Libmonster ID: KZ-2035

РАЗВИВАЕТСЯ СОТРУДНИЧЕСТВО ГЕРМАНИИ И АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

На протяжении последних 15 - 20 лет наблюдается устойчивый рост заинтересованности деловых и политических кругов ФРГ к сотрудничеству с африканскими государствами. Процесс этот - как улица с двусторонним движением: со стороны политических лидеров и предпринимателей стран Африки также крепнет интерес к такому сотрудничеству. Деловые контакты стали особенно интенсивными с начала нового века.

При этом прагматичные в основной своей массе немецкие предприниматели отчетливо представляют, что африканский рынок пока не играет и, по-видимому, еще долго не будет играть сколько-нибудь значительной роли в экономической жизни ФРГ. Поэтому развитие деловых контактов со странами Африки для них - это, скорее, заявка на будущее, естественное стремление "застолбить" определенные экономические "территории", не обязательно продуктивные сегодня, но могущие принести дивиденды завтра. Вместе с тем, в немецком обществе растет понимание того, что стабильная в политическом отношении и более или менее "сытая" в социально-экономическом плане Африка - это важное условие нормального общемирового экономического развития, а значит - важный фактор благополучия и процветания ФРГ.

Принципы, лежащие в основе отношений новой объединенной Германии со странами Африки, были сформулированы в специальном докладе Федерального правительства еще в 1992 году. В этом докладе, в частности, говорится: "Цель немецкой политики развития состоит в том, чтобы гарантировать элементарные условия жизни людей и обеспечить им возможность помогать самим себе. Немецкая помощь развитию африканских государств направлена на то, чтобы способствовать созданию эффективной рыночной экономики и общественного плюрализма как предпосылки развития на основе собственных сил. Она будет содействовать региональному сотрудничеству и интеграции африканских стран в мировую экономику" 1 .

Центральными моментами в политике сотрудничества с африканскими государствами Германия считает:

- оказание помощи на льготных условиях для мобилизации собственных внутренних возможностей стран африканского континента;

- всестороннее использование принципов рыночного хозяйства;

- опору на частный германский и местный капитал, особенно на мелкие и средние предприятия;

- государственную поддержку деятельности частных инвесторов в Африке;

- соблюдение партнерами по экономическому сотрудничеству признанных международных правовых норм, в том числе в области прав человека 2 .

Эти принципы в общем и целом продолжают действовать и сегодня. Единственное важное добавление к ним - всемерная поддержка Германией программы НЕПАД (в переводе с английского - Новое партнерство для развития Африки. - Прим. ред.), которая базируется на неолиберальной доктрине, идеях глобализации, признании ведущей роли предпринимательской инициативы.

В программе на первый план выдвинуты идеи укрепления демократии и "надлежащего управления" ("good governance"), борьбы с коррупцией, приобщения стран континента к информационной революции, новейшим технологиям. В конкретном плане в программе ставится задача обеспечить в течение ближайших 15 лет среднегодовые темпы роста африканского ВВП на уровне 7 процентов и добиться на этой основе снижения вдвое численности африканцев, живущих за чертой бедности, достичь охвата школьным образованием всех детей школьного возраста; снизить к 2015 году на две трети детскую смертность и к 2005 году начать выполнение национальных программ устойчивого развития. Германия вместе с другими государствами "восьмерки" разработала комплекс действенных финансово-экономических и организационных мер, которые призваны обеспечивать достижение намеченных в программе целей. Непосредственное участие в определении немецких подходов к программе НЕПАД принимает Федеральное министерство по экономическому сотрудничеству, государственный секретарь которого Уши Аид заявила, что Германия сделает все, чтобы обеспечить условия для реализации этой программы.

Вместе с тем Германия, как и другие страны Запада, убеждена, что часть бремени африканской реконструкции вполне можно переложить на плечи самих африканцев, тем более, что многие африканские лидеры заявляли о

стр. 35


своей решимости взять ответственность за будущее континента на себя, расширить внутренние источники развития, шире внедрять принцип взаимозаинтересованности и взаимовыгоды в отношениях Запад-Африка. Такой же подход к оказанию помощи африканским странам характерен и для Германии. Основные западные доноры, к которым относится и ФРГ, в общем, не расположены к существенному увеличению своих взносов. Более того, по словам президента ЮАР Т. Мбеки, доля расходов на помощь развитых стран африканским государствам снизилась с 0,35 процента их ВВП в 1990 году до 0,23 процента в 2001 году. Германия - второй по величине (после Франции) европейский донор - выглядит на этом фоне чуть лучше, хотя и ее доля в собственном ВВП сократилась с 0,38 процента в 1990 году до 0,26 процента в 2001 году 3 .

Заметим, однако, что на международной конференции в Монтеррее (Мексика) Германия вместе с другими членами Европейского Союза (ЕС) обещала увеличить помощь развитию на семь миллиардов долларов в год, причем половина этого прироста будет предназначена для африканских стран.

СНАЧАЛА - НАКОРМИТЬ, ПОТОМ - ОБУЧИТЬ

В целом за последние 15 лет наблюдалось перераспределение средств, выделяемых в рамках помощи в пользу наименее развитых африканских государств. Одновременно Германия использует различные нетрадиционные формы финансовой поддержки ряда государств, например, списание долгов. При этом главное внимание уделяется проектам и программам, обеспечивающим хотя бы минимальный уровень снабжения населения товарами первой необходимости. Официально провозглашаемая цель африканской политики Федерального правительства состоит в том, чтобы помочь странам континента обеспечить самих себя продовольствием. Поэтому на проекты и программы развития африканского аграрного сектора приходится около половины государственных обязательств Германии по двусторонней финансовой и технической помощи. В соответствии с этими обязательствами ФРГ намерена всячески содействовать увеличению производства сельскохозяйственной продукции и развитию местной промышленности и традиционных ремесел. Разрабатывается ряд специальных, адаптированных для условий Африки технологий, создаются и укрепляются национальные консультационные службы, научно-исследовательские институты и кредитные учреждения, в сельской местности создаются объекты инфраструктуры. Осуществление таких программ предполагает высокий уровень квалификации управленцев - поэтому особое значение придается подготовке (как на местах, так и в Германии) национальных специалистов в области управления. Непосредственно продовольственная помощь Германии странам Африки составила в 2001 году около 300 миллионов марок 4 .

Второе по значению место в немецкой помощи Африке - около 25 процентов - занимают проекты в области образования. В основном это программы профессиональной подготовки, а также проекты развития вузов - в основном инженерного, естественнонаучного и сельскохозяйственного профиля, а также (особенно в течение последних пяти лет) подготовки специалистов- компьютерщиков. Значительная часть проектов касается защиты окружающей среды и природных ресурсов. Федеральное правительство поддерживает программы совершенствования систем землепользования, сохранения и восстановления лесов, борьбы с опустыниванием и эрозией, водоочистки. Среди других направлений сотрудничества можно отметить проекты в области энергетики, здравоохранения и планирования семьи, повышения роли женщины в обществе 5 .

Оказание технической помощи странам Африки возложено на Федеральное министерство по экономическому сотрудничеству и осуществляется на безвозмездной основе. Министерство занимается в основном финансированием деятельности направляемых в Африку немецких советников и консультантов, подготовки в африканских странах или в самой Германии национальных специалистов различного профиля, включая руководящие кадры. Основную часть технической помощи министерство осуществляет через немецкое Общество технического сотрудничества. В число основных задач этого общества входит планирование и реализация (совместно с африканскими партнерами) различных проектов и программ, в том числе программ подготовки и переподготовки кадров, обеспечения проектов соответствующим оборудованием, а также контроль (в режиме мониторинга) за использованием средств.

В 2001 году Африка получила около 40 процентов средств Общества, выделенных развивающимся странам. Основными получателями были Кения, Сомали, Демократическая Республика Конго (ДРК), Египет, Мали. Большая часть средств -свыше 70 процентов - была на-

стр. 36


правлена в сельское хозяйство, здравоохранение и инфраструктуру 6 .

НЕФТЬ, И НЕ ТОЛЬКО НЕФТЬ

Африка для Германии - это крупный поставщик сырья и рынок сбыта немецкой промышленной продукции. Крайняя нехватка собственных нефти и газа поставила страну в полную зависимость от импорта этих видов сырья. Несмотря на ряд мер по экономии топлива и энергии и переходу от нефти к использованию других энергоносителей, зависимость немецкой экономики от импортных поставок нефти и газа по импорту в ближайшие годы будет расти. Африка, наряду с Российской Федерацией, Норвегией и Великобританией, - один из важных центров снабжения Германии этими видами топлива. Главным нефтяным африканским партнером Германии с 1980 по 2000 год оставалась Ливия. Объемы поставок хотя и несколько уменьшились в 90-е годы, но к началу нового века вновь приблизились к уровню 1980 года, достигнув в 1999 году 14,5 миллиона тонн, что составило 65 процентов всех африканских поставок нефти в Германию и обеспечивало 13,7 процента импортных потребностей страны. В 2000 году, по данным министерства экономики и технологии, импорт из Ливии сократился до 11,4 миллиона тонн, а в 2001 году - до 11 миллионов тонн 7 .

Второй по масштабам поступления африканской нефти в Германию - Алжир. Поставки из этой страны в 1999 году составляли 4,2 миллиона тонн, или 19,3 процента импорта нефти из Африки и 4 процента общего нефтяного немецкого импорта. В 2000 году Германия ввезла из Алжира уже 5,5 миллиона тонн нефти 8 . Резко сократились закупки нефти в Нигерии - с 11 миллионов тонн в 1980 до 1,2 миллиона тонн в 1999 году. Однако в 2000 году импорт углеводородного сырья из этой страны вновь несколько возрос - до 1,9 миллиона тонн. Другие африканские "нефтяные поставщики" Германии - это Ангола, Габон, Республика Конго, Тунис, но их доля невелика - всего лишь доли процента общего импорта нефти в Германию.

Что касается поставок газа, то зависимость Германии от внешних источников этого вида топлива достигает 78 процентов. Основным поставщиком газа в Германию в ближайшее десятилетие будет оставаться Россия. Однако долгосрочные контракты на поставку этого вида сырья Германия заключила с Алжиром, Ливией и Египтом.

Кроме африканской нефти, покрывающей в отдельные годы более трети потребностей Германии, страны Африки обеспечивают значительную долю потребностей страны в кобальте (основные поставщики - ДРК и Замбия), бокситах (Гвинея), меди (Замбия, ДРК), фосфатах (Марокко, Сенегал, Того), железной руде (Либерия, Мавритания), какао-бобах (Кот-д'Ивуар, Камерун, Нигерия, Гана), сизале (Мадагаскар, Танзания, Кения), экстракте пиретрума (Кения), кофе (Кения, Танзания, Камерун, Кот-д'Ивуар), хлопке (Египет, Судан, Мали, Чад, Уганда), хинине (Заир, Кения, Руанда), тропической древесине (Кот- д'Ивуар, Гана, Либерия, Камерун, Габон). Особую роль как поставщик стратегически важно-

Таблица 1

Торговый оборот Германии со странами Африки (в миллионах долларов)

Год

Объем экспорта в Африку

Доля Африки во всем экспорте Германии

Объем импорта из Африки

Доля Африки во всем импорте Германии

1980

7907

4,1

12784

6,8

1990

6957

1,7

8315

2,4

1995

7128

1,4

7545

1,7

2000

6037

1,1

8004

1,6

2001

6843

1,2

6896

1,4

Рассчитано по: UNCTAD Report 2002. P. 58 - 75.

стр. 37


го сырья для Германии играет ЮАР, из которой ввозятся уран, ванадий, марганцевая руда, необработанные алмазы, хром, платина, никель.

Растущие потребности динамично развивающейся немецкой экономики способствовали росту объемов торговли Германии с африканскими странами в 70-е годы.

Однако со второй половины 80-х годов внешнеторговый оборот Германии с Африкой начал постепенно сокращаться. Если в 1980 году доля государств африканского континента в экспорте Германии составляла 4,1 процента, а в импорте - 6,8 процента, то в 1990 году эти показатели были соответственно 1,7 и 2,4 процента, а в 2001 году - 1,2 и 1,4 процента (см. таблицу 1). Общая тенденция к снижению германского товарооборота с Африкой связана как с общей географической переориентацией мировых товаропотоков в эпоху глобализации, так и с падением цен на сырье на мировом рынке и крайне неустойчивой динамикой цен на нефть.

Поставки из стран Африки в ФРГ готовых изделий крайне незначительны - менее одного процента германского импорта - и в них участвуют североафриканские государства и ЮАР. В основном это полуфабрикаты, ткани, готовые текстильные изделия, продукты питания.

В германском экспорте в государства Африки, как и в импорте, доминирующие позиции занимают нефтедобывающие страны и ЮАР, располагающие относительно емким внутренним рынком готовых изделий. В структуре германского экспорта на африканский континент доминируют машины, оборудование и прочие готовые изделия. При этом три четверти всего экспорта Германии в Северную и Тропическую Африку и 85 процентов - в ЮАР обеспечивают семь ведущих отраслей немецкой промышленности - машиностроительная, химическая, сталелитейная, автомобильная, судостроительная, электротехническая и текстильная.

В целом же, несмотря на относительно скромную роль Африки во внешнеторговом обороте Германии, не следует недооценивать ее роль для экономики крупнейшей европейской страны. Африканский континент не только обеспечивает значительную долю потребностей Германии в сырье, но и представляет собой перспективный рынок сбыта для ведущих отраслей немецкой промышленности, в значительной степени ориентированных на экспорт. К тому же, в связи с открытием новых, и по предположению некоторых экспертов, гигантских месторождений нефти и газа вдоль африканского разлома, Африка в ближайшие десятилетия может стать важной сферой приложения немецкого капитала.

Вместе с тем наблюдается четко выраженная дифференциация интересов немецкого капитала в Африке.

Главным африканским партнером Германии вот уже много лет является Южно- Африканская Республика. По объему немецкого экспорта и прямых инвестиций, которые в 2002 году вместе составляли 5490 миллионов долларов, ЮАР входит в число 50 важнейших партнеров Германии и занимает в их списке 30 место, опережая такие страны, как Норвегия (32 место), Индия (36 место), Саудовская Аравия (40 место), Египет (43 место), Иран (46 место), Тунис (47 место) и Греция (48 место) 9 .

ЮАР - "ОСОБАЯ СТАТЬЯ"

Приоритетное положение ЮАР в торгово-экономических связях с Германией связано с рядом факторов.

ЮАР имеет самую мощную и динамично развивающуюся на африканском континенте экономику. ВВП страны в 2001 году составлял 128,8 миллиарда долларов, а в перерасчете на душу населения - 2903 доллара; по данному показателю ЮАР занимает 40 место в мире. Страна с 45-миллионным населением обладает емким внутренним рынком и мощным трудовым потенциалом. При этом издержки про-

стр. 38


изводства и стоимость рабочей силы в ЮАР гораздо ниже, чем в большинстве развитых стран.

Это государство богато природными ресурсами, имеет развитый промышленный потенциал и современную инфраструктуру. ЮАР - лидер в развитии информационных технологий и электронной торговли в Африке. В течение последнего десятилетия в стране наблюдается устойчивый экономический рост, а средний уровень инфляции не превышает четырех процентов в год. В 2001 году общий объем экспорта ЮАР составил 36,2 миллиарда долларов, а импорт - 31,2 миллиарда. Положительное сальдо торгового баланса равнялось, таким образом, пяти миллиардам долларов. По такому показателю, как экспортный риск, который рассчитывается немецкой государственной страховой компанией "Гермес" по шкале от 1 (практически нулевой риск) до 7 (очень высокий риск) ЮАР имеет градацию 4.

Немецкие эксперты разработали специальную пятибальную шкалу, в соответствии с которой они определяют "привлекательность" той или иной страны для германского капитала. Как выглядит с этих позиций Южно- Африканская Республика, видно из таблицы 2.

Таким образом, ЮАР имеет высокий рейтинг по таким показателям, как трудовой потенциал, экономический рост, состояние торгового баланса и затраты на единицу продукции, удовлетворительный - по уровню прямых германских инвестиций и степени распространения коррупции и весьма низкий - по уровню благосостояния населения, экономической стабильности, экспортному риску и кредитному рейтингу. Во многом это связано со сложной социально- политической ситуацией в стране, которая в последнее время, хотя и несколько стабилизировалась, может в любой момент обостриться 10 . Но, несмотря на сложности экономического и социально-политического развития Южно-Африканской Республики в последнем десятилетии, именно эта страна в ближайшие десять лет сохранит ведущие позиции в торгово-экономических отношениях с Германией.

Доля ЮАР в общем объеме немецкого экспорта в Африку составляла в 2001 году 50 процентов, что в абсолютном выражении соответствовало 3,43 миллиарда долларов. Одновременно Германия импортировала из ЮАР товаров на сумму 2,9 миллиарда долларов, что соответствовало 42 процентам всего немецкого импорта из стран африканского континента. В 2001 году Германия имела положительное сальдо в торговле с ЮАР в размере 529,9 миллиона долларов.

Как видно из таблицы 3, Германия поставляет в ЮАР в основном продукцию машиностроения (36,7 процента всего экспорта), а также электротехническое, фармацевтическое и прочие виды оборудования, насосы, пневматику, оптику, товары химической промышленности. При этом чуть менее трети всех экспортных поставок из Германии в стоимостном выражении приходится на автомобили, основным поставщиком которых выступают фирмы "Даймлер- Крайслер", "Фольксваген" и "БМВ".

Пятая часть импорта Германии из ЮАР приходится на полуфабрикаты (см. таблицу 4). Самые важные статьи экспорта ЮАР в ФРГ - руды черных и цветных металлов, каменный

Таблица 2

Степень привлекательности ЮАР как германского торгово- экономического партнера

Наименование

Рейтинг*

1

2

3

4

5

Трудовой потенциал

О

 

 

 

 

Уровень благосостояния

 

 

 

О

 

Экономический рост

 

О

 

 

 

Экономическая стабильность

 

 

 

О

 

Состояние торгового баланса

 

О

 

 

 

Прямые инвестиции из Германии

 

 

О

 

 

Затраты на единицу продукции

 

О

 

 

 

Экспортный риск

 

 

 

О

 

Степень распространение коррупции

 

 

О

 

 

Кредитный рейтинг

 

 

 

О

 

Источник: Exportmaerkte Deutschlands. S. 214.

*Единица соответствует оценке "отлично", двойка - "хорошо", тройка - "удовлетворительно", четверка - "ниже среднего" и пятерка - "плохо".

Таблица 3

Структура экспорта Германии в ЮАР

Десять важнейших экспортных товаров

Объем (в миллионах долларов)

% от общего объема экспорта в ЮАР

1. Автомобили

1016,037

29,6

2. Электротехническое оборудование

550,229

16,0

3. Прочие машины

245,148

7,1

4. Фармацевтическое оборудование

123,191

3,6

5. Насосы и воздушные компрессоры

108,354

3,1

6. Синтетические материалы

106,334

3,0

7. Оргтехника

99,904

2,9

8. Тонкотехнологическое и оптическое оборудование

93,208

2,7

9. Металлоизделия

85,080

2,5

10. Химическая продукция

76,140

2,2

Рассчитано по: Exportmaerkte Deutschlands. S. 215.

стр. 39


уголь, ферросплавы (всего - 20,8 процента), а также изделия из металлов (8,9 процента). В импорте Германии из ЮАР преобладают изделия обрабатывающей промышленности - их удельный вес достигает 61 процента, - в то время как из других стран африканского континента Германия ввозит в основном минеральное сырье, сельскохозяйственную продукцию и изделия легкой промышленности. Достаточно высока в южноафриканском экспорте и доля автомобилей - примерно пятая часть. В основном это автомобили "Фольксваген", "Мерседес" и "БМВ".

Несмотря на скромное 30 место ЮАР во внешнеторговом обороте Германии, эта страна в ближайшем будущем сохранит свои лидирующие позиции в экономических отношениях ФРГ со странами Африки. ЮАР не только обеспечивает потребности Германии в разных видах стратегически важного сырья, но также представляет собой емкий и динамично развивающийся рынок сбыта для многих отраслей немецкой промышленности, ориентированных на экспорт. Именно эти обстоятельства обусловливают отраслевую структуру германских инвестиций в ЮАР.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ - БЛАГОПРИЯТНЫЙ

Прямые чистые (за вычетом дивидендов, вывоза прибылей и т.д.) частные немецкие капиталовложения в ЮАР увеличились с 730 миллионов долларов в 1980 году до 1250 миллионов в 1990 и до 2200 миллионов долларов в 2001 году 11 .

К основным факторам, определяющим географию размещения частного капитала в странах Африки, можно отнести емкость внутреннего рынка, развитость инфраструктуры, стоимость рабочей силы, цены на сырье, стабильность политического режима, возможность беспрепятственного перевода прибыли за границу, наличие налоговых льгот со стороны местных правительств, тарифы на электроэнергию и прочие виды услуг государственного сектора, возможность использования местных финансовых ресурсов, наличие электронных средств коммуникации. ЮАР вне конкуренции практически по всем этим критериям, за исключением, пожалуй, такого фактора, как политическая стабильность. Правда, в последнее время политическая напряженность в стране несколько спала, но в долгосрочном плане прогнозы, которые дают многие эксперты, достаточно неутешительны. Впрочем, возможность социально-политического взрыва не отпугивает большинство немецких предпринимателей, которые в обмен на политический риск завтра, сегодня получают большие прибыли, экономя на издержках.

В немецкой литературе справедливо обращается внимание на неточность статистических данных о прямых частных инвестициях в ЮАР. По оценкам некоторых экспертов, частные капиталовложения Германии в ЮАР достигают на самом деле не 2,2 миллиарда долларов, фиксируемых официальной статистикой, а четырех-пяти миллиардов долларов 12 . При этом примерно половина немецких инвестиций вложена в отрасли, производящие инвестиционные товары - машиностроение, производство электротехнических изделий, точную механику и оптику, а четверть - в основные отрасли тяжелой промышленности и производство полуфабрикатов - химию, металлургию и другие. Капиталовложения же в отрасли добывающей промышленности и в производство предметов потребления невелики и не имеют сколько-нибудь существенного значения. В целом более 70 процентов всех прямых германских инвестиций в Африке в таких отраслях, как электротехника, химия, автомобиле- и машиностроение, приходится на ЮАР. В других государствах африканского континента капиталовложения немецких компаний в производство инвестиционных товаров незначительно, а более 60 процентов инвестиций приходится на добывающую промышленность 13 .

Одно из важных направлений деятельности немецкого частного капитала в Южной Африке - все более широкое участие его в создании и функционировании смешанных (совместных) предприятий. Дело в том, что такие предприятия обеспечивают иностранным инвесторам в долгосрочном плане стабильное положение на внутреннем рынке страны. Кроме того, предпринимателям удается снизить издержки производства благодаря льготам, обычно вводимым национальными правительствами. Поэтому многие немецкие фирмы видят в создании смешанных предприятий важное средство укрепления своих позиций в Африке, в частности - в ЮАР. В настоящее время в южноафриканском регионе действуют более 500 немецких компаний, на предприятиях которых трудятся 80 тысяч рабочих и специалистов. Совместные предприятия организованы такими

Таблица 4

Структура импорта Германии из ЮАР

Десять важнейших импортных товаров

Объем (в миллионах долларов)

% от общего объема импорта в ЮАР

1. Полуфабрикаты

546,743

18,9

2. Автомобили

456,101

15,7

3. Руды черных и цветных металлов

304,741

10,5

4. Металлоизделия

259,336

8,9

5. Насосы и воздушные компрессоры

230,510

7,9

6. Каменный уголь и кокс

152,312

5,3

7. Ферросплавы

146,471

5,1

8. Электротехническое оборудование

80,171

2,7

9. Фрукты

69,344

2,4

10. Химические изделия

54,011

1,9

Рассчитано по: Exportmaerkte Deutschlands. S. 215.

стр. 40


крупнейшими немецкими фирмами, как акционерные общества "БМВ" и " Даймлер-Крайслер" (автосборочные предприятия), "Хекст" (химия и фармацевтика), "Люфтганза" (авиаперевозки), компания "Сименс" (электротехническое оборудование) и многие другие 14 . Крупнейшие немецкие банки, такие как "Дойче Банк", "Коммерцбанк" и "Дрезднер Банк", сотрудничают с коммерческими банками ЮАР, занятыми обслуживанием текущих финансовых операций смешанных германо-африканских компаний.

Федеральное правительство Германии, со своей стороны, поддерживает деятельность немецкого частного капитала в ЮАР, гарантируя частным инвесторам налоговые льготы и компенсации в случае национализации их собственности или возникновения каких-либо иных исков. Составными элементами этой системы выступают государственное страхование зарубежных инвестиций немецких компаний, заключение межправительственных соглашений о защите частных инвестиций, налоговые льготы и т.д.

Особое место в системе защиты инвестиций в Африке, и в частности в ЮАР, принадлежит государственной страховой компании "Гермес", которая предусматривает выплату частным вкладчикам капитала компенсаций из федерального бюджета в случае национализации, смены политического курса страны, войн, введения ограничений на перевод прибылей и т.д. Одновременно эксперты "Гермеса" проводят маркетинговые исследования и определяют привлекательность той или иной страны с точки зрения деятельности немецкого частного капитала.

В последние годы эта весьма эффективная страховая система была дополнена рядом новых положений, стимулирующих деятельность немецких предпринимателей в Африке. Так, на пять процентов была увеличена страхуемая против рисков часть выводимого за границу капитала и теперь она составляет 95 процентов его общей стоимости. Государственное страхование было распространено и на часть реинвестируемой прибыли от вложенного за границей и застрахованного капитала. Теперь немецкие инвесторы имеют право обращаться с просьбой о распространении страхования на капитал, образовавшийся за счет реинвестирования прибыли и составляющий половину от первоначально застрахованных прямых капиталовложений 15 .

КАК ГОСУДАРСТВО ПОМОГАЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

Государственные гарантии частных инвестиций дополняет система соглашений о защите инвестиций, заключаемых правительством Германии со странами Африки на двусторонней основе. Цель подобного рода соглашений - обеспечение неприкосновенности германских частных инвестиций в Африке при возможной национализации, внутренних экономических реформах или изменении законодательства. В частности, соглашение подобного рода было подписано между ФРГ и ЮАР в 1997 году 16 .

Существенной модификации подверглась и такая форма государственного стимулирования германских частных инвестиций, как налоговые льготы, предоставляемые специальным налоговым законодательством. В частности, в ЮАР эти льготы включают скидки при уплате налогов, создание за счет прибылей 50-процентного резерва, не облагаемого налогом в течение шести лет, льготное кредитование тех смешанных предприятий, где доля национального капитала - более половины, предоставление беспроцентных ссуд на развитие отраслей, имеющих жизненно важное значение для экономики ЮАР, создание свободных экономических зон. Одновременно Германия заключила с ЮАР соглашение об отмене двойного налогообложения на доходы немецких предпринимателей 17 .

Федеральное министерство по экономическому сотрудничеству разработало специальную программу содействия инвестированию мелких и средних немецких предприятий в страны Африки, в том числе и в ЮАР, путем предоставления долго-

стр. 41


срочных кредитов на льготных условиях. При этом кредиты можно использовать как для осуществления конкретных проектов, так и для маркетинговых исследований. Максимальный размер кредитов - 1,5 миллиона евро. Они выдаются под 2,5 процента годовых для беднейших стран (для ЮАР, как для страны с относительно развитой экономикой - под 3,5 процента) на срок до 15 лет с максимальным льготным периодом пять лет 18 .

Важнейший инструмент развития сотрудничества частного немецкого капитала со странами южноафриканского региона, в частности с ЮАР, - общественная организация "Южноафриканская инициатива немецкого бизнеса" - SAFRI (Southern Africa Initiative of German Business). Организационное собрание SAFRI состоялось в Штуттгарте 17 января 1997 года под председательством Юргена У. Шремма -исполнительного директора акционерного общества "Даймлер- Крайслер". В собрании приняли участие представители таких крупнейших организаций Германии, как Африканская ассоциация, Федерация немецких промышленников, Ассоциация немецких торгово-промышленных палат (последняя еще в 1995 году совместно с правительством Германии и выдвинула идею о создании SAFRI), а также немецкие предприниматели, имеющие долговременные экономические контакты с Африкой.

Основная цель SAFRI - способствовать более тесному сотрудничеству между немецким бизнесом и частным сектором стран южноафриканского региона, в первую очередь - ЮАР. Как подчеркнул председатель SAFRI Ю. У. Шремм, "...инвестиции в странах Африки - составная часть современной предпринимательской стратегии. Капиталовложения в африканскую экономику - это инвестиции в наше будущее, в будущее наших предприятий" 19 .

Главные задачи SAFRI - поиск потенциальных партнеров для немецких фирм, отбор проектов, проведение маркетинговых исследований, предоставление консультаций с целью снижения до минимума возможного риска при осуществлении капиталовложении в экономику стран южноафриканского региона, сбор и структуризация информации и организация непосредственных контактов между немецкими и южноафриканскими предпринимателями и компаниями.

Работники центрального офиса SAFRI, расположенного в Штуттгарте, поддерживают постоянные контакты со спонсорами и другими немецкими объединениями, оказывающими поддержку организации, осуществляют обмен информацией с немецкой торгово-промышленной палатой в Йоханнесбурге и с компаниями-членами SAFRI. Эта общественная организация располагает обширной базой данных по всем странам южноафриканского региона, организует многочисленные персональные контакты предпринимателей во всей Африке. Она обладает тесными связями с немецким бизнесом, а также с правительствами Германии и африканских государств, их министерствами и ведомствами, так или иначе связанными с торгово-экономическим сотрудничеством.

С ЧЕМ У НЕМЦЕВ АССОЦИИРУЕТСЯ АФРИКА?

По оценке экспертов SAFRI, коммерческие связи между Германией и ЮАР обширны, глубоки, осуществляются на долгосрочной основе и в целом весьма успешны. Тем не менее приходится признать, что круг немецких компаний, имеющих связи с ЮАР и другими африканскими странами, достаточно узок. Причины в том, что представления немецких предпринимателей об Африке в целом и о ЮАР, в частности, весьма скудны. К тому же, во многом благодаря средствам массовой информации, Африка ассоциируется у большинства немцев с отсталостью, болезнями, войнами, конфликтами, преступностью, коррупцией на государственном уровне, засухой и другими природными катаклизмами, а также с бедностью. Дать более реальную картину современной Африки, показать перспективы развития взаимоотношений между Германией и странами африканского континента - одна из главных задач SAFRI.

Один из примеров такой деятельности - организация совместной конференции SAFRI и Всемирного Банка в декабре 1997 года в Штуттгарте, в работе которой приняли участие представители около 400 немецких компаний, а также правительственных и общественных организаций. Незадолго до начала конференции исполнительный секретарь САД К (Южноафриканское сообщество развития) пригласил немецких бизнесменов принять участие во встрече с африканскими предпринимателями в столице Намибии Виндхуке. В результате этой встречи была подписана "Виндхукская декларация", которая определила главные цели Германии и стран южноафриканского региона и наметила конкретные меры для их достижения.

В июне 2000 года в Берлине при непосредственном участии SAFRI был созван Африканский бизнес-форум, в котором приняли участие 700 представителей деловых кругов, а также политических и общественных деятелей, в том числе канцлер Германии Герхардт Шредер, два немецких федеральных министра и большинство руководителей САДК. Участие Г. Шредера в этом мероприятии подтвердило растущий интерес Германии к Африке, в том числе и к ее южному региону, а также продемонстрировало государственную поддержку развитию делового немецко-африканского сотрудничества 20 .

Помимо крупных форумов, SAFRI организует деловые визиты немецких предпринимателей в Африку, а также специальные семинары для южноафриканских бизнесменов в Германии. В частности, в 2003 году 23 немецких предпринимателя посетили ЮАР, где встретились с представителями местных деловых кругов. Наибольший интерес немецкие бизнесмены проявили к развитию сотрудничества в таких областях, как туризм, горнодобывающая промышленность и строительство 21 .

Одним из важнейших направлений сотрудничества Германии с ЮАР в последнее десятилетие

стр. 42


стал туризм. ЮАР - уникальная по своим природным условиям страна - привлекает туристов со всего мира, в том числе и из Германии. Развитие сотрудничества в этой сфере очень важно и для южноафриканской экономики. Дело в том, что прямые инвестиции в производственный сектор не ведут к быстрому увеличению рабочих мест, однако с этой задачей весьма успешно справляется туристический сектор, вложения в который быстро окупаются и создают предпосылки для развития смежных отраслей - транспорта, строительства, местной промышленности, а также социальной и промышленной инфраструктуры. Одновременно развитие туризма способствует созданию рабочих мест для южноафриканцев в местах их проживания - непосредственно вблизи от туристических объектов, что смягчает проблему безработицы.

В 2002 - 2003 годах вклады немецких предпринимателей в развитие туризма в ЮАР превысили миллиард евро 22 .

Весьма важное направление деятельности SAFRI - подготовка африканских специалистов в области коммерции. В 2000 году специалистами организации была разработана специальная Программа развития человеческих ресурсов (Human Development Program). Суть ее - подготовка кадров южноафриканских бизнесменов, которые сначала проходят специальную подготовку в ЮАР, а затем - и в Германии, на фирмах, имеющих деловые связи с Африкой. Основная форма обучения - бизнес-семинары. Только в период с 2000 по 2001 год такое профессиональное обучение прошли 400 предпринимателей- южноафриканцев 23 .

В 2002 году SAFRI объявила конкурс на лучшее малое и среднее предприятие стран - членов САДК. Итоги конкурса еще не подведены, его результатов с нетерпением ожидают многие предприниматели страны.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД СОХРАНИТСЯ

Таким образом, в последние годы Германия активно сотрудничает с ЮАР по самым разным направлениям, в том числе в области торговли, создания совместных предприятий, финансов, инфраструктуры, туризма, подготовки кадров и т.д. Что же касается общего направления экономической деятельности Германии в Африке, то для нее в ближайшее десятилетие сохранится избирательный, дифференцированный подход, что находит выражение в развитии экономических связей с ограниченным числом стран - в основном с ЮАР, Египтом, Тунисом, Ливией и Алжиром.

Сегодня Африка представляет для Германии интерес прежде всего как поставщик сырья, особенно минерального, и рынок сбыта немецкой промышленной продукции.

В дальнейшем развитие хозяйственных отношений Германии с Африкой будут определяться как развитием социально-политической и экономической ситуации на африканском континенте, так и состоянием немецкой экономики, столкнувшейся в последнее десятилетие с рядом трудностей внутригерманского (объединение Германии), общеевропейского (расширение числа стран-членов ЕЭС, введение евро и т.д.) и глобального (неустойчивость рынков минерально- сырьевых ресурсов, финансовый кризис и т.д.) порядков.

Вместе с тем Федеральное правительство Германии неизменно называет Африку перспективным экономическим партнером и оказывает поддержку на государственном уровне как коммерческим фирмам, так и общественным организациям и объединениям, интересы которых связаны с африканским континентом.

Подавляющее большинство немцев согласно с Канцлером Германии Г. Шредером, который сказал на Африканском бизнес-форуме, состоявшемся в Гамбурге в 2001 году: "Африка представляет собой динамично развивающийся рынок для немецкой продукции, и мы приложим все усилия для того, чтобы сделать немецко-африканское деловое сотрудничество взаимовыгодным" 24 .

----------

1 Frankfurter Allgemeine. 20.10.1992.

2 OEDC. Efforts and Policies of the Members of the Development Assistance Committee. Development Cooperation Report. Paris. 1996. P. 15.

3 Olsen G.R. European Public Opinion and Aid to Africa: Is There a Link? //The Journal of Modern African Studies Cambridge 2001, vol. 30, N 4. P. 128.

4 www.dihk.de.

5 www.bmz.de.

6 Ibidem.

7 Oil Information 2001. OECD/IEA. Paris 2002.

8 Ibid.

9 Exportmaerkte Deutschlands. Koln, 2002 S. 16.

10 Притворов А. В. Южная Африка и другие страны южноафриканского региона в эпоху перемен. М., 2002. С. 102.

11 Exportmarkte Deutschlands. S. 214.

12 www.safri.com.

13 www.germanchamber.co.za.

14 www.business-africa.com.

15 www.saen.net.

16 www.safri.com.

17 Exportmarkte Deutschlands. S. 216.

18 Ibid. S. 34.

19 Suddeutsche Zeitung. Stuttgart. 18.01.1997.

20 Berliner Zeitung. 27.06.2000.

21 www.safri.de.

22 www.sairi.com/tourisrn_cnglish.html.

23 www.safri.com/hrd_english.html.

24 www.safri.com/pdf/newsletter-2002_09.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ПОД-ДЕВИЗАМИ-РЕАЛИЗМА-И-ПРАГМАТИЗМА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

КУРТ ШТОЛЛЬ (ФРГ), ПОД ДЕВИЗАМИ РЕАЛИЗМА И ПРАГМАТИЗМА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 29.04.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ПОД-ДЕВИЗАМИ-РЕАЛИЗМА-И-ПРАГМАТИЗМА (date of access: 13.10.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - КУРТ ШТОЛЛЬ (ФРГ):

КУРТ ШТОЛЛЬ (ФРГ) → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
908 views rating
29.04.2023 (533 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Рассказ о выпускнике Алма-Атинского Зооветеринарного института (ныне КАЗНАУ) Костогрызове Павле Павловиче, истинном патриоте своей Родины, стойком офицере, специалисте высшей квалификации и прекрасном человеке. Воистину широка и многогранна география и занимаемые должности по службе, всемирно уважаемого аксакала Павла Павловича Костогрызова, среди всех военных ветеринарных врачей СССР, Российской Федерации, Республики Казахстан и стран постсоветского пространства.
6 days ago · From Виталий Ветров
Микрокредиты в Казахстане
Catalog: Экономика 
13 days ago · From Қазақстан Желіде
ПАТРИОТ НА ПРОТЯЖЕНИИ РАЗНЫХ ЭПОХ
Catalog: Разное 
20 days ago · From Цеслан Бастанов
ПУШКИН И МАРЖЕРЕТ. Образ и реальность
20 days ago · From Цеслан Бастанов
"С ЛЕГКИМ ПАРОМ, С МОЛОДЫМ ЖАРОМ!"
Catalog: История 
20 days ago · From Цеслан Бастанов
СУДЬБА СЮЖЕТА О ЮНОШЕ-КОЖЕМЯКЕ В РУССКОМ ЛЕТОПИСАНИИ
Catalog: История 
20 days ago · From Цеслан Бастанов
"М. В. ЛОМОНОСОВ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ РИТОРИКИ"
20 days ago · From Цеслан Бастанов
М. Н. ПАНОВА. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО: ОПЫТ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
21 days ago · From Цеслан Бастанов
Системы видеонаблюдения и системы контроля и управления доступом (СКУД) играют важную роль в обеспечении безопасности как на корпоративном, так и на частном уровне. В условиях, когда информационные и физические угрозы становятся все более сложными и изощренными, эти технологии превращаются в ключевые инструменты управления безопасностью. Они используются не только для предотвращения правонарушений, но и для создания общей инфраструктуры защиты данных и объектов. Их внедрение изменило как наш подход к безопасности, так и понимание ее важности в повседневной жизни.
24 days ago · From Қазақстан Желіде
"БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ..."
Catalog: История 
38 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ПОД ДЕВИЗАМИ РЕАЛИЗМА И ПРАГМАТИЗМА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android