Libmonster ID: KZ-2157

М. С. КАЛАНДАРОВА

Кандидат исторических наук

Ключевые слова: Р. ТагорШантиникетанВишва Бхарати

"Я выбрал очень красивую местность, которая находится далеко от заражающего влияния большого города. Я знаю, что юные умы всегда любят природу, свою мать. Я с этой целью выбрал открытое место, с чистым небом, которое свободно вливается в душу человека.

В такой обстановке он легко может создавать собственные видения и жить ими. Все краски времени года, которые так богаты, беспрепятственно могли входить в душу"1.

Так рассказывал студентам и преподавателям московских вузов в сентябре 1930 г. Рабиндранат Тагор, поэт и художник, основатель международного университета Вишва Бхарати, 150-летний юбилей которого мировая общественность будет отмечать 9 мая 2011 г.

РОЖДЕНИЕ ШАНТИНИКЕТАНА

Шантиникетан - известный университетский городок, расположенный в 158 км к северо-западу от Колкаты. Трехчасовая поездка на поезде позволила нам ознакомиться, в известной мере, с этой частью штата Западная Бенгалия2. Бесконечные зеленые поля, орошаемые водами из озер и прудов; индийские крестьяне, работающие под палящим солнцем; на коротких станциях - торговля едой, сувенирами, газетами и журналами; детвора, просящая милостыню; певцы, развлекающие пассажиров.

Рождением Шантинекетана (ранее он назывался Бхубанданга) индийцы обязаны отцу поэта, Дебендранатху, одному из лидеров Бенгальского Ренессанса. По одной из легенд, махариши (святой мудрец), возвращаясь однажды на лодке из путешествия по Райпуру, увидел ландшафт, поразивший его своей красотой. Луга, пышная зелень саловых деревьев* и финиковых пальм, тишина здешних мест очаровали его. В 1860 г. махариши купил огромный земельный участок в Болпуре (округ Бирбхум) и в последующие 40 лет построил ашрам**, молельни и жилой дом, который назвал Шантиникетан, что в переводе с санскрита означает "обитель покоя". С течением времени это название распространилось на всю территорию. Шантиникетан стал символом свободы и покоя. Здесь под сенью вечнозеленых деревьев медитировал махариши, а позже и сам поэт, о чем свидетельствуют таблички под деревьями.

До переезда в Шантиникетан Р. Тагор жил в родовом поместье в Шелайдахо в Восточной Бенгалии. В 1890 г. по просьбе отца Рабиндранат, закончив краткосрочные курсы по управлению поместий в Калькутте, становится его управляющим. Опыт управления родовым поместьем пригодится ему в создании школы в Шантиникетане. В 1901 г. поэт переезжает в Шантиникетан и планирует открыть экспериментальную школу. Но чтобы воплотить свою мечту в реальность, Тагору пришлось продать право на издание своих произведений, а его супруге, Мриналини, - часть своих свадебных украшений.

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ШАНТИНИКЕТАНА

Среди зданий, построенных Дебендранатхом во второй половине XIX в., - красивый храм из цветного стекла и жилой дом Шантиникетан Гриха. Приблизительно в это же время был разбит фруктовый сад. Почва в округе Бирбхум сухая и песчаная, и чтобы посадить деревья, потребовалось насыпать слой плодородной земли, привезенной из других мест. Здесь любил прогуливаться поэт. Сегодня по тенистым аллеям прогуливаются студенты университета и многочисленные туристы.

Все здания, построенные в конце XIX - начале XX вв. на тер-


* Саловое дерево (Shorea robusta) - вечнозеленое тропическое растение с крупными листьями. Образует леса вдоль южного подножия Гималаев, а также в центральных провинциях Индии (прим. авт.).

** Ашрамашрама - уединенная обитель, жилище людей, посвятивших себя религиозной жизни, место, в котором учитель живет вместе со своими учениками (прим. авт.).

стр. 69

ритории Шантиникетана, сегодня объявлены памятниками архитектуры и находятся под охраной ЮНЕСКО. Большая их часть построена в период 1919 - 1941 гг. Шантиникетан всегда остро нуждался в финансах, и поэтому администрация вынуждена была соблюдать экономию во всем. Архитекторы и художники Шантиникетана3 импровизировали, создавая функциональные, недорогие, сливающиеся с ландшафтом строения из глины и каменноугольной смолы с тростниковыми и камышовыми крышами. Главные критерии - простота, элегантность пропорций. Декорированием занимались учащиеся художественного колледжа под руководством своих учителей. Весь ландшафт усеян скульптурами, ставшими частью природы: сантальская* семья; группа рабочих, бегущая на фабрику, их одежды развиваются на ветру; высокая фигура ученика Будды - Суджата и недалеко от него сидящий Будда, рядом с которым художник Нандалал Босе посадил эвкалиптовое дерево. Дерево выросло, и сегодня мудрый Будда философствует в тени эвкалипта. Художники, архитекторы, скульпторы Шантиникетана - единомышленники Тагора, своими произведениями выразили его главную философскую мысль: искусство - это часть жизни ребенка, которую он впитывает так же естественно и легко, как и воздух, которым дышит.

КОМПЛЕКС АШРАМ

Тагор продолжает строительство, начатое отцом, которое впоследствии специалисты будут называть "Комплекс ашрам". И первое здание будущей школы, украшенное фресками известного индийского художника Нандалала Босе и его учеников, получило название Патха Бхаван (Дом знаний). Построенные позже здания комплекса названы именами студентов, впоследствии преподававших в Шантиникетане. В День независимости (15 августа) и в День республики (26 января), а также в день рождения одного из лидеров национально-освободительного движения Н. С. Ч. Босе4 (23 января) здесь поднимают государственный флаг, проводят торжественные линейки и зажигают фонари.

Многие здания в этой части Шантиникетана построены на пожертвования богатых индийцев. В том числе Сингха садан, здание с башней и колоколом, извещающим о времени и событиях текущего дня жильцов ашрама, а также дом отдыха Пантхасала и колодец для путешественников. Сегодня здесь расположились книжный магазин и железнодорожная касса.

В Сингха садан в 1940 г. произошла историческая церемония присуждения докторской степени Р. Тагору. Глава английской делегации начал свою речь на латыни: In Gangem Defluit Isis ("Айзис к Гангу течет"). На "шквал латыни" Тагор ответил "шквалом санскрита", что вполне адекватно передавало гордость Тагора за индийскую культуру5.

Сохранились дома, построенные для старших братьев Тагора и их семей (поэт был 14-м ребенком в семье). В свое время сюда приезжали М. Ганди с супругой Кастурбой, Дж. Неру и другие видные политические и общественные деятели Индии.

В 1926 г. здесь был построен дом Маланчи для младшей дочери поэта, Миры, брак которой распался. Тагор хотел, чтобы дом и сад, который они совместно спланировали, стал утешением для одинокой женщины.

В 1934 г. построили типичную бенгальскую хижину, Чатия, со встроенной вполне современной стеклянной витриной, в которой выставляются работы студентов Шантиникетана. Витрина и сегодня обновляется два раза в неделю.

РЕЗИДЕНЦИЯ ТАГОРА

Комплекс Уттараяна из пяти домов, принадлежавших поэту, расположен к северу от ашрама. Тагор не мог подолгу жить на одном месте. К концу жизни он страдал клаустрофобией. Уттараяна знаменит садами, разбитыми сыном поэта Ратхиндранатом, посвятившим жизнь экспериментальному садоводству. Здесь и в окрестных районах он высаживал экзотические растения и деревья, привезенные со всего мира.

Самый внушительный дом в этой части Шантиникетана - Удаян. Он принадлежал сыну поэта, но когда сюда приезжал Рабиндранат, молодые на время покидали жилище и жили по соседству. Из скромного и функцио-


* Санталы - самый крупный (около 4 млн. чел.) из народов мунда, живущий в Индии (в основном в Бихаре, а также в западных округах Бенгалии и в Ориссе), язык сантали (прим. авт).

стр. 70

нального Удаян постепенно превратился во внушительный дом с анфиладой комнат, каждая из которых имеет свой стиль. В этих апартаментах останавливались известные люди не только из Индии, но и из стран Европы и Америки.

В живописном месте у озера в японском саду расположена художественная мастерская Тагора. Низкий потолок и фронтальная стена, выполненная из камня со свисающими вьющимися растениями, напоминает пещеру. В этой мастерской Тагор писал свои картины. Три других дома также служили местом отдыха и творческой лабораторией поэта. В Конарке огромную веранду использовали в качестве театральной сцены, где ставились пьесы Тагора. Прекрасный пейзаж на заднем плане выполнял функцию естественной декорации. В Удичи он проводил поэтический класс, а в Пуначе, что означает "постскриптум", создал большую часть своих картин.

