Libmonster ID: KZ-826
Author(s) of the publication: В. С. ЗЕЛЕНЧУК

Остановлюсь на роли этнической психологии в складывании межнациональных отношений. У каждого народа существует определенное представление о других народах. Оно входит в его историческую память и вместе с другими компонентами становится частью национального самосознания, которое, как и входящая в его состав историческая память, базируется на исторических традициях (память о них передается из поколения в поколение) и этнических стереотипах (также формирующихся на протяжении длительного времени). Последние создаются о собственном народе и об окружающих народах по принципу "мы - они", т. е. наш народ и все остальные. В формировании этнических стереотипов определенную роль играет символика: выхватывается какая-то черта, присущая другому народу, возводится в главную и становится как бы первенствующей при его характеристике. Получается абстракция, и в результате этот элемент этнической мифологизации приводит к тому, что устанавливается стереотип, который может быть и более или менее истинным и ложным.

В фольклоре болгар сложился этнический стереотип русских как братского славянского народа, освободителя болгар от османского ига. Он закрепился в результате русско- турецких войн, особенно войны 1877 - 1878 гг., и с тех пор прочно держится. В молдавском фольклоре имеются этнические стереотипы проживающих в Молдавии украинцев, греков, армян, евреев, гагаузов. Некоторые из них часто ассоциируются у молдаван с понятиями "торговля", "торговец", поскольку исторически сложилось так, что греки, армяне и евреи в Молдавии занимались не земледелием или животноводством, а ремеслом и торговлей. Это все стереотипы, которые сформировались исторически и имеют под собой определенную почву. Их можно в какой-то мере отнести к категории истинных.

Но формировались и такие стереотипы, которые отражали этническую предубежденность по отношению к другому народу. Они возникали чаще всего в результате социальных конфликтов, и таким образом социальные проблемы переносились на этническую почву. Так возникали ложные этнические стереотипы, согласно которым какой-то народ ошибочно наделялся обобщающими чертами особой злости, хитрости, коварства, страсти к эксплуатации, к ассимиляции и т. п. Ложные характеристики создаются обычно конкретными социальными группами, но затем нередко становятся общенародными представлениями, причем порою это делается нарочито в политических целях. Тогда такие стереотипы выступают в роли пропагандистского оружия. Хорошо известны случаи, когда в царской России использовались узко групповые этнические стереотипы как идеологические лозунги для разжигания национальной вражды. Например, когда в конце XIX в. в России разразился экономический кризис, правящие круги прибегли к политике активного натравливания одних народов на другие, разжигания национальной розни. Особый акцент был сделан на антисемитской пропаганде, чтобы в лице евреев найти "козла отпущения". Вспыхнули еврейские погромы, спровоцированные черносотенными организациями. Классовое значение этих собы-


Зеленчук Валентин Степанович - доктор исторических наук, профессор, зав. отделом этнографии Отдела этнографии и искусствоведения АН Молдавской ССР.

стр. 26


тий было показано В. И. Лениным, который подчеркивал, что политическая суть антисемитизма состоит в том, чтобы, засорив глаза рабочего, отвлечь его взор от настоящего врага трудящихся - капитала. Неверно полагать, что современное национальное самосознание народов СССР свободно от ложных этнических стереотипов. Некоторые из последних ушли в прошлое вместе с породившими их условиями, но иные еще сохраняются. Недаром на крутых исторических поворотах, каким является сегодня перестройка, давние грязные представления (спровоцированная царизмом "армяно- татарская резня" в Баку между азербайджанцами и армянами в годы первой российской революции, этническая рознь в задавленной царизмом Восточной Прибалтике и пр.) вдруг вспыхнули, показав неожиданную живучесть. Кроме того, создаются и новые стереотипы, поскольку рост национального самосознания повлек за собой повышенный интерес к национальным аспектам истории, языка, культуры, а удовлетворить этот социальный заказ в полной мере пока не удалось ни общественным наукам, ни партийно- государственным организациям. Появились многочисленные плюралистские трактовки межнациональных отношений и прошлых событий. Они породили иллюзорные представления, в том числе и явно небезобидные в плане исторической достоверности.

Сегодня в Молдавии наблюдается такой новый стереотип: если ранее считалось, что присоединение Бессарабии к России в 1812 г. было прогрессивным явлением, то сейчас некоторые местные писатели и ученые утверждают, что это была аннексия, причем этот фальшивый стереотип насаждается в сознании людей даже с помощью прессы, радио и телевидения. Конечно, прежнее определение было односторонним и не раскрывало всей полноты явления. Россия заключила тогда договор с Турцией, а Молдавское княжество являлось вассалом Турции, которая согласилась с включением Бессарабии в состав России. И вот теперь сторонники нового стереотипа заявляют, что молдаван "предали", не спросив их мнения. Зато сознательно обходится молчанием масса иных фактов. Во- первых, с XVI в. в Россию поступали десятки прошений молдавских господарей, митрополитов и бояр о принятии Молдавского княжества в состав России. Во-вторых, социально-экономический и политический уровень России был тогда намного выше, чем Турции, и переход Бессарабии под власть России благоприятно сказался на развитии молдаван.

Поэтому нельзя отвлекаться от всестороннего рассмотрения исторических явлений. Сегодня существует сугубо негативное отношение к миграциям внутри СССР, и им четко придается этнический оттенок. В Молдавии некоторыми литераторами и поддерживающими их лицами проводится та линия, что миграция - безусловное зло, основу которой в Молдавии составляет переселение русских, что наносит ущерб развитию молдавского народа и национальной культуры. Это очередной фальшивый стереотип, не учитывающий всей сложности явления. Ведь данное негативное отношение стало своего рода обратной реакцией на прошлое, когда не уделялось должного внимания удовлетворению национальных интересов, а теперь горечь о случившемся превращается в обиду на братский народ, который вынужден брать на себя ответственность за ошибки или беззакония, допускавшиеся административно-бюрократической системой. Заметим, что эта система вобрала в себя немало представителей и других национальностей, в том числе и молдаван, ошибки же и беззакония приписываются лишь русским. Русский народ не меньше других пострадал в результате отхода сталинизма и брежневщины от принципов ленинской национальной политики.

Чтобы избавиться от ложных стереотипов, восстановить ленинские принципы национальной политики и преодолеть состояние напряженности, нужно отказаться от некоей "иерархии" народов по вертикали: главная нация, затем народы союзных республик с несколько другим

стр. 27


статусом, далее народы автономных республик, национальных областей и округов с еще меньшим статусом, наконец - те, у кого нет своей национально-административной территории. Такая иерархия противоречит равенству народов. Вклад народа в общечеловеческую цивилизацию определяется не его численностью, а реальными достижениями. Давно пора перестать говорить о больших и малых народах. Разрушение пресловутой иерархии поможет восстановить в СССР ленинскую национальную политику, упрочить равенство народов в сфере их юридических и административно- территориальных прав.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ПРЕОДОЛЕТЬ-ЛОЖНЫЕ-ЭТНИЧЕСКИЕ-СТЕРЕОТИПЫ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. С. ЗЕЛЕНЧУК, ПРЕОДОЛЕТЬ ЛОЖНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 10.10.2019. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ПРЕОДОЛЕТЬ-ЛОЖНЫЕ-ЭТНИЧЕСКИЕ-СТЕРЕОТИПЫ (date of access: 17.09.2024).

Publication author(s) - В. С. ЗЕЛЕНЧУК:

В. С. ЗЕЛЕНЧУК → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
787 views rating
10.10.2019 (1804 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
"БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ..."
Catalog: История 
13 days ago · From Цеслан Бастанов
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РОССИЙСКИХ ФАМИЛИЙ
13 days ago · From Цеслан Бастанов
ВСАДНИК МЕРТВЫЙ И КОНЯ БЕЛЕЮЩЕГО БЕГ В ПОЭМЕ И. А. БРОДСКОГО "ПЕТЕРБУРГСКИЙ РОМАН"
Catalog: Разное 
17 days ago · From Цеслан Бастанов
ПУШКИНСКАЯ ТЕМА В РОМАНЕ В. В. НАБОКОВА "ДАР"
17 days ago · From Цеслан Бастанов
ФРАЗЕОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНОГО ЖАРГОНА
18 days ago · From Цеслан Бастанов
Владимир Путин посетил новую мечеть имени пророка Исы (Мир ему) в Грозном
27 days ago · From Қазақстан Желіде
ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ
28 days ago · From Цеслан Бастанов
КАДАШИ И БАРАШИ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ
Catalog: География 
33 days ago · From Цеслан Бастанов
Одна из модных современных профессий - дизайнер. Можно работать удаленно и зарабатывать хорошие деньги на том, что любишь
36 days ago · From Қазақстан Желіде
СВОЕОБРАЗИЕ СТИЛИСТИКИ "ПОВЕСТИ О НАШЕСТВИИ ТОХТАМЫША"
36 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ПРЕОДОЛЕТЬ ЛОЖНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android