Libmonster ID: KZ-849
Author(s) of the publication: А. А. ГАДЖИЕВ

В контексте сегодняшней сложной ситуации в Закавказье наиболее важным представляется вопрос о культуре межнационального общения на современном этапе. Несколько лет назад в Ереване, на конференции по средневековой армянской литературе один мой коллега заметил, что у нас не принято говорить открыто о сложных национальных вопросах. Сегодня мы не просто говорим о них, мы их широко и бурно обсуждаем. Идут поиски путей и форм их решения, и наш "круглый стол" тоже ставит перед собой такую задачу. Но мне представляется, что одним из важнейших условий правильной постановки и успешного решения многих вопросов является культура общения ученых, их взаимоуважение и взаимопонимание. Противопоставление "своей" культуры, истории "чужой" априори исключает это условие, а значит, и результативность обсуждения того или иного вопроса (если мы действительно хотим научного обсуждения и желаем добиваться исторической истины). К большому сожалению, за последние годы наши коллеги - армянские историки - повели массированную атаку на историю азербайджанского народа, не останавливаясь перед самыми грубыми фальсификациями, искажениями, дезинформацией. Это, в частности, касается и проблем Кавказской Албании - древнего государства, о котором говорилось в выступлениях Мурадяна и Исмаилова.

Фальсификация истории - это тоже проявление неуважения к соседнему народу. Проблемы межнациональных отношений - это не схоластика, а живые, практические проблемы, и здесь нужна не бойкость пера, а высочайший такт и научная добросовестность. Очень важным представляется в этой связи взаимопознание истории народов. Например, по меньшей мере, незнанием истории можно объяснить нередко встречающуюся характеристику Низами Гянджеви как "персидского" поэта. М. Капустин в газете "Советская культура" (27 декабря 1988 г.), касаясь очень деликатной, тонкой, даже болезненной в наши дни темы соотношения национального и интернационального, заметил, что "в эпоху Фараби или Низами - в IX - XI веках - еще не было ни казахов, ни узбеков, ни азербайджанцев как отдельных народностей". Располагает ли автор достаточно убедительными аргументами для столь ответственного заявления? Согласятся ли казахи, узбеки, азербайджанцы с таким задевающим их национальные чувства утверждением? Что касается Низами Гянджеви, то он родился и жил в XII в. в азербайджанском городе


Гаджиев Ариф Аллахярович - доктор филологических наук, профессор, директор Музея азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви АН Азербайджанской ССР.

стр. 95


азербайджанского государства, был представителем ренессансной культуры азербайджанского народа.

Отсутствие знаний - это отсутствие культуры, искажение истины - это тоже отсутствие культуры, а если ученым движет чувство, далекое от научной объективности, то вряд ли его усилия будут способствовать укреплению межнациональных отношений.

Что предполагает культура межнационального общения в нашей стране? Прежде всего - восприятие всех национальных культур как своих, родных, широту интересов и вкусов. Это неотъемлемый элемент нашего мировоззрения и миропонимания. Патриотизм и национализм - вещи разные. Патриотизм (то есть любовь к своей нации, истории, культуре) превращается в национализм, когда исчезает уважение к другой нации, к ее истории, культуре. Национальное и интернациональное - составные части единого целого. Если мои интересы и кругозор, мои мысли и чувства ограничиваются только пределами своей национальной литературы, если я не знаю, не понимаю, не люблю, скажем, русскую литературу, не обогащаюсь ее высочайшими гуманистическими идеями и идеалами, то какой же я ученый-интернационалист?

Вот почему я хотел выразить тревогу, беспокойство в связи с прозвучавшими в ряде выступлений нотками скептического, иронического отношения к тому, что мы называем "советским патриотизмом", "социалистическим интернационализмом". Когда спорят, что называть "вхождением", "присоединением" или "завоеванием", не следует забывать о той исторической истине, что развитие наших народов в составе России приветствовалось лучшими их сынами, такими, как М. Ф. Ахундов, Х. Абовян, И. Чавчавадзе, А. Кунанбаев, А. Дониш, З. Фуркат, и многими другими.

Несомненно, необходимо восстановить правду о трагедиях народов и народностей нашей страны в годы культа личности, но при этом не следует забывать, что речь здесь должна идти об отступлениях от ленинской национальной политики по отношению не только к другим народам, но и в не меньшей мере к русскому народу.

Сегодня больше чем когда-либо нам нужно взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопознание, а следовательно - единство. Межнациональное единство - первое необходимое условие решения всех других проблем нашего экономического, социального, правового обновления.

Заключая дискуссию, А. А. Искендеров выразил удовлетворение тем, что она представляла собой полезный обмен мнениями, который прошел в духе демократичности и откровенности. Дискуссия еще раз подтвердила, что в межнациональных отношениях сложилась не простая ситуация. В решении национальных проблем много зависит от людей науки, не только от их исследовательской деятельности, но и от их гражданской позиции. Ученые призваны показать пример высокой интернациональной и национальной культуры. В обществе, которое мы построили, человек с его личностными интересами, заботами и трудностями не занял пока подобающего ему места. Такое отношение к личности не могло не отразиться и на отношении к национальным группам, нациям и народностям в целом. И до тех пор, очевидно, пока человек не займет того места, которое ему по праву должно принадлежать в социалистическом обществе, пока не будет восстановлено в полном объеме достоинство человека, не будет на деле обеспечена его социальная защищенность, трудно будет решать национальный вопрос, ибо там, где нарушаются права одного человека, там не соблюдаются и права целой нации или народности.

Чрезвычайно важным представляется вопрос о понятийном аппарате, о необходимости его существенного совершенствования. В то же время

стр. 96


совершенно очевидно, что нельзя суть общественного явления, его объективный научный анализ подменять игрой в слова, использовать термины и понятия, которые не объясняют ни причин, ни характера самого явления. В нашем лексиконе, в том числе и научном, часто присутствуют слова "национализм", "шовинизм", "экстремизм", но далеко не всегда они употребляются к месту. Разработка понятийного аппарата только тогда даст желаемые результаты, когда научные категории будут точно, или, как сейчас принято говорить, адекватно, отражать и выражать объективную реальность и сущность национального вопроса и межнациональных отношений.

А. А. Искендеров от имени редакции и редколлегии журнала поблагодарил всех участников "круглого стола" и выразил уверенность в том, что состоявшийся обмен мнениями будет содействовать активизации научных исследований в этой важной области советского обществоведения.

Ряд участников "круглого стола", ввиду ограниченности времени, не имели возможности выступить. Представленные тексты их выступлений в сокращенном виде публикуются в следующем номере.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ-КУЛЬТУРУ-МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО-ОБЩЕНИЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. А. ГАДЖИЕВ, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ КУЛЬТУРУ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 10.10.2019. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ-КУЛЬТУРУ-МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО-ОБЩЕНИЯ (date of access: 04.12.2024).

Publication author(s) - А. А. ГАДЖИЕВ:

А. А. ГАДЖИЕВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
817 views rating
10.10.2019 (1882 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КЛИНЧ. КОНФЛИКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ПОЛИТИКА РОССИИ
2 hours ago · From Urhan Karimov
ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ДО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА
2 hours ago · From Urhan Karimov
О ПОЛОЖЕНИИ И СТАТУСЕ АРАБСКОГО ЯЗЫКА НА КОМОРСКИХ ОСТРОВАХ
3 hours ago · From Urhan Karimov
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ" В 2007 ГОДУ
21 hours ago · From Urhan Karimov
АМУЛЕТЫ ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА С ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ
22 hours ago · From Urhan Karimov
КУШАНСКИЕ И КУШАНО-САСАНИДСКИЕ МОНЕТЫ ИЗ ЛЕБАПСКОГО РЕГИОНА (по материалам археологических исследований в области Амуля)
23 hours ago · From Urhan Karimov
ПАМЯТНИК АТЛЫМСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕКЕ ЕНДЫРЬ
24 hours ago · From Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ КОЧЕВОЙ ЭЛИТЫ ЮЖНОГО ПРИУРАЛЬЯ СЕРЕДИНЫ I ТЫС. ДО Н. Э.
Yesterday · From Urhan Karimov
АРАЛ-ТОЛГОЙ: НОВЫЙ ПАМЯТНИК НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА МОНГОЛИИ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ КУЛЬТУРУ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android