Libmonster ID: KZ-607
Author(s) of the publication: Л. Е. Кертман, М. А. Оболонкова

Изд. 2-е, перераб. и доп. М. Высшая школа. 1983. 399 с.

Учебное пособие по первому периоду новой истории, подготовленное группой историков 1 , выдержало трудное и объективное испытание временем. Вышедшее впервые в 1972 г., оно пользуется популярностью у студентов, привлекает внимание читателя хорошим литературным языком, живостью изложения, умением авторов использовать яркие детали, создающие "ощущение присутствия". Можно лишь сожалеть, что в результате существенного сокращения объема пособия из второго издания выпали некоторые яркие эпизоды и характеристики, столь оживлявшие текст первого издания.

В связи с этим снова встает вопрос о нецелесообразности сокращения объема учебных пособий по истории, которое по необходимости производится за счет материала, выходящего за пределы абсолютно необходимой информации, что лишает текст доказательности, образности, наконец, стилевой индивидуальности. Нельзя забывать, что основная масса изучающих историю студентов - это будущие учителя. Не приносим ли мы ущерб нашей школе, ориентируя их самим характером учебников на сухое и неэмоциональное изложение истории?

Авторскому коллективу при подготовке второго издания удалось, однако, сохранить стилистическую оригинальность текста, дополнив его к тому же отсутствовавшими ранее параграфами по истории Португалии и Никарагуа, а также главами по истории науки и техники, литературы и искусства. Основательно переработаны и дополнены историографические главы по темам "Английская буржуазная революция", "Великая французская революция", "Гражданская война в США". Выделение историографических очерков в самостоятельные главы вместо обычно практикующихся кратких справок скорее библиографического, чем историографического характера, относится к числу удачных новшеств, внесенных данным пособием в учебную литературу. Студенты получают благодаря этому представление об истории изучения основных проблем буржуазных революций и о самих этих проблемах как предмете исследования.

Историографические главы способствуют развитию аналитического мышления студентов, раскрывают разные подходы к историческим событиям, объективную обусловленность столкновения различных концепций как классовыми позициями авторов, так и чисто познавательными трудностями. В этом отношении выделяется глава об историографии Французской буржуазной революции конца XVIII в., которая наряду с другими достоинствами содержит и некоторый материал о различиях в понимании классовой природы якобинской диктатуры в среде советских историков. Тем самым частично компенсируется некоторая суммарность характеристики различных течений, содержащаяся в главе по истории Французской революции. Было бы, впрочем, еще лучше, если бы излагались не только позиции, но и аргументы сторонников различных концепций.

В историографических главах даются и некоторые сведения о различных направлениях в исторической науке в целом, а не только применительно к данной проблематике, показана роль дореволюционной русской науки и особенно советской историографии. Студенты узнают фамилии активно работающих над соответствующей проблематикой советских историков.

Качество вузовских учебников или пособий определяется в конечном счете их соответствием современному состоянию марксистско-ленинской науки. Вместе с тем они должны отвечать нынешнему уровню педагогики высшей школы и вытекающим из него методическим требованиям. Сегодняшняя ориентация на проблемность, на стимулирование самостоятельной работы студентов, их способности к теоретическому мышлению, на повышение их методической вооруженности предполагает и новый подход к учебной литературе. Наряду с обстоятельным изложением и объяснением исторических процессов, событий, структур учебная литература призвана будить мысль читателя, воспитывать в нем понимание науки как живого бесконечного процесса, в кото-


1 Авт. колл.: К. Д. Авдеева, Г. Л. Арш, М. А. Багр, [Н. М. Белявская,] Ш. А. Богина, В. Н. Виноградов, А. В. Гордон, Л. И. Гольман, И. Р. Григулевич, Л. Л. Гурвич, Н. М. Гусева, [Н. Е. Застенкер ,] А. М. Зверев, Т. М. Исламов, К. Э. Кирова, Н. А. Кислица, М. А. Коган, В. С. Костелов, И. М. Кривогуз, А. А. Кузин, В. Э. Кунина, И. А. Лебедев, Ю. Г. Лосев, Ю. П. Мадор, А. Г. Милейковский, М. И. Михайлов, А. С. Мыльников, Т. И. Овсеенко, Д. П. Прицкер, М. Б. Рабинович, В. И. Фрейдзон, Е. Е. Юровская. Под редакцией Е. Е. Юровской, И. М. Кривогуза, М. А. Полтавского.

стр. 134


ром и он в той или иной мере призван участвовать. Речь идет о том, чтобы помочь каждому студенту вьпаботать научный подход и к исследовательской и к педагогической деятельности.

Решению этих задач в известной мере могло бы способствовать значительное увеличение числа тем, по которым даются историографические главы (например, "Война американских колоний за независимость", "Европейские революции 1848 - 1849 гг.", "I Интернационал" и др.). Вместе с тем целесообразно было бы в последующих изданиях пособия включить в него обстоятельные обобщающие главы, которые могут помочь восприятию процессов, изложенных на страноведческом уровне, как элементов истории данного региона и даже всего человечества.

Теоретический уровень пособия, бесспорно, повысился бы, если бы в нем содержался материал сравнительно-исторического характера, например, при анализе общего и особенного в буржуазных революциях XVII - XIX веков. Важно также вырабатывать у студентов синхронные представления об истории различных стран, чему могла бы помочь единая синхронистическая таблица, или серия проблемных таблиц такого же типа (например, по основным событиям в истории классовой борьбы, демократическим реформам, даже просто политическим режимам).

И, наконец, совсем по-иному могла бы освещаться история культуры. Хорошо, конечно, что в учебник включена вполне профессионально написанная глава "Литература и искусство". В ней дан обзор основных течений в литературе, театре, музыке, в пространственных искусствах и краткие характеристики выдающихся мастеров культуры. Определенное представление об эволюции и о смене господствующих на различных этапах художественных стилях студент получит. Но, к сожалению, эта информация достаточно схематична и к тому же (чего нельзя было избежать при столь незначительном объеме) совершенно оторвана от исторического процесса в целом.

В идеальном варианте история культуры, во-первых, не должна ограничиваться художественной культурой; во-вторых, призвана показать духовную жизнь различных классов, их идеалы, ценности, вкусы, стереотипы мышления и поведения на уровне обыденного сознания, а не только профессионального духовного творчества; в-третьих, ее можно понять лишь на основе ленинского учения о двух культурах в каждой национальной культуре 2 ; в-четвертых, необходимо показать, разумеется, без какой бы то ни было вульгаризации связь тех или иных тенденций в "высокой" (т. е. профессиональной) культуре с определенными социальными истоками и, что не менее важно, их объективную роль в классовой борьбе своего времени. Только в этом случае духовная культура предстанет перед читателем тем, чем она является в действительности - неотъемлемой составной частью исторического процесса, а не неким привеском к нему. Ведь рождаемые в самой массе (любого класса) духовные ценности во взаимодействии с идущими "сверху", от философов, поэтов, художников импульсами являются вполне реальными факторами, воздействующими на политическое поведение классов и социальных групп, равно как и на глубинные экономические силы, ибо люди, как известно, - главная производительная сила общества.

Оптимальным способом изложения истории культуры было бы включение историко-культурного материала в общий контекст исторического повествования. Это, конечно, очень непросто, хотя такой сюжет, как, например, классицизм, легко "укладывается" в историю французского абсолютизма, просветительский роман - в предреволюционную идеологию, а английская рабочая поэзия и публицистика - в историю чартизма. Это, конечно, идеальный вариант. Но даже если выделять историю культуры в особую главу или часть, то целесообразнее строить изложение не по "отраслям" культуры, которая в этом случае утрачивает характер относительно самостоятельной системы, а по направлениям, определяющим развитие художественной культуры, показывая их проявления во всех или нескольких искусствах и добиваясь тем самым комплексного восприятия сущности данного историко-культурного феномена.

Все это соображения, рассчитанные на авторов будущих пособий и, может быть, очередное переиздание рецензируемого пособия. В том, что у него есть будущее, что оно, совершенствуясь от издания к изданию, останется на вооружении все новых и новых поколений студентов, нет сомнений.


2 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 24, с. 121 - 122.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/НОВАЯ-ИСТОРИЯ-ПЕРВЫЙ-ПЕРИОД

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. Е. Кертман, М. А. Оболонкова, НОВАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 22.08.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НОВАЯ-ИСТОРИЯ-ПЕРВЫЙ-ПЕРИОД (date of access: 18.09.2024).

Publication author(s) - Л. Е. Кертман, М. А. Оболонкова:

Л. Е. Кертман, М. А. Оболонкова → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
829 views rating
22.08.2018 (2218 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
"БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ..."
Catalog: История 
13 days ago · From Цеслан Бастанов
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РОССИЙСКИХ ФАМИЛИЙ
13 days ago · From Цеслан Бастанов
ВСАДНИК МЕРТВЫЙ И КОНЯ БЕЛЕЮЩЕГО БЕГ В ПОЭМЕ И. А. БРОДСКОГО "ПЕТЕРБУРГСКИЙ РОМАН"
Catalog: Разное 
17 days ago · From Цеслан Бастанов
ПУШКИНСКАЯ ТЕМА В РОМАНЕ В. В. НАБОКОВА "ДАР"
17 days ago · From Цеслан Бастанов
ФРАЗЕОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНОГО ЖАРГОНА
18 days ago · From Цеслан Бастанов
Владимир Путин посетил новую мечеть имени пророка Исы (Мир ему) в Грозном
27 days ago · From Қазақстан Желіде
ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ
28 days ago · From Цеслан Бастанов
КАДАШИ И БАРАШИ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ
Catalog: География 
33 days ago · From Цеслан Бастанов
Одна из модных современных профессий - дизайнер. Можно работать удаленно и зарабатывать хорошие деньги на том, что любишь
36 days ago · From Қазақстан Желіде
СВОЕОБРАЗИЕ СТИЛИСТИКИ "ПОВЕСТИ О НАШЕСТВИИ ТОХТАМЫША"
36 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

НОВАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android