BIBLIO.KZ - цифровая библиотека Казахстана, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: KZ-144
Автор(ы) публикации: А. Н. БЫКОВ

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Победа Октября коренным образом изменила ход развития человечества, положила начало перестройке всей системы международных отношений на справедливой, демократической основе. Практически не существует сферы международной жизни, не испытывающей на себе благотворного воздействия идей Великой Октябрьской социалистической революции, их творческого воплощения в практике Советского Союза, других стран социализма. Ее завоевания помогают прогрессивному человечеству в борьбе за мир, равноправное, взаимовыгодное сотрудничество, демократию, социальный прогресс.

В условиях характерного для нашего времени небывалого ускорения процесса интернационализации хозяйственной жизни особое значение для развития всех стран приобретает международное разделение труда, эффективное использование связанных с ним преимуществ. Эта сфера международной жизни на протяжении более полувека испытывает на себе мощное воздействие идей Октября.

Образование мировой социалистической системы послужило началом формирования исторически нового типа разделения труда между странами, основанного на принципах социалистического интернационализма. Ныне идеи Октября воплощаются в развитии и углублении социалистической экономической интеграции - качественно новом этапе международного социалистического разделения труда, материальной основе закономерного сближения и консолидации участвующих в ней стран.

В современных условиях, когда по инициативе и благодаря усилиям Советского Союза, других социалистических стран, при поддержке всех миролюбивых сил происходит поворот от "холодной войны" к разрядке напряженности и мирному сосуществованию государств с различным общественным строем, международное экономическое сотрудничество служит эффективным средством материализации разрядки. В деле перестройки международных экономических отношений социалистические государства по многим вопросам идут рука об руку с развивающимися странами, для которых идеи Октября, реальный опыт их воплощения в жизнь служат надежным ориентиром в борьбе за упрочение национальной независимости и решение актуальных социально- экономических и международных задач.

"Октябрьская революция является таким социально-политическим событием, величие которого раскрывается все глубже и рельефней с каждым новым шагом человечества по пути общественного прогресса" 1 . Воздействие Великой Октябрьской социалистической революции и рожденных ею принципов на формирование международных отношений, в том числе и в области экономики, науки, техники, будет неизменно воз-


1 "О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции". Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года. М. 1977, стр. 23.

стр. 106


растать, отражая всемирно-историческое значение победы Октября, опыта реального социализма, укрепления сил мира и социального прогресса в общемировом масштабе.

Вопросы воздействия мирового социализма на международные экономические отношения, становления и развития международного социалистического разделения труда уже неоднократно освещались в советской литературе2 . В данной статье ставится цель в сжатой форме рассмотреть в историческом плане взаимосвязь идей Великого Октября с развитием международных экономических отношений, показать последовательное воплощение этих идей во внешнеэкономической политике СССР, всего социалистического содружества, в их борьбе за мир и сотрудничество между народами.

*

Уже вскоре после победы Октября, когда социализм на мировой арене был представлен лишь одним государством - Советской Россией, только еще встававшей на путь мирного развития, В. И. Ленин отмечал, что облик мира определяется противоборством "двух способов, двух формаций, двух хозяйств - коммунистического и капиталистического"3 . Принципы экономических отношений между этими двумя типами хозяйств начали складываться в процессе первых контактов Советской России с окружавшими ее капиталистическими государствами, которые вынуждены были пойти после провала экономической блокады и иностранной интервенции на такие контакты. В этом были заинтересованы обе стороны: мир капитализма - в рынках и прибылях, в сырьевых ресурсах; Советская Россия - в утверждении принципов мирного сосуществования, в товарах и техническом опыте, необходимых для восстановления и развития народного хозяйства.

Учитывая не только враждебность капиталистического окружения, но и объективную логику развития международной экономической жизни, Ленин так определил перспективы экономических отношений между двумя системами: "Есть сила большая, чем желание, воля и решение любого из враждебных правительств или классов, эта сила - общие экономические всемирные отношения, которые заставляют их вступить на этот путь сношения с нами"4 . Этим подчеркивался непреложный факт, что политические соображения могут лишь на определенный период деформировать мирохозяйственные связи, задержать их развитие, но в конечном счете объективная необходимость неизбежно должна пробить себе дорогу. Линия на мирное сосуществование и развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами не только провозглашалась Советской властью, но и последовательно проводилась ею на практике. На Генуэзской конференции в апреле 1922 г" где впервые обсуждались на многосторонней основе экономические отношения между двумя системами, советская делегация, руководствуясь ленинскими указаниями, заявила: "В нынешнюю историческую эпоху, делающую возможным параллельное существование старого и нарождающегося нового социального строя, экономическое сотрудничество между государствами, представляющими эти две системы собственности, является повелительно необходимым"5 .


2 См., например, "50 лет советской внешней торговли". М. 1967; О. Т. Богомолов. Теория и методология международного социалистического разделения труда. М. 1967; "Мировая социалистическая система хозяйства". Тт. I-IV. М. 1967; "Экономические связи Восток - Запад: проблемы и возможности" М. 1967; В. Л. Тягуненко. Международное разделение труда и развивающиеся страны. М. 1976; М. М. Максимова. СССР и международное экономическое сотрудничество. М. 1977, и др.

3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 42, стр. 75.

4 В. И. Ленин. ПСС. Т. 44, стр. 304 - 305.

5 "Документы внешней политики СССР". Т. V. М. 1961, стр. 191 - 192.

стр. 107


Ленин не только обосновал возможность и необходимость экономического сотрудничества с капиталистическими странами на основе принципов мирного сосуществования двух систем, но и определил условия, на которых это сотрудничество может осуществляться, и прежде всего полное равенство сторон. В качестве примера он называл Рапалльский договор 1922 г. с Германией6Другим основополагающим принципом экономического сотрудничества с капиталистическими странами он считал взаимную выгоду. В письме Г. В. Чичерину с директивами ЦК РКП(б) для советской делегации на Генуэзской конференции Ленин Писал: "Ни на что невыгодное для нас не пойдем. Ультиматумам не подчинимся. Если желаете только "торговать", - давайте, но кота в мешке мы не купим и, не подсчитав "претензий" до последней копейки, на сделку не пойдем"7 . Советская власть неизменно следовала и следует этим принципам, которые на каждом последующем этапе обогащались новым содержанием, а в современных условиях превращаются в общепризнанные нормы международного общения.

