BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: KZ-395
Author(s) of the publication: О. М. Медушевская

share the publication with friends & colleagues

Г. М. ИВАНОВ, А. М. КОРШУНОВ, Ю. В. ПЕТРОВ. Методологические проблемы исторического познания. М. Высшая школа. 1981. 296 с.

За последние годы методологические проблемы исторического познания все чаще становятся предметом специального философского изучения. Трудно переоценить значение этого факта интеграции научного знания как необходимого условия дальнейшего совершенствования методов социальных, исследований. Сложности исторического анализа, с которыми сталкивается историк в своей работе, важно осмысливать в связи с проявлениями специфических закономерностей отражения действительности и ее познания. В рассматриваемой монографии авторы доктора философских наук Г. М. Иванов и А. М. Коршунов и кандидат философских наук Ю. В. Петров, давно и плодотворно работающие над методологическими проблемами социального познания, в обобщенном виде изложили свою концепцию. Они хорошо знают степень разработанности анализируемых проблем в советской и зарубежной историографии, их труд отличается направленностью на изучение наиболее сложных вопросов исторического познания, четкостью постановки проблем, стремлением показать различные точки зрения по сложным вопросам и в то же время ясно и аргументированно изложить свою собственную позицию, дать убедительную критику идеалистических концепций методологии истории.

В книге подчеркивается, что особенности любого вида познания определяются прежде всего объектом, с которым имеет дело данная наука. Трудности исторического познания обусловлены в первую очередь сложностью самого объекта исследования (интегральный характер исторической науки, в отличие от ряда других социальных наук изучающей всю совокупность явлений" общественной жизни; историческая наука имеет дело с проявлениями законов общественного развития в конкретных исторических событиях и состояниях общества;

объект истории по преимуществу - прошлое, и для познающего субъекта это создает дополнительные трудности, которых не знают науки, чей объект является непосредственно данным).

Анализируя принцип отражения и активность субъекта в историческом познании, авторы раскрывают диалектику субъекта и объекта в самой социальной реальности, в частности, на примере человеческой деятельности в сфере материального производства, труда, воплощающего единство человека, общества и природы. Историческая наука выступает как особая форма отражения социальной действительности. Специфика исторического познания дается в книге в плане его тесной связи с категорией времени; отражение действительности в исторической науке выступает при этом как часть более широкой проблемы отражения развивающегося объекта. В этой связи авторы прослеживают диалектику прошлого, настоящего и будущего в социальной действительности и специфику их отражения в историческом познании.

Авторы подвергают глубокому анализу природу исторического источника. В онтологическом плане он рассматривается как материальный продукт прошлого, в гносеологическом - как средство исторического познания, используемое в функции отражения им прошлого. Главное внимание уделено в книге анализу функциональной природы источника в сфере исторического познания, его значения как средства познания. При этом даны убедительная критика идеалистических концепций, абсолютизирующих зависимость исторического мышления от источников, либо, напротив, рассматривающих источник как "функцию" мыслительной деятельности историка; научный анализ диалектики субъекта и объекта в процессе познания исторической действительности.

Особое место в монографии отведено

стр. 132


проблеме исторического факта. Его традиционное понимание как знания о единичном и однократном событии оказывается недостаточным для изучения процессов и отношений как совокупностей многих взаимосвязанных элементов. Авторы подчеркивают необходимость анализа диалектической связи события и факта, факта и источника, анализа исторического факта как отражения общего и особенного. Говоря о значении теории в исторической науке, авторы рассматривают диалектику эмпирического и теоретического уровня познания. Ими подчеркнуто, что теория возникает как отражение практики, стимулирующей постановку проблемы, определение задач исследования, характеризуется связь теории и факта в структуре познания.

Некоторые недостатки книги в значительной мере объясняются ее поисковой направленностью. Сосредоточив внимание на малоизученных проблемах, авторы, разумеется, не всегда дают их законченное решение. Отстаивая свою точку зрения, стремясь выявить новый, выпадавший ранее из поля зрения специалистов аспект проблемы, они подчас увлекаются, смещая акценты, бывают излишне категоричны. Это относится, в частности, к интересным и во многом дискуссионным положениям о связи теории и факта в исторической науке, где изложение акцентировано на раскрытии зависимости фактов от теории (имеется в виду, что теория помогает отбору, осмыслению и установлению связи фактов). Следовало бы в этой связи подробнее рассмотреть соотношение научного факта и факта реальной действительности, вопрос о специфике научного факта вообще и исторического факта в частности. Объект исторической науки особый (о чем правильно говорится в книге), и специфика исторического факта велика. Эмпирический материал, например, имеет в историческом исследовании большее значение, чем в тех науках, где он лишь служит выявлению закономерности.

Акцентируя внимание на функциональной природе исторического источника, авторы недостаточно раскрывают его целостность, определяющуюся его происхождением и назначением. Отсюда и не совсем точное положение, что "любую вещь, созданную человеком, равно как и ее различные свойства и признаки, можно интерпретировать как исторический источник" (с. 151). В действительности источник характеризуется именно единством цели, а его отдельные свойства и признаки могут дать информацию, лишь будучи интерпретированы как элементы этого источника.

Рассматривая историческое познание в связи с категорией времени, авторы дают интересный анализ временной структуры познавательного отражения. Отображение прошлого, настоящего и будущего освещается ими с учетом их специфики. Такой подход направлен на то, чтобы яснее раскрыть особенности их познания и возможности исторической науки. Познание будущего, как справедливо отмечается в книге (с. 33), есть "отображение становящегося объекта" в его развитии, в становлении новых форм бытия. Однако сам термин "отображение будущего" (с. 32) представляется спорным. Может быть, лучше говорить о познании, предвидении, прогнозировании новых форм бытия, показывая, чем и как способствует этому историческая наука своими средствами и методами.

Монография, несомненно, послужит стимулом для дальнейшего изучения методологических проблем исторического познания. К сожалению, в ней нет заключения, в котором были бы суммированы содержащиеся в книге суждения о наиболее актуальных направлениях дальнейшего изучения методологических проблем исторического познания. Размышляя, в свою очередь, над соотношением решенных и поставленных проблем, аргументированностью различных положений, можно заметить, как важна степень изученности, обобщенности методов исторического исследования в самой исторической науке, как нужен здесь историографический материал. В разделах, касающихся природы исторического источника, критики идеалистических концепций источниковедения, отражения действительности в источнике, авторы располагают возможностью опираться на исследования по теории, методике и историографии источниковедения. В анализе проблемы исторического факта, соотношения факта и теории таких данных недостаточно. Теоретическое обобщение методов работы историка, его методики, соотношения факта и теории в конкретных исследованиях должно стать предметом специального изучения в плане истории исторической науки, историографии. Дальнейшее содружество историков и философов - залог успешной разработки методологических проблем исторического познания.

Orphus

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-Г-М-ИВАНОВ-А-М-КОРШУНОВ-Ю-В-ПЕТРОВ-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ-ПРОБЛЕМЫ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ПОЗНАНИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. М. Медушевская, Рецензии. Г. М. ИВАНОВ, А. М. КОРШУНОВ, Ю. В. ПЕТРОВ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 21.02.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-Г-М-ИВАНОВ-А-М-КОРШУНОВ-Ю-В-ПЕТРОВ-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ-ПРОБЛЕМЫ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ПОЗНАНИЯ (date of access: 22.04.2019).

Publication author(s) - О. М. Медушевская:

О. М. Медушевская → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
398 views rating
21.02.2018 (425 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Keywords
Related Articles
ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ ИЗМЫШЛЕНИЯМ О РЕВВОЕНСОВЕТЕ КАСПИЙСКО-КАВКАЗСКОГО ФРОНТА
13 days ago · From Казахстан Онлайн
ДЖ. Н. КЕРЗОН В РОССИЙСКОЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Catalog: История 
13 days ago · From Казахстан Онлайн
According to our hypothesis, the conversion of electrons and positrons into each other occurs by replacing the charge motion vector with the opposite vector. This is explained by the fact that all elements of the electron's magnetoelectric system are opposite to all elements of the positron's magnetoelectric system. And this opposite is determined by the vector of their movement in space. Therefore, it is only necessary to change the motion vector of one of the charges to the opposite vector, so immediately this charge turns into its antipode.
Catalog: Физика 
Мы живем в самое прекрасное время в истории человечества с точки зрения продолжительности жизни и состояния физического здоровья населения. Сегодня люди и в 80 лет работают и сохраняют энергичный ритм жизни. Медики говорят, что это может быть правилом, а не исключением, когда люди начнут заботиться о своем здоровье. Здоровье - именно тот ресурс, без которого достичь успеха очень трудно. Это понимают и молодые люди.
63 days ago · From Казахстан Онлайн
ИРАНСКИЙ ДЕМОКРАТ-ГУМАНИСТ САЙД НАФИСИ
72 days ago · From Казахстан Онлайн
Рецензии. ТАНАКА АКИРА. ТАКАСУГИ СИНСАКУ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙСКА
72 days ago · From Казахстан Онлайн
ЛЮДИ И ПРИРОДА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ. ОПЫТ ОБЪЯСНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ДЕТАЛЕЙ ИСТОРИИ КОЧЕВНИКОВ
Catalog: История 
72 days ago · From Казахстан Онлайн
Что происходит с украинским книжным рынком сейчас? Почему война стала катализатором изменений в отрасли? Как школьные учебники тормозят развитие книгоиздания Украины и почему литература должна выдаваться не за счет бюджета? Изменения в рыночном ландшафте Украины обсуждали во время 25-го "Book Forum" в Киеве, участие в нем принимали и делегации из Казахстана.
78 days ago · From Казахстан Онлайн
А. И. ЗЕВЕЛЕВ, Ю. А. ПОЛЯКОВ, Л. В. ШИШКИНА. БАСМАЧЕСТВО: ПРАВДА ИСТОРИИ И ВЫМЫСЕЛ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ
Catalog: История 
84 days ago · From Казахстан Онлайн
УЧАСТИЕ СОВЕТСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНА В МЕЖДУНАРОДНОМ КУЛЬТУРНОМ И НАУЧНОМ ОБМЕНЕ В 20-30-е ГОДЫ
84 days ago · From Казахстан Онлайн

ONE WORLD -ONE LIBRARY
Libmonster is a free tool to store the author's heritage. Create your own collection of articles, books, files, multimedia, and share the link with your colleagues and friends. Keep your legacy in one place - on Libmonster. It is practical and convenient.

Libmonster retransmits all saved collections all over the world (open map): in the leading repositories in many countries, social networks and search engines. And remember: it's free. So it was, is and always will be.


Click here to create your own personal collection
Рецензии. Г. М. ИВАНОВ, А. М. КОРШУНОВ, Ю. В. ПЕТРОВ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Reviews · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2019, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK