Libmonster ID: KZ-846
Author(s) of the publication: П. М. МУРАДЯН

В поисках причин возникших и возникающих сложностей в межнациональных отношениях у нас, прежде всего и чаще всего делался упор на социально-экономическое состояние охваченного конфликтом региона. Значение этого фактора общеизвестно и в теоретическом плане. Однако универсальность применения данного положения ко всем регионам страны и при всех конкретных ситуациях вызывает сомнения. Мало о чем говорят и имеющие порою хождение в официальных оценках политические формулировки типа "дело рук националистов", "действовали коррумпированные кланы", "выступили экстремистские элементы" и т. п. По моему глубокому убеждению, они могут иметь применение лишь при характеристике форм выражения стычек или трений на межнациональной почве, но никак не выявляют и тем более не искореняют первопричину событий. Если мы хотим разобраться по существу в межнациональных конфликтных ситуациях, то следует, вовсе не игнорируя социально-экономическое состояние регионов, учитывать ряд обстоятельств исторического порядка, из которых наиболее значительными представляются особенности формирования этнического самосознания и конфессиональная принадлежность конфликтующих этнических общин. Быть может, такая постановка вопроса правомерна не для всех межнациональных проблем в рамках СССР, но она продиктована этнополитической и историко-культурной обстановкой на Кавказе в древности и позднее.

В период раннего христианства народы Закавказья объединяло (говоря словами Н. Я. Марра) согласное понимание ими христианского учения, в литературе - тождественные редакции Священного писания, в искусстве - часто совпадавшие художественные формы. Но к началу VII в. это согласие и понимание нарушились вследствие византийской ориентации части христианского Кавказа, что постепенно привело к переоценке имевшихся культурных ценностей и достижений. Это происходило не только в границах основных этнических единиц армян, грузин и албанов, но и внутри каждой из них, выдвигая на первый план конфессию, которой стали определять и этническую принадлежность: теперь в глазах носителей новой ориентации приверженец халкедонитского толка отождествлялся в глазах монофизита с греком-ромеем или, несколько позже, с грузином, а монофизит, последователь "согласного понимания христианского учения" - с армянином. Иными словами, совпадение церкви с этносом нарушила сложившиеся этноконфессиональные границы, приведя к арменизации части албанов и, возможно, грузин, к грузинизации части армян и тех же албанов.

Ощутимому лишению прежних национальных рамок подвергались на почве конфессиональной принадлежности албаны. Однако едва ли правомерно данный факт объяснять некоей экспансивностью армянской и грузинской церквей. Способствовал этому и уровень этнокультурной консолидации народов, выступавших под собирательным названием "албаны-арранцы". А затем произошла инфильтрация в Кавказскую Албанию новых этнических групп в период хазарских нашествий, иранского, затем сельджукского завоеваний. В течение нескольких столетий эти факторы действовали с такой силой, что былой этнокультурный мир подвергся существенным изменениям. Наряду с персидскими поселениями образовались в культурных центрах края арабские или персидско-арабские, объединенные такими могучими факторами, как ислам и политическая власть.

В период сельджукского владычества значение упомянутых поселений возросло, хотя нельзя сказать, что их сношения с сельджуками про-


Мурадян Паруйр Мамбреевич - доктор исторических наук, зав. отделом Института востоковедения АН Армянской ССР,

стр. 77


ходили без противоборства. Помимо армянских княжеств или царств и вставшего на путь централизации при Баграте IV и Давиде Строителе Грузинского государства, сельджукам противостояли и мусульманские государственные образования Закавказья: арабы- иазидиды в Ширване и шаддадиды-курды в Арране, воспринявшие местные, персидские традиции управления государством и налаживания культурной жизни. В крае, давно вступившем в эпоху зрелого феодализма, с уже оформившимися государственными учреждениями и вековыми традициями письменной культуры, утвердилось государство прежних кочевников, еще сохранявших пережитки родового строя и говоривших на тюркском языке. Персидский язык стал языком государственного аппарата, а впоследствии - и придворной литературы. Затем и закавказский культурный мир вступил в новую эпоху, когда ислам превратился в постоянно действующий фактор. Это привело к новым общениям и этнокультурным изменениям, особенно после падения Константинополя в 1453 году. Соперничество Ирана и новообразованной Турции превратило Закавказье в зону постоянных столкновений, а проникновение туда тюркоязычных племен сопровождалось исламизацией не только отдельных княжеских родов грузинского или армянского происхождения, но и значительной части коренного населения.

В средневековом обществе перемена политической ориентации предопределяла нередко и перемену веры. Связь религии и политики в сознании средневекового человека не только традиционна, но и естественна; поэтому один и тот же деятель в первоисточниках мог фигурировать не только по этнической, но и по конфессиональной или политической принадлежности. Так, полководец Григорий Бакуриан в одних источниках называется армянином, в других - грузином. В донесениях послов европейских государств первой четверти XVIII в. сын нацвала Тбилиси Иосиф, католик по вероисповеданию, называется то грузином, то армянином, то франком, а то и "армянином-грузином из Тбилиси". Следовательно, упрощенный подход к проблемам этноконфессиональной и этнокультурной истории края может сегодня привести (и уже приводит) к искажению исторической действительности.

При описании сегодняшних событий в Нагорном Карабахе и вокруг него в печати указываются их причины социально-экономического характера, но умалчивается об искажениях этнической, политической, конфессиональной и культурной истории края. В азербайджанской научной литературе последних лет армянское население Карабаха и прилегающих районов объявляется арменизированными албанами. Но говорить об албанском происхождении армян Карабаха - это значит исходить из местнических, лжепатриотических концепций. Ведь албанами объявляются средневековые историографы, законоведы, поэты и книжники, творившие на армянском языке и неоднократно подчеркивавшие свое армянское происхождение. Албанской признается масса памятников культовой архитектуры (одних таких только крупных культовых архитектурных сооружений - 1600), не считая малых форм, снабженных огромным количеством строительных, поминальных и иных надписей на армянском языке. Та же тенденция сохраняется при издании первоисточников. Поскольку таких случаев довольно много, полагаю, что на ниве взаимопонимания и улаживания конфликтных ситуаций нам, служителям науки, следует проявлять компетентность, сдержанность и обычную человеческую порядочность. А взаимное уважение должно стоять на первом плане.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/УПРОЩЕННЫЙ-ПОДХОД-МЕШАЕТ-ВЫЯСНЕНИЮ-ЭТНИЧЕСКИХ-ПРОБЛЕМ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

П. М. МУРАДЯН, УПРОЩЕННЫЙ ПОДХОД МЕШАЕТ ВЫЯСНЕНИЮ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 10.10.2019. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/УПРОЩЕННЫЙ-ПОДХОД-МЕШАЕТ-ВЫЯСНЕНИЮ-ЭТНИЧЕСКИХ-ПРОБЛЕМ (date of access: 25.06.2024).

Publication author(s) - П. М. МУРАДЯН:

П. М. МУРАДЯН → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
816 views rating
10.10.2019 (1720 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Мировые цивилизации в глобализирующемся мире. ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ В ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ И ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ (Об этапах и превратностях становления регионально-цивилизационной общности)
8 minutes ago · From Alibek Kasymov
Kazakhstan, as a country with a developing economy, attracts the attention of not only investors but also gambling operators. The regulation of casinos in Kazakhstan has its unique features and aims to balance the economic benefits with the social risks associated with gambling. This article explores the key legislative acts and regulations governing casino activities in Kazakhstan and recent changes in this field.
Catalog: Право 
11 hours ago · From Қазақстан Желіде
СССР и восток. КАЗАХСКИЙ СЛЕД В ТУРКМЕНСКОМ ПОВСТАНЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ (март-сентябрь 1931 г.)
13 hours ago · From Alibek Kasymov
Государство на востоке. К ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ И ЦЕРЕМОНИАЛА МОНГОЛОВ
13 hours ago · From Alibek Kasymov
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Yesterday · From Alibek Kasymov
СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И СТЕПЕНЬ ОСВОЕНИЯ ИМИ "НОВОЙ ЭКОНОМИКИ"
Yesterday · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

УПРОЩЕННЫЙ ПОДХОД МЕШАЕТ ВЫЯСНЕНИЮ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android