Советский Союз всегда был чужд автаркии, считая внешнеэкономическую деятельность фактором повышения эффективности хозяйствования и укрепления идей мирного сосуществования государств с различным общественным строем. На многочисленных международных форумах он последовательно проводил линию на развитие и укрепление равноправных, взаимовыгодных экономических связей со всеми странами, на полную ликвидацию всех стоящих на этом пути препятствий и искусственных ограничений, хотя реализовать эту линию на практике далеко не всегда удавалось из-за противодействия агрессивных империалистических сил. Вместе с тем нормализация торговли с Советской страной, на которую вынужден был пойти мировой капитализм в 20-х - 30-х годах, давала ему немалые выгоды. Особенно ощутимо благотворность экономических связей с Советским Союзом капиталистические страны испытали в начале 30-х годов, когда они переживали величайший экономический кризис, а СССР, реализуя первый пятилетний план, выступал крупнейшим импортером множества видов машин, комплектного оборудования, технического опыта. В предвоенные годы СССР вынужден был усилить линию на самообеспеченность всем необходимым, а успешное создание собственной мощной индустриальной базы подвело под это необходимую материальную основу, увеличило технико-экономическую независимость страны. События второй мировой войны полностью подтвердили правильность этой линии, позволившей не только противостоять фашистской агрессии, но и разгромить врага, одержать победу, опираясь на созданный мощный экономический и военный потенциал, на превосходство социалистической системы, нового общественного строя, рожденного Великим Октябрем.

Разгром фашизма, победа социалистических революций в ряде стран Европы и Азии привели к созданию мировой социалистической системы, к коренному изменению соотношения сил на международной арене. Все это оказало глубокое воздействие на содержание и направленность внешнеэкономической деятельности Советского Союза, на структуру международного разделения труда. Наряду с мировым капиталистическим рынком сложился мировой социалистический рынок, охватывающий торгово-экономические и кредитные отношения социалистических стран и выражающий специфические черты международного социалистического разделения труда, которое в противоположность капиталистическому "осуществляется сознательно и планомерно, в соот-


6 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 193.

7 В. И. Ленин. ПСС. Т. 44, стр. 386.

стр. 108


ветствии с жизненными интересами и задачами всестороннего развития всех социалистических стран, ведет к укреплению их единства"8 .

Межгосударственные экономические отношения в рамках мировой социалистической системы приобретают качественно новый характер, определяемый укрепившимся во вводящих в эту систему странах более передовым общественным строем, общностью их марксистско-ленинской идеологии, миролюбивой, основанной на социалистическом интернационализме внешней политикой, промежуточными и конечными целями.

Параллельное существование и развитие двух мировых рынков, каждый из которых воплощает и выражает присущие двум различным социально- экономическим системам закономерности, представляют собой основополагающую особенность международного экономического сотрудничества в послевоенный период. Образование мировой социалистической системы хозяйства и мирового социалистического рынка вместе с тем отнюдь не означало ликвидации всемирного рынка, в рамках которого осуществляется взаимодействие двух различных рынков, равно как и ликвидации всемирного хозяйства, представленного двумя противоборствующими и сосуществующими системами. Вместе с тем в оба эти понятия - всемирный рынок и всемирное хозяйство - были внесены принципиальные изменения исторического значения.

Социалистические страны отнюдь не намеревались проводить политику коллективного протекционизма и коллективной автаркии, развитие международного социалистического разделения труда всегда проходило и проходит с учетом Всемирного разделения труда и его возможностей. Однако не все зависело от социалистических стран. Образование мировой социалистической системы существенно ограничило маневренность сил империализма, увеличило прогрессивное воздействие социализма на развитие международного экономического сотрудничества не только примером последовательно демократических и взаимовыгодных отношений между входящими в эту систему братскими странами, но и непосредственно через расширившуюся сферу их участия в таком сотрудничестве.

Уже вскоре после: завершения войны силы мирового империализма во главе с США, напуганные революционными изменениями в Европе и Азии и стремящиеся вернуть утраченные позиции, основываясь на "политике силы", атомном шантаже и концепции "отбрасывания коммунизма", вновь, как и в послеоктябрьский период, обратились к оружию экономического бойкота против стран социализма, надеясь тем самым повернуть историю вспять, навязать этим странам свои условия сотрудничества, задержать рост их экономического и военно-технического потенциала. Однако если такой путь не дал ожидаемых результатов сразу же после Октября, когда Советская Россия, разоренная двумя войнами и окруженная враждебными капиталистическими государствами, одна противостояла силам мировой и внутренней реакции, то тем более бесперспективной была подобная попытка в новых условиях.

Начатая против социалистических стран "холодная война" ускорила процесс их экономической и военно-политической консолидации вокруг Советского Союза - родины Октября - главной силы социалистического содружества, располагающей наибольшими материальными и другими ресурсами и опытом социалистического развития. В хозяйственной области выражением этого закономерного процесса было создание в начале 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) - первой универсальной социалистической международной организации многостороннего экономического и научно- технического сотрудничества, с


8 "Основные принципы международного социалистического разделения труда. Многостороннее экономическое сотрудничество социалистических государств". М. 1972, стр. 106.

стр. 109


деятельностью которой неразрывно связано все последующее развитие и углубление международного социалистического разделения труда.

Хотя "холодная война" и связанные с ней мероприятия в различных областях, инспирированные США и созданными ими военно-политическими группировками, существенно осложнили международную обстановку, взвалили на плечи народов бремя безудержной гонки вооружений и свели до минимума экономические связи двух систем, они не могли оправдать надежд империалистических сил. Политика "отбрасывания" или "сдерживания" коммунизма, "равновесия страха", экономической изоляции стран социализма, вся система направленной против них дискриминации в сфере международного сотрудничества обнаружили свою бесперспективность. Жизнь вновь подтвердила дальновидность вывода, что экономическая блокада - это обоюдоострое оружие. "Насчет блокады опыт показал, - писал Ленин, - что неизвестно, для кого она тяжелее: для тех, кого блокируют, или для тех, кто блокирует"9 , Показательно в этой связи признание одного из столпов американского монополистического капитала, финансиста Д. Рокфеллера, который писал: "В последние 20 лет мы почти полностью прекратили торговлю, отказались от большей части экспорта, и это не поставило их (то есть страны социализма. - Л. Б .) на колени, не заставило их просить у нас милостыню и не помешало им перевооружиться и стать более могущественными"10 . В то же время экономическое эмбарго существенно деформировало структуру международного разделения труда, прежде всего в связи с потерей для Запада перспективных, непрерывно растущих рынков социалистических стран, особенно ощутимой в 50 - 60-е годы, характерные обострением межимпериалистической конкуренции между ведущими центрами мирового капиталистического хозяйства, углублением в нем кризисных явлений.

