Libmonster ID: KZ-75

В 1941 г. вышла моя книга "Очерки по истории Казахской ССР". В этой работе уделено много места истории национальных движений в дореволюционном Казахстане, В 20-х и 30-х годах в историографии Казахстана широкое распространение получили буржуазно-националистические взгляды ныне умершего А. Ф. Рязанова, который ряд своих работ посвятил истории национальной борьбы казахского народа, причём единственным критерием признания прогрессивности этих движений для А. Ф. Рязанова служила направленность их против России. Такой подход к освещению данной проблемы, естественно, вёл к признанию присоединения Казахстана к России как абсолютного зла.

Когда я писал свою книгу, для меня была совершенно ясна необходимость рассматривать эти движения в связи с революционным движением в России, национальный вопрос освещать как часть более общего вопроса - о революционном преобразовании общества. На стр. 320 своей работы я отмечал, что условия освобождения казахского народа лежали не в его национальной замкнутости, а в союзе с русским пролетариатом в борьбе за социализм, равно как развитие революционного движения в дальнейшем показало, что победа революции в России невозможна без поддержки борьбы русского народа со стороны угнетенных народностей колоний".

Однако, просматривая теперь свою книгу, я должен признать, что в оценке ряда движений мне не удалось до конца преодолеть буржуазно-националистические ошибки. Наиболее грубая ошибка была допущена мною в оценке движения Кенесары, которой я придерживался до появления 26 декабря 1950 г. в газете "Правда" статьи "За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана", подвергшей справедливой критике книгу Е. Бекмаханова "Казахстан в 20 - 40-х годах XIX в.". Эта критика относилась и ко мне, так как я разделял и поддерживал буржуазно-националистическое освещение движения Кенесары, данное Е. Бекмахановым, и допустил, как редактор, его книгу к печати.

Тяжёлые ошибки, допущенные мною в оценке движения Кенесары Касымова, обязывают меня вскрыть корни этих ошибок. Ещё в 1941 г. для меня была ясна классовая основа движения Кенесары. Я отмечал в своей книге, что Кенесары "не вывел и не мог вывести это движение за ограниченные рамки интересов старой феодальной аристократии чингизидов" (стр. 273), но в то же время я признал, что "движение Кенесары явилось крупнейшим антиколониальным национально-освободительным движением в Казахстане" (там же).

Думаю, что эта грубо ошибочная оценка движения Кенесары как национально-освободительного движения явилась следствием того, что, во-первых, я оторвал это движение от перспектив развития буржуазно-демократической революции в России: во-вторых, по существу, игнорировал идеологическую сторону движения, которая была пропитана воинствующим исламизмом; не учёл в достаточной мере реакционного характера внутренней политики Кенесары и, наконец, совершенно недостаточно увязал движение Кенесары с международной обстановкой. В результате я не мог показать, что Кенесары неизбежно вёл к отрыву казахского народа от русских трудящихся масс, что это движение неизбежно должно было вести к сближению Казахстана со среднеазиатскими ханствами, а через их посредство, в условиях соперничества российского царизма и английского капитализма в борьбе за среднеазиатские рынки, - к подчинению английскому капитализму. На самом деле движение не имело ничего общего с освободительной борьбой казахского народа, носило реакционный феодально-монархический характер. Выступления казахских общин против Кенесары являлись не межродовой борьбой, а классовой борьбой народных масс казахов против Кенесары.

стр. 157

После опубликования 26 декабря 1950 г. статьи в "Правде" я признал ошибочность своей оценки движения Кенесары Касымова, исправил эту ошибку в редактируемой мною книге "Очерки по истории Киргизской ССР", которая готовится к печати, и постараюсь дать правильную характеристику этого движения в статье, которую готовлю для многотомника по истории СССР.

Однако я считал и считаю, что моя задача заключается не только в том, чтобы дать в печати правильную оценку движения Кенесары Касымова, но и в том, чтобы пересмотреть оценки других национальных движений в Казахстане, о которых я писал. Это потребовало от меня пересмотра опубликованных мною работ, повторного изучения некоторых материалов, что отняло много времени.

Думаю, что в "Очерках" мною правильно показано наличие в Казахстане до 70-х годов XIX в. двух движений, аналогичных крестьянским войнам у оседлых народов (восстание Исатая Тайманова в Букеевской орде и восстание Срыма Датова в Младшей орде); правильно отмечены реакционные черты движения того же Исатая в Младшей орде, когда я писал, что в 1838 г. "борьбу против царской Россия он (Исатай) развертывал как вассал Алла-кула" (хивинский хан); правильно отмечены реакционные элементы движения Исета Котибарова, в первой половине 50-х годов явно ориентировавшегося на сближение с Хивой; правильно охарактеризовано движение султана Каратая, как феодальной фронды (сир. 221).

Просматривая теперь свои "Очерки", я считаю ошибочной, объективистской характеристику явно реакционного движения султана Каип Галия. Особенно объективистски звучат замечания относительно деятельности явного предателя своего народа, сына Кенесары, султана Садыка, который готов был служить и действительно служил кому угодно, лишь бы оторвать казахский народ от русского народа.

Считаю, что нет никаких оснований оценивать как прогрессивное - и даже видеть элементы революционной борьбы - выступление казахов на Мангышлаке в 1870- 1871 гг., инспирированное хивинским правительством. Я думаю, что необходимо привлечь новые материалы для характеристики движения Жан-хожи и пересмотреть оценку этого движения, в котором была так сильна реакционная исламистская идеология. Считаю, что необходимо пересмотреть в сторону усиления классовой характеристики движение султана Арынгазы, первым порвавшего вековые связи своей фамилии с Хивой и взявшего курс на сближение с Россией. Однако внутренняя деятельность Арынгазы не могла способствовать сближению казахского и русского народов.

Отмеченные ошибки в оценке национальных движений в Казахстане были мною допущены и в "Истории Казахской ССР", где главы, посвященные XIII в. - первой четверти XIX в., были написаны мною.

В 1947 г. вышла моя книга "Батыр Срым". Основная цель, которая стояла передо мной, заключалась в выяснении особенностей крестьянской войны в кочевом обществе в условиях господства патриархально-родового быта. Эта задача требовала тщательного изучения общественных отношений в кочевом обществе. Господствовавшая в исторической литературе теория так называемого "кочевого феодализма" акад. Б. Я. Владимирцова закрывала возможности для выяснения особенностей классовой борьбы у кочевников.

В первой части книги я попытался вскрыть особенности феодальных отношений в казахском обществе XVIII в. и на конкретном материале раскрыть содержание общественных отношений казахов как патриархально-феодальных. Думаю, что такая характеристика является правильной. Правильно отмечена роль патриархально-родового быта, глубоко маскировавшего классовые непримиримые противоречия в казахском обществе и поэтому мешавшего проявлению классового сознания народных масс и развитию классовой борьбы. Эти особенности наложили глубокий отпечаток на классовую борьбу в Казахстане в конце XVIII века.

На материале движения батыра Срыма я стремился показать, с каким трудом пробивалась классовая борьба через формы господствовавшего патриархально-родового быта. Только при условии преодоления патриархально-родового быта могла бы развернуться классовая борьба, но для этого условий в казахском обществе XVIII в. не было. Движение батыра Срыма даже не было подавлено - оно заглохло.

стр. 158

Эти выводы я считаю правильными. Для меня теперь в свете работы И. В. Сталина "Марксизм и вопросы языкознания" ясно, что патриархально-родовой быт следует рассматривать не как форму, в которой проявлялись господствовавшие в казахском обществе патриархально-феодальные отношения, а как своеобразную надстройку, чрезвычайно активную, которая и придавала феодальным отношениям казахов патриархально-феодальный характер. Думаю, что было неправильно рассматривать деятельность самого батыра Срыма на всех этапах развития народной борьбы как прогрессивную. Если мне удалось показать совершенно закономерный отход подавляющей массы родовой знати (биев, батыров) от задач народной борьбы, то о Срыме следует сказать, что в отдельные периоды 90-х годов его стремление сблизиться с группировкой султана Абулгазиса, тесно связанной с Хивинским ханством, отводило движение от задач крестьянской войны; деятельность самого Срыма на этом этапе становилась реакционной. Движение народных масс начинало развиваться через голову Срыма, помимо его руководства. В моей работе приведён большой фактический материал, касающийся отношений Срыма с Россией и Хивинским ханством. Однако изложение этого материала меня сейчас не удовлетворяет: он изложен объективистски. Колебания Срыма в сторону Хивинского ханства дорого обошлись самому Срыму (по данным фольклора, он был отравлен по приказанию хивинского хана). Исламистская идеология не характерна для движения Срыма, однако в отдельные моменты борьбы в 90-х годах Срым не избежал её влияния, что также вело к искажению ясных целей народной борьбы. Поэтому ошибкой было отожествление на всех этапах восстания деятельности Срыма с борьбой народных масс. В результате неизбежно получилась идеализация образа Срыма.

Таковы те поправки, которые, как я думаю, должны быть внесены в изложение истории движения Срыма Датова Если будет возможно подготовить второе издание моей книги, эти изменения, разумеется, будут мною внесены.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Хроника-и-информация-ПИСЬМО-В-РЕДАКЦИЮ-В-1941-г-вышла-моя-книга-Очерки-по-истории-Казахской-ССР

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. П. ВЯТКИН, Хроника и информация. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ: "В 1941 г. вышла моя книга "Очерки по истории Казахской ССР" // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 11.10.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Хроника-и-информация-ПИСЬМО-В-РЕДАКЦИЮ-В-1941-г-вышла-моя-книга-Очерки-по-истории-Казахской-ССР (date of access: 29.03.2023).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. П. ВЯТКИН:

М. П. ВЯТКИН → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
779 views rating
11.10.2017 (1995 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
АРАВИЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ. ВО ИМЯ УКРЕПЛЕНИЯ ТРОНОВ
Catalog: География 
Yesterday · From Цеслан Бастанов
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И СТРАНЫ ВОСТОКА
2 days ago · From Цеслан Бастанов
"Рассказы сидящей на развалинах жизни"
3 days ago · From Цеслан Бастанов
ОБРАЗЫ ТРОПИЧЕСКОЙ АЗИИ
3 days ago · From Цеслан Бастанов
КИТАЙ. ВЕЛИЧИЕ И ТРАГЕДИЯ ДЭН СЯОПИНА
5 days ago · From Цеслан Бастанов
"ЗАРУБЕЖНЫЕ КИТАЙЦЫ"
5 days ago · From Цеслан Бастанов
КИТАЙ. "АФГАНСКАЯ ЗАПАДНЯ"
6 days ago · From Цеслан Бастанов
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ВСЕМИРНЫЙ ХАЛИФАТ
6 days ago · From Цеслан Бастанов
ВОЙНА С ТЕРРОРОМ. ЕГИПЕТ. УРОКИ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИСТСКИМ ИСЛАМИЗМОМ
6 days ago · From Цеслан Бастанов
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ. НЕФТЬ И ГАЗ КАЗАХСТАНА
8 days ago · From Цеслан Бастанов

Actual publications:

Latest ARTICLES:

BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Хроника и информация. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ: "В 1941 г. вышла моя книга "Очерки по истории Казахской ССР"
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Kazakhstan Library ® All rights reserved.
2017-2023, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones