Libmonster ID: KZ-395
Автор(ы) публикации: О. М. Медушевская

Г. М. ИВАНОВ, А. М. КОРШУНОВ, Ю. В. ПЕТРОВ. Методологические проблемы исторического познания. М. Высшая школа. 1981. 296 с.

За последние годы методологические проблемы исторического познания все чаще становятся предметом специального философского изучения. Трудно переоценить значение этого факта интеграции научного знания как необходимого условия дальнейшего совершенствования методов социальных, исследований. Сложности исторического анализа, с которыми сталкивается историк в своей работе, важно осмысливать в связи с проявлениями специфических закономерностей отражения действительности и ее познания. В рассматриваемой монографии авторы доктора философских наук Г. М. Иванов и А. М. Коршунов и кандидат философских наук Ю. В. Петров, давно и плодотворно работающие над методологическими проблемами социального познания, в обобщенном виде изложили свою концепцию. Они хорошо знают степень разработанности анализируемых проблем в советской и зарубежной историографии, их труд отличается направленностью на изучение наиболее сложных вопросов исторического познания, четкостью постановки проблем, стремлением показать различные точки зрения по сложным вопросам и в то же время ясно и аргументированно изложить свою собственную позицию, дать убедительную критику идеалистических концепций методологии истории.

В книге подчеркивается, что особенности любого вида познания определяются прежде всего объектом, с которым имеет дело данная наука. Трудности исторического познания обусловлены в первую очередь сложностью самого объекта исследования (интегральный характер исторической науки, в отличие от ряда других социальных наук изучающей всю совокупность явлений" общественной жизни; историческая наука имеет дело с проявлениями законов общественного развития в конкретных исторических событиях и состояниях общества;

объект истории по преимуществу - прошлое, и для познающего субъекта это создает дополнительные трудности, которых не знают науки, чей объект является непосредственно данным).

Анализируя принцип отражения и активность субъекта в историческом познании, авторы раскрывают диалектику субъекта и объекта в самой социальной реальности, в частности, на примере человеческой деятельности в сфере материального производства, труда, воплощающего единство человека, общества и природы. Историческая наука выступает как особая форма отражения социальной действительности. Специфика исторического познания дается в книге в плане его тесной связи с категорией времени; отражение действительности в исторической науке выступает при этом как часть более широкой проблемы отражения развивающегося объекта. В этой связи авторы прослеживают диалектику прошлого, настоящего и будущего в социальной действительности и специфику их отражения в историческом познании.

Авторы подвергают глубокому анализу природу исторического источника. В онтологическом плане он рассматривается как материальный продукт прошлого, в гносеологическом - как средство исторического познания, используемое в функции отражения им прошлого. Главное внимание уделено в книге анализу функциональной природы источника в сфере исторического познания, его значения как средства познания. При этом даны убедительная критика идеалистических концепций, абсолютизирующих зависимость исторического мышления от источников, либо, напротив, рассматривающих источник как "функцию" мыслительной деятельности историка; научный анализ диалектики субъекта и объекта в процессе познания исторической действительности.

Особое место в монографии отведено

стр. 132


проблеме исторического факта. Его традиционное понимание как знания о единичном и однократном событии оказывается недостаточным для изучения процессов и отношений как совокупностей многих взаимосвязанных элементов. Авторы подчеркивают необходимость анализа диалектической связи события и факта, факта и источника, анализа исторического факта как отражения общего и особенного. Говоря о значении теории в исторической науке, авторы рассматривают диалектику эмпирического и теоретического уровня познания. Ими подчеркнуто, что теория возникает как отражение практики, стимулирующей постановку проблемы, определение задач исследования, характеризуется связь теории и факта в структуре познания.

Некоторые недостатки книги в значительной мере объясняются ее поисковой направленностью. Сосредоточив внимание на малоизученных проблемах, авторы, разумеется, не всегда дают их законченное решение. Отстаивая свою точку зрения, стремясь выявить новый, выпадавший ранее из поля зрения специалистов аспект проблемы, они подчас увлекаются, смещая акценты, бывают излишне категоричны. Это относится, в частности, к интересным и во многом дискуссионным положениям о связи теории и факта в исторической науке, где изложение акцентировано на раскрытии зависимости фактов от теории (имеется в виду, что теория помогает отбору, осмыслению и установлению связи фактов). Следовало бы в этой связи подробнее рассмотреть соотношение научного факта и факта реальной действительности, вопрос о специфике научного факта вообще и исторического факта в частности. Объект исторической науки особый (о чем правильно говорится в книге), и специфика исторического факта велика. Эмпирический материал, например, имеет в историческом исследовании большее значение, чем в тех науках, где он лишь служит выявлению закономерности.

Акцентируя внимание на функциональной природе исторического источника, авторы недостаточно раскрывают его целостность, определяющуюся его происхождением и назначением. Отсюда и не совсем точное положение, что "любую вещь, созданную человеком, равно как и ее различные свойства и признаки, можно интерпретировать как исторический источник" (с. 151). В действительности источник характеризуется именно единством цели, а его отдельные свойства и признаки могут дать информацию, лишь будучи интерпретированы как элементы этого источника.

Рассматривая историческое познание в связи с категорией времени, авторы дают интересный анализ временной структуры познавательного отражения. Отображение прошлого, настоящего и будущего освещается ими с учетом их специфики. Такой подход направлен на то, чтобы яснее раскрыть особенности их познания и возможности исторической науки. Познание будущего, как справедливо отмечается в книге (с. 33), есть "отображение становящегося объекта" в его развитии, в становлении новых форм бытия. Однако сам термин "отображение будущего" (с. 32) представляется спорным. Может быть, лучше говорить о познании, предвидении, прогнозировании новых форм бытия, показывая, чем и как способствует этому историческая наука своими средствами и методами.

Монография, несомненно, послужит стимулом для дальнейшего изучения методологических проблем исторического познания. К сожалению, в ней нет заключения, в котором были бы суммированы содержащиеся в книге суждения о наиболее актуальных направлениях дальнейшего изучения методологических проблем исторического познания. Размышляя, в свою очередь, над соотношением решенных и поставленных проблем, аргументированностью различных положений, можно заметить, как важна степень изученности, обобщенности методов исторического исследования в самой исторической науке, как нужен здесь историографический материал. В разделах, касающихся природы исторического источника, критики идеалистических концепций источниковедения, отражения действительности в источнике, авторы располагают возможностью опираться на исследования по теории, методике и историографии источниковедения. В анализе проблемы исторического факта, соотношения факта и теории таких данных недостаточно. Теоретическое обобщение методов работы историка, его методики, соотношения факта и теории в конкретных исследованиях должно стать предметом специального изучения в плане истории исторической науки, историографии. Дальнейшее содружество историков и философов - залог успешной разработки методологических проблем исторического познания.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-Г-М-ИВАНОВ-А-М-КОРШУНОВ-Ю-В-ПЕТРОВ-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ-ПРОБЛЕМЫ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ПОЗНАНИЯ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. М. Медушевская, Рецензии. Г. М. ИВАНОВ, А. М. КОРШУНОВ, Ю. В. ПЕТРОВ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 21.02.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-Г-М-ИВАНОВ-А-М-КОРШУНОВ-Ю-В-ПЕТРОВ-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ-ПРОБЛЕМЫ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ПОЗНАНИЯ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - О. М. Медушевская:

О. М. Медушевская → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1054 просмотров рейтинг
21.02.2018 (2250 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Macau Lights
6 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
7 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
Каталог: Ветеринария 
13 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
Каталог: Религиоведение 
15 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
Каталог: Политология 
16 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. ИСЛАМИСТЫ И АРМИЯ. КТО КОГО?
Каталог: Военное дело 
18 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Биографический очерк об уроженце южного Казахстана, генерал-майоре ветеринарной службы Ветрове Виталии Петровиче, (единственного в Российской Федерации) юность, учеба и становление которого происходила в Казахской ССР. Ветров Виталий Петрович — заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат биологических наук, ветеран боевых действий, Председатель Совета ветеранов Ветеринарно-санитарной службы ВС, действительный член Международной академии информатизации., профессор Академии военных наук, Одно из основных направлений деятельности Виталия Ветрова в качестве военно-ветеринарного специалиста — защита территории СССР, стран СНГ и РФ от заноса антропозоонозов и ликвидация инфекционных болезней животных. За 50-летний период службы он прошел путь от ветеринарного фельдшера до руководителя Центрального органа военной ветеринарии страны, от лейтенанта до генерала.
Каталог: Военное дело 
20 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ТУРЦИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
Каталог: Религиоведение 
20 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. МЮСИАД И ТЮСИАД. "МУСУЛЬМАНСКИЙ" И "СВЕТСКИЙ" ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
Каталог: Политология 
23 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

Рецензии. Г. М. ИВАНОВ, А. М. КОРШУНОВ, Ю. В. ПЕТРОВ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android