Безусловно, определенные издержки понесли и социалистические страны, вынужденные ориентироваться на максимальное использование национальных и внутрирегиональных возможностей, даже тогда, когда в рамках всемирного разделения труда можно было бы найти по тем или иным направлениям и более рациональные решения. Приходилось добиваться самообеспеченности в условиях, когда широкое международное сотрудничество могло бы дать более оптимальные варианты решения тех или иных хозяйственных проблем. Однако общий баланс оказывался явно не в пользу вдохновителей и организаторов экономического эмбарго, что и послужило немаловажным фактором его ослабления, а затем и практической ликвидации. Логика всемирного разделения труда и необходимости его углубления одержала и на сей раз верх над недальновидностью политиканов, которые, не желая считаться с требованиями времени, и сейчас продолжают твердить об односторонних выгодах, якобы извлекаемых социалистическими странами из восстановления сотрудничества с Западом, о том, что последний, дескать, меньше заинтересован в таком сотрудничестве, а потому может требовать соответствующих политических компенсаций.

Послевоенное развитие характеризуется еще одним фактором всемирно- исторического значения, истоки которого коренятся в глубоком изменении соотношения мировых сил, вызванном Великим Октябрем, начатом им процессе революционной перестройки мира. Под мощным воздействием национально- освободительного движения рухнула колониальная система империализма, возникли десятки новых независимых государств, роль которых в мировом развитии возрастает. Несмотря на то, что большинство из них продолжает еще находиться в системе мирового капиталистического хозяйства, эти государства ведут борьбу за уп-


9 В. И, Ленин. ПСС. Т, 44, стр. 301.

10 "U. S. News and World Report", 13. VIII.1973.

стр. 110


рочение своей экономической независимости, за освобождение из-под гнета сил неоколониализма, за изменение своего места и роли в системе всемирного разделения труда, за перестройку международных экономических отношений на равноправной демократической основе, исключающей расхищение их национальных богатств империалистическими державами и многонациональными монополиями.

Советский Союз, другие социалистические страны оказывают всемерную поддержку развивающимся странам в их борьбе за полное избавление от империалистической эксплуатации, чему в немалой степени служит экономическое и научно-техническое сотрудничество, основанное на принципах, провозглашенных Октябрем, которое позволяет этим странам успешнее решать проблемы национального развития и ослабляет их зависимость от империализма. Хотя экономические связи развивающихся стран в целом не выделились еще полностью из системы международного капиталистического разделения труда, они составляют в ней особую сферу, развитие которой идет под мощным воздействием принципов, провозглашенных и утвержденных в условиях социализма и отражающих присущие этой системе экономические закономерности. Все это существенно расширяет прогрессивное влияние социализма на международное экономическое сотрудничество, способствует его перестройке в соответствии с новей расстановкой мировых сил, с учетом общемировых революционных преобразований, начатых Великим Октябрем.

На международное экономическое сотрудничество в послевоенное время огромное воздействие оказывает научно-техническая революция (НТР), которая существенно ускорила закономерный процесс интернационализации производительных сил, а следовательно, и расширила рамки и возможности разделения труда и кооперации между странами, превратив это сотрудничество в важное условие развития современного производства и ускорения научно- технического прогресса. Формирующееся научно-техническое сотрудничество становится особым и наиболее динамичным направлением международного разделения труда, оказывающим возрастающее влияние на его развитие. Под влиянием НТР принципиально меняется соотношение в международном обмене сырьевой и сельскохозяйственной продукции, с одной стороны, и продукции обрабатывающей промышленности, с другой, в пользу последней. Это отражает воздействие НТР на структуру производительных сил, бурное развитие новых, главным образом наукоемких отраслей и подотраслей, углубление международной специализации и кооперирования в науке, технике, производстве, преимущественное развитие внутриотраслевой, подетальной и технологической специализации, дополняемой широкими кооперационными связями.

НТР и ее противоречивое развитие в условиях капитализма, связанное с хищническим потреблением природных ресурсов, катастрофическим ухудшением окружающей среды, поставили перед человечеством новые сложные проблемы: рационального использования невосполнимых ресурсов, освоения новых источников сырья и энергии, научного природопользования, увеличения продовольственных ресурсов и многие другие, эффективное решение которых практически невозможно без широкого использования преимуществ международного разделения труда, вовлечения в него всех стран и регионов мира. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев на Всемирном конгрессе миролюбивых сил, состоявшемся в Москве в октябре 1973 г., подчеркивал, что "идти в ногу с временем, выйти на уровень требований и возможностей научно-технической революции можно, лишь опираясь на широкое международное разделение труда"11 .


11 Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. 4. М. 1974, стр. 327.

стр. 111


В современных условиях особенно бесперспективен автаркический путь экономического развития. НТР через мировой рынок связывает различные страны и народы. Международное экономическое сотрудничество является мощным катализатором хозяйственного развития, его специализации и диверсификации в рамках всемирного хозяйства, научно-технического прогресса и широкого использования его результатов и возможностей в интересах мира и социального прогресса. Советский Союз, другие страны социализма последовательно учитывают требования НТР в своем национальном развитии и их углубляющемся взаимном сотрудничестве. Разворачивающийся ныне процесс социалистической экономической интеграции непосредственно связан с НТР и задачами всемерной интенсификации хозяйственного развития на основе полного использования преимуществ и возможностей зрелого социализма, новейших достижений науки и техники. Выдвинув задачу исторической важности - органически соединить достижения НТР с преимуществами социализма и присущими ему методами хозяйствования, братские страны рассматривают интеграционный процесс в качестве возрастающего по значению внешнего фактора успешного решения этой задачи.

В современных условиях международное экономическое сотрудничество, формы и направления которого все время развиваются и обогащаются, выходя далеко за рамки традиционной торговли и глубоко проникая в сферу науки, техники, производства, услуг, приобретает все большее политическое значение как фактор стабилизации мира и укрепления взаимопонимания между народами, появления у них общих интересов. Вопросам расширения и углубления экономического сотрудничества между странами, различными по социальным системам и уровням развития, создания для этого наиболее благоприятного климата, правовых и организационных предпосылок, большое внимание уделяется в Заключительном документе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в деятельности ООН и ее специализированных и региональных организаций, прежде всего в связи с разработкой нового международного экономического порядка, отвечающего требованиям времени и изменившейся расстановке мировых сил. Во всей этой деятельности, имеющей огромное значение для судеб мира и прогресса на нашей планете, немеркнущим маяком служат идеи Великого Октября, которые последовательно проводятся Страной Советов, всем социалистическим содружеством. Они вдохновляют прогрессивные миролюбивые силы в их борьбе за демократическую перестройку международных экономических отношений в интересах всех стран и народов, их равноправного взаимовыгодного сотрудничества.

Характеризуя развитие международных экономических отношений, Ленин выделил в качестве важнейшей его тенденции объективный процесс сближения национальных хозяйств, интернационализации хозяйственной жизни, вызванный потребностями развития производительных сил, углубления международного разделения труда. "Вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества все более интернационализируется уже при капитализме, - отмечал Ленин. - Социализм целиком интернационализирует ее"12 . Он квалифицировал как упрощенческие и в принципе неверные представления, будто "демократическое государство победившего социализма будет существовать без границ, ...что границы будут определяться "только" по потребностям производства"13 . Эти основополагающие теоретические положения были подтвер-


12 В. И. Ленин. ПСС. Т. 23, стр. 318.

13 В. И. Ленин. ПСС. Т. 30, стр. 21.

стр. 112


ждены практикой уже в послеоктябрьский период, а после второй мировой войны на более широкой международной основе - в ходе формирования и развития мировой социалистической системы, международного социалистического разделения труда. Социалистические страны в своих политических и экономических взаимоотношениях выступали и выступают как полностью равноправные, свободные суверенные государства, объединенные общностью интересов и целей, братскими узами международной социалистической солидарности. Руководствуясь в своих взаимоотношениях общедемократическими принципами равенства и суверенности сторон, невмешательства во внутренние дела друг друга, эти страны неотъемлемой частью своих взаимоотношений считают братскую взаимопомощь, в которой находит проявление принцип социалистического интернационализма. Их солидарность не направлена против каких-либо других государств, а служит интересам всех миролюбивых народов, укреплению дела мира и международного сотрудничества между всеми странами.

Бескорыстная помощь Советского Союза, особенно необходимая на первом этапе развития: международного социалистического разделения труда, взаимное сотрудничество братских стран сыграли неоценимую роль в восстановлении и социалистической перестройке народного хозяйства этих стран, в проведении ими социалистической индустриализации, создании современных национальных народнохозяйственных комплексов, в противодействии империалистической экспансии со стороны Запада, его политике экономического бойкота и дискриминации. С помощью советских поставок и льготных кредитов, экономического и технического содействия в различных формах в братских странах были созданы заново или технически переоснащены целые отрасли и подотрасли, составляющие ныне основу их материально-технической базы. Переданная этим странам практически безвозмездно техническая документация и производственный опыт позволили им сэкономить многомиллиардные суммы в твердой валюте, которые в иной ситуации пришлось бы заплатить за их приобретение на мировом капиталистическом рынке. Неоценимо содействие СССР в подготовке национальных кадров специалистов в братских странах, в передаче им опыта социалистического хозяйствования.

По мере укрепления материально-технической базы социализма в братских странах, углубления международного социалистического разделения труда формы прямой экономической помощи в значительной мере стали трансформироваться во взаимовыгодные кооперационные связи. Развивая более глубокие формы международного социалистического разделения труда, братские страны последовательно учитывают национальные интересы и особенности отдельных стран, создавая благоприятные условия для их пропорционального, разностороннего развития с учетом имеющихся предпосылок, для формирования в каждой из этих стран полноценных современных хозяйственных комплексов при все большей их структурной взаимодополняемости и оптимизации в рамках мирового социалистического хозяйства. Присущая мировому социалистическому разделению труда планомерность способствует максимальному использованию в ходе его развития и углубления преимуществ социалистического хозяйствования, рациональному размещению производительных сил братских стран, установлению правильных пропорций в их народном хозяйстве, эффективному использованию имеющихся национальных ресурсов. Всем этим международное социалистическое разделение труда убедительно демонстрирует свои принципиальные отличия и преимущества по сравнению с капиталистическим.

Четверть века развития международного социалистического разделения труда, укрепившего взаимосвязи братских стран не только в области торговли, но и науки, техники, производства, породившего его

стр. 113


новые эффективные формы и методы, основанные на плановом взаимодействии хозяйственных структур и механизмов, закономерно поставило перед ними вопрос о переходе к качественно новому, более высокому этапу, характеризуемому планомерным и комплексным развертыванием экономической интеграции. Интеграционные процессы, получившие развитие в мире в последние десятилетия, являются проявлением интернационализации производительных сил, усилившейся в условиях НТР, которая подтолкнула концентрацию и специализацию производства, изменила параметры оптимальности национальных и международных рынков, ускорила формирование мощных международных хозяйственных комплексов, характеризуемых определенным структурным и институциональным единством.

При известной общности материально-технических предпосылок социально- экономическая и политическая сущность, цели и задачи, механизм международной экономической интеграции определяются прежде всего общественным строем и производственными отношениями, в рамках которых она формируется и получает развитие. Именно этим объясняется глубокое отличие интеграционных процессов, происходящих в условиях социализма и капитализма, а соответственно и деятельности СЭВ и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), представляющих собой два типа региональной интеграции.

В то время как капиталистическая интеграция осуществляется на присущих капитализму рыночных началах, дополняемых государственно- монополистическим регулированием, а главными проводниками ее являются многонациональные корпорации и наднациональные органы, социалистическая интеграция развивается на планово-координационных началах, а главным субъектом ее выступают суверенные социалистические государства. Этот процесс происходит в интересах всех участников при последовательном соблюдении их прерогатив в отношении определения национальной хозяйственной политики и ее добровольного согласования для достижения совместно определенных целей. Если капиталистическая интеграция движется вперед в той мере, в какой она увеличивает частномонополистические прибыли и поскольку это движение совместимо с конкурирующими интересами участников, в первую очередь национальных монополий, социалистическая интеграция развивается прежде всего на макроструктурном межгосударственном уровне, что позволяет осуществлять широкий маневр имеющимися в распоряжении соответствующих государств материальными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами на основе согласованной стратегии, ориентированной на эффективное решение общих социально- экономических задач и целей, последовательно реализовать курс на сближение, взаимодополнение и оптимизацию хозяйственных структур, на выравнивание уровней и ускорение экономического и научно-технического развития.

Капиталистическая интеграция, как свидетельствует практика, обострила конкурентную борьбу между ее участниками и оказалась неспособной решить проблемы, возникшие в связи с глубоким циклическим и структурным кризисом, переживаемым капиталистическим хозяйством. Ее осуществление усилило дискриминацию и протекционистские тенденции на мировом рынке, отрицательно сказалось на торговых интересах третьих стран, прежде всего развивающихся. Социалистическая интеграция не знает подобных катаклизмов, ее развитие органически связано с дальнейшей консолидацией стран социализма по всем линиям, оно не только не ограничило их возможности активного участия во всемирном разделении труда, а наоборот, создало для этого дополнительные материально-технические и организационные предпосылки. Открытый характер деятельности СЭВ убедительно подтверждается как быстро растущим товарооборотом входящих в эту организацию стран с остальными государствами, так и участием в тех или иных взаимопри-

стр. 114


емлемых формах в ее деятельности третьих стран, как социалистических, так и несоциалистических. Опыт СЭВ, социалистической интеграции привлекает все большее внимание за пределами социалистического содружества и используется развивающимися государствами при организации своего регионального сотрудничества и в борьбе за прогрессивную перестройку международных экономических отношений как пример подлинно равноправного взаимовыгодного сотрудничества на плановой основе, с последовательным учетом коренных интересов всех участников, международного сотрудничества в целом.

Начало реализации Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, в которой определены основные задачи, формы, методы и этапы развития интеграционного процесса, совпало с выполнением этими странами пятилетних планов на 1971 -1975 годы14 . За эту пятилетку ими были достигнуты значительные успехи в важнейших областях социально-экономического развития, резко контрастирующие с глубоким упадком, переживаемым в тот же период всей капиталистической экономикой, в том числе стран ЕЭС. За пятилетие национальный доход стран СЭВ увеличился на 36%, а в странах ЕЭС - на 12%, промышленность стран СЭВ развивалась в 4 раза быстрее, чем капиталистических стран. В 1975 г. страны содружества выпускали промышленной продукции в два с лишним раза больше, чем страны "Общего рынка". За пятилетие реальные доходы населения братских стран в расчете на одного человека возросли на 29%, в то время как в условиях кризиса в капиталистических странах повсеместно наблюдалось снижение жизненного уровня15 .

Немалая доля в достигнутых успехах может быть отнесена на счет социалистической интеграции, играющей возрастающую роль в решении основных социально-экономических задач, стоящих перед братскими странами, прежде всего связанных с повышением эффективности производства и качества хозяйствования, с ускорением темпов научно-технического прогресса, с неуклонным подъемом на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся. Как отмечалось на XXX сессии СЭВ, в области экономического сотрудничества за пять лет после принятия Комплексной программы сделано больше, чем за предыдущее десятилетие как в отношении расширения масштабов взаимного разделения труда, так и форм его организации16 .

Взаимный товарооборот стран СЭВ, в котором отражаются итоги развития их сотрудничества практически во всех формах, прежде всего путем углубления специализации и кооперирования производства, увеличился за этот период почти вдвое, составив в 1975 г. около 71 млрд. руб. (среднегодовые темпы его роста равнялись 14,4% против 8,2% в 1966 - 1970 гг.)17 . Значительно расширилось и углубилось научно-техническое и производственное сотрудничество, особенно в сырьевых отраслях, начата серия крупных совместных строек, призванных обеспечить растущие потребности стран в сырье, энергии, полуфабрикатах. Упрочилась институциональная база сотрудничества за счет создания новых органов СЭВ, международных организаций координационного и хозяйственного типа (Интерэлектро, Интератоминструмент, Интератомэнерго,


14 См.: Н. В. Фаддеев. Совет Экономической Взаимопомощи - коллективный орган сотрудничества социалистических стран. "Вопросы истории", 1971, N 8; Л. Н. Нежинский. СССР и социалистические страны Европы. "Вопросы истории", 1974, N 3; И. И. Орлик. СССР и укрепление социалистического содружества. "Вопросы истории", 1975, N 4; И. В, Дудинский. Социалистическое содружество и мировое развитие. "Вопросы истории", 1976, N 7.

15 "Правда", 10.VII.1976; см. также "Политическое самообразование", 1977, N 1, стр. 34 - 42

16 Там же.

17 Там же.

стр. 115


Интерволокно, Интертекстильмаш, Интерэталонприбор, Международного инвестиционного банка, более 50 научно-технических координационных и других центров, совершенствования правовых основ сотрудничества, введения стандарта СЭВ.

Произошло значительное углубление совместной плановой деятельности, служащей основой развития интеграционного процесса в социалистическом содружестве, как за счет совершенствования координации пятилетних народнохозяйственных планов стран СЭВ, так и новых форм, позволяющих расширить временной горизонт этой деятельности (координация перспективных планов по важнейшим направлениям) при существенном ее углублении на макро- и микроэкономическом уровнях. Наряду с консультациями по вопросам экономической и научно-технической политики, развитием сотрудничества в области прогнозирования, совместным планированием важнейшим направлением в этой области явилась разработка принятого на XXIX сессии СЭВ Согласованного плана многосторонних интеграционных мероприятий на 1976 - 1980 годы. В него вошли важнейшие объекты в области экономического и научно-технического сотрудничества, включая крупнейшие совместные стройки, общей сметной стоимостью 9 млрд. руб. с точным определением объема обязательств каждого участника и с обеспечением их выполнения соответствующим выделением ресурсов в их национальных планах, что значительно укрепило материальную основу сотрудничества18 . Среди этих объектов такие крупнейшие совместные стройки, как газопровод Оренбург - Западная граница СССР, Усть-Илимский целлюлозный и Киембаевский асбестовый комбинаты, линия электропередачи высокого напряжения Винница - Альбертирша (ВНР), мощности по производству никеля на Кубе и др. Начинает свою работу Международная геологическая экспедиция в МНР. Осуществляются другие специальные мероприятия, направленные на ускорение экономического и научно-технического развития МНР и Республики Куба с учетом специфических условий строительства социализма в ЭТИХ странах и необходимости оказания им в этом деле коллективной помощи19 .

Уже первое пятилетие реализации Комплексной программы свидетельствует о том, что в социалистической экономической интеграции страны СЭВ нашли верное средство для ускорения и повышения эффективности хозяйственного развития путем объединения усилий и ресурсов, несравненно более действенное и отвечающее коренным интересам народов этих стран, нежели интеграционный процесс в условиях капитализма.

Вместе с тем накопленный опыт создает необходимые предпосылки для дальнейшего углубления социалистической интеграции в соответствии с объективными закономерностями и новыми потребностями. К тому же жизнь ставит перед братскими странами новые, более крупные проблемы социально- экономического и научно-технического развития, решение которых может быть найдено лишь посредством дальнейшего объединения усилий и ресурсов, причем в расчете на длительную перспективу и с более полным использованием программно-целевого, комплексного, межотраслевого подхода, преимуществ и возможностей зрелого социализма. Таким основным звеном на предстоящий период становится разработка и реализация долгосрочных целевых программ сотрудничества в ключевых хозяйственных комплексах в соответствии с решениями XXX сессии СЭВ20 . Это рассчитанные на 10 - 15 лет программы в топливно-энергетических и сырьевых отраслях, машиностроении, производстве продовольствия, промышленных товаров народного потребления, в сфере транспорта. Уже этот перечень говорит о том, что


18 "Правда", 28.VI.1975.

19 "Политическое самообразование", 1977, N 1, стр. 37.

20 "Правда", 10.VII.1976.

стр. 116


речь идет о жизненно важных для стран СЭВ направлениях, обеспечивающих ресурсы для дальнейшего хозяйственного развития, ускорения, темпов научно- технического прогресса, более полного удовлетворения растущих потребностей населения, укрепления территориально-экономических связей этих стран.

Как отмечал Л. И. Брежнев в выступлении на встрече с руководителями академий наук социалистических стран, "такое углубление взаимосвязей между социалистическими странами поднимает немало новых вопросов, ставит перед нами новые проблемы, для решения которых просто-напросто нет прецедента"21 . Именно поэтому необходим новаторский, во многом нетрадиционный подход как к разработке программ, определению их целей и подцелей и путей их достижения, так и к механизму их реализации, имея в виду органическое сочетание различных форм и инструментов сотрудничества, перспективного и текущего планирования на международном и национальном уровнях, действенных методов межотраслевого управления реализацией программ на этих уровнях. Осуществление Комплексной программы, долгосрочных целевых программ сотрудничества представляет важный этап в рассчитанном на длительный период и на постадийное углубление процессе социалистической экономической интеграции, который, в свою очередь, служит важным этапом на историческом пути к тому единому, по общему плану регулируемому пролетариатом всех наций всемирному хозяйству, о котором говорил в свое время Ленин22 .

Интеграционный процесс, развивающийся в социалистическом содружестве, вся система двусторонних и многосторонних экономических связей стран социализма служит материальной основой дальнейшего сближения этих стран по различным направлениям, В Отчете ЦК КПСС XXV съезду партии отмечалось: "Вместе с расцветом каждой социалистической нации, укреплением суверенитета социалистических государств все теснее становятся их взаимосвязи, возникает все больше элементов общности в их политике, экономике, социальной жизни, происходит постепенное выравнивание уровней развития. Этот процесс постепенного сближения стран социализма вполне определенно проявляется ныне как закономерность"23 . Формы проявления указанного процесса все больше разнообразятся. Свидетельством солидарности с делом Октября, с нашей страной, с нашей коммунистической работой назвал Л. И. Брежнев в речи на XVI съезде профсоюзов СССР замечательный почин коллектива венгерского предприятия "Красный Чепель" и аналогичные инициативы рабочих Болгарии, ГДР, Польши, Чехословакии по досрочному выполнению в честь 60-летия Великого Октября экспортных поставок в СССР24 . Об огромном прогрессивном влиянии идей Октября на формирование и развитие братского содружества стран СЭВ говорилось на XXXI сессии СЭВ25 .

Развивая взаимовыгодные хозяйственные связи, углубляя закономерный процесс экономической интеграции, страны социализма отнюдь не стремятся к самоизоляции, к созданию некоего замкнутого сообщества, противостоящего всей системе международного сотрудничества. Наоборот, и в материалах прошедших съездов братских коммунистиче-


21 "Правда", 18.II.1977.

22 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 41, стр. 164.

23 Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. 5. М. 1976, стр. 453.

24 Л. И. Брежнев. Советские профсоюзы - влиятельная сила нашего общества. М. 1977, стр. 19.

25 "Правда", 25.VI.1977.

стр. 117


ских и рабочих партий и в совместных документах этих стран четко проводится линия на всемерное развитие равноправных и взаимовыгодных экономических связей со всеми странами, независимо от различий их общественных систем и экономических уровней. Интенсификация этих связей служит важным фактором повышения эффективности и качества хозяйствования и ускорения научно-технического прогресса, что является главной задачей экономического развития братских социалистических стран на современном этапе. Вместе с тем это служит укреплению материальной основы политики разрядки и мирного сосуществования, являющейся определяющей чертой современного международного положения, несмотря на все происки ее противников. Социалистические страны отнюдь не намерены стоять в стороне и от решения глобальных проблем, затрагивающих интересы всего человечества (сырьевая и энергетическая проблемы, ликвидация наиболее опасных и распространенных заболеваний, охрана окружающей среды, освоение космоса и ресурсов Мирового океана), и в соответствии со своей миролюбивой, глубоко гуманистической политикой стремятся внести посильный вклад в их решение в интересах всех стран и народов.

Эта принципиальная линия братских социалистических стран не только провозглашается, но и активно проводится в жизнь, что подтверждается как высокими темпами роста их товарооборота, экономического и научно- технического сотрудничества с другими странами, так и активной внешнеэкономической политикой, направленной на прогрессивную, демократическую перестройку международных экономических отношений, на решительное устранение всех искусственных ограничений и дискриминации, навязанных империализмом. Хорошо известна инициатива СССР, других социалистических стран, связанная с подготовкой и проведением Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоге которого 35 стран определили принципы, пути, формы и методы развития и углубления торгово- экономического и научно-технического сотрудничества на широкой, общеевропейской основе. В развитие достигнутых договоренностей, которые братскими странами неукоснительно соблюдаются, СССР выдвинул предложение о проведении международных конгрессов или межгосударственных совещаний по вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды, развития транспорта, энергетики, получившее поддержку со стороны многих стран.

Весьма знаменательна в этом плане и инициатива, проявленная СЭВ, который от имени правительств стран СЭВ предложил ЕЭС установить официальные отношения и передал Совету министров ЕЭС проект соглашения об основах взаимоотношений, предусматривающий создание благоприятных условий для равноправного сотрудничества обеих организаций и входящих в них стран. Эта инициатива, за которой последовали контакты между компетентными представителями сторон, касается широкого круга актуальных вопросов сотрудничества и направлена прежде всего на улучшение условий торговли между странами-членами обеих организаций на основе режима наибольшего благоприятствования, на развитие между ними торговых отношений на недискриминационной взаимовыгодной основе.

Остаются неурегулированными торгово-политические вопросы советско- американского экономического сотрудничества ввиду попыток конгресса США увязать их решение с требованиями политических уступок, с недопустимым вмешательством во внутренние дела СССР. Вместе с тем широкое развитие взаимовыгодных торгово-экономических связей на основе устранения созданных в США дискриминационных препон и вступления в силу ранее подписанных соглашений о взаимном предоставлении общепринятого в мировой практике режима наибольшего благоприятствования и создании нормальных условий кредитова-

стр. 118


ния экспорта пошло бы на пользу народов обеих стран, международного сотрудничества в целом.

Как известно, в числе назревших задач борьбы за мир и международное сотрудничество XXV съезд КПСС назвал борьбу за устранение дискриминации и любых искусственных препятствий в международной торговле, за ликвидацию всех проявлений неравноправия, диктата, эксплуатации в международных экономических отношениях26 . Эта программа действий, направленная в первую очередь на последовательную защиту интересов развивающихся стран, испытывающих на себе главную тяжесть неравноправия и эксплуатации в мировом капиталистическом хозяйстве и системе международного капиталистического разделения труда, имеет в виду и более широкую задачу оздоровления международных экономических отношений применительно ко всем их участникам. Предпринимаемые в рамках ООН, других международных форумов меры к перестройке системы международных экономических отношений предполагают не только устранение очевидных анахронизмов колониализма, но и создание условий, не допускающих эксплуатации в международном масштабе, механизма предупреждения разрушительных и вообще отрицательных последствий воздействия капиталистического способа производства на мировое хозяйство и международное экономическое сотрудничество. В такой перестройке международных экономических отношений объективно смыкаются интересы развивающихся и социалистических стран.

Как отмечал Л. И. Брежнев в речи на октябрьском (1976 г.) Пленуме ЦК КПСС, Советский Союз предпринимает активные шаги в поддержку справедливых требований развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки о перестройке на началах равноправия международных экономических отношений, об устранении всех форм эксплуатации капиталистическими государствами более слабых партнеров в "третьем мире"27 . О неуклонной решимости СССР последовательно содействовать позитивному решению этой цели свидетельствует заявление Советского правительства от 4 октября 1976 г. "О перестройке международных экономических отношений", в котором СССР выступает в защиту суверенитета стран над их природными богатствами, права каждого народа свободно избрать путь своего развития, за прекращение эксплуатации развивающихся стран иностранным капиталом и международными корпорациями28 .

Новый международный экономический порядок подразумевает ликвидацию последствий колониализма, ослабление воздействия на мировую торговлю циклического колебания спроса и предложения, установление справедливой системы цен на сырье и готовую продукцию, оказание развивающимся странам действенной технико-экономической помощи. Однако империалистические государства стремятся ограничиться скромными мерами, не меняющими сути капиталистической эксплуатации развивающихся государств, возложив в то же время издержки такой эксплуатации на все промышленно развитые страны - как капиталистические, непосредственно ответственные за нее, так и социалистические, никогда не участвовавшие в такой эксплуатации. К сожалению, теория коллективной ответственности "богатых стран" еще встречает поддержку в некоторых развивающихся государствах, хотя ее несостоятельность очевидна. СССР, другие социалистические страны оказывали и оказывают разностороннюю эффективную помощь развивающимся государствам в преодолении экономической отсталости и


26 Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. 5, стр. 477.

27 Л. И. Брежнев. Речь на Пленуме Центрального Комитета КПСС 25 октября 1976 г. М. 1976, стр 31.

28 "Правда", 5.X.1976.

стр. 119


создании современного многоотраслевого хозяйства не в силу "исторической ответственности", а исходя из принципов международной солидарности с угнетенными народами, провозглашенных Великим Октябрем. Это помогает освободившиеся стрелам создавать и укреплять материально-техническую основу своей национальной независимости, успешнее противостоять неоколониализму, защищать и отстаивать свои интересы перед лицом империалистической экспансии.

Советский Союз и другие социалистические страны развивают торгово- экономические отношения с освободившимися государствами на равноправной, справедливой основе, последовательно учитывая при этом интересы их национального развития. Они предоставили широкие льготы промышленному экспорту развивающихся стран, равно как их традиционным товарам. За 1971 - 1976 гг. среднегодовые темпы прироста импорта готовых изделий и полуфабрикатов из развивающихся стран составили у социалистических стран примерно 22%, а за последние два года этого пятилетия - более 36%. Расширяется экономическое и техническое содействие развивающимся странам со стороны социалистических государств, оказываемое на основе льготных кредитов и с учетом потребностей их национального развития. Так, около 90% всего объема такого содействия, оказываемого Советским Союзом, приходится на сферу производства, в том числе 3/4 - на промышленность и энергетику. Всего же странами СЭВ построено и строится в развивающихся государствах около 3 тыс. народнохозяйственных объектов, составляющих основу их национальной экономики, укрепляющегося государственного сектора29 .

С помощью Советского Союза подготовлено около полумиллиона специалистов и квалифицированных рабочих из развивающихся стран, а всего в странах социалистического содружества ежегодно обучается свыше 25 тыс. студентов и аспирантов этих стран30 . Большое число специалистов готовится непосредственно в развивающихся странах на созданных с помощью социалистических стран предприятиях и в учебных центрах. Расширяется передача развевающимся странам технологии в различных формах, растут кооперационные связи в производстве, науке и технике. Все это помогает приобщению этих стран к НТР, позволяет им успешнее преодолевать технологическую монополию Запада.

Таким образом, лишенные каких-либо элементов дискриминации и неравноправия, политического диктата, экономические связи развивающихся и социалистических государств служат примером справедливого, отвечающего интересам стран "третьего мира" сотрудничества государств с различным социальным строем и уровнем развития. Вместе с тем решение экономических проблем освободившихся стран неотделимо от общего состояния международной обстановки, от углубления разрядки, от осуществления программы разоружения, ибо часть средств, которые высвободились бы в таком случае, могла бы, как предлагают социалистические государства, быть обращена на дело развития стран "третьего мира".

Подлинное оздоровление международных экономических отношений в соответствии с духом времени предполагает развертывание этого процесса одновременно по всем направлениям, включая и направление Восток - Запад, ибо результаты широкомасштабного взаимовыгодного сотрудничества между социалистическими и развитыми капиталистическими странами неминуемо благотворно сказались бы и на экономическом положении освободившихся государств, расширили бы возмож-


29 "Правда", 9.II.1977.

30 Там же; см. также А. Н. Быков. По пути социалистической экономической интеграции. М. 1975, стр. 113.

стр. 120


ности оказания содействия их хозяйственному развитию. Активизация участия социалистических стран во всемирном разделении труда, в равноправном взаимовыгодном международном сотрудничестве, представляющая долгосрочный и твердый курс этих стран, закрепленный в их программных документах, полностью отвечает интересам мирового социализма, всех прогрессивных сил, стремлению народов всех континентов к миру, безопасности и социальному прогрессу.

Широкое международное разделение труда, преимущества и необходимость которого сегодня яснее, чем когда бы то "и было в прошлом, позволяет с выгодой для всех участников использовать различия между странами в обеспеченности естественными и накопленными ресурсами, в условиях и издержках производства, производственно-технических традициях и опыте, в природно-климатических и географических условиях, в масштабах, структуре, возможностях научно-технического и промышленного потенциала. Международная специализация и кооперация в науке, технике, производстве сегодня - важнейшая предпосылка экономического роста, научно-технического прогресса, повышения эффективности производства, его диверсификации. Они позволяют более рационально ИСПОЛЬЗОЕЭТЬ живой и овеществленный труд, инвестиционные ресурсы, расширяют занятость, возможности взаимовыгодной торговли и совершенствования ее структуры в соответствии с требованиями и тенденциями НТР.

Все эти предпосылки могут получить значительно большее, нежели до сего времени, использование в рамках сотрудничества "Восток - Запад", сделать его крупномасштабным и долговременным с равной выгодой для обеих сторон. В этой связи достаточно указать на такие перспективные области, как совместное освоение и использование энергетических и сырьевых ресурсов, особенно крупных месторождений на востоке нашей страны, с созданием на месте новых производственных мощностей по первичной переработке сырья, особенно связанных с затратами большого количества энергии, с сооружением магистральных газопроводов и линий электропередачи в страны-потребители. Не менее перспективно развитие кооперации в обрабатывающих отраслях с созданием новых и модернизацией существующих предприятий на компенсационной и иной основе.

Широкие перспективы открывают научно-технический обмен и особенно научно-техническая кооперация, в том числе основанная, на огромном научном заделе СССР, дополняемая различными формами производственно-сбытового сотрудничества, распространяющегося и на рынки третьих стран. Большие выгоды сулит и развитие сотрудничества в производстве продовольственных товаров и товаров широкого потребления, включая обмен технологией и опытом, специализацию и кооперацию в различных формах. Западные партнеры во взаимоприемлемых формах могли бы принять участие в реализации странами СЭВ соответствующих долгосрочных целевых программ сотрудничества.

Развитие крупномасштабного сотрудничества в научно-производственной сфере может существенно содействовать стабильному росту товарооборота между Востоком и Западом, совершенствование его структуры, ликвидации существующей асимметрии товарных потоков. Оно позволило бы активизировать взаимовыгодное сотрудничество в валютно-кредитной области, на рынках третьих стран, в том числе развивающихся. Огромные рыночные и производственные возможности социалистических стран, возрастающие экспортные ресурсы и импортные потребности, планомерный, устойчивый рост экономики, социальные задачи социалистического и коммунистического строительства создают реальные предпосылки для постоянного расширения масштабов такого сотрудничества.

стр. 121


Нередко на Западе высказывается мнение, что перспективы сотрудничества с социалистическими странами, особенно в наиболее многообещающих комплексных формах, ограничиваются "нестыкуемостью" их экономических механизмов. Принципиальные различия этих механизмов проистекают из различий общественных систем, и в этом плане они объективны и неустранимы. В то же время опыт, практика показывают, что имеются условия, которые позволяют двум системам в интересах сотрудничества неплохо взаимодействовать, когда к этому стремятся обе стороны. Новые задачи требуют систематически совершенствовать механизм сотрудничества, искать лучшие формы такого взаимодействия.

В социалистических странах, в том числе и в СССР, в этом плане немало уже сделано. Плановая система экономики, социалистические принципы организации внешнеэкономической деятельности на основе государственных монополий на нее создают, как показывает практика, благоприятные возможности для стабильного развития долговременного сотрудничества с зарубежными странами, для последовательного учета потребностей такого сотрудничества в системе планируемых и проводимых на различных уровнях хозяйственных мероприятий. Они делают партнеров из социалистических стран исключительно надежными в отношении кредитоспособности и безупречного выполнения принимаемых на себя обязательств как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

Прогресс в современных международных экономических отношениях в немалой степени зависит от того, насколько удастся реалистически мыслящим силам на Западе обуздать противников разрядки, всячески препятствующих развитию международного сотрудничества. В этой связи нельзя не указать на то, что в преодолении этого противодействия страны Запада заинтересованы ничуть не меньше, чем социалистические, особенно сейчас, когда капиталистический мир испытывает небывалые трудности и со сбытом товаров, и с увеличением занятости, и с обеспечением надежных источников сырья и топлива, и с решением многих других сложных хозяйственных и социальных проблем, непосредственно зависящих от развития международного экономического сотрудничества с участием всех стран и регионов. Что же касается пути, по которому оно пойдет, имея в виду препятствия, чинимые его противниками, то полезно вспомнить поистине пророческие слова Ленина, сказанные им еще в 1922 г., когда Советская Россия стояла на пороге восстановления сотрудничества с Западом: "Самые неотложные, насущные, практические и резко обнаружившиеся за последние годы интересы всех капиталистических держав требуют развития, упорядочения и расширения торговли с Россией. А раз такого рода интересы есть, то можно поспорить, можно повздорить, можно разойтись в разных комбинациях - весьма даже правдоподобно, что доведется разойтись, - а все же, в конце концов, эта основная хозяйственная необходимость сама себе проложит дорогу"31 .

С той поры многое изменилось и в соотношении мировых сил, и в имеющихся возможностях и потребностях, и в размере тех потерь, которые связаны с оттяжкой решения актуальной для судеб мира и прогресса проблемы установления справедливой системы международных экономических отношений, отвечающей велению времени. Но и в нынешних условиях идеи Ленина, идеи Октября служат таким же верным компасом, каким они служили более полстолетия назад.


31 В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 71.

Orphus

© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

http://biblio.kz/m/articles/view/-ВЕЛИКИЙ-ОКТЯБРЬ-И-МЕЖДУНАРОДНОЕ-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ-СОТРУДНИЧЕСТВО

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Казахстан ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Н. БЫКОВ, ВЕЛИКИЙ ОКТЯБРЬ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 14.12.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/-ВЕЛИКИЙ-ОКТЯБРЬ-И-МЕЖДУНАРОДНОЕ-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ-СОТРУДНИЧЕСТВО (дата обращения: 10.12.2018).

Автор(ы) публикации - А. Н. БЫКОВ:

А. Н. БЫКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Казахстан Онлайн
Астана, Казахстан
205 просмотров рейтинг
14.12.2017 (361 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
И. Я. ЯКОВЛЕВ. Письма. Чебоксары. Чувашское книжное изд-во. 1985. 366 с.
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Рецензии. ЗД. ВЕСЕЛЫ. ЧЕХОСЛОВАКИЯ И "ПЛАН МАРШАЛЛА" (К ПРОБЛЕМАТИКЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЧЕХОСЛОВАКИИ В 1945 - 1948 ГГ.)
Каталог: Политология 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Рецензии. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ АФРИКИ. ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ.
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
КРЕСТЬЯНСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ В СИБИРИ (1898 - 1917 ГГ.)
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Рецензии. Н. И. ПАВЛЕНКО. ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ПЕТРОВА
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛИЗМА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Каталог: Культурология 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
В. В. СОГРИН. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Рецензии. Л. М. СПИРИН, А. Л. ЛИТВИН. НА ЗАЩИТЕ РЕВОЛЮЦИИ. В. И. ЛЕНИН, РКП(Б) В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Каталог: Политология 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ XVII В. Б. М. ХИТРОВО
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИЛИ РАННЯЯ НОВАЯ ИСТОРИЯ?
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
ВЕЛИКИЙ ОКТЯБРЬ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Цифровая библиотека Казахстана ® Все права защищены.
2017-2018, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK