Libmonster ID: KZ-46

В мае в Москве состоялась научная сессия ученых Москвы и Казахстана, посвященная 100- летию со времени смерти известного казахского просветителя-демократа, видного ученого и мыслителя, отважного путешественника Ч. Ч. Валиханова.

Во вступительном слове акад. Е. М. Жуков сказал, что со времени смерти Чокана Валиханова произошли перемены всемирно-исторического значения. В результате победы Великого Октября окрепла братская дружба казахского, русского и всех других народов нашей Родины. Идейное единство русской и казахской культуры является сейчас естественным, само собой разумеющимся явлением. Тем яснее и значительнее выступает выдающаяся роль Валиханова, который в условиях царской России не только провозгласил, но и проводил в жизнь благородные идеи всестороннего культурного сближения России и Казахстана. Труды Чокана Валиханова ярко отражают прогрессивные воззрения ученого и неразрывно связаны со всей его общественной деятельностью. В тяжелых условиях Валиханов смело выступал поборником знания, культуры, прогресса, врагом религиозного дурмана, старой "азиатчины", которую пытались идеализировать местные и пришлые реакционеры. Валиханов был патриотом своего народа в самом высоком значении этого слова, патриотом, который стремился не к искусственной национальной изоляции, не к противопоставлению своего народа другим, а к гармоничному их сотрудничеству, к культурному взаимообогащению. Вот почему светлое имя Чокана Валиханова навсегда останется в памяти свободных народов, и сейчас, спустя 100 лет, мы видим в нем своего естественного союзника в благородном деле сближения народов.

С большим интересом участники сессии выслушали доклад акад. АН КазССР А. Х. Маргулана "Научное наследие Ч. Ч. Валиханова и современность". Славный гражданин и патриот своей Родины, Чокан Валиханов, сказал докладчик, внес огромный вклад в познание природы и жизни населения малоизвестных тогда областей Казахстана и Средней Азии. Отзывы о значении деятельности Валиханова для отечественной науки появились в печати сразу же после его кончины. В некрологе, одним из авторов которого был П. П. Семенов- Тян-Шанский, отмечалось, что смерть унесла одного из самых просвещенных людей России, вышедшего с ее национальной окраины. Открытиями ученого интересовался А. И. Герцен, публиковавший на страницах "Колокола" материалы Валиханова, направленные против грабительского характера политики царского правительства. Много внимания уделял Валиханов изучению истории казахского общества XVII-XIX вв. и казахской этнографии. С большим сочувствием описывал он судьбу обездоленных народных масс Восточного Туркестана, притесняемых местными феодалами и чиновниками китайского богдыхана. Ценны высказывания Валиханова относительно древней истории киргизского народа. Он первым установил, что киргизы кочевали меридионально между Тянь-Шанем и Саянским хребтом еще с древнейших времен и что этот процесс был заторможен вторжением монголов, а затем окончательно остановлен при владычестве джунгар. Научные труды Валиханова переводились на иностранные языки. Они широко использовались отечественными и зарубежными исследователями, изучавшими географию, историю и этнографию Казахстана и Средней Азии.

стр. 122

С докладом "Ч. Ч. Валиханов - поборник дружбы народов" выступил чл. -корр. Ан КазССР А. Н. Нусупбеков. Ленинская дружба народов нашей великой Родины, их духовная близость, взаимопомощь и сотрудничество, отметил он, как и всякое общественное явление, имеют свою историю. У идейных истоков дружбы между русским и казахским народами находился выдающийся казахский ученый-просветитель Чокан Валиханов, взгляды которого сформировались под влиянием ссыльных петрашевцев, а затем революционно- демократических идей В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и их единомышленников. Валиханов был близок со многими деятелями русской культуры и науки. Великий русский писатель Ф. М. Достоевский был другом молодого Валиханова, поддерживал и укреплял его веру в будущее казахского народа.

Всю свою недолгую, но яркую жизнь Ч. Ч. Валиханов посвятил разносторонней общественно-научной деятельности, которая получила высокую оценку у видных представителей русской науки и культуры. Валиханов был пламенным сторонником русско- казахского содружества, активным поборником и проводником этих идей. Именно эту сторону его просветительской деятельности ненавидели противники социального прогресса.

Чокан Валиханов хорошо понимал и знал демократическую среду России, сроднился с ней на почве общности идей, выражающих интересы народных масс. В то же время он обличал произвол царской колониальной администрации. Стремясь сделать что-то практически полезное для улучшения жизни кочевников, Валиханов выступал в защиту их прав, боролся с беззаконием царских чиновников и казахских феодалов. Об этом свидетельствуют его докладные записки в адрес административных властей и переписка с близкими ему людьми. В письмах к русским друзьям Валиханов сообщал, что, пользуясь забитостью и темнотой народных масс, царские чиновники и казахские феодалы грабят народ, "берут страшно и явно...".

Поведать образованной части русского общества о своем родном крае, об обездоленном казахском народе Валиханов считал своей благородной миссией. Благодаря его трудам передовая русская общественность стала проявлять интерес к жизни и творчеству казахского народа и пристально следить за развитием освободительного движения в Казахстане. После жестокого подавления восстания сырдарьинских казахов в 1858 г. герценовская газета "Колокол" с негодованием писала, что "этот кровавый эпизод еще ждет описания". В стихотворении Т. Г. Шевченко "Топор был за дверью..." чувствовались отзвуки общественного мнения России на подавление антиколониального движения в западных районах Казахстана.

Со своей стороны, Валиханов также следил за движением русской жизни, за ее обновлением. Идейное воздействие русской революционно-демократической общественности на казахского ученого-просветителя заметно возросло в начале 60-х годов. Однако в условиях отсталого казахского общества он не смог подняться до уровня русских революционных демократов и до конца жизни оставался на позициях просветительства.

Историческое значение деятельности Чокана Валиханова заключается в том, что он своими просветительскими идеями содействовал приобщению казахского народа к передовой русской культуре, был убежденным и последовательным поборником дружбы между казахским и русским народами. Выражая свободолюбивые стремления родного народа, он первым из казахов участвовал в общероссийском демократическом движении.

А. В. Пясковский выступил с докладом "Чокан Валиханов - казахский просветитель". Исследуя просветительскую деятельность Валиханова, сказал он, надо прежде всего учитывать общественно-экономические и политические условия, в которых пришлось ему действовать, и то, насколько эти условия отличались от условий, в которых работали русские просветители. Без учета этих различий можно получить обедненный, приниженный образ выдающегося казахского просветителя.

В России во второй половине XIX в. в результате отмены крепостного права и проведения ряда реформ стал бурно развиваться капитализм. Казахстан же в это время продолжал оставаться отсталой колониальной окраиной с преобладанием кочевого скотоводства и сильными пережитками родоплеменных отношений. И вот на фоне этих социально- экономических, политических и исторических условий и появилась

стр. 123

маститая фигура первого казахского ученого-просветителя Ч. Валиханова, феномена, колосса.

Валиханов горячо любил свою Родину, был ее патриотом в лучшем смысле этого слова, любил свой народ и стремился сделать все, что мог, для его развития. В силу объективных условий Валиханов не мог еще понять, что движущей силой общества является классовая борьба угнетенных масс. Но вместе с тем он ясно видел разделение общества на два противоположных лагеря, и его симпатии были целиком на стороне бедноты.

Видя отсталость и тяжелое положение народных масс и не будучи еще в состоянии осознать необходимость преобразования общества революционным путем, Валиханов полагал, что исторического прогресса и улучшения жизни трудящихся можно достигнуть посредством просвещения, которое якобы в состоянии изменить даже самое человеческую природу. Поэтому он настойчиво ратовал за всемерное просвещение казахского народа, за решительную борьбу со всем, что мешало этому. Валиханов возлагал свои надежды на Россию, в которой видел источник просвещения казахского народа. С удивительной прозорливостью он уже тогда оценил прогрессивную роль добровольного присоединения Казахстана к России. Но значение деятельности Чокана Валиханова нельзя ограничивать одним Казахстаном. Он внес много ценного в общую сокровищницу мировой науки и культуры.

В докладе "Ч. Ч. Валиханов как географ" Э. М. Мурзаев рассказал о результатах географических исследований Ч. Ч. Валиханова в Средней и Центральной Азии. Докладчик отметил, что только благодаря удивительной разносторонности, работоспособности и эрудиции Валиханов за 8 - 10 лет творческого труда смог оставить работы, представляющие существенный вклад в познание природы и географических закономерностей, свойственных этим регионам. Огромное количество нового ценного материала приведено им в "Очерках Джунгарли", в работах о Западном крае Китайской империи, в "Дневнике поездки на Иссык- Куль", в материалах и исследованиях о Кашгаре.

Валиханов не ограничивался только сбором фактов, в поисках закономерностей он шел дальше и делал попытки их систематизации. Так, например, вызывает значительный интерес сделанный им по классической схеме обзор Кашгарии, в котором дается, по сути дела, двухступенчатая географическая характеристика: о стране в целом и по районам. Э. М. Мурзаев отметил, что путешествие в Кашгарию в 1858 - 1859 гг. было таким новаторством для географической науки, что его можно назвать великим научным подвигом, оставившим глубокие следы в исследовании Азии. В своих дневниках и записках Ч. Ч. Валиханов зафиксировал детальные описания маршрутов в Центральную Азию, которыми позднее воспользовались как русские, так и зарубежные географы. Много внимания ученый уделял картографии. Он отчетливо понимал ее значение в изучении края и много сделал сам в этой области.

А. А. Валитова выступила с сообщением "Чокан Валиханов как этнограф и фольклорист". Исследования Валиханова в области этнографии и фольклористики, сказала она, поражают своей глубокой продуманностью и всесторонней аргументацией. Востоковед широкого профиля, владевший многими восточными и западными языками, Валиханов на протяжении всей своей жизни тщательно изучал материальную и духовную культуру казахов, их хозяйство и быт. Много сделал Чокан Валиханов для изучения исторической этнографии казахов, киргизов и уйгур. Его особенно интересовали вопросы этногенеза народов Средней Азии и Восточного Туркестана. В связи с этим Валиханову пришлось серьезно исследовать этнонимику родоплеменных народов, их историческую эволюцию, нашедшую отражение в письменных источниках, преданиях и легендах.

Значительное внимание уделял Ч. Ч. Валиханов изучению проблем духовной культуры этих народов: народной поэзии и музыки, погребальной обрядности, религии и верований - ислама, шаманизма, отчасти буддизма и народных суеверий.

В работах "Следы шаманства у киргизов", "О мусульманстве в степи" и др. Валиханов показал тот насильственный путь, которым насаждался у казахов и киргизов ислам, как много вобрал он в себя элементов прежних верований и как поверхностны мусульманские представления кочевых степных народов, ибо ислам со своей

стр. 124

схоластикой, догматизмом и громоздкой обрядностью органически чужд скотоводам- кочевникам.

Большое значение Валиханов придавал изучению фольклорного материала кочевых народов Средней Азии. Он с детства знал все жанры казахского фольклора и был прекрасным собирателем устного народного творчества. Чокан Валиханов внес большой вклад в фольклористику и как исследователь. Он изучал фольклор как исторический и этнографический, источник. В своих этнографических работах он использовал исторические жанры фольклора - предания, легенды, сказки и песни, он препарировал их как исторический источник. К духовной культуре народа, и особенно к фольклору и эпосу, Валиханов всегда относился как к памятникам искусства, которые отражают огромные творческие способности народа. А. А. Валитова отметила особую ценность сведений Валиханова об эпосе "Манас" в его наиболее раннем варианте, записанном в ауле.

Чокан Валиханов не был кабинетным ученым. По всем вопросам этнографии и фольклора он подходил с позиций передового мыслителя, отдававшего все свои силы борьбе за улучшение жизни народа. В области изучения этнографии и устно-поэтического творчества Ч. Ч. Валиханов был последователем русских революционных демократов, которые исследовали культуру, быт, общественные и семейные отношения как важнейший материал для решения общих социально-политических вопросов.

В работе научной сессии приняли участие многочисленные представители ученых Москвы и Казахстана: историки, этнографы, географы, филологи. Присутствующие с большим вниманием и интересом выслушали доклады и сообщения, посвященные замечательному сыну казахского народа - Чокану Чингисовичу Валиханову. Это еще раз свидетельствует о том, что советский народ свято чтит и бережно хранит все ценное и передовое, что оставил ученый в наследство своим потомкам.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ПАМЯТИ-ВЫДАЮЩЕГОСЯ-КАЗАХСКОГО-УЧЕНОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЯ-Ч-Ч-ВАЛИХАНОВА-1835-1865-гг

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. И. АССАТУРОВА, ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ КАЗАХСКОГО УЧЕНОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЯ Ч. Ч. ВАЛИХАНОВА (1835-1865 гг.) // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 01.10.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ПАМЯТИ-ВЫДАЮЩЕГОСЯ-КАЗАХСКОГО-УЧЕНОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЯ-Ч-Ч-ВАЛИХАНОВА-1835-1865-гг (date of access: 13.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. И. АССАТУРОВА:

М. И. АССАТУРОВА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
2024 views rating
01.10.2017 (2630 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
АНТРОПОМОРФНАЯ, ЗООМОРФНАЯ И СОЛЯРНАЯ СИМВОЛИКА НА СОСУДАХ БРОНЗОВОГО ВЕКА ПРИБАЙКАЛЬЯ
3 hours ago · From Urhan Karimov
СЕРЕБРО КАЗАХСКИХ ЗЕРГЕРОВ: ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ
3 hours ago · From Urhan Karimov
ОБЫЧАИ РЯЖЕНИЯ В КАЛЕНДАРНЫХ ПРАЗДНИКАХ НЕМЦЕВ СИБИРИ
3 hours ago · From Urhan Karimov
ПАХОМОВСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ
3 hours ago · From Urhan Karimov
ГЛИНЯНЫЕ ШАРЫ С ОСТРОВА СУЧУ - МАТЕРИАЛЬНЫЕ САКРАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ЭПОХИ НЕОЛИТА
3 hours ago · From Urhan Karimov
"Тезис о конфликте" и научный натурализм
13 hours ago · From Urhan Karimov
"Precepts" of Socialism: Transformation of a religious holiday in a village in the Central Nechernozem Region in the mid-1940s-early 1960s
18 hours ago · From Urhan Karimov
Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука
Yesterday · From Urhan Karimov
Селезнев Н. Н. Pax Christiana et Pax Islamica: Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке
Yesterday · From Urhan Karimov
Маронит, мелькит или яковит? К вопросу о конфессиональной принадлежности Абд ал-Масиха ибн На'има ал-Химси, арабо-христианского переводчика Плотина
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ КАЗАХСКОГО УЧЕНОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЯ Ч. Ч. ВАЛИХАНОВА (1835-1865 гг.)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android