М. НАУКА. 1983. 280 С.
Период между двумя мировыми войнами в истории Тропической и Южной Африки, когда открытые антиколониальные выступления были сравнительно редки, долгое время оставался вне поля зрения советских исследователей. Только недавно они приступили к его углубленному изучению, стремясь раскрыть процессы вызревания новых социальных отношений и становления новых форм общественного сознания у народов этого региона. Хотя отсутствие и труднодоступность источников делают эту тему одной из самых сложных, наши африканисты уделяют ей довольно большое внимание вот уже на протяжении полутора десятилетий.
Начало изучению общественной мысли Тропической и Южной Африки положил один из основоположников советской африканистики И. И. Потехин 1 . Советские ученые исследовали различные формы духовной деколонизации африканских народов и развитие прогрессивной идеологии в Африке 2 , зарождение интеллигенции и становление общественной мысли в английских колониях Западной Африки 3 , охарактеризовали широкий диапазон идейных течений в Африке, религиозные формы общественного сознания 4 , идейные искания интеллигенции французских колоний в Африке (наибольшее внимание привлек при этом негритюд) 5 .
1 Потехин И. И. Африка смотрит в будущее. М. 1960; и др.
2 Давидсон А. Б. Южная Африка. Становление сил протеста. 1870 - 1924. М. 1972.
3 Френкель М. Ю. Общественная мысль британской Западной Африки во второй половине XIX в. М. 1977; Ерасов Б. С. Тропическая Африка. Идеология и проблемы культуры. М. 1972; его же. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М. 1982; и др.
4 Шаревская Б. И. К вопросу о типологии антиколониальных религиозно- политических движений в Тропической Африке. - Народы Азии и Африки, 1974, N 4.
5 Потехина Г. И. Очерки современной литературы Западной Африки. М. 1968; Мо-
стр. 138
Оба эти направления африканистики: и изучение проблем меж военного периода и исследование общественной мысли африканских народов нашли отражение в книге заведующего сектором новой и новейшей истории Института Африки АН СССР кандидата исторических наук А. Б. Летнева. В его работе раскрывается широкий диапазон взглядов, убеждений, духовных исканий интеллигенции французских колоний Западной Африки - от проколониальных до радикальных. В этом одно из главных достоинств работы. Ведь до сих пор изучение общественной мысли в африканских странах сосредоточивалось в основном на ее антиколониальных направлениях. Такой подход был, конечно, не только оправдан, но и необходим, поскольку именно эти течения общественной мысли меньше всего изучались и больше всего искажались проколониальной буржуазной историографией.
Однако роль и значение антиколониальных идейных течений невозможно верно представить вне контекста всей общественной мысли. Для Западной Африки это особенно справедливо: в отличие от многих колоний восточной и южной частей континента, где общественное сознание африканцев было буквально пронизано антиколониализмом, в Западной Африке были развиты и довольно широко распространены идейные течения, не носившие антиколониального характера. Автор подробно анализирует религиозные направления общественной мысли, различные формы идейного компромисса африканской интеллигенции с колониальными кругами, проассимиляторство, проколониализм и т. д. И именно этот анализ позволяет понять глубину самобытности национально- демократических взглядов таких представителей передовой общественной мысли, как дагомейцы Т. Уэну и Л. Унканрэн, прогрессивность раннего негритюда, значимость первых контактов национально-освободительного движения с французскими коммунистами.
Исследование всего многообразия идейных течений в среде африканской интеллигенции западноафриканских французских колоний - чрезвычайно трудная задача.
Многие термины, используемые обычно при характеристике идейной борьбы в развитых капиталистических странах ("буржуазный национализм", "мелкобуржуазный радикализм", "социал-реформизм" и т. д.), становятся в какой-то мере условными применительно к колониальному обществу 20 - 30-х годов с его неоднородной социальной структурой и еще не сформировавшимися классами буржуазного общества. Кроме того, некоторые неологизмы, появившиеся в работах о развивающихся странах ("до-буржуазный национализм", "феодальный национализм" и т. д.), кажутся порой искусственными. А. Б. Летневу удалось добиться того, что его определения и термины не превратились в застывшие ярлыки, утратившие связь с: сутью исследуемого явления. Достигается это тем, что каждое из этих явлений анализируется поэтапно, в конкретной исторической обстановке.
Судьбы дианизма 6 , например, прослежены в монографии на протяжении почти трех десятилетий, и оценка его в разные периоды далеко не однозначна: читатель получает полное представление как о вкладе этого движения в идеологию антиколониализма (с. 43 - 47), так и о его эволюции к соглашательству. То же и с негритюдом. Подчеркнув антиассимиляторскую (а значит, в какой-то мере и антиколониальную) сущность раннего негритюда (с. 172, 228), справедливо отметив, что "идейное сплочение под знаменем негритюда было ответом не только на расиам доморощенных французских реакционеров, но и на официальную человеконенавистническую идеологию "третьего рейха" (с. 180), автор в то же время характеризует и его реакционную сущность, проявившуюся уже в 30-е годы (с. 229 - 230). Тем самым читатель подводится к мысли о преемственности между "проассимиляционистом" Б. Дианем и "антиассимиляционистом" Л. Сенгором в их роли союзников французской буржуазии (с. 240 - 241). Именно историзм исследования придает убедительность типологии основных направлений общественной мысли, предложенной автором (с. 237), делает ее ценным методическим инструментом при исследовании сходных явлений.
Рецензируемая монография - одна из немногих в советской африканистике, пост-
Сейко А. Н. Негритюд и современная философско-эстетическая и теоретико-литературная борьба в странах Тропической Африки. В кн.: Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественный процесс и идеологическая борьба. М. 197'Б; Голден Л. Негритюд, африканите... и жизнь. - Иностранная литература, 1979, N 1.
6 Блез Диань (1872-1934 гг.) -наиболее яркий представитель буржуазно- националистического течения в западноафриканской общественной мысли.
стр. 139
роенных полностью на архивных материалах и первоисточниках, среди которых не только правительственные документы, материалы общественных организаций, рукописи и письма общественных деятелей, но также и списки западноафриканских подписчиков некоторых газет, издававшихся африканцами в Париже, в частности, "Paria" 7 . Благодаря хорошей документированности работы история идей в ней неразрывно связана с историей конкретных людей, что, к сожалению, до сих пор еще является редкостью в африканистике. Перед читателем проходят десятки характеров и судеб, давая ему возможность почувствовать живую реальность исследуемой эпохи. Столь же конкретно показано влияние коммунистических идей на развитие и ход национально- освободительного движения во французских колониях Западной Африки. Богатство источниковой базы позволяет автору найти новые аспекты, казалось бы, хорошо изученных тем. Таков подробный анализ идейных истоков негритюда (с. 169 - 181). А. Б. Летневу удалось открыть и совершенно новые, неисследованные аспекты темы - это прежде всего характеристика взглядов молодого поколения интеллигенции, которому предстояло внести свою лепту в антиколониальную борьбу после второй мировой войны.
Вместе с тем деление небольшого периода (20 лет), исследуемого автором, на пять подпериодов создает впечатление излишней дробности. О дианизме А. Б. Летнев рассказывает в четырех из пяти глав работы. О негритюде - в трех, причем раздел "Политический дебют негритюда" фактически посвящен одной, хотя и, несомненно, важной, лекции Л. Сенгора. Два раздела об Л. Унканрэне разделены между собой почти 100 страницами. Такая дробность осложняет восприятие материала. Жаль, что, уделив столь большое внимание связям, взаимодействию и взаимовлиянию общественной мысли французских колоний и метрополии, автор почти не сопоставил характер и специфику общественного сознания во французских и соседних английских колониях.
Представляется также, что название монографии- "Общественная мысль в Западной Африке" - не вполне соответствует ее содержанию, поскольку в ней исследуется общественная мысль только французских колоний, расположенных в этом регионе. Термин "субрегион" вряд ли применим в данном случае, поскольку эта группа колоний представляла собой политическое, а не географическое единство. В монографии охарактеризованы духовные искания африканской интеллигенции французских колоний Западной Африки. За пределами исследования осталась важнейшая проблема: массовое сознание африканских обществ этих колоний и соотношение его с идейными течениями в среде образованной элиты. На нынешнем уровне развития африканистики, в том числе и в странах Западной Африки, анализировать массовое сознание, особенно, в межвоенный период, трудно. Для этого необходимо привлечь местные архивы, устную традицию и воспоминания очевидцев, так что пока изучение этой проблемы - задача завтрашнего дня. Однако первые подходы к ней уже сейчас помогли бы представить идеологию африканской интеллигенции в широком контексте среды, из которой эта идеология вырастала.
Высокий идейно-творческий уровень монографии, обилие конкретного материала делают ее важным достижением советской африканистики. В дальнейшем автору следовало бы продолжить исследование темы: расширить его хронологические рамки, привлечь новые источники, число которых резко увеличивается для периода после второй мировой войны. Важно было бы также изучить историю общественной мысли в отдельных странах, чтобы проследить как преемственность, так и истоки нового в ее развитии.
7 Автором использованы, напр., материалы: Archives Nationales (Senegal). Fonds Afrique Occidentale Francaise (AOF) (modern), 17G/56 - 75; Institut Fondamental d'Af-rique Noire (IFAN) (Dakar). Bibliotheque. La manuscripts des anciens de W. Ponty; Archives Nationales (Benin); Archives Nationales (France). Section Outre-Mer. Service de liason avec les originaires des territoi-res de la France d'Outre-Mer (SLOTFOM); National Archives (USA); Library of the Congress, USA, Manuscript Divesion; и др.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |