Libmonster ID: KZ-1976
Author(s) of the publication: О. ОСКОЛКОВА

О. ОСКОЛКОВА, доктор экономических наук

Планирование семьи - один из основных способов решения глобальной демографической проблемы стабилизации численности населения Земли. Его суть - содействовать снижению чрезмерно высоких темпов роста населения путем сокращения рождаемости, увеличения интервалов между родами. Только за вторую половину XX века численность землян выросла в 2,4 раза, а население самого крупного континента - Азии - в 2,6 раза. Сегодня в странах Азии проживает 3,7 миллиарда человек, или более 60 процентов мирового населения. Абсолютные показатели роста населения в Азии - самые высокие на планете. Поэтому планирование семьи в этом регионе имеет весьма существенное значение для всего мира.

В целом развитие служб планирования семьи, равно как и желание руководства государств и общественности проводить политику сокращения рождаемости, в странах Азии идет дифференцированно. Государства континента можно разделить на несколько групп в зависимости от двух факторов: от стремления осуществлять политику планирования семьи и от результатов этой политики.

В группу стран, активно развивающих службы планирования и использующих различные для этого методы, можно включить Китай, Индию, Вьетнам, Индонезию, Республику Корея, Сингапур, Малайзию, Таиланд, Шри-Ланку, Монголию и, с некоторыми оговорками, Бангладеш, Турцию, Бахрейн, Иран, КНДР, Филиппины.

Страны, где службы планирования семьи и методы контрацепции не получили должного развития, в большинстве своем арабские - это Ирак, Кувейт, Катар, Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ, Йемен, Сирия, а также страны, расположенные в Южной и Юго-Восточной Азии, - Пакистан, Мьянма, Лаос.

Однако наличие активного стремления проводить политику планирования семьи и внедрять контрацептивные методы не всегда приводило к эффекту, соразмерному усилиям и затраченным средствам. Яркий пример тому - Индия, о которой речь пойдет особо.

Более или менее преуспевшие в результативности усилий по планированию семьи в основном страны Восточной и Юго-Восточной Азии, в первую очередь Китай, Сингапур, Республика Корея, Вьетнам, Таиланд и в меньшей степени - Бангладеш, Индонезия, Шри-Ланка.

Если за основу выделения "передовиков" в планировании семьи взять удельный вес замужних женщин, пользующихся различными видами контрацепции, то в эту группу стран войдут Китай, Республика Корея, Таиланд, Шри-Ланка, Вьетнам, где соответственно 83, 79, 74, 66 и 65 процентов женщин в первой половине 90-х годов контролировали свою репродуктивную функцию. На другом полюсе - упомянутые выше арабские страны. Так, в ОАЭ и в Омане удельный вес замужних женщин, пользующихся любыми видами контрацепции, составил в 1995 году всего 27 и 22 процента.

Хронологические рамки начала проведения государственной политики по планированию семьи в развивающихся странах Азии выглядят следующим образом. Официальная политика, направленная на сокращение рождаемости, была разработана в Индии в 1951 году, в Пакистане - в 1960-м, в Республике Корея - в 1961-м, в Гонконге - в 1963- м, в Малайзии, Шри-Ланке, Турции - в 1965-м, в Сингапуре - в 1966-м, в Индонезии - в 1968-м, на Филиппинах - в 1969-м, в Таиланде - в 1972 году. На Тайване программы планирования семьи начали действовать с 1964 года без разработки национальной политики, но с одобрения правительства.

Страны Азии отличаются большим разнобоем в предпочтении тех или иных методов предохранения от нежелательного зачатия. Так, в 90-е годы в Китае, Индии, Республике Корея, Сингапуре, Таиланде и Шри- Ланке большое распространение получила стерилизация, в основном женщин. Стерилизация мужчин везде незначительна; только в Китае и Республике Корея ей подверглись от 10 до 12 процентов мужского населения.

Внутриматочными спиралями охотно пользуются во Вьетнаме, Китае, Индонезии, КНДР, Монголии и Турции, а также в арабских странах - Сирии и Иордании. Кондомы широко применяются в том же Китае, Сингапуре, относительно часто - в Республике Корея и в Бахрейне. Явное предпочтение противозачаточным таблеткам отдают в Таиланде, Кувейте, Индонезии, Сингапуре.

Аборты, как метод планирования семьи, в Азии не получили широкого распространения. В большинстве стран на них наложен запрет. Разрешены они в Китае, Монголии, Вьетнаме, КНДР, Сингапуре. В Индии аборты с начала 70-х годов были легализованы по экономическим и социальным причинам, причем последние могут трактоваться очень широко. В Индонезии и Шри-Ланке они разрешены, когда существует угроза жизни женщины. В Таиланде аборт может быть сделан тоже по строгим медицинским показателям, а также, если беременность наступила в результате изнасилования или кровосмешения. В арабских странах об аборте не может быть и речи.

В ряде стран Азии налажено собственное производство почти всех видов контрацептивных средств. К ним относятся Китай, Индия, Бангладеш, Республика Корея, Индонезия, Пакистан, Филиппины, Таиланд, Турция, Вьетнам. Значительная часть контрацептивов изготовляется на предприятиях с участием иностранного, в первую очередь американского капитала. Организовывать производство некоторых видов контрацептивов помогает Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), американский Совет по народонаселению, американское Агентство международного развития. Местный частный и государственный капитал также создал свои предприятия, в частности, по изготовлению контрацептивных резиновых изделий и противозачаточных таблеток. Республика Корея, Таиланд, Турция и Филиппины наладили производство значительной части контрацептивов без внешних субсидий, но с привлечением иностранного коммерческого капитала.

ИНДИЯ - ПИОНЕР В ПЛАНИРОВАНИИ СЕМЬИ

Первой страной в мире, еще в 1951 году разработавшей и принявшей национальную политику планирования семьи, была Индия. Численность ее населения на тот момент составляла 376 миллионов человек, ежегодный рост 1,8 процента, рождаемость - 44 ребенка на 1000 населения, а число детей на одну женщину - почти шесть. Горячим сторонником планирования семьи выступил премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, который понимал, что рост населения страны прежними темпами опрокинет все

стр. 76


планы социально-экономического развития, борьбы с голодом, нищетой, болезнями.

Планирование семьи стало одной из составных частей первого пятилетнего плана развития страны, недавно освободившейся от колониальной зависимости. В 1951-1956 годах в Индии открываются полторы сотни клиник, оказывающих услуги по планированию семьи. Во втором пятилетнем плане развития (1956-1961 годы) ассигнования на планирование семьи были увеличены в 15 раз. Число специальных клиник превысило четыре тысячи, больше внимания стали уделять подготовке их персонала. Значительным событием в этот период стало официальное одобрение правительством Индии стерилизации - как главного и предпочтительного метода контрацепции.

Тем не менее, перепись 1961 года показала, что реального сокращения темпов роста населения не произошло. За 10 лет его численность выросла почти на 80 миллионов человек, среднее число детей в расчете на одну женщину уменьшилось незначительно.

Правительство было в растерянности. Работа специальных клиник оказалась неэффективной, и планирование семьи решено было поручить центрам здоровья, детским и женским консультациям. По новой схеме службы планирования семьи не должны были ожидать, когда к ним придут клиенты, а сами искать их. Систему информации расширили и усилили, к работе по сокращению рождаемости привлекли всех, кто имел какое-то отношение к медицине. Сельские советы - панчаяты, деревенские старосты должны были стать основным мобилизационным ресурсом. Врачеватели разного рода, деревенские медсестры, социальные работники, религиозные деятели, гражданские служащие - все участвовали в кампании по контролю рождаемости. Это были впечатляющие усилия, направленные на достижение социальных сдвигов. Кампанию возглавлял тогдашний министр здравоохранения С. Чандрасекхар; он подал личный пример, подвергнув себя стерилизации.

Правительство Индии считало, что причины медленного спада рождаемости при активных действиях властей лежали в области технологии. В 60-х годах Индию посетила миссия Всемирного банка, а вслед за ней - миссия ООН. Они изучили результаты и дали конкретные рекомендации для продолжения работы в области планирования семьи. На этот раз акцент был сделан на широкое внедрение еще одного способа контрацепции - внутриматочных спиралей (ВМС). Их рекомендовалось вводить только женщинам, уже имевшим хотя бы одного ребенка. ВМС были недорогим средством, с помощью которого решалась задача увеличения интервала между рождениями детей. Сокращению рождаемости должны были способствовать также некоторые послабления в запрете на аборты, принятые в 1970 году.

Индия рассчитывала сократить рождаемость с 40 до 25 на 1000 человек к 1973-му и до 22 на 1000 к 1978 году. В действительности в 1980 году эта цифра снизилась лишь до 35. Несмотря на колоссальные финансовые затраты, процесс сокращения рождаемости шел медленно. С 1961-го по 1971 годы население Индии возросло еще на 118 миллионов человек, а среднегодовой прирост достиг 2,2 процента, то есть максимального уровня за всю историю страны. В 1976 году правительство Индии объявило о предстоящем повышении брачного возраста девушек с 15 до 18 лет, но выполнение этого указа оказалось довольно сложным делом из-за недостоверных сведений о возрасте.

Помощь в планировании семьи Индия получала из многих источников, в первую очередь, от Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА) и Мирового банка, а также от МОТ и ЮНЕСКО. Так, ЮНФПА выделил Индии миллион долларов специально на проведение кампании по вазектомии - стерилизации мужчин. Согласившиеся на эту несложную операцию получали денежное вознаграждение. Но данный способ не получил распространения в стране. Миссия ЮНФПА, посетившая Индию в 1979 году "для глубокого ознакомления и изучения ситуации", разработала селективную программу, согласно которой два штата Индии - Бихар и Раджастхан (с очень высоким ростом населения) были выбраны для "ударного" эксперимента по планированию семьи с привлечением к работе деревенских общин. Ожидаемых результатов, однако, получить не удалось из-за низкой грамотности, глубокой бедности широких слоев населения. Одновременно по всей стране продолжали обучать кадры, проводить стерилизацию всех желающих женщин, распространяли таблетки, презервативы, вводили внутриматочные спирали.

В начале 80-х годов очевидные успехи в планировании семьи были получены только в южном штате Керала, более развитом в социально- экономическом отношении, где рождаемость снизилась за 15 лет на 15 детей на 1000 населения, а суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной за весь репродуктивный период) уже в 1978 году упал до 2,5 - против 5 по всей Индии. В этом штате с очень высоким уровнем женской грамотности доля супружеских пар, пользующихся контрацептивными методами, была самой большой в стране - 32 процента. По сравнению со штатом Керала, в наиболее населенном штате Уттар-Прадеше суммарный коэффициент рождаемости был выше в два с лишним раза, грамотных женщин насчитывалось меньше в семь раз, а удельный вес супружеских пар, использовавших контрацепцию, уступал штату Керала в три раза. Иначе говоря, кампания планирования семьи осуществлялась крайне неравномерно.

В 1986 году правительством Индии была разработана новая стратегия в борьбе за сокращение роста населения. Планировалось охватить различными контрацептивными средствами до 60 процентов супружеских пар. Были созданы два миллиона женских добровольческих бригад, каждая из участниц этих формирований должна была "взять шефство" над 60 супружескими парами, то есть постоянно работать с ними, пропагандируя различные методы контроля рождаемости. Этот метод Индия позаимствовала из опыта Китая.

Была установлена норма - два ребенка на семью, причем таким семьям предоставлялись различные финансовые льготы. Чтобы как-то переломить издавна укоренившуюся традицию обязательно родить и вырастить сына, были установлены льготы для семей, у которых родились две дочери. В случае, если женщина прекращала репродуктивную функцию, ей от государства к моменту замужества дочерей выдавалась определенная сумма денег.

В 1986 году кампания за снижение рождаемости была в самом разгаре. Для осуществления программ планирования семьи привлекли 400 тысяч медицинских работников государственного сектора. Практикующие врачи и медсестры, участвовавшие в работе по планированию семьи, получали налоговые льготы. Была поставлена задача распространить успех, достигнутый в планировании семьи отдельными штатами, на всю Индию.

В начале 90-х годов программа планирования семьи в Индии подверглась существенным изменениям. Во главу угла было поставлено не планирование как таковое, а укрепление здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также детей. Применение контрацептивных методов сократилось. Плановые задания по уменьшению рождаемости перестали публиковать. Женщинам было предложено самим решать, какой метод контрацепции они выбирают. Тем, кто уже имел двух детей, рекомендовали стерилизацию. Остальные для увеличения интервалов между рождениями детей могли прибегнуть к любым методам планирования семьи по выбору.

Минимальное предпочтение получили кондомы - ими пользовалось только 2-3 процента семей, хотя этот простой способ заслуживает большего распространения как самый эффективный с позиций предохранения от ВИЧ-инфекции.

По данным Национального обзора здоровья семьи, проведенного в 1992- 1993 годах, 31 процент супружеских

стр. 77


пар репродуктивного возраста подвергли себя стерилизации (от общего числа тех, кто прибегает к тем или иным методам контрацепции). В основном это женщины. Что касается других способов, то их применение очень различается по штатам: от семи процентов в штате Андхра- Прадеш до 56 процентов - в Ассаме. На использование и масштабы применения тех или иных видов контрацепции влияют многие факторы: культурные, социально-экономические, географические, демографические различия, уровень образования, степень информированности.

Штат Керала, о котором упоминалось выше, к началу 90-х годов показал уникальные для страны результаты в планировании семьи. Суммарный коэффициент рождаемости достиг здесь 2,0, младенческая смертность - 17 на 1000 новорожденных (как в СССР-России), а контрацепцией всех видов пользовались 60 процентов супружеских пар (по всей Индии немногим более 44 процентов).

ОКРАСКА ДОМА ГОВОРИТ О ВЫБРАННОМ МЕТОДЕ

Индонезия - третья по населению страна азиатского континента - после освобождения от колониального господства также отличалась быстрыми темпами роста численности населения. За первые два десятилетия число ее жителей увеличилось с 79 до 120 миллионов. Рождаемость в 1970 году составляла около 43 на 1000 населения, ежегодный рост - 2,4 процента. Суммарный коэффициент рождаемости - 5,6 детей на одну женщину детородного возраста.

Президент Сукарно и другие политические деятели страны, разрабатывавшие планы социально-экономического развития, понимали настоятельную необходимость сокращения темпов роста населения, особенно на таких плотно заселенных островах, как Ява и Бали. В 1967 году Сукарно присоединился к другим 29 лидерам государств "третьего мира" и подписал Декларацию по вопросу народонаселения, призывавшую серьезно заняться демографической проблемой. В 1968 году в Индонезии создается Национальный институт планирования семьи, впоследствии переименованный в Национальный координационный совет по планированию семьи. В следующем году первый пятилетний план развития ставит задачу к 1973/1974 годам привлечь три миллиона индонезийцев к использованию контрацептивных средств. Правительство заявило, что планирование семьи необходимо, во-первых, для того, чтобы темпы роста населения были ниже соответствующих показателей национального дохода с тем, чтобы увеличивался доход на душу населения; во-вторых, оно важно для сохранения здоровья матери, от которого зависит благополучие семьи в целом, ибо частые роды и большие семьи подрывают здоровье женщины.

Вначале, в 1974 году программа планирования семьи проводилась только на островах Ява и Бали, затем распространилась на десять внешних островных провинций и, наконец, на всю территорию страны. Программу предполагалось проводить децентрализованно, ответственность была возложена на местные органы власти и волонтеров. К концу 70-х годов их насчитывалось уже более семи тысяч человек. Традиционные деревенские институты использовались для агитации, разъяснительной работы по контрацепции и поощрения "нормы малой семьи". В сельской местности дома стали раскрашивать в разные цвета - в голубой, красный или зеленый в зависимости от того, какими контрацептивными методами пользовались их хозяева: ВМС, таблетки или презервативы.

За несколько лет стране удалось добиться удивительных успехов, превзошедших все ожидания. Рождаемость снизилась на 30 процентов, пользоваться контрацептивными методами стали около трети супружеских пар. Среднее число детей на одну женщину с 1970-го по 1990 годы сократилось с 5,6 до 3,5. Причем, эта цифра была достигнута на 10 лет раньше, чем планировалось.

Расходы по планированию семьи покрывались как за счет внутреннего бюджета, так и благодаря внешней помощи, хотя доля последней постепенно сокращалась. В конце 70-х годов она упала примерно до 30 процентов. Помощь предоставляли Австралия, Япония, а также Агентство международного развития (США), ЮНФПА, фонды Форда, Пасфиндера, Рокфеллера, Международной федерации планируемого родительства и Совета по народонаселению (США). ЮНФПА начал оказывать поддержку планированию семьи в Индонезии еще в 1969 году, включив в программу медицинское обучение персонала. В 1972 году Фонд ООН совместно с Мировым банком и правительством Индонезии выделил средства на строительство и оборудование 320 центров матери, ребенка и планирования семьи на островах Ява и Бали, а также в Джакарте, и, кроме того, организовал 16 центров обучения персонала в провинциях Индонезии. Были созданы также опорные пункты с административными функциями, 115 мобильных пунктов, предназначенных для информации и обучения населения, технической помощи, связи, привлечения женщин к осуществлению программ планирования семьи. Население Индонезии, как известно, живет не компактно, а на многочисленных островах. Это было учтено: в отдельные места Фонд ООН поставил средства транспорта, а также медицинское оборудование. Планирование семьи в этой стране сочеталось с программами продовольственной помощи.

Эффективной оказалась работа как частных, так и государственных клиник. В пяти крупных городах эксперимент по раздаче контрацептивных средств в 1980-1984 годах принес ощутимые результаты.

По данным обследования демографической ситуации и здоровья населения Индонезии (Indonesian demographic and health survey), в середине 90-х годов 97 процентов женщин страны были знакомы хотя бы с одним методом контрацепции, а 55 процентов знали несколько способов планирования семьи. Разница в применении контрацепции между городом и деревней оказалась незначительной. Однако уровень образования женщин играл в планировании семьи существенную роль. Среди женщин со средним образованием и выше контрацепцией пользуются 61 процент, с начальным - 55, а те, кто совсем не имеет образования, - 44 процента. Удельный вес индонезийских мужей, возражающих против использования методов планирования семьи, согласно опросам, сравнительно невелик и составляет 16 процентов. Так что подавляющая часть жительниц Индонезии решает сама вопрос о числе детей в семье.

ШРИ ЛАНКА: КАМПАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕЛИГИЯ

До 70-х годов рост населения в Шри-Ланке был довольно высоким, рождаемость составляла в 60-х годах от 35 до 42 на 1000 населения. Затем она начала постепенно падать и в 1974 году достигла 27 на 1000 населения. Спаду рождаемости способствовало несколько факторов. Среди них повышение среднего возраста вступления женщин в брак, происходившее благодаря урбанизации и росту образования женщин; кроме того, началась государственная кампания по планированию семьи. В 1968 году проведение политики планирования семьи было провозглашено официально и создано Управление по планированию семьи в Министерстве здравоохранения, поставившее своей целью дальнейшее сокращение рождаемости. В пятилетнем плане развития 1972-1976 годов контроль за рождаемостью был признан важным фактором экономического и социального развития, хотя снижение роста населения не рассматривалось как единственная мера для решения социально-экономических задач.

Определенным тормозом в проведении программ планирования семьи в Шри-Ланке была религия - разновид-

стр. 78


ность буддизма, исповедуемая большинством жителей страны - сингальцами. Сингальский буддизм выступал против ограничения рождаемости, так как считал это угрозой существования государства. Однако эту помеху удалось преодолеть.

В 1971 году по просьбе правительства в Шри-Ланку прибыла миссия ООН для анализа демографической ситуации и подготовки национальной программы планирования семьи. Финансирование взял на себя Фонд ООН по народонаселению при поддержке ЮНЕСКО и ВОЗ. Миссия пришла к выводу, что Шри-Ланка имеет благоприятные перспективы в части снижения рождаемости при условии государственной поддержки, активной информации населения и организации соответствующих служб. Стране была выделена помощь на финансирование служб планирования семьи - шесть миллионов долларов на четыре года. Предусматривалась реализация 12 проектов в области здравоохранения, охраны здоровья матери и ребенка, обучения среднего медперсонала родовспоможению, методам контрацепции, распространению информации о контроле рождаемости.

Финансовая помощь Фонда ООН продолжалась и в последующие годы. При этом больше внимания стало уделяться вопросам образования, и особенно образованию женщин и их трудоустройству.

80-е - 90-е годы были довольно успешными: ежегодно удельный вес женщин, пользующихся контрацепцией, увеличивался в среднем на один процент и в 1993 году доля замужних женщин, контролирующих свою репродуктивную функцию, достигла двух третей от их общей численности. В 1995-2000 годах Шри-Ланка отметила рекордно низкий годовой прирост населения - всего один процент, то есть сократила его за вторую половину века в два с лишним раза.

ТАИЛАНД: ЖЕНЩИНЫ РЕШАЮТ САМИ

В первой половине XX века правительство Таиланда поощряло большие семьи. С 1900-го по 1960 годы население страны выросло в четыре с половиной раза - с 6 до 27 миллионов человек. В середине 60-х годов быстрый рост населения вызвал растущий внутренний спрос на производимое в стране продовольствие, экспорт которого был основным источником притока валюты.

В 1970 году власти объявили о своей поддержке служб планирования семьи, действовавших вначале на добровольной основе. Руководство страны осознало, что рост населения стал тормозом экономического и социального развития. Объявленная Национальная программа планирования семьи стала составной часть третьего пятилетнего плана развития Таиланда (1972-1976 годы). Планировалось сократить рост населения за указанный период с трех до 2,5 процентов в год. Развернулась разъяснительная работа среди женщин, особенно в сельской местности. По всей стране были созданы пункты, предоставляющие консультации и средства против зачатия; службы планирования семьи были объединены со службами защиты и охраны материнства и детства.

В 1970-1980-х годах успехи в планировании семьи в Таиланде были впечатляющими. В 1987 году, например, методами контрацепции пользовались 66 процентов женщин. А ведь в начале кампании их было только 15 процентов! Чем объяснить такие достижения в этой области, полученные за сравнительно короткий срок? Их называют даже "репродуктивной революцией" в Таиланде. Все дело в том, что народ был готов к принятию практики регулирования рождаемости (включая стерилизацию), и одним из факторов в поддержку этого восприятия стал тайский вариант буддизма, согласно которому человек несет персональную ответственность за свое поведение и может действовать автономно. Эти принципы работают в общественных отношениях, ориентируют супругов принимать собственные решения в вопросе о размере семьи, обеспечивают более высокий статус женщин, которые в данном случае действуют самостоятельно от мужей. Очень важным стало поэтому и широкое распространение знаний в отношении контрацептивов среди женщин в сельской местности. Поэтому, как нигде, рождаемость сокращалась здесь почти одинаково как в городе, так и в сельской местности. Не последнюю роль сыграл и высокий уровень грамотности обоих полов. Национальная программа планирования семьи осуществлялась весьма активно, ею было охвачено не менее 80 процентов взрослого населения.

В стране ежегодно прибавлялось по миллиону человек, применявших контрацептивы. Широкое распространение получила подготовка медперсонала. Еще в 1976 году было принято решение предоставлять противозачаточные таблетки бесплатно. В результате число пользователей таблетками резко возросло, и они стали в Таиланде основным противозачаточным средством.

ЮНФПА, начиная с 1971 года, оказывает довольно существенную помощь Таиланду в планировании семьи. Обучение персонала, распространение информации, предоставление контрацептивов, транспорта (велосипеды, мотоциклы) - все это Таиланд получает от Фонда.

Каковы результаты планирования семьи в развивающихся странах Азии? Первые места по эффективности принятых мер делят страны Восточной Азии - Китай, Республика Корея и Сингапур. Им удалось довести общие коэффициенты рождаемости до 15-16 на 1000 населения в год, а ежегодный прирост населения до 0,8-0,9 процента. (Более высокий прирост в Сингапуре - 1,4 процента - происходит в силу положительного сальдо миграции.) К этим наиболее успешным странам примыкают Таиланд и Шри-Ланка. Общие коэффициенты рождаемости у них 17-18 на 1000 населения, а ежегодный прирост 0,9-1,0 процента. В результате численность населения Таиланда к 2000 году оказалась на восемь миллионов человек меньше, чем прогнозировалось, а в Шри-Ланке соответственно меньше на 1,5 миллиона.

Минимальными среди стран, осуществлявших национальную политику планирования семьи, следует признать успехи Пакистана и Непала. Так, численность населения Пакистана превысила средний вариант прогноза на восемь миллионов. В обеих странах среднее число детей на одну женщину остается по-прежнему чрезвычайно высоким: 5,0 и 4,4 соответственно. Сирия, хотя и осуществляла официально политику планирования семьи, на деле за полстолетия совсем не сократила ежегодный прирост населения, а среднее число детей хотя и уменьшилось, но осталось на довольно высоком уровне.

Разумеется, демографические показатели претерпевали сдвиги не только благодаря мерам по планированию семьи. Они менялись и в силу роста уровня жизни, образования, медицинского обслуживания, урбанизации. Планирование семьи было тесно взаимосвязано и взаимообусловлено названными процессами. Активность государства в этой области играла существенную, хотя и не решающую роль. Например, Пакистан, объявивший о начале политики контроля рождаемости еще в 1960 году, оказался в числе государств с одними из самых неблагоприятных показателей. Думается, что в данном случае тормозом в развертывании кампании по планированию семьи стала исламская религия. В то же время мусульманской Турции удалось достичь определенных успехов и в заметном снижении рождаемости, и в существенном сокращении прироста населения и числа детей на одну женщину.

В целом, история планирования семьи во второй половине XX века у каждой страны своя. И в данной статье, учитывая ее ограниченные рамки, мы остановились на примере четырех стран, почти ничего не сказав о Китае, поскольку он требует самостоятельного исследования.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Планирование-семьи-в-развивающихся-странах-Азии

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. ОСКОЛКОВА, Планирование семьи в развивающихся странах Азии // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 17.03.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Планирование-семьи-в-развивающихся-странах-Азии (date of access: 05.03.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - О. ОСКОЛКОВА:

О. ОСКОЛКОВА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
301 views rating
17.03.2023 (354 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И КАЗАХСТАНСКО-ЕГИПЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Yesterday · From Цеслан Бастанов
ЭФИОПИЯ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ШТАТЕ ГАМБЕЛЛА
3 days ago · From Цеслан Бастанов
МЭР ЛОНДОНА - МУСУЛЬМАНИН
4 days ago · From Цеслан Бастанов
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" В ЛИВИИ
8 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Catalog: Экономика 
11 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Catalog: Экономика 
13 days ago · From Цеслан Бастанов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЯПОНИИ
14 days ago · From Цеслан Бастанов
XII СЪЕЗД КПВ В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКОВ И УЧЕНЫХ
15 days ago · From Цеслан Бастанов
XII CONGRESS OF THE CPV IN THE ASSESSMENTS OF POLITICIANS AND SCIENTISTS
Catalog: История 
15 days ago · From Цеслан Бастанов
СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В НЕБЕ КИТАЯ
17 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Планирование семьи в развивающихся странах Азии
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android