходил знаменитый мамлюкский султан Египта Рукн ад-Дин Бейбарс. Например, А. Б. Булатов пишет: "...по нашему мнению, барсилы или берсула - это те же борджане (бордж улы)33. К похожей мысли пришел P. Golden, поддержанный затем Н. Баскаковым34. Эта точка зрения нуждается в проверке, поэтому приведем варианты звучания этнонимов бурджан и берсула в арабской, персидской, византийской, армянской, хазарской, русской и западноевропейской традициях.

В арабской историографии и географической литературе (Я'куби, Табари, Масуди, Йакут, Ибн ал-Асир и др.) наиболее распространенной является форма бурджан. Ее же мы находим в персидском сочинении "Худуд ал-Алам". Балазури упоминает иную форму - аль-Баршалийа. Ряд авторов приводит схожие формы: Ибн Русте знает племя б.рсула, как одно из трех подразделений волжских булгар. Персидский автор Гардизи фиксирует форму б.рсула. Персоязычный "Худуд ал-Алам" наряду с бурджанами знает и племя б.рзула в составе волжских булгар35. Йакут, приведший генеалогическое предание о родстве хазар, хорезмийцев и берсил, последних называет б.р.с.л. Упоминает он и северокавказскую область Бурджан. Византиец Феофан знает Берзилию или Берзетию36, а Фефилакт Симокатта - племя барсельт37. Армянские авторы упоминают народ барсл, басл, баслац, а также город и местность Вараджан или Варачан. Хазарский царь Иосиф называет в числе десяти эпонимов племен Хазарского каганата - имя Биз-л, а также местность В-р-шан38. Во всех письменных традициях, за исключением византийской, параллельно сосуществуют две фонетические формы - Бурджан (В.р.шан) и Берзил, в которых хорошо различим корень берз или бурдж с прибавлением суффиксов -ан и -ил. Этимология корня очевидна: берз/бурдж/бурз являются, соответственно, древнеиранской (авестийской), средне-персидской (пехлевийской) и новоперсидской (фарси) формами слова "высокий", "великий", "благородный". Эволюция этого корня хорошо прослеживается на примере названия священной горы древних иранцев Хара Березайти ("Высокая Хара"): Хара Березайти (Авеста), затем Хар-Бурз/Хар-Бурдж/Аль-Бурдж (пехлеви) и, наконец, Альбурз (фарси), то есть Эльбрус по-русски.

Ибн Халдун приводит название бурдж-оглы в составе племен Дешт-и Кипчака39. Этноним бурдж-оглы означает "сын Бурджа" и является, скорее всего, тюркской калькой слова берзула40. Суффиксы -ула- и -оглы- несут схожую семантическую нагрузку с позиций индоевропейских и тюркских языков. Исходя из этого, можно сделать вывод: корни берз и бурз/бурдж являясь вариациями одной протоосновы - берез и в сочетании с суффиксами дают формы берз + ула и бурдж + ан, из которых первый является индоевропейским уменьшительным суффиксом, а второй формантом множественности и коллективности в иранских языках. В русских летописях племени бурдж-оглы (берзула) соответствует орда Бурчевичей в составе половцев.

В западноевропейских источниках исследуемый этноним отразился в топониме Бурцеланд, то есть "земля Бурца (Бурджа), находившейся на юго-востоке Венгерского королевства, куда переселялись кипчаки"41. Западные источники свидетельствуют в пользу того, что помимо упомянутых форм с суффиксами -ула-, -ан-, -евич- самостоятельное хождение в качестве этнонима имел и сам корень бурдж. Подтверждение этому мы находим в записках турецкого пилигрима Эвлии Челеби, упоминавшего на Северном Кавказе племя борзи: "На арабском языке эта гора (Эльбрус. - С. Х.) называется Абульджибаль - отец гор. Персы называют эти высокие горы Кух-и Альборзи, потому что у подножия этих высоких гор поселились горцы племени Борзи..."42. Согласно некоторым исследованиям иранский корень berz (burz) "высокий" относится к индоевропейско-северокавказским изоглоссам: barz - "гора" по-чеченски; barza - по лезгински; burz - на некоторых иранских диалектах43; berg - по-немецки; на славянских языках breg - "берег". Таким образом, "бурджаны" могло означать просто "горцы", алан-бурджан - "горные аланы", а бурдж-оглы и берзула - что-то вроде "сыны гор".

Таким образом, можно говорить о том, что население так называемого "царства гуннов" состояло по преимуществу из тюркизированного сармато-аланского племени бурджан (берзула). К началу VIII в. это политическое объединение исчезает со страниц письменных источников, что, вероятно, явилось следствием губительных

стр. 163

походов армий Омейядского халифата, вторгавшихся на территорию Дагестана в ходе арабо-хазарских войн. Гибель "царства гуннов", то есть княжества Бурджан, на Северном Кавказе совпадает с появлением бурджан в Дунайской Булгарии и на территории Башкирии, а позднее в составе Дешт-и Кипчака, что свидетельствует о маршрутах дальнейших миграций этого племени.

Примечания

1. ПАТКАНОВ К. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому. - Журнал министерства народного просвещения. СПб. 1883, март, с. 27 - 31.

2. История агван Моисея Каганкатваци, писателя X века. СПб. 1861, с. 192.

3. АРТАМОНОВ М. И. История хазар. Л. 1962, с. 183.

4. Аль-Баб (Ворота) или Баб аль-Абваб (Ворота ворот) - арабское название Дербентских укреплений.

5. ИБН ХОРДАДБЕХ. Книга путей и стран. Баку. 1986, с. 110.

6. ЧИЧУРОВ И. С. Византийские исторические сочинения: "Хронография" Феофана, "Бревиарий" Никифора (тексты, перевод, комментарий). М. 1980, с. 162.

7. ПАТКАНОВ К. Ук. соч., с. 27 - 31.

8. АРТАМОНОВ М. И. Ук. соч., с. 128.

9. Там же, с. 184.

10. Слово Талта является искаженным названием Волги - Атил, которое сохранилось в современных башкирских гидронимах Идель (р. Волга), Чулман-Идель (р. Кама), Ак-Идель (р. Белая).

11. ПАТКАНОВ К. Ук. соч., с. 27 - 31.

12. MASUDI. Kitab at-tanbih wa-1-ishraf. Bibliotheca Geographorum Arabicorum. Lugduni-Batavorum. P. VIII. 1894, p. 83.

13. ХОРЕНСКИИ М. История Армении. М. 1893, с. 113.

14. МЕЛИКСЕТ-БЕК Л. М. Хазары по древнеармянским источникам в связи с проблемой Моисея Хоренского. Исследования по истории культуры народов Востока. М. -Л. 1960, с. 112.

15. Синджибу-каган - правитель Западно-Тюркского каганата Истеми-каган (554 - 576 гг.).

16. Баладзори. Книга завоевания стран. Материалы по истории Азербайджана. Баку. 1927, с. 6.

17. 1BN AL-ATHIR. Tatikh al-kamil. Vol. I. Cairo. 1884, p. 192 - 196.

18. AL-TABARI. Rarikh al-umam va-1-muluk. Vol. 1. Cairo. 1939, p. 525 - 529.

19. MINORSKY V. A New Book on the Khazars. - Oriens. Leiden. 1958. Vol. XI, N 1 - 2, p. 125 - 126.

20. Ibn-Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi. Historiae. Bibliotheca Geographorum Arabicorum. Lugduni Batavorum. P. I. 1883, p. 203.

21. ИБН ХОРДАДБЕХ. Ук. соч., с. 61.

22. YAQUT AL-RUM1. Mu'jam al-buldan. Vol. I. Beirut. 1990, p. 443.

23. IBN RUSTAH. Kitab al-a'lak an-nafisa. Bibliotheca Geographorum Arabicorum. P. VII. Leiden. 1892, p. 141.

24. ГАДЛО А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л. 1979, с. 61.

25. Umidbaev Muhammad-Salim. Yadkar. Qazan. 1897, p. 39.

26. "Алп" по-тюркски значит "исполин", "герой", "витязь".

27. История агван Моисея Каганкатваци, с. 192.

28. ПАТКАНОВ К. Ук. соч., с. 27 - 31.

29. История агван Моисея Каганкатваци, с. 193.

30. Там же, с. 202.

31. КУЗЕЕВ Р. Г. Происхождение башкирского народа. М. 1974, с. 142.

32. ГОРДЕЕВ Ф. И. О поздних сарматских заимствованиях в восточно-финских языках. Вопросы финно-угроведения. Йошкар-Ола. 1969, с. 37 - 39.

33. БУЛАТОВ А. Б. Восточные средневековые авторы о башкирах. Археология и этнография Башкирии. Т. IV. Уфа. 1971, с. 323.

34. GOLDEN P. A Historico-Philological Inquiry into the Origins of the Khazars. Khazar Studies. Vol. 1. Budapest. 1980, p. 147; БАСКАКОВ Н. А. Тюркская лексика в "Слове о полку Игореве". М. 1985, с. 35.

35. HUDUD AL-'ALAM. The regions of the world. A Persian geography 372 A.H. - 982 A.D.

36. Translated and explained by V. Minorsky. London. 1937, p. 157.

37. Летопись византийца Феофана от Диолектиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. ЧМОИДР, 1884 - 1887, с. 262.

38. Фиофилакт Симокатта. История. М. 1957, 160.

39. MURAD RAMZI. Talfiq al-akhbar. Qazan. 1907, p. 242.

40. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. М. 1884, с. 541.

41. АБАЕВ В. И. Скифо-европейские изоглоссы. М. 1965, с. 80.

42. БУБЕНОК О. Б. Аланы-Асы в Золотой Орде (XIII-XV вв.). Киев. 2004. с. 238.

43. ЧЕЛЕБИ ЭВЛИЯ. Книга путешествий. М. 1961, с. 93.

Orphus

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/-Царство-гуннов-и-княжество-Бурджан

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. И. Хамидуллин, "Царство гуннов" и княжество Бурджан // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 05.04.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/-Царство-гуннов-и-княжество-Бурджан (date of access: 25.11.2020).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. И. Хамидуллин:

С. И. Хамидуллин → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
338 views rating
05.04.2020 (234 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Абдельазиз Бутефлика
Catalog: История 
7 days ago · From Казахстан Онлайн
Тевтонский орден на Ближнем Востоке в XII-XIII вв.
Catalog: История 
7 days ago · From Казахстан Онлайн
В. БЕНЕКЕ. Военное дело, реформы и общество в царской России. Воинская повинность в России. 1874-1914
Catalog: История 
7 days ago · From Казахстан Онлайн
Обычай взаимопомощи в Дагестане в XIX - начале XX в.
Catalog: История 
7 days ago · From Казахстан Онлайн
Дагестан и отношения России с Турцией и Ираном во второй половине 70-х гг. XVIII в.
Catalog: История 
9 days ago · From Казахстан Онлайн
"Пражская весна" и позиция западноевропейских компартий
Catalog: История 
12 days ago · From Казахстан Онлайн
Эссад-паша Топтани
Catalog: История 
12 days ago · From Казахстан Онлайн
Становление и развитие народного образования в Саудовской Аравии в XX в.
12 days ago · From Казахстан Онлайн
Образование Хазарского каганата
Catalog: История 
26 days ago · From Казахстан Онлайн
Политические настроения в Казахстане в 1945-1985 гг.
28 days ago · From Казахстан Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
latest · Top
 
1
Вacилий П.·zip·45.48 Kb·1240 days ago
1
Вacилий П.·xlsx·19.25 Kb·1240 days ago
1
Вacилий П.·xls·31.84 Kb·1240 days ago
1
Вacилий П.·txt·2.07 Kb·1240 days ago
1
Вacилий П.·rtf·8.2 Kb·1240 days ago
1
Вacилий П.·rar·46.19 Kb·1240 days ago
1
Вacилий П.·pptx·41.16 Kb·1240 days ago
1
Вacилий П.·pdf·29.17 Kb·1240 days ago

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
"Царство гуннов" и княжество Бурджан
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Kazakhstan Library ® All rights reserved.
2017-2020, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones