Libmonster ID: KZ-1971

Ночью 7 июля 1937 года севернее моста Лугоуцяо (моста Марко Поло близ Пекина - А.К.) возникла перестрелка между китайскими солдатами и японскими военнослужащими из состава так называемой "гарнизонной армии в Китае". Согласно японской версии, это был инцидент, который якобы по вине китайской стороны был расширен до масштабов войны. Однако японские документы свидетельствуют о том, что Токио использовал эти события для реализации планов захвата Китая.

В середине 30-х годов японский генеральный штаб армии приступил к планированию операций по овладению Северным Китаем. В 1935 году один из таких планов предусматривал сформировать специальную армию, которая включала бы японскую "гарнизонную армию в Китае, одну бригаду из Квантунской армии и три дивизии из состава сухопутных сил в метрополии и Корее. Выделявшимися силами намечалось овладеть Пекином и Тяньцзинем" 31 .

В августе 1936 года японское правительство разработало программу установления господства Японии в Восточной Азии и районе стран Южных морей. Политические цели империи были сформулированы в документе "Основные принципы государственной политики", в котором, по сути, ставилась цель превратить Японию "номинально и фактически в стабилизирующую силу в Восточной Азии". Одновременно была принята программа покорения Северного Китая, в которой предусматривалось, что "в данном районе необходимо создать антикоммунистическую, проманьчжурскую зону, стремиться к приобретению стратегических ресурсов и расширению транспортных сооружений..." 32 . Это полностью отвечало целям и задачам, изложенным в "меморандуме Танаки".

Хотя в этих документах отмечалась желательность по возможности добиться целей "мирными средствами", в Японии сознавали, что ее дальнейшая экспансия на азиатском континенте может вызвать сопротивление великих держав. В связи с этим было принято решение об активизации подготовки к войне на двух направлениях: северном - против СССР и южном - против США, Великобритании, Франции и Голландии. В пересмотренном в 1936 году "Курсе на оборону империи", а также в документе "Программа использования вооруженных сил" главными потенциальными противниками Японии определялись США и СССР, следующими по важности - Китай и Великобритания 33 .

В Токио считали, что Китай не сможет оказать серьезного сопротивления Японии и легко станет ее добычей. Поэтому по планам для овладения Китаем выделялась лишь часть вооруженных сил империи. Разработанный в 1936-1937 годах генеральным штабом армии план войны в Китае "Хэй" предусматривал силами пяти (в зависимости от обстановки -трех) пехотных дивизий оккупировать Северный Китай. В Центральном Китае должны были действовать пять, а в Южном Китае - одна японская дивизия. В результате наступательных операций намечалось в качестве опорных пунктов захватить китайские города Тяньцзинь, Пекин, Шанхай, Ханчжоу, Фучжоу, Сямынь и Шаньтоу. Считалось, что, овладев этими городами и прилегающими к ним районами, Япония сможет контролировать всю китайскую территорию 34 . Захват всего Китая намечалось осуществить за два-три месяца 35 .

Оккупация всего Китая означала бы серьезное нарушение интересов западных держав в этой стране. Китайский рынок имел важное значение для экономики США. По сравнению с 1929 годом общий экспорт США в 1937 году сократился на 34 процента 36 . В обстановке падения спроса на американские товары в Европе США все в большей степени стремились к расширению дальневосточных рынков. Если к концу 1930 года капиталовложения США в Китае составляли 196,8 миллиона долларов, то в 1936 году они уже достигли 342,7 миллиона долларов. Удельный вес США во внешней торговле Китая в 1936 году составлял 22,7 процента 37 .

Еще больше была заинтересована в Китае Великобритания, которая, как известно, начала экспансию на азиатский материк раньше тогдашних соперников. Она имела здесь большие капиталовложения в железнодорожном транспорте, морских перевозках, связи, банковском деле. К 1936 году инвестиции Великобритании в Китае составляли один миллиард 141 миллион долларов 38 . Широкое проникновение в китайскую экономику привело в 30-е годы к углублению как экономического, так и политического сотрудничества Великобритании с Китаем.

В Токио понимали, что обострение соперничества в борьбе за Китай создавало опасность вооруженного столкновения с США и Великобританией. Готовясь к новым захватам китайской территории, японские лидеры стремились избежать такого развития событий. В середине 30-х годов в Японии была развернута шумная пропагандистская кампания под лозунгами "борьбы с коммунистической опасностью", "агрессивности большевистской России", "кризиса обороны Японии". В начале 1936 года, явно в расчете на западные державы, премьер-министр Японии Хирота заявил в парламенте, что самой большой проблемой на Дальнем Востоке является борьба с "угрозой коммунизма" 39 . В Токио считали, что антикоммунистический и антисоветский характер планов расширения экспансии на азиатском континенте, как и во времена захвата Маньчжурии, будет способствовать тому, что западные державы, в первую очередь США и Великобритания, вновь не окажут сопротивления японской агрессии в Китае.

Однако, поскольку на сей раз речь шла об овладении Японией Цент-


Продолжение. Начало см. "Азия и Африка сегодня", 2001, N 11.

Нумерация ссылок по всей статье единая.

стр. 45


ральным и Южным Китаем, где были сосредоточены основные интересы этих государств, требовалась более гибкая проработка политики, обеспечивающей их невмешательство в войну. Этим занимались военно-морское министерство и генеральный штаб ВМС, которые 16 апреля 1936 года представили правительству документ "Предложения по вопросу внешней политики". В нем формулировалась политика Японии в отношении великих держав в период "продвижения в южном направлении".

В документе рекомендовалось, "воспользовавшись сложной ситуацией в Европе и ослаблением позиций Великобритании в Азии, установить тесные связи с английскими колониями, чтобы они удерживали англичан от проведения антияпонской политики". В отношении США предлагалось "обратить самое серьезное внимание на увеличение мощи (Японии), вынуждая Америку признать позиции Японии в Восточной Азии, а с другой стороны, установить с США дружественные отношения на основе экономической взаимозависимости" 40 .

Как показали последующие события, расчеты Токио в значительной степени оправдались. Нельзя сказать, чтобы в США не видели тех опасностей для американских позиций в Китае, которые повлечет за собой расширение японской агрессии. Посол Дж. Грю телеграфировал 14 июля 1937 года в госдепартамент: "Одной из основных целей внешней политики Японии является устранение влияния западных держав как фактора дальневосточной политики, особенно в отношениях между Китаем и Японией" 41 . Тем не менее, правительство США считало, что в конце концов с японцами удастся договориться. Об этом свидетельствует переписка американских послов в Китае и Японии с госдепартаментом США. Дж. Грю в телеграмме от 27 августа 1937 года писал: "Мы полностью согласны с мнением (посла США в Китае Джонсона. - А.К.), что любая попытка Соединенных Штатов воспрепятствовать развитию японской политики в Китае путем демонстрации нашего осуждения не даст полезного эффекта. Если мы будем осуществлять нажим, это приведет к ликвидации тех элементов дружбы между Японией и США, которые накопились и накапливаются в результате тактики, методов и способов поведения нашего правительства, используемых в отношении нынешнего конфликта" 42 . Посол рекомендовал правительству США "избегать вовлечения в войну, решительно защищать жизнь, имущество и права американских граждан (в Китае), продолжать политику строгого нейтралитета, сохранять с обеими воюющими странами отношения традиционной дружбы". При этом подчеркивалась необходимость "предпринять особые шаги к укреплению наших отношений с Японией". Грю считал, что политика "умиротворения" будет оценена японцами, которые "не забывают применявшиеся нами во время маньчжурских событий методы" 43 .

Предложения посла совпадали с позицией Вашингтона. В ответной телеграмме от 28 августа госсекретарь США дал положительную оценку точки зрения Грю 44 . О том, что правительство США не желает поддерживать жертву агрессии, оно заявило практически сразу после начала боевых действий Японии в Китае. 16 июля 1937 года было опубликовано заявление государственного секретаря США К. Хэлла, в котором прямо давалось понять, что Америка не намерена активно противодействовать агрессивным акциям Японии в Китае. В заявлении говорилось: "Мы воздерживаемся от вступления в союзы и вовлечения в принятие обязательств...". Не делая разницы между агрессором и его жертвой, Хэлл призывал правительства Японии и Китая "к сдержанности в интересах мира во всем мире". Для того, чтобы у японцев не осталось никаких сомнений в позиции США, администрация дала указание послу в Токио сообщить японскому министру иностранных дел о том, что США "желают избежать малейшего вмешательства" 45 .

В Лондоне сообщения о начале Японией нового этапа войны вызвали тревогу. Английское правительство острее ощущало непредсказуемые последствия своих уступок Японии. Заместитель наркома иностранных дел СССР Б.С. Стомоняков отмечал 29 июля 1937 года: "Хотя, судя по всем сведениям, Англия встревожена японской агрессией в Северном Китае, я убежден, что она несет значительную ответственность за эту агрессию... В переговорах с английским правительством в Лондоне она (Япония) почерпнула убеждение, что Англия не окажет сопротивления ее новой агрессии в Северном Китае" 46 . Позже, в конце сентября, он писал полпреду СССР в Японии М.М. Славуцкому: "Мы точно осведомлены о том, что Япония, перед тем как прибегнуть к новым военным действиям в Китае, а также после этого, делала и делает большие усилия, чтобы смягчить свои отношения с Англией и договориться с ней по ряду спорных вопросов, включая и вопрос о разделе сфер влияния в Китае. После начала военных действий официальные переговоры в Лондоне были прекращены, однако неофициальные разговоры продолжались. Попыткам договориться содействовали и содействуют те круги консерваторов, которые являются сторонниками необходимости договориться во что бы то ни стало с фашистскими государствами, не останавливаясь даже перед более или

стр. 46


менее серьезными уступками за счет империалистических интересов Великобритании" 47 .

Стремясь обезопасить свои весьма уязвимые в создавшейся обстановке интересы в Китае, правительство Великобритании пыталось привлечь США к совместному выступлению трех держав - Великобритании, Франции, США. Английский министр иностранных дел А. Иден писал, что "без США Англия едва ли сможет пойти дальше платонических демаршей перед японским правительством" 48 . Однако, видя нежелание США противодействовать японской экспансии, английское правительство стало склоняться к тому, чтобы найти какой-то компромисс с Японией. В одном из своих писем американскому президенту британский премьер-министр Н. Чемберлен рассуждал: "Для того, чтобы ослабить угрозу со стороны Германии, мы рассчитываем на помощь США. Изолированная, лишенная помощи Великобритания хотела бы избежать одновременного возникновения проблем в Европе и на Дальнем Востоке. Поэтому не стоит ли нам постараться достичь согласия с Японией?" 49 .

В сентябре 1937 года в Токио был направлен послом Великобритании Р. Крейги, известный своей приверженностью политике умиротворения. Основной смысл его рекомендаций правительству сводился к тому, что решительные действия западных держав в отношении Японии лишь приведут к повышению роли военных в японской политике, а значит, усилению воинственности этого государства.

Не проявляла активности в вопросе организации коллективных действий против Японии и Франция, также ожидавшая вовлечения Японии в войну против СССР. 26 августа 1937 года французский министр иностранных дел Дельбос в беседе с послом США во Франции Буллитом заявил, что, по его мнению, "японское наступление в конечном итоге направлено не против Китая, а против СССР. Японцы желают захватить железную дорогу от Тяньцзиня до Бейпина (Пекина) и Калгана (Чжанцзякоу) для того, чтобы подготовить наступление на Транссибирскую железную дорогу в районе озера Байкал и против Внутренней и Внешней Монголии". В ожидании этих событий Дельбос рекомендовал, чтобы правительства западных держав способствовали разрешению японо- китайского конфликта невоенными средствами 50 .

Тем временем японская армия быстро продвигалась в глубь Северного Китая. В августе японцы открыли фронт в Центральном Китае, 13 августа при поддержке авиации и флота началось наступление на Шанхай, что создало угрозу тогдашней столице Китая - Нанкину. США ответили на вторжение японских войск в Центральный Китай направлением в Шанхай контингента американских моряков численностью 1200 человек. Одновременно послы США, Великобритании и Франции по поручению своих правительств предложили Японии и Китаю превратить Шанхай в нейтральную зону. Японцы, по существу, игнорировали эти и последующие акции западных держав.

Политика попустительства агрессору создавала крайне тяжелое положение для Китая, грозившее потерей его самостоятельности. Во время многочисленных встреч с американскими и английскими дипломатами в Китае Чан Кайши убеждал их, что единственный путь остановить японскую агрессию - это совместные действия США, Великобритании и других государств. При этом он, с одной стороны, указывал на перспективу серьезного нарушения их интересов в Китае, а с другой - взывал к моральным обязательствам, которые западные державы возложили на себя, подписав Вашингтонский договор 1922 года, декларировавший "независимость" и "целостность" Китая. Чан Кайши настойчиво призывал их к сотрудничеству "теперь и незамедлительно" с тем, чтобы добиться прекращения японской агрессии. Однако они, не желая сколько-нибудь серьезно задевать Японию, по существу оставляли Китай наедине с агрессором.

В начале августа министр иностранных дел Китая Ван Чунхой следующим образом характеризовал позиции западных держав в отношении японской агрессии:

"1. Америка: полное невмешательство и отказ от какой-либо коллективной акции.

2. Англия старается удержать Японию от дальнейшей агрессии в Китае. В Токио Англия сделала "дружественные" представления японскому правительству. Во всяком случае Англия заявила Японии, что всякие переговоры между ними прекращаются...

3. Франция относится наиболее дружественно к Китаю, но не может решиться ни на какую акцию без Америки" 51 .

Планируя войну в Китае, японские лидеры весьма опасались распространения на Японию принятого конгрессом США в 1935 году закона о нейтралитете, ограничивавшего экспорт в воюющие страны военных материалов. Незадолго до вторжения японских войск в Северный Китай 29 апреля 1937 года этот закон был расширен и дополнен. Президенту США предоставлялось право запрещать экспорт оружия и военного снаряжения в находящиеся в состоянии войны государства. При этом введенное законодательство не предусматривало запрета на вывоз из США в воюющие страны стратегического сырья.

Поставки из США стратегического сырья и материалов имели жизненно важное значение для Японии: в 1937 году на США приходилась одна треть всего ее импорта. Как указывают японские историки, "Америка находилась в положении, позволявшем определять судьбу японской экономики" 52 .

Стремясь обойти американский закон о нейтралитете, японское правительство сознательно не объявляло Китаю войну, упорно представляя свою агрессию как "инцидент". В официальном заявлении японского правительства от 15 августа 1937 года говорилось, что военные действия японских вооруженных сил в Северном Китае следует рассматривать лишь как "наказание за жестокости китайской армии с целью побудить нанкинское правительство к признанию своей вины".

В свою очередь США всемерно противились признанию американским правительством "состояния войны" в Китае и распространению на Японию закона о нейтралитете. Война Японии в Китае позволяла американскому крупному бизнесу извлекать из нее огромные барыши. В 1937 году поставки из США в Японию выросли в 2-3 раза. При этом, если по сравнению с 1936 годом весь американский экспорт в эту страну увеличился в 1937 году на 41 процент, то экспорт военных материалов на тот же период возрос на 124 процента. Военные материалы составляли 58,5 процента от общего экспорта США в Японию 53 . Американский экспорт в Японии увеличился в 1937 году по сравнению с предыдущим "мирным" годом в следующих размерах: по железному и стальному лому - в 2,7 раза, самолетам и запчастям к ним - в 2,5 раза, металлообрабатывающим станкам - в 3,5 раза, сырой нефти - в 2,5 раза, бензину - в 1,5 раза, меди - в 2,4 раза, свинцу - в 1,1 раза, чугуну и стали - в 16,3 раза 54

О подлинном смысле "применения" Соединенными Штатами закона о нейтралитете в отношении японо-китайской войны свидетельствует заявление американского сенатора Швеленбаха, который говорил: "Ни у кого не может быть сомнения в том, что мы активно участвуем в войне, которую Япония ведет в Китае. Полу-

стр. 47


чается так, что поведение японцев можно рассматривать как более честное, чем наше. Они по крайней мере посылают своих людей, которые рискуют быть убитыми. Мы не рискуем своими жизнями в этой войне. Все, что мы делаем, - это посылаем наши товары и материалы, которые они требуют для военных целей, и получаем за это прибыль" 55 .

Столь явная прояпонская политика встречала возраставшее осуждение широких кругов американской общественности, среди которой росло число сторонников объявления экономического бойкота Японии. Учитывая это, а также стремясь ограничить японское наступление на интересы США, американская администрация была вынуждена прибегнуть к словесному осуждению Японии. 5 октября 1937 года президент США Ф.Д. Рузвельт выступил в Чикаго с речью, в которой призвал к организации "карантина" против агрессоров. Однако этот демарш не был подкреплен какими-либо существенными действиями. В речи заявлялось о стремлении американского правительства оставаться вне войны. "Мы примем меры, которые сведут к минимуму риск вовлечения (в войну)" 56 , - подчеркнул американский президент.

Последствия были трагичны для Китая. 12 ноября 1937 года силами 150- тысячной ударной группировки японцы захватили Шанхай. Через месяц они ворвались в столицу - Нанкин, где учинили кровавую резню мирных жителей.

Среди великих держав только Советский Союз оказал Китаю поддержку, заключив с ним 21 августа 1937 года договор о ненападении. Заключение этого договора не ограничивалось лишь обязательствами не совершать агрессивных действий друг против друга. Это было по сути дела соглашение о взаимопомощи в борьбе с японскими интервентами 57 . 23 июля 1937 года Ван Чунхой с горечью говорил послу СССР в Китае Д.В. Богомолову: "Мы все время слишком много надеялись на Англию и Америку, теперь я приму все меры к улучшению советско-китайских отношении. 58

Следует отметить, что в США и других западных странах были недовольны заключением советско-китайского договора о ненападении. Считалось, что он нанес удар по планам Токио, предусматривавшим включение Китая в "антикоминтерновский блок" 59 .

О решимости советского правительства воспрепятствовать японской агрессии, противопоставить ей объединенные силы ведущих стран мира свидетельствовала позиция, занятая СССР в Лиге Наций. В речи советского представителя 21 сентября 1937 года отмечалось: "На азиатском материке без объявления войны, без всякого повода и оправдания одно государство нападает на другое - Китай, наводняет его 100-тысячными армиями, блокирует его берега, парализует торговлю в одном из крупнейших мировых коммерческих центров. И мы находимся, по-видимому, лишь в начале этих действий, продолжение и конец которых не поддаются еще учету..." 60 .

В Лиге Наций, а затем на открывшейся 3 ноября 1937 года в Брюсселе специальной международной конференции советские представители требовали принятия конкретных мер по пресечению японской агрессии. Советский Союз предложил в соответствии со статьей 16 Устава Лиги Наций применить против Японии коллективные санкции, вплоть до военных. Однако представители западных держав сделали все, чтобы это предложение было отклонено. Отвергнуто было и поддержанное Советским Союзом предложение Китая о применении против Японии экономических санкций. Определяющей на конференции в Брюсселе была позиция США, которая, по словам государственного секретаря США Хэлла, состояла в том, что "вопрос о методах давления на Японию не входит в задачу данной конференции" 61 .

Отказываясь от предлагавшихся СССР коллективных мер по обузданию японских интервентов, западные державы стремились подтолкнуть Советский Союз на самостоятельное выступление против Японии, ссылаясь на то, что он- де является соседом Китая. Во время Брюссельской конференции западные представители явно в провокационной манере заявляли, что "лучшим средством сделать Японию сговорчивее было бы послать несколько

стр. 48


сот советских самолетов попугать Токио" 62 . Было очевидно, что вовлечение СССР в японо-китайскую войну рассматривалось западными державами как наилучшее развитие событий, ибо это означало бы отвлечение внимания Японии от Центрального и Южного Китая.

Оказавшись в конце 1937 года в крайне сложном положении, правительство Китая, уже не полагаясь на помощь западных держав, информировало об этом советское руководство. 13 декабря китайский министр иностранных дел Ван Чунхой заявил временному поверенному в делах СССР в Китае: "Китайское правительство имеет точные сведения, что инцидент в Лугоуцяо в июле месяце был заранее подготовлен японцами на случай отказа Китая от японских требований. После шести месяцев войны Китай теперь находится на распутье. Китайское правительство должно решить вопрос, что делать дальше, ибо сопротивляться дальше без помощи извне Китай не может. Китайское правительство имеет твердую решимость сопротивляться, но все ресурсы уже исчерпаны. Не сегодня, так завтра перед китайским правительством встанет вопрос, как долго это сопротивление может продолжаться" 63 . Призывая СССР оказать помощь, он указывал, что в случае поражения Китая Япония сделает его плацдармом для войны против СССР и использует для этого все ресурсы страны. 29 декабря Чан Кайши поставил перед правительством Советского Союза вопрос о направлении в Китай советских военных специалистов, вооружения, автотранспорта, артиллерии и других технических средств 64 .

Несмотря на то, что выполнение этой просьбы создавало опасность ухудшения советско-японских отношений, советское руководство приняло решение оказать прямую помощь китайскому народу. В первой половине 1938 года СССР предоставил Китаю кредиты на льготных условиях на сумму 100 миллионов долларов. В Китай были направлены 477 самолетов, 82 танка, 725 пушек и гаубиц, 3825 пулеметов, 700 автомашин, большое количество боеприпасов. Всего с октября 1937-го по октябрь 1939 года Советский Союз поставил Китаю 985 самолетов, более 1300 артиллерийских орудий, свыше 14 тысяч пулеметов, а также боеприпасы, оборудование и снаряжение 65 .

Общая сумма займов СССР Китаю в 1938-м и 1939 годах составила 250 миллионов долларов. За этот же период США предоставили Китаю заем в 25 миллионов долларов 66 . В наиболее трудный начальный период японо- китайской войны помощь США и Великобритании Китаю была символической. Так, с июля 1937-го по январь 1938 года Китай получил от США 11 самолетов и 450 тонн пороха 67 .

В то же время увеличивались поставки военных материалов США в Японию, что обеспечивало ей возможность продолжать агрессию. По китайским данным, в течение трех первых лет войны из израсходованного японской армией в Китае общего количества бензина (40 миллионов тонн) 70 процентов поступило из США 68 . О том, что Япония широко использовала в Китае американские поставки, свидетельствовал тогдашний торговый атташе США в Китае, который писал: "Если кто-либо последует за японскими армиями в Китае и удостоверится, сколько у них американского снаряжения, то он имеет право думать, что следует за американской армией" 69 . По китайским подсчетам, от американского оружия гибло 54 из каждых 100 мирных жителей Китая 70 .

При таком положении крупномасштабная советская помощь Китаю реально препятствовала осуществлению японских агрессивных планов, и ее прекращение рассматривалось в качестве одной из важнейших внешнеполитических задач Токио. Японское правительство имело все основания считать, что "разрешение китайского инцидента затягивается из-за помощи, которую оказывал Китаю Советский Союз" 71 .

Стремление изолировать Китай и от СССР, сорвать его помощь китайскому народу толкало японские военные круги на сознательное обострение японо- советских отношений. В 1938 году число японских провокаций на советско- маньчжурской границе резко возросло. Так, например, если в 1937 году было отмечено 69 нарушений границы японскими военнослужащими, то в 1938 году их было зарегистрировано почти вдвое больше - 124 72 . Информируя посла СССР в Японии о серьезности складывавшейся обстановки, заместитель наркома иностранных дел СССР Б.С. Стомоняков писал 25 июня 1938

стр. 49


года, что "линия японской военщины в Маньчжурии, рассчитанная на провокацию пограничных конфликтов, продолжает проводиться непрерывно и все с большей наглостью" 73 .

Однако японское правительство опасалось открытия еще одного - помимо китайского - фронта. В январе 1938 года в ответ на запрос германского генерального штаба о возможности японо-советского столкновения представитель японского генштаба армии генерал Хомма отвечал, что подготовка к войне на севере ведется ускоренными темпами, "ибо всякая оттяжка во времени идет на пользу СССР". Вместе с тем, разъясняя трудности войны в Китае, а также финансовые проблемы Японии, он указывал, что "для подготовки войны против Советского Союза Японии потребуется не менее года, но не более двух лет" 74 .

Цели и задачи войны Японии против СССР были первоначально изложены в разработанном в августе 1936 года генеральным штабом армии документе "Основные принципы плана по руководству войной против Советского Союза". В нем, в случае начала большой войны с СССР, предусматривалось на первом ее этапе "захватить Приморье (правое побережье Уссури и Амура) и Северный Сахалин" и "заставить Советский Союз согласиться со строительством Великого монгольского государства" 75 . Оперативный план 1937 года предусматривал наступление с трех направлений - восточного, северного и западного. Важнейшей задачей объявлялось быстрое "разрушение Транссибирской железной дороги в районе Байкала, с тем, чтобы перерезать главную транспортную артерию, связывающую европейскую часть СССР с Сибирью" 76 .

В марте 1938 года штаб Квантунской армии направил в центр документ "Политика обороны государства", в котором в случае войны с СССР предлагалось силами Квантунской и Корейской (группировки японских войск на территории Кореи) армий нанести основной удар по советскому Приморью с целью его захвата и отсечения советских войск Особой дальневосточной армии от войск Забайкальского военного округа. Затем рядом последовательных ударов планировалось осуществить наступление на амурском и забайкальском направлениях. Одновременно намечалось вторжение в Монгольскую Народную Республику 77 .

Однако в условиях продолжения войны в Китае более осторожные японские политики считали, что приступить к решению "северной проблемы" станет возможно лишь при поддержке других держав, когда СССР будет вовлечен в войну в Европе.

Весной 1938 года японские войска продолжали развивать наступление в Центральном Китае. При этом японские лидеры не скрывали своего намерения вытеснить США и другие западные державы не только из Китая, но и в целом из Азии. Это вынудило Вашингтон занять более жесткую позицию. 17 марта 1938 года государственный секретарь США Хэлл выступил с большой речью "Наша внешняя политика", в которой заявил, что США "не намерены отказаться от своих прав и интересов в Китае" 78 .

В связи с этим японское правительство, опасаясь обострения отношений с США, решило принять меры, демонстрирующие стремление Японии направить свои военные усилия против СССР. Летом 1938 года японское военно- политическое руководство предприняло попытку расширить до масштабов серьезного вооруженного конфликта один из пограничных инцидентов в районе озера Хасан в Приморье. Однако цели конфликта не ограничивались демонстрацией японских намерений перед западными державами. Составители японской "Истории войны на Тихом океане" отмечают: "Начиная с 1938 года японо-советские отношения неуклонно ухудшались. Дело в том, что с этого времени помощь Советского Союза Китаю качественно усилилась... Это раздражало Японию... В генштабе армии формировалась мысль о прощупывании советской военной мощи, основной смысл которого заключался в выяснении готовности СССР к войне с Японией... Было решено проверить это нападением на советские войска, мобилизовав 19-ю дивизию Корейской армии, которая непосредственно подчинялась императорской ставке. Замысел состоял в нанесении сильного удара, с тем, чтобы предотвратить выступление СССР против Японии" 79 .

(Окончание следует)


31 Фудзивара Акира. Тайхэйе сэнсо си рон. (Рассуждения об истории войны на Тихом океане). Токио, 1982, с. 15.

32 История войны на Тихом океане. Т. 2. М., 1957, с. 67 (пер. с япон.).

33 Сева-но рэкиси. Т. 4, с. 330.

34 Дайтоа сэнсо кокан си. Т. 86. Сина дзикэн рикугун сакусэн. (Официальная история войны в Великой Восточной Азии. Т. 86. Операции сухопутных сил в период китайского инцидента. Часть 1. Токио 1975, с. 103.

35 История второй мировой войны 1939-1945. Т. 2. М., 1974, с. 36.

36 Statistical Year Book of the League of Nations. 1939 - 1940. Geneva, 1940, p.182.

37 Бедняк И.Я. Японская агрессия в Китае и позиция США (1937 - 1939). М., 1957, с. 17.

38 Тайхэйе сэнсо си. Т. 3. Токио, 1972, с. 218.

39 "Contemporary Japan". 1936. IV, p. 638.

40 Тайхэйе сэнсо-э но мити. Сирехэн. (Путь к войне на Тихом океане. Документы). Токио, 1963, с. 223.

41 US Department of State. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers (FRUS). Vol. III. The Far East. Washington, 1954, p. 165.

42 Ibid, p. 487.

43 Ibidem.

44 Ibid, p. 488.

45 FRUS. Japan. 1931-1941. Vol. I. 1943, p. 326.

46 Документы внешней политики СССР. Т. XX. М., 1976, с. 413.

47 Там же, с. 741.

48 Там же, с. 409.

49 Тайхэйе сэнсо си. Т. 3, с. 39.

50 FRUS. 1937. The Far East. Vol. Ill, p 475 - 476.

51 Документы внешней политики СССР. Т. XX, с. 436 - 437.

52 Тайхэйе сэнсо си. Т. 3, с. 36.

53 Сева-но рэкиси. Т. 5. Токио, 1985, с. 14.

54 Марушкин Б.И. Указ.соч., с. 52.

55 КунинаА.Е., Марушкин Б.И. Миф о миролюбии США. М., 1960, с. 174.

56 Bisson T.A. Amerikars Far Eastern Polisy. New York. 1945, p. 168.

57 Новейшая история Китая 1917 - 1970 гг. М., 1972, с. 176.

58 Документы внешней политики СССР. Т. XX, с. 401.

59 FRUS. 1937. The Far East, p. 538.

60 Внешняя политика СССР. Сборник документов. Т. IV (1935 -19 июля 1941). М., 1946, с. 304.

61 Hull C. The memoirs. Vol.1. New York, 1948, p. 414, 554-555.

62 Документы внешней политики СССР. Т. XX, с. 617.

63 Там же, с. 654-655.

64 Там же, с. 656, 690.

65 История второй мировой войны 1939 - 1945. Т. 2, с. 72.

66 Тайхэйе сэнсо си. Т. 3, с. 40.

67 Сапожников Б.Г. Японо-китайская война и колониальная политика Японии в Китае (1837-1939).М., 1970, с. 76.

68 Тюгоку кара мита нихон киндай си. (Взгляд из Китая на новейшую историю Японии). Токио, 1987, с. 212.

69 Цит по: История второй мировой войны 1939- 1945. Т. 2,с. 42.

70 Бедняк И.Я. Указ. соч., с. 99.

71 Дайхоньэй рикугун бу. Часть 2, с. 2.

72 ГАРФ, фонд 7867, опись 1, дело 275, лист 172-173.

73 Документы внешней политики СССР. Т. ХХ1. М., 1999, с. 342.

74 Севастьянов Г.Н. Политика великих держав на Дальнем Востоке накануне второй мировой войны. М., 1961, с. 217-218.

75 Гэндай си сире. (Материалы по новейшей истории. Документы.) Т. 8, Токио, 1976,с. 686.

76 Там же.Т. I, с. хх.

77 Там же. Т. IX с. 727-729.

78 Там же, с. 224.

79 Тайхэйе сэнсо си. Т. 3, с. 108-111.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/НА-ПУТИ-К-БОЛЬШОЙ-ВОЙНЕ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. КОШКИН, доктор исторических наук, НА ПУТИ К БОЛЬШОЙ ВОЙНЕ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 16.03.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НА-ПУТИ-К-БОЛЬШОЙ-ВОЙНЕ (date of access: 25.06.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. КОШКИН, доктор исторических наук:

А. КОШКИН, доктор исторических наук → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
280 views rating
16.03.2023 (467 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Kazakhstan, as a country with a developing economy, attracts the attention of not only investors but also gambling operators. The regulation of casinos in Kazakhstan has its unique features and aims to balance the economic benefits with the social risks associated with gambling. This article explores the key legislative acts and regulations governing casino activities in Kazakhstan and recent changes in this field.
Catalog: Право 
10 hours ago · From Қазақстан Желіде
СССР и восток. КАЗАХСКИЙ СЛЕД В ТУРКМЕНСКОМ ПОВСТАНЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ (март-сентябрь 1931 г.)
12 hours ago · From Alibek Kasymov
Государство на востоке. К ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ И ЦЕРЕМОНИАЛА МОНГОЛОВ
12 hours ago · From Alibek Kasymov
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Yesterday · From Alibek Kasymov
СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И СТЕПЕНЬ ОСВОЕНИЯ ИМИ "НОВОЙ ЭКОНОМИКИ"
Yesterday · From Alibek Kasymov
ТАЙВАНЬ – МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
Yesterday · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

НА ПУТИ К БОЛЬШОЙ ВОЙНЕ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android