Libmonster ID: KZ-2183

К. А. ЛИХАЧЕВ

Кандидат исторических наук Санкт-Петербургский госуниверситет

Ключевые слова: ИндияАссамБангладешБутанэтнический сепаратизмисламский экстремизмтерроризм

В июле-августе 2012 г. Индию потряс очередной межобщинный конфликт в северо-восточном штате Ассам. Жертвами резни между коренным населением - племенами говорящих на тибето-бирманском языке бодо - и иммигрантами-мусульманами из соседнего Бангладеш стали 78 человек, а 300 тыс. "пришельцев" в панике покинули свои дома. Паника достигла западного побережья страны, где в Мумбаи и его окрестностях были избиты мигранты-мусульмане. Выступая в парламенте, премьер-министр Индии М. Сингх заявил: "На кону стоит единство и целостность нашей страны. На кону - межобщинная гармония"1. Семь штатов Северо-Восточной Индии (СВИ), особенно самый густонаселенный из них Ассам, - традиционный очаг нестабильности. Нерешенность разнообразных конфликтов и противоречий между местными этносами, экономические проблемы и прозрачность границ с соседними государствами обусловили сохранение сепаратистских настроений и повышенной напряженности в этом регионе государства*.

Особенно беспокоит ассамцев большой приток мигрантов из других штатов и из соседнего Бангладеш. В штате возникло движение против "чужаков" под лозунгом защиты местного населения ("сыновей земли") от пришельцев. К нему подключились радикальные сепаратистские организации - Объединенный фронт освобождения Ассама (ОФОА) и Тигры освобождения бодо, выступающие за создание отдельного штата Бодоленда.

В 2005 г. между центральным правительством и "тиграми" было заключено перемирие. Племена бодо получили административную автономию в ряде дистриктов, что значительно усилило их позиции в борьбе за землю с переселенцами-мусульманами. "Это - не религиозный конфликт. Это - схватка за землю и власть" -так охарактеризовал конфликт в Ассаме в июне-июле 2012 г. депутат индийского парламента мусульманин Маулана Б. Ажмал2.

Несмотря на остроту последней вспышки в Ассаме, главной угрозой остается сепаратизм ассамцев-индусов, которые составляют большинство в этом штате с населением 31 млн. человек.

НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ И ПРОБЛЕМА ИСЛАМОРАДИКАЛИЗМА

Все первое десятилетие XXI в. штат оставался ареной ожесточенной борьбы между центральным правительством и наиболее опасной сепаратистской группировкой СВИ - Объединенным фронтом освобождения Ассама (ОФОА). Эта группировка была создана еще в 1979 г. на волне выступлений местных жителей против нелегальных мигрантов. Независимость Ассама всегда являлась главной целью ОФОА, использовавшего радикальные методы борьбы.

В 1980-е гг. ОФОА в составе Индо-бирманского революционного фронта действовал вместе с другими опасными региональными сепаратистскими группировками, в т.ч. с Национальным социалистическим советом Нагаленда и др. В 1990-е гг. противостояние с индийским правительством привело к установлению связей ОФОА с военными разведками Пакистана и Бангладеш3. И даже тот факт, что среди боевиков практически нет мусульман, не помешал Межведомственной разведке Пакистана (MP) поддерживать эту террористическую группировку. Общая численность ОФОА к началу 2000-х гг., по разным оценкам, составляла от 3 до 5 тыс., а действовали ассамские сепаратисты в основном на деньги, вырученные от поборов с представителей среднего и крупного бизнеса и от участия в международном наркотрафике4.

Как и в XX в., основные проблемы для штатов Северо-Восточной Индии в наши дни создает поток беженцев из Бангладеш, обусловленный разницей социально-экономического положения в двух странах и сложностью контроля над протяженными границами. Бангладешские нелегалы в некоторых штатах даже стали представлять угрозу традиционному этническому составу местного населения. Например, в начале 2000-х в 4 из 27 дистриктов штата Ассам нелегальные мигранты составляли большинство, а в пяти - их доля превышала 35%. В это время массовой критике подвергался ассамский Акт по нелегальным мигрантам (АНМ) от 1983 г.5, серьезные недостатки которого фактически нейтрализовали борьбу центрального правительства с нелегальной миграцией в Ассаме. В результате к 2000 г. из 300 тыс. заведенных дел на незаконных мигрантов, только в 10 тыс. случаях задержанные были признаны таковыми, а депортировано было всего около 1,5 тыс. бангладешцев6.

С 1972 г. до начала 2000-х гг. в Ассам и другие штаты СВИ перебралось около 16 млн. нелегальных мигрантов из Бангладеш (преимущественно мусульман), что, безусловно, способствовало росту численности исламских общин региона. К этому стоит доба-


* Подробнее см.: Кашин В. П. Индия: корни регионального сепаратизма // Азия и Африка сегодня, 2010, N 7; Яковлее А. Ю. Индия: национализм не сдается // Азия и Африка сегодня, 2011, N 2; Лихачев К. А. Этносепаратизм в Северо-Восточной Индии: старые проблемы в новом веке // Азия и Африка сегодня, 2011, N 10 (прим. ред.).

стр. 25

вить, что бангладешские нелегалы составили более 85% населения в районах проживания, расположенных в лесной и гористой местности Ассама7. В декабре 2004 г. Верховный суд Индии поручил Центральному бюро расследований и неправительственной юридической организации Image India Foundation выяснить масштабы влияния мигрантов из Бангладеш на результаты выборов в Индии. В итоге выяснилось, что бангладешцы получили большинство голосов в 50 из 126 избирательных округов ключевого для СВИ штата Ассам. Такие результаты в условиях повышенной экстремистской активности в регионе неизбежно ставят вопрос об опасности распространения исламского радикализма на территории Северо-Восточной Индии. Развитие настроений исламского экстремизма в среде нелегальных беженцев из Бангладеш в СВИ, по заключению Верховного суда, могло представить серьезную угрозу для социально-политической обстановки во всей Индии.

Следует добавить, что в Ассаме действуют и местные исламские радикальные группировки: Харакат-уль джихад ислами, Мусульманский фронт освобождения Ассама, Объединенные мусульманские тигры освобождения Ассама, Исламские силы безопасности и др. Однако масштабы их деятельности относительно скромны. Кроме того, цели этих группировок в начале 2000-х гг. сводились к борьбе за социальное равенство: сохранение 30% вакантных мест для мусульман в сфере образования и работы, обеспечение безопасности мусульманских общин, возвращение тысяч неоправданно вычеркнутых мусульман в списки избирателей и т.п. Мусульмане штатов СВИ даже выступали за ужесточение наказания нелегальных мигрантов, вовлеченных в террористическую деятельность8. Словом, опасность от общественно-политической деятельности ассамских исламских экстремистов была несравнима с опасностью, исходящей от крупных этносепаратистских группировок штата.

MP, ГУВР И ИНДИЙСКИЕ СЕПАРАТИСТЫ

Существуют разные мнения относительно масштабов влияния иностранных разведок на ситуацию в Ассаме в 2000-х гг., но, скорее всего, их роль была существенной. Индийские власти не раз и не без оснований заявляли о поддержке различных террористических группировок со стороны Межведомственной разведки Пакистана и Главного управления военной разведки Бангладеш (ГУВР). Долгосрочные цели MP, по версии индийских спецслужб, -дестабилизация обстановки в Ассаме и в соседних штатах региона посредством поддержки наиболее сильных террористических группировок (ОФОА, Национально-демократического фронта Бодоленда (НДФБ) и др.). Это, в свою очередь, должно отрицательно сказаться на обороноспособности Индии.

Приход блока исламистских партий к власти в Бангладеш в 2001 г. определил общий курс руководства страны на сотрудничество с радикальными исламистами Пакистана и укрепил связь между MP и ГУВР. А возникла такая связь еще задолго до смены политического курса Бангладеш в конце 1980-х гг.9

В начале 2000-х гг. следы активности Межведомственной разведки Пакистана в штатах СВИ обнаружились вновь. В 2002 г. в столице Ассама г. Диспур индийским спецслужбам удалось арестовать двух агентов MP. В ходе допроса выяснилось, что их главной задачей было создание и подготовка на территории Бангладеш террористических ячеек из бангладешцев, готовящихся нелегально переселиться в Индию. Ячейки до поры до времени должны были оставаться "спящими" и активизироваться только после переданного "по цепочке" соответствующего приказа из Пакистана10. В это же время MP активно завлекала ассамскую молодежь из малоимущих семей в лагеря, расположенные на территории Бангладеш, где юные "воины джихада" проходили обучение военному и диверсионному делу11. Тем не менее, в прошедшем десятилетии ставка на исламорадикализм в Ассаме не сработала. Поэтому основным проводником интересов MP в Индии оставались местные сепаратистские группировки.

ИДЕОЛОГИЯ И СТРАТЕГИЯ ОФОА

В 1980-е гг. ассамские сепаратисты не раз позиционировали себя противниками нелегальных мигрантов из Бангладеш. Фактически призывы к вооруженной борьбе против засилья иностранцев и за независимость Ассама в большинстве случаев прикрывали криминальную деятельность, направленную на финансовое обогащение лидеров сепаратистов.

Идеологические концепции ОФОА в XXI в. формально оста-

стр. 26

ваясь прежними, - борьба с "иноземцами" за "интересы ассамцев", приобрели исключительно антииндийский характер. В арсенал средств сепаратистов вошла практика жестоких расправ над нелегальными рабочими. Но теперь акции затрагивали исключительно индийцев: более 150 жертв в период 2000 - 2003 гг. - исключительно выходцы из индийских штатов Бихар и Уттар-Прадеш.

Основная цель ОФОА - терроризировать ту часть населения Ассама, которая традиционно идентифицируют себя с Индией, а не с "независимым Ассамом". Это, прежде всего, носители языка хинди. К тому же, именно хиндиязычное население доминирует в экономике Ассама в сфере высококвалифицированного труда, что естественно вызывает недовольство маргинальных слоев ассамского населения, составляющих большую часть боевиков12. В условиях непрекращающейся миграции нелегалов из Бангладеш в Ассам боевики ОФОА по идее должны были бы проводить подобные акции и против бангладешских беженцев. Но ничего подобного в 2000-е гг. не происходило. Такая избирательная политика убийств индийцев индийцами только подчеркивает сложившиеся к этому времени отношения ОФОА с MP и ГУВР. Ее частью стало взимание Фронтом с 2006 г. "обязательного налога" с проживающих в Ассаме индийцев.

Наличие собственных баз на территории соседних с Индией государств всегда было для ОФОА определенным преимуществом при столкновениях с индийскими силами правопорядка: ведь в случае неудачи очередной акции всегда можно было скрыться от преследования и переждать. Но в декабре 2003 г. на территории Южного Бутана была проведена масштабная совместная индийско-бутанская антитеррористическая операция "Все чисто". ОФОА понес тяжелые потери, хотя и смог перегруппироваться, используя свои базы на территории Бангладеш и Мьянмы. Кроме этого, экстремистам удалось перенести часть баз в северо-восточные дистрикты Ассама и открыть новые лагеря в штате Аруначал-Прадеш. В результате центральное правительство Индии не смогло закрепить достигнутый успех на своей территории.

Как стало известно позднее индийской разведке, в это же время MP оказала финансовую поддержку ОФОА. Это позволило использовать наемников для проведения терактов, так как непосредственная численность группировки заметно сократилась. В начале 2004 г. в пакистанскую часть Кашмира переправилось 25 боевиков ОФОА, которые обучались там обращению с современными видами оружия, углубленным техникам взрывного дела, а также приемам контрразведки и дезинформации13.

Проблемы, с которыми столкнулся ОФОА после поражения в Бутане, вынудили группировку действовать осторожнее, чтобы уменьшить свои потери. С этого времени большинство атак стало совершаться по принципу "напал-убегай", зачастую в труднодоступной лесной местности пограничных районов.

В середине прошлого десятилетия стратегия ОФОА, помимо расстрелов индийских мигрантов, включала в себя три направления. Во-первых, была сформулирована концепция нападения на "легкие цели" - неохраняемые объекты или гражданских лиц14. Во-вторых, для проведения терактов, прежде всего, предусматривалось использование взрывчатки, зачастую местного, индийского производства, - это также снижало опасность потерь во время проведения терактов и увеличивало число жертв. В-третьих, были созданы особые подразделения из людей, имеющих внешние отличия от местного населения. Такие подразделения в форме индийской армии или военизированных формирований занимались грабежом и насилием в сельской местности15. Целью последнего нововведения было скомпрометировать правительственные силы.

ПЕРЕГОВОРНЫЕ УЛОВКИ

Весной 2004 г. лидеры ОФОА предложили властям перемирие и согласились на ведение неофициальных переговоров. При этом Нью-Дели дал согласие только после снятия таких предварительных условий, как переговоры в третьей стране и участие ООН в качестве посредника. Единственное принятое условие - обязательное обсуждение вопросов о независимости Ассама16. Естественно, что центральное правительство рассматривало переговоры как позитивную тенденцию, вызванную ослаблением группировки. И хотя летние месяцы не были отмечены существенными результатами в переговорном процессе, перемирие все же сохранялось.

Однако 15 августа 2004 г. - в День независимости Индии - на рынке в г. Дхимаджи произошел мощный взрыв, погибли 16 человек17. Во многом потому, что 10 жертв были школьниками, теракт вызвал сильнейший общественный резонанс. Вся ассамская пресса, многочисленные негосударственные организации и общественные советы осудили исполнителей теракта.

Заметим, что СМИ Ассама в большинстве случаев симпатизируют ОФОА. Местные газеты, радио и телевидение зачастую либо вообще не сообщают о терактах, проводимых боевиками Фронта, либо представляют последствия терактов в выгодном для экстремистов свете18.

В итоге ни одна из группировок не взяла ответственность за содеянное. ОФОА, ранее призывавший бойкотировать День независимости, отрицал свою причастность к теракту. Но проанализировав детали трагического события, большинство индийских экспертов сошлись во мнении, что никакая другая группировка не могла совершить этот теракт19. Так или иначе, но ОФОА, якобы отстаивающий интересы ассамцев, по крайней мере, на время лишился общественной поддержки. Правительство свернуло переговоры и взяло курс на силовые действия. Скорее всего, именно эта временная "маргинализация" ОФОА на фоне конфронтации с силами правопорядка привела к спаду его активности в конце

стр. 27

2004 - начале 2005 гг. Однако вопрос о том, действительно ли лидеры группировки хотели вести переговоры, или это был просто тактический ход, обусловленный сложившейся ситуацией, так и остался открытым.

По всей вероятности, этот период затишья в действиях ОФОА был истолкован Нью-Дели как показатель слабости. В таких условиях возобновление переговоров с позиций силы могло бы стабилизировать ситуацию в Ассаме, а возможно даже ещё больше ослабить боевой потенциал группировки в период вынужденного бездействия. 27 мая 2005 г. из офиса премьер-министра Индии представителям ОФОА было отправлено официальное письмо с предложением перемирия и приглашением к переговорам. Но ответной реакции не последовало. Скорее всего, посланию просто не поверили. С другой стороны, весьма вероятно, что мир в планы сепаратистов на этом этапе не входил. Дело в том, что этот "перерыв" в принципе пошел на пользу группировке. К середине 2005 г. ее костяк состоял приблизительно из 800 обученных и вооруженных боевиков. А не прошедшие специальную подготовку активисты добавляли еще более 1,5 тыс. человек к общему числу членов группировки20. В начале августа ОФОА нарушил перемирие: состоялись три подрыва газопроводов, нападения на силы правопорядка на границе с Аруначал-Прадеш, был убит менеджер чайной компании.

Ответной мерой правительства стала начавшаяся 25 августа новая широкомасштабная спецоперация под условным названием "Красная роза" с участием объединенных сил армии, ассамской полиции и Индо-тибетских пограничных сил. Трехдневная операция была направлена на зачистку пограничных районов Ассама и Аруначал-Прадеш и, по заверению индийских властей, "была успешной"21. Однако более подробную информацию силы правопорядка не представили. Косвенно успех операции подтвердился тем, что ОФОА снизил активность и вернулся к переговорам с правительством.

На этот раз лидеры ОФОА якобы для придания "конструктивности" мирному процессу инициировали создание 8 сентября 2005 г. Народной консультативной группы (НКГ), состоящей из известных политических и общественных деятелей Ассама22. Нью-Дели также придал большое значение этим переговорам. Участие в них в октябре принял даже премьер-министр Индии Манмохан Сингх, который и встретился с представителями НГК23.

Несмотря на высокий уровень, переговоры не принесли успеха. Наибольшим достижением стало согласие лидеров ОФОА не препятствовать выборам в Законодательное собрание Ассама весной 2006 г. Однако в январе 2006 г. стало известно о вымогательстве боевиками ОФОА 5 млн. рупий у крупнейшей индийской нефтеперерабатывающей корпорации Oil and Natural Gas Corporation в обмен на обещание не проводить теракты на ее объектах. Руководство компании ответило отказом, и ОФОА в ответ провел серию подрывов объектов инфраструктуры, принадлежащих корпорации24.

Новые теракты и неуступчивость НКГ привели к тому, что к маю 2006 г. после третьего раунда переговоры окончательно зашли в тупик25, и центральное правительство решило возобновить антитеррористическую операцию. Но теперь боевики ОФОА не собирались отсиживаться. Ими было совершено большое число подрывов нефте- и газопроводов, железных дорог, мостов, они не раз нападали на военные патрули26.

Очередная эскалация конфликта завершилась неожиданно: 13 августа 2006 г. антитеррористическая операция в Ассаме была остановлена на полпути к завершению. Видимо, центральные власти не сумели полностью взять ситуацию под контроль и решили взять тайм-аут. Косвенным свидетельством этого стала захлестнувшая штат летом волна терактов, не уменьшившаяся под давлением правительственных сил. Действия последних подверглись резкой критике в негосударственных СМИ.

Неожиданное перемирие экстремисты поддержали. Однако в этот раз стратегическая инициатива была на стороне боевиков. В конце сентября представитель ОФОА заявил, что объявленный мир не был ответным жестом на прекращение операций индийских войск, а всего лишь возможностью перегруппировки сил. Действительно, во время перемирия боевики ОФОА продолжали вымогать деньги у крупных компаний. 23 сентября был убит похищенный боевиками управляющий крупной чайной компании, отказавшийся платить за свое освобождение выкуп в 1 млн. рупий27.

Убийство вызвало панику среди его ассамских коллег и в очередной раз показало, что власти не владеют ситуацией. В этих условиях правительство было вынуждено вновь ужесточить позицию, а НКГ более не рассматривалась им в качестве необходимого звена в переговорном процессе. Было очевидно, что ОФОА намеренно сорвал переговоры, а посредничество НКГ стало инструментом, скорее, для манипуляций с центральным правительством, чем для улучшения переговорного процесса. Хотя в ходе переговоров центральное правительство пошло навстречу требованиям ОФОА и выпустило из заключения пять известных полевых командиров группировки.

После окончательного срыва переговоров ОФОА продолжил проведение терактов - нападения на военнослужащих, подрывы газопроводов и др. К примеру, 5 ноября 2006 г. прогремели два взрыва на рынках в Гувахати, в результате которых было убито 14 человек. Всего же с мая до середины декабря 2006 г. в Ассаме в результате терактов, совершенных ОФОА, погибло 149 человек28.

ПИК ПРОТИВОСТОЯНИЯ

В 2007 г., как и прежде, жертвами ОФОА оказывались исключительно хиндиязычные индийцы, но никак не мигранты-бангладешцы: все 60 расстрелянных в том году рабочих были из Бихара29. Накануне 60-й годовщины независимости Индии вооруженные боевики ОФОА захватили

стр. 28

два дома, принадлежащих ассамским бизнесменам - этническим индийцам, и расстреляли всех находившихся там людей, обвинив их в "безнаказанном использовании ресурсов Ассама и извращении местной культуры"30.

В это же время лидеры ОФОА обеспокоенно наблюдали за кризисом исламистского блока в Бангладеш и решили возобновить давние связи с непальскими маоистами31. Союз ОФОА с маоистами, укрепившимися в Непале к началу 2007 г., должен был предоставить новые возможности террористам скрываться от преследования вне индийской территории.

Затем, в 2008 г., по Ассаму прокатилась новая волна насилия. Самый громкий теракт произошел 30 октября, когда серия из девяти взрывов в разных городах штата унесла 83 жизни. Хотя сначала власти подозревали в этом боевиков ОФОА или радикальных бангладешских мигрантов, после серии арестов в совершении терактов признались члены Национального демократического фронта Бодоленда (НДФБ), также действующего в Ассаме. Примечательно, что на момент совершения теракта НДФБ находился в состоянии перемирия с центральным правительством и всячески отрицал свою причастность к этим трагическим событиям32. Однако данные, полученные от участников других терактов, позволили предположить, что НДФБ провел их с целью как-то форсировать окончательно застопорившийся переговорный процесс. ОФОА же обеспечил "бодовских" боевиков всем необходимым для совершения терактов и безопасного отхода33, поставив целью вновь вовлечь НДФБ в конфронтацию с правительством. Возможно, именно поэтому, несмотря на улики против НДФБ, 6 января 2009 г. центральное правительство продлило перемирие с этой группировкой еще на полгода34. Скорее всего, Нью-Дели избрал такой курс, чтобы не допустить окончательного срыва перемирия с боевиками бодо и их присоединения к ОФОА, даже несмотря на затянувшиеся и в целом нерезультативные переговоры с НДФБ.

Тем временем ОФОА продолжал регулярно совершать террористические акты с использованием взрывчатки. С ноября 2008 г. по апрель 2009 г. от взрывов в Ассаме погибли 107 человек и 449 были ранены35.

В 2008 г. произошел новый раскол ОФОА. Это был уже второй эпизод такого рода: в середине 1990-х бывшие члены ОФОА объединились в группировку "Сдавшийся ОФОА" (СОФОА). Боевики СОФОА некоторое время воевали на стороне правительственных сил, но, так как пользы от них было мало, впоследствии они были отпущены по домам. Теперь же откололась оппозиционная группировка ОФОА - "За переговоры" (ОФОА ЗП). 24 июня 2008 г. она объявила об одностороннем прекращении огня. Однако на тот момент в ОФОА ЗП вошли только полевые командиры нескольких небольших групп боевиков36. Поэтому сначала никто не поверил, что раскол способен уменьшить потенциал всего террористического движения. С другой стороны, наличие разобщенности внутри группировки не могло не играть на руку центральному правительству.

ПОРАЖЕНИЕ ИЛИ ВРЕМЕННОЕ ЗАТИШЬЕ?

Дальнейшая эскалация насилия в Ассаме поставила перед индийским правительством вопрос о необходимости проведения новой масштабной силовой кампании против сепаратистов. Укрепившееся сотрудничество Нью-Дели и Дакки в 2007 - 2008 гг. привело к тому, что широкомасштабная операция индийских сил в Северо-Восточной Индии весной 2009 г. была дополнена тем же летом крупной антитеррористической операцией в Бангладеш. Этот двойной удар серьезно ослабил все сепаратистские группировки штатов СВИ, имеющих базы на территории Бангладеш. Точных данных о потерях ОФОА в живой силе нет, однако, несомненно то, что группировки потеряли большую часть своих баз, а также лишились контроля над территориями в Бангладеш.

Несмотря на поражение и сотни сдавшихся в сентябре 2009 г. боевиков-сепаратистов, ОФОА остался единственной группировкой, нашедшей силы провести ответную серию атак против правительственных сил. Так, в середине ноября экстремисты сожгли нефтяные цистерны товарного поезда, а 27 ноября в результате двух взрывов в дистрикте Налбари было убито 8 человек и 60 ранено. Министр внутренних дел Индии П. Чидамбарам объяснил эти теракты тем, что руководство ОФОА пытается скрыть смятение, вызванное жесткой и результативной борьбой с ним37. По-видимому, это соответствовало действительности. Подтверждением тому стало то, что 1 декабря два ближайших помощника лидера и

стр. 29

основателя группировки ОФОА Пареша Баруа - Читрабан Хазарик и Шашадхар Чоудхури - сдались Пограничным силам безопасности Индии на границе Трипуры и Бангладеш38.

В итоге раскол Объединенного фронта освобождения Ассама усугубился. Теперь большую часть сепаратистов составили члены фракции ОФОА ЗП. Кстати, в индийской прессе ее нередко называют просто ОФОА, чтобы подчеркнуть, что ныне вся группировка отказалась от насильственных методов. Новый ОФОА возглавил известный лидер боевиков Аробинда Раджкхова, который согласился сложить оружие и впервые за все время существования группировки провести переговоры без предварительного условия о независимости Ассама39. 10 февраля 2011 г. делегация ОФОА, состоящая из 8 основных лидеров группировки во главе с А. Раджкхова, приехала на переговоры с министром внутренних дел П. Чидамбарамом в Нью-Дели.

По данным индийского Южноазиатского портала изучения терроризма, индийские власти для решения существующих проблем в Ассаме готовы даже изменить некоторые положения конституции страны40. Но главное заключается в том, что, спустя более чем 30 лет после начала вооруженного противостояния, между центральным правительством и представителями основной части сепаратистской группировки начались официальные переговоры об урегулировании конфликта.

Фракция наиболее радикально настроенных боевиков во главе с Парешем Баруа пока осталась верна прежним методам борьбы с центральным правительством Индии и дистанцировалась от переговоров. Эта группировка взяла ответственность за теракт 15 марта 2011 г., когда была взорвана штаб-квартира ИНК в Ассаме (ранено 5 человек)41. Однако сорвать проходящие в Нью-Дели переговоры не получилось: ни ресурсов, ни народной поддержки фракции явно не хватило. В июле 2011 г. фракция ОФОА "За переговоры" объявила об одностороннем и бессрочном прекращения огня42.

Хотя говорить об окончательной победе центрального правительства над ОФОА пока рано, возможность мирного решения застарелого конфликта принимает реальные очертания. В то же время конфликт двух других общин - бодо и мусульман - показал, насколько хрупки надежды на мир в Ассаме.

1 Yardley Jim. Panic Seizes India as a Region's Strife Radiates // The New York Times, 17.08.2012.

2 Ibidem.

3 United Liberation Front of Asom (ULFA) - http://www.satp.org/satporgtp/satporgtp/countries/india/states/assam/terroristoutfits/ulfa.htm

4 United Liberation - http://www.globalsecurity.org/military/world/para/ulfa.htm

5 The Illegal Migrants (Determination by Tribunal) (IMDT) Act (1983) - http://www.satp.org/satporgtp/countries/india/document/ actandordinances/IMDT.htm

6 Goswami N. Illegal Migration in Assam: A Concern for India's National Security. May 4, 2006 - http://www.idsa.in/idsastrate-giccomments/IllegalMigrationinAssam_NGoswami_040506

7 SaikiaJ. Islamist Militancy in North East India. New Delhi: Vision Books Pvt. Ltd., 2004, p. 23 - 24."

8 Ibidem.

9 < i>Krishna Dhar M. Assam: The Bangla hand - http://www.rediff.com/ news/2007/jan/19guest.htm

10 Saikia J. Op. cit., p. 22.

11 Amarjeet Singh M. The ISI's Supervisory Role in Assam // Institute for Defence Studies and Analyses - http://www.idsa.in/ idsastrategiccomrnents/TheISIsSupervisoryRoleinAssam_MASingh_071106

12 Raman B. ULFA terrorism in Assam: the Hindu Mercenaries of Jihadis - http://www.southasiaanalysis.org/papers21/paper2089.html

13 Kumar A. Operation Red Rose in Northeast: Another Blow to ULFA as Peace Overture Fails // South Asia Analysis Group Paper N 1529 - http://www.southasiaanalysis.org/papersl6/paperl529.html

14 Kumar A. Assam: Desperate ULFA Strikes Soft Targets // South Asia Analysis Group Paper N 2093 - http://www.saag.org/common/ uploaded_files/paper2093.html

15 Kumar A. Assam: ULFA's Intensified Terror before Independence Day // South Asia Analysis Group Paper N 2332 - http://www.south-asiaanalysis.org/papers24/paper2332.html

16 Kumar A. Assam: Preparing for the 'Peace Talks' // South Asia Analysis Group Paper N 1578 - http://www.southasiaanalysis.org/ %5C.papersl6%5Cpaperl578.html

17 Talukdar S. 16 killed, 40 injured in Assam blast // The Hindu, 16.08.2004.

18 Raman B. Wake-Up Call from West Bengal and Assam -http://www.southasiaanalysis.org/papers21/paper2034.html

19 Kamboj A. Explosions in Assam: An Assessment // Institute for Defence Studies and Analyses - http://www.idsa.in/idsastrategicco-mments/ExplosionsInAssam_AKamboj_220606

20 Raman B. Wake-Up Call...

21 Kumar A. Operation Red Rose ...

22 Kumar A. Assam: Preparing for the 'Peace Talks'...

23 PM Meets Peoples' Consultative Group of Assam -http://pmindia.nic.in/prelease/pcontentasp?id=332

24 Kumar A. Assam: Peace Talks with ULFA or Counter-insurgency Operation? // South Asia Analysis Group Paper N 2271 -http://www.southasiaanalysis.org/papers23/paper2271.html

25 Kamboj A. Explosions in Assam...

26 Raman B. Wake-Up Call...

27 Kumar A. Assam: Peace Talks with ULFA...

28 Kumar A. Assam: Desperate ULFA Strikes...

29 Raman B. ULFA terrorism in Assam...

30 Kumar A. Assam: ULFA's Intensified Terror...

31 Kumar A. Assam: Peace Talks with ULFA...

32 Kumar A. Serial Blasts in Assam: Are Planners and Perpetrators Different? // Institute for Defence Studies and Analyses -http://www.idsa.in/idsastrategiccomments/SerialBlastsinAssam_AKumar_241208

33 Goswami N., Gogoi D. The October 30 Terrorist Attacks in Assam - http://www.idsa.in/idsastrategiccomments/TheOctober30TerroristAttacksinAssam_NGoswami%2C%20DGogoi_14ll08

34 Goverment extends ceasefire with NDFB till June 30 -http://www.andhranews.net/India/2009/January/6-Govt-extends-ceasefire-82448.asp

35 107 killed in blasts in Assam in 6 months // The Times of India, 6.04.2009.

36 Amarjeet Singh M. Changing Face of Bodo Insurgency // Institute for Defence Studies and Analyses - http://www.idsa.in/idsastrategic-comments/ChangingFaceofBodoInsurgency_MASingh_12010 9

37 Gogoi T. Faced with counter insurgency operation, ULFA cadres step up atrocities in Assam - http://www.andhranews.net/India/ 2009/November/27-Faced-counter-insurgency-41866.asp

38 Surrender of ULFA leaders, a step in the right direction: Chidambaram - http://www.andhranews.net/India/2009/December/l-Surrender-ULFA-leaders-42551.asp

39 ULFA softens demand on Assam independence - http://in.reuters. com/article/2011/01/03/idINIndia-53891120110103

40 India Assessment - 2011 - http://www.satp.org/satporgtp/ countries/india/index.html

41 ULFA blows up Congress HQ in Assam; Is it peace talk? -http://news.oneindia.in/20ll/03/15/assam-ulfa-congress-hq-blast-peace-talk-election-aid0101.h tml

42 Kumar V. Centre welcomes ULFA ceasefire // The Hindu, 13.07.2011.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/НЕСПОКОЙНЫЙ-АССАМ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

К. А. ЛИХАЧЕВ, НЕСПОКОЙНЫЙ АССАМ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 22.09.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НЕСПОКОЙНЫЙ-АССАМ (date of access: 26.02.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - К. А. ЛИХАЧЕВ:

К. А. ЛИХАЧЕВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
352 views rating
22.09.2023 (157 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" В ЛИВИИ
8 hours ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Catalog: Экономика 
3 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Catalog: Экономика 
5 days ago · From Цеслан Бастанов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЯПОНИИ
6 days ago · From Цеслан Бастанов
XII СЪЕЗД КПВ В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКОВ И УЧЕНЫХ
7 days ago · From Цеслан Бастанов
XII CONGRESS OF THE CPV IN THE ASSESSMENTS OF POLITICIANS AND SCIENTISTS
Catalog: История 
7 days ago · From Цеслан Бастанов
СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В НЕБЕ КИТАЯ
9 days ago · From Цеслан Бастанов
АЗИАТСКИЙ БАНК ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Catalog: Экономика 
9 days ago · From Цеслан Бастанов
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО": ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
12 days ago · From Цеслан Бастанов
"НОВЫЙ ВЗГЛЯД" - КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ЯПОНОВЕДОВ
13 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

НЕСПОКОЙНЫЙ АССАМ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android