Любопытен экспериментальный дом Шаймали. Автором оригинальной идеи был сам Тагор, предложивший заменить камышовую крышу на глиняную. Стены дома строили мощными, способными поддерживать тяжелую крышу. Одна из комнат сконструирована с использованием глиняных сосудов с водой, которые устанавливали в стенах и маскировали штукатуркой. Это позволяло сохранить прохладу. Такая конструкция жилого помещения, согласно идее Тагора, призвана была служить образцом для строительства жилья в сельской местности.

Архитектурный ансамбль Шантиникетана, построенный в далекой бенгальской сельской глуши, представляет собой сущность тагоровской жизни и философии.

Сегодня Шантиникетан - престижный загородный район. Богатые "новые индийцы", спасаясь от нестерпимой колкатской жары, строят многоэтажные особняки, мало чем отличающиеся от особняков в нашем родном Подмосковье. Вековую тишину "обители покоя" нарушает теперь гул машин, загрязняющих воздух.

Но на территории Шантиникетана студенты и преподаватели передвигаются на экологически чистом транспорте - велосипедах. Грациозные индианки в сари, управляющие одной рукой рулем велосипеда, а в другой держащие зонты от солнца, - зрелище, достойное восхищения.

ПАТХА БХАВАН - ШКОЛА ПОЭТА

Первоначально школу называли Брахмачарайя Ашрам. Так традиционно называли лесные школы в древней Индии, когда учитель жил в глуши лесов, далеко от мирской суеты и в его обитель приходили жаждущие знаний ученики. Учитель устно передавал знания, полученные им от своего гуру (учителя). Это были памятники индийской литературы - древнеиндийские эпические поэмы ("Рамаяна", "Махабхарата") и священные книги (Веды, Упанишады). "Не только фольклор, но и произведения многих поэтов веками поддерживались устной традицией"6, - писал Тагор. Образовательные традиции лесных школ легли в основу его методики обучения.

22 декабря 1901 г. в школе из пяти учеников, среди которых был сын поэта, и пяти учителей начались занятия. Школа очень быстро обрела популярность; ученики - представители различных социальных слоев, приезжали со всей Индии. Слава об экспериментальной школе быстро перешагнула границы субконтинента. Уже через год в Патха Бхаван учился первый иностранный студент из Японии.

Утро начиналось с совместного песнопения, затем на открытом воздухе проводились занятия. Закончив урок, дети перемещались с места на место, не чувствуя ограничений. Помимо традиционных учебных дисциплин, дети занимались рисованием, музыкой, танцами, играли в спектаклях. Искусство занимало такое же важное место в системе обучения, как математика и физика. Тагор считал, что ребенок должен развиваться гармонично. Принудительная зубрежка скучных предметов препятствует развитию интеллекта. К такому выводу он пришел, исходя из своего опыта. Сам Р. Тагор учился в обычной школе в Калькутте, которая не приносила никакой радости и удовольствия. "С детства мы не находим радости в образовании. Мы заучиваем только то, что от нас требуют"7, - писал он.

Тагор критиковал английскую систему образования, в которой упор делается на информативность. "Деревья, лианы, свежий воздух, прозрачное озеро, прекрасный вид - все это не менее необходимо человеку, чем экзамены, парты, грифельная доска. Душа Индии возникла в тесном общении с ее замечательной природой"8, - рассуждал он. Шантиникетан, расположенный вдали от густонаселенных городов, располагал к общению человека с природой. По вторникам проводились литературные "посиделки", на которых дети читали свои стихи и рассказы, пели и танцевали, разыгрывали сценки. Словом, учителя создавали все условия для самовыражения ребенка. Не забывали они приобщать его к труду. Дети ухаживали за фруктовыми деревьями в садах Шантиникетана.

Выходным в школе была среда. В зале молитв проходила еженедельная утренняя служба. Тагор был против введения религиозного образования в школах. Он считал, что необходимо передать ребенку ощущение, что люди являются частью огромного творения, и воспитать в нем чувство благоговения перед этой силой творения. На службе исполнялись религиозные песни Тагора, отобранные с тщательностью, чтобы быть приемлемыми для всех религиозных течений. В школе отсутствовал дух соперни-

стр. 71

чества, здесь царили красота, любовь, взаимопонимание, сотрудничество.

ПРАЗДНИКИ ШАНТИНИКЕТАНА

Окончание школы сейчас, как и во времена Тагора, отмечают вручением выпускнику листка садового дерева, того самого, под которым когда-то медитировал махариши Дебендранатх, основатель Шантиникетана, а затем и Рабиндранат.

Как и при гурудеве, вместо религиозных праздников отмечают сезонные. Пуш Мела начинается на седьмой день бенгальского месяца Пуш (обычно 22 - 23 декабря), когда отмечается и день основания Шантиникетана. Праздники длятся два дня и начинаются с совместной службы, которая включает ведические гимны и чтение стихов Рабиндраната и махариши. Студенты поют песни, написанные на стихи и музыку Р. Тагора. На ярмарке народные театры играют спектакли, а баулы9 исполняют песни, призывающие к вселенскому братству, не знающему расовых, кастовых и религиозных различий.

Магх Мела проводится ежегодно обычно 6 - 8 февраля, в этот же день празднуют и основание Сриникетана. Тагор купил земельный участок в 3 км от Шантиникетана в 1912 г. и в 1922 г. основал в Сриникетане Институт сельскохозяйственной реконструкции. Первым директором института стал друг поэта, английский агроном Леонард Элмхерст (1893 - 1974). Здесь также находятся Центр сельского ремесла, Центр образования для сельских детей и взрослых и другие организации.

В праздничные дни проводится ярмарка ручных изделий народных умельцев Сриникетана. Еще один праздник, введенный Р. Тагором, - Басанта Утсаб, весенний праздник, отмечающийся в марте, в день, когда вся Индия празднует Холи*. В этот день учителя, студенты, многочисленные гости и туристы надевают желтые одежды и раскрашивают друг друга красящей жидкостью - абир - в яркие цвета весны. В последний день праздника проводится общая поминальная служба, когда присутствующие вспоминают всех тех, кто был связан с Шантиникетаном, начиная с махариши Дебендранатха до простых служащих университета.

ТАМ, ГДЕ ВЕСЬ МИР СВИЛ СЕБЕ ЕДИНОЕ ГНЕЗДО

Школа поэта была преобразована им в декабре 1921 г. в университет с новым названием Вишва Бхарати. Его девиз: Ятрам вишвам бхарати эканидам - "Там, где весь мир свил себе единое гнездо".

Вишва Бхарати сегодня - это пять школ, восемь колледжей, пятнадцать центров. Университет давно перерос то скромное заведение, каким был в самом начале своего пути. Сегодня сюда приезжают молодые люди из стран Азии изучать не только музыку, живопись, танцы, языки, но и экономику, экологию, математику, технологию, сельское хозяйство. В 1951 г. правительство Индии объявило Вишва Бхарати Центральным университетом страны, а премьер-министр стал почетным его ректором. Сегодня эту функцию выполняет Манмохан Сингх.

На закате своей жизни Тагора чрезвычайно беспокоило будущее его университета. Мудрый гурудев, вероятно, предвидел те проблемы, которые возникли у университета в XXI в. Своими тревогами он делился с друзьями - Махатмой Ганди, Дж. Неру, Н. С. Ч. Босе, но они заверяли, что его мечта будет реализована. При Тагоре университет сыграл огромную роль в формировании сознания юных, в будущем прославившихся на весь мир выпускников. Известный экономист, лауреат Нобелевской премии Амартия Сен (кстати, родился в Шантиникетане в 1933 г.) подчеркивает роль вечерней школы, в которой он вместе с сокурсниками учил грамоте сельских жителей. Именно эта работа положила начало его программе по ликвидации безграмотности. Лауреат кинопремии "Оскар", талантливый кинорежиссер Сатьяджит Рей, обучавшийся живописи в Кала Бхаване (Институт искусств) в 1940-х гг., признавал: "Учеба в Шантиникетане принесла мне понимание нашей традиции, которую я знал ранее, и могла бы служить основой для любой ветви искусства, которую я хотел бы познать"10.

ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТА СЕГОДНЯ

В предъюбилейный год (в 2011 г. исполняется 150 лет со дня рождения Тагора) индийские газеты пестрели статьями о поэте и его детище Вишва Бхарати.

Правдиво написанные потомками поэта, бывшими студентами


Холи (Пхагеахили или Бходжпури- популярный ежегодный индуистский фестиваль весны. Длится два дня в конце февраля - начале марта. В индуистском календаре Холи, как правило, выпадает на полнолуние. Из-за своей красочности известен как "Фестиваль красок" (прим. авт.).

стр. 72

и учителями Шантиникетана, эти статьи подкупают искренней болью за свой любимый университет. Они поднимают завесу над проблемами, которые переживает Вишва Бхарати сегодня.

Суприйо Тагор, правнук старшего брата поэта, бывший директор Патха Бхаван, обвиняет администрацию университета в отходе от идей Тагора и полной ее коммерциализации. Сангит Бхавана (Институт музыки) сегодня стал синонимом рекламы и чистогана. В институте не проводятся научные исследования, нет должной библиотеки. "Единственное крыло, которое по-честному реализует тагоровскую философию, - это Кала Бхаван (Институт искусств. - М. К.)"11, - сказал С. Тагор в интервью газете "Санди Таймс оф Индиа".

Р. Тагор хотел, чтобы при университете был центр востоковедения, куда приезжали бы иностранные ученые для проведения дальнейших научных исследований, и в нем происходил плодотворный обмен знаниями.

При нем в Шантиникетан с лекциями приезжали известные ученые-востоковеды: Сильвен Леви (Франция), В. Лесный (Чехословакия), М. Винтерниц (Австрия) и другие, но с годами администрация перестала приглашать ученых. И дело здесь не столько в желании администрации, сколько в слабом финансировании. Университет сегодня напрямую зависит от дотаций Юниверсити Грант Комишн (UGC).

Другая проблема, которая волнует бывших преподавателей, - это разрыв между школой и университетом. Опытные педагоги опасаются, что подобная ситуация приведет к тому, что процесс обучения будет таким же, как и в государственных школах. С. Тагор закончил Патха Бхаван в 1954 г. "Наши учителя следовали философии Рабиндраната. Они знакомили нас с растениями, птицами и насекомыми, регулярно выводя нас на прогулки по кампусу и за его пределы. Сегодня обучение стало абсолютно книжным", - считает бывший директор школы.

Писатель Амитава Чоудхури, бывший студент и преподаватель университета, считает, что "со смертью гуру дева в 1941 г. Вишва Бхарати потерял свой ашрамский характер. Его следовало бы закрыть". В одном из своих последних писем к М. Ганди Тагор писал: "Вишва Бхарати, как корабль, везущий бесценный груз моей жизни, и я надеюсь, что можно потребовать особой заботы за его сохранение у моих соотечественников".

Индийцы считают, что Тагор испытал бы боль, увидев как изменился Шантиникетан сегодня, как активно застраивается территория университета и его окрестности. Ему было бы больно видеть, как преподаватели и сотрудники расколоты на группировки, а студенты вовлечены в скандалы. Сегодня по своему образовательному уровню университет мало чем отличается от колледжа среднего класса. Когда-то бренд "Тагор" привлекал известных ученых, литераторов, философов, экономистов. Сегодня все это кануло в Лету.

Индийцы считают, что Тагор испытал бы боль и услышав о коррупционном скандале в его университете. Комиссия по расследованию, организованная Юниверсити Грант Комишн, расследует дело о коррупции против вице-канцлера Вишва Бхарати и некоторых других официальных лиц, принимавших на работу сотрудников по поддельным документам.

Тагора шокировало бы и известие о краже из музея его Нобелевской премии, которую он получил в 1913 г. за заслуги в области литературы. Кроме медали, были похищены и другие экспонаты. Главный министр штата Западная Бенгалия Буддхадеб Бхаттачарджи назвал случившееся "катастрофой". Правительство Швеции вынуждено было вопреки устоявшимся традициям выдать властям Индии дубликат золотой медали. Между тем, судьба оригинала, а также всех похищенных из музея экспонатов (около 50 единиц хранения, среди которых картины, личные вещи поэта) все еще остается неизвестной.

Тагор, наверное, не согласился бы и с чиновниковками из Министерства культуры Индии, потребовавшими вернуть картины поэта на его Родину (12 картин, хранившиеся в Дарлингтоне (Девон, Великобритания), которые были подарены Тагором 71 год тому назад Л. Элмхерсту, английскому агроному, другу и соратнику, работавшему в далекой сельской глубинке в Шриникетане). В результате 15 мая 2010 г. картины были проданы в чужие руки с аукциона на торгах "Сотбис".

* * *

Тагор был уникальной личностью, талантливым художником, поэтом и писателем, новатором в области образования. Он написал две тысячи картин, 2230 песен, стал единственным в мире автором, сочинившим два государственных гимна. Его песня Джана гана манна адхинаяка ("Властитель дум всех народов"), написанная в 1911 г., стала гимном независимой Индии в 1947 г., а песня Аморшонар Бангла ("Моя золотая Бенгалия") - государственным гимном Республики Бангладеш в 1975 г.

И все же, по мнению Дж. Неру, главным наследием Тагора можно считать то, что "его созидательная деятельность в области просвещения уже тогда превратила Шантиникетан в один из очагов индийской культуры"12.

Остается только надеяться, что рано или поздно это наследие будет возрождено.


1 Речь Р. Тагора на встрече с преподавателями и студентами московских вузов в сентябре 1930 г. // Советские архивы, 1985, с. 66 - 67.

2 Западная Бенгалия - один из самых быстрорастущих экономических регионов Индии, занимающий 3-е место по экономическим показателям и 6-е - по уровню образования на субконтиненте.

3 Босе Нандалал (1882 - 1962); Сурендранатх Кар (1892 - 1970); Биноде Бихари Мукерджи (1904 - 1980); Рамкинкар Байдж (1906 - 1980).

4 Нетаджи Субхас Чандра Босе (1897 - 1845) - один из лидеров Индийского движения за независимость.

5 Сен А. Тагор и его Индия // Иностранная литература, 2009, N 9, с. 250.

6 Тагор Р. Что мешает образованию // Собр. соч. в 8 т. М., Государственное издательство художественной литературы. Т. 8, 1957, с. 245.

7 Там же, с. 245.

8 Там же.

9 Баулы ("баул" в переводе с санскрита "ветер") - секта странствующих певцов и музыкантов из Западной Бенгалии. Их философия - смесь религиозных течений: тантризма, буддизма, суфизма, вайшнавизма, где человек - центр вселенной.

10 Цит. по: Ерохин А. К. Толерантность как идеал образования в философии Р. Тагора // Ойкумена, вып. 2, 2007, с. 24.

11 Sunday Times of India. 9.05.2010.

12 Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955, с. 365.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ПУТЕШЕСТВИЕ-В-ОБИТЕЛЬ-ПОКОЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. С. КАЛАНДАРОВА, ПУТЕШЕСТВИЕ В ОБИТЕЛЬ ПОКОЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 17.08.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ПУТЕШЕСТВИЕ-В-ОБИТЕЛЬ-ПОКОЯ (date of access: 14.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. С. КАЛАНДАРОВА:

М. С. КАЛАНДАРОВА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
НЕКОТОРЫЕ ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА
9 hours ago · From Urhan Karimov
ОДЕЖДА В ТРАДИЦИОННЫХ СВАДЕБНЫХ РИТУАЛАХ ЯКУТОВ (XIX-XX века)
10 hours ago · From Urhan Karimov
СТЕКЛЯННЫЕ БУСЫ ИЗ СЛОЕВ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РУССКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ XVII-XVIII ВЕКОВ
11 hours ago · From Urhan Karimov
БРАК У ТОБОЛО-ИРТЫШСКИХ ТАТАР В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
17 hours ago · From Urhan Karimov
ДЮПСИНСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯКУТИИ
17 hours ago · From Urhan Karimov
АНТРОПОМОРФНАЯ, ЗООМОРФНАЯ И СОЛЯРНАЯ СИМВОЛИКА НА СОСУДАХ БРОНЗОВОГО ВЕКА ПРИБАЙКАЛЬЯ
23 hours ago · From Urhan Karimov
СЕРЕБРО КАЗАХСКИХ ЗЕРГЕРОВ: ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ
23 hours ago · From Urhan Karimov
ОБЫЧАИ РЯЖЕНИЯ В КАЛЕНДАРНЫХ ПРАЗДНИКАХ НЕМЦЕВ СИБИРИ
23 hours ago · From Urhan Karimov
ПАХОМОВСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ
23 hours ago · From Urhan Karimov
ГЛИНЯНЫЕ ШАРЫ С ОСТРОВА СУЧУ - МАТЕРИАЛЬНЫЕ САКРАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ЭПОХИ НЕОЛИТА
23 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ПУТЕШЕСТВИЕ В ОБИТЕЛЬ ПОКОЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android