Libmonster ID: KZ-1813
Author(s) of the publication: А. БОРИСОВ

Персидский залив - это одна из "несущих конструкций" современной системы международных отношений. Здесь сосредоточено примерно 70 процентов мировых запасов нефти (в том числе в Саудовской Аравии - 25 процентов, в Ираке - 11, в Кувейте и ОАЭ - по 10 процентов)(1). В 80-е годы Саудовская Аравия, Кувейт и Ирак экспортировали около половины всего поступавшего на мировые рынки "черного золота"(2). В странах региона находится 40 процентов мировых запасов газа. Здесь сходятся в своеобразный "узкий пучок" воздушные и сухопутные коммуникации, связывающие Европу с Азией. Большинство государств Персидского залива - крупнейшие экспортеры капитала (зарубежные авуары одного лишь Кувейта достигли к концу 1997 года 120 миллиардов долларов)(3). Регион представляет собой и емкий рынок сбыта: в 1992 году Саудовской Аравией было импортировано товаров на 34 миллиарда долларов, Кувейтом - на семь, а в 1997 году Ираном -на 15 миллиардов долларов(4).

Повышенное внимание к Персидскому заливу со стороны западных государств, и прежде всего Соединенных Штатов, обусловлено стремлением обеспечить бесперебойные поставки нефти.

Эта задача носит долгосрочный стратегический характер, учитывая зависимость, в частности, экономики США, от ввоза углеводородного сырья: в начале XXI века за счет импорта будет обеспечиваться две трети их потребности в "черном золоте" (для сравнения, в 1989 году -44 процента)(5). Вашингтон стремится не допустить установления какой-либо другой державой контроля над нефтяными месторождениями и обеспечить сохранение стабильности в зоне Персидского залива.

Ведущими региональными "игроками" всегда были Иран и Ирак. Отношения между ними в течение последних десятилетий изменялись от сотрудничества в рамках Багдадского пакта в 1955-1959 годах до войны в 1980-1988 годах. Сейчас в результате двух войн и международных санкций Ирак существенно ослаблен. Понес немалый ущерб и Иран из-за войны с Ираком. Тем не менее, другие государства намного уступают в военной мощи этим двум региональным державам, а это значит, что в регионе нарушен баланс сил.

Осложнение обстановки в связи с ирако-иранской войной побудило страны Аравийского полуострова создать в 1981 году Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) для координации действий в сфере внешней политики и обороны. Вместе с тем, как показало вторжение иракских войск в Кувейт, входящие в ССАГПЗ страны оказались неспособны даже совместно противостоять Ираку, что вынудило их искать поддержки у внерегиональных держав.

Для России район Персидского залива важен с политической и экономической точек зрения. Но при этом геополитически она находится в иной ситуации, нежели западные державы, будучи расположенной в непосредственной близости от региона. К тому же, хотя она сама и экспортирует нефть, но зависит от мировых цен на нее, а потому крайне заинтересована в стабильности на рынках углеводородов.

Главное для России заключается в том, чтобы из зоны Персидского залива не исходила угроза ее национальной безопасности. Такую угрозу могут создать региональные конфликты, распространение оружия массового уничтожения (ОМУ), подпитка религиозного экстремизма. В стратегическом плане интересы России совпадают в этом отношении с интересами США и Западной Европы. Вместе с тем, подходы к решению конкретных задач у Москвы и Запада не всегда идентичны.

ИРАКСКИЙ УЗЕЛ ПРОБЛЕМ

В первую очередь это относится к ситуации вокруг Ирака. Американцы руководствуются в своей политике на иракском направлении принципом "удержания Саддама запертым в его клетке"(6). В этих целях на Ирак оказывается силовое воздействие: ведутся бомбардировки, сохраняются экономические санкции. В результате Ирак остается ослабленным, а обвинения в его адрес в нежелании демонтировать потенциал производства ОМУ позволяют поддерживать в странах ССАГПЗ заинтересованность в сохранении американского военного присутствия и поставках американского оружия. Такая ситуация устраивает, впрочем, не только США, но и Саудовскую Аравию, и аравий-

стр. 24


ские княжества, и, в какой-то мере, Иран, для которых идеальный Ирак - это слабый Ирак.

В линии Вашингтона есть и другая составляющая - ориентация на свержение президента Ирака С. Хусейна и приход к власти проамериканского режима. Об этом свидетельствуют принятие в США "Акта об освобождении Ирака" и предоставление финансовой помощи оппозиционным Саддаму организациям. Вместе с тем, отказ от получения американской помощи со стороны наиболее влиятельных оппозиционных группировок - Высшего совета исламской революции в Ираке и Демократической партии Курдистана, а также слабость внутренней оппозиции в целом делают на данном этапе реализацию такого сценария проблематичной. По оценке египетского политолога X. Нафиа, устранение С. Хусейна возможно лишь в случае оказания США массированной авиационной поддержки операциям антиправительственных сил(7). Тем не менее, в Вашингтоне держат подобный вариант "про запас".

Политика, направленная на удержание С. Хусейна "запертым", уже привела к прекращению контроля ООН за соблюдением запрета на иракские военные программы. Порождаемое же этим курсом ухудшение социально- экономической ситуации в Ираке, а тем более подталкивание к развязыванию гражданской войны чревато серьезными дополнительными рисками. Вполне вероятно, что эта страна, 62 процента населения которой составляют арабы-шииты, а 20 процентов -курды(8), окажется расколотой на части и пойдет по пути "афганизации". В странах Персидского залива понимают всю опасность подобного развития событий. Когда в феврале 1999 года помощник госсекретаря США М. Индик встречался в Эль- Кувейте с руководителями пяти аравийских княжеств, эмиры Кувейта, Бахрейна, Катара, президент ОАЭ и султан Омана решительно выступили против попыток свержения С. Хусейна извне(9).

Со своей стороны, Россия при поддержке Китая и Франции стремится вернуть "иракский вопрос" в русло деятельности Совета Безопасности. Это - и только это - позволило бы восстановить надежный международный контроль за тем, как Багдад соблюдает запрет на производство ОМУ, и открыть путь к снятию экономических санкций. Возникли бы предпосылки к возвращению Ирака в систему региональных и международных отношений, что способствовало бы стабилизации обстановки в зоне Персидского залива в целом. Была бы снята и угроза расчленения Ирака. Прекращение состояния "осажденной крепости" ускорило бы процессы формирования в Ираке открытого общества, без чего невозможно становление демократической системы.

Что же касается Ирана, то здесь западные державы ориентируются на поддержку умеренного крыла его руководства во главе с президентом М. Хатами и постепенную реинтеграцию страны в мировое сообщество. В оценках американцами роли Исламской Республики Иран присутствует и стремление рассматривать ее - вне зависимости от характера находящегося у власти режима - как барьер для теоретически возможной, как они полагают, российской угрозы интересам Соединенных Штатов в зоне Персидского залива(10). Подобный подход, основанный на старых стереотипах, отражает недооценку в Вашингтоне коренных отличий внешней политики России от политики СССР: того, что ее отход от курса на конфронтацию с США носит не тактический, предопределяемый временной слабостью, а стратегический характер, обусловленный принадлежностью отныне России и Запада к одной и той же (или близкой) социально- экономической и политической системе. Это, конечно, не значит, что между нею и Соединенными Штатами не может возникать соперничества за политическое влияние или обеспечение своих экономических интересов. Отметим, что такое же соперничество время от времени вспыхивает между США и их западноевропейскими партнерами, например, Францией.

ДВА ВАРИАНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА

Нестабильная обстановка в зоне Персидского залива диктует необходимость осуществления мер по созданию там системы безопасности. Ее формирование возможно в узких либо в широких рамках. В настоящее время де-факто реализуется первый вариант: рядом стран региона заключены договоры об обороне с США, Великобританией и Францией, кроме того, в акватории Персидского залива постоянно находятся американские корабли. Подобная схема, сориентированная на нужды политики "двойного сдерживания" - Ирана и Ирака одновременно, - ведет к возникновению в регионе новых разделительных линий. Присутствие иностранных вооруженных сил в Персидском заливе, сказал духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, выступая в ноябре минувшего года перед выпускниками военной академии, скорее подрывает региональную безопасность, нежели укрепляет ее. Прибрежные государства, подчеркнул он, в состоянии сами управиться с делами региона. Иран, заметил аятолла, никогда не был инициатором "войны, кровопролития, агрессии или интервенции", добавив, однако, что вооруженные силы Ирана готовы к защите страны, если она подвергнется нападению.

Другим вариантом могла бы стать договоренность о "ближневосточной зоне безопасности", которая охватывала бы не только данный регион, но весь Ближний и Средний Восток, а также Магриб. Идея ее формирования была выдвинута Е.М. Примаковым (в то время министром иностранных дел РФ) в Каире в октябре 1997 года(11). Подобная зона была бы более стабильной, поскольку удалось бы избежать раскола региона на мини- блоки. Ее образование не столь утопично, как может показаться на первый взгляд. Представляется достаточно симптоматичным, что после окончания "второй войны в Персидском заливе" обеспечивать там безопасность первоначально планировалось, опираясь на арабские страны, для чего предполагалось разместить в регионе египетские и сирийские войска(12). Создание такой системы, естественно, потребует длительного времени, необходимого для разработки ее концепции, создания механизмов реализации и убеждения политической элиты и общественности ближневосточных стран в целесообразности принятия предлагаемых схем(13). Тем не менее, стабильность в регионе может быть обеспечена только таким путем.

На Ближнем Востоке остро стоит проблема нераспространения оружия, в том числе ОМУ. Ирак уже использовал боевые отравляющие вещества в борьбе против курдов и в войне против Ирана. В 90-е годы спецкомиссия ООН выявила, что эта страна существенно продвинулась и в создании ядерного оружия. В Вашингтоне опасаются, что ядерной державой может стать Иран и что там ведется разработка средств доставки этого оружия. Американцами в этой связи была разработана программа "мер воздействия" на Тегеран, чтобы удержать его от производства ракет большой дальности.

стр. 25


Россия, учитывая географическую близость к ней Персидского залива, даже в большей степени, чем США, заинтересована в нераспространении в регионе ОМУ. Ее эксперты принимали активное участие в работе в Ираке Спецкомиссии ООН. Что касается Ирана, то сотрудничество России с ним в строительстве атомной электростанции в Бушере осуществляется в соответствии с обязательствами, принятыми на себя ИРИ по Договору о нераспространении ядерного оружия, и с учетом готовности Тегерана поставить эту станцию под контроль МАГАТЭ. Принимаются меры к предотвращению утечки в Иран военных технологий, а также технологий двойного назначения. Тщательно расследуются претензии, выдвигаемые в этой связи США.

"ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР" И БУДУЩЕЕ РОССИИ

Серьезную проблему для России представляет угроза исламского экстремизма, подпитываемого зачастую из стран, расположенных в зоне Персидского залива. Как отмечал в интервью агентству Интерфакс 17 августа 1999 года заместитель директора четвертого департамента СНГ МИД РФ А.И. Кузьмин, бандформирования в Дагестане получают финансовую и материальную помощь от мусульманских фондов, действующих в государствах Персидского залива. По сообщениям прессы, исламские организации одной лишь Саудовской Аравии передали Шамилю Басаеву 25 миллионов долларов(14). Трудно сказать, насколько эти сообщения точны и основаны на фактах, но министр внутренних дел РФ В.В. Рушайло в выступлении по телевидению 22 августа 1999 года привлек внимание к тому, что некоторые неправительственные организации Саудовской Аравии и ОАЭ поддержали требование сепаратистов о создании на Северном Кавказе единого исламского государства. В связи с этим все более важным направлением политического сотрудничества России с государствами Персидского залива становится борьба против агрессивного исламизма, представляющего угрозу и для самих этих стран, что понимает и руководство государств региона. Об этом свидетельствует рассмотрение в ходе переговоров министра иностранных дел РФ И.С. Иванова с министром иностранных дел Королевства Саудовская Аравия Саудом аль-Фейсалом в Москве в марте 1999 года вопросов налаживания взаимодействия для противостояния терроризму и экстремизму(15).

После распада Советского Союза в Эр-Рияде и Тегеране заметно повысился интерес к нашим бывшим среднеазиатским республикам. В послании короля Саудовской Аравии Фах-да к паломникам накануне хаджа 1992 года отмечалось, что образование на территории бывшего СССР исламских государств доказывает "величие мусульманской религии" и что Саудовская Аравия стремится "поддержать эти страны и помочь их народам возродиться"(16).

Из соперничества между Россией, Саудовской Аравией и Ираном за влияние в Центральной Азии не стоит, однако, делать трагедию, учитывая, что такая борьба представляет нормальное для "игры наций" явление. К тому "же центральноазиатское направление - это лишь один из компонентов широкого спектра связей Москвы с Эр-Риядом и Тегераном. Важно и то, что руководители центральноазиатских стран, хотя и поддерживают ислам на словах, на деле проводят прагматичную внешнюю политику и не заинтересованы в усилении влияния Саудовской Аравии и Ирана в регионе.

Значение исламского фактора в отношениях России с государствами Персидского залива не ограничивается, разумеется, региональ-

стр. 26


ными рамками. От того, как будут складываться, например, ее связи с хранительницей святых мест, пользующейся в силу этого значительным авторитетом у мусульман всего мира - Саудовской Аравией, во многом будут зависеть ее взаимоотношения с исламским Востоком в целом. Никому не нужное противостояние России и мусульманских стран привело бы к возникновению кризисных ситуаций на южных рубежах СНГ, да и в самой России. Сохранение же взаимопонимания не только обеспечит более стабильную обстановку по периметру и внутри российских границ, но и - если брать эту проблему в широком историческом контексте - будет способствовать сохранению и обогащению российской цивилизации, основывающейся на компромиссе и диалоге, а также и взаимодействии различных культур и религий.

ТОЧКИ "ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОПРИКОСНОВЕНИЯ"

Россия не имеет продвинутых торгово-экономических связей со странами Персидского залива. Объем товарооборота составляет немногим более миллиарда долларов в год, из которых 550 миллионов приходится на Иран, 350 - на ОАЭ и 100 миллионов - на Саудовскую Аравию. Незначительны и инвестиции деловых кругов этих государств в российскую экономику, хотя отдельные проекты есть и успешно реализуются. Так, саудовская компания "Нимр петролеум" участвует в разработке нефтяных месторождений на Сахалине.

Совместная добыча "черного золота" может стать весьма перспективным направлением нашего сотрудничества. Отметим, что средний дебет одной скважины в Ираке достигает 500 тонн в сутки (в России - 5-10 тонн), а себестоимость одного добытого барреля составляет там всего два доллара. Компания "ЛУКОЙЛ" уже подписала контракт с иракцами на 3,5 миллиарда долларов на разработку месторождения Западная Курна. В Ирак стремятся внедритьс и европейские компании: французская "Эльф- Акитен" ведет переговоры о контракте на четыре миллиарда долларов, "Тоталь" - на 3,4 миллиарда, австралийская "Би Эйч Пи" и Китайская национальная нефтяная корпорация (КННК) - на два миллиарда долларов. Кроме того, КННК заключила сделку на 700 миллионов долларов на разработку месторождения Аль-Ахдаб. Компании,

планирующие инвестировать средства в добычу нефти в Ираке, получат возможность первыми придти на рынок, обладающий значительным потенциалом, и фирмы, вкладывающие средства в иракскую нефтяную промышленность, могут попасть в число лидеров в этой отрасли в XXI веке(17).

Государства региона, как известно, являются крупнейшими импортерами военной техники. Саудовская Аравия заняла в 1998 году первое место среди стран "Юга" по закупкам вооружения(18). В то же время военно- техническое сотрудничество России с этими странами развито слабо. Ее проникновению на рынки государств-членов ССАГПЗ препятствует их ориентация на связи в этой области с западными державами. Тем не менее, первые шаги сделаны: начаты поставки российского вооружения в ОАЭ и Кувейт, проведены соответствующие переговоры с Катаром(19).

* * *

В обозримом будущем ситуация в зоне Персидского залива будет во многом формироваться под воздействием обстановки вокруг Ирака. Учитывая жесткую позицию Вашингтона и Лондона, снятие антииракских санкций представляется в данный момент маловероятным. Однако полностью исключать такой вариант не стоит, особенно если Багдад начнет придерживаться более гибкого подхода к вопросам восстановления сотрудничества с ООН, то это обеспечит России, Китаю и Франции дополнительные возможности для маневра в Совете Безопасности. Но и тогда Ирак вряд ли быстро вернет себе статус региональной державы, поскольку для восстановления экономического потенциала ему, по мнению экспертов, потребуется не менее 10 лет. России, Франции, другим западноевропейским странам и Китаю, вероятно, удастся закрепиться там в области нефтедобычи, что может привести к усилению их экономических позиций в зоне Персидского залива.

В случае прихода к власти в Багдаде проамериканского руководства произойдет быстрая отмена санкций и некоторое ускорение (благодаря долларовым вливаниям) темпов восстановления экономического потенциала страны. При этом Ирак окажется в "зоне действия" преимущественно американских нефтяных компаний. Аналогичным образом события будут разворачиваться, если американцам удастся "приручить" нынешний режим, что, впрочем, маловероятно.

Наконец, не исключена и возможность развала Ирака. Тогда в конфликт неизбежно окажутся вовлеченными Иран, Турция, Саудовская Аравия, возможно Сирия, и, конечно, внерегиональные державы, в первую очередь США. Одним из его следствий станет нарастание исламского экстремизма и его "выплескивание" на прилегающие регионы.

Какую бы направленность ни приобрела ситуация в зоне Персидского залива, Россия не может оставаться в стороне. В противном случае геополитические реалии в этом регионе и на Ближнем и Среднем Востоке в целом будут формироваться без учета ее экономических, политических и геостратегических интересов, а это никак не соответствует долгосрочным национальным интересам нашей страны.


1 The Europe World Year Book. 1995, v. ILL., p.1806, 2637, 9112; Нефть России, 1999, N7, с. 20.

2 Кувейт: Государство и границы. М., 1994, с.26.

3 Страны мира. 1999. Справочник. М., 1999, с.233.

4 The Europe World Year Book. 1995, v. II, p. 1810, 2641; Страны мира. 1999. Справочник. М., с. 160.

5 Кувейт: Государство и границы. М., 1999, с.26.

6 Washington Post, 29.11.1998.

7 См.: Ад-Диблумаси, 1998, N 40, с. 12.

8 Страны мира. 1999. Справочник. М., с. 154.

9 См.: Нефть России, 1999, N 7, с. 24.

10 См.: 3. Бжезинский. Великая шахматная доска. М.,1999, с. 63.

11 См.: Дипломатический вестник, 1997, N 11,с.27.

12 Подробнее см.: А.З. Егорин. Война за мир на Ближнем Востоке. М., 1995, ее. 111-125.

13 См.: А.Г. Бакланов. Ближний Восток: региональная безопасность и интересы России. М., 1999,с. 72.

14 Аргументы и факты, 1999, N 34.

15 См.: Дипломатический вестник, 1999, N 4,с. 57.

16 A.M. Васильев. История Саудовской Аравии. М.,1999,с. 561.

17 Нефть России, 1999, N 7, ее. 20, 22, 23.

18 LeMonde, 09.08.1999.

19 См.: В.А. Исаев, А.О. Филоник. Государство Катар. Проблемы развития. М., 1999,с. 53.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ПЕРСИДСКИЙ-ЗАЛИВ-БОЛЬШАЯ-НЕФТЬ-БОЛЬШАЯ-ПОЛИТИКА

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. БОРИСОВ, ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ. БОЛЬШАЯ НЕФТЬ -БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 28.09.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ПЕРСИДСКИЙ-ЗАЛИВ-БОЛЬШАЯ-НЕФТЬ-БОЛЬШАЯ-ПОЛИТИКА (date of access: 09.12.2022).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. БОРИСОВ:

А. БОРИСОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
51 views rating
28.09.2022 (71 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
РОЛЬ РГНФ В РАЗВИТИИ ИЗДАНИЯ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПОДДЕРЖКЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
Catalog: Разное 
8 days ago · From Казахстан Онлайн
СЕРИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАТЕЛЕЙ "КАЗАХСТАН И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО"
8 days ago · From Казахстан Онлайн
Перед главным севом
Catalog: Экономика 
14 days ago · From Казахстан Онлайн
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕЧАТЬ КАЗАХСТАНА В БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
16 days ago · From Казахстан Онлайн
Советы по обустройству гардеробной от профессионалов
17 days ago · From Казахстан Онлайн
Uzbekistan, intl consortium ink deal on exploring Aral Sea
19 days ago · From Казахстан Онлайн
NORTHERN MESOPOTAMIA: NEW FINDS
Catalog: География 
23 days ago · From Казахстан Онлайн
HIGH-ENERGY WONDER OF LARS
Catalog: Физика 
23 days ago · From Казахстан Онлайн
ACADEMIC SCIENCE ZEROES IN ON METALLURGY
28 days ago · From Казахстан Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ. БОЛЬШАЯ НЕФТЬ -БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Kazakhstan Library ® All rights reserved.
2017-2022, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones