BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Libmonster ID: KZ-1152

Share this article with friends

Написанная кандидатом исторических наук, доцентом Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, главным редактором белорусского научно-методического журнала "Гісторыя. Праблемы выкладання" Н. И. Миницким занимает достойное место среди серьезных научных трудов данного профиля.

Исходным началом построения исторического знания автор считает концепт "структура и процессы" (с. 38). По его мнению, структурное образование или его когнитивная модель представляют собой понимание объекта исследования и служат средством познавательных действий. Для историка это открывает хорошую возможность самостоятельного развития познания.

Миницкий относит к числу фундаментальных свойств рациональности репрезентацию знания, делает вывод о необходимости нового понимании специфики гуманитарного знания, которому присущи как научные, так и вненаучные формы, и пишет о том, что "в построении моделей предметного содержания исторических образовательных дисциплин должно учитываться мнение представителей различных гуманитарных дисциплин", а также включает в число важнейших признаков всеобщего в образовании "фундаментальность, междисциплинарность, целостность, методологизацию и операционализацию знания" (с. 38 - 39).

Автор четко улавливает определенную тенденцию в исторической науке начала XXI века, которая сводится к следующему: "В методологии истории все в большей степени применяются системный, синергетический и антропологический подходы, а парадигма "порядок - хаос" становится стратегической линией исследования" (с. 87).

Удачей автора можно считать обстоятельный показ макро- и микроуровней структурирования исторического знания. Миницкий убеждает читателей в том, что любой соответствующий концептуальный подход имеет как достоинства, так и недостатки. Можно согласиться с автором в том, что "формационный подход повлиял на системность организации, дифференциацию понятий и причинно-следственные отношения" (с. 62), что ключевым его недостатком явилось "преувеличение роли социально-экономических отношений" (с. 58).

Что же касается цивилизационного подхода, то следует, прежде всего, отметить, что рецензенты на протяжении многих лет обеспечивают преподавание учебного курса "История Беларуси (в контексте мировых цивилизаций)", в котором, разумеется, категория "цивилизация" является центральной. Уровень выводов и оценок Миницкого с точки зрения разумного сочетания различных походов к изучению истории таков, что их вполне можно внедрить в содержательную часть данного курса. Автор пишет: "Применение цивилизационного подхода существенным образом изменило структуру организации информации и дополнило ее новыми содержательными моментами и, прежде всего, за счет обращения к истории духовной культуры. Цивилизационый подход нацеливает на отказ от жесткой иерархичности и линейной последовательности в изложении материала. Его исходная теоретико-методологическая парадигма следующая: многофакторность истории требует многомерности методов исследования. Здесь отсутствует доминанта экономических факторов, духовная жизнь общества повышается, а порой играет определяющую роль" (с. 62).

Практическую реализацию может иметь также утверждение автора о том, что хаос увеличивающегося объема знаний можно обуздать при создании интегративных моделей исторического знания, которые состоят из схем концептуальных подходов, категориального аппарата науки и исторических фактов. Пользуясь ими, мы можем сокращать объем учебной нагрузки и эффективнее управлять обучением (с. 7). Для демонстрации этого автором приводится собственная когнитивная модель античной цивилизации, в создании которой автор, известный историк-


Минск. БГПУ. 2006. 203 с.

стр. 165


античник, исходит из парадигмы "природа - человек-общество", сочетающей цивилизационный, культурологический и формационный подходы в изучении истории в пользу антропологической ориентации (с. 61). Миницкий показывает также значимость культурологического и аксиологического подходов в построении исторического знания. С интересом читаются страницы книги, посвященные их реализации в учебной литературе. Автор убежден, что современная модель построения исторических знаний, использующая различные методологические подходы, способствует "принципу объективности отбора исторических фактов и глубине их теоретического осмысления, т. е. научности" (с. 74).

Конечно, предмет исторической науки, содержание исторического образования невозможно представить без концептуальных основ. Это - их сердцевина. "Когнитивное назначение концептуальных моделей исторического знания двояко: во-первых, они служат связующим звеном между общими теоретико-методологическими принципами и предметным содержанием частных разделов исторической науки; во-вторых, выступают в качестве когнитивного средства обработки, организации и представления учебной информации" (с. 87).

Неординарность мышления автора, его научное подвижничество прослеживается в процессе освещения вопроса о структурировании истории повседневности и ментальностей. В настоящее время понятия "повседневность" и "ментальность", по мнению Миницкого, "приобретают значение смыслообразующих категорий нового качества восприятия исторической действительности. Взамен глобальных структур длительного действия, отображающих причинно-следственные связи, предложены структуры истории повседневности. Например, в современной философии главную реальность повседневной жизни видят в различных представлениях, относящихся к неявной культуре, а также в действии представленных в культуре традиций и ментальностей. Учитывается тот факт, что любая коммуникация предполагает некоторые знания, веру, сомнения субъектов общения, т. е. определенный общий, но явно не формулируемый контекст. Такова современная герменевтическая трактовка истории повседневности, и ее гносеологический статус - исследование неявных форм и структур" (с. 75). Автор убеждает, что использование в учебной литературе истории повседневности помогает постижению всего многообразия экономической, политической и культурной жизни цивилизации через чувственные формы познания. Рецензенты солидарны с Миницким в том, что структурирование содержания учебного материала по истории повседневности по-прежнему остается нерешенной проблемой.

Автор рецензируемой монографии выступает пионером в комплексном анализе герменевтического аспекта построения научного и образовательного исторического знания. Им определены уровни осмысления текстов исторических источников, каждый из которых анализируется в контексте объединенных усилий гуманитариев в данном направлении. В процессе подготовки монографии была проведена фундаментальная аналитическая работа по изучению историографии проблем герменевтического, лингвистического и психологического конструирования текста. Большой интерес вызывает привлечение автором к кругу изучаемых вопросов исследований о колористическом и фоносемантическом восприятии текста. По сути такой же ознакомительный характер с подходами белорусских, украинских, российских, а также японских ученых носит изложение методики конструирования и представления знаний в информатике, а также перехода от психологического восприятия текста к информационным моделям знания. К сожалению, авторская технология структурирования текста недостаточно развернута и аргументирована (с. 113 - 114). Большинство изученных автором характеристик текста в одинаковой степени проявляются и в материалах других наук, относящихся к изучению общества, культуры, права, а также и естественных наук. В этом плане исследование может привлечь внимание многих специалистов. Более убедительно передать специфику исторического знания Миницкому удается через собственное толкование структурно-функционального конструирования исторического знания (с. 130 - 137), метода логики убеждения (с. 137 - 142). Но, отдавая должное описанию логико-вербального восприятия знаний, автор ограничивается пока только упоминанием о необходимости задействования наглядно-образного восприятия для того, чтобы создать наиболее эффективную форму передачи информации "текст + образ".

Весьма удачно показаны психолингвистический и антропоцентрический подходы к освещаемому аспекту, их соотношения. "Психолингвистический подход помог выделить эмоционально-смысловую характеристику текста и положил начало изучению его суггестивного воздействия. Антропоцентрический метод объединил семантическое, концептуальное, коммуникативное и эмотивное восприятие когнитивных структур текста. Они составили основу компетенций человека и способствуют определению уровней его коммуникаций. Общая установка на антропоцентричность привела в языкознании к увеличению

стр. 166


роли историко-социального фактора. Изучение суггестивных аспектов текста способствует выяснению психолингвистического механизма воздействия на массовое и индивидуальное сознание и подсознание людей исторического прошлого" (с. 143).

Автор четко прослеживает технологию подготовки учебной литературы по истории, которая предполагает следующие операции: отбор содержания текста, концептуализацию и систематизацию материала, нахождение форм представления исторического знания. К числу основных типов представления информации Миницкий относит линейный (линейно-последовательный и линейно-параллельный), концентрический (радиальный) и градуированный (синхронологический). Рассуждая о преимуществах каждого из них, автор совершенно справедливо бьет тревогу в связи с тем, что "система современного образования построена в основном на логико-вербальном мышлении и линейном восприятии информации", в то время как процессы переработки информации быстрее и эффективнее происходят на бессознательном уровне - в результате задействования конкретно-образного мышления. Качественно изменяет существующее положение возможность использования в обучении новых информационных технологий, где наиболее распространенной формой представления знания, отраженного в тексте, являются гипертекст и фреймы. Они основаны на нелинейном восприятии информационного пространства и действительно способствуют более оперативной и разносторонней обработке информации. Вполне уместным было бы упомянуть об известной компьютерной программе презентации знаний PowerPoint, которая сочетает все преимущества использования новых технологий в обучении - открытость к дополнению знаниями, "свободный выбор логических средств и содержательного материала", представление информации в вербальной, символической, звуковой и цветовой формах. К слову, авторское понимание конструирования образовательных моделей по истории тем и отличается от ныне традиционных в Беларуси, что нацеливает учителей, преподавателей, авторов учебников учитывать воздействие на обучаемых семантики, колористики, символики и даже геометрических форм информационных текстов. Теоретические исследования знаково-символического представления знаний дают основание для пересмотра традиционного представления о "средствах наглядности" в преподавании.

Отрадно, что преподавательский корпус, непосредственно причастный к дисциплинам исторического цикла, получил от Миницкого четкий и ясный ответ на вопрос: "Как соотносятся образовательное и учебное историческое знания?" Он убедительно доказывает, что образовательное знание шире учебного, оно предполагает творческую, самостоятельную работу учащихся по конструированию знаний и отличается от учебного по целям, задачам и средствам построения" (с. 192).

Главный критерий в оценке любого научного труда - наличие фундаментально обоснованной авторской концепции. Этот критерий полностью применим к рецензируемой книге, в которой "представлена практико-ориентированная концепция конструирования исторического знания, предназначенная для перевода научного знания в образовательное" (с. 2).


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Н-И-МИНИЦКИЙ-МЕТОДЫ-ПОСТРОЕНИЯ-НАУЧНОГО-И-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО-ИСТОРИЧЕСКОГО-ЗНАНИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. В. СТРЕЛЕЦ, Л. Ю. МАЛЫХИНА, Н. И. МИНИЦКИЙ. МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 03.12.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Н-И-МИНИЦКИЙ-МЕТОДЫ-ПОСТРОЕНИЯ-НАУЧНОГО-И-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО-ИСТОРИЧЕСКОГО-ЗНАНИЯ (date of access: 18.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. В. СТРЕЛЕЦ, Л. Ю. МАЛЫХИНА:

М. В. СТРЕЛЕЦ, Л. Ю. МАЛЫХИНА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
171 views rating
03.12.2020 (136 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
С. Б. Веселовский. Дневники 1915-1923, 1944 годов
Catalog: История 
2 days ago · From Казахстан Онлайн
Проблема островов Сэнкаку в японо-китайских отношениях
Catalog: Право 
2 days ago · From Казахстан Онлайн
Василий Иванович Шуйский
Catalog: История 
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Двадцать первый век – это век восстановления проигравшего в конкурентной борьбе с капитализмом советского социализма. Причиной краха советского социализма был тот факт, что этот социализм не был демократическим социализмом. Он был казарменно-административным социализмом, с соответствующей теорией, основанной на диктатуре пролетариата, которая закономерно превратилась в диктатуру кучки коммунистических чиновников.
Catalog: Экономика 
М. К. Любавский - выдающийся ученый и педагог
Catalog: История 
4 days ago · From Казахстан Онлайн
Очерки из моей жизни
Catalog: История 
4 days ago · From Казахстан Онлайн
Малоизвестные аспекты советско-вьетнамских отношений
Catalog: История 
5 days ago · From Казахстан Онлайн
Очерки из моей жизни
Catalog: История 
5 days ago · From Казахстан Онлайн
ДЕВИАЦИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА
Catalog: История 
6 days ago · From Казахстан Онлайн
Управление Туркестанским краем: реальность и "правовые мечтания" (60-е годы XIX в. - февраль 1917 года)
6 days ago · From Казахстан Онлайн


Actual publications:

Latest ARTICLES:

BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Н. И. МИНИЦКИЙ. МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Kazakhstan Library ® All rights reserved.
2017-2021, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones