Libmonster ID: KZ-2077
Author(s) of the publication: С. ПАЛЬТОВ

С. ПАЛЬТОВ

Департамент внешнеполитического планирования МИД РФ

9 августа 1965 г. малайзийский парламент, Диван Ракят, принял законопроект, одобряющий отделение Сингапура от Малайзии. В тот день на пресс-конференции, передаваемой в прямом эфире по телевидению, первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю не скрывал эмоций, с дрожью в голосе и со слезами на глазах объявляя о подписании сепарационного соглашения и, следовательно, о непростом для страны выборе независимого пути развития. Позднее он так вспоминал этот драматический эпизод в истории страны: "Каждый раз, оглядываясь назад, подписание соглашения ассоциируется с чувством боли и тоски. Всю мою жизнь я верил в слияние и союз двух территорий. Нас объединяет общие география, экономика, родственные связи. Соглашение об отделении разрушило все прежние убеждения и надежды".

Обстоятельства, сопровождавшие это решение, не могли быть менее благоприятны для страны. Каждый китаец знает поговорку: "Большая рыба ест маленькую рыбу, маленькая рыба ест креветку". Сингапур был такой "креветкой". В 1950-е - начале 60-х гг. широкое распространение получило мнение, что Сингапур может выжить и достичь процветания, только будучи частью Малайзии. Сингапурское руководство делало энергичные усилия по объединению с Малайзией, чего, впрочем, не скажешь о малайзийских лидерах, опасавшихся доминирования китайского этноса и слома деликатного расового баланса в многонациональной стране. На определенном этапе Ли Куан Ю и его единомышленникам, казалось бы, удалось достичь своей мечты: в 1963 г. Сингапур вошел в состав Малайзии. Однако в результате разница в политических и социальных системах привела к кровавым столкновениям на расовой почве в Сингапуре в июле 1964 г. и обернулась распадом союза.

Комментарии иностранной прессы, последовавшие вслед за провозглашением независимости Сингапура, в один голос предсказывали его гибель. Например, 10 августа 1965 г. газета "Сидней Морнинг Геральд" писала: "Независимый Сингапур не рассматривался в качестве жизнеспособного образования три года назад, ничто в текущей ситуации не предполагает, что он более жизнеспособен сегодня". Один автор сравнил уход Британской империи из своих колоний* с упадком Римской империи, мол, когда ретируются "железобетонные" легионы, рушатся закон и порядок, ибо их место занимают варварские орды.

Примечательна оценка Генри Киссинджера, которую он сделал в предисловии к опубликованным в 2000 г. мемуарам Ли Куан Ю "Из третьего мира в пер-


* В 1826 - 1946 гг. Сингапур был частью Британской колониальной империи в составе Стрейтс-Сетлментс; в 1959 г. добился самоуправления. (Прим. ред.)

стр. 27


вый"** по поводу решения о независимом пути развития Сингапура: "Расположенный на песчаной полосе суши, лишенной всяких природных ресурсов, Сингапур имел в 1950-е гг. разноязыкое население численностью немногим более одного миллиона жителей (сегодня - около 4 млн), 75,4% которого составляли китайцы, 13,6% - малайцы, 8,6% - индийцы. Он граничил на юге с Индонезией, население которой насчитывало более 100 млн. человек (сегодня - вдвое больше), а на севере с Малайей (позднее - Малайзия), с населением в 6,28 млн. человек. Будучи самой маленькой страной в Юго-Восточной Азии, Сингапур казался просто созданным для того, чтобы стать государством, зависимым от более мощных мусульманских соседей, даже если ему вообще удалось сохранить свою независимость". Однако Ли Куан Ю думал иначе: недостаток ресурсов и неидеальное внешнее окружение должны были компенсироваться превосходством в интеллекте, дисциплине, изобретательности, а также упорным трудом.

После 9 августа 1965 г. для страны начался беспокойный и напряженный период ее истории, когда сингапурцы пытались встать на ноги. Общество, костяк которого в середине XIX в. составили китайские переселенцы, торговцы и чернорабочие, должно было, перестраиваясь на марше, учиться управлению немалым по тем временам хозяйством. Была быстро запущена машина создания государственных институтов. Немедленно начались поиски альтернативных источников финансирования, а также создание новых рабочих мест, прежде всего в тех отраслях, где отдача могла бы быть максимальной, например, туризм, строительство, судоремонт. Видоизменялось содержание внешней торговли, которая отныне не могла опираться на связи с Малайзией и бартерную торговлю с Индонезией.

Самостоятельным направлением стало формирование благоприятной внешней среды развития. Близился закат эры британского присутствия на Малаккском полуострове, и надо было искать обновленные пути обеспечения безопасности. Сингапур вступил в ООН. Были запущены переговоры по оформлению пятисторонних оборонных договоренностей (Сингапур, Малайзия, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия). На двустороннем уровне делались попытки замириться с соседями - Малайзией и Индонезией. Немалые силы руководства были брошены на решение непростой задачи формирования боеспособной армии и системы "тотальной обороны" страны в условиях, когда население еще не было готово к этому начинанию. Ведь, как гласит китайская пословица, "из хорошей стали не делают гвоздей, хороший парень не идет в армию", но и этот психологический барьер был преодолен.

Грамотные и слаженные действия руководства и населения Сингапура плюс благоприятная экономическая конъюнктура в США, Европе и Японии (его ключевых торговых партнеров), эскалация вьетнамской войны, а также бушевавшая в Китае "культурная революция", что ставило перспективные инвестиции на Тайвань и в Гонконг под угрозу, в совокупности сыграли свою положительную роль для Сингапура. Однако, по признанию Ли Куан Ю, относительное облегчение наступило в 1971 г., когда стало ясно, что, несмотря на вывод британских войск из страны, созданное к тому времени достаточное количество рабочих мест помогло предотвратить массовую безработицу. Только после того, как были преодолены последствия международного нефтяного кризиса 1973 г., сингапурцы окончательно обрели уверенность в том, что их страна сможет прожить самостоятельно. Однако и после этого Сингапуру пришлось упорно трудиться, планировать и импровизировать, чтобы утвердиться в качестве жизнеспособного государства, связанного посредством торговли и инвестиций с крупными индустриальными странами, стать преуспевающим центром обмена товарами, услугами и информацией в Азии.

Сегодня Сингапур - наиболее развитое в социально-экономическом отношении государство Юго-Восточной Азии. Вместе с Тайванем, Гонконгом и Южной Кореей занимает прочные позиции в ряду "азиатских тигров". По многим показателям Республика ходит в "передовиках" международного сообщества. Одно из самых "криминогенно-безопасных" обществ; экономика, которая почти полностью выкорчевала коррупцию; население, чаще всего обновляющее модельный ряд мобильных телефонов и ноутбуков; страна, где лучше всего воспитывать маленьких детей и коротать старость - такие сравнения и образы нередки в иностранной прессе, пишущей на сингапурские темы, а также в рассказах многих иностранцев, облюбовавших Сингапур в качестве своего постоянного места жительства.

Граждане Сингапура достигли одной из наивысших в мире планки, определяющей понятие "современный уровень жизни". Среднегодовой доход на душу населения - порядка 24 тыс. долл. США. (Еще одна цифра для размышления: министры сингапурского правительства получают оклад примерно в 18 тыс. долл. США в месяц, соответственно, значительны и оклады их подчиненных, что практически исключает соблазн взяточничества.) Менее 0,3% населения живет в бедности (иногда для внесения некоторой "изюминки" в местной прессе пишут о бездомных, которых, по сингапурским данным, - не больше нескольких десятков человек). Все жители имеют практически равноценный доступ к системам здравоохранения и образования, соответствующим самым высоким современным стандартам (многие иностранцы, раз уяснив это, регулярно приезжают на лечение и отправляют детей на учебу в Сингапур). Более 80% населения являются собственниками жилья. Страна отличается низким уровнем загрязнения окружающей среды: воду можно пить прямо из-под крана; двигатели автомашин не чадят; повсюду - зеленые насаждения и


** Недавно переведены на русский язык и появились на российском книжном рынке. (Прим. авт.)

стр. 28


цветы. Коммунальный сервис, транспортное обслуживание, городская инфраструктура подняты, увы, на недосягаемую пока для многих стран, включая нас, высоту.

В Сингапуре находятся отделения свыше 3,5 тыс. ведущих компаний мира; 102 ТНК имеют здесь региональные представительства. Объем внешней торговли составляет около 280 млрд. долл. США. Товарная номенклатура внешней торговли как по экспорту, так и по импорту отражает ориентацию страны на производство электронных комплектующих, нефте- и газопереработку, культивирование новых технологий, сферу услуг, где доминируют финансы и логистика. Сингапур - крупный финансовый центр. Ежегодный оборот сингапурской валютной биржи по объему операций уступает только Лондону, Нью-Йорку и лишь немного отстает от Токио. По количеству банков - 120 - Сингапур занимает третье место в мире после Лондона и Нью-Йорка. Местный финансовый рынок оценивается в 420 млрд. долл. США.

Важную роль в экономике страны играет морской порт. Более 400 морских линий связывают его с 607 портами в 128 странах мира. Каждый день в местном порту можно наблюдать более 1000 судов на разгрузке/погрузке. Сингапур - третий по величине мировой центр нефтепереработки (после Хьюстона и Роттердама) и торговли нефтью (после Нью-Йорка и Лондона), крупный узел операций в области нефтехимии, самый большой в мире центр торговли мазутом.

Не меньшее значение имеет международный аэропорт Чанги, ежегодная пропускная способность которого составляет более 44 млн. авиапассажиров. Из года в год аэропорт признается одним из лучших в мире. Столкнувшись в последнее время с конкуренцией ряда других аэропортов мира, прежде всего Гонконга, сингапурские власти приступили к реализации программы расширения терминалов и облагораживания их внутреннего убранства. Так, существующие 2 терминала (через 5 лет их будет 6) разбиты на зоны, отвечающие вкусам разных категорий пассажиров - бизнесмены, семейные пары с детьми, те, кто предпочитает тишину и т.д.

Часто задают вопрос: "А в чем причины устойчивости достижений Сингапура?" Не претендуя на полноту ответа, выделим основные, на наш взгляд, составляющие успеха.

1. Неуклонное поддержание принципа доверия к стране, ее правительству, бизнесу. Достижению данной цели во многом способствует соблюдение централизованного управления при сохранении известной доли свободы для местных предпринимателей. Правительство играет первостепенную роль в генерировании основных элементов социально-экономической политики и напрямую контролирует многие компании в ключевых отраслях, выступая гарантом новых реформ или рискованных начинаний.

Характерный подход сингапурцев тогда и сейчас - применение самых передовых научных методов, принятых на вооружение и во многих больших корпорациях, внимательный мониторинг перспективных тенденции, тщательное планирование, корректирование планов по мере изменения ситуации, действия на опережение. Например, они были одними из пионеров освоения промышленных зон. Средства вкладываются в области, где возможны технологические прорывы, - биотехнологии, компьютерную индустрию, производство специальных химикатов, сферу услуг. Когда у сингапурцев нет уверенности в достижении необходимых результатов в перспективных сферах, они стараются диверсифицировать риски.

2. Умелое использование единственного естественного преимущества страны - выгодного географического расположения. Еще на заре существования независимого Сингапура правительством была принята двуединая стратегия, учитывающая специфику страны, которая планомерно проводится в жизнь. Во-первых, освоение экономического пространства вне ближайшего периметра - Европы, Америки, Японии, привлечение ТНК. Во-вторых, сначала создание и теперь укрепление, с учетом динамики современной конкурентной борьбы, оазиса "пер-

стр. 29


вого мира" в регионе стран "третьего мира" - Сингапур должен стать "базовым лагерем" для всех предпринимателей, инициативных инженеров, менеджеров, желающих заняться бизнесом в регионе.

В последние годы сингапурцы стали позиционировать себя в качестве глобального и регионального "перевалочного узла" - для связей с Латинской Америкой, Ближним Востоком, Африкой. Усложнение проблемы энергетической безопасности для ряда государств мира, прежде всего Китая и Японии, импортирующих большую часть углеводородов через Малаккский и Сингапурский проливы, логично подталкивает страну к переосмыслению своей роли. В 2004 г. озвучены планы по превращению Сингапура в мировой центр газопереработки и хранения.

3. Непрерывность процесса информатизации и обучения общества. Еще в 1980 г. было учреждено Национальное компьютерное управление. Своеобразным "рубиконом" явился 1986 г., когда вышел в свет всеобъемлющий План по развитию информационных технологий, в котором предусматривались далеко идущие меры в области подготовки кадров, проведения НИОКР, формирования инфо-технологичной культуры, ускорения создания коммуникационной инфраструктуры, максимально прикладного использования компьютерных технологий, оформления, в соответствии с высшими мировыми стандартами, местной IT-индустрии.

Как результат сегодня в Сингапуре сформирована так называемая "новая экономика", основанная на знаниях и современных технологиях. Действуют 5 университетов, наладивших связи с ведущими вузами мира, включая некоторые российские. Территория страны соединена в одну электронную сеть. Не выходя из дома, рядовой гражданин в состоянии решить множество проблем - от связи со своим парламентарием и интересующим министерским департаментом до оплаты покупок и услуг. Все ведущие игроки электронного сектора мировой экономики в той или иной форме представлены в Сингапуре.

Достижения Сингапура бесспорны. Однако возникает два вопроса: а) насколько они устойчивы и б) повторим ли опыт Сингапура?

Естественно, понимая потенциальную хрупкость своего существования, сингапурцы не почивают на лаврах. Правительство ведет неизменную линию на повышение качества трудовых ресурсов, привитие населению черт предпринимательства, вкладывая в это большие средства. Наращивается внешний вектор развития сингапурской экономики: уже сейчас присутствие Сингапура ощутимо практически во всех государствах ЮВА (во Вьетнаме Сингапур - крупнейший иностранный инвестор; сингапурские банки активно предоставляют ссуды Таиланду, опередив в данной сфере своих главных конкурентов - гонконгцев). Начиная со второй половины 1990-х гг., сингапурский бизнес стал присматриваться к другим, пока недостаточно освоенным регионам. Страна в своем деловом подходе переболела "китайской лихорадкой", а сейчас проходит через этап "увлечения" Индией. Так что забота о прочности своих позиций красной нитью проходит через все мероприятия сингапурского руководства.

Что же касается повторения сингапурского опыта, то он, скорее всего, не сработает в большинстве стран Запада. Действующий еще с 1950-х гг. Закон о внутренней безопасности, позволяющий без санкции суда на срок до 2 лет задерживать подозреваемых, резкое противодействие инакомыслию и оппозиции, наложение строгих штрафов за нарушение общественного порядка и т.п. вряд ли придутся по нраву западным демократиям. Будучи нацией иммигрантов из Китая, Британской Индии, голландской Ост-Индии, сингапурцы повышенное внимание уделяют социальной стабильности, расовой гармонии и государственной безопасности. В обществе существует консенсус: если нужно платить за это определенную цену, то пусть будет так. В сингапурском патерналистском подходе, разумеется, есть и свои минусы (западные страны зачастую критикуют правительство Республики за "авторитарность" экономики, частичное несоблюдение прав человека и контроль над СМИ, сравнивают страну с "культурной пустыней" и т.п.), но в условиях Сингапура модель себя неплохо зарекомендовала. С другой стороны, на пространстве бывшего СНГ, как представляется, сингапурская модель могла бы оказаться востребованной. Видимо, осознавая это, в Сингапур зачастили казахи, киргизы, украинцы. Некоторые эксперты также проводят прямые параллели между Сингапуром и Туркменистаном. Маленькой нации есть, чем гордиться: на протяжении жизни одного поколения ей удалось совершить прорыв из "третьего мира" в "первый". Впрочем, новая планка роста диктует решение иных задач, пусть не таких актуальных, как раньше, но прочно пустивших корни, весьма болезненных и зачастую трудно контролируемых. Сингапурцы со

стр. 30


свойственной им методичностью, прагматизмом и видением перспективы приступили к нынешнему этапу реформирования, не дожидаясь, пока проблемы первыми постучатся в дверь. О сложностях последнего времени стоит сказать особо. С известной долей условности их можно разбить на три составляющие.

1. Внутриполитическая ситуация.

С середины 1970-х гг. в Сингапуре сложилась строго централизованная система авторитарного типа, стержнем которой является Партия народного действия (ПНД). По мнению ряда зарубежных и местных экспертов, включая представителей разрозненной и малочисленной оппозиции, с годами ПНД, дескать, трансформировалась в "самодовлеющую силу", скрытую от общественного контроля", зачастую принимающую решения недемократического характера, без должных консультаций с народом и т.д. Власти, справедливости ради надо отметить, не отмахиваются от этих соображений, в ряде аспектов пусть и чересчур надуманных, признавая необходимость реформирования политической структуры и принимая во внимание изменение условий, в которых существует современный Сингапур. Правда, руководство однозначно выступает в пользу сохранения сильного правительства и руководящей роли ПНД.

Бывший премьер, ныне старший министр правительства, Го Чок Тонг выделяет принципы, необходимые, по его мнению, для дальнейших успехов ПНД. В первую очередь это относится к четкому формулированию долгосрочных целевых установок партии. Если раньше, поясняет Го, речь шла, скажем, о строительстве независимой сингапурской нации, о создании Сингапура в качестве "лучшего дома для всех сингапурцев" и т.д., то сегодня третье поколение лидеров ПНД пока не нашло верного лозунга. Другие важные условия процветания Сингапура на перспективу, по Го Чок Тонгу, - некоррумпированность руководящей верхушки и ее единство, сострадательное отношение к нуждающимся, самообновление и самообучаемость всего партийного аппарата, последовательное внедрение основ меритократии, обеспечение расовой гармонии.

Пришедший к власти в 2004 г. премьер Ли Сянь Лун, сын Ли Куан Ю, полагает, что утверждения о том, будто бы по мере либерализации общества, возрастания степени его участия в принятии стратегических решений и т.п. концепция крепкой центральной власти отмирает и более не отвечает современным реалиям Сингапура, ошибочны. Наоборот, подчеркивает новый сингапурский лидер, нестабильность глобальной ситуации диктует задачи дальнейшей мобилизации общества, его адаптации к разного рода внешним вызовам, постепенного пестования гражданского общества. Особое значение должно придаваться воспитанию нового поколения сингапурцев, привитию им творческих начал и "незашоренных" взглядов, в связи с чем в 2004 г. обнародован план мероприятий по изменению качества образования. Как считает Ли Куан Ю, Сингапур преодолел проблемы бедности, свойственные странам "третьего мира". Тем не менее, потребуется время жизни еще одного поколения сингапурцев, прежде чем уровень развития культуры, искусства и социальные стандарты Сингапура придут в соответствие с высоким уровнем развития инфраструктуры, присущим "первому миру", которого страна уже достигла.

2. Экономика.

В конце 1990-х гг. - начале нового века стали заметно проявлять себя структурные проблемы сингапурской экономики. Увеличение сингапурского ВВП приобрело замедленный, более уязвимый характер. На него стали сильнее давить многочисленные внешние, зачастую непредсказуемые факторы - угроза терроризма, эпидемии атипичной пневмонии, "птичьего гриппа", повышение цен на нефть, рост процентных ставок в США и подстегиваемая ими инфляция, конкуренция со стороны Китая и Индии, сильная зависимость от конъюнктуры на внешних рынках информационных технологий. Шло падение удельной доли Сингапура в мировом экспорте и привлечении иностранных инвестиций. Начиная с 2000 г. способность Республики давать стабильно высокие доходы на единицу вложенных средств впервые стала ниже по сравнению с аналогичным показателем в среднем по АТР. После уроков, извлеченных правительствами АСЕАН из азиатского кризиса 1997 - 1998 гг., был поставлен под сомнение потенциал Сингапура как регионального центра услуг, прежде всего в сфере финансов.

Первые интеллектуальные подходы к социально-экономическому реформированию делались еще в середине 1990-х гг. После преодоления спада с 2002 - 2003 гг. началось интенсивное формирование программы реформ в различных экономических секторах и социальном сегменте на кратко- и среднесрочную перспективу, имеющих целью - в течение 15 лет осуществить удвоение промышленного производства.

В качестве приоритетов руководством страны называются: создание новых рабочих мест (прежде всего в таких секторах, как финансы, транспорт, туризм, компьютерные технологии, киноиндустрия); повышение заработной платы в привязке к конкретным результатам; защита наименее обеспеченных слоев населения. Продолжается дерегуляция ряда секторов (финансы, телекоммуникации, СМИ). Изменения происходят в налоговом режиме, внешнеторговом механизме за счет диверсификации и создания двусторонних и субрегиональных зон свободной торговли. Намечено более энергично бороться с безработицей, устойчиво застывшей в последние годы на отметке в 4 - 4,5%. Для госслужащих по примеру большинства частных компаний в 2004 г. введена 5-дневная рабочая неделя (при этом оговаривается возможность, если позволяют условия, внеурочной работы на дому с использованием электронных технологий, что уже задействовано на некоторых крупных компаниях). Сформулированы шаги по обеспечению повышения рождаемости, которая упала до 1,26 промилле (среди

стр. 31


них: повышение декретного отпуска до 12 месяцев, увеличение госсубсидий на содержание малолетних детей, дополнительные налоговые бонусы для молодых родителей, послабления для содержания нянь и др.).

По мнению экспертов, поставленные ориентиры достижимы, чему способствуют как резервы, накопленные в прошлые годы, так и в целом благоприятная экономическая обстановка в мировой и региональной экономике, наблюдающаяся с конца 2003 - начала 2004 г. Однако в целом отмечается медленная перестройка экономики, что объясняется рядом причин. Среди них - устаревший и неадекватный нынешним реалиям механизм выработки и принятия экономических решений, который отличается чрезмерной концентрацией, безусловным доминированием государственных структур, что усиливает риск от неправильных шагов и дезориентирует рынок. На фоне конкурентов в Азии как минус рассматривается психологическая неготовность правительства Сингапура прибегать к жестким фискальным, монетарным и валютным способам борьбы со спадом. Сингапурское руководство спокойно относится к подобного рода критике, утверждая, что вынуждено действовать осторожно, дабы "не усугубить и так непростое положение", и что "дорогу осилит идущий".

3. Внешний аспект.

Внешнеполитическое и внешнеэкономическое положение страны в начале XXI в. резко контрастирует с той ситуацией, которая была в середине 1960-х гг. в период обретения независимости. Государство-город смогло превратить глобальную экономику в свой тыл. С целью создания более либерализованной глобальной экономики и торговли Сингапур умело посредничает в целом ряде экономических структур, прежде всего в ВТО и АТЭС. Заметно прочнее стали позиции Республики в ООН, других международных организациях, где голос Сингапура зазвучал весьма весомо (в 2001 - 2002 гг. Сингапур состоял в СБ ООН в качестве непостоянного члена).

Что касается геополитической ситуации Сингапура через призму малайско-индонезийского "мусульманского окружения", то, по мнению известного знатока региона, английского политолога М. Лейфера, она осталась в целом неизменной, а порой имела тенденцию к ухудшению, как было, например, в конце 1990-х гг. после финансового кризиса в Азии. По-прежнему неровно складываются отношения с главными партнерами Сингапура по ЮВА - Малайзией и Индонезией. Некоторый прогресс в замороженных годами отношениях становится возможным благодаря приходу к власти в 2003 - 2004 гг. новых руководителей в Куала-Лумпуре и Джакарте, но полностью деполитизации двусторонних споров преодолеть, видимо, не удастся еще долгое время.

В последние годы динамичная и прагматичная дипломатия Сингапура столкнулась с обновленным букетом внешних вызовов. Как считает Го Чок Тонг, феномен "демократического расширения", появившийся после окончания "холодной войны", оказался не способным радикально стабилизировать глобальный порядок. В условиях "глобальной неясности" важно, считают сингапурцы, поддерживать "кризисоустойчивость" в Азии, базирующуюся преимущественно на конструктивности американо-японо-китайских связей. В ряды наиболее серьезных проблем вышел региональный терроризм и религиозный радикализм. В 2001 - 2002 гг. в Сингапуре было взято под стражу около 30 местных сторонников террористической группировки "Джамаа Исламия". Радикальные террористические группировки активизировались по всему региону ЮВА. Знаменательным событием стало принятие в августе 2004 г. новой концепции безопасности Сингапура, где сформулированы передовые наработки разных государств в области борьбы с терроризмом. Среди них, помимо технических аспектов, необходимость осуществления политики, направленной на привлечение на свою сторону представителей колеблющейся части мусульманского населения.

Россию сингапурцы рассматривают в качестве одного из ключевых и энергично наращивающих свое влияние в азиатско-тихоокеанской зоне игроков. Наш диалог на протяжении 40 лет развивался с разными темпами, с учетом динамики региональной истории: развитие коммунистического движения в КНР и странах ЮВА, война во Вьетнаме, правление "красных кхмеров" в Камбодже, сближение СССР с Вьетнамом и Камбоджей, наше противостояние с КНР. Как писал Ли Куан Ю, на заре своего существования Сингапур поставил на Запад и в конце концов оказался на стороне победителей. Однако, по его глубокому убеждению, "русские, в отличие от коммунистической системы, - не те люди, которых можно выбросить на свалку истории".

Сегодня сингапурская пресса публикует все больше материалов о России, правда, ориентируясь преимущественно на западные источники. Одно из последних исключений - серия статей о русской культуре и русских, проживающих в Сингапуре на постоянной основе (среди которых большинство составляют выходцы из Дальневосточного региона России) и осваивающих новый климат, кухню, образ жизни с его игрой в гольф, дайвингом и т.п. (но об этом - отдельный рассказ). Так что, пожалуй, наиболее интенсивный этап узнавания, видимо, еще впереди.

У наших стран, как это ни парадоксально звучит, несмотря на их внешние отличия, существует много общего. Как рассуждал один из русских, проживших несколько лет в Сингапуре, мы хотели создать социалистическую формацию, сингапурцы построили "справедливое общество", нами руководила монолитная и несокрушимая сила в лице КПСС, Сингапуром верховодит ПНД, мы по-своему строим отношения бизнес-власть, Республика также в схожем ключе ищет собственные рецепты. И надо заметить, что действительно есть немало областей, где нам полезно присмотреться к опыту друг у друга.

А пока - со вступлением в переходный возраст, Сингапур!


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/НЕЗАВИСИМОМУ-СИНГАПУРУ-40-ЛЕТ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. ПАЛЬТОВ, НЕЗАВИСИМОМУ СИНГАПУРУ - 40 ЛЕТ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 30.05.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НЕЗАВИСИМОМУ-СИНГАПУРУ-40-ЛЕТ (date of access: 05.03.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. ПАЛЬТОВ:

С. ПАЛЬТОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И КАЗАХСТАНСКО-ЕГИПЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Yesterday · From Цеслан Бастанов
ЭФИОПИЯ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ШТАТЕ ГАМБЕЛЛА
2 days ago · From Цеслан Бастанов
МЭР ЛОНДОНА - МУСУЛЬМАНИН
4 days ago · From Цеслан Бастанов
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" В ЛИВИИ
8 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Catalog: Экономика 
11 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Catalog: Экономика 
12 days ago · From Цеслан Бастанов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЯПОНИИ
14 days ago · From Цеслан Бастанов
XII СЪЕЗД КПВ В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКОВ И УЧЕНЫХ
15 days ago · From Цеслан Бастанов
XII CONGRESS OF THE CPV IN THE ASSESSMENTS OF POLITICIANS AND SCIENTISTS
Catalog: История 
15 days ago · From Цеслан Бастанов
СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В НЕБЕ КИТАЯ
17 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

НЕЗАВИСИМОМУ СИНГАПУРУ - 40 ЛЕТ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android