Libmonster ID: KZ-1145

Традиционный обычай соседско-общинной и родственно-тухумной взаимопомощи (аварское "гвай", лакское "марша", даргинское "билка", лезгинское "мел", кумыкское "булкъа") был широко распространен на Кавказе, отражая специфику основных занятий населения, социальные отношения в обществе, характерные черты родственных взаимосвязей, норм морали и этики.

Обычай зародился еще в первобытной общине. По мере формирования обособленной собственности, домохозяйства и перерастания первобытнообщинных отношений в соседские в этих обособившихся ячейках постоянно возникала потребность в тех или иных предметах потребления, в средствах производства, в дополнительной рабочей силе1. Слабо развитые формы труда, сложности в ведении хозяйства способствовали сохранению этого обычая как характерной черты производства и общественного быта и на последующих этапах социально-экономического развития общества. "Он получил дальнейшее развитие и в феодальном обществе, не утратил своего значения и в условиях замедленного, но неуклонного проникновения в экономику Дагестана элементов капиталистического развития"2. В послемонгольский период, в связи с активизацией процесса объединения мелких поселений тухумно-родственного типа в крупные территориально-тухумные поселения3, обычай взаимопомощи, не утратив своего кровнородственного содержания, все более развивался в территориально-общинный институт. "Эта черта особо стойко сохранилась в быту у всех народов Кавказа даже тогда, когда патронимия испытала уже глубокий распад, - писал М. О. Косвен. - Взаимопомощь выражалась в том, что все семьи патронимии неукоснительно являлись на помощь тогда, когда одна из семей предпринимала какую-нибудь работу, для выполнения которой сил одной семьи было недостаточно"4. В XIX в. по составу участников взаимопомощь носила не только кровнородственный, но и достаточно выраженный соседско-джамаатский характер5.

Помощь родственниками и односельчанами оказывалась повсеместно и почти в любом случае, когда хозяин испытывал потребность в дополнительной рабочей силе, или если его постигали стихийное бедствие, падеж скота, пожар, хищение его имущества.

Чаще всего в повседневной жизни взаимопомощь оказывалась в форме одалживаний. У родственников, соседей, друзей, односельчан одалживаться могло все, начиная с кухонной утвари, инструментов, предметов одежды, орудий труда, продуктов и кончая тягловой или гужевой силой. При этом в подавляющем большинстве случаев просьба одалживающегося удовлетворялась. Общественное мнение, эта высшая инстанция в вопросах морали и этики для любого дагестанца, резко осудило бы всякого, кто имея возможность откликнуться на просьбу просителя, отказал бы ему в чем-то.


Эльмурзаева Амшат Джамалутдиновна - соискатель Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

стр. 140

"Вообще, одолжить что-либо, взять что-либо во временное пользование, взаймы не считалось унижением для одной стороны и приравнивалось к проявлению уважения и доверия по отношению к другой стороне"6. Более того, обращаться с просьбой одолжить что-либо у односельчанина, минуя соседа, значило бы незаслуженно и глубоко обидеть его. Также обиженным посчитал бы себя мужчина, узнав, что друг его у кого-то что-то одалживал, не обратившись к нему. Однако любой член общества, чрезмерно часто прибегающий ко всякого рода одалживаниям, лишился бы уважения общества, "потерял бы лицо".

Очень часто помощь родственнику, соседу, односельчанину оказывалась при различного рода полевых работах: при вспашке и засеве участков, прополке, уборке урожая, скирдовании, обмолоте, веянии зерна. Здесь сразу же следует оговориться, что чаще всего помощь мужчине оказывали юноши и мужчины, женщине - девушки и женщины: половое разделение труда в дагестанском обществе жестко регламентировалось. Так, в работах полеводческого характера пахота и засев поля, скирдование, молотьба были мужскими занятиями, прополка и веяние - женскими. Доставка навоза на пахотный участок и разбрасывание его могли выполняться совместно мужчинами и женщинами; так же, совместно, происходила уборка урожая (женщины косили серпами, мужчины вязали снопы).

Значительные по площади пахотные участки земли были у населения равнины и предгорий. В горной и высокогорной зонах Дагестана пахотные участки хозяйств были мизерные, чаще всего представленные в виде горных террас. Казалось бы, это позволяло таким хозяйствам обойтись без посторонней помощи. Однако, во-первых, в дагестанской сельской общине сроки начала, продолжительности и окончания всех видов сельскохозяйственного производства были жестоко регламентированы. Во-вторых, у значительной части населения небольшие участки пахотной земли могли быть разбросанными по округе и нередко на значительном расстоянии друг от друга. Осложняло проблему и то обстоятельство, что многие местные горцы, стремясь обеспечить своим семьям прожиточный минимум, отправлялись на заработки в другие регионы Северного Кавказа, в Закавказье, в южные губернии России. Нередко они задерживались там надолго и, таким образом, их семьи в сельскохозяйственную страду были лишены рабочих рук. Все это в совокупности способствовало тому, что для обработки земли и получения урожая многим хозяйствам требовалась дополнительная рабочая сила7.

Оказывалась помощь односельчанам и родственникам также в сенокосную страду. Нередко тот или иной хозяин нуждался в помощи родственников и односельчан при сезонной стрижке овец. К найму стригалей прибегали лишь те немногие хозяева, у кого поголовье овец исчислялось сотнями. В большинстве случаев хозяин обходился услугами нескольких мужчин, пришедших к нему на помощь.

Дополнительная рабочая сила требовалась при заготовке и доставке строительного леса, строительного камня, при закладке фундамента нового строения, при возведении его стен и их обмазке глиной, при перекрытии крыш дома и т.д. Женщины оказывали помощь друг другу при изготовлении ковров и дорожек, валянии войлока, первичной обработке шерсти, изготовлении колбас и набивании фаршем овечьих желудков, при перебирании гороха, фасоли, чечевицы, лущении кукурузы и т.д. Обычно подобного рода женские собрания посещали юноши и молодые мужчины, которые приносили с собой музыкальные инструменты, угощение для девушек и женщин (орехи, сладости, сухофрукты). Не отрываясь от работы, молодежь пела, шутила, здесь были в ходу словесные пикировки, безобидные поддразнивания и розыгрыши, взаимные посвящения импровизированных куплетов, чаще всего шутливого, насмешливого содержания.

Родственная и соседская взаимопомощь оказывалась и по случаю свадьбы. Основное бремя расходов по организации праздника несли семья и ближайшие родственники. В небольших по численности селениях Дагестана, иначе говоря - в подавляющем большинстве селений - свадьба была общесельским событием, в подготовке и проведении которого участвовало практически все население. При этом, взрослые члены общины-джамаата старались внести свой вклад и в имущество создающейся семьи, и в организацию торжества. Это выражалось и в преподнесении подарков жениху и невесте (отрезы материи, предметы домашней утвари, готовая одежда, обувь, украшения, небольшая сумма денег и т.д.), а также в активном участии в организационных хлопотах. Именно такую рациональную нагрузку несли и шуточные "штрафы", налагаемые тамадой на участников свадебного застолья. За различного рода мелкие "нарушения", чаще всего мнимые (за молчаливость или разговорчивость, угрюмость или чрезмерную веселость, за опоздание к застолью или попытку покинуть его без разрешения и т.д.), тамада налагал на "виновного" штраф: принести из дома жареную

стр. 141

курицу, отварную баранью голову, ляжку бараньего мяса, кувшин бузы, чуреки, сыр и прочие. Тамада, как правило представитель старшего поколения, прекрасно знал о возможностях "штрафуемого". Процедура наложения "штрафа" обставлялась шутливым церемониалом: тамада назначал "судью", выступали "свидетели", выносился "приговор". Все это носило развлекательный характер, но главная цель - как-то помочь хозяину в его свадебных расходах - достигалась.

Родственники и односельчане приходили на помощь и семье, потерявшей близкого человека, участвуя в организации похорон и оказывая материальную поддержку.

Помощь скотом, утварью, деньгами оказывалась и хозяину, пострадавшему от пожара, воровства, падежа скота. Нередко были случаи, когда полученные таким образом средства суммарно превосходили потери. Мог быть организован и специальный сбор средств для потерпевшей крупные убытки семьи. Для этого, по решению местных старейшин, кто-либо из односельчан, не состоящий в близком родстве с пострадавшим, организовывал в селении сбор пожертвований в пользу последнего.

В тех случаях, когда для помощи кому-либо собиралось значительное число людей и особенно, когда приходили и мужчины, и женщины, люди выходили на коллективные работы как на праздник, в нарядной одежде. Звуки зурны и барабана, песни и танцы в перерывах между работой были нередким явлением.

В дагестановедческой литературе неоднократно высказывалось мнение, что собравшиеся помочь кому-либо люди работали за небольшое угощение со стороны хозяина8. Это в корне неверно. Помощь родственнику, соседу, односельчанину оказывалась совершенно безвозмездно. Появившийся и развившийся в силу хозяйственной необходимости обычай взаимопомощи вырос в морально-этическую категорию, стал нравственной характеристикой дагестанских народов. В тех случаях, когда помощь оказывалась бедняку, вдове, сироте, приходящие сами приносили с собой еду, которая в перерыве коллективно съедалась. Вместе с другими мог угоститься принесенным и хозяин, и его домочадцы: ничего унизительного для последних по местным нормам морали здесь не было. Тот, кому оказывалась помощь, мог угостить пришедших тем, чем он располагал. Это могли быть хлеб и сыр, лепешки, кислое молоко, мясо. Состоятельный хозяин мог для угощения собравшихся зарезать барана. Все зависело от объема и трудоемкости выполненных работ, от материального достатка угощающего.

Участник коллектива, оказывающего кому-либо помощь, обязан был придерживаться сложившихся в народе морально-этических норм. "Например, от члена общества требовалась максимальная самоотдача в работе, ожидалось полное приложение как умений, навыков, так и физических сил. Только показаться, только присутствовать, обозначиться, особенно не напрягаясь, считалось недопустимым.... Оказывающий помощь односельчанину словом, жестом, намеком не позволял себе стать в позу делающего одолжение, жертвующего своим временем и усилиями. Поведенческий критерий был один: работать как "на себя", как в своем хозяйстве, даже лучше. ... Не допускалось выпячивание кем-либо своего умения, сноровки, физической силы и тем более - высмеивание чьего-либо неумения, неловкости, физической слабости"9.

Сложившийся в условиях нелегкой борьбы за существование, за выживание обычай взаимопомощи с давних пор стал рассматриваться в народе как норма общественного поведения. Пользуясь этим, местная управленческая и имущая верхушка часто использовала народный обычай в своекорыстных целях, привлекая людей к различного рода работам в своем хозяйстве. Явления такого порядка стали наиболее частыми в XIX в., особенно во второй его половине, с заметной дифференциацией имущественного положения дагестанского крестьянства10. Не случайно И. П. Петрушевский дает обычаю, в частности, такое определение: "Это по существу повинность, довольно обычная в условиях раннефеодальных отношений"11.

Обычай взаимопомощи, зародившись в недрах родовой общины и являясь отражением присущих ей производственных отношений, продолжал развиваться и в условиях новой социальной организации - сельской общины. С развитием последней, взаимопомощь, оставаясь преимущественно родственно-тухумной, все более приобретает и соседский, общинный характер. В Дагестане в условиях земельного голода, высоких цен на пахотные участки, натурального и полунатурального хозяйствования, незначительного поголовья скота, приходящегося на узденское хозяйство, обычай взаимопомощи помог выжить многим семьям. Выросший и развившийся на экономической почве обычай стал для большинства членов общества морально-этической нормой. Тем не менее, в условиях развивающейся имущественной дифференциации узденства в общинной среде обычай стал использоваться имущей верхушкой как удобная форма эксплуатации рядовых членной общества.

стр. 142

Изменившись в соответствии с новыми условиями жизни, обычай продолжал функционировать и в XX в., не окончательно изжил он себя и в наши дни.


Примечания

1. СЕМЕНОВ Ю. И. Взаимопомощь. Свод этнографических понятий и терминов: Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М. 1986, с. 30 - 31.

2. ЛУГУЕВ С. А. Взаимопомощь в хозяйственной деятельности лакцев (вторая половина XIX - начало XX в.). Махачкала. 1979, с. 99.

3. ГАДЖИЕВА С. Ш., ОСМАНОВ М. О., ПАШАЕВА А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала. 1967, с. 42.

4. КОСВЕН М. О. Семейная обшина и патронимия. М. 1963, с. 198.

5. ЛУГУЕВ С. А. Традиционные нормы межличностного и группового общения народов Дагестана в XIX - начале XX века. Махачкала. 2007, с. 86.

6. ЛУГУЕВ С. А. Культура поведения и этикет дагестанцев. XIX - начало XX века. Махачкала. 2006, с. 52.

7. История Дагестана с древнейших времен до XX века. Т. 1. М. 2004, с. 572 - 574.

8. ВОРОНОВ Н. Путешествие по Дагестану. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис. 1868, с. 24; ВАСИЛЬЕВ А. Т. Кузикумухцы. - Этнографическое обозрение. 1899, N 3, с. 77.

9. ЛУГУЕВ С. А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана. XIX - начало XX в. Махачкала. 2000, с. 81.

10. История Дагестана. Т. 1. Махачкала. 1967, с. 368.

11. ПЕТРУШЕВСКИЙ И. П. Социальная структура Джаро-Белоканских вольных обществ накануне российского завоевания. Исторический сборник. Л. 1934, с. 224.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Обычай-взаимопомощи-в-Дагестане-в-XIX-начале-XX-в

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Д. Эльмурзаева, Обычай взаимопомощи в Дагестане в XIX - начале XX в. // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 18.11.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Обычай-взаимопомощи-в-Дагестане-в-XIX-начале-XX-в (date of access: 05.10.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. Д. Эльмурзаева:

А. Д. Эльмурзаева → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1545 views rating
18.11.2020 (1417 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Микрокредиты в Казахстане
Catalog: Экономика 
6 days ago · From Қазақстан Желіде
ПАТРИОТ НА ПРОТЯЖЕНИИ РАЗНЫХ ЭПОХ
Catalog: Разное 
13 days ago · From Цеслан Бастанов
ПУШКИН И МАРЖЕРЕТ. Образ и реальность
13 days ago · From Цеслан Бастанов
"С ЛЕГКИМ ПАРОМ, С МОЛОДЫМ ЖАРОМ!"
Catalog: История 
13 days ago · From Цеслан Бастанов
СУДЬБА СЮЖЕТА О ЮНОШЕ-КОЖЕМЯКЕ В РУССКОМ ЛЕТОПИСАНИИ
Catalog: История 
13 days ago · From Цеслан Бастанов
"М. В. ЛОМОНОСОВ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ РИТОРИКИ"
13 days ago · From Цеслан Бастанов
М. Н. ПАНОВА. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО: ОПЫТ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
14 days ago · From Цеслан Бастанов
Системы видеонаблюдения и системы контроля и управления доступом (СКУД) играют важную роль в обеспечении безопасности как на корпоративном, так и на частном уровне. В условиях, когда информационные и физические угрозы становятся все более сложными и изощренными, эти технологии превращаются в ключевые инструменты управления безопасностью. Они используются не только для предотвращения правонарушений, но и для создания общей инфраструктуры защиты данных и объектов. Их внедрение изменило как наш подход к безопасности, так и понимание ее важности в повседневной жизни.
17 days ago · From Қазақстан Желіде
"БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ..."
Catalog: История 
31 days ago · From Цеслан Бастанов
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РОССИЙСКИХ ФАМИЛИЙ
31 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Обычай взаимопомощи в Дагестане в XIX - начале XX в.
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android