Libmonster ID: KZ-2010
Author(s) of the publication: А. ТКАЧЕНКО

А. ТКАЧЕНКО, кандидат экономических наук

Как свидетельствует опыт последнего десятилетия, российские негосударственные коммерческие структуры становятся важным субъектом организации деловых связей с Северной Африкой практически во всех сферах торгово- экономического партнерства. От их успеха в ближайшей перспективе зависит состояние всего комплекса отношений России со странами региона.

Состояние и развитие российско-арабских торгово- экономических связей во многом определяется общими экономическими условиями и, прежде всего, результатами рыночных реформ, проводимых на протяжении последних десятилетий в Северной Африке, а сейчас - и в России.

УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Рыночные реформы в России, в особенности обвальный характер массовой приватизации, в относительно короткие сроки полностью изменили облик наших субъектов внешнеэкономических связей. Начиная со второй половины 90-х годов, негосударственный капитал в различных его формах выдвинулся на первые роли в реализации внешних задач российской экономики.

Несмотря на кризисные явления в различных сферах экономики, РФ в основном сохранила собственную нишу в мировом хозяйстве: объем внешнеторгового оборота страны составляет 125-130 миллиардов долларов, российский экспорт является основным источником получения иностранной валюты, положительное сальдо внешней торговли сохраняется на высоком уровне, за счет импорта обеспечиваются жизненно важные потребности страны в продовольствии, медикаментах, машинах, оборудовании.

Однако за общей оценкой скрываются значительные упущения и сравнительно невысокая эффективность действий на ряде важных направлений начавшей складываться в 90-е годы модели внешнеэкономических связей страны, в которой важная роль принадлежит предпринимательскому, частному капиталу.

Это характерно и для деятельности российских экономических структур в Северной Африке - традиционном важном деловом партнере России. Вряд ли можно признать нынешнее состояние российско-арабского делового партнерства удовлетворительным, хотя для объективной оценки ситуации следует избегать крайностей, проецируя на сегодняшний день былые масштабы сотрудничества с их искусственно гипертрофированным военным компонентом. Естественно, сравнения выглядят явно не в пользу последнего десятилетия.

Несмотря на позитивные подвижки второй половины 90-х годов, пока не преодолен резкий спад в объемах взаимной торговли с приоритетными для РФ арабскими государствами африканского континента - Египтом, Алжиром и Ливией. Во многом это предопределяет невысокий уровень торгово- экономического партнерства со странами Северной Африки в целом. В частности, с Египтом объем торгового оборота в 1997-1999 годах составлял в среднем лишь 470 миллионов долларов, то есть более, чем в два раза ниже предкризисного периода конца 80-х - начала 90-х годов. Российско-алжирский торговый оборот составил в 1998 году лишь 120 миллионов долларов (процентов внешнеторгового оборота Алжира), а с таким важным в прошлом партнером СССР, как Ливия, до ослабления международных экономических санкций в конце 90-х годов торговля оставалась почти на нулевой отметке.

Частично свернуто сотрудничество в целом ряде арабских стран в традиционных отраслях - нефтегазовой, металлургии, сооружении объектов инфраструктуры, подготовке специалистов разного профиля и уровня и т.д.

ПО ПРИВАТИЗАЦИИ РОССИЯ ОБГОНЯЕТ СЕВЕРНУЮ АФРИКУ

Причины сложившегося кризисного положения в торгово- экономических связях глубоки и разнообразны.

В странах Северной Африки приступили к широкой приватизации еще позже, чем в России, - лишь во второй половине 90-х годов. Положение как государственных компаний, так и новых экономических образований пока характеризуется определенной неустойчивостью. В России приватизация также не завершена в полном объеме, она продолжается, и при этом идет борьба за перераспределение собственности, значительная часть государственного и негосударственного сектора работает недостаточно эффективно.

И в РФ, и в странах региона остается нерешенным целый ряд других вопросов, связанных с рыночными реформами, - о собственности на землю, гарантиях инвесторам, стабильности валютно-финансовой сферы, декриминализации бизнеса и т.д.

Достаточно продолжительное время потребовалось для того, чтобы российские и североафриканские компании и фирмы более или менее адаптировались к переходу на новые условия расчетов, принятые в мировой практике.

Происшедший в ходе коллапса административно-командной хозяйственной системы в России обвал прежних внешнеэкономических структур не сопровождался быстрым становлением новых. При этом эффективность новых образований, действующих во внешнеэкономической сфере на североафриканском направлении, оставляет желать много лучшего.

Крайне негативно сказалась советская практика игнорирования таких развитых форм делового бизнеса, как взаимные инвестиции, которые по своей природе придают ста-

стр. 57


бильность и динамизм развитию внешнеэкономических связей партнеров. Идеологические шоры препятствовали взаимным инвестициям, вокруг которых, как свидетельствует мировая практика, и складывается современный комплекс партнерских деловых связей. Плоды такой, мягко говоря, близорукой политики и по сей день пожинают российская и арабская стороны.

На масштабах и формах сотрудничества негативно сказались кризисные явления в экономике России, дефолт августа 1998 года, валютно-финансовые потрясения в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и других странах с формирующейся рыночной экономикой.

В условиях экономической либерализации 90-х годов произошло усиление ориентации российских субъектов внешнеэкономической деятельности на экономические связи с промышленно развитыми странами за счет делового сотрудничества с развивающимися странами, включая государства Северной Африки. Рынки промышленно развитых стран во многих случаях оказались более привлекательными по уровню организации, условиям совершаемых сделок, обеспечению товаропотоков соответствующей инфраструктурой и т.д.

В свою очередь активизация Европейского Союза и США на экономическом пространстве региона в 90-е годы в условиях ухода России привела к тому, что им удалось частично занять прежние российские ниши в металлургической промышленности, энергетике, сооружении объектов инфраструктуры и т.д. Из стран - членов ЕС и США по различным каналам на реализацию проектов экономического развития в государства региона в виде инвестиций, кредитов и помощи в растущих объемах поступают финансовые ресурсы, многократно превышающие объем российско-арабского экономического сотрудничества. В 90-е годы происходит динамичное "освоение" экономического пространства североафриканских стран капиталом промышленно развитых государств в рамках курса на полномасштабное обновление партнерских связей с ними. Не блокируя полностью российско- арабское сотрудничество (в принципе, это и невозможно), "освоение" тем не менее является дополнительным осложняющим фактором для российских компаний.

Негативно отразилась на деловых связях и неурегулированность в течение длительного периода внушительного долга ряда североафриканских государств - крупных в прошлом торгово-экономических партнеров России (с Ливией и Алжиром проблема погашения унаследованного Россией внушительного долга СССР сохраняется по сей день), международные экономические санкции в отношении Ливии, сокращение в 80-е - 90-е годы доходов экспортеров энергоносителей в результате продолжительного падения цен на них на мировом рынке.

Ощутимое влияние оказывает и невысокий инвестиционный рейтинг как России, так и стран региона. Он во многом формируется под влиянием неустойчивости внутриполитического положения в отдельных странах, различного рода конфликтов, все еще сохраняющегося чрезмерного вмешательства государства в хозяйственную жизнь и т.д.

В результате российский капитал продолжает ориентироваться не столько на формирование устойчивых и разносторонних партнерских связей и достижение долгосрочных целей, в том числе с помощью расширения инвестиционной деятельности путем создания совместных предприятий и т.п., сколько на краткосрочные сделки - торговые операции и финансовые спекуляции, обеспечивающие возврат капитала и получение прибылей в наиболее короткие сроки. Показательно, что в 1998 году в Марокко - стране со значительным экономическим потенциалом и длительными партнерскими связями с Россией - действовало всего лишь пять совместных предприятий с российским участием, а общий объем выполненных ими работ составлял всего лишь 1,5 миллиона долларов. При этом Россия вышла на второе место после Евросоюза по объему импорта марокканских цитрусовых, что говорит о значительных, но мало используемых возможностях успешного ведения совместного бизнеса.

ПЕРВЫЕ ШАГИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА

Во второй половине и особенно в конце 90-х годов РФ и североафриканские страны сделали некоторые шаги по пути преодоления кризиса в торгово-экономических отношениях.

В конце 1999-го - начале 2000 года улучшение конъюнктуры мирового рынка энергоносителей позволило укрепить экономическое положение и повысить платежеспособность североафриканских стран - экспортеров нефти и газа, которые в течение всего предыдущего десятилетия испытывали серьезные финансово-экономические трудности. Это расширило их возможности решать долговую проблему и обеспечивать необходимые для партнерства и развития хозяйственные ресурсы.

Ощутимые положительные результаты достигнуты в формировании обновленной в соответствии с реалиями 90-х годов юридической базы, необходимой для развития торгово- экономического сотрудничества РФ с арабскими странами. Однако с отдельными странами обновление правовых основ делового партнерства находится лишь в начальной стадии. Так, первое заседание смешанной российско-алжирской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству состоялось только в начале 2000 года. Поэтому такие принятые на ней основополагающие правовые документы, как конвенция о юридической взаимопомощи в решении хозяйственных и иных спорных вопросов, соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения должны еще пройти стадию практической апробации и вероятной корректировки.

Со второй половины 90-х годов негосударственный российский капитал расширяет свою деятельность в большинстве стран Северной Африки, при этом наибольшая активность отмечается в Египте и Марокко.

Каир раньше других решил проблему долга и подписал в ходе визита президента Египта Х. Мубарака в сентябре 1997 года ряд основополагающих документов, открывающих дополнительные возможности для российских партнеров. В их числе - соглашения о научно-техническом сотрудничестве, о взаимной защите и поощрении инвестиций, избежании двойного налогообложения, правовой помощи по гражданским и коммерческим делам, договоренность о снижении уровня таможенных пошлин во взаимной торговле. Эти документы создали в основном необходимые первичные предпосылки для активизации деятельности российского негосударственного капитала в Египте.

В конце 90-х годов продолжалась работа над возможными проектами двустороннего российско-египетского сотрудничества, которые охватывают различные отрасли промышленности (электроэнергетика, химическое производство, горная добыча, производство стекла), научно- техническое партнерство, сельское хозяйство. Значительный интерес египетская сторона проявила к привлечению российских компаний и структур к реализации проекта

стр. 58


"Новая долина" по освоению около 900 тысяч гектаров земель в Западной пустыне, который рассчитан на вложение нескольких миллиардов долларов. (Пока что российских проектов там нет.) В свою очередь египтяне заявили о готовности рассмотреть возможности инвестирования своего капитала в широкий круг российских отраслей.

Один из проектов совместного российско-египетского предпринимательства - договоренность российской компании "Авиастарт" и египетской "Сирокко Аэроспейс интернейшнл" о совместном финансировании производства самолетов ТУ-204 и создании совместной лизинговой компании по их эксплуатации. Масштабы этого контракта, являющегося одним из самых крупных совместных проектов российских негосударственных компаний с участием зарубежного капитала, свидетельствуют о реальных возможностях коммерческой реализации современных российских технологий и продукции машиностроения в Северной Африке.

Одним из важнейших и наиболее динамично развивающихся направлений делового сотрудничества между Россией и АРЕ стал туризм. Египет, для которого туризм является одним из главных источников валютных поступлений, связывает с российским рынком большие надежды. Египтяне признают, что после трагических событий в Луксоре в ноябре 1997 года, когда приток западноевропейцев резко сократился, именно россияне буквально "спасли" египетский туристический бизнес от резкого спада. В 2000 году, по разным оценкам, Египет посетило от 400 до 500 тысяч россиян, а в 2001 году, по предварительным данным, - на 25 процентов больше. Туристические поездки в Египет стали по-настоящему массовыми.

Если в конце 80-х годов в Египте было лишь три туристических агентства, занимавшихся СССР, то теперь деловые контакты с Россией поддерживают около 300 частных турагентств. В последние два года развивается такая новая форма сотрудничества, как работа россиян в качестве экскурсоводов и представителей туристических фирм в Египте.

Наиболее перспективными направлениями делового сотрудничества российских и египетских компаний в туристической сфере могут стать дальнейшее развитие традиционного туризма с расширением его географических рамок и освоения новых районов, например, красно-морского и средиземноморского побережья Синая, оазисов Западной пустыни, Асуана; участие в строительстве и эксплуатации отелей и других туристических объектов, ориентированных на российских граждан; развитие делового туризма, организация в Египте различных деловых конференций, семинаров, бизнес-недель и т.п.

Негосударственный российский капитал со второй половины 90-х годов расширяет свою деятельность в арабских странах континента по линии весьма перспективного сотрудничества между регионами и крупными городами. В частности, на египетском направлении установились оформленные соответствующими соглашениями и договоренностями прямые контакты между коммерческими структурами АРЕ и Московского региона. Нижегородской области, Татарстана, при поддержке местных властей осуществляются совместные проекты, заключены контракты по поставкам.

Крупные промышленные объединения, длительное время ориентирующиеся на экспорт значительной части своей продукции, а также российские регионы открывают свои представительства, работающие в тесном взаимодействии с торгпредствами РФ в странах региона. Как свидетельствует опыт, эти представительства функционируют эффективно, их потенциал еще далеко не исчерпан.

Как важный положительный сдвиг следует отметить ускорение формирования тех структур, которые осуществляют поддержку партнерских связей в рыночной среде и без которых их развитие просто невозможно. В частности, наметился процесс специализации российских банков на ближневосточном направлении. Так, "Межкомбанк" установил корреспондентские отношения с семью египетскими банками, подписал соглашения о взаимном признании гарантий, что существенно облегчает финансирование торговых операций, открывает возможности для участия российских компаний в торгах, получение гарантий надлежащего исполнения контрактов. Однако коммерческая финансовая поддержка российско-североафриканских торгово-экономических связей пока лишь разворачивается и не может компенсировать явно недостаточный уровень государственной поддержки в области кредитования и по линии централизованных поставок различного технологического оборудования.

Определенный прогресс наблюдается в формировании сети транспортных компаний, призванных обеспечить двусторонние торгово-экономические связи. В частности, налаживается прямая судоходная линия между Россией и Египтом с использованием судов типа "река-море". Это должно позволить связать как морские, так и внутренние речные порты (Волго-Донского и Каспийского бассейнов), что очень важно для установления прямых партнерских связей между арабскими портами и транспортной сетью субъектов Российской Федерации.

Наконец, произошли сдвиги в такой ключевой области, как создание структуры, призванной обеспечить страхование от коммерческих рисков во внешнеторговой деятельности. Так, российская страховая компания "Ингосстрах" устанавливает партнерские связи с Египетской компанией по гарантиям экспортных кредитов. Ее опыт, вероятно, будет с пользой применен и в связях с другими странами региона.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПРОБУКСОВКУ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Малый и средний бизнес пока находится в состоянии "раскачки". Между тем, ему принадлежит исключительно важная, а в ряде аспектов - ключевая роль во всем комплексе обеспечения российских экономических интересов в Северной Африке. Прежде всего речь идет о придании торгово- экономическим партнерским связям стабильности и необходимой динамичности в развитии, а также большей оперативности в освоении всего многообразия тех ниш, которые имеются на экономическом пространстве региона.

Большое значение имеет обеспечение средним и малым бизнесом необходимой критической массы партнерских связей, на основе которых вырастает весь современный комплекс сотрудничества, достигается стабильность в работе всех институтов и структур поддержки. Массовый малый и средний бизнес позволяет добиться необходимой в деловой жизни политической, общественной, рекламной и иной поддержки. В особенности это относится к среднему бизнесу, для которого характерны наибольшая устойчивость и оперативность в решении хозяйственных задач. В отличие от большинства стран Северной Африки, малый и средний бизнес в России продолжает сталкиваться со многими трудностями и препятствиями, чинимыми громоздким коррумпированным российским бюрократическим аппаратом. Он не только почти лишен государственной поддержки, но и

стр. 59


испытывает большие ограничения по ведению валютных и экспортно-импортных операций, сложно решаются вопросы с доступом к льготным кредитам, недостаточно отлажена налоговая система.

Не имея необходимых ресурсов для открытия своих отделений и представительств за рубежом, малый и средний бизнес лишен возможности прямого выхода на ближневосточных партнеров. Те же структуры, которые, как показывает мировая практика, призваны взять на себя решение этой задачи, пока либо не сложились в эффективный и действенный механизм, либо находятся в стадии становления.

Это является одной из главных причин, почему российский предпринимательский капитал в Северной Африке не приобрел до сих пор массового характера в отличие от фирм и компаний промышленно развитых стран, прежде всего европейских, экономические интересы которых в регионе представлены несколькими тысячами совместных компаний, представительств банков и т.д.

Налаживание партнерских связей по линии частного бизнеса в последнее время осуществляется в различных формах, включая участие российских и арабских фирм и компаний в многочисленных, ставших традиционными, ярмарках, бизнес- семинарах, выставках, организуемых в столицах и регионах, в международных тендерах. Однако их результаты оставляют желать лучшего. Новые субъекты делового сотрудничества все еще слабо знают реалии хозяйственной жизни как на Арабском Востоке, так и в России, сказывается отсутствие у многих из них необходимого опыта. Это со всей определенностью продемонстрировали в целом полезные бизнес-семинары и бизнес-недели, проходившие в России и в арабских странах, в частности в Египте и Алжире. Объемы заключенных в ходе их работы контрактов довольно скромны, а порой и просто незначительны.

Тендеры нередко заканчиваются проигрышем российских участников. Показательно и то, что российские коммерческие структуры во многих случаях все еще вынуждены опираться на деятельность посредников из промышленно развитых стран, интересы которых не полностью совпадают с интересами российских партнеров. Тормозом служат такие факторы, как недостаточная проработка условий тендеров и потенциальных соглашений на предварительной стадии, незавершенность процесса формирования тех современных структур, которые призваны обеспечить высокопрофессиональную, включая консультационную, поддержку бизнес-контактов.

Пока явно недостаточно участие, прежде всего финансовое, в поддержке ключевых структур, в особенности осуществляющих исследовательские, координирующие и другие функции, со стороны крупных российских и североафриканских коммерческих структур, прямо заинтересованных в стабильном и долгосрочном характере своего присутствия в регионе. Российские эксперты справедливо отмечают, что без учета особенностей хозяйственного пространства ближневосточных стран и профессионально скоординированной работы в области рекламы, маркетинговых исследований, подбора надежных, солидных партнеров, посредников из арабских стран полномасштабное освоение их рынков вряд ли возможно. Решение этой задачи приобретает особую актуальность в условиях растущей конкуренции со стороны промышленно развитых стран, подготовки арабских стран Африки к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), роста интеграционных связей с Евросоюзом и т.д. Наметившиеся изменения торгово-экономического пространства стран Северной Африки уже в ближайшей перспективе существенно повлияют на их внешнеэкономические ориентиры и могут вновь отбросить назад весь комплекс российско-арабского экономического партнерства, в котором пока так и не завершен процесс адаптации к новым реалиям.

Большое значение для успешного российско-арабского делового партнерства имеет создание современного имиджа российских компаний и фирм, их узнаваемость и сопутствующий высокий авторитет. За счет этого, как свидетельствует длительный опыт, коммерческие структуры промышленно развитых стран сравнительно легко пробиваются на рынки развивающихся стран.

ОСТАНЕТСЯ ЛИ РОССИЯ СЫРЬЕВОЙ БАЗОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ?

Главная задача экспортной политики России, в том числе на североафриканском направлении, - прогрессивное изменение структуры деловых связей в пользу преодоления сырьевой специализации и увеличения доли экспорта машиностроительной продукции, наращивание вывоза новых российских технологий, восстановление экспорта различных видов услуг.

В период существования СССР ахиллесовой пятой внешней торговли, в которой доминировали статьи сырье и энергоносители, был низкий объем экспорта продукции обрабатывающей промышленности.

Но как в прошлом, так и в настоящее время доля продукции обрабатывающих отраслей РФ в экспорте в арабские страны заметно выше, чем в среднем по российской внешней торговле. Однако и здесь удельный вес сырьевых товаров остается чрезмерно высоким, а возможности российского несырьевого экспорта, прежде всего продукции машиностроения и в особенности передовых технологий, используются явно недостаточно, если принять во внимание реальный потенциал российской экономики и потребности многомиллиардного рынка североафриканских стран. Об этих возможностях, в частности, убедительно свидетельствует развитие одной из многих традиционных областей российско- арабского сотрудничества - энергетики, в которую в целом страны Северной Африки и Ближнего Востока за последнее десятилетие инвестировали огромные средства - порядка 500 миллиардов долларов. Прогнозы на ближайшую перспективу показывают сохранение высоких темпов наращивания новых энергетических мощностей в этих регионах. Однако российское участие в развитии этой ключевой отрасли, как и экономики арабских стран в целом, может вновь оказаться более чем скромным, если не будут извлечены необходимые уроки из сотрудничества прошлых десятилетий, в особенности последнего.

Экспорт российской готовой продукции, прежде всего машиностроения, - важнейшая часть механизма совершенствования национальной экономики, локомотив экономики XXI века. Для экономики РФ, прежде всего ее промышленности, выход на мировые рынки является жизненной необходимостью.

Решение состоит не только и даже не столько в наращивании объемов вывоза, сколько в создании условий и необходимых стимулов для повышения конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности. Повышение конкурентоспособности продукции российских машиностроительных компаний сегодня непосредственно затрагивает национальную безопасность страны.

Экспорту готовой продукции нет разумной альтернативы. А североафриканское направление - одна из перспективных для России ниш мировой экономики.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/РОССИЯ-СЕВЕРНАЯ-АФРИКА-ПРОЦЕСС-ПОШЕЛ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ТКАЧЕНКО, РОССИЯ - СЕВЕРНАЯ АФРИКА. ПРОЦЕСС ПОШЕЛ? // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 03.04.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/РОССИЯ-СЕВЕРНАЯ-АФРИКА-ПРОЦЕСС-ПОШЕЛ (date of access: 26.02.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ТКАЧЕНКО:

А. ТКАЧЕНКО → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
213 views rating
03.04.2023 (329 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" В ЛИВИИ
7 hours ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Catalog: Экономика 
5 days ago · From Цеслан Бастанов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЯПОНИИ
6 days ago · From Цеслан Бастанов
XII СЪЕЗД КПВ В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКОВ И УЧЕНЫХ
7 days ago · From Цеслан Бастанов
XII CONGRESS OF THE CPV IN THE ASSESSMENTS OF POLITICIANS AND SCIENTISTS
Catalog: История 
7 days ago · From Цеслан Бастанов
СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В НЕБЕ КИТАЯ
9 days ago · From Цеслан Бастанов
АЗИАТСКИЙ БАНК ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Catalog: Экономика 
9 days ago · From Цеслан Бастанов
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО": ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
11 days ago · From Цеслан Бастанов
"НОВЫЙ ВЗГЛЯД" - КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ЯПОНОВЕДОВ
13 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

РОССИЯ - СЕВЕРНАЯ АФРИКА. ПРОЦЕСС ПОШЕЛ?
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android