BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: KZ-949
Author(s) of the publication: САМОДУРОВА З.Г.

Share with friends in SM

Зинаида Владимировна Удальцова была ученым широкого творческого диапазона, большого исследовательского таланта и исключительной творческой активности, много сделавшим для отечественной исторической науки. Ею была создана советская школа византинистики, завоевавшая всеобщее признание мировой научной общественности. Блестящий теоретик и тонкий знаток источников, Зинаида Владимировна с подлинным пиететом и любовью относилась к истории, проявляла высокую ответственность в подходе к изучению жизни и культуры далекого прошлого.

З.В. Удальцова оставила обширное научное наследие. Ее перу принадлежат около 300 работ. Это четыре монографии: "Италия и Византия в VI в." (М., 1959), "Советское византиноведение за 50 лет" (М., 1969), "Идейно-политическая борьба в ранней Византии (по данным историков IV-VII вв.)" (М., 1974) и вышедшая после ее смерти "Византийская культура" (М., 1988), большие разделы в изданных по ее инициативе, под ее руководством и при самом активном участии коллективных трудах - "История Византии" (т. 1-3. М., 1967), "Культура Византии. IV - первая половина VII в." (М., 1984), "Культура Византии. Вторая половина VII-XII в." (М., 1989), "История крестьянства в Европе в средние века" (т. 1-3. М., 1985), главы в III и IV томах "Всемирной истории", во 2-м томе "Истории Европы с древнейших времен до новейшего времени" (в 8-ми томах), многочисленные статьи, выполненные на высоком научном уровне. Они были посвящены разработке общетеоретических проблем феодализма, перехода от рабовладельческой системы к феодальной, изучению социально-экономической и политической истории Византии, Италии и южнославянских стран, кардинальных вопросов историографии и культуры. Многие из них были переведены и опубликованы в международных журналах по византиноведению и медиевистике в Чехословакии, Германии, Югославии, Бельгии, Франции, Италии, Испании и других странах. Большую авторскую и редакторскую работу Зинаида Владимировна вела во 2-м и 3-м изданиях "Учебника по истории средних веков".

Главное внимание она уделяла исследованию наиболее сложных, малоизученных, переломных периодов истории Византии: VI-VII вв. - эпохи крушения рабовладельческого и становления феодального строя; XIV-XV вв. - эпохи разложения феодализма и зарождения элементов новой капиталистической системы производства. Она сумела показать своеобразие этих процессов в Византии по сравнению со странами Западной Европы и Ближнего Востока. Со страниц, написанных Зинаидой Владимировной, предстает величественная, целостная картина жизни византийского общества, его становления и заката. Ею были проанализированы исторические события, социальная борьба, внешняя и внутренняя политика империи, раскрыта сущность социально-экономических и политических преобразований и изменений в идеологии и культуре указанных периодов, охарактеризованы роль и место Византии во всемирно-историческом процессе.


Самодурова Зинаида Гавриловна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

стр. 184


З.В. Удальцова родилась 5 марта 1918 г. в Кисловодске. В 1935 г. после окончания московской средней школы она поступила в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, на исторический факультет.

Большое влияние на формирование Зинаиды Владимировны как ученого-историка оказали выдающиеся исследователи - академики Е.А. Косминский, С.Д. Сказкин, М.Н. Тихомиров, преподававшие на историческом факультете. В 1940 г. после завершения курса обучения З.В. Удальцова была оставлена в аспирантуре при кафедре истории средних веков, где занималась изучением истории Византии под руководством академика Е.А. Косминского, крупнейшего медиевиста- западника, ученого невиданной эрудиции и разносторонних дарований, много сил и энергии отдававшего возрождению византиноведческих штудий в нашей стране. В 1945 г. З.В. Удальцова успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему: "Борьба партий в Византии в XV в. и деятельность Виссариона Никейского", а в 1960 г. - диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему "Италия и Византия в VI в.".

Первые работы З.В. Удальцовой, появившиеся в середине 40- х - начале 50-х годов, были посвящены изучению проблем поздневизантийского феодализма, выяснению причин падения Византии, анализу идейно-политической борьбы внутри господствующего класса накануне османского завоевания, освещению героической борьбы народов Балканского полуострова против турок. Они отличались глубиной исследования материала и оригинальностью выводов. Рассмотрев сочинения византийских писателей XV в.: Виссариона Никейского, Критовула, Сфрандзи, Лаоника Халкокондила, Дуки, Сильвестра Сиропула, Иосифа Мефонского, Марка Эфесского, а также Акты Ферраро- Флорентийского собора, Зинаида Владимировна пришла к обоснованному заключению, что к ослаблению византийского государства и облегчению его завоевания Османской империей привел комплекс причин: экономический упадок Византии, засилье итальянцев в экономике городов, обострение социальных противоречий, народные восстания, феодальные войны и развернувшаяся в XIV-XV вв. религиозная борьба. Обстоятельно проанализировала Зинаида Владимировна идейно-политическую борьбу религиозно-политических партий: латинофилов, туркофилов и

стр. 185


православных ортодоксов, выяснила их состав. В работах была затронута одна из самых острых и недостаточно разработанных тем истории византийской культуры: проблема византийского гуманизма. Изучив творческое наследие и политическую деятельность видного ученого XV в. Виссариона Никейского, она высказала предположение, что в этот период происходило сближение культуры Византии и Запада на почве гуманизма.

Анализ литературных трудов Виссариона Никейского привел З.В. Удальцову к необходимости рассмотреть вопросы сохранения и развития античных традиций в Византии. Любовь к античности и преклонение перед величием ее культуры заставили ученого обратиться к исследованию кардинальных малоизученных проблем перехода от рабовладельческого строя к феодальному и генезиса феодализма в Византии и соседних с ней государств Южной и Юго-Восточной Европы. Следует отметить, что отличительной чертой творчества З.В. Удальцовой всегда было изучение сложных, не разработанных в науке тем как социальной жизни общества, так и его культуры. Специфика складывания византийского феодализма, пути его развития, особенности аграрной структуры и роль сельской общины в ранней Византии, социальная борьба и народные движения VI в. и их воздействие на ход исторического развития Византии, Италии и Северной Африки были в центре внимания З.В. Удальцовой и получили оригинальное истолкование в ее многочисленных трудах, опубликованных в 50-60-х годах. При этом главный акцент был сделан на выяснении путей и форм становления феодальных отношений в Византии, Италии и в завоеванных Юстинианом I областях Северной Африки. На основании анализа данных нарративных и законодательных памятников и папирусов З.В. Удальцова охарактеризовала социально- экономическое и политическое развитие стран указанного региона, формы эксплуатации зависимого населения, положение различных категорий трудящихся масс (рабов, колонов, рустиков и свободных земледельцев), крупную земельную собственность, которую она рассматривала как феодализирующуюся. По ее мнению, в эту эпоху в Византии, хотя и преобладали рабовладельческие отношения, тем не менее, шел процесс их разложения и зарождения в недрах старого общества элементов нового, феодального строя, формирование которого происходило в результате синтеза элементов феодализма и общественных отношений варваров. Она рассматривала IV-VI вв. в истории Византии как заключительный этап развития рабовладельческого общества, как переходный период, когда продолжалась борьба рабовладельческого и феодального укладов.

Проследив эволюцию рабства, З.В. Удальцова выявила те новые черты, которые оно приобрело в это время по сравнению с классической эпохой. По ее словам, статус рабов существенно изменился. Старые латифундиальные формы использования рабского труда изживали себя и заменялись новыми. Повышалась значимость труда рабов, которых переводили на пекулий в хозяйствах крупных землевладельцев. Раб приобретал большую, чем раньше, хозяйственную самостоятельность. Происходило сокращение рабовладения и расширение колоната. Отпуск рабов на свободу был облегчен. З.В. Удальцова показала, что в процессе становления феодализма в Византии происходило не только формирование новых видов собственности, но и изменение характера рабовладения.

Изучив различные формы колоната, она охарактеризовала его как принципиально отличную от феодальной форму эксплуатации, свойственную переходному периоду от рабовладения к феодализму. Эволюция колонатных отношений, по ее мнению, шла в сторону увеличения феодальных черт в статусе колонов. Одновременно ею были отмечены изменения и сближение социально-экономического положения различных групп трудящихся, что повлекло за собой превращение их впоследствии в единую массу феодально-зависимого крестьянства.

В работах З.В. Удальцовой нашла свое решение одна из кардинальных проблем истории Византии - проблема специфики складывания византийского феодализма, его отличительных особенностей по сравнению с феодальными системами в странах

стр. 186


Западной и Юго-Восточной Европы и Ближнего Востока. Она доказала, что своеобразие феодального строя в Византии во многом зависело от развития славяновизантийской общины, история которой ею была тщательно изучена. З.В. Удальцова выявила значительные изменения, которые произошли с этим институтом в ходе общественного переворота VII в. и славянской колонизации. Византийскую общину исследовательница рассматривала как исходную ячейку развития феодальных отношений.

Изучив народные движения VI в., развернувшиеся на территории средиземноморских стран против завоевательной политики Юстиниана I, З.В. Удальцова пришла к заключению, что подчинение этих новых областей империи привело к реставрации рабовладельческих порядков и временно затормозило развитие феодального строя в покоренных государствах.

Исследуя социально-экономическую историю ранней Византии, З.В. Удальцова занялась изучением одной из наименее разработанных в отечественном византиноведении проблем - истории византийского права. Анализ законодательной деятельности Юстиниана I и юридических памятников VI в. позволил ей проследить эволюцию римского классического и постклассического права, определить сущность и политическую направленность законодательных реформ этого императора, вызванных к жизни переменами, происшедшими в социально-экономических и политических отношениях византийского общества VI в., и показать воздействие социально-политической борьбы на законодательство.

Большой вклад внесла З.В. Удальцова в изучение сложных, дискуссионных и недостаточно разработанных проблем кризиса идеологии античного мира и рождения новой идеологии будущего средневекового общества в переходный от рабовладения к феодализму период. В многочисленных статьях и монографии "Идейно-политическая борьба в ранней Византии (по данным историков IV-VII вв.)", посвященных анализу творчества и мировоззрения ранневизантийских историков и писателей, были обобщены результаты многолетних изысканий в этой области. На основании анализа сочинений ранневизантийских авторов она пришла к выводу, что рассматриваемая эпоха характеризуется тесным переплетением, взаимопроникновением и причудливым сочетанием самых разнообразных элементов отживающей античной и нарождающейся культуры средневековья, черт старой языческой образованности с чертами христианской идеологии, что в духовной жизни византийского общества IV- VI вв. шел процесс сближения и взаимного обогащения античной языческой и христианской культур. Одновременно З.В. Удальцова показала, что становление культуры и идеологии византийского общества происходило в противоречивых социально-политических условиях, в остром идейном противоборстве с религиозно-философскими, этическими и эстетическими воззрениями античного мира. Она установила свойственные данным столетиям сдвиги в идеологии, философских, этических и общественно- политических взглядах, определила важные вехи этого процесса. Ею были выявлены существенные особенности ломки старой античной идеологии и черты возникающих новых явлений в византийской культуре. Специфику рождения средневековой культуры Византии она видела в синтезе, в слиянии элементов старой и новой идеологии. Складывание и формирование культуры и идеологии ранней Византии она рассматривала в неразрывной связи с развитием общества.

Велико значение работ З.В. Удальцовой по истории культуры Византии, которая представлена ею не как совокупность памятников литературы, искусства, права, философии, науки, но как особый срез бытия византийского общества, связанный со всеми другими сторонами его жизни. Она показала выдающуюся роль византийской культуры, которая более тысячи лет определяла развитие европейской цивилизации. Ей удалось доказать ложность бытовавших долгое время представлений о косности и застойности византийской цивилизации, забвении и отказе ее от ценностей и достижений античности и убедить читателей, что византийская культура с ранних этапов своего развития обладала и своеобразной внутренней динамикой и творческими

стр. 187


началами, питавшимися, прежде всего, народными истоками. З.В. Удальцова сумела дать яркую характеристику обстановки драматической напряженности и полной острейших противоречий духовной жизни ранней Византии, когда происходило становление византийской культуры, создание основ византийского общества, формирование христианского мировоззрения, складывавшегося под сильным воздействием не только ближневосточных религий - иудаизма и манихейства, но и неоплатонизма, восходящего к философии Платона, и перипатетиков. Они, по ее мнению, были важными компонентами в философско-религиозной системе христианства, которое не только боролось против античной культуры, но и использовало ее в своих интересах. Исследовательница показала, сколь сложным и длительным был процесс складывания нового видения мира, более соответствующего образу мышления и запросом средневекового человека, проследила изменения представлений человека о космосе, времени и пространстве в этот период. На смену замкнутым историческим циклам античных писателей приходило телеологическое, обусловленное волей Бога библейское видение поступательного движения истории у средневековых авторов.

З.В. Удальцова не только дала всеобъемлющую характеристику развития византийской культуры как единой, оригинальной целостности в системе мировой цивилизации, но и выявила типологические особенности, отличающие ее от средневековой культуры Европы и Ближнего Востока. Первой и важнейшей типологической особенностью византийской культуры она считала синтез западных и восточных элементов в разных сферах материальной и духовной жизни общества. Слияние греко-римских и ближневосточных традиций наложило отпечаток не только на общественную жизнь, государственное устройство и социальные структуры, но и на религиозно-философские идеи, политические доктрины, а также на искусство византийского общества. Синтез, реальный и полнокровный, создал новую, неповторимую в своей самобытности и не имеющую исторических аналогий византийскую культуру, оказавшую длительное воздействие на культуры многих сопредельных стран и народов. Одновременно З.В. Удальцова отмечала, что синтез западных и восточных элементов происходил все же с явным превалированием греко-римских начал, хотя она и не преуменьшала значения восточных традиций как одного из составных компонентов византийской культуры. Именно обогащение византийской культуры, греко-римской в своей основе, элементами культуры народов Востока придало ей неповторимый колорит, отличающий ее от культуры Западной Европы.

Второе не менее важное типологическое отличие византийской культуры ученая усматривала в сохранении в Византии в значительных масштабах культурных традиций античности. Исследовательница отстаивала тезис об органическом синтезе античных элементов с зарождавшейся культурой средневекового общества и о глубоком переосмыслении античного культурного наследия в Византии.

Третью типологическую особенность культурного развития Византии по сравнению со странами Запада она видела в господстве "государственных " доктрин, культа империи и императора, эстетики аристократического общества столицы, в централизации и унификации всей культуры. Особо ею была подчеркнута роль Византии в выработке господствовавшего в средние века учения о монархическом государстве, единой, вселенской христианской империи во главе с императором и теории божественного происхождения императорской власти. Значительное влияние на теоретическое оформление учения об автократии, по словам З.В. Удальцовой, оказали философско-политические концепции абсолютной власти, воспринятые от соседних с Византией восточных народов.

На основании изучения источников и специальной литературы она доказала, что эти типологические особенности византийской культуры, ее неповторимое своеобразие были обусловлены прежде всего спецификой социально- политической структуры единого централизованного византийского государства.

Впервые в исторической науке З.В. Удальцова попыталась решить одну из самых сложных и спорных проблем истории византийской культуры - проблему византий-

стр. 188


ского гуманизма. В ряде работ исследовательница дала характеристику появившихся в XI-XII вв., а особенно в XIV в., новых, более прогрессивных идейных течений, историко- философских концепций, прогресса в точных науках, борьбы передовых мыслителей, философов, писателей, представителей народных ересей против господства государственной и церковной идеологии. Анализ культуры и искусства поздней Византии позволил ей выявить в них гуманистические черты и одновременно привел ее к заключению, что в своем развитии эти области духовной жизни палеологовского общества как бы остановились на пороге Ренессанса. З.В. Удальцова вскрыла причины данного явления, объяснив его историческими судьбами государства, типологическими особенностями его социально- экономического и политического развития.

Много внимания З.В. Удальцова уделяла исследованию теоретических проблем генезиса и развития феодализма. Ею был подготовлен и опубликован цикл статей теоретического и методологического характера, посвященных типологии феодализма в Византии и Западной Европе. В этих работах были выяснены общие закономерности и специфические особенности становления и развития феодальных отношений в Византии и странах Западной Европы, воссоздана общая картина исторического процесса, показаны разнообразие и пестрота его конкретных проявлений, разработаны критерии типологии генезиса феодализма, среди которых основными являются определяющие социально-экономические факторы, взаимодействие элементов феодализма, вызревавших в недрах рабовладельческой системы и общинно-родового строя, воздействие социальной борьбы, а также другие факторы феодализации. Ею были выделены три типа генезиса феодализма в Европе: 1) так называемый "уравновешенный" синтез; 2) развитие на основе синтеза, но с явным преобладанием античных начал; 3) "бессинтезный" или с очень незначительными элементами синтеза (феодализм здесь развивается непосредственно из родоплеменного строя варваров). Главное внимание З.В. Удальцова уделяла изучению характерного для Византии типа генезиса феодализма. Она выявила общее и особенное в социально- экономическом развитии империи, отличительными чертами которого, по ее мнению, было длительное сохранение рабовладельческого уклада, позднеримских форм собственности, античных городов, центров ремесла и торговли, сильного централизованного государства и внутренне сплоченной сельской общины. Труды З.В. Удальцовой по типологии феодализма положили начало новому этапу исследования феодальной системы не только в Византии, но и в других регионах мира.

Изучению особенностей феодальной системы Византии в XI- XV вв. по сравнению со странами Западной Европы исследовательница посвятила серию статей, где ею была дана характеристика социально-экономических отношений в империи в рассматриваемые столетия и подчеркнута значимость в их развитии двух факторов: укрепления феодальной вотчины и роста провинциальных городов. По ее мнению, социально-экономическая эволюция в Византии в указанный период послужила фундаментом закономерного и прогрессивного на данном историческом этапе феодального раздробления византийского государства на основе внутренней экономической консолидации провинций и обусловила борьбу сил централизации и децентрализации, осложнявшуюся внешнеполитическими событиями. Однако закономерный процесс феодального раздробления Византии и подъема провинций был затруднен противоборством центрального правительства и столичного центра - Константинополя. З.В. Удальцова установила основные этапы развития византийского государства в свете борьбы сил централизации и децентрализации. В связи с этим ею было обращено внимание на выяснение роли городов в социально- экономической и политической истории Византии, их отличительных особенностей по сравнению с городами Западной Европы, а также на изучение положения крестьян поздней Византии. Проблемы формирования феодального крестьянства в Византии она рассмотрела в главах трехтомного коллективного труда "История крестьянства в Европе в средние века", изданного Институтом всеобщей истории АН СССР, главным редактором

стр. 189


которого она была. В них подведены итоги изучения генезиса феодально-зависимого крестьянства в Европе.

Большое место в творчестве З.В. Удальцовой занимали историографические исследования. В многочисленных статьях и монографии "Советское византиноведение за 50 лет" освещена история становления и развития советской византинистики, обстоятельно охарактеризованы основные этапы и важнейшие направления, показан сложный путь, который прошло византиноведение в нашей стране. Критически оценивая труды византинистов старой русской школы, З.В. Удальцова одновременно показала то положительное, что было ими сделано при разработке ряда существенных вопросов истории Византии и в деле изучения и издания византийских памятников. Ею были проанализированы и работы советских ученых, посвященные исследованию широкого круга кардинальных проблем истории Византии, а также были намечены задачи дальнейшего развития византиноведения.

Как истинно крупный исследователь, З.В. Удальцова не ограничивалась только изучением истории Византии. Много и плодотворно она занималась проблемами культурных взаимоотношений Византии и славянских стран. Анализ русско-византийских связей привел ее к выводу, что взаимоотношения Руси и Византии были взаимоотношениями двух независимых держав, широкое же распространение византийской культуры на Руси не уничтожило самобытной русской культуры, а ее обогатило.

Труды З.В. Удальцовой охватывали широкий спектр проблем. Они способствовали более глубокому пониманию генезиса феодализма, закономерностей развития социально-классовых структур и идеологии феодального общества, культурно- исторического процесса в Европе. Благодаря огромным историческим познаниям и широте научных интересов и кругозора З.В. Удальцова сумела раскрыть роль и показать место Византии во всемирной истории. Ее работы открыли новую страницу в историографии Византийской империи и сопредельных государств, внесли большой вклад в отечественную историческую науку. Без учета ее исследований невозможно дальнейшее изучение истории Византии. Они имеют огромное значение и для решения многих общих вопросов истории средневековой Европы. Ее труды получили высокую оценку в отечественной и зарубежной научной литературе, оказали большое воздействие на развитие византиноведения. Работам З.В. Удальцовой присущи подлинный историзм, оригинальность концепции развития феодализма в Византии, большая эрудиция.

Во всех трудах З.В. Удальцова проявила себя специалистом, мастерски владеющим сложной методикой комплексного исследования разнопланового и разнохарактерного исторического материала: сочинений греческих и римских писателей, юридических памятников, житий святых и т.п. Ее работы написаны на основании их тщательного изучения. Они отмечены строгим безупречным анализом фактических данных, умением их найти, хорошим знанием источников и памятников византийской культуры, литературы, живописи, зодчества. Извлеченный из них документальный материал она умело использовала, чтобы осветить происходившие в далеком прошлом события, выяснить их причины и обрисовать духовный мир средневекового человека. Обладая незаурядным литературным талантом, З.В. Удальцова создала широкую панораму жизни целых эпох, смогла ярко и образно представить далекое прошлое, раскрыть суть и "дух" тех периодов, о которых она писала, выявить все самое характерное в их структурах. Работы ее отличаются ясностью, строгостью, вместе с тем занимательностью и живостью изложения. Они лишены скучной академичности. Это произведения, рассчитанные не только на профессионалов, но и на широкий круг читателей, интересующихся историей. При этом они не теряют своей научной ценности и значимости, являются глубокими и обстоятельными исследованиями.

Научно-исследовательскую деятельность З.В. Удальцова успешно совмещала с научно-организационной и редакторской работой, многое сделала для возрождения и развития византинистики в нашей стране.

стр. 190


Еще в 1943 г. на ноябрьском заседании только что созданной византийской группы при Отделении истории и философии АН СССР Е.А. Косминский определил цель и задачи, которые должны быть решены отечественными византинистами в первую очередь. Он считал, что необходимо было начинать с подготовки научных кадров, пропаганды византиноведения путем организации лекций, докладов, издания учебной и научно-популярной литературы, обследования рукописных фондов СССР и издания документов. Одновременно он наметил широкую проблематику научных исследований византинистов. Важнейшими, по его словам, были такие проблемы, как переход от рабовладения к феодализму, славянская колонизация Византийской империи, становление феодальных отношений в деревне, история города, поздневизантийский феодализм, внешняя политика Византии, взаимоотношения империи с Западом и Востоком, Древней Русью, Арменией, Грузией и др., а также история византийской культуры.

Однако, по его мнению, прежде всего следовало объединить силы византинистов, разбросанных по разным городам (Ленинград, Москва, Одесса, Свердловск, Владивосток, союзные республики), разобщенных и лишенных научного общения.

Важным фактором сплочения византинистов и создания предпосылок для подъема византинистики в стране служили периодически созывавшиеся всесоюзные византиноведческие сессии. Первая такая конференция была проведена в Москве 5-6 мая 1944 г. После смерти Е.А. Косминского З.В. Удальцова продолжила эту традицию:

такие совещания византинистов постоянно проходили либо в Москве, либо в Ленинграде, Тбилиси, Ереване, Свердловске, Киеве и др. Душой и организатором их была З.В. Удальцова. На этих конференциях выступали и маститые доктора, и начинающие ученые, которые докладывали результаты своих изысканий и находили теплый прием и дружескую поддержку со стороны участников.

Не менее значимым событием для дальнейшего развития византиноведения в СССР было возобновление по инициативе Е.А. Косминского издания "Византийского временника". В 1947 г. вышел в свет первый том новой серии ежегодника. Е.А. Косминский был его ответственным редактором и оставался на этом посту до самой смерти. Ответственным секретарем первых пяти томов "Византийского временника" была З.В. Удальцова, которая в 1956 г. стала заместителем ответственного редактора, а с 1966 г. возглавила его редколлегию. При этом она была неутомимым организатором работы авторского коллектива. Благодаря ее усилиям, объективности и принципиальности "Византийский временник" завоевал научное признание как у нас в стране, так и за рубежом, превратился в один из лучших журналов по византиноведению, с которым считались и считаются ученые- византинисты всего мира. На страницах ежегодника публиковались статьи по истории, экономике, культуре, науке, искусству, филологии Византии и сопредельных государств, эпиграфике, кодикологии, нумизматике, палеографии, оригинальные тексты, извлеченные из рукописей отечественных хранилищ, переводы литературных и исторических произведений византийских авторов. "Византийский временник" способствовал укреплению международных связей. На его страницах печатали свои статьи многие зарубежные ученые.

Важной вехой в развитии византинистики стало создание в 1955 г. на базе византийской группы сектора византиноведения в Институте истории АН СССР. Его основателем и руководителем до последних дней своей жизни был Е.А. Косминский, а его заместителем - З.В. Удальцова, которая вела всю научно-организационную работу. В 1959 г. она стала заведующим сектора и в течение многих лет до своей кончины в 1987 г. возглавляла его. Под ее руководством сектор истории Византии превратился в научно- исследовательский и координационный центр по византиноведению в нашей стране.

Много сил и энергии было отдано З.В. Удальцовой созданию коллективных трудов: "Истории Византии", "Культуры Византии", "Истории крестьянства в Европе в средние века", "Истории Европы с древнейших времен до новейшего времени" - обобщающих исследований, базировавшихся на последних достижениях отечествен-

стр. 191


ной и зарубежной науки. В них подведены итоги развития византиноведения в нашей стране, представлена целостная картина жизни средневекового общества. З.В. Удальцова сумела создать дружный авторский коллектив, сплотить, вдохновить и заразить участников своей верой в необходимость написания таких трудов, нужных не только научной общественности, но и всем интересующимся историей далекого прошлого. Последние два тома "Культуры Византии" вышли в свет уже после кончины З.В. Удальцовой. Большая работа по завершению и подготовке их к изданию, написанию ряда глав и редактированию была проведена А.А. Чекаловой, З.Г. Самодуровой и П.И. Жаворонковым. Ответственное редактирование было осуществлено академиком Г. Г. Литавриным. Указанные труды нашли широкое распространение и быстро стали библиографической редкостью. Научная общественность по достоинству оценила их. Один из них - трехтомная "Культура Византии" - в 1995 г. была удостоена государственной премии Российской Федерации.

З.В. Удальцова являлась членом редакционной коллегии серии "Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы". Отвечая за издание сочинений византийских авторов, она для работы по переводу и комментированию их сумела привлечь крупнейших отечественных специалистов-историков: члена-корр. АН СССР Н.В. Пигулевскую, докторов исторических наук Е.Э. Липшиц, Е.Ч. Скржинскую, М.Я. Сюзюмова, А.П. Каждана, Г.Г, Литаврина, Я.Н. Любарского, С.В. Полякову, С.П. Кондратьева, кандидатов исторических наук Р.А. Наследову, К.А. Осипову, переводчика И.В. Феленковскую и др. При ее содействии в этой серии были опубликованы: "История Феофилакта Симокатты" (М., 1959); "Две византийские хроники Х в." (М., 1959); Иордан "О происхождении и деянии готов" (М., 1960); "Византийская книга Эпарха" (М., 1962); Анна Комнина "Алексиада" (М., 1965);

"Эклога. Византийский законодательной свод VIII века" (М., 1965); "Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение византийского полководца XI века" (М., 1972), были подготовлены переводы произведений и других византийских писателей.

В течение 10 лет З.В. Удальцова была главным редактором "Вестника древней истории" и руководила работой журнала с 1977 по 1987 г. Под ее председательством была проведена Х Всесоюзная авторско-читательская конференция, посвященная его 50-летию, на которой рассматривались итоги работы журнала и обсуждались доклады по проблеме "Социально-экономическая структура древнего общества и идеологическая борьба в древнем мире". Свою основную задачу по руководству журналом З.В. Удальцова видела в определении направления научных исследований отечественных антиковедов, организации на его страницах дискуссий по кардинальным проблемам древней истории, в подготовке статей теоретического характера. Большой интерес проявляла она к публикации работ по истории Северного Причерноморья и способствующих широкой популярности "Вестника" переводов трудов древних авторов.

Значительный вклад внесла З.В. Удальцова и в развитие отечественной медиевистики. Ею много было сделано в исследовании западноевропейского средневековья. Монография "Италия и Византия в VI в.", основное внимание в которой уделено Италии V-VI вв., теоретические и методологические статьи по вопросам типологии феодализма, главы в коллективных трудах "История крестьянства в Европе в средние века", в третьем томе "Всемирной истории", во втором томе "Истории Европы с древнейших времен до новейшего времени", посвященных средневековому периоду, в "Учебнике по истории средних веков для университетов" (второе и третье издания) -имеют большое значение для решения многих общих вопросов по истории средневековой Европы.

После смерти академика С.Д. Сказкина она фактически стала главой отечественных медиевистов, организатором работы по изучению истории западноевропейского феодализма. В течение многих лет З.В. Удальцова руководила работой секции "Генезис и развитие феодализма" Научного совета "Закономерности исторического развития общества и перехода от одной социально-экономической формации к дру-

стр. 192


гой", координационного центра теоретических и методологических исследований отечественных историков- медиевистов. Она оказывала поддержку всему новому в науке. По ее инициативе и при ее непосредственном участии были проведены всесоюзные научные конференции по кардинальным проблемам западноевропейского средневековья, таким, как вопросы генезиса и типологии феодализма, истории античных и средневековых городов, средневекового права, государства, этнических общностей, социальной и идеологической борьбы, социальной психологии, взаимоотношения средневекового человека и общества, происхождения и развития искусства в феодальный период, т.е. по проблемам спорным, нерешенным, долгое время остававшимся в тени, слабо разработанным. В докладах на совещаниях медиевистов З.В. Удальцова давала характеристику современному состоянию изучения перечисленных вопросов и намечала очередные задачи, стоявшие перед отечественными медиевистами в области исследования генезиса феодализма в странах Западной Европы. Она была членом редколлегии ежегодника "Средние века".

Одновременно она входила в состав редколлегий журналов "Культура и жизнь", "Новая и новейшая история" и принимала активное участие в обсуждении поступавших в журналы статей; была редактором многих крупных монографий, сборников и коллективных трудов.

После кончины академика Е.М. Жукова она возглавила Научный совет "Закономерности исторического развития общества и перехода от одной социально-экономической формации к другой". Много сил она отдала разработке комплексной программы по изучению феодальной системы.

В августе 1980 г. З.В. Удальцова была назначена директором Института всеобщей истории АН СССР. В 1986 г. институт за плодотворную научно-исследовательскую деятельность в развитии отечественной исторической науки и подготовку кадров был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Под руководством З.В. Удальцовой Институт всеобщей истории за успехи в разработке проблем всемирной истории неоднократно поощрялся почетными грамотами.

З.В. Удальцова была не только крупным исследователем и талантливым организатором науки, но и учителем многих византинистов. В 1945-1948 гг. она читала лекции и вела занятия на кафедре всеобщей истории Заочной Высшей партийной школы. Сразу после защиты кандидатской диссертации стала преподавать на кафедре средних веков исторического факультета МГУ: вела семинарские занятия и руководила дипломными работами студентов, специализировавшихся по византиноведению. С 1982 по 1986 г. возглавляла эту кафедру.

Главную цель своей деятельности З.В. Удальцова видела в подготовке научных кадров по византиноведению через аспирантуру. Под ее руководством в МГУ и Институте всеобщей истории АН СССР было написано и защищено немало кандидатских и докторских диссертаций. Она воспитала многих талантливых ученых: Г.Г. Литаврина, С.П. Карпова, А.А. Чекалову, О.Р. Бородина, З.Г. Самодурову, П.И. Жаворонкова, С.К. Красавину, Н.М. Богданову и других, которые стали высококвалифицированными специалистами, авторами ценных научных исследований. Помогала многим византинистам в их работе, была рецензентом по диссертациям Е.Ч. Скржинской, К.В. Хвостовой, М.А. Заборова, К.А. Осиповой, Р.А. Наследовой, И.П. Медведева, Г.Е. Лебедевой, В.В. Бычкова, С.С. Аверинцева, М.А. Поляковской, В.В. Кучмы, В.Д. Лихачевой, И.Н. Лебедевой, Е.К. Пиотровской и др.

Много внимания уделяла З.В. Удальцова развитию вспомогательных исторических дисциплин: греческой палеографии, папирологии, сфрагистики, нумизматики. При поддержке и содействии академиков Е.А. Косминского, М.Н. Тихомирова, С.Д. Сказкина, д.и.н. А.Д. Люблинской, Н.А. Сидоровой, Е.Э. Гранстрем она добилась зачисления в аспирантуру по греческой палеографии З.Г. Самодуровой, Б.Л. Фонкич был принят на кафедру истории средних веков и специализировался по этой дисциплине. Он стал крупным специалистом-профессионалом, знатоком греческих рукописей как отечественных, так и зарубежных собраний.

стр. 193


Научная деятельность З.В. Удальцовой получила широкое признание как у нас в стране, так и за рубежом. В 1976 г. за разностороннюю научно-исследовательскую и педагогическую деятельность она была избрана членом-корреспондентом АН СССР.

За заслуги в развитии исторической науки и подготовку научных кадров З.В. Удальцова была награждена в 1975 г. орденом Трудового Красного Знамени, в 1981 г. - орденом "Знак Почета", двумя юбилейными медалями и медалью "Ветеран труда". В 1987 г. за участие в создании 13-томной "Всемирной истории" была удостоена Государственной премии СССР.

З.В. Удальцова являлась заместителем председателя Национального комитета историков Советского Союза и председателем секции византинистики, а также председателем Советско-Венгерской комиссии историков, членом правления обществ "СССР - Греция", "СССР - Испания", членом Советско-Болгарской и Советско- Югославской комиссий историков. В 1976 г. на XV Международном конгрессе византинистов в Афинах З.В. Удальцова была избрана вице-президентом Международной Ассоциации византинистов, в 1975 г. - иностранным членом Научного комитета Международного центра исследований по истории византийской культуры в Южной Италии (г. Бари), в 1983 г. - иностранным членом Саксонской Академии наук (ГДР). Она достойно представляла отечественную науку за рубежом, участвовала в работе пяти международных конгрессов исторических наук: Вена, 1965; Москва, 1970; Сан- Франциско, 1975; Бухарест, 1980; Штутгарт, 1985; восьми международных конгрессов византинистов: Стамбул, 1955; Мюнхен, 1958; Охрид, 1961; Оксфорд, 1966; Бухарест, 1971; Афины, 1976; Вена, 1981; Вашингтон, 1986, а также ряда международных научных конференций и симпозиумов, где выступала с докладами, высоко оцененными мировой научной общественностью. Читала лекции в зарубежных научных учреждениях.

К активному участию в работе Международных конгрессов византинистов З.В. Удальцова старалась привлечь историков из разных городов Советского Союза: Москвы, Ленинграда, Свердловска, Тбилиси, Еревана, Баку и т.д., которые делились результатами своих изысканий в разрабатываемых ими областях на секционных заседаниях. Начиная с конгресса в Охриде в 1961 г. и ко всем последующим форумам советские историки-византиноведы стали выпускать "Византийские очерки" - сборники статей, в которых они подводили итоги своей работы за время, прошедшее между конгрессами, и рассказывали о своих достижениях в исследовании изучаемой ими проблематики. Вдохновителем издания "Византийских очерков", а с 1966 г. - ответственным редактором их и непременным участником была З.В. Удальцова.

Учитывая достижения советских византинистов, и прежде всего заслуги З.В. Удальцовой, в развитии византиноведения в СССР, в Вашингтоне в 1986 г. на XVII Международном конгрессе византинистов, на заседании Международной ассоциации византинистов было принято решение о проведении очередного съезда в Москве, в 1991 г. К сожалению, форум византинистов в Москве прошел уже без участия З.В. Удальцовой.

29 сентября 1987 г. Зинаида Владимировна скоропостижно скончалась - несчастный случай оборвал ее жизнь. Эта кончина потрясла всех, кто с ней работал. До последних дней она продолжала активно, с неиссякаемой энергией трудиться, подготавливая новые статьи, книги, рецензии, разрабатывая малоисследованные проблемы социально-экономической и политической истории, культуры и идеологии Византии. Все знавшие Зинаиду Владимировну восприняли ее смерть как тяжелую, невосполнимую утрату: из жизни ушел человек глубоко преданный науке, трудолюбивый, эрудированный, энциклопедически образованный, энергичный, требовательный к себе, душевный, добрый и мудрый, всегда готовый помочь людям, подлинный патриот, беззаветно любивший свою родину и свой народ.

Orphus

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ-АН-СССР-ЗИНАИДА-ВЛАДИМИРОВНА-УДАЛЬЦОВА-1918-1987

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

САМОДУРОВА З.Г., ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ АН СССР ЗИНАИДА ВЛАДИМИРОВНА УДАЛЬЦОВА (1918-1987) // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 17.01.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ-АН-СССР-ЗИНАИДА-ВЛАДИМИРОВНА-УДАЛЬЦОВА-1918-1987 (date of access: 17.02.2020).

Publication author(s) - САМОДУРОВА З.Г.:

САМОДУРОВА З.Г. → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
49 views rating
17.01.2020 (31 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Русская община в Японии в начале XX в.
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Современная отечественная историография о хорезмшахе Джалал ад-Дине Манкбурны
Catalog: История 
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Патронаж Москвы и грузинский национализм накануне событий 1956 г.
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Из истории русско-туркменских отношений
Catalog: История 
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Чудесные явления в латинских хрониках первого крестового похода
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Японо-американские противоречия в Восточной Азии: от сотрудничества к конфронтации
Catalog: Право 
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Акт о реформах правительства Индии 1919 г.
3 days ago · From Казахстан Онлайн
К вопросу о первенстве в переводе Корана на русский язык
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Г. А. ВИНКЛЕР. Веймар. 1918-1933. История первой немецкой демократии
Catalog: История 
3 days ago · From Казахстан Онлайн
А. В. БЕЛЯКОВ. Чингисиды в России XV-XVII веков. Просопографическое исследование
3 days ago · From Казахстан Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
latest · Top
 
1
Вacилий П.·zip·45.48 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·xlsx·19.25 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·xls·31.84 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·txt·2.07 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·rtf·8.2 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·rar·46.19 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·pptx·41.16 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·pdf·29.17 Kb·958 days ago

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ АН СССР ЗИНАИДА ВЛАДИМИРОВНА УДАЛЬЦОВА (1918-1987)
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Kazakhstan Library ® All rights reserved.
2017-2020, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones