Libmonster ID: KZ-1832

Япония принадлежит к числу стран, особенно "чувствительных" к изменениям в окружающей среде. Это объясняется тем, что в период экономического бума 60 - 70 - х годов в погоне за сверхприбылями и сверхвысокими темпами роста производства многие японские предприятия и фирмы пренебрегали вопросами экологии, экономили на мерах по защите природы. В итоге островной стране был нанесен громадный ущерб. Японцы постарались извлечь уроки из этого опыта и ныне вкладывают значительные средства в решение экологических проблем. Действуют государственные программы защиты окружающей среды, принят ряд законодательных актов, направленных на эти цели.

Недалеко от Японии расположено огромное, быстро развивающееся государство - Китай, увы, повторяющее в период собственного экономического бума ошибки Страны восходящего солнца. Кроме того, в шестидесятые - семидесятые годы, то есть до начала "китайского экономического чуда", вопросам экологии в КНР вообще уделялось крайне мало внимания. Вот почему сама жизнь, объективные географические и природные условия подталкивают Японию к расширению сотрудничества с КНР в области охраны окружающей среды. К счастью, Китай относится позитивно к японским инициативам и также предпринимает шаги к развитию сотрудничества в такой относительно новой для него области, как экология.

Статистика свидетельствует о том, что в Китае нарастают процессы деградации окружающей среды, происходит увеличение числа и масштабов стихийных бедствий. В 70-80-е годы прямой ущерб от них достигал 50-60 миллиардов юаней в год, в первой половине 90-х годов - 100 миллиардов, а в 1996 году - 230 миллиардов юаней, что равно четверти годового бюджета страны (1). Экологические проблемы КНР, считают специалисты, непосредственно связаны с высокими темпами развития экономики и стремительным ростом потребления энергии. Следует особо принять во внимание, что около 75 процентов ее получают в Китае за счет сжигания угля; он же на 85 процентов является источником выбросов в атмосферу окисей серы (2), которые, по утверждению директора Государственного управления по защите окружающей среды КНР Си Цзэнхуа, наносят стране ущерб, оцениваемый в 110 миллиардов юаней в год (около 13,28 миллиарда долларов) (3). Если нынешняя экономическая модель с ее высокими темпами развития хозяйства не претерпит изменений, то, как предсказывают специалисты, в ближайшие два десятилетия произойдет усиление разрушительного воздействия вредных выбросов.

Ускоренная индустриализация, повышение уровня жизни и мобильности населения Китая требуют все больше энергии. В последнее десятилетие XX века страна столкнулась с такими взаимосвязанными проблемами, имеющими общерегиональное значение, как проблема определения потребностей и приоритетности использования различных видов энергии, проблема деградации окружающей среды и распространения загрязнений за государственные границы. При этом главной, по оценке японской стороны, проблемой является то, что основным энергоносителем для КНР остается уголь, что именно с ним связывают дальнейшие планы социально-экономического развития страны. Преимущественная ориентация на использование угля, нарастающие масштабы его использования вызывают повышенное загрязнение атмосферы, усиление парникового эффекта. Впрочем, данный выбор определяется наличием огромных ресурсов именно этого вида топлива.

Заинтересованное внимание Японии к быстро ухудшающейся экологической ситуации в соседней стране нетрудно понять. Уже с начала 90-х годов жители Страны восходящего солнца испытывают все более ощутимое воздействие кислотных дождей, которые являются прямым результатом экстенсивного развития китайской экономики. Ядовитые осадки не только распространились на треть территории самой КНР, но наносят ущерб лесам и сельскохозяйственным угодьям Японии, особенно в западных префектурах - Хокурику, Саннин (остров Хонсю), обращенных к Японскому морю, а также на острове Кюсю - со стороны Восточно- Китайского моря. Не случайно в середине нынешнего десятилетия экологическая проблема придала определенную остроту японо-китайским отношениям. Как отмечает профессор Азиатского университета (Токио) С. Это, "независимо от развития ситуации в Китае в предстоящие годы, экология остается наиболее значимой и требующей решения проблемой в наших отношениях с этой страной".

Жители Японии на себе испытали негативные последствия пренебрежительного отношения к вопросам экологии. В период бурного экономического роста в 60-70-е годы страна пережила настоящее потрясение от обрушившихся на нее экологических проблем. Реальная угроза разрушения среды обитания дала сильный толчок возникновению в стране широкого общественного движения по защите природы от загрязнения, побудила государство взять на себя большую ответственность за нее.


1 Jinji Cancao Ьао. - 1997. - August 16.

2 Erina report. - 1999. - Vol. 28. - P. 11.

3 Mainichi Daily News. - 1999. - June 6.

стр. 78


В результате за последние годы значительно снизился уровень загрязненности атмосферы в городах, существенно увеличились площади зеленых насаждений, заметно улучшилась экологическая обстановка в стране в целом. Хотя о радикальном изменении говорить преждевременно, тем не менее, можно утверждать, что сегодня в Японии действует и непрерывно совершенствуется весьма современная система защиты окружающей среды. Страна располагает соответствующим законодательством, нормативами, стандартами. Осуществляются специальные правительственные экопрограммы. Они предусматривают организацию экологического воспитания и образования, внедрение альтернативных источников энергии, так называемого "экооборудования" для промышленности, отвечающих требованиям экологии бытовых приборов, озеленение населенных пунктов, переработку бытовых отходов, меры по расширению охраняемых заповедных территорий, которые к настоящему времени уже составляют около 20 процентов площади Японии. На экологические цели в государственном бюджете выделяются значительные средства. В защиту среды обитания вовлечены широкие слои населения, активно действуют экологические организации. К примеру, по инициативе последних создана и успешно работает разветвленная сеть пунктов мониторинга окружающей среды.

Что касается сотрудничества Японии с Китаем по этим вопросам, то до недавнего времени японский потенциал использовался несколько односторонне и далеко не полно. Содействие японской стороны сводилось главным образом к кредитованию совместных проектов, частью которых были экологические мероприятия. Предоставлялись эти кредиты, а также безвозмездная помощь по линии правительственной Официальной помощи развитию (ОПР). Определенные финансовые средства выделялись также из бюджета японского министерства внешней торговли и промышленности. Кое в чем помогало и японское Управление по защите окружающей среды; оно, например, взяло на себя финансирование работы сети мониторинга кислотных дождей, к участию в которой китайская сторона приглашена в числе других стран Восточной Азии.

Существенные сдвиги в сотрудничестве Японии с Китаем по части экологии стали происходить во второй половине 90-х годов. Принципиально важные договоренности, способствовавшие этому, были достигнуты на японо-китайской встрече в верхах в ноябре 1997 года. Премьер-министр Р. Хасимото и премьер Госсовета Ли Пэн договорились о том, что решением проблем экологии обе их страны будут заниматься совместно, для чего был создан комитет экспертов, который разработал план первоначальных действий в этом направлении.

На следующем - токийском - саммите, состоявшемся в ноябре 1998 года, было подписано межправительственное коммюнике о японо-китайском сотрудничестве в защите окружающей среды в XXI веке. Согласно этому документу, Япония взяла на себя обязательство оказывать помощь КНР в формировании энергетической политики с учетом требований экологии. Были определены "города-модели", в которых в первую очередь начнет осуществляться этот грандиозный проект. Таковыми стали Нунции и Гуйян. В них предусматривается с помощью японцев развивать "чистую энергетику", внедрять энергосберегающие технологии с целью не только приступить к крупномасштабным экологическим мероприятиям, но и отработать механизм, который можно было бы применить в других регионах КНР. Японская сторона выделила транш в размере 390 миллиардов иен в счет кредитной программы ОПР. Значительная часть средств предназначается для реконструкции китайских электростанций, а также будет направлена на внедрение новейших технологий.

В соответствии с решениями японо-китайской встречи в верхах 1998 года началось осуществление весьма масштабной долгосрочной программы, которую разработало министерство внешней торговли и промышленности Японии. Ею предусмотрена реконструкция 1000 (около половины всех имеющихся!) китайских электростанций, работающих на угле, которая позволит радикально уменьшить выбросы в атмосферу сульфатов. По японским оценкам, стоимость комплекта соответствующего оборудования для каждой электростанции составит около 10 миллионов долларов. Нетрудно подсчитать, что на всю программу потребуется 10 миллиардов долларов.

В рамках данного проекта японская сторона проявила готовность передать Китаю технологию и опыт переработки сульфатной массы, образующейся в процессе фильтрации вредных выбросов на электростанциях. Этот продукт можно эффективно использовать для изготовления строительных материалов. Успешные эксперименты уже проведены на базе одной из электростанций в провинции Шаньдун.

На той же ноябрьской встрече правительства двух стран согласились сотрудничать в создании мультимедийной (базирующейся на современных средствах связи и работающей в системе "единого времени") системы прогнозирования стихийных бедствий. Стороны признали необходимым развивать кооперацию в области экологии на региональном уровне, в частности, с привлечением к ней заинтересованных организаций Республики Корея. Была намечена встреча с участием министров трех стран.

В налаживающейся практике взаимодействия японская пресса выделяет создание в КНР крупной китайско-японской компании "Гухуа - Эбара инвайронмент инжиниринг". Она будет заниматься производством и внедрением передовых экологозащитных технологий и оборудования, используемых для снижения загрязнения атмосферы сульфатами, для очистки воды и для переработки отходов.

С точки зрения японцев, сотрудничество с Китаем может охватывать не только электростанции, работающие на угле, но и АЭС. Энергетика этого типа также вызывает определенное беспокойство у японских специалистов. Они опасаются, что по мере дальнейшего расширения сети атомных электростанций Китай не сможет обеспечить абсолютно безопасную работу ядерных реакторов, и дают невысокие оценки закупаемым КНР системам контроля за работой АЭС.

Очевидно, что Япония и Китай намерены в вопросах экологии сотрудничать не на словах, а на деле. Вместе с тем, вряд ли следует ожидать быстрого изменения в результате этого взаимодействия самой экологической ситуации. Для этого от Пекина требуются куда более кардинальные шаги. По существу необходим решительный переход на альтернативные источники энергии, например на газ. Последнее же вряд ли реально без организации широкого многостороннего сотрудничества в Восточной Азии, в первую очередь - в освоении месторождений газа и нефти Сибири и Сахалина.

В проектах сотрудничества в этой сфере Японии и Китая с Россией недостатка нет. Но для их реализации на практике требуется очень многое. Для начала - готовность обсуждать эти вопросы в Москве, Токио и Пекине, а затем - и эффективные политические решения. Их время еще не пришло. Почему? Это тема специального анализа и большого отдельного разговора.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЯПОНИЯ-КИТАЙ-ЭКОЛОГИЯ-ЗАБОТА-ОБЩАЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. СЕМИН, кандидат политических наук, ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ЭКОЛОГИЯ - ЗАБОТА ОБЩАЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 17.10.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЯПОНИЯ-КИТАЙ-ЭКОЛОГИЯ-ЗАБОТА-ОБЩАЯ (date of access: 01.03.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. СЕМИН, кандидат политических наук:

А. СЕМИН, кандидат политических наук → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
380 views rating
17.10.2022 (501 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
МЭР ЛОНДОНА - МУСУЛЬМАНИН
15 hours ago · From Цеслан Бастанов
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" В ЛИВИИ
5 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Catalog: Экономика 
8 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Catalog: Экономика 
9 days ago · From Цеслан Бастанов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЯПОНИИ
11 days ago · From Цеслан Бастанов
XII СЪЕЗД КПВ В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКОВ И УЧЕНЫХ
12 days ago · From Цеслан Бастанов
XII CONGRESS OF THE CPV IN THE ASSESSMENTS OF POLITICIANS AND SCIENTISTS
Catalog: История 
12 days ago · From Цеслан Бастанов
СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В НЕБЕ КИТАЯ
14 days ago · From Цеслан Бастанов
АЗИАТСКИЙ БАНК ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Catalog: Экономика 
14 days ago · From Цеслан Бастанов
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО": ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
16 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ЭКОЛОГИЯ - ЗАБОТА ОБЩАЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android