BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: KZ-288
Author(s) of the publication: Г. П. ЖИДКОВ

share the publication with friends & colleagues

Научный совет "История исторической науки" Отделения истории АН СССР и Калининградский университет провели 28 - 30 мая в Калининграде первое заседание Северо-Западной региональной секции совета. Оно было посвящено актуальным вопросам изучения и преподавания историографии отечественной и всеобщей истории в высшей школе. В работе секции приняли участие историки вузов и научных учреждений 17 городов: Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Саратова, Петрозаводска, Калинина, Пскова, Вологды, Одессы и др. На пленарном заседании и в двух тематических подсекциях (историографии истории СССР и историографии всеобщей истории) было сделано 24 доклада и сообщения.

Пленарное заседание открыл ректор Калининградского университета Н. А. Медведев. Он отметил, что регулярное проведение конференций по вопросам историографии, создание территориальных секций Научного совета "История исторической науки" обеспечивают усиление координирующей роли АН СССР в области историографических исследований, что отвечает задачам организации науки, поставленным XXV съездом КПСС, повышает уровень преподавания историографии в университетах и пединститутах. Участников заседания приветствовал заведующий отделом науки и учебных заведений Калининградского обкома КПСС В. Н. Шамардин. Он рас-

стр. 118


сказал об успехах экономического и культурного развития самой западной области страны, остановился на задачах изучения истории этого региона.

В. А. Дунаевский охарактеризовал формы связи между деятельностью Научного совета и преподаванием историографии в вузах. Советом совместно с преподавателями вузов создана система учебников и учебных пособий, курсов лекций и научно-методических разработок по историографии отечественной и всеобщей истории; стала традиционной публикация тематических историографических сборников. Составляются программы учебных курсов историографии. В университетах формируются кафедры историографии и специальных исторических дисциплин. Предстоит составить антологии по различным разделам историографии; намечено издание библиотеки классиков исторической науки; важной задачей является написание обобщающих историографических трудов и справочно-информационных пособий для преподавателей, а также решение проблемы подготовки кадров специалистов по историографии.

Доклад В. А. Муравьева был посвящен проекту новой программы по историографии истории СССР, подготовленному Московским историко-архивным институтом. Основное внимание докладчик уделил принципам построения программы и критериям периодизации истории исторической науки. Формационный критерий определяет общее деление отечественной историографии на досоветскую и советскую. В основу периодизации досоветской историографии положен принцип доминирующего историографического процесса, в результате выделены пять этапов становления и развития исторической науки в России; сохранена тенденция последовательного хронологического изложения материала, наметившаяся в программе 1968 года. За основу периодизации советской историографии приняты закономерности развития советской исторической науки в связи с главными этапами истории советского общества. Выделены три этапа: с 1917 г. до середины 30-х годов; с середины 30-х до конца 50-х годов; с начала 60-х годов до настоящего времени.

В докладе Г. Р. Левина и В. К. Фураева (оба Ленинград), с которым выступил Г. Р. Левин, была подробно проанализирована учебная и монографическая литература для вузов по историографии нового и новейшего времени, в частности учебник по историографии новой и новейшей истории стран Европы и Америки (1977 г.). Отметив отдельные изъяны этого коллективного труда (фрагментарность анализа развития исторической науки в социалистических странах наряду с излишне пространной характеристикой отдельных буржуазных историков; обезличенная подчас критика буржуазных теорий), докладчики вместе с тем оценили его как важное научное достижение.

В. И. Дурновцев провел сравнительный анализ учебников и учебных пособий по историографии отечественной и всеобщей истории. Он выделил период с середины 60-х годов до наших дней как время количественного и качественного роста учебной литературы, отразившего современные масштабы преподавания историографии в вузах и уровень преподавательских кадров. Он высказался за преодоление существующей изоляции историографических курсов по истории СССР и всеобщей истории, за создание учебников по отечественной, в особенности советской, историографии зарубежной истории.

В. Г. Сарбей (Киев) в докладе "Об изучении историографии народов СССР в общих вузовских курсах отечественной историографии досоветского периода" отметил неполноту и неравномерность освещения проблемы национальных историографии в "Очерках истории исторической науки в СССР" (тт. 1 - 3), а также в учебнике под редакцией В. Е. Иллерицкого, И. А. Кудрявцева и в пособии А. М. Сахарова (в них не отражены должным образом вклад национальных школ в разработку истории отдельных народов и регионов, заслуги русских прогрессивных ученых в изучении истории народов нашей страны). В общих историографических курсах, по мнению докладчика, необходимо глубже показывать как отрицательную роль буржуазного национализма в дореволюционной исторической науке, так и то общее в национальных историографиях, что объединяло их с демократической русской историографией.

В тематических подсекциях основное внимание выступавших привлекли анализ новейшей научной и учебной литературы, обмен опытом преподавания историографии. А. Г. Черных (Николаев) говорила об отражении ленинского историографического наследия в программах и учебниках вузов по историографии, И. Н. Олегина

стр. 119


(Ленинград) - о задачах критики буржуазных и мелкобуржуазных концепций истории советского общества в курсе историографии истории СССР. Н. В. Ефременков (Калинин) и Г. П. Жидков (Калининград) посвятили свои сообщения характеристике учебных пособий по истории советской исторической науки. М. Е. Главатский (Свердловск) поделился наблюдениями об отражении проблемы формирования советской интеллигенции в новейшей литературе. И. В. Порох (Саратов) привлек внимание к методологическому аспекту историографии первой революционной ситуации в России'. В сообщении А. Н. Цамутали (Ленинград) излагались требования к освещению русской историографии XIX в. в общих и специальных вузовских курсах. Е. В. Чистякова проанализировала с методологической и фактической сторон отражение проблем историографии XVII в. в общем курсе историографии истории СССР. В. Н. Котов (Киев) рассказал об опыте преподавания отечественной историографии в Киевском университете, особо выделив вопрос о сочетании общего и специальных курсов; А. В. Островский (Вологда) сосредоточил внимание на системе межпредметных и внутрипредметных связей в процессе преподавания; И. П. Попов (Рязань) познакомил с практикой рефератов как формой организации самостоятельной работы студентов по историографии.

В докладе Е. И. Спиваковского были показаны некоторые особенности раз вития исторической науки в европейских социалистических странах и их отражение в курсе историографии новейшей истории. П. Ф. Лаптин (Каменец-Подольский) посвятил доклад проблемным историографическим лекциям в курсе медиевистики. Б. Д. Козенко (Куйбышев) обосновал структуру курса историографии новой и новейшей истории. И. Я. Биск (Иваново) говорил об особенностях вводной лекции в данном курсе. В сообщении Б. С. Попкова (Петрозаводск) выяснялись роль и место историографического спецкурса в преподавании предмета. С. И. Алпатов и И. В. Завьялова (оба Одесса) поделились опытом преподавания историографии всеобщей истории в Одесском университете. Л. А. Медведев (Калинин) проанализировал содержание историографических сборников, выпущенных Саратовским университетом. В подсекции историографии истории СССР обсуждался проект новой программы. А. Г. Черных указала на неполноту освещения в ней ленинского историографического наследия. И. В. Порох отметил необходимость при изложении ленинской концепции дифференцировать теоретико-методологическую сторону проблемы и конкретные оценочные суждения Ленина; отразить в программе новейшие монографии советских историков. И. Н. Олегина поддержала подход авторов к периодизации историографии советской эпохи. Г. П. Жидков обратил внимание на необходимость выделить два главных этапа в развитии советской исторической науки - до и после ее утверждения на единой методологической основе марксизма-ленинизма; более четко определить критерии отбора персоналий. В. Н. Котов выразил сомнение в правомерности отождествления предмета вузовского курса историографии с историей исторической науки. Е. В. Чистякова дала обстоятельный разбор первых разделов программы (до XVII в.) и внесла конкретные предложения по ее улучшению. Обсуждение показало, что проект новой программы по отечественной историографии в основном отвечает современным требованиям, хотя и нуждается в доработке.

Участники заседания приняли рекомендации по улучшению изучения и преподавания историографии в вузах. Руководителем Северо-Западной региональной секции Научного совета "История исторической науки" утвержден А. Н. Цамутали.

Orphus

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/-В-НАУЧНОМ-СОВЕТЕ-ПО-ИСТОРИИ-ИСТОРИЧЕСКОЙ-НАУКИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. П. ЖИДКОВ, В НАУЧНОМ СОВЕТЕ ПО ИСТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 11.02.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/-В-НАУЧНОМ-СОВЕТЕ-ПО-ИСТОРИИ-ИСТОРИЧЕСКОЙ-НАУКИ (date of access: 18.07.2019).

Publication author(s) - Г. П. ЖИДКОВ:

Г. П. ЖИДКОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
221 views rating
11.02.2018 (522 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Keywords
Related Articles
The author of the article did not encounter a single source on the Meissner-Oxenfeld effect, where the version that this effect is explained by the presence of eddy currents in superconducting ceramics would be questioned. But, in the opinion of the author of the article, ceramics in such a state are surrounded by such gravitational fields, which, when cooled, turn into gravimagnetic fields, which, together with the gravimagnetic fields of the Earth, pull all the magnetic fields from the ceramics body.
Catalog: Физика 
В Институте технической теплофизики НАН Казахстана в тесном сотрудничестве с компанией "Металл Профиль" в городе Шикменте был построен энергоэффективный дом пассивного типа «ноль энергии», который стал научно-технической технологической и теплофизической лабораторией.
52 days ago · From Казахстан Онлайн
Two hundred years ago, Faraday received a current with negative and positive charges, which is distributed in the layer of ether adjacent to the conductor. The one who does not know this is not worth going into the theory of electricity. The discovery is based on the realization that in the theory of electricity there is no extraneous force, instead of which an electromotive force acts, formed by the difference in electrical potentials, between the zero potential of the conductor and the negative (or positive) potential of the current source. This difference in electrical potentials creates in the circuit the force of motion of the charges. The difference of electric potentials creates a force, which may well be called Coulomb force. And then it is not clear why it was necessary to invent an outside force.
Catalog: Физика 
ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ ИЗМЫШЛЕНИЯМ О РЕВВОЕНСОВЕТЕ КАСПИЙСКО-КАВКАЗСКОГО ФРОНТА
100 days ago · From Казахстан Онлайн
ДЖ. Н. КЕРЗОН В РОССИЙСКОЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Catalog: История 
100 days ago · From Казахстан Онлайн
According to our hypothesis, the conversion of electrons and positrons into each other occurs by replacing the charge motion vector with the opposite vector. This is explained by the fact that all elements of the electron's magnetoelectric system are opposite to all elements of the positron's magnetoelectric system. And this opposite is determined by the vector of their movement in space. Therefore, it is only necessary to change the motion vector of one of the charges to the opposite vector, so immediately this charge turns into its antipode.
Catalog: Физика 
Мы живем в самое прекрасное время в истории человечества с точки зрения продолжительности жизни и состояния физического здоровья населения. Сегодня люди и в 80 лет работают и сохраняют энергичный ритм жизни. Медики говорят, что это может быть правилом, а не исключением, когда люди начнут заботиться о своем здоровье. Здоровье - именно тот ресурс, без которого достичь успеха очень трудно. Это понимают и молодые люди.
150 days ago · From Казахстан Онлайн
ИРАНСКИЙ ДЕМОКРАТ-ГУМАНИСТ САЙД НАФИСИ
159 days ago · From Казахстан Онлайн
Рецензии. ТАНАКА АКИРА. ТАКАСУГИ СИНСАКУ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙСКА
159 days ago · From Казахстан Онлайн
ЛЮДИ И ПРИРОДА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ. ОПЫТ ОБЪЯСНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ДЕТАЛЕЙ ИСТОРИИ КОЧЕВНИКОВ
Catalog: История 
159 days ago · From Казахстан Онлайн

ONE WORLD -ONE LIBRARY
Libmonster is a free tool to store the author's heritage. Create your own collection of articles, books, files, multimedia, and share the link with your colleagues and friends. Keep your legacy in one place - on Libmonster. It is practical and convenient.

Libmonster retransmits all saved collections all over the world (open map): in the leading repositories in many countries, social networks and search engines. And remember: it's free. So it was, is and always will be.


Click here to create your own personal collection
В НАУЧНОМ СОВЕТЕ ПО ИСТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Reviews · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2019, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK