BIBLIO.KZ - цифровая библиотека Казахстана, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: KZ-294
Автор(ы) публикации: Л. А. ДЕРБОВ

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

На протяжении ряда лет, после включения в учебные планы вузов дисциплины "Введение в специальность", на историческом факультете Саратовского университета читается курс "Введение в изучение истории". К настоящему времени уже сложились определенные принципы его преподавания, составлена программа, выпущено краткое учебное пособие1 . При разработке курса учтены рекомендации Министерства высшего и среднего специального образования СССР, итоги обсуждения основ курса на кафедрах и Ученом совете факультета, материалы проведенного среди студентов анкетирования, практика ряда университетов (Московского, Казахского, Петрозаводского, Калининского, Ростовского, Калининградского и др.), а также опыт историков ГДР2 . Существенным фактором явилось и обобщение конкретного опыта работы с первокурсниками.

Курс "Введение в изучение истории" должен носить пропедевтический (подготовительный) характер, и главная цель его - ознакомление студентов с содержанием, особенностями, задачами, методологией и методикой исторической науки - избранной ими будущей профессии. В курсе сочетаются основные теоретические положения, без знания которых студентам трудно приступить к изучению исторических дисциплин, с необходимыми методическими рекомендациями и сведениями справочно- информационного характера. Студенты уже с первых недель пребывания в вузе должны ясно представлять себе, что и как они будут изучать на первом и последующих курсах. Курс "Введение в изучение истории" теснейшим образом связывается в университете с другими параллельно читаемыми на истфаке дисциплинами, с учебным процессом и всей системой идейно-воспитательных мероприятий. Конкретные примеры берутся из материала преподаваемых на факультете общественных дисциплин. Студенты знакомятся с работой отдельных кафедр, кабинетов, других подразделений факультета, библиотекой, деятельностью общественных организаций. Этим вопросам посвящены самостоятельные разделы в курсе, специально проводимые встречи и экскурсии. Результаты занятий по курсу, советы и рекомендации, получаемые студентами, как свидетельствует практика, положительно сказываются на уровне учебной подготовки и воспитании первокурсников.

Курс открывается лекцией о значении профессиональной ориентации, об основных требованиях, предъявляемых к работе историка - исследователя и педагога. Затем преподаватель раскрывает социальную функцию исторической науки, рассказывает о ее научно-образовательном и идейно-политическом значении для познания законов общественного развития, возможности научного предвидения и прогнозирования исторического процесса, дела коммунистического воспитания трудящихся, распространения революционных, боевых и трудовых традиций, воспитания чувств советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Марксистско-ленинская историческая наука рассматривается в этой связи как один из важнейших участков идеологической работы партии, острейшее идейное оружие в борьбе с реакционной буржуазной пропагандой, антикоммунизмом и антисоветизмом, ревизионизмом всех мастей и оттенков. Студенты должны быть убеждены в важности того дела, которому они решили посвятить жизнь, и хорошо представлять себе меру ответственности, взятой на себя при выборе специальности.

Далее в курсе рассматривается соотношение истории и современности, анализируются важнейшие оценки значения истории, данные основоположниками научного социализма, изучаются постановления партии и правительства об исторической науке и историческом образовании в СССР. Особое место отводится решениям XXV съез-


1 См. Л. А. Дербов. Введение в изучение истории. Саратов. 1978.

2 См. "Einfuhrung in das Studium der Geschichte". B. 1966 (рец. А. М. Сахарова на это издание см. "Вопросы истории", 1968, N 3).

стр. 121


да КПСС, в которых поставлена задача дальнейшего усиления идеологической работы, развития общественных наук. В следующем разделе рассматривается вопрос о предмете истории, ее месте в системе общественных наук, выясняется соотношение истории с философией, политэкономией, юриспруденцией, филологией, географией, социологией, демографией, психологией, логикой, этикой, эстетикой. В курсе показываются специфика истории как науки, ее познавательные особенности и обусловленные ими исследовательские приемы, подчеркиваются ретроспективный по преимуществу характер исторического знания, его конкретность и связь с современностью, разносторонность и универсальность гражданской истории как своеобразного синтеза общественных наук. Большое место отводится в курсе разъяснению соотношения фактов и обобщений, единства особенного и общего, принципов отбора фактов и их критического анализа, необходимости "сведения индивидуального к социальному"3 . При этом доказывается, что изучение конкретной истории неизбежно обращает к теории. Студенты убеждаются в том, что им необходимо не только постоянно накапливать факты, обогащая память знанием конкретных событий, но и учиться мыслить теоретически, оценивать исторические явления, делать самостоятельные выводы и обобщения на основе фактического материала.

Затем в курсе приводятся данные о структуре исторической науки, делении истории на разделы и отрасли по хронологическому, пространственному и тематическому признакам. При этом раскрывается фронт работ советских историков, характеризуется научное превосходство марксистов-ленинцев в исследовании исторического процесса, ограниченный и реакционный характер построений буржуазных ученых. Преподавателем перечисляются науки соответствующего цикла, вспомогательные и специальные дисциплины, составляющие вместе семью исторических наук. Сложность структуры исторического знания, необъятность фактического материала, многообразие аспектов и познавательных средств говорят слушателям, сколь широки и ответственны задачи, стоящие перед историками. Они подводятся к мысли, что успех всей работы историка зависит от того, на какой теоретической основе базируется его исследование.

Наиболее важен и сложен поэтому раздел о методологических основах исторической науки. Первокурсники, как правило, владеют лишь элементарными сведениями в этой области. Их недостаточно для серьезного усвоения университетских курсов. Изучение же диалектического и исторического материализма как теоретической основы исторической науки начинается позже, когда курсы истории древнего мира, средних веков, досоветского периода истории СССР и пр. в целом уже пройдены. Поэтому в курсе "Введение в изучение истории" в максимально доступной форме и сжато студентам разъясняются основные положения марксистско-ленинского учения о развитии общества и его важнейших закономерностях, рассказывается, какой путь прошла историческая наука от античности до эпохи Просвещения, наконец - о перевороте в науке, ознаменовавшемся формированием марксизма. Студенты подводятся к мысли, что только с его возникновением были открыты действительные законы истории, а вместе с ними - истинные пути освобождения трудящихся от эксплуатации.

Затем в курсе кратко говорится о действии объективно существующих экономических законов, соотношении базисных и надстроечных явлений, смене общественно- экономических формаций и разъясняется, что марксистско-ленинское учение о формациях позволяет выделить в развитии человечества качественно новые ступени и дает методологическую основу для научной периодизации истории. Особое место отводится при этом раскрытию вопроса о решающей роли народных масс в общественном производстве, об их освободительной борьбе, создании передовой культуры, соотношении роли народа и личности. На примерах прошлого показывается значение классовой борьбы как главной движущей силы исторического процесса, подчеркивается роль революционных переворотов как "локомотивов истории". В курсе характеризуется всемирно-историческая роль рабочего класса как гегемона революций нашей эпохи и руководителя всех трудящихся в борьбе за революционное преобразование мира, за социализм, доказывается, что марксизм-ленинизм является


3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 1, стр. 429.

стр. 122


единственно правильной методологией, на которой основывается подлинно историческое знание, той революционной теорией, справедливость которой подтверждена общественной практикой, опытом жизни миллионов людей.

Материалы данного раздела курса показывают, что история представляет собой не беспорядочное нагромождение событий, хаос фактов и явлений, а развивающийся в определенном направлении процесс, в котором господствует строгая закономерность, и непрерывно развивающуюся систему, состоящую из многих элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Каждый из них может быть правильно понят только как часть этой системы. Поэтому произвольное выхватывание отдельных фактов недопустимо. Задачей историка является правильное понимание соотношения всех факторов и закономерностей: первичных и производных, общих и частных, объективных и субъективных, всемирных и региональных.

В курсе раскрывается коренное отличие марксистско-ленинской методологии от буржуазных теорий исторического познания, критикуются основные принципы современной буржуазной социологии и историографии. Студентам разъясняется, почему многие современные буржуазные историки отрицают закономерность исторического развития и прогресса, объявляют прошлое непознаваемым, а историческую науку - лишенной объективного смысла; почему в буржуазной историографии часты возврат к мистике и субъективному идеализму, идеям провиденциализма, выпячивание различного рода случайностей, произвольные выбор, группировка и объяснение фактов. Это "бегство от истории" свидетельствует о методологическом бессилии буржуазной науки и влиянии в ней реакционных политических интересов. Поэтому важнейшей задачей советских историков является борьба с фальсификаторами истории, их антинаучными концепциями.

Перед студентами демонстрируется значение строгого соблюдения марксистско- ленинских принципов историзма и партийности в науке, показывается, что только классовый подход раскрывает истинный смысл исторических явлений. Завершается этот раздел курса указаниями на тот неоценимый вклад в развитие марксистской теории исторического процесса и методологических основ исторической науки, который сделан Лениным, и разъясняется, что ленинское наследие составляет незыблемую теоретическую основу советской исторической науки, обеспечивающую ее успешное развитие. Часто раздел "В. И. Ленин и историческая наука" вообще выделяется в отдельную тему.

Опыт преподавания курса свидетельствует о том, что слушатели с живым интересом относятся к проблемам методологии истории и успешно усваивают их. Это не исключает необходимости дальнейших усилий по совершенствованию как содержания данного раздела курса, так и приемов его подачи.

Значительное место отводится в курсе источникам, их классификации, особенностям и научной критике. Студенты проходят источниковедение в качестве учебной дисциплины на одном из старших курсов. Но еще в начале обучения им необходимо иметь представление об элементарных основах источниковедения, поскольку уже на первом курсе приходится обращаться к источникам во время работы в семинарах, научных кружках, при подготовке докладов для студенческих конференций и конкурсов. Конечно, ряд рекомендаций по работе с источниками студенты получают от руководителей занятий. Но сведения эти обычно прагматизированы. Курс же "Введение в изучение истории" сообщает об основных типах и видах источников, принципах их научной классификации, значении различных источников для исторического исследования, приемах внешней и внутренней их критики, необходимости классового подхода и применения принципа партийности в источниковедческом анализе. Это делается в расчете на то, что более обстоятельно методикой научной критики источников студент будет овладевать постепенно, во время работы в семинарах и спецсеминарах под руководством преподавателей.

Таким образом, вопросы содержания, методологии и методики изучаемой науки занимают в курсе "Введение в изучение истории" центральное место. Наряду с ними в него включены материалы справочно-информационного характера. Студенты знакомятся со структурой и деятельностью научных исторических учреждений, их основными изданиями и публикациями, периодическими органами, с важнейшими

стр. 123


приемами работы в библиотеках, архивах и музеях. С первокурсниками всех отделений проводится цикл библиотечных и библиографических уроков, во время которых студенты на месте знакомятся с фондами, отделами и основными залами научной библиотеки университета, ее каталогами и абонементом. Специальный раздел курса посвящен изучению системы исторического образования в СССР, а затем - конкретным задачам подготовки специалистов-историков в Саратовском университете, включая рассказ о традициях этого вуза и его месте в системе других университетов страны. Студенты знакомятся с факультетом, на котором обучаются, учебным планом, порядком прохождения отдельных дисциплин, получают сведения о формах и видах учебных занятий, самостоятельной работе, о своих правах и обязанностях, деятельности администрации и общественных организаций.

Последняя тема курса отводится вопросу об общественно-политической подготовке студента-историка, его идейно-политическом росте как будущего активного работника идеологического фронта, пропагандиста идей партии, воспитателя молодежи. Здесь рассказывается о структуре общественных организаций факультета и вуза, видах общественной работы студентов, системе общественно-политической практики, факультете общественных профессий, школе молодого лектора, необходимости овладения мастерством агитационно-пропагандистской работы, трудовом воспитании и трудовом семестре, художественной самодеятельности и участии в оборонно-физкультурных мероприятиях. Студентам показывается, что общественно-политическая деятельность является неотъемлемой составной частью работы любого историка, что без нее нельзя представить себе подготовку современного специалиста.

В каком же направлении может идти дальнейшее совершенствование курса? В университете заново разрабатывается раздел о педагогической подготовке студента- историка, поскольку большая часть его выпускников направляется в школы. Думается, что наряду с этим следует более подробно рассказывать о других возможных видах деятельности выпускников: работе в архивах, музеях, библиотеках, вузах, партийно- комсомольском аппарате. Представляется целесообразным расширить материал о научно- исследовательской деятельности студентов, методике их самостоятельной работы над литературой и источниками, о формировании личности студента. Следует также разрабатывать сокращенные варианты курса для заочного и вечернего отделений.

По-видимому, целесообразно издать в централизованном порядке программу курса "Введение в изучение истории" и соответствующее учебное пособие для студентов. Разгрузив курс от материалов, относящихся к компетенции вузовской администрации, освободившееся место можно было бы отдать под главные разделы. Следует подумать и над тем, чем должен завершаться курс и какая форма учета работы студентов здесь наиболее целесообразна.

Orphus

© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

http://biblio.kz/m/articles/view/КУРС-ВВЕДЕНИЕ-В-ИЗУЧЕНИЕ-ИСТОРИИ-В-САРАТОВСКОМ-УНИВЕРСИТЕТЕ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Казахстан ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. А. ДЕРБОВ, КУРС "ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ" В САРАТОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 11.02.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/КУРС-ВВЕДЕНИЕ-В-ИЗУЧЕНИЕ-ИСТОРИИ-В-САРАТОВСКОМ-УНИВЕРСИТЕТЕ (дата обращения: 20.02.2019).

Автор(ы) публикации - Л. А. ДЕРБОВ:

Л. А. ДЕРБОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Казахстан Онлайн
Астана, Казахстан
197 просмотров рейтинг
11.02.2018 (374 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Мы живем в самое прекрасное время в истории человечества с точки зрения продолжительности жизни и состояния физического здоровья населения. Сегодня люди и в 80 лет работают и сохраняют энергичный ритм жизни. Медики говорят, что это может быть правилом, а не исключением, когда люди начнут заботиться о своем здоровье. Здоровье - именно тот ресурс, без которого достичь успеха очень трудно. Это понимают и молодые люди.
2 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
ИРАНСКИЙ ДЕМОКРАТ-ГУМАНИСТ САЙД НАФИСИ
Каталог: Политология 
11 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Рецензии. ТАНАКА АКИРА. ТАКАСУГИ СИНСАКУ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙСКА
11 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
ЛЮДИ И ПРИРОДА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ. ОПЫТ ОБЪЯСНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ДЕТАЛЕЙ ИСТОРИИ КОЧЕВНИКОВ
Каталог: История 
11 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Что происходит с украинским книжным рынком сейчас? Почему война стала катализатором изменений в отрасли? Как школьные учебники тормозят развитие книгоиздания Украины и почему литература должна выдаваться не за счет бюджета? Изменения в рыночном ландшафте Украины обсуждали во время 25-го "Book Forum" в Киеве, участие в нем принимали и делегации из Казахстана.
Каталог: Книговедение 
17 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
А. И. ЗЕВЕЛЕВ, Ю. А. ПОЛЯКОВ, Л. В. ШИШКИНА. БАСМАЧЕСТВО: ПРАВДА ИСТОРИИ И ВЫМЫСЕЛ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ
Каталог: История 
23 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
УЧАСТИЕ СОВЕТСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНА В МЕЖДУНАРОДНОМ КУЛЬТУРНОМ И НАУЧНОМ ОБМЕНЕ В 20-30-е ГОДЫ
Каталог: Культурология 
23 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
The world ether is filled with gravitons. A positron rotating in the ether twists around itself graviton spheres, which increase its mass and turn it into a proton. The graviton spheres of the positron attract an electron to it, giving rise to a neutron. A proton, having lost some of its rotational energy, with its atomic graviton spheres - (unlike nuclear graviton spheres, which attract an electron to a proton, turning it into a neutron) - attracts an electron to itself, turning it into a hydrogen atom.
Каталог: Физика 
32 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Ж. КАСЫМБАЕВ. Под надежную защиту России. Алма-Ата. Изд-во "Казахстан". 1986. 136 с.
Каталог: История 
36 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Историческая наука в СССР. НОВЫЕ КНИГИ
Каталог: Книговедение 
58 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
КУРС "ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ" В САРАТОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Цифровая библиотека Казахстана ® Все права защищены.
2017-2019, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK