BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: KZ-590
Author(s) of the publication: И. И. Филатов

Share with friends in SM

М. НАУКА. 1983. 280 С.

Период между двумя мировыми войнами в истории Тропической и Южной Африки, когда открытые антиколониальные выступления были сравнительно редки, долгое время оставался вне поля зрения советских исследователей. Только недавно они приступили к его углубленному изучению, стремясь раскрыть процессы вызревания новых социальных отношений и становления новых форм общественного сознания у народов этого региона. Хотя отсутствие и труднодоступность источников делают эту тему одной из самых сложных, наши африканисты уделяют ей довольно большое внимание вот уже на протяжении полутора десятилетий.

Начало изучению общественной мысли Тропической и Южной Африки положил один из основоположников советской африканистики И. И. Потехин 1 . Советские ученые исследовали различные формы духовной деколонизации африканских народов и развитие прогрессивной идеологии в Африке 2 , зарождение интеллигенции и становление общественной мысли в английских колониях Западной Африки 3 , охарактеризовали широкий диапазон идейных течений в Африке, религиозные формы общественного сознания 4 , идейные искания интеллигенции французских колоний в Африке (наибольшее внимание привлек при этом негритюд) 5 .


1 Потехин И. И. Африка смотрит в будущее. М. 1960; и др.

2 Давидсон А. Б. Южная Африка. Становление сил протеста. 1870 - 1924. М. 1972.

3 Френкель М. Ю. Общественная мысль британской Западной Африки во второй половине XIX в. М. 1977; Ерасов Б. С. Тропическая Африка. Идеология и проблемы культуры. М. 1972; его же. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М. 1982; и др.

4 Шаревская Б. И. К вопросу о типологии антиколониальных религиозно- политических движений в Тропической Африке. - Народы Азии и Африки, 1974, N 4.

5 Потехина Г. И. Очерки современной литературы Западной Африки. М. 1968; Мо-

стр. 138


Оба эти направления африканистики: и изучение проблем меж военного периода и исследование общественной мысли африканских народов нашли отражение в книге заведующего сектором новой и новейшей истории Института Африки АН СССР кандидата исторических наук А. Б. Летнева. В его работе раскрывается широкий диапазон взглядов, убеждений, духовных исканий интеллигенции французских колоний Западной Африки - от проколониальных до радикальных. В этом одно из главных достоинств работы. Ведь до сих пор изучение общественной мысли в африканских странах сосредоточивалось в основном на ее антиколониальных направлениях. Такой подход был, конечно, не только оправдан, но и необходим, поскольку именно эти течения общественной мысли меньше всего изучались и больше всего искажались проколониальной буржуазной историографией.

Однако роль и значение антиколониальных идейных течений невозможно верно представить вне контекста всей общественной мысли. Для Западной Африки это особенно справедливо: в отличие от многих колоний восточной и южной частей континента, где общественное сознание африканцев было буквально пронизано антиколониализмом, в Западной Африке были развиты и довольно широко распространены идейные течения, не носившие антиколониального характера. Автор подробно анализирует религиозные направления общественной мысли, различные формы идейного компромисса африканской интеллигенции с колониальными кругами, проассимиляторство, проколониализм и т. д. И именно этот анализ позволяет понять глубину самобытности национально- демократических взглядов таких представителей передовой общественной мысли, как дагомейцы Т. Уэну и Л. Унканрэн, прогрессивность раннего негритюда, значимость первых контактов национально-освободительного движения с французскими коммунистами.

Исследование всего многообразия идейных течений в среде африканской интеллигенции западноафриканских французских колоний - чрезвычайно трудная задача.

Многие термины, используемые обычно при характеристике идейной борьбы в развитых капиталистических странах ("буржуазный национализм", "мелкобуржуазный радикализм", "социал-реформизм" и т. д.), становятся в какой-то мере условными применительно к колониальному обществу 20 - 30-х годов с его неоднородной социальной структурой и еще не сформировавшимися классами буржуазного общества. Кроме того, некоторые неологизмы, появившиеся в работах о развивающихся странах ("до-буржуазный национализм", "феодальный национализм" и т. д.), кажутся порой искусственными. А. Б. Летневу удалось добиться того, что его определения и термины не превратились в застывшие ярлыки, утратившие связь с: сутью исследуемого явления. Достигается это тем, что каждое из этих явлений анализируется поэтапно, в конкретной исторической обстановке.

Судьбы дианизма 6 , например, прослежены в монографии на протяжении почти трех десятилетий, и оценка его в разные периоды далеко не однозначна: читатель получает полное представление как о вкладе этого движения в идеологию антиколониализма (с. 43 - 47), так и о его эволюции к соглашательству. То же и с негритюдом. Подчеркнув антиассимиляторскую (а значит, в какой-то мере и антиколониальную) сущность раннего негритюда (с. 172, 228), справедливо отметив, что "идейное сплочение под знаменем негритюда было ответом не только на расиам доморощенных французских реакционеров, но и на официальную человеконенавистническую идеологию "третьего рейха" (с. 180), автор в то же время характеризует и его реакционную сущность, проявившуюся уже в 30-е годы (с. 229 - 230). Тем самым читатель подводится к мысли о преемственности между "проассимиляционистом" Б. Дианем и "антиассимиляционистом" Л. Сенгором в их роли союзников французской буржуазии (с. 240 - 241). Именно историзм исследования придает убедительность типологии основных направлений общественной мысли, предложенной автором (с. 237), делает ее ценным методическим инструментом при исследовании сходных явлений.

Рецензируемая монография - одна из немногих в советской африканистике, пост-


Сейко А. Н. Негритюд и современная философско-эстетическая и теоретико-литературная борьба в странах Тропической Африки. В кн.: Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественный процесс и идеологическая борьба. М. 197'Б; Голден Л. Негритюд, африканите... и жизнь. - Иностранная литература, 1979, N 1.

6 Блез Диань (1872-1934 гг.) -наиболее яркий представитель буржуазно- националистического течения в западноафриканской общественной мысли.

стр. 139


роенных полностью на архивных материалах и первоисточниках, среди которых не только правительственные документы, материалы общественных организаций, рукописи и письма общественных деятелей, но также и списки западноафриканских подписчиков некоторых газет, издававшихся африканцами в Париже, в частности, "Paria" 7 . Благодаря хорошей документированности работы история идей в ней неразрывно связана с историей конкретных людей, что, к сожалению, до сих пор еще является редкостью в африканистике. Перед читателем проходят десятки характеров и судеб, давая ему возможность почувствовать живую реальность исследуемой эпохи. Столь же конкретно показано влияние коммунистических идей на развитие и ход национально- освободительного движения во французских колониях Западной Африки. Богатство источниковой базы позволяет автору найти новые аспекты, казалось бы, хорошо изученных тем. Таков подробный анализ идейных истоков негритюда (с. 169 - 181). А. Б. Летневу удалось открыть и совершенно новые, неисследованные аспекты темы - это прежде всего характеристика взглядов молодого поколения интеллигенции, которому предстояло внести свою лепту в антиколониальную борьбу после второй мировой войны.

Вместе с тем деление небольшого периода (20 лет), исследуемого автором, на пять подпериодов создает впечатление излишней дробности. О дианизме А. Б. Летнев рассказывает в четырех из пяти глав работы. О негритюде - в трех, причем раздел "Политический дебют негритюда" фактически посвящен одной, хотя и, несомненно, важной, лекции Л. Сенгора. Два раздела об Л. Унканрэне разделены между собой почти 100 страницами. Такая дробность осложняет восприятие материала. Жаль, что, уделив столь большое внимание связям, взаимодействию и взаимовлиянию общественной мысли французских колоний и метрополии, автор почти не сопоставил характер и специфику общественного сознания во французских и соседних английских колониях.

Представляется также, что название монографии- "Общественная мысль в Западной Африке" - не вполне соответствует ее содержанию, поскольку в ней исследуется общественная мысль только французских колоний, расположенных в этом регионе. Термин "субрегион" вряд ли применим в данном случае, поскольку эта группа колоний представляла собой политическое, а не географическое единство. В монографии охарактеризованы духовные искания африканской интеллигенции французских колоний Западной Африки. За пределами исследования осталась важнейшая проблема: массовое сознание африканских обществ этих колоний и соотношение его с идейными течениями в среде образованной элиты. На нынешнем уровне развития африканистики, в том числе и в странах Западной Африки, анализировать массовое сознание, особенно, в межвоенный период, трудно. Для этого необходимо привлечь местные архивы, устную традицию и воспоминания очевидцев, так что пока изучение этой проблемы - задача завтрашнего дня. Однако первые подходы к ней уже сейчас помогли бы представить идеологию африканской интеллигенции в широком контексте среды, из которой эта идеология вырастала.

Высокий идейно-творческий уровень монографии, обилие конкретного материала делают ее важным достижением советской африканистики. В дальнейшем автору следовало бы продолжить исследование темы: расширить его хронологические рамки, привлечь новые источники, число которых резко увеличивается для периода после второй мировой войны. Важно было бы также изучить историю общественной мысли в отдельных странах, чтобы проследить как преемственность, так и истоки нового в ее развитии.


7 Автором использованы, напр., материалы: Archives Nationales (Senegal). Fonds Afrique Occidentale Francaise (AOF) (modern), 17G/56 - 75; Institut Fondamental d'Af-rique Noire (IFAN) (Dakar). Bibliotheque. La manuscripts des anciens de W. Ponty; Archives Nationales (Benin); Archives Nationales (France). Section Outre-Mer. Service de liason avec les originaires des territoi-res de la France d'Outre-Mer (SLOTFOM); National Archives (USA); Library of the Congress, USA, Manuscript Divesion; и др.

Orphus

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-А-Б-ЛЕТНЕВ-ОБЩЕСТВЕННАЯ-МЫСЛЬ-В-ЗАПАДНОЙ-АФРИКЕ-1918-1939

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. И. Филатов, Рецензии. А. Б. ЛЕТНЕВ. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ. 1918 - 1939 // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 28.07.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-А-Б-ЛЕТНЕВ-ОБЩЕСТВЕННАЯ-МЫСЛЬ-В-ЗАПАДНОЙ-АФРИКЕ-1918-1939 (date of access: 27.11.2020).

Publication author(s) - И. И. Филатов:

И. И. Филатов → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
677 views rating
28.07.2018 (853 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Окна. Пластиковые или деревянные?
15 hours ago · From Казахстан Онлайн
Какие преимущества у пластиковых окон перед металлическими и деревянными?
16 hours ago · From Казахстан Онлайн
Абдельазиз Бутефлика
Catalog: История 
9 days ago · From Казахстан Онлайн
Тевтонский орден на Ближнем Востоке в XII-XIII вв.
Catalog: История 
9 days ago · From Казахстан Онлайн
В. БЕНЕКЕ. Военное дело, реформы и общество в царской России. Воинская повинность в России. 1874-1914
Catalog: История 
9 days ago · From Казахстан Онлайн
Обычай взаимопомощи в Дагестане в XIX - начале XX в.
Catalog: История 
9 days ago · From Казахстан Онлайн
Дагестан и отношения России с Турцией и Ираном во второй половине 70-х гг. XVIII в.
Catalog: История 
10 days ago · From Казахстан Онлайн
"Пражская весна" и позиция западноевропейских компартий
Catalog: История 
13 days ago · From Казахстан Онлайн
Эссад-паша Топтани
Catalog: История 
13 days ago · From Казахстан Онлайн
Становление и развитие народного образования в Саудовской Аравии в XX в.
13 days ago · From Казахстан Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
latest · Top
 
1
Вacилий П.·zip·45.48 Kb·1242 days ago
1
Вacилий П.·xlsx·19.25 Kb·1242 days ago
1
Вacилий П.·xls·31.84 Kb·1242 days ago
1
Вacилий П.·txt·2.07 Kb·1242 days ago
1
Вacилий П.·rtf·8.2 Kb·1242 days ago
1
Вacилий П.·rar·46.19 Kb·1242 days ago
1
Вacилий П.·pptx·41.16 Kb·1242 days ago
1
Вacилий П.·pdf·29.17 Kb·1242 days ago

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Рецензии. А. Б. ЛЕТНЕВ. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ. 1918 - 1939
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Kazakhstan Library ® All rights reserved.
2017-2020, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones