В результате распада Кавказской Албании на территории Дагестана к V-VI вв. сложились княжества ("царства") Сарир (Авария), Дербент, Лакз, Табасаран, Зирихгеран, Кайтаг, Гумик, Филан, Маскат и др. Среди названных политических образований видное место занимало "царство" Сарир, располагавшееся в центральной части Дагестана.
Главной целью данной работы является выявление на основе арабоязычных письменных источников ошибочности утвердившегося в дагестанской историографии мнения о том, что политическим центром "царства" Сарир (Аварии) в VIII- XVII вв. являлось селение Хунзах (Хунзахский р-он. Дагестан).
В первую очередь следует привести точку зрения наиболее известных историков по поводу расположения столицы Сарира.
Ибн Русте отмечает, что в "высоких горах и лощинах" расположена "крепость царя Сарира, которая имеет четыре фарсаха в длину и столько же в ширину, и окружает ее стена из камня"1. Поскольку один фарсах равен примерно 5 - 6 км., размеры крепости, описанные автором, кажутся слишком преувеличенными - и речь идет, очевидно, о Хунзахском плато, а не о самом замке. Ибн Русте, к сожалению, не дает его названия. Знаменитый арабский путешественник, географ и историк ал-Мас'уди в своем труде указывает, что столица царства Сарир называется Х.мз.х. (Хумрадж)2. Малоизвестный широкому кругу читателей арабский историк, автор трехтомного сочинения "Китаб ал-футух" ("Книга завоеваний") ал-Куфи, описывая поход арабского полководца Марвана ибн Мухаммада в Сарир в 739 г., сообщает, что сарирский правитель "бежал из Кумуха и прибыл в крепость, называемую Хайзадж (Хасрадж).
Большинство известных исследователей, начиная с К. Д'Оссона, В. В. Бартольда, В. Ф. Минорского, В. М. Бейлиса и др., отождествляют замок Х.мз.х. с селением Хунзах - историческим центром Аварии XIX века3.
Профессор А. Р. Шихсаидов, детально изучивший раннесредневековую историю Дагестана, в своих последних работах также отмечает, что "столицей Серира был Хунзах, один из значительных населенных пунктов Дагестана"4.
По мнению известного востоковеда, специалиста по средневековой истории Дагестана Т. М. Айтберова под топонимом "Х.мз.х." следует понимать древнейший центр политической власти Северо-Восточного Кавказа - Хунзах5.
Можно согласиться с утверждением, что столицей Сарира являлся Хунзах, но только в том случае, если под Хунзахом подразумевается не само селение Хунзах, а местность, то есть Хунзахское плато, на котором находилось множество поселений.
Казанбиев Алибег Расулович - аспирант Дагестанского государственного педагогического университета.
В подтверждение сказанному приведу высказывание М. Ш. Шигабудинова: "Правители Сарира выбрали местом своего пребывания наиболее защищенную местность, откуда можно было обозреть все плато и не только его. Таковыми они, видимо, считали Танусинский хребет и гору Акаро"6.
Эта версия кажется более правдоподобной, и скорее всего селение Тануси (Хунзахский район. Дагестан.) являлось главной столицей государственного образования Сарир с начала становления, в период расцвета и, по крайней мере, вплоть до конца XVII в., о чем свидетельствуют местные письменные источники.
Во-первых, одним из веских аргументов в пользу этой гипотезы являются сведения средневекового дагестанского источника - сочинения Мухаммедрафи "Тарих Дагестан" (XIV в.), где отмечается, что "Дагестан был прекрасной страной, обширной для его обитателей, сильной [перед] чужим, радующей глаз, обильной богатствами [жителей] из-за их справедливости. В нем [было] много селений, большое число городов и три области: Авар, Равнина (Сахл) и Зирихгеран... Владыкой (малик) в городе (области) Авар, называемом ат-Танус, - а он сильнейший из городов Дагестана своей мощью, источник неверия - был неверующий сильный тиран, негодный, носитель зла, насилия и несчастья по имени Суракат, с титулом нусал - это их обычай давать такое прозвище и обозначать этим именем своего владыку... Этот владыка получал доходы с зависимых владык, владений, земель, и ему принадлежали харадж, джизйа и ушры с жителей всего Дагестана от вилайата Чаркас до города Шамахи, исключая только местечко Акари, различного рода имуществом - наличными деньгами, зерном, баранами, крупным рогатым скотом, тканями, плодами и другими продуктами, даже куриными яйцами... Этому владыке подчинялись все жители Дагестана, самые низкие и самые высокие по положению волей и неволей, весь народ его, дальний и ближний, - без споров и пререканий"7.
Иными словами можно утверждать, что в средневековом местном источнике прямо указывается, что центром Сарира (Аварии) и резиденцией ее правителя Сураката являлось селение Тануси.
Во-вторых, во второй части "Тарих Дагестан" говорится, что "Мусульмане опустошили сильнейший из городов Дагестана, резиденцию его владетеля - город, называемый Хунз...".
Как известно, "Тарих Дагестан" представляет собой свод, по крайней мере, четырех самостоятельных текстов и автор второго текста (в отличие от автора первого), видимо, не счел нужным вдаваться в подробности местонахождения столицы или ему было известно лишь общее название Хунзахских земель и его жителей, то есть Хунз.
В-третьих, в части третьей "Тарих Дагестан", где говорится о налоговой политике, усилившейся к тому времени Кумухского Шамхала, видно, что ежегодно "...на общество Карахи наложено 500 овец, ...на общество Хебелал наложено с каждого дома каждый четвертый год по овце; на Чамалал - 500 овец; на Тиндал - 20 быков; ...на жителей Хунз - 700 баранов, 700 кайлей пшеницы и 60 кайлей меда; на жителей Андиб - бык и 8 кусков войлока; на гору Гадариб и на Хиркис - половина того, что на вилайат Хунз..."8.
Ежегодно платить самый крупный налог в казну Кумухского Шамхала для одного селения Хунзах было бы непосильным бременем, даже если оно и являлось столицей. Следовательно, и здесь под названием Хунзах подразумевается не само селение, а Хунзахское плато с десятками поселений.
В-четвертых, надпись на полях одной арабской книги, находившейся в библиотеке Г. Цадасы, гласит, что "Суракат и его брат Кагруман являются потомками фараонов, неверными, что они, собственно, хазары, которые обосновались сперва около Чирюрта, где построили неприступную крепость и высокие башни, организовали там выплавку железа, стали и золота, и что этот Суракат стал главой Аварии (Сарира) и был страшным деспотом; резиденция его находилась в Тануси"9. И здесь местные источники в подтверждение сказанному столицей называют селение Тануси, но не Хунзах.
В-пятых, профессором А. Р. Шихсаидовым осуществлен перевод учебного издания, переписчиком которого являлся Т. Харахинский - известный дагестанский религиозный деятель и пропагандист шариата. Переписав сочинение "аль-Кафийа" Ибн аль-Хаджиба в 1668 - 1669 гг., он отмечает: "...завершил Таййиб, сын Умара из селе-
ния Хараки в ночь на пятницу 1079 года хиджры... у нашего устада покровителя Мола Мухаммеда из с. Хунзах во время правления Мухаммед-хана, сына Дугри-хана в селении Танус..."10.
Здесь речь идет о Мухаммед-хане Танусинском, который правил Аварией примерно с 1667 по 1687 г. и являлся современником легендарного Хучбара Гидатлинского, которого, если верить преданиям, он казнил, вероломно заманив в Хунзах.
В-шестых, в стене Танусинской мечети недавно обнаружена каменная плита со следующей надписью: "Эту мечеть построили Мухаммад, Амир, Али, с помощью Чупалава, во время ханствования (правления) здесь Дугри нуцала, сына Мухаммад нуцала в 1682 году. В это время сельским кадием являлся Мухаммад, Пирмухамадкадия сын".
При сопоставлении дат правления 1668 и 1682 гг., необходимо отметить, что упоминаемый здесь Дугри нуцал являлся внуком своего тезки вышеназванного Дугри хана, правившего в 1668 г. в с. Танус.
В-седьмых, автор историко-биографических очерков Хайдарбег Геничутлинский упоминает "правителя, сидевшего в с. Танус виллаята (страны) Аваристан", что лишний раз подтверждает выдвигаемую точку зрения11.
Однако, в арабской историко-географической литературе не упоминается Танус, который в местных источниках фигурирует как столица Аварии-Сарира, где находился владыка Суракат, "которому подчинялись все жители Дагестана, самые низкие (по положению); волей и неволей; весь народ его, дальний и близкий, без споров и пререканий", и которому платили дань "жители всего Дагестана, от вилаята Чаркас до города Шамах". Что-либо связанное с названием Танус, трудно найти в арабских письменных источниках. Однако, любопытную информацию до нас доводит арабоязычный перс Ибн Руста (1Хв.), который наряду с Гумиком, крепостью царя Сарира, называет и Ал-ал12. Комментируя текст сочинения Ибн Руста, В. Ф. Минорский пишет, что Гумик - это нынешний Кумух, а вот Ал-ал остается загадкой.
При изучении названия Ал-ал можно усмотреть поразительное сходство между топонимами "Ал-ал" и "Танус".
В письменных источниках дагестанского происхождения нынешнее название Тануси пишется как "Танус". В переводе с аварского языка Танус означает "верховный нож" (Та-над, верх, верховный и нус-нож). В километре к востоку от нынешнего селения Тануси простирается равнина Ал-Арт. Ал-Арт в переводе с арабского языка означает "верховное копье". При переводе на русский язык топонимы Ал-Арт и Танус обретают совершенно одинаковый смысл - "верховый нож-копье", после чего с большой долей вероятности можно констатировать, что Ал-Арт и есть арабское название Танус. А незначительная разница в словах "нож" и "копье" - это следствие неточного перевода с аварского языка на арабский.
Можно предположить, что крепость Ал-Ал по Ибн Русте и Ал-Арт (Танус) одно и то же поселение, то есть крепость правителя Сарира. И вероятнее всего, домостроения средневекового Танус непосредственно занимали территорию нынешнего Ал-Арт. Не удивительно, что Ал-Ал (Тануси) упоминается наряду с Гумиком в письменном источнике. Ведь в столице Сарира находился "золотой трон", а в Гумике - дочь царя и "серебряный трон". Необходимо добавить, что Таллинский могильник - археологический памятник средневекового Дагестана, протяженностью до 3 км, находится у самой границы Ал-Арт.
По передающейся из поколения в поколение легенде от с. Тануси до горы Акаро через каждые 300 - 400 метров была натянута сигнальная цепь с небольшими звонкими колоколами, которые оповещали правителя Аварии о надвигающейся опасности.
О нахождении на горе Акаро резиденции правителя Сарира-Аварии в письменных источниках нет никаких данных, и более правдоподобным кажется то, что там находилась главная сторожевая крепость Хунзахского плато, куда передавались сигналы (костер, дым) с горных вершин близлежащих поселений, оповещающие об опасности. В постоянном карауле на Акаро находились 40 воинов на конях белой масти. От бдительности всадников зависела дальнейшая судьба аварских правителей. И, вероятно, из-за важности поступавшей оттуда информации, местечко Акаро и являлось "единственным местом, не облагавшимся налогом правителем Сарира-Аварии"13.
Арабоязычный историк Халифа ибн Хаййат ал Усфури в "Истории" отмечает, что "Гумик - крепость, где находился "дом владения", и здесь местопребывание "владыки трона" (малик ас-Сарир), в Хунзахе находится "золотой трон" (сарир аз - захаб)"14. Арабский историк Ибн ал-Асир в своем труде "Тарих-ал Камиль" отмечает, что арабский полководец Мерван "вторгся в Гумик - укрепленный замок, в котором находилась дочь царя и его престол"15.
Эти сведения доказывают, что Гумик в IX-X вв. находился в составе Сарира и являлся местопребыванием владетеля Сарира.
Таким образом, судя по данным арабских, персидских и местных письменных источников, главным политическим центром государства Сарир в период его возникновения, развития и расцвета, по крайней мере, вплоть до конца XVII в., являлось селение Тануси. А "Хунзах" средневековых авторов - это название множества поселений, расположенных на Хунзахском плато, а не одного селения. Вместе с тем, наряду с названным политическим центром, местопребыванием правителя Сарира в IX-X в. являлся и Кумух.
Примечания
1. МИНОРСКИЙ В. Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М. 1963, с. 47.
2. Там же, с. 53.
3. D'OHSSON C. Les peuples du Caucase. P. 1828, p. 176; БАРТОЛЬД В. В. Дагестан. М. 1965, с. 410; НИКОЛЬСКАЯ З. А. Аварцы. Народы Дагестана. М. 1955, с. 25; АРТАМОНОВ М. И. История хазар. Л. 1962, с. 226; МИНОРСКИЙ В. Ф. Ук. соч., с. 133; БЕЙЛИС В. М. Из истории Дагестана VI-XI вв. (Сарир). Исторические записки. М. 1963, с. 254.
4. ГАДЖИЕВ М. Г., ДАВУДОВ О. М., ШИХСАИДОВ А. Р. История Дагестана с древнейших времен до XV в. Махачкала. 1996, с. 39.
5. АЙТБЕРОВ Т. М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала. 1986, с. 50.
6. ШИГАБУДИНОВ М. Ш. Аул Обода. Махачкала. 1996, с. 31.
7. ШИХСАИДОВ А. Р., АЙТБЕРОВ Т. М., ОРАЗАЕВ Г. М. -Р. Дагестанские исторические сочинения. М. 1993, с. 97 - 99.
8. Там же, с. 102, 103.
9. ХАШАЕВ Х. О. Общественный строй Дагестана в XIX в. Махачкала. 1954, с. 135.
10. ШИХСАИДОВ А. Р., ТАГИРОВА Н. А., ГАДЖИЕВА Д. Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала. 2001, с. 67.
11. Хайдарбег Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки. Махачкала. 1992, с. 35.
12. МИНОРСКИЙ В. Ф. Ук. соч., с. 48.
13. ШИХСАИДОВ. А. Р., АЙТБЕРОВ Т. М. ОРАЗАЕВ Г. М-Р. Ук. соч., с. 98.
14. Халиф ибн Хаййат ал-Усфури. История. М. 2000, с. 43.
15. Ибн ал-Асир. Тарих ал-Камиль. Баку. 1940, с. 32.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |