Libmonster ID: KZ-1837
Author(s) of the publication: Н. ПЕТРОВ

И что надо сделать, чтобы в будущем "погода" стала еще более благоприятной?

Спросите у рядового российского гражданина, интересующегося международной политикой, - что он знает об экономических отношениях России и Ирана? Наверняка вам скажут что-то об участии нашей страны в строительстве атомной электростанции в Иране и неприятностях, возникших из-за этого у России с Америкой. Ну, может быть, кто-то вспомнит об иранских финиках и фисташках, что продаются в уличных киосках...

Между тем, участием России в сооружении крупной АЭС и поставками иракских сухофруктов далеко не исчерпывается экономическое сотрудничество двух государств. Исламская Республика Иран - один из наших крупнейших торговых партнеров из числа стран Юга, причем резервы увеличения объемов взаимной торговли и реализации совместных проектов чрезвычайно велики. Об этом - материалы специального корреспондента журнала "Азия и Африка сегодня", побывавшего недавно в Иране.

Несмотря на то, что полет рейсового самолета "Аэрофлота" проходил ночью, обстановка в салоне была самая что ни на есть "рабочая". Слева и справа шуршали чертежи, листались бумаги, вполголоса обсуждались, как можно было понять, условия контрактов, детали технической документации. Предприниматели, менеджеры, инженеры составляли явное большинство пассажиров. Случайно ли я - журналист - попал в такую компанию или налицо прямое свидетельство значительной деловой активности между Россией и Ираном?

Вот почему моя беседа с торгпредом России в Исламской Республике Иран В.В. Румянцевым началась с такого вопроса:

- Каково вообще на сегодня общее состояние российско-иранского экономического сотрудничества?

- Полагаю, что подбор пассажиров рейса, которым вы прилетели в Иран, не случаен, - заметил Валентин Васильевич. - И в другом самолете вы наблюдали бы то же самое. Уровень деловой активности во взаимоотношениях между нашими странами довольно высок, а современное состояние экономического сотрудничества между Ираном и Россией в целом можно охарактеризовать положительно. Барометр нашего экономического сотрудничества определенно показывает "ясно". В течение нескольких последних лет товарооборот с Ираном находится на уровне 500 миллионов долларов в год, причем на российский экспорт приходится до 90 процентов от общего объема торговли, а в его структуре ведущее место занимают поставки машинотехнической продукции, что по нынешним временам большая редкость.

Наиболее успешно в последние годы наше сотрудничество развивалось в топливно-энергетической сфере. Так, в 1999- 2000 годах завершено сооружение второй очереди теплоэлектростанции (ТЭС) "Шахид Монтазери" в Исфагане и третьей очереди ТЭС "Рамин" в Ахвазе. Продолжается строительство АЭС в Бушере.

Многообещающее начало было положено масштабному инвестиционному сотрудничеству в нефтегазовой отрасли, когда в 1997 году РАО "Газпром" вошло в международный консорциум, который осваивает крупное месторождение природного газа "Южный Парс" в Персидском заливе. Прямые инвестиции "Газпрома" в освоение этого месторождения уже превысили 110 миллионов долларов.

Продолжаются поставки из России таких товаров как металлопрокат, бумага, химические удобрения, различное оборудование. Осуществляются лизинг авиатехники и военно- техническое сотрудничество. Россия продолжает импортировать из Ирана в основном такие традиционные товары, как одежда, сухофрукты, фисташки и др.

- Неужели все так благополучно и "беспроблемно"?

- Проблем и трудностей, сдерживающих дальнейшее развитие экономических связей, к сожалению, хватает... Главная среди них - обеспечение источников финансирования инвестиционного сотрудничества. По иранским правилам перед иностранными компаниями, участвующими в сооружении объектов на территории страны, выдвигаются условия, фактически равнозначные требованию предоставить заказчику средне- или долгосрочные кредиты. Иначе говоря, оплата за возведенные объекты производится не сразу, а как бы "в рассрочку", и на первых порах "строящей стороне" приходится нести большие расходы, которые будут возмещены не сразу. Выполнить такие условия по

стр. 2


силам лишь достаточно крупным и мощным в финансовом отношении организациям. Это сильно уменьшает список потенциальных российских инвесторов в иранскую экономику. Решить проблему можно путем развития межбанковского сотрудничества и поддержки инвесторов со стороны государственных органов наших стран.

Другая серьезная проблема - транспортное обслуживание грузопотоков. Так, если раньше перевозка грузов осуществлялась в основном по железной дороге, проходящей через Закавказье, которая сейчас по известным причинам не функционирует, то сейчас значительная их часть следует по морю - от порта Энзели до Астрахани и в обратном направлении. К такой ситуации транспортники двух стран оказались не готовы, и на протяжении длительного времени линию обслуживало всего одно судно - контейнеровоз типа "ро-ро". Лишь нынешним летом к перевозкам подключилось еще одно судно, а в конце года их число, возможно, увеличится до трех. Но и этого может оказаться недостаточным, поэтому надо искать другие пути "расшивки" узкого места, каковой стала транспортная проблема. Определенные надежды возлагаем мы на строительство транспортного коридора "Север-Юг", который будет обслуживать внешнеторговые грузопотоки между Европой и Азией.

- Экономические отношения двух наших стран регламентирует важный документ - Протокол об урегулировании взаимных финансовых обязательств России и Ирана, подписанный в 1995 году. Расскажите, как он выполняется, а также как формируется договорно- правовая база российско-иранского сотрудничества.

- Протокол, о котором вы говорите, действительно, сыграл исключительно важную роль в развитии экономических связей между нашими странами. Он урегулировал многие проблемы, оставшиеся еще от времен СССР. С вступлением в силу этого документа были решены вопросы взаимной задолженности и определены порядок и графики платежей иранской стороны как по погашению остатка просроченного долга, так и в счет оплаты предстоящих поставок оборудования и других товаров российскими организациями. При этом часть иранского долга была погашена поставками сырой нефти. Сейчас, в конце 2000 года, можно с удовлетворением отметить, что все условия Протокола выполнены практически полностью.

За последние годы договорно-правовая база между нашими странами обогатилась такими документами, как соглашения о научно-техническом сотрудничестве, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, о воздушном сообщении, об избежании двойного налогообложения, а также меморандумами о взаимопонимании между Минтопэнерго РФ и Министерством нефти ИРИ, о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов РФ и Министерством рудников и металлургии ИРИ, о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи и другими документами.

- Статистика зафиксировала, что пик товарооборота между Россией и Ираном пришелся на 1998 год - 545,3 миллиона долларов, а в 1999 году произошел спад - 485,7 миллиона долларов. Чем это можно объяснить, и не

стр. 3


сохранится ли такая тревожная тенденция в дальнейшем?

- Некоторое падение объемов торговли в 1999 году произошло из-за сокращения поставок комплектного оборудования ВО "Техпромэкспорт", которое завершило строительство ТЭС в городах Исфаган и Ахваз. Но вообще-то статистика не вполне точна: правильнее считать, что с учетом освоенных РАО "Газпром" в нефтегазовом секторе Ирана 110,3 миллиона долларов общий объем торгово-экономического сотрудничества между нашими странами в 1999 году приблизился к 600 миллионам долларов.

По предварительной оценке Торгпредства, в нынешнем году товарооборот между нашими странами будет никак не меньше, чем в 1999 году

- Иран - одна из стран, куда Россия, как и в прошлые годы, поставляет довольно много машинотехнической продукции. Расскажите о структуре ее экспорта. Какая российская техника пользуется наибольшим спросом и почему?

- Действительно, уже в течение многих лет основу российского (а до 1991 года - советского) экспорта в Иран занимают поставки машин и оборудования. Большая часть этих поставок приходится на оборудование для объектов, строящихся в Иране при техническом содействии наших организаций. В последние годы в связи со строительством двух ТЭС и АЭС это было в основном энергетическое, строительное и вспомогательное оборудование. Но поставляется и другая техника: металлорежущие и деревообрабатывающие станки, мотоциклы, подшипники, комплектующие для подвижного железнодорожного состава и т.д. На основе лизинга в Иране эксплуатируются российские самолеты. Поставки отдельных видов оборудования осуществляются по линии военно- технического сотрудничества.

- Вы уже упоминали о сооружении в Иране с участием России ряда энергетических объектов. Расскажите об этом подробнее.

- В самые последние месяцы завершено строительство второй очереди ТЭС "Шахид Монтазери" (четыре блока мощностью 210 мегаватт каждый) в Исфагане и третьей очереди ТЭС "Рамин" (два блока по 315 мегаватт) в Ахвазе. При этом последняя ТЭС, чья общая мощность достигает почти 1900 мегаватт, стала крупнейшей тепловой электростанцией в Иране. В настоящее время новые блоки готовятся к окончательной сдаче заказчику и подключаются к иранской энергетической системе.

Несмотря на давление со стороны США, продолжается сооружение АЭС в городе Бушер. ЗАО "Атомстройэкспорт" обязалось завершить строительство этого объекта на условиях "под ключ". В настоящее время здесь ведутся работы на первом энергоблоке. На российских заводах продолжается изготовление основного и вспомогательного оборудования для этой АЭС.

В Иране есть еще одно предприятие, сооруженное более четверти века назад при участии нашей страны - металлургический комбинат в Исфагане. До сего дня мы поставляем запасные части к оборудованию комбината. А вот работы по расширению и модернизации его мощностей, по сообщениям иранской прессы, ведутся при участии итальянской компании "Даниэлли".

- И это, к сожалению, не единственный случай, когда инофирмы перехватывают у нас контракты на работы, которые могли бы выполнить российские организации... Скажите, что произошло с российским участием в сооружении тегеранского метро?

- Первоначально предполагалось, что метро в столице Ирана будет строиться с участием российской стороны. В первой половине 90-х годов российские компании выполнили ряд проектных и иных работ. Санкт-Петербургская компания "Вагонмаш" поставила в Тегеран восемь вагонов, которые прошли обкатку на некоторых участках строящегося метро. Однако в мае 1995 года иранцы подписали контракт с китайскими компаниями, которые предоставили кредит на выгодных условиях в размере 600 миллионов долларов на строительство метро, и весь проект был передан китайской стороне. К настоящему времени при помощи китайских организаций уже оборудованы и переданы в эксплуатацию наземная (43 километра) и подземная (около 11 километров) части метро. Переговоры с российскими компаниями были прекращены в 1997 году.

- Расскажите о российском импорте из Ирана.

- В течение нескольких последних лет российский импорт из этой страны колеблется в диапазоне от 30 до 70 миллионов долларов в год. Основу иранских поставок в Россию составляют такие традиционные товары, как сухофрукты, фисташки, томат-паста, макаронные изделия, а также готовая одежда, керамическая плитка и др. Кроме продовольственных и промышленных товаров широкого потребления, в Россию поставляется промышленное сырье - цинковый концентрат.

Практикуются и бартерные операции. В соответствии с контрактом на сооружение АЭС в Бушере, в Россию в счет частичной оплаты работ поставляются автомобили и автобусы иранской сборки, стиральный порошок. Всего за время строительства АЭС таких товаров было поставлено на 12,2 миллиона долларов.

- Каково участие России в развитии нефтегазового комплекса Ирана и что можно сказать о перспективах развития сотрудничества в этой ключевой для него отрасли?

- Выше я уже говорил, что три года назад РАО "Газпром" вошло в международный консорциум, который осваивает вторую и третью очереди крупного месторождения природного газа "Южный Парс" в Персидском заливе. В последнее время на иранском рынке проявляют активность такие известные российские компании, как "Лукойл", "Славнефть", "Юкос", "Татнефть", "Транснефть".

Кроме того, в прошлом году две российские компании - "Зарубежнефть" и "Стройтрансгаз" - официально зарегистрировали свои представительства в Иране и сейчас ведут переговоры об участии в освоении шестой, седьмой и восьмой очередей месторождения "Южный Парс". "Стройтрансгаз" уже принимает участие в строительстве газопровода Ассалуйе - Канган. Изучается вопрос об участии этой компании в сооружении газопровода Патаве - Саве протяженностью 408 километров. Российская компания "Бургаз" собирается создать совместное предприятие с одной из иранских фирм и вместе производить поисковые буровые работы на нефть и газ.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы российско- иранского экономического сотрудничества?

стр. 4


- По оценке Торгпредства, они хорошие. Товарооборот между нашими странами уже в ближайшие несколько лет может значительно возрасти.

Вы совершенно правильно выделили из многих направлений сотрудничества такую отрасль, как нефтегазовая. Участие России в разработке крупных нефтегазовых месторождений в Иране - это весьма перспективное направление, причем на долгие годы.

Есть возможности для развития сотрудничества в области тепловой и атомной энергетики. Российское государственное унитарное предприятие ВО "Технопромэкспорт" ведет переговоры о дальнейшем расширении ТЭС "Рамин" и "Шахид Монтазери". Подготовлен к подписанию и контракт ЗАО "Атомстройэкспорт" с Организацией атомной энергетики ИРИ на изыскание площадки под второй энергоблок на АЭС в Бушере.

В самое последнее время появилось новое направление сотрудничества - самолетостроение. В конце прошлого года в Тегеране во время визита министра иностранных дел России И.С. Иванова был подписан протокол, предусматривающий организацию в Иране лицензионного производства нового российского самолета ТУ-334. Сторонами согласованы основные положения контракта, стоимость которого может составить около 1,2 миллиарда долларов.

Россия также может принять участие в создании транспортного коридора "Север-Юг", пролегающего через территорию Ирана. Это позволит не только улучшить транспортное обслуживание товарооборота между нашими странами, но и откроет хорошие перспективы для тех российских транспортных организаций, которые станут предоставлять услуги по перевозкам грузов стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии в Россию и европейские страны и в обратном направлении.

По мере развития и укрепления частного сектора как в Иране, так и в России, все более заметную роль в наших экономических отношениях будут играть малые и средние фирмы и предприятия.

В общем, потенциал экономического сотрудничества России и Ирана велик. Его полное и всестороннее использование, - безусловно, в интересах двух стран.

* * *

Главная задача торгового представителя России в стране своего пребывания - всячески содействовать решению текущих проблем в экономических взаимоотношениях двух государств, "отслеживать" ход выполнения межгосударственных хозяйственных договоров и соглашений, помогать предпринимателям налаживать взаимные контакты и т.д. И с этих позиций интервью, которое дал мне торгпред России в Иране В.В. Румянцев, меня более чем удовлетворило. Однако, ставя вопросы, я сознательно не касался ряда проблем, которые выходят за пределы компетенции торгпреда. Между тем, они важны и интересны и о них тоже, как мне кажется, следует рассказать.

...Моя поездка в Иран была чрезвычайно насыщенной: в составе небольшой группы россиян я был приглашен на мероприятия, связанные со столетием со дня рождения имама Хомейни. Торжества в Тегеране и Куме, на которых довелось присутствовать, произвели сильнейшее впечатление и убедили: народ помнит и чтит память основателя Исламской Республики Иран, который, как бы ни относиться к его взглядам и установкам, дал стране и народу то, чего, как считают многие, не хватает современной России - национальную идею.

Впечатлений, конечно, много, остановлюсь на двух из них. Первое - определенно позитивное. Несмотря

стр. 5


на то, что предложенная хозяевами программа была такой насыщенной, что для встреч и бесед почти не оставалось времени, тем не менее, все же удалось поговорить с полутора-двумя десятками иранцев, и даже "набиться в гости" в несколько иранских семей. Возможно, мне повезло, а возможно сыграли свою роль природные, как говорят, деликатность и гостеприимство иранцев, но всюду я слышал только очень добрые слова о России и русских, пожелания, чтобы отношения между нашими странами становились еще лучше. А еще - "кожей чувствовал" интерес и доброжелательное отношение к своей персоне. Инженер - строитель тегеранского метро (стажировавшийся в Баку и потому немного знающий русский язык), зубной врач, продавец книжного магазина, тестомес крохотной пекарни, мулла небольшой мечети на южной окраине иранской столицы - все они, как могли, пытались помочь русскому журналисту, впервые попавшему в Тегеран, немного проникнуться духом страны и, хотя бы "на бегу", рассказать о своей работе и жизни. Радушие и открытость этих иранцев, с которыми вряд ли когда-либо придется встретиться вновь, я запомню надолго.

Второе впечатление, увы, менее радостное. В Иране очень много строят, в десятимиллионном Тегеране есть районы, представляющие собой лес - и густой лес - башенных кранов. А на их стрелах - фирменные знаки не только иранских, но также немецких, голландских, итальянских фирм. Мне не удалось увидеть на дорогах страны (а поездок было довольно много) ни одного КамАЗа или ЗИЛа - зато грузовики "Фиаты" и "Вольво" встречались поминутно. По пути в Кум наш автобус некоторое время следовал "ноздря в ноздрю" с товарным железнодорожным составом - и снова на его платформах теснились грузовые контейнеры из многих стран, а российских, с заметным издалека логотипом "Морфлот" среди них не было... Почему?

Вернувшись в Москву, я попытался найти ответ на этот вопрос в статистических справочниках. И вот что обнаружил: товарооборот Ирана с Германией оценивается в 3 миллиарда долларов, с Италией - в 2,6 миллиарда, с Францией - в 1,8 миллиарда долларов. Россия с ее полумиллиардом долларов занимает только двенадцатое место. Может быть в эти полмиллиарда не входят российские товары, идущие в Иран, через Украину, Азербайджан, Туркменистан. Но цифра все равно не слишком велика. (Интересно, что несколько лет назад бывшее Министерство внешних экономических связей прогнозировало объем товарооборота между Россией и Ираном в 2000 году в 4 (!) миллиарда долларов). Гораздо шире и список товаров, закупаемых в Иране западными партнерами. В этом списке - не только финики и фисташки, но также металлопрокат и сталь, продукция химической промышленности, кожевенное сырье, ковры ручной работы.

В.В. Румянцев упомянул в своем интервью участие РАО "Газпром" в работах на месторождениях "Южный Парс"; в них также принимают участие французская компания "То-таль" и малайзийская "Петронас". Но подобных "точек приложения сил" в этой стране довольно много, и наши газовики и нефтяники могли бы действовать более активно и даже агрессивно, "внедряясь" в иранский ТЭК. Пока же западные фирмы нас явно опережают. Так, канадская фирма "Боу Вэлли" совместно с английской "Премьер Ойл" реализуют нефтяной проект на шельфе "Баал" в Персидском заливе, англо-голландская компания "Шелл" проводит предварительные изыскания на иранском участке строительства газопровода Туркмения - Турция.

Иран придает громадное значение развитию внешних экономических связей. Чтобы в этом убедиться, достаточно перелистать толстый, роскошный, издающийся шесть раз в год, журнал "Иранский экспорт и импорт", продающийся в Тегеране в каждом газетном киоске (слова "Иранский экспорт" на обложке крупны и издалека бросаются в глаза, а "и импорт" набраны мелким шрифтом и почти невидимы - примечательная и много говорящая деталь, не правда ли?). Из этого журнала, иранских газет, купленных во время поездки, и из других источников я, в частности, узнал об активных переговорах, ведущихся между французской компанией "Эльф Акитен" и Иранской национальной нефтяной компанией (ИННК) по проекту освоения нефтяного месторождения "Доруд" на шельфе Персидского залива, причем, как предполагается, французы привлекут в качестве партнеров итальянскую фирму "Эджип". Переговоры с ИННК ведут также компании - английская "Бритиш Газ", французская "Газ де Франс", норвежская "Сага Петролеум". Компания "Бритиш Петролеум" открыла в Тегеране свое представительство и намерена участвовать в нескольких иранских инвестиционных проектах. Наконец, ряд компаний США, например "Арко", "Эксон-Мобил", просто рвутся к иранским нефтегазовым проектам и усилива

стр. 6


ют давление на американскую администрацию, добиваясь отмены известных антииранских санкций. Небезынтересно также, что, несмотря на проклятия в адрес "большого шайтана" - США, громко звучащие в мечетях (сам слышал - производит впечатление!) иранские чиновники высокого ранга объявили о желательности участия американских фирм в развитии нефтегазовой отрасли страны.

На взаимовыгодной основе развивается сотрудничество Ирана с западными государствами в области инвестиционной политики. Достигнуты договоренности об открытии кредитных линий под иранские экспортные товары: с Италией - на 2,2 миллиарда, с Испанией - на 1 миллиард долларов. Ведутся переговоры с Японией, Германией и Италией о предоставлении Ирану кредита в размере трех миллиардов долларов.

В более или менее отдаленной перспективе Иран предполагает реализовать еще более масштабные трансрегиональные проекты важнейшие среди которых - строительство газопроводов Иран - Пакистан -

Индия и Иран - Армения. Экономическое, а также политическое значение последнего трудно переоценить. Не случайно, как выяснилось на состоявшемся в июне заседании армяно-ирано-греческого комитета по вопросам сотрудничества в сферах экономики, технологий и промышленности, интерес к газопроводу Иран - Армения проявляют даже такие отдаленные от Кавказа государства, как Франция и Китай. Строительство газопровода может начаться уже в конце этого года.

Как я успел заметить даже во время своего непродолжительного пребывания в Иране, СМИ этой страны весьма благожелательно относятся к новому президенту России В.В. Путину. Хотя бы краткие - двадцати-тридцати- секундные - сюжеты с его участием часто присутствуют в новостных программах телевидения, в газетах тоже попадаются фотографии российского президента. Мне показалось, что это не случайно: иранцы надеются, что со сменой российского руководства отношения между нашими странами, в том числе торгово-экономические, получат новый импульс. Есть и другие подаваемые нам сигналы, что такой импульс для иранцев желателен. Среди них такой: страна, которая считается общепризнанным центром исламского фундаментализма, заняла более, чем сдержанную позицию в отношении российской антитеррористической акции в Чечне. На территории Ирана нет лагерей и школ чеченских боевиков и арабских наемников, не известно о фактах, когда раненые бандиты лечились бы в иранских госпиталях. Не без опаски я задавал вопросы о Чечне и в частных беседах с иранцами и неизменно слышал ответы примерно в таком духе: это ваше внутреннее дело - сами и разбирайтесь...

Желание Ирана установить более тесные отношения с Россией понятно: только в тесном союзе с Россией эта страна может обеспечить себе подлинную безопасность. Иранские политики, несомненно, учитывают также, что для национальных интересов обеих стран существуют схожие угрозы, в частности угроза территориальной целостности государств от деятельности поддерживаемых извне сепаратистских и националистических сил.

Несмотря на все это, - будем откровенны, -

стр. 7


до недавнего времени российская политика в отношении Ирана строилась в значительной мере с оглядкой на Запад. Посещать Иран, вступать в переговоры с иранским коллегами среди части наших высокопоставленных руководителей считалось "дурным тоном". В разное время проигнорировали приглашения иранской стороны наш бывший министр обороны П. Грачев, бывший секретарь Совета Безопасности И. Рыбкин и другие. Думается, что неупорядоченность и многоступенчатость в принятии решений, в том числе в сфере экономических связей с Ираном - явление того же порядка: таким способом мы показываем некоторым политикам на Западе, что вроде бы не очень то уж и стремимся к развитию отношений с этой страной, избравшей нетрадиционный путь развития.

Холодок в отношениях, идущий со стороны России, вызывает ответную реакцию: иранцы в последнее время тоже не слишком активны в поисках путей расширения экономических связей с нашей страной. Руководитель авторитетного российского Центра стратегического развития А. Гушер, много занимавшийся изучением политических и экономических проблем Ирана, считает: "В руководстве иранского МИД и в окружении президента страны знают, что в Москве, в кругах высшего российского руководства, до последнего времени преобладали прозападные настроения, а сторонников развития отношений с Ираном было мало и то их затирали. Такие оценки и взгляды, по существу, обрекают иранцев на пассивное ожидание перемен в российско-иранских отношениях, сковывают их инициативу на российском направлении, разрушают остатки их веры в возможность выхода двусторонних отношений на уровень, достойный наших двух стран". "Очень надеюсь, - особо отметил А. Гушер, - что новый президент В.В. Путин и новое российское правительство поймут и правильно оценят сложившуюся ситуацию и не повторят ошибок своих предшественников. Устранение существующих препятствий на пути расширения взаимовыгодного российско-иранского сотрудничества могло бы вывести отношения между Россией и Ираном на новый уровень и превратить их в серьезный позитивный фактор геополитической и геостратегической ситуации на Юге".

Недооценка важности укрепления и расширения российско- иранского сотрудничества, слабое понимание непростых внутренних проблем Ирана и вообще ситуации в этой стране проявляются, увы, не только в руководящих сферах, но и на бытовом уровне. Когда я только еще собирался в Иран, знакомые, уже побывавшие в этой стране, говорили: ты совершишь "путешествие в прошлое", окажешься в Советском Союзе сталинских времен... Да, портреты имама Хомейни на каждой улице и площади, в каждой комнате учреждения и жилого дома. Да, все женщины, как одна, в черных хиджабах, сидящие отдельно от мужчин на задних скамейках автобусов - это трудно понять и принять, и иранских женщин, каждая вторая из которых - как сказочная красавица из "тысячи и одной ночи", откровенно говоря, хотелось бы видеть в других одеждах. Однако Иран живет не только в "сталинском времени", но, как это ни парадоксально, в "хрущевском" и "раннегорбачевском" тоже.

...Такси, в котором я ехал, попало в пробку, и справа, и слева из окон машин с внезапно притихшими моторами вдруг раздались звуки удивительно мелодичных песен, которые сильным меццо-сопрано исполняла явно очень талантливая певица. Звуки неслись из автомобильных магнитол. "Кто такая, где купить кассету?" - спросил я у шофера. "Нигде не купите, она эмигрантка, живет в США. И хотя она у нас чрезвычайно популярна, песни ее в Иране запрещены". "Но ведь все слушают, - и полицейский на перекрестке тоже?" - показал я на стража порядка. Таксист только плечами пожал... Невольно подумалось: а у нас что - было по-другому?..

Было то же самое. Под проклинавшиеся официальной пропагандой фокстроты танцевали на школьных и студенческих вечерах даже в сталинское время, а в брежневское магнитофонные ленты с запрещенными Окуджавой и Высоцким были в каждом доме. Если разобраться, с них и начиналось то, что впоследствии стало оппозицией прежнему режиму.

Я своими глазами видел, а точнее, своими ушами слышал иранскую оппозицию только в такой - музыкально-кассетной - форме. Но она есть, о ней сообщает печать; по свидетельству западных источников, ее вес и авторитет в иранском обществе растут. Не берусь судить, так ли это на самом деле - не представилась мне возможность поговорить с кем-либо из иранцев на эту тему. Однако сам не мог не задуматься, а хорошо ли будет, если в Иране сменится власть?

Трудный вопрос. Россия от этого вряд ли выгадает. Иранские оппозиционеры явно смотрят в другую сторону. В случае их прихода к власти курс страны наверняка изменится. И появление крупного, мощного и не столь дружественного, как сейчас, государства в этом регионе может нарушить баланс сил и создать непредсказуемую ситуацию на наших южных границах.

Наверное, в этом случае трудно будет поручиться и за стабильность непосредственно в Иране, - где гарантии того, что пришедшие к власти оппозиционеры не наделают ошибок, которые дестабилизируют ситуацию в стране? Что бы про них ни говорили, предаваемые на Западе анафеме "муллы" - религиозные руководители Ирана, среди которых есть и высокообразованные "технари" и экономисты, - в общем, неплохо управляют страной, в том числе ее экономическим сектором. Темпы хозяйственного роста довольно высоки, внешнеэкономические связи, включая связи с Западом, развиваются по поступательной. Многие социологи и политологи утверждают, что расширение внешнеэкономических контактов государств, подобных Ирану, с либеральными режимами рано или поздно приведет к либерализации, в том числе в сфере прав человека, и в этих странах. Как говорится, поживем - увидим...

Если же говорить о долгосрочных национальных интересах России, то, на мой взгляд, нет и не может быть сомнений в том, что поддержка и развитие дружеских отношений с Ираном нам крайне важна и необходима. Такие отношения определенно и в интересах российского бизнеса. Вот почему любые контакты и переговоры с иранцами, конечной целью которых будет выход на конкретные договоренности и соглашения в области торгово-экономического, научно- технического и военно-технического сотрудничества, должны поддерживаться и поощряться государством, а неиспользуемые пока резервы расширения наших хозяйственных связей надо быстрее и активнее превращать в конкретные договоренности, в деловые контракты, в сооружаемые совместно объекты, в поставки российских товаров в Иран, а иранских - в Россию.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/РОССИЯ-ИРАН-ЧТО-ПОКАЗЫВАЕТ-БАРОМЕТР-ЭКОНОМИЧЕСКОГО-СОТРУДНИЧЕСТВА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. ПЕТРОВ, РОССИЯ - ИРАН. ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ БАРОМЕТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 23.10.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/РОССИЯ-ИРАН-ЧТО-ПОКАЗЫВАЕТ-БАРОМЕТР-ЭКОНОМИЧЕСКОГО-СОТРУДНИЧЕСТВА (date of access: 13.10.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Н. ПЕТРОВ:

Н. ПЕТРОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
379 views rating
23.10.2022 (721 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Рассказ о выпускнике Алма-Атинского Зооветеринарного института (ныне КАЗНАУ) Костогрызове Павле Павловиче, истинном патриоте своей Родины, стойком офицере, специалисте высшей квалификации и прекрасном человеке. Воистину широка и многогранна география и занимаемые должности по службе, всемирно уважаемого аксакала Павла Павловича Костогрызова, среди всех военных ветеринарных врачей СССР, Российской Федерации, Республики Казахстан и стран постсоветского пространства.
6 days ago · From Виталий Ветров
Микрокредиты в Казахстане
Catalog: Экономика 
13 days ago · From Қазақстан Желіде
ПАТРИОТ НА ПРОТЯЖЕНИИ РАЗНЫХ ЭПОХ
Catalog: Разное 
20 days ago · From Цеслан Бастанов
ПУШКИН И МАРЖЕРЕТ. Образ и реальность
20 days ago · From Цеслан Бастанов
"С ЛЕГКИМ ПАРОМ, С МОЛОДЫМ ЖАРОМ!"
Catalog: История 
20 days ago · From Цеслан Бастанов
СУДЬБА СЮЖЕТА О ЮНОШЕ-КОЖЕМЯКЕ В РУССКОМ ЛЕТОПИСАНИИ
Catalog: История 
20 days ago · From Цеслан Бастанов
"М. В. ЛОМОНОСОВ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ РИТОРИКИ"
20 days ago · From Цеслан Бастанов
М. Н. ПАНОВА. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО: ОПЫТ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
21 days ago · From Цеслан Бастанов
Системы видеонаблюдения и системы контроля и управления доступом (СКУД) играют важную роль в обеспечении безопасности как на корпоративном, так и на частном уровне. В условиях, когда информационные и физические угрозы становятся все более сложными и изощренными, эти технологии превращаются в ключевые инструменты управления безопасностью. Они используются не только для предотвращения правонарушений, но и для создания общей инфраструктуры защиты данных и объектов. Их внедрение изменило как наш подход к безопасности, так и понимание ее важности в повседневной жизни.
25 days ago · From Қазақстан Желіде
"БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ..."
Catalog: История 
38 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

РОССИЯ - ИРАН. ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ БАРОМЕТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android