Libmonster ID: KZ-725
Author(s) of the publication: Н. Н. ДЕМОЧКИН

К 80 -летию революции 1905 - 1907 гг. Революция 1905 - 1907 гг. в России явилась буржуазно-демократической революцией нового типа, первой народной революцией эпохи империализма. "Эта революция, - отмечается в Постановлении ЦК КПСС "О 80-летии революции 1905 - 1907 годов в России", - пробудила к политической жизни широчайшие массы рабочих и крестьян, другие слои населения, ознаменовала начало нового исторического периода - периода глубоких социальных потрясений и революционных битв"1 .

Истории революции 1905 - 1907 гг. посвящена обширная литература2 . В ней поставлен и вопрос о том, как В. И. Ленин, большевистская партия в ходе революции рассматривали проблему революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства с ее политическим органом - временным революционным правительством. Однако проблему нельзя признать достаточно освещенной. В данной статье ставится задача показать, как с учетом опыта революции Ленин разрабатывал вопрос о форме государственной власти, переходной к социалистической государственности, и как практически этот вопрос решался большевистской партией и руководимым ею рабочим классом.

По своему характеру начавшаяся в России революция была буржуазной, направленной на ликвидацию царизма и других остатков крепостничества. Она не ставила непосредственно задачу ликвидировать капиталистический строй, но коренным образом отличалась от всех предшествующих буржуазных революций. На Западе в буржуазных революциях борющиеся силы делились на лагерь феодально-абсолютистской реакции и лагерь революции. Последний включал буржуазию, крестьянство и городской плебс. В российской революции 1905 - 1907 гг. открыто выступили на политической арене три главных политических лагеря: правительственный (царизм и помещики), либерально- буржуазный, революционно-демократический3 . Либеральная часть буржуазии выступала на словах за революцию и даже от ее имени, но делала это своекорыстно, трусливо. Классовый антагонизм, который существовал между буржуазией и пролетариатом, был значительно сильнее, чем в революциях, происходивших на Западе. Российский пролетариат уже про-


1 Правда, 3.I.1985.

2 В числе обобщающих трудов последнего десятилетия см.: Революция 1905 - 1907 годов в России. М. 1975; Зародов К. И. Три революции в России и наше время. М. 1977; Актуальные проблемы советской историографии первой русской революции. М. 1978; Рабочий класс в первой российской революции 1905 - 1907 гг. М. 1981; Борьба за массы в трех революциях в России. М. 1981; Волобуев О. В., Муравьев В. А. Ленинская концепция революции 1905 - 1907 годов в России и советская историография. М. 1982; Генеральная репетиция Великого Октября. М. 1985.

3 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 12, с. 9.

стр. 21


демонстрировал не только растущую организованность, готовность к решительным действиям во имя демократических и социалистических идеалов, но и способность под руководством своей революционной партии повести за собой широкие массы.

Напуганная революционными выступлениями рабочего класса буржуазия готова была пойти на компромисс с царизмом, в лице которого она видела защиту "от посягательств пролетариата"4 . С развитием революции эта тенденция проявлялась все сильнее. Поэтому русский либерализм гораздо быстрее и раньше, чем европейский, бросился в объятия контрреволюции. Однако, как показало развитие революционного движения, ни путем обмана народных масс, ни путем сделок с царизмом невозможно было предотвратить народную революцию.

На основе глубокого анализа характера наступившей эпохи империализма, учитывая соотношение и расстановку классовых сил, Ленин показал, что вождем буржуазно-демократической революции может быть только пролетариат, руководимый марксистской революционной партией. Гегемония пролетариата - главное необходимое политическое условие полной победы буржуазно-демократической революции и перерастания ее в социалистическую. Рабочий класс в ходе революции вырос в самостоятельную политическую силу, "завоевал себе роль гегемона в борьбе за свободу, за демократию, как условие для борьбы за социализм"5 . Об этом наглядно свидетельствовало стачечное движение пролетариата. Но он являлся и руководителем всей революционной борьбы в стране, был центром притяжения для всех угнетенных и эксплуатируемых. Подчеркивая это, Ленин писал: "Движение других классов группируется вокруг этого центра. За ним следует, им направляется или определяется (в положительную или отрицательную сторону), от него зависит"6 .

Достижение целей буржуазно-демократической революции, утверждение демократической республики могло создать наиболее благоприятные условия для борьбы пролетариата. Но буржуазно-демократическая революция не являлась для него конечной целью борьбы. Выступая гегемоном буржуазно- демократической революции как первого и необходимого этапа на пути к социалистической революции, рабочий класс стремился к завоеванию политических свобод, уничтожению остатков крепостничества, с тем чтобы, не задерживаясь на данном этапе, приступить к решению чисто пролетарских классовых задач. Опыт России показал определенную преемственность в процессе формирования политических сил демократической и социалистической революции. Союз сил, способных обеспечить победу социалистической революции, начинает складываться не после завершения буржуазно-демократической революции, а в борьбе за демократию. Возможность создания блока демократических сил, активно участвующих в борьбе за власть, является основным условием создания государства, переходного к диктатуре пролетариата.

Принадлежность крестьян России к революционно-демократическому лагерю не свидетельствовала об отсутствии у них "конституционных иллюзий". Но несмотря на колебания крестьян между либеральной буржуазией и пролетариатом, классовые тенденции крестьянства одерживают верх над его либеральными иллюзиями. Объективно крестьянство было заинтересовано в победоносной демократической революции, т. к. только революция могла покончить с помещичьим землевладением, обеспечить крестьянам демократические свободы. При этом только руководство рабочего класса объединяло разобщенную крестьянскую мас-


4 Там же. Т. 15, с. 193, прим.

5 Там же. Т. 19, с. 371.

6 Там же, с. 395.

стр. 22


су, превращало ее в действенную политическую силу. За три года революции произошло свыше 7 тыс. крестьянских выступлений7 . Это движение отличалось не только размахом, но и относительно высокой политической сознательностью. Ленин писал: "Наше крестьянство создало в первый же период русской революции аграрное движение несравненно более сильное, определенное, политически сознательное, чем в предыдущих буржуазных революциях XIX века"8 .

Развитое Лениным учение о союзе рабочего класса с непролетарскими слоями населения лежало в основе деятельности большевистской партии по созданию единого революционного демократического фронта против царизма. Рабочий класс, изолируя буржуазию и руководя демократической революцией, придавал последней пролетарский характер.

Гегемония пролетариата в буржуазно-демократической революции по-новому поставила вопрос о власти. В буржуазных западноевропейских революциях народные массы - рабочий класс, крестьянство, городские мелкобуржуазные слои - выступали как главная движущая сила против феодализма. Однако политическая власть переходила к буржуазии. В буржуазно-демократической революции в России действовала новая расстановка классовых сил: пролетариат выступал гегемоном революции, его союзником являлось многомиллионное крестьянство, а либеральная буржуазия была устранена от руководства революцией. После свержения царизма должна была быть установлена революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства. Политической формой ее не могла быть буржуазно-парламентарная республика, т. к. сущностью последней являлась диктатура буржуазии.

В истории буржуазных революций Запада приход буржуазии к власти не сопровождался коренной ломкой феодального государственного аппарата. Буржуазия лишь совершенствовала его, приспособляя к своим задачам. Революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства не уничтожила бы капиталистический строй. Установление ее, писал Ленин, "еще не сделает из нашей буржуазной революции революцию социалистическую; демократический переворот не выйдет непосредственно из рамок буржуазных общественно-экономических отношений; но тем не менее значение такой победы будет гигантское для будущего развития и России и всего мира"9 . Революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства означала бы замену старой армии, оторванной от народа и направленной против народа, - вооруженным народом, слом чиновничье- бюрократического аппарата самодержавия и создание нового государственного аппарата, всецело зависящего от революционного народа. Если останется в государстве, писал Ленин, хоть какая-нибудь власть, "народом не выбранная, не сменяемая, от народа всецело не зависящая, то действительное удовлетворение назревших и всеми сознаваемых нужд невозможно" 10 .

Разъясняя задачи демократической республики, Ленин в статье "Революционная демократическая диктатура пролетариата и крестьянства" писал: "Мы разумеем под республикой не только и даже не столько форму правления, сколько всю совокупность демократических преобразований нашей программы- минимум"11 . Он подчеркивал: "Это может быть только диктатура, потому что осуществление преобразований, немедленно и непременно нужных для пролетариата и крестьянст-


7 См. Дубровский С. М. Крестьянское движение в революции 1905 - 1907 гг. М. 1956, с. 38.

8 Ленин В. И. ПСС. Т. 17, с. 39 - 40.

9 Там же. Т. 11, с. 45.

10 Там же. Т. 13, с. 218.

11 Там же. Т. 10, с. 26.

стр. 23


ва, вызовет отчаянное сопротивление и помещиков, и крупных буржуа, и царизма. Без диктатуры сломить это сопротивление, отразить контрреволюционные попытки невозможно. Но это будет, разумеется, не социалистическая, а демократическая диктатура. Она не сможет затронуть (без целого ряда промежуточных ступеней революционного развития) основ капитализма"12 .

Революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства как переходный тип власти имеет свое прошлое - это борьба с самодержавием, феодально-крепостническим строем, эксплуатацией; ее будущее - борьба за социализм. Решительная победа народа над царизмом, установление революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства мыслилось большевиками как высший акт буржуазно-демократической революции. Такое направление развития революции логически вытекало из программы-минимум РСДРП. В ней подчеркивалось, что партия ставит своей ближайшей политической задачей низвержение самодержавия и замену его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы самодержавие народа, т. е. сосредоточение верховной государственной власти в руках законодательного собрания, составленного из представителей народа13 .

Демократическая республика, сущностью которой была революционно- демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, не являлась конкретной формой новой государственной власти, переходной к социалистической государственности. Такую форму невозможно было выдвинуть исходя лишь из теории. Это могла сделать только практика, революционное творчество масс, и до появления Советов Ленин не говорил конкретно о форме такой государственной власти. Возникновение в 1905 г. Советов позволило ему сформулировать положение о советской форме государственной власти. Говоря о том, что К. Маркс до Парижской Коммуны 1871 г. не указывал, в какие конкретные формы государственной власти выльется политическая организация пролетариата, Ленин писал: "Не вдаваясь в утопии, Маркс от опыта массового движения ждал ответа на вопрос о том, в какие конкретные формы эта организация пролетариата, как господствующего класса, станет выливаться, каким именно образом эта организация будет совмещена с наиболее полным и последовательным "завоеванием демократии"14 . Так же поступал и Ленин, изучивший опыт массового рабочего движения и выдвинувший конкретную форму демократической республики - республику Советов.

Меньшевики, не уяснив особенностей новой исторической эпохи, в которой развивалась буржуазно-демократическая революция в России, имея ошибочное представление относительно основных движущих сил этой революции, механически отождествляли ее с буржуазными революциями, прошедшими на Западе. Выступая за признание буржуазии гегемоном и отводя рабочему классу лишь роль оппозиции, они утверждали, что демократическая республика, которая должна возникнуть в результате победы революции, могла стать лишь политической формой диктатуры буржуазии. Действия пролетариата в условиях буржуазно-демократической революции меньшевики ограничивали ролью "крайней оппозиции" и тем самым отрицали его гегемонию в демократической революции, а все плоды народной победы были заранее готовы "подарить" либеральной буржуазии. Провозглашение буржуазии вождем революции меньшевики пытались прикрыть фальшивым тезисом о "незаинтересованности" рабочего класса в буржуазной революции и утверждаемых ею демократических институтах.


12 Там же. Т. 11, с. 44.

13 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е, Т. 1, с. 62.

14 Ленин В. И. ПСС. Т. 33, с. 40.

стр. 24


Разоблачая несостоятельность утверждений меньшевиков, Ленин подчеркивал: "Буржуазия оглядывается назад, боясь демократического прогресса, который грозит усилением пролетариата... Чем последовательнее буржуазная революция, тем больше обеспечивает она выгоды пролетариата и крестьянства в демократическом перевороте"15 . Ленин требовал от революционных марксистов уметь соединить борьбу за демократию с борьбой за социализм. Опыт революционного движения показал, что увлечь за собой широкие массы на социалистическую революцию рабочий класс не сможет, если не будет бороться за радикальные демократические преобразования. Да и сам рабочий класс способен осознать необходимость социалистической революции, только активно участвуя в общедемократическом движении. Борьба за демократию и социализм - это две взаимосвязанные стороны единого революционного процесса. Уже после победы Октябрьской революции Ленин выступал против тех, кто стремился воздвигнуть "китайскую стену" между буржуазно- демократической и социалистической революциями, и писал, что это "есть величайшее извращение марксизма, опошление его, замена либерализмом"16 .

Ленин нацеливал большевистскую партию, рабочий класс на создание, не дожидаясь победы вооруженного восстания на всей территории страны, временного революционного правительства, которое созвало бы всенародное Учредительное собрание на основе действительно всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, провозгласило демократическую республику и обеспечило вооружение народа. Чтобы привлечь массы на сторону революции, временное революционное правительство должно было провозгласить политические свободы, полную свободу угнетенных и неполноправных народностей, 8-часовой рабочий день, создание революционных крестьянских комитетов17 . Задачи эти являлись не социалистическими, а демократическими. Но осуществить их в условиях парламентарно-буржуазной республики было нельзя, т. к. они непосредственно затрагивали интересы буржуазии. Эти задачи могла претворить в жизнь только революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства. Возникшие в 1905 г. Советы Ленин называл "началом завоевания политической власти пролетариатом, опирающимся на революционную мелкую буржуазию, в особенности на крестьянство"18 .

Вопрос о создании временного революционного правительства имел не только теоретическое значение. Революция приближалась к своей вершине - вооруженному восстанию. III съезд РСДРП в резолюции "О временном революционном правительстве" поставил общую задачу создания такого правительства. Особое значение имел вопрос о том, представители каких классов должны принимать участие в нем, допустимо ли участие в таком правительстве представителей пролетарской партии вместе с представителями мелкой буржуазии. Большевики давали положительный ответ на этот вопрос. "В принципе участие социал-демократии во временном революционном правительстве (в эпоху демократического переворота, в эпоху борьбы за республику) допустимо , - писал Ленин. - Этим заявлением мы бесповоротно отделяем себя и от анархистов, отвечающих на этот вопрос принципиально в отрицательном смысле, и от хвостистов социал- демократии"19 .

Необходимым условием своего участия во временном революционном правительстве большевики поставили строгий контроль партии над


15 Там же. Т. 11, с. 39.

16 Там же. Т. 37, с. 312.

17 См. там же. Т. 10, с. 342.

18 Там же. Т. 19, с. 214.

19 Там же. Т. 11, с. 17.

стр. 25


ее представителями, неуклонное сохранение независимости пролетарской партии20 . Участие их во временном правительстве было необходимо для осуществления гегемонии рабочего класса в демократической революции. Это имело важное значение и в том отношении, что революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства с временным революционным правительством в качестве ее политического органа предполагала наличие и других органов этой власти: государственного аппарата, милиции, армии. Поэтому отношением социал-демократии к временному революционному правительству определялось и ее отношение к созданию аппарата власти государства, переходного к социалистическому типу в целом.

Однако до появления Советов вопрос о том, кому должна принадлежать инициатива создания такого правительства, оставался открытым, как и вопрос о конкретной политической форме государственной власти, переходной к социалистической государственности. Возникновение в 1905 г. Советов давало ответ на эти вопросы. Они как подлинное детище революции не были созданы какой-либо политической партией. Они появились в результате революционного творчества народа, поднявшегося на борьбу против царизма и ломавшего всякие законы и нормы старой власти. Это было характерно для буржуазно-демократической революции в России. Эпоха предшествующих буржуазных революций не знала массовых организаций, подобных Советам. Подчеркивая это, Ленин писал: "Российская буржуазная революция создала своеобразные массовые организации пролетариата, не похожие на обычные европейские (профессиональные союзы и с. -д. партии). Это - советы рабочих депутатов"21 . Но возникновение Советов не было случайным и неожиданным. Революционные марксисты во главе с Лениным проделали гигантскую работу по политическому воспитанию пролетариата. Партия большевиков была и первой политической партией, поддержавшей революционную инициативу масс. Большевики активно участвовали в создании Советов и в руководстве ими. Из 55 Советов, созданных в 1905 г., 44 возглавлялись или находились под влиянием большевиков22 . Большевики действовали исходя из марксистского положения о том, что при возникновении объективных условий для непосредственно-революционного натиска масс "обслуживание стихии" есть высшая политическая задача партии23 . При этом, указывал Ленин, марксисты не выдумывают форм борьбы масс, а лишь обогащают, организуют, придают сознательность формам борьбы, которые возникают сами собой в ходе революционного движения24 . Россия - родина ленинизма стала родиной первых Советов.

Ленин уже в первой своей программной статье о Советах "Наши задачи и Совет рабочих депутатов (Письмо в редакцию)", написанной в Стокгольме по пути из эмиграции в Россию 2 - 4 ноября 1905 г.25 , делает вывод о том, что столичный Совет рабочих депутатов должен как можно скорее провозгласить себя временным революционным правительством всей России или составить таковое, обязательно привлекая для этого новых депутатов не только из рабочих, но также от матросов, солдат, революционного крестьянства и революционной буржуазной интел-


20 См. КПСС в резолюциях и решениях. Т. 1, с. 126 - 127.

21 Ленин В. И. ПСС. Т. 15, с. 186.

22 См. Демочкин Н. Н. Партия и Советы в 1905 г. - Вопросы истории КПСС, 1965, NN 1, 2.

23 Ленин В. И. ПСС. Т. 14, с. 162.

24 Там же, с. 1.

25 Там же. Т. 12, с. 59 - 70. Статья была опубликована в 1940 г., но ее основные идеи были высказаны Лениным в других статьях: "Социализм и анархизм", "Роспуск Думы и задачи пролетариата", "Социалистическая партия и беспартийная революционность", "Победа кадетов и задачи рабочей партии", в выступлениях в ЦК РСДРП и перед депутатами Петербургского Совета рабочих депутатов.

стр. 26


лигенции. Такое правительство мыслилось не как орган диктатуры пролетариата, а как орган революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства и должно было стать центром руководства восстанием. Вместе с тем Ленин подчеркивал, что временное революционное правительство должно было немедленно, не дожидаясь созыва Учредительного собрания, приступить к претворению в жизнь важнейших политических преобразований в стране26 .

Советы 1905 г. представляли собой качественно новую форму организации рабочего класса, способствующую объединению рабочего класса со всеми слоями революционного народа, осуществлению на практике гегемонии пролетариата. С развитием революции, переходом от политической стачки к вооруженному восстанию Советы, опираясь на доверие масс, свой растущий авторитет, на опыт их практической деятельности, превращались в зачаточные органы новой, революционной власти. Практическая деятельность Советов свидетельствовала также о том, что их развитие шло по пути превращения из зачаточных органов власти во временное революционное правительство. Об этом говорил опыт Петербургского Совета рабочих депутатов. Местные Советы тянулись к нему и видели в его лице будущее правительство страны. С Петербургским Советом были связаны и крестьяне различных губерний страны, обращавшиеся к нему как к центральному органу власти. Все это указывало на возможность превращения Петербургского Совета, пополнившего свой состав представителями крестьян и солдат, во временное революционное правительство. Однако меньшевистское руководство Совета не желало превращения его в орган вооруженного восстания и всероссийской революционной власти. Оно стремилось сделать Совет лишь центром профессиональной организации, экономической борьбы рабочих.

Фактическая деятельность Советов в революции 1905 - 1907 гг. свидетельствовала о том, что они "все более и более начинали играть роль временного революционного правительства, роль органов и руководителей восстания"27 . Оценивая этот факт, Ленин отмечал, что некоторые города России переживали в те дни период различных местных маленьких "республик", в которых правительственная власть была смещена, а Совет функционировал в качестве новой государственной власти28 . Других организаций, которые могли бы заменить Советы в случае победы революции, не было. "Советы рабочих депутатов и т. п., - указывал Ленин, - были на деле зачатками временного правительства, власть неизбежно досталась бы им в случае победы восстания"29 .

Установление в случае победы первой революции в России советской формы государственной власти, являющейся по своему содержанию революционно- демократической диктатурой пролетариата и крестьянства, Лениным мыслилось не как окончание борьбы пролетариата и завершение революции вообще, а как переходная ступень к социалистической государственности. Подчеркивая это, он писал: "Полная победа теперешней революции будет концом демократического переворота и началом решительной борьбы за социалистический переворот", а когда эта победа станет фактом, продолжал он, "тогда мы "подменим"... лозунг демократической диктатуры лозунгом социалистической диктатуры пролетариата, т. е. полного социалистического переворота"30 . Это было подтверждено опытом 1917 года.

Советы, возникшие в феврале - марте 1917 г., окончательно убедили Ленина в том, что они могут быть органами политической власти и в


26 Там же. Т. 10, с. 338; т. 11, с. 15.

27 Там же. Т. 12, с. 62 - 63.

28 Там же. Т. 30, с. 322.

29 Там же. Т. 13, с. 324.

30 Там же. Т. 11, с. 120, 121.

стр. 27


условиях социалистической революции. Выступая против требования меньшевиков и эсеров установить в стране буржуазную парламентарную республику, Ленин провозгласил в Апрельских тезисах: "Не парламентарная республика - возвращение к ней от С. Р. Д. было бы шагом назад, - а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху"31 . Так был найден конкретный ответ на вопрос о том, какую политическую форму в условиях России должно иметь социалистическое государство. Великая Октябрьская социалистическая революция воплотила в жизнь идею Ленина о Советах как государственной форме диктатуры пролетариата, политической основе социалистической республики. II Всероссийский съезд Советов, провозгласив единовластие и полновластие Советов, тем самым в законодательном порядке закрепил создание нового, рабоче-крестьянского Советского государства.

Опираясь на опыт работы Советов в условиях диктатуры пролетариата, Ленин обосновал их задачи, сформулировал основные принципы деятельности: неразрывное сочетание централизма с советским демократизмом, выборность и подотчетность, борьба с бюрократизмом и волокитой, неуклонное соблюдение социалистической законности. Он всесторонне раскрыл руководящую роль Коммунистической партии в политической организации советского общества.

После того, как Советы, по определению Ленина, стали "постоянной и единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата"32 , они прошли в своем развитии ряд этапов. В условиях переходного периода они были органами классового представительства. По Конституции СССР 1936 г., закрепившей экономические и социальные изменения, построение, в основном, социалистического общества в нашей стране, Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящихся. В этом отразилось достигнутое к тому времени морально-политическое единство советского общества, состоявшего из двух дружественных классов - рабочих и колхозного крестьянства - и трудовой интеллигенции. С полной и окончательной победой социализма пролетарское государство переросло в общенародное, Советы превратились в органы общенародной власти. Конституцией СССР 1977 г. было закреплено их новое наименование - Советы народных депутатов.

Выполняя третью Программу КПСС, принятую на XXII съезде партии в 1961 г., советский народ развернул огромную работу на всех направлениях коммунистического строительства. Расширяются демократические начала в организации и работе Советов, демократизируются методы и формы их деятельности, усиливаются их связи с массами.

Коммунистическая партия постоянно заботится о том, чтобы все граждане СССР знали свои права, пути и методы их осуществления, умели применять их в интересах строительства нового общества, понимали неразрывную связь прав и свобод с добросовестным выполнением гражданских обязанностей. "КПСС, - подчеркивается в новой редакции Программы КПСС, - будет и впредь настойчиво добиваться, чтобы каждый советский человек воспитывался в духе ясного понимания единства его прав, свобод и обязанностей"33 . В этой связи партия ставит перед партийными и государственными органами как первоочередную задачу содействовать, помогать выработке высокой политической культуры у каждого гражданина.

В СССР не имеет значения социальная принадлежность человека;


31 Там же. Т. 31, с. 115.

32 Там же. Т. 37, с. 500.

33 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция. М. 1986, с. 46.

стр. 28


рабочий и колхозник, инженер и врач, ученый и механизатор имеют одинаковые гарантии прав и свобод, одинаковые возможности участвовать в управлении делами общества. "В социалистическом обществе, особенно в современных условиях, - указывается в Политическом докладе Центрального Комитета XXVII съезду КПСС, - управление не может быть привилегией узкого круга профессионалов. Не только из теории, но и из собственной многолетней практики мы знаем, что социалистический строй успешно развивается лишь тогда, когда сам народ реально управляет своими делами, когда миллионы людей участвуют в политической жизни. Это и есть самоуправление трудящихся в ленинском его понимании, оно составляет суть Советской власти"34 . Депутаты Советов - это передовые, общественно-активные представители трудящихся масс. Коммунисты и беспартийные их выдвигают своими представителями исключительно за их честный, творческий труд, который является в СССР главным мерилом оценки деятельности каждого гражданина.

Коммунистическая партия неуклонно проводит линию на воплощение в жизнь ленинского завета о систематическом привлечении все большего числа граждан к непосредственному и ежедневному участию в управлении государством35 . "На современном этапе , - подчеркивается в новой редакции Программы КПСС, - стратегическая линия развития политической системы общества состоит в совершенствовании советской демократии, все более полном осуществлении социалистического самоуправления народа на основе активного и действенного участия трудящихся, их коллективов и организаций в решении вопросов государственной и общественной жизни" 36 .

С целью улучшения работы Советов и притока в них новых сил для того, чтобы школу управления государством проходили новые миллионы тружеников, систематически обновляется на выборах состав их депутатов. Вовлечение в Советы новых сил - закономерное явление. Коммунистическая партия решает вопрос об обновлении состава Советов всех звеньев, об обновлении руководящих кадров, о выдвижении на руководящую советскую работу новых кандидатов с учетом их политических, деловых и моральных качеств.

"Партия считала и считает своим долгом, - подчеркивается в Политическом докладе Центрального Комитета XXVII съезду КПСС, - укреплять авторитет народных избранников и вместе с тем всемерно повышать их ответственность перед избирателями. Звание депутата - не приложение к должности, не почетная привилегия, а большая и нелегкая работа в Совете, среди населения"37 . Гарантом дальнейшего развития демократических основ деятельности Советов народных депутатов, выражающих волю всех классов и социальных слоев, обеспечивающих организационное и социальное единство власти, является Коммунистическая партия. Она определяет генеральную перспективу развития страны, обеспечивает научное руководство созидательной деятельностью народа, вдохновляет и организует творчество масс.


34 Горбачев М. С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза. М. 1986 с. 70.

35 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 36, с. 74.

36 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция, с. 45.

37 Горбачев М. С. Ук. соч., с. 72.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ОПЫТ-РЕВОЛЮЦИИ-1905-1907-ГГ-И-ВОПРОС-О-ВЛАСТИ-ПЕРЕХОДНОЙ-К-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ-ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. Н. ДЕМОЧКИН, ОПЫТ РЕВОЛЮЦИИ 1905 - 1907 ГГ. И ВОПРОС О ВЛАСТИ, ПЕРЕХОДНОЙ К СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 31.10.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ОПЫТ-РЕВОЛЮЦИИ-1905-1907-ГГ-И-ВОПРОС-О-ВЛАСТИ-ПЕРЕХОДНОЙ-К-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ-ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (date of access: 04.12.2024).

Publication author(s) - Н. Н. ДЕМОЧКИН:

Н. Н. ДЕМОЧКИН → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1479 views rating
31.10.2018 (2227 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КЛИНЧ. КОНФЛИКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ПОЛИТИКА РОССИИ
8 hours ago · From Urhan Karimov
ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ДО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА
8 hours ago · From Urhan Karimov
О ПОЛОЖЕНИИ И СТАТУСЕ АРАБСКОГО ЯЗЫКА НА КОМОРСКИХ ОСТРОВАХ
10 hours ago · From Urhan Karimov
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ" В 2007 ГОДУ
Yesterday · From Urhan Karimov
АМУЛЕТЫ ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА С ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ
Yesterday · From Urhan Karimov
КУШАНСКИЕ И КУШАНО-САСАНИДСКИЕ МОНЕТЫ ИЗ ЛЕБАПСКОГО РЕГИОНА (по материалам археологических исследований в области Амуля)
Yesterday · From Urhan Karimov
ПАМЯТНИК АТЛЫМСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕКЕ ЕНДЫРЬ
Yesterday · From Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ КОЧЕВОЙ ЭЛИТЫ ЮЖНОГО ПРИУРАЛЬЯ СЕРЕДИНЫ I ТЫС. ДО Н. Э.
Yesterday · From Urhan Karimov
АРАЛ-ТОЛГОЙ: НОВЫЙ ПАМЯТНИК НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА МОНГОЛИИ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ОПЫТ РЕВОЛЮЦИИ 1905 - 1907 ГГ. И ВОПРОС О ВЛАСТИ, ПЕРЕХОДНОЙ К СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android