Libmonster ID: KZ-2110
Author(s) of the publication: Ю. ГУЖВЕНКО

Ю. ГУЖВЕНКО

Барнаульский государственный педагогический университет

СТАБИЛЬНОСТЬ ИЛИ СКРЫТЫЙ КОНФЛИКТ?

Исследования межэтнических отношений на постсоветском пространстве приобретают особую важность в связи с изменением статусных позиций титульных и нетитульных этносов в бывших советских республиках, с конструированием новых государственных идентичностей. Этническая проблема актуализировалась, прежде всего, в государствах с полиэтничным составом населения и со сложной этносоциальной структурой. Одним из таких государств является Республика Казахстан, в которой проживают представители 131 этноса и выделяются две преобладающие этнические группы - казахи и русские.

Изучение межэтнических отношений внутри Казахстана осложняется закрытостью материалов, завуалированностью многих явлений в сфере межэтнического взаимодействия, поскольку в республике она наиболее политизирована. В особенности это касается Восточного Казахстана.

Последней работой, посвященной межэтнической ситуации в Восточном Казахстане перед распадом СССР, является исследование К. П. Калиновской1. В первой половине 1990-х гг. этой проблеме не уделялось должного внимания, несмотря на обострение межэтнических противоречий в Казахстане. С конца 1990-х гг. вопросы межнациональных отношений в регионе отслеживаются более регулярно и изучаются Центром социального мониторинга и прогнозирования Семипалатинского государственного университета им. Шакарима под руководством А. П. Коновалова2. В Усть-Каменогорске также проводятся исследования, фиксирующие этническую и религиозную ситуацию в городе, но они предназначены для внутреннего использования акиматами (управлениями) города и области и практически недоступны.

Наше исследование базируется на материалах проведенных в октябре-ноябре 2006 г. полевых работ, в т.ч. автором, в городах Семипалатинске и Усть-Каменогорске. Основные источники - интервью с представителями чиновничьего аппарата, деятелями культуры, образования, рядовыми жителями, документы Государственного архива и Управления статистики Восточно-Казахстанской области, акимата и других специализированных учреждений области, а также местной прессы.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА - СРЕДСТВО БОРЬБЫ С СЕПАРАТИЗМОМ

Восточный Казахстан выделяется в республике не только по экономическим основаниям, но и по этническим характеристикам. Восток, север и центр считаются урбанизированными территориями Казахстана, где расположены крупнейшие добывающие и перерабатывающие предприятия. В этих областях преобладает русскоязычное население, занятое на промышленных объектах3. На юге и западе Казахстана проживает основное казахское население, занятое преимущественно в сельском хозяйстве и животноводстве.

Восточный Казахстан был выбран нами как предмет исследования также потому, что межэтническое взаимодействие в регионе было затруднено множеством факторов после оформления независимости Республики Казахстан. Во-первых, активностью славянских общественно-политических объединений, таких как РОСД "Лад", "Русская община"; требованиями отдельных казачьих объединений независимости Северного и Восточного регионов Казахстана либо воссоединения их с Россией. Здесь были зафиксированы ирредентистские* настроения среди оппозиционеров правительственной политики, недовольных также и проводимыми в стране реформами. Во-вторых, средоточием здесь значительной доли русского населения. Так, по переписи 1989 г. русские в Восточно-Казахстанской области составили 65,9% населения, казахи - лишь 27,2%4.

В целях предотвращения сепаратистских настроений на севере и востоке республики власти в 1997 г. пошли на изменения административно-территориального устройства Казахстана. В первую очередь они коснулись востока страны: была упразднена Семипалатинская область с присоединением ее к Восточно-Казахстанской. Столица Казахстана из Алма-Аты была перенесена в г. Астану5.

Несомненно, цель реформы была достигнута. Накануне создания новой территориальной единицы казахов в Восточно-Казахстанской области насчитывалось 30%, а русских - 63%, в Семипалатинской области - 59% казахов и 32% русских, соответственно6. По данным переписи 1999 г., в объединенной области проживало 48,5% русских и 45,4% казахов7, а в 2005 г. - казахи составили уже более половины населения (см. табл. 1). Таким образом, требование создания "русской" автономии на территории Восточно-Казахстанской области перестало иметь под собой этническую основу.

Инициативы казахстанского руководства, направленные на изменение статусных позиций русского этноса, оказали определенное воздействие на этносоциальную структуру казахстанского общества. К тому же это привело к новому типу взаимоотношений между двумя главными этносами. В 2000-е гг., когда тенденции изменения этносоциальных отношений ясно обозначились, выявились основные направления, по которым развиваются межэтнические взаимоотношения в городах Восточного Казахстана (в крупных, уже упо-


Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках проекта "Межэтническое взаимодействие в городах Восточного Казахстана в постсоветский период" (N 06 - 01 - 00362а).

* Ирредентизм (от итал. irredenta - неосвобожденный) - политическое движение в Италии в конце XIX - начале XX вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением. В данной статье под термином "ирредентизм" имеется в виду требование русскоязычного населения Северного и Восточного Казахстана о воссоединении с Россией или создания независимого государственного образования. (Прим. ред.).

стр. 44


Таблица 1

Национальный состав Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей (переписи 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг. в 1999, 2005 гг., %)

 

Семипалатинская область

Восточно-Казахстанская область

Русские

Казахи

Татары

Украинцы

Немцы

Русские

Казахи

Татары

Украинцы

Немцы

1939 г

49,0

36,0

3,1

7,6

4,4

68,3

21,9

1,0

5,1

4,4

1959 г.

45,0

35,0

2,9

3,3

8,2

70,9

18,9

1,1

2,3

3,1

1970 г.

40,9

43,6

2,6

2,6

6,6

69,5

23,2

1,0

2,0

2,6

1979 г.

39,1

47,9

2,4

2,5

5,7

67,7

25,4

1,0

1,9

2,4

1989 г.

36,0

51,9

2,3

2,3

5,3

65,9

27,2

1,0

1,7

2,4

 

Объединенная Восточно-Казахстанская область

 

1999 г.

45,4

48,5

 

1,1

2,1

2005 г.

43,0

51,8

 

 

 



-----

Составлено по: Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области (ЦДНИ ВКО) Ф. Р-615. Оп. 2. Д. 1404, 1430; Алексеенко А. Л. Народы Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск, 1994. С. 9: Немецкое население Казахстана в конце ХIХ - ХХ вв. (по материалам всеобщих переписей населения 1897 - 1999 гг.). Усть-Каменогорск, 2002; Российский Государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1562. Оп. 336. Д. 6279. Л. 220 - 224; Д. 6228. Л. 144; Мониторинг этнической и религиозной ситуации в Восточно-Казахстанской области // www.analitik.kz/modules.php

мянутых нами, и малых - Курчатове и Риддере).

В городах Восточного Казахстана преобладание казахского населения фиксируется в Семипалатинске - 59,6% (см. табл. 2), в то время как в Усть-Каменогорске преобладающее большинство - 70,5% - русские. Подобное этническое наполнение оказывает значительное влияние на социально-экономическую и политическую стабильность городов и региона в целом.

В Семипалатинске сохраняется относительная этнополитическая стабильность, но имеет место социальная напряженность, связанная с бедственным экономическим положением города. Градообразующие предприятия, такие как арматурный завод, мясокомбинат, не функционируют в полную силу, из крупных работает лишь цементный завод, остальные предприятия пищевой и легкой промышленности работают не на полную мощность. По нашим наблюдениям, транспортная инфраструктура города полностью разрушена, дороги не ремонтировались с советского времени.

Как следует из интервью с руководителем одного из национально-культурных центров, после объединения областей чиновники из Усть-Каменогорска не предоставили Семипалатинску возможности развивать производство, обанкротив практически все предприятия, которые затем были раскуплены по приемлемой цене8. Таким образом, рынок рабочих рук Семипалатинска весьма ограничен. При этом между основными этническими группами - казахами и русскими происходит постоянная конкуренция за рабочие места. Положение усугубляется растущей миграцией сельского казахского населения в города. Для значительной части в основном русскоязычного населения стала актуальной временная трудовая миграция за пределы области, главным образом в столицу Астану и Алма-Ату. Статистика о трудовых сезонных мигрантах пока отсутствует, но это главным образом строители, водители и представители тех специальностей, среди которых всегда была высока доля русского населения.

Уровень активности общественно-политических движений в Семипалатинске невысок. Связано это как с узостью социальной базы или отсутствием таковой, так и аморфностью организационных структур, апатией основной, преимущественно казахской части населения.

Отличительной чертой Усть-Каменогорска является политизированность его населения, которая присуща практически всем городам, в которых компактно проживают русские9 (в Усть-Каменогорске 70% русского населения). Здесь сильны позиции казачества и общественных славянских организаций, которые привносят брожение в общественную жизнь города, хотя этноориентированные инициативы всех славянских организаций, по нашим наблюдениям, практически не имеют поддержки у широких слоев населения.

Восточный Казахстан - один из регионов, где аким (губернатор) был русский, Виктор Храпунов, принявший мусульманство. Сейчас здесь новый аким - Жаныбек Карибжанов, бывший посол РК во Вьетнаме, Монголии и КНДР10.

В Восточном Казахстане неоднократно предпринимались попытки к отделению этого региона и присоединению его к России (например, события ноября 1999 г., когда В. Казимирчук предпринял провокационную акцию по созданию на территории области "Русской республики"). В настоящее время в Усть-Каменогорске по-прежнему сохраняется этническая напряженность. Особой конкуренции на рынке труда в таких городах, как Усть-Каменогорск, Риддер, русские не ощущают, они по-прежнему занимают преимущест-

Таблица 2

Этнический состав городов Восточного Казахстана (на начало 2006 г., %)

Этнические

группы

Усть-Каменогорск

Семипалатинск

Риддер

Курчатов

Казахи

23,8

59,6

8,3

34,7

Русские

70,5

33

86,6

57,6




Составлено по: Восточный Казахстан в цифрах 2006 г. Усть-Каменогорск, 2006, с. 29.

стр. 45


венное положение в промышленности, на которую титульное население не претендует, считая данную сферу занятости неперспективной.

ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА

Результаты социологического опроса о состоянии и перспективах этнолингвистической политики РК, проведенного исследовательским центром "Дана" в 2002 г., свидетельствуют, что языковая и национальная политика властей РК встречает наибольшее неприятие как раз в Восточном Казахстане. Здесь количество наших респондентов, не изучающих казахский язык, превалирует над респондентами, изучающими его.

Наиболее высокий процент опрошенных, собирающихся уехать за пределы республики, зафиксирован в Восточно-Казахстанской (30%), Северо-Казахстанской (21,6%) областях и г. Астане (23,9%). Значительный потенциал миграции зафиксирован у представителей немецкой (35,5%), русской (29,9%), украинской (19,2%), корейской (11,8%) национальностей11.

Вместе с тем склонность к участию в протестных митингах, демонстрациях и забастовках отмечается лишь у 4,3% всех опрошенных в Астане, 1,7% - в Восточно-Казахстанской области и 1,4% - в Северо-Казахстанской области12.

В зависимости от характера, форм и интенсивности межэтнические отношения могут стать дестабилизирующим или прогрессивным фактором. Поквартирный опрос жителей области, проведенный в июне-июле 2005 г.13, свидетельствует, что межэтнические отношения развиваются положительно. К примеру, 72,3% опрошенных не придают значения этнической принадлежности окружающих людей. Причем наибольшую толерантность в этом вопросе демонстрирует молодежь в возрасте 18 - 29 лет (95,8% опрошенных). Новое поколение социализировалось в условиях суверенного Казахстана - по-видимому, у этой возрастной категории процесс формирования казахстанской государственной идентичности протекает более успешно.

Около 78% респондентов охарактеризовали межэтнические отношения положительно ("Скорее хорошие" или "Хорошие"). В то же время у 26,5% опрошенных вызывает озабоченность "агрессия, межнациональная нетерпимость среди молодежи", у 19,8% - "языковой барьер", а вопросы "трудоустройства и карьерного роста" по национальному признаку (предпочтение представителям титульного населения, неуверенность в будущем у русскоязычного населения) волнуют 18,8% респондентов.

Таким образом, специальные вопросы выявляют озабоченность русскоязычного населения проблемами языкового строительства в Казахстане, продвижения по карьерной лестнице. Многие из опрошенных сталкивались лично со случаями притеснения и ущемления прав по национальному признаку. Причем большинство ответов приходится на сферу служебных отношений - 23,8%, в то время как в межличностном общении - 9%. На наш взгляд, наличие подобного конфликтного опыта может привести к негативной реакции на изменения политического или экономического характера, затрагивающие определенные этнические группы.

В случае возникновения межэтнического противостояния 18,9% опрошенных готовы занять сторону представителей своей национальности, то есть почти каждый пятый в случае обострения ситуации готов забыть о личностных межэтнических связях и толерантности, 20% намерены активно помогать властям в погашении конфликта и 18,2% не хотят принимать никакого участия. Таким образом, в городах Восточно-Казахстанской области, в частности в Усть-Каменогорске, все-таки существует потенциал распространения этнического экстремизма, который в нестабильный период может обостриться.

Позитивную роль в объединении и сплочении всех этносов Казахстана играют региональное отделение Ассамблеи малых народов Казахстана и Дом Дружбы народов в Семипалатинске. Эти структуры позволяют сохранять культурные традиции и обычаи различных этносов (в частности, русских, казахов, татар, немцев, казаков, украинцев и др.), облегчают им возможность преподавать и сохранять свой родной язык. Практически каждый национально-культурный центр организует бесплатные, либо по приемлемым ценам языковые курсы. Лучше всего эта работа поставлена у немецких национально-культурных объединений, обеспечивающих всех желающих бесплатными языковыми курсами и учебниками за счет средств, поступающих из Германии. В апреле 2005 г. в Усть-Каменогорске Ассамблея малых народов Казахстана провела конференцию, посвященную функционированию и развитию русского языка в Казахстане14.

Наше социологическое исследование показало, что сферой наибольших заимствований является бытовая жизнь, а именно кухня. Наибольшее количество русских респондентов отдают предпочтение казахским блюдам помимо своей национальной кухни. Подавляющее большинство опрошенных русских в Семипалатинске отмечают, что главные качества, которые они приветствуют и хотели бы заимствовать - это взаимопомощь, гостеприимство и уважительное отношение к старшим у казахов15. Тем не менее, в вопросах межэтнической стабильности существуют определенные проблемы. В Усть-Каменогорске камнем преткновения с этническим подтекстом стало переименование бывших советских улиц. В брошюре "Их именами названы улицы"16, изданной


О чем писал журнал 30 лет назад

Развивается сотрудничество Афганистана в области просвещения с социалистическими странами, и прежде всего с Советским Союзом... СССР помог создать политехнический институт, авто механический техникум в Кабуле и горно-нефтяной в Мазари-Шерифе... Наша страна ежегодно предоставляет Афганистану более ста стипендий на различные сроки обучения. Только с 1971 по 1974 год советские учебные заведения окончило почти 500 афганских граждан, или 22 процента специалистов, получивших за это время образование за границей... По данным афганского ЦСУ, с 1957 по 1974 год с помощью СССР на объектах двустороннего сотрудничества было подготовлено более 60 тысяч квалифицированных рабочих и 5,2 тысячи техников.

М. Михайлов. Афганцы учатся ("Азия и Африка сегодня", 1977, N 4)

стр. 46


Государственным архивом Восточно-Казахстанской области, отмечается, что улицам города присваивали, как правило, названия в честь великих деятелей русской и советской культуры, и лишь немногим - в честь казахских деятелей. В 2002 - 2003 гг. интеллигенция города, казахская по своему этническому составу, выступала с критикой в средствах массовой информации, в акимате города, на собраниях общественности о недостаточном исполнении в Усть-Каменогорске закона РК "О языках в Республике Казахстан", государственной программы функционирования и развития языков на 2001 - 2010 гг., концепции государственной ономастической работы в республике. Замечания касались в основном переименования главных улиц города, предлагались варианты об увековечивании памяти казахских батыров и ханов, писателей, деятелей искусства и науки.

В 2002 г. в Усть-Каменогорске был проведен телефонный опрос по этому вопросу. 75,6% опрошенных сочли, что в переименовании улиц нет необходимости, и только 8,1% полагали, что это важно и необходимо17. Пока кампания по переименованию улиц города не набрала обороты, однако сторонники изменения названий не оставляют намерений "снести надписи советской эпохи".

В Семипалатинске же эта кампания началась практически сразу после независимости и прошла успешно. В Алма-Ате, несмотря на то, что все центральные улицы переименованы, до сих пор в обиходе приняты старые советские названия. В акимат города даже поступали просьбы о том, чтобы рядом с новыми названиями сохранялись и прежние.

Как видно, успех ономастических преобразований зависит от этнического наполнения города, а этнический состав жителей Усть-Каменогорска затрудняет проведение подобных реформ.

Одним из дестабилизирующих факторов может стать объявленная президентом России государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом18. В сентябре 2006 г. в Усть-Каменогорске был проведен поквартирный опрос для выявления эмиграционных настроений жителей города19, в том числе в связи с этой программой. О своем желании переехать за пределы Казахстана заявили 26% опрошенных; не определились - 19%, однако аналитики относят данную категорию с наибольшей вероятностью к желающим покинуть республику. Не хотят уезжать из Казахстана 53% опрошенных, из них 39% дали ответ - "пока переезжать не хочу". Эксперты отмечают, что данная категория людей осознает, что в случае ужесточения некоторых обстоятельств им просто придется покинуть Казахстан. Таким образом, четкий ответ о нежелании уезжать ("не перееду ни при каких обстоятельствах") дали только 14% опрошенных - это представители титульного этноса.

Наиболее предпочитаемая страна для переезда - Россия (17% ответов), но в то же время интересен тот факт, что 60% опрошенных затруднились сказать, в какую страну они готовы выехать. Главные причины переезда носят этнический характер, в качестве основной назывался переход делопроизводства на казахский язык (14% опрошенных), а дискриминацию по национальному признаку отмечали 8% опрошенных.

* * *

Полевые исследования автора в главных городах Восточного Казахстана, социологические опросы указывают на наличие определенной этнической напряженности в области, особенно в Усть-Каменогорске. Выявляются проблемные узлы, такие как языковая политика, продвижение по служебной лестнице, проявления бытового национализма, которые при действии определенных катализаторов могут обостриться. Протестный потенциал, зафиксированный в регионе, находится в латентной форме, но может вылиться в открытую форму напряженности при определенных условиях, таких как окончательный перевод делопроизводства на казахский язык и вытеснение русскоязычных из промышленного сектора.

Сроки окончательного перевода делопроизводства для Семипалатинского региона и г. Семипалатинска определены на июль 2007 г., в Усть-Каменогорске эта дата передвинулась с 2010 г., как было заявлено первоначально, на 2008 г. Пока отношение населения к грядущим преобразованиям не ясно. Но в перспективе именно эти мероприятия могут всколыхнуть волну межэтнической нетерпимости и миграционной активности русскоязычного населения.


1 Калиновская К. П. Межэтническая ситуация в Восточном Казахстане (по полевым материалам 1986 - 1989 гг.) // Этнические конфликты в СССР. М., 1990. С. 15 - 26.

2 Коновалов А. Л. Национальные процессы в Республике Казахстан. Семипалатинск: Семей, 1999. С. 225; Коновалов А. Л. Развитие национальных процессов глазами семипалатинцсв: сборник материалов социологических исследований, проведенных в 2003 г. Семипалатинск, 2004. С. 58; Коновалов А. Л., Нанбекова Н. С. Особенности проявления истории разрешения национальных противоречий в сознании казахстанцев на примере социологических исследований в Семипалатинском регионе Восточно-Казахстанской области (2004 - 2006 гг.). Семипалатинск, 2006.

3 Двоскин Б. Я. Экономико-географическое районирование Казахстана. Алма-Ата, Наука, 1986. С. 32; Есенгалиева А. К. Этнический фактор социально-политического развития Казахстана // Саясат: события, проблемы, анализ, прогнозы. 1998, N 7. С. 32.

4 Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. Т. II / Госкомстат РК. Алма-Ата: Республиканский информационно-издательский центр, 1992. С. 40.

5 Садовская Е. Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы. Алма-Ата, 2001. С. 45; Алексеенко А. Н. Эволюция региональной идентичности на востоке Казахстана в суверенный период // Проблемы этнического сепаратизма и регионализма в Центральной Азии и Сибири: история и современность. Барнаул, 2004. С. 207.

6 Алексеенко А. Н. Указ. соч. С. 207.

7 Краткие итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан. Алматы, 1999. С. 103.

8 Полевые материалы автора в г. Семипалатинске в октябре 2006 г. Семипалатинск (Н. К. Козырева). Тетр. 2.

9 Аяганов Б. Г., Куандыков А. У., Баймагамбетов. Этнополитическая ситуация в Казахстане: региональный опыт // Саясат: события, проблемы, анализ, прогнозы. 1995. N 1. С. 41.

10 www.altaiinter.org (последнее посещение 12 января 2006 г.).

11 Абдыгалиев Б. Б. Политизация этничности: процессы, механизмы, последствия. Алматы, 2003. С. 78.

12 Там же.

13 Мониторинг этнической и религиозной ситуации Восточно-Казахстанской области // Материалы предоставлены акиматом Восточно-Казахстанской области.

14 Русский язык в Восточном Казахстане: проблемы функционирования, перспективы развития: сборник материалов научно-практической конференции (2 апреля 2005 г.). Усть-Каменогорск, 2005.

15 Данные социологического опроса, проведенного в октябре 2006 г. в рамках выполнения проекта РГНФ N 06 - 01 - 00362а (в настоящее время находятся на завершающей стадии обработки).

16 Их именами названы улицы: путеводитель / Государственный архив Восточно-Казахстанской области (ГА ВКО). Усть-Каменогорск, 2006. С. 89.

17 ГА ВКО. Документы ономастической комиссии.

18 Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. "Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом".

19 Миграционные настроения жителей г. Усть-Каменогорска // Материалы предоставлены акиматом Восточно-Казахстанской области.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-В-ВОСТОЧНОМ-КАЗАХСТАНЕ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. ГУЖВЕНКО, МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 25.06.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-В-ВОСТОЧНОМ-КАЗАХСТАНЕ (date of access: 05.03.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ю. ГУЖВЕНКО:

Ю. ГУЖВЕНКО → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
194 views rating
25.06.2023 (254 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И КАЗАХСТАНСКО-ЕГИПЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Yesterday · From Цеслан Бастанов
ЭФИОПИЯ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ШТАТЕ ГАМБЕЛЛА
2 days ago · From Цеслан Бастанов
МЭР ЛОНДОНА - МУСУЛЬМАНИН
4 days ago · From Цеслан Бастанов
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" В ЛИВИИ
8 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Catalog: Экономика 
11 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Catalog: Экономика 
12 days ago · From Цеслан Бастанов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЯПОНИИ
14 days ago · From Цеслан Бастанов
XII СЪЕЗД КПВ В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКОВ И УЧЕНЫХ
15 days ago · From Цеслан Бастанов
XII CONGRESS OF THE CPV IN THE ASSESSMENTS OF POLITICIANS AND SCIENTISTS
Catalog: История 
15 days ago · From Цеслан Бастанов
СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В НЕБЕ КИТАЯ
17